Каковы закономерности межличностного общения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Существенная сторона общения — восприятие людьми друг друга, формирование отношения к личности другого (перцептивная сторона общения). Это отношение формируется с учетом представлений человека о том, как он выглядит в глазах своего партнера по общению.

Характер отношений человека в значительной мере зависит от имеющихся у него и активно действующих в данный момент стереотипов — упрощенных образов другого, возникающих на основе отрывочных, часто поверхностных сведений. Так, например, представление о человеке может быть составлено с учетом только его возраста, пола, профессии, национальности.

Формирование нашего отношения к другому человеку происходит также под действием стремления понять мотивы его поведения путем постановки себя на его место. Вот как рассказывается о действии этого механизма в одной из древнекитайских философских притч.

Восприятие другого человека, отношение к нему может существенно меняться в зависимости от актуальных для нас в данный момент проблем. Уже более двух тысячелетий живет в Китае эта притча.

У одного человека пропал топор. Заподозрил он сына соседа. Стал к нему приглядываться. И что он видит? Соседский сын ходит, как укравший топор, смотрит, как укравший топор, говорит, как укравший топор, — словом, каждый жест, каждое движение выдают в нем вора. Но вдруг топор нашелся. Что видит теперь счастливый хозяин топора? Слова, жесты, походка вора исчезли у соседского сына, будто их и вовсе не было.

Помимо влияния актуальных проблем в психологии зафиксирована сильная зависимость восприятия другого от отношения к самому себе. Оказывается, чем выше уровень самоприятия, тем вероятнее доброжелательное отношение к другому. Заметьте, что речь идет не о самооценке, т. е. не об уровне оценки своих способностей, заслуг и т. п., а о самоприятии — добром отношении к такому себе, какой я есть — со всеми своими недостатками, изъянами, горестями и неудачами. По-видимому, в этом случае относиться к другому с симпатией помогает человеку собственный опыт самоприятия, выработанное умение за шелухой неудач и недостатков чувствовать, понимать и уважать самоценность человека.

Наше отношение к человеку может сильно меняться в зависимости от того, насколько опасна ситуация, в которой происходит взаимодействие. Если опасность для нас общая и преодолеть ее легче сообща, то уровень симпатии чаще всего возрастает. Если источник опасности — сам собеседник, то это делает его в наших глазах менее привлекательным, чем раньше.

Еще более сильными факторами, влияющими на уровень нашей симпатии и антипатии к человеку, оказываются его потенциальные возможности (сила в широком смысле слова) и внешность. Если расположить указанные выше факторы по степени их влияния на уровень симпатии — антипатии, то их места распределятся следующим образом.

Далее следует поместить субъективное восприятие ситуации.

При этом, как уже было отмечено выше, большое влияние на характер взаимовосприятия может оказывать наличие или отсутствие опасности:

И наконец, замыкает этот перечень существенных факторов взаимовосприятия упомянутое выше отношение человека к самому себе:

  • на высокий уровень симпатии, готовность к доброжелательному восприятию других наиболее сильное влияние оказывает самоприятие человека, т. е. принятие себя таким, какой он есть, — сказывается наличие опыта самопрощения;
  • тяготению к антипатии в отношении к другим способствует сочетание высокой самооценки и недовольства собой в целом (если человек считает себя способным ко многому и при этом сам к себе беспощаден, то по отношению к другим он часто беспощаден вдвойне).

Если кратко охарактеризовать динамику развития эмоционального приятия одного человека другим, то прежде всего следует выделить такие этапы:

  • формирование симпатии к другому как результат положительной оценки его отдельных качеств (хорошего здоровья, приятной внешности, влиятельности и т. п.);
  • приятие другого как позитивный результат сравнения его и своих ценностей;
  • притягательность контактов с другим как результат согласованности социально-ролевого взаимодействия с ним.

Выделенные этапы носят достаточно условный характер и не являются строго заданной последовательностью. Но в ряде случаев, как, например, при формировании семьи, эти этапы наблюдаются достаточно отчетливо.

Часто для того чтобы понравиться собеседнику, произвести на него впечатление, мы демонстрируем наши возможности, показатели нашей силы разного рода. При этом кто-то пытается демонстрировать рельефную мускулатуру, кто-то интеллектуальную мощь, кто-то свои связи с сильными мира сего, а кто-то — принадлежность к их числу.

И как показывают научные исследования, интуитивно действуем мы правильно. Действительно, сила человека, способность решать сложнейшие проблемы повышают его привлекательность. Но есть определенный уровень, начиная с которого сила только пугает, и тогда в действие вступает уже описанное ранее снижение симпатии к другому как к источнику опасности.

Сравнивая себя со всемогущим, не каждый может примириться со своим бессилием, ничтожеством перед ним. Чтобы хоть как-то добиться соразмерности самооценки и общей оценки другого, человек стремится к преувеличению его недостатков и к умалению его достоинств. Отсюда простое практическое следствие: не стоит увлекаться ни демонстрацией своих достоинств, ни переживаниями по поводу собственных недостатков, так как не всегда известно, за что именно окружающие нас терпят и что именно позволяет некоторым из них любить.

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психологические закономерности межличностного и межгруппового взаимодействия

Психологические закономерности межличностного и межгруппового взаимодействия
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психологические закономерности межличностного и межгруппового взаимодействия
Средства и техники общения
Психологические особенности поведения человека в группе. Конфликты
Все страницы

1.1. Межличностное общение как многоплановый и полифункциональный процесс

Общение является одной из важнейших потребностей человека как социального, разумного существа, как носителя сознания. Связь человека с другими людьми является способом его существования; человек становится человеком только в общении.
Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих индивидуальных психологических особенностей.

Практические задания к теме 1.1

Задание 3. Изучение способности к самоуправлению в общении.

Опросник
1. Я считаю, что имитировать поведение других людей трудно.
2. В моем поведении чаще всего отражается все то, что я думаю и в чем я убежден на самом деле.
3. На вечеринках, в различных компаниях я не пытаюсь делать или говорить то, что приятно другим.
4. Я могу защищать только те идеи, в которые сам верю.
5. Я могу произносить речи экспромтом даже на те темы, по которым не имею почти никакой информации.
6. Я полагаю, что я умею проявлять себя так, чтобы произвести впечатление на людей или развлечь их.
7. Если я не уверен, как следует вести себя в определенной ситуации, начинаю ориентироваться на поведение других людей.
8. Возможно, из меня получился бы неплохой актер.
9. Я редко нуждаюсь в советах друзей при выборе книг, музыки, фильмов.
10. Другим порой кажется, что я переживаю более глубокие эмоции, чем это есть на самом деле.
11. Я смеюсь над комедией больше, когда смотрю ее вместе с другими, чем когда смотрю ее один.
12. В группе людей я редко являюсь центром внимания.
13. В различных ситуациях с разными людьми я веду себя совершенно по-разному.
14. Мне не очень легко добиться того, чтобы другие почувствовали ко мне симпатию.
15. Даже если я не в духе, часто делаю вид, что приятно провожу время.
16. Я не всегда такой на самом деле, каким кажусь.
17. Я не стану специально высказывать мнение или изменять поведение, когда мне хочется кому-то понравиться или добиться расположения.
18. Я считаюсь человеком, способным развлечь.
19. Чтобы понравиться, наладить отношения с людьми, я стараюсь прежде всего делать именно то, что от меня ожидают.
20. Я никогда не проявлял себя особо успешно, если играл с другими в игры, требующие смекалки или импровизированных действий.
21. Я испытываю затруднения, когда пытаюсь менять свое поведение так, чтобы оно соответствовало взглядам различных людей и ситуациям.
22. Во время вечеринок я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать истории.
23. В компаниях я чувствую себя несколько неловко и не проявляю себя достаточно хорошо.
24. Если потребуется для правого дела, я могу любому, глядя прямо в глаза, сказать неправду и при этом сохранять бесстрастное выражение лица.
25. Я могу сделать так, чтобы окружающие были со мной дружелюбны, даже если эти люди мне не нравятся.

1.2. Перцептивная, интерактивная и коммуникативная стороны межличностного общения

Как это сделать?

Повторение: дословное воспроизведение, цитирование сказанного партнёром

Перефразирование: в краткой форме передача сути высказывания партнёра

«Правильно ли я Вас понял, что. (краткий пересказ своими словами, но в логике партнёра).
«Из Ваших слов следует, что . (итоговое высказывание в обобщенном варианте своими словами)

Под закономерностью межличностных отношений понимается объективно существующая устойчивая связь явлений, возникающих в межличностном общении и накладывающая значительный отпечаток на его характер.

Выделяют:
- закономерность неопределенности отклика - Закономерность неопределенности отклика - закономерность межличностных отношений, проявляющаяся в зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различий в их личностных особенностях, конкретной ситуации, в которой происходит воздействие, особенностях передачи воздействия;
- закономерность неадекватности - Закономерность неадекватности - закономерность межличностных отношений, проявляющаяся в отображении человека человеком и неадекватности самооценки. Ни один человек не может постичь другого человека, а также самого себя с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно этого человека и относительно самого себя;
- закономерность искажения смысла информации - Закономерность искажения смысла информации - объективная закономерность межличностных отношений. Эта закономерность действует тем сильнее, чем большее число людей использует какой-либо массив информации на входе и на выходе любого процесса;
- закономерность психологической самозащиты - В повседневной жизни, в процессе профессиональной деятель­ности можно выделить несколько видов безопасности:
- внешняя физическая;- внутренняя физическая;- юридическая (или правовая);- социальная; - психологическая. Часто окружающие пренеб­регают психологической безопасностью других людей, что прояв­ляется в осознанном или неосознанном посягательстве на ведущие мотивы социального поведения человека. Необходимость принять меры за­щиты нарушает нормальные, полезные взаимоот­ношения людей, создает между ними барьеры в общении.

В процессе профессиональной деятельности следует учитывать закономерности, определяющие
особенности межличностных взаимоотношений.

Одной из основных среди них является закономерность неопределенности отклика или, другими
словами, зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различий в их личностных
особенностях, конкретной ситуации, в которой происходит воздействие, особенностях передачи
воздействия.

Изучение механизма данной закономерности позволяет ответить на ряд вопросов, которые
нередко возникают в процессе межличностных отношений: почему другой человек не сделал то, о чем вы его просили или на что указывали?

Почему ваши слова, действия, указания обидели другого человека, причем неожиданно для вас? Почему другой человек сделал не то и не так, как вы просили или указывали? и т.п.

Механизм действия закономерности неопределенности отклика можно пояснить с помощью
одной из теорий процесса мотивации трудовой деятельности— модели Портера-Лоулера. Интерпретация модели в данном случае дается более широко, чем в других источниках, описывающих теории мотивации. Так, с точки зрения межличностных отношений, введены дополнительные взаимосвязи между блоками модели, показанные пунктирной линией.

Более широкое толкование можно дать понятию внешнего вознаграждения, используемого в
модели Портера-Лоулера. Внешние вознаграждения— это не только похвала руководителя, премия, продвижение по службе, но и поддержка нормальных отношений с тем кругом лиц,
который является значимым для исполнителя какого-либо действия, либо установление отношений с этим кругом лиц в результате выполнения определенного действия, получение новой профессиональной роли, приобретение эксклюзивных прав и т.п.

Кроме вышеназванной закономерности межличностных отношений, к ним также следует
отнести закономерность неадекватности отображения человека человеком и неадекватности
самооценки.

Ее смысл состоит в том, что ни один человек не может постичь другого
человека, а также самого себя с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно этого человека и относительно самого себя.

Важное значение в межличностных отношениях имеет закономерность искажения смысла информации. Она действует объективно и тем сильнее, чем большее число людей
использует какой- либо массив информации на входе и на выходе любого процесса.

Еще одна закономерность, о действии которой в межличностных отношениях очень часто
забывают, — закономерность психологической самозащиты. По отношению к другим людям мы ставим на первое место, как правило, их внешнюю физическую безопасность, пренебрегая
их психологической безопасностью.

С другой стороны, сам человек придает очень большое значение собственной психологической безопасности и самозащите от посягательств на нее. Ведущим мотивом социального поведения является сохранение личного статуса, собственного достоинства человека.

Читайте также: