Каковы способы передвижения одноклеточных животных 6 класс кратко

Обновлено: 28.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок № 28 .12.2018г. 6 класс БИОЛОГИЯ

ДВИЖЕНИЕ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ И ЖИВОТНЫХ
тема урока


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПРЕМЕТНЫЕ - формировать знания учащихся о разнообразии способов передвижения живых организмов: раскрыть черты приспособленности к условиям окружающей среды и образу жизни.

ЛИЧНОСТНЫЕ – воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к живым организмам.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ – развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами; совершенствовать навыки устного общения.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД - определять и регулировать тему и цель урока с помощью учителя, вносить коррективы и оценивать свою деятельность.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД - развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность, умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД - способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничество друг с другом и с учителем.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, электронный учебник.

ОРГАНИЗАЦИЯ

Цель: Включение учащихся в продуктивную деятельность.
Проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих, организация внимания и внутренней готовности. Заполнение журнала.

2. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Цель: фиксация причины затруднения. Формулировка цели урока учащимися путем наводящих вопросов учителя. Записывают тему урока и дату в тетрадь. Слайд

Какие мы можем поставить задачи перед собой на уроке?
1. Узнать, как передвигаются одноклеточные организмы.
2. С помощью каких приспособлений передвигаются животные в разных средах.
3. Узнать, у каких организмов – одноклеточных или многоклеточных движения сложнее и разнообразнее.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО

Ученики в течении урока работают по карточке. (Приложение №1). Ученик с ОВЗ работает также по карточке (Приложение №2)

Слайд Одно из важнейших свойств всех живых организмов – способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные.

Движение одноклеточных организмов

Одноклеточные организмы могут перемещаться в пространстве разными способами.

Задание №1. Заполните схему, ответ найдите в учебнике.

Многие бактерии, одноклеточные животные и водоросли передвигаются с помощью жгутиков. Их может быть от одного до нескольких тысяч. Жгутики движутся волнообразно.

Задание №2. Запишите организмов, которые передвигаются при помощи ЖГУТИКОВ
в схему.

Инфузории перемещаются в водной среде при помощи ресничек. Они более чем в 10 раз короче жгутиков, их движения похожи на колебания маятника.

Задание №3. Запишите организм, который передвигается при помощи РЕСНИЧЕК
в схему.

Амеба движется с помощью временных выростов цитоплазмы – ложноножек. Выпуская ложноножки, она словно перетекает с одного места на другое. Движется амеба со скоростью менее 1 мм в минуту.

Задание №4. Запишите организм, который передвигается при помощи ЛОЖНОНОЖЕК
в схему.

Большинство животных активно передвигаются в пространстве. Разнообразные способы движения служат для поиска и потребления пищи, избежания опасности. Именно поэтому у многоклеточных животных в процессе исторического развития сформировалась сложная опорно-двигательная система.


Вспомните! Чем представлена опорно-двигательная система животных?

Основа такой системы – скелет.

Вспомните! Какой скелет у позвоночных животных – наружный или внутренний?

У позвоночных животных скелет внутренний. Он построен из костной и хрящевой тканей. Части скелета соединяются неподвижно или с помощью суставов. К скелету прикрепляются мышцы. При сокращении мышц части скелета работают как рычаги, что приводит к различным движениям.

Пользуясь 32П учебника, найдите ответ на вопрос: С помощью каких приспособлений передвигаются животные разных сред жизни? – самостоятельно выполняют задание, оформляют в виде схемы.

НО, сначала, давайте вспомним, в каких средах могут обитать животные?

Для активного передвижения в разных средах у животных сформировались разнообразные конечности.

Задание №5. Пользуясь 32П учебника, найдите ответ на вопрос: С помощью каких приспособлений передвигаются животные разных сред жизни?

hello_html_m9314f24.jpg
hello_html_17ec166a.jpg

Водные животные передвигаются с помощью плавников (рыбы) или ластообразных конечностей (морские котики, моржи). Почвенные животные роют ходы с помощью приспособленных для этого роющих передних конечностей. У большинства животных, обитающих в наземно-воздушной среде, имеются специальные двигательные конечности. С их помощью они совершают разнообразные движения: ходят, бегают, ползают, прыгают. Некоторые животные способны летать. Крылья птиц и летучих мышей – это видоизмененные передние конечности. Крылья бабочек и других насекомых – это выросты покровов.

5. ИТОГОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Рефлексия. Выполнение заданий (электронный учебник) на электронном тренажере
6. Слайд ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 35 – учить п.1, 3.
7. КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК

Одноклеточные животные имеют различные органеллы в своей структуре, которые обеспечивают все жизненные процессы. Для движения они имеют немембранные наружные органеллы. К ним относятся жгутики и реснички. Реснички в основном покрывают весь организм. Жгутиков может быть несколько. Они хаотично располагаются на клетке. Благодаря этим органеллам они могут е только передвигаться, а и захватывать пищу, контактировать с окружающей средой и прочее. Эвглена зелёная имеет всего один жгутик спереди своего тела.

Жгутиками (эвглена зелёная) , ресничками (инфузория-туфелька) , ложноножками - псевдоподиями (амёба пресноводная).

Направленные движения одноклеточных организмов, а также отдельных клеток, входящих в состав многоклеточных организмов, и внутриклеточных частей под влиянием различных факторов (раздражителей) называют таксисами (от греческого слова - порядок, расположение) .

Эти движения могут быть как по направлению к раздражителю - положительный таксис, так и от него - отрицательный. Те раздражители, которые привлекают к себе, называются аттрактантами (от латинского слова - притягиваю) , а раздражители, от которых отдаляются, - репеллентами (от латинского слова - отталкиваю, отгоняю) . Различают и движения, не ориентированные по отношению
к источнику раздражения.

Если раздражителем является свет, то движение носит название фототаксис, если химическое вещество - хемотаксис, температура - термотаксис, повреждение - травмотаксис, электрический ток - гальванотаксис, сила земного притяжения - геотаксис и т. д.

Один и тот же раздражитель для одних видов может быть аттрактантом, а для других - репеллентом. Так, одноклеточная эвглена всегда двигается к источнику света, а инфузория трубач - от него.

Таксис может зависеть от интенсивности раздражителя. Например, фототаксис при слабой интенсивности света может быть положительным, при значительной - отрицательным, а при средней - и вовсе не проявляться. Отрицательный гальванотаксис (когда движение идет в сторону катода) у инфузории туфельки при возрастании силы тока сменяется на положительный. И совсем сложно определить, какой термотаксис у этой инфузории. Если туфелек поместить в горизонтальную трубку, вдоль которой имеется перепад температуры от +40°С на одном ее конце до +15°С на другом, то через некоторое время все инфузории скопятся в том месте трубки, где температура +26°, +27°С. Здесь для них, видимо, самые благоприятные условия: ни жарко, ни холодно.


Благодаря таксисам одноклеточные организмы отыскивают пищу, находят места с более благоприятными условиями обитания, а также находят особей своего вида и избегают вредоносных воздействий.

Из внутриклеточных таксисов лучше всего изучен фототаксис хлоропластов в клетках листа растения.
В них содержится пигмент филл, благодаря которому на свету идет синтез. Обычно в листьях, находящихся в ноте, хлоропласты расположены более или нее равномерно вдоль всех стенок клетки. На умеренном свету они перемещаются к перпендикулярным к падающему свету, достигается максимальная освещенность ропластов.

Пример таксиса отдельных клеток многоклеточного организма - хемотаксис лейкоцитов (белых
кровяных клеток) . Под влиянием трактантов, образующихся при воспалениях, они передвигаются к месту воспалительного процесса, где участвуют в захватывании и переваривании болезнетворных микробов и остатков погибших здесь клеток. Благодаря киносъемке удалось определить: если в кадре находится неподвижный лейкоцит и в это время вносится какой-нибудь аттрактант, то у лейкоцита сразу начинают появляться выросты - ложноножки, с помощью которых он передвигается. Причем возникают они на стороне, обращенной к аттрактанту. Значит, лейкоцит обнаруживает разницу в концентрации аттрактанта по обе стороны своего тела, т. е. на расстоянии около 8 мкн. Доказано, что у лейкоцитов имеются особые чувствительные центры, которые реагируют на продукты выделения микробов.

Иной механизм хемотаксиса у бактерий, который помогает им находить пищу и спасаться от вредоносных химических компонентов среды обитания. Они как бы сравнивают концентрацию вещества в данный момент с той, которая была несколько раньше. Это временной принцип. Различными опытами с использованием биох

Источник: Энциклопедический словарь юного биолога. Составитель Аспиз М. Е. Издательство "Педагогика", Москва, 1985

С помощью жгутиков (эвглена зеленая) , ресничек (разные виды инфузории) , ложноножек (амебы) , корненожек (лучевики и солнечники).

С помощью жгутиков (эвглена зеленая) , ресничек (разные виды инфузории) , ложноножек (амебы) , корненожек (лучевики и солнечники).

Движение одноклеточного организма осуществляется с помощью раз­ных органоидов и выростов цитоплазмы. В цитоплазме расположена сложная сеть микротрубочек, микрофиламентов и других структур, обладающих опор­ными и сократительными функциями, обеспечивающими амебоидное пере­мещение (переползание) клетки. Так двигаются корненожки и обыкновен­ные амёбы. Некоторые простейшие перемещаются за счёт волнообразного сокращения всего тела. Активное движение клетка совершает с помощью та­ких специальных образований, как жгутики и реснички (мерцательное, или ресничное, движение).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Амебоидное. Название происходит от слова амеба. Это простейшее животное не имеет даже постоянной формы, а ее тело состоит из одной клетки и имеет свойство постоянно изменять очертания. На теле образуются своеобразные выросты, называемые ложноножками (псевдоподиями). Благодаря этим приспособлениям это простейшее способно передвигаться. Под микроскопом, достаточно сильным, можно видеть, как оно как бы приподнимается на коротеньких выростах, как на лапках, и перекатывается, осуществляя двигательный процесс.

Реактивное. Некоторые другие простейшие (например, грегарины) передвигаются таким способом, резко выделяя из окончания тельца слизь, которая и толкает данное животное вперед. Существуют также простейшие, которые парят пассивно в какой-либо среде (к примеру, в воде). А еще каковы способы передвижения одноклеточных животных? Они отличаются завидным разнообразием.

При помощи жгутиков и ресничек. Такие способы передвижения животных также характерны для простейших. Приспособления осуществляют различные движения: волнообразные, колебательные, вращательные. При помощи данных движений движется и само животное (к примеру, эвглена), совершая спиралевидную траекторию. По данным норвежских ученых, некоторые жгутиковые, обитающие в морях, могут вращаться вокруг оси с огромной скоростью: 10 оборотов за секунду!

С помощью мышц. Эти способы передвижения животных характерны для многих видов, обладающих мышечной структурой или подобием ее. При помощи мышц движутся и все млекопитающие, к которым относится и человек. Для многоклеточных представителей фауны характерно осуществление передвижения с помощью мышц, которые образованы особой тканью, называемой мышечной. Данная структура имеет особенность сокращаться. Сокращаясь, мышцы приводят в движение рычаги, которыми являются составные части скелетов животных. Так и осуществляется перемещение.

Читайте также: