Каковы ресурсы успешной инклюзии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Качественное полноценное образование детей с ог­раниченными возможностями здоровья (ОВЗ) реаль­но лишь в том случае, если при организации обучения действительно созданы специальные образовательные условия, учитывающие специфику учебной деятель­ности различных категорий детей с ОВЗ, а также их возможности передвижения, общения, социального поведения. В связи с этим наиболее важным является готовность нашей школы меняться и поиск ресурсных, не столько внешних, сколько внутренних возможнос­тей, которые, актуализируясь в определенных услови­ях, способны обеспечить достижение поставленных целей.

Несомненно, что процесс создания инклюзивной среды должен строиться на инновационной проектной основе. Современное движение за качественное обнов­ление школы не только предполагает, но и научно до­казывает необходимость использования образователь­ного проектирования как инновационного процесса в области педагогики. Инновационный процесс пред­ставляет собой совокупность отдельных стадий на пу­ти от создания нового знания до реальных изменений в практике. А деятельность является инновационной, если осуществляется в полном своем объеме от науч­ной разработки определенных идей до получения практического результата [4].

Проектирование в сфере образования — это иде­альное построение и воплощение на практике того, что возможно и должно быть. Процесс проектирования принадлежит к особому виду деятельности, связанно­го с предвидением будущего, которое одновременно актуализирует потенциальные возможности научного познания и показывает пути формирования нового объекта, в данном случае, инклюзивной среды в обще­образовательной школе. Спроектировать инклюзив­ную среду позволяют внутренние ресурсы школы. Специально организованное резонансное образова­тельное пространство должно подчинять себе всю со­вокупность используемых в образовательном процес­се приемов, методов, технологий обучения, развития, воспитания и социализации учащихся. Тогда будут обеспечиваться сформированность общих знаний у детей с особенностями в развитии, улучшаться соци­альные компетенции и навыки коммуникации у детей с инвалидностью, развиваться эмоциональная сфера обычных учеников, воспитываться толерантное отно­шение к сверстникам с ОВЗ. Из-за сложности, много­факторности, полифункциональности и специфичнос­ти инклюзивной среды необходимо поделить ее на ряд условных компонентов (когнитивно-креативный, коммуникативный, культурологический, здоровьесбе-регающий), что позволит применить процедуру проек­тирования наиболее эффективно.

Социально-педагогическое проектирование, на наш взгляд, необычайно важно, так как в нем изна­чально заложена функция управления педагогически­ми системами [4]. Оно позволяет максимально ис­пользовать усилия людей, действующих в интересах развития той системы, в которую они включены. Уп­равленческий механизм проектирования не только оп­ределит исходное состояние конкретной педагогичес­кой системы (инклюзивной среды), но и укажет образ желаемого будущего состояния этой системы, а также состав и структуру действий по переходу от настояще­го к будущему.

Использование заложенной в проектировании тех­нологии управления позволяет выбрать адекватную стратегию развития, обновления и увязать произошед­шие изменения так, чтобы получить максимальный для этих возможностей результат. Поскольку переход к желаемому конечному результату (создание инклю­зивной среды) — длительный процесс, необходимо за­фиксировать промежуточные состояния, оценить их результативность, что и обеспечивает управленческая функция проектирования.

Сегодня все причастные к образованию признают, что большинство педагогов работает в классах, где дети с различными, отличными потребностями. Поэтому возникают насущные вопросы: как дать им лучшую поддержку, чтобы обеспечить всем без исключения детям надлежащее образование. Результаты исследований ученых и практиков многих стран подтверждают, что инклюзивный подход полезен с социальной, академической и даже финансовой точек зрения, как в целом для школьной системы, так и для всех детей, привлекаемых к инклюзивному образованию. Ученые убеждены: инклюзивное образование для детей с нарушениями развития по всем параметрам должно быть таким же, как образование, которое получают дети без нарушений. Речь идет о полном участие в обучении в обычном (а не сегрегированном) классе, в котором дети с нарушениями проводят большую часть времени и участвуют во всем, что происходит в нем. В то же время, для обеспечения таких условиях целесообразно применять соответствующие адаптации или модификации в образовательной среде и курикулум. Итак, массовые школы и классы должны меняться, чтобы удовлетворить потребности всех детей - с различиями и без них. Соответственно, специальные учебные заведения должны стать ресурсными центрами для обеспечения надлежащего сопровождения и поддержки детей с нарушениями, которые интегрировались в инклюзивные учреждения. В мировой практике существует немало примеров успешного создания и функционирования инклюзивных школ. Однако до сих пор нет единого устоявшегося алгоритма, как можно сделать все школы инклюзивными, каким образом учебные учреждения могут обеспечить привлечение всех (без исключения) детей из общин, которые они обслуживают, и дать им возможность достигать максимально высоких (для каждого ученика) результатов и стать полноценными и полноправными членами своего сообщества.

Интеграция и инклюзия.

Сейчас в научной литературе можно встретить множество определений понятия инклюзия. Но все ученые и практики единодушны в ее основных составляющих.

ü принятие в учебные заведения всех детей без исключения;

ü привлечение всех детей с различными (отличными) способностями к тем учебным заведениям, которые они посещали, не имея ограниченных возможностей (как дети с типичным развитием);

ü количество детей с отличными способностями в школах и классах должно быть естественно пропорционально их общему количеству в местной общине (населенном пункте, районе и т.д.);

ü дифференцированные подходы в преподавании; использование всех возможных местных ресурсов для обеспечения различных образовательных потребностей учащихся.

Инклюзия в каждом отдельном случае обусловлена соответствующим конкретным контекстом (город - село, этническая / религиозная однородность - разнообразие, культурные традиции, экономический и социальный уровень развития страны и т.п.), и поэтому единой формулы успешного привлечения детей с различными (отличными) способностями, которую можно применить к любой школе, не существует. Крупнейшие успехи в осуществлении инклюзивной формы образования имеют учебные заведения, где понимают и демонстрируют эффективные методики обучения и преподавания в атмосфере сотрудничества, поддержки со стороны школьной администрации и общества.

Почему внедрение инклюзии в школе может быть неэффективным?

Обсуждая пути внедрения инклюзивной практики, педагоги обычно ссылаются на ряд проблем и препятствий. Среди них часто озвучиваются такие:

· Отсутствие надлежащей подготовки педагогических кадров;

· Неспособность преподавать соответствующий учебный материал детям с различными способностями (в частности с особенностями психофизического развития);

· Недостаток ресурсов, чтобы им помочь;

· Устоявшееся функционирование школы и организация урока.

Ученые, которые всесторонне изучают различные аспекты инклюзивного образования, несколько шире описывают препятствия на пути внедрения этой формы образования. Коротко опишем их:

ü Информация о преимуществах инклюзии не была донесена до участников процесса должным образом или же была неубедительной.

ü Необходимые для эффективного внедрения инклюзии изменения оказались слишком масштабными, поэтому их сложно достичь за короткое время, или же слишком ограничены, поэтому не дают представления о реальном эффекте.

ü Изменения воплощаются слишком быстро, поэтому участники процесса не успевают осмыслить нововведения, или слишком медленно, и энтузиазм по их реализации угасает.

ü Необходимые ресурсы для обеспечения эффективности инклюзивной формы образования не предоставляются или распределяются в нецелесообразный способ или нерационально.

ü Не принимаются меры для усиления убеждений и готовности к долговременной работе (в том числе и над собой).

ü Работники, которые должны стать движущей силой во внедрении инклюзии, могут быть недостаточно преданные делу или возлагают на себя слишком большой объем работы. Это может отпугивать других членов коллектива.

ü Попытки привлечь родителей к сотрудничеству со школой формальные или вообще не происходят.

ü Руководство учебного заведения стремится установить традиционно жесткий контроль или пускает процесс на самотек, не поощряет работников достигать высоких результатов.

Предпосылки успешного развития инклюзивной среды.

Чтобы инклюзия была успешной, нужно работать над созданием соответствующего образовательного климата и совокупности практических подходов. Говорится, прежде всего, про:

1) развитие позитивного отношения (к идее инклюзии, детям с особыми образовательными потребностями и возможностям их развития и обучения и т.д.). Формирование положительного отношения к инклюзивному образованию необходимо осуществлять на всех уровнях - от системы обучения студентов педагогических учебных заведений к системе повышения квалификации опытных учителей-практиков. В то же время необходима просветительская работа в обществе и формирование соответствующего общественного мнения относительно инклюзии.

4) гибкой учебной программе и преподавании (применение адаптаций и модификаций; дифференцированное преподавание). Учебные программы значительно осложняют педагогам реализацию их попыток использовать инклюзивный подход. Сейчас учителям предлагают неформально модифицировать учебную программу, использовать соответствующие адаптации (использование техники, дополнительных ресурсов и др.) или делать это формально с помощью индивидуального учебного плана. Инклюзия и общее качество образования улучшатся, если учителя адаптируют методы преподавания таким образом, чтобы они соответствовали лучшей практике обучения.

5) привлечении общественности (шире использование ее ресурсов и привлечение к деятельности учебного заведения); привлечение общественности к деятельности школ чрезвычайно важно для достижения успеха инклюзивного образования. Школы, как образовательные центры, должны не только налаживать связи и активно участвовать в жизни местной общины, но и приглашать в заведение конкретных членов общины. Полезно налаживать партнерские отношения с местными, национальными и международными общественными организациями. Важнейшая группа, как в обществе, так и в школьном сообществе, - родители. Без сотрудничества и помощи родителей инклюзия невозможна. Ведь их роль распространяется на несколько сфер. Родители принимают решение вместе со своими детьми или от их имени. Они также могут помогать другим в принятии решений, предоставляя ценную информацию и свое видение. Родители - первые учителя ребенка и остаются ими всю жизнь. Часто они - единственные учителя своего ребенка в первые годы его жизни, и они хорошо понимают его учебные нужды. Родители могут помогать в качестве учителей дома и в классе. Они - защитники интересов своего ребенка. Осознавая это, следует налаживать эффективное сотрудничество с родителями.

6) содержательной рефлексии (постоянный мониторинг собственной профессиональной деятельности); рефлексия - двигатель совершенствования учителя. Педагогам нужно уметь рассуждать и учиться, поскольку им необходима практика, подтвержденная результатами их исследований. Среди инструментов рефлексии учителя можно назвать:

· Дневники и журналы. В них фиксируется процесс обучения и развития их учеников.

· Анкеты / показатели, листы наблюдений. Учителя могут заполнить и выяснить, на каких аспектах своей практической работы им нужно сосредоточить внимание.

· Общее с коллегами рассмотрение планов, результатов оценивания, методик преподавания и тому подобное.

· Посещение уроков других учителей как средство получения полезных идей, советов и рекомендаций.

В процессе рефлексии важно анализировать и обсуждать все аспекты инклюзивного опыта.

7) соответствующем обучении и ресурсах (принятие как необходимость постоянного профессионального роста; адекватное использование ресурсов в интересах всех детей класса / заведения). Многие из учителей испытывают недостаток подготовки, чтобы практиковать инклюзивный подход. Кроме традиционных форм повышения уровня квалификации (курсов, тренингов, мастер-классов и т.д.) можно наладить партнерские связи с университетом / научно-исследовательским учреждением и школой. Переход к инклюзивному образованию можно рассматривать как один из путей привлечения дополнительных ресурсов. Партнерские отношения с общественными организациями, которые способствуют инклюзии, могут предоставить возможность доступа к дополнительным кадровым и материальным ресурсам. Эти ресурсы можно использовать в интересах всех учеников. Например, технические средства, - ресурс, который широко используется и открывает множество возможностей для большинства учащихся. Среди других ресурсов - дополнительное время для планирования, дополнительные работники, ассистенты учителей. Инклюзивная практика, используя соответствующие ресурсы, может существенно влиять на обучение всех учащихся.

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети.

Актуальность выбранной темы проекта заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.

Проблема – принятие индивидуальности каждого ребёнка и создание ему таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.

Цель проекта – изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через реализацию детьми с ОВЗ своих способностей и достижение успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычной общеобразовательной школе.

Задача проекта – показать важность решения данной проблемы в современных условиях развития общества. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

2. 1. Образовательные возможности инвалидов за рубежом и в

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: мэйнстриминг, интеграция, инклюзия. Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия, реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. продемонстрировали преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.

Первые инклюзивные образовательные учреждения в нашей стране появились на рубеже 1980 – 1990 гг. так, например, в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

Необходимо отметить, что для отечественной педагогики понятие инклюзивного образования не является чем-либо абсолютно чуждым и неприемлемым. Теория и практика проблемного обучения разработана в российской педагогике достаточно широко. Концепция этого направления в отечественной педагогике основывается на исследованиях С.Я. Рубинштейна, теория и практика проблемного обучения изложены в работах А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова, М.Н. Скаткина. Практика проблемного обучения в начальной школе очень интересно изложена в работах С. И. Брызгаловой и других авторов. Конечно, этот подход не является единственным в обучении детей, в том числе, учащихся с особенностями развития. Формирование базовых школьных навыков и умений, таких как читать и понимать прочитанное, грамотно и красиво писать, считать, слушать, пересказывать, держать внимание на рутинной работе, не перебивать, и т.д. чрезвычайно важно и актуально, поскольку это тот фундамент, на котором можно построить и развить прекрасное творческое начало в каждом ученике, в том числе и ученике с особенностями развития. А вот способы и подходы к формированию таких базовых умений и навыков в инклюзивном классе будут несколько иными. Это, прежде всего, подход, центрированный на ребёнке, а не на взрослом, где самыми важными будут потребности и нужды каждого конкретного ребёнка, с особенностями или без них, а не профессиональные установки и стереотипы учителя. Это использование индивидуальных программ обучения, сотрудничество и работа в команде, как для учителей, так и для учеников. Вот об этом и стоит поразмышлять педагогам, которые хотели бы развить практику включения в образовательный процесс разных и нетипичных детей.

2. 2. Интеграция и инклюзия

В настоящее время терминология, связанная с инклюзивным образованием находится в стадии разработки. Рассмотрим основные термины, связанные с проблемой инклюзивного образования.

Инклюзивное образование ( фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что инклюзия не требует оказания детям с различными возможностями специальной помощи и поддержки на уроках или обучения за пределами класса, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными вариантами, и, честно говоря, периодически бывает необходимым буквально для всех учеников в классе.

2. 3. Цели и основные составляющие инклюзивного образования

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

К основным элементам инклюзии можно отнести:

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

  1. ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. все люди нуждаются друг в друге;
  5. подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

2. 4 . Пути решения проблем, связанных с инклюзивным

Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о проблемах какого-либо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всей школы, о том, как школе соответствовать потребностям всех её учеников. Успешное решение проблем по мере их возникновения, основанное на ясной педагогической платформе, общие ценности и позитивное лидерство представляет собой наилучший путь для продвижения школы и класса к большей инклюзивности. Решение многочисленных проблем часто является вполне естественным состоянием для учителей, которые постоянно взаимодействуют с учениками и взрослыми в течение всего дня.

Причины, по которым школьная инклюзия не работает

Ресурсы для успешной школьной инклюзии

Преимущества инклюзии не обсуждаются с теми, кто включён в осуществление этого процесса

Изменения, которые производятся в школе, чрезмерны, или, наоборот, ограниченны или недостаточны

Работа по включению начинается с одним-двумя учениками, внимательно отслеживаются их успехи и неудачи, постепенно количество включаемых детей возрастает.

Необходимые изменения вводятся слишком быстро или слишком медленно, что приводит к уменьшению энтузиазма

Скорость реализации инклюзивных подходов сильно варьируется в зависимости от школы. Постоянное сотрудничество всех участников процесса и регулярное отслеживание скорости изменений поможет добиться успеха.

Адекватность ресурсов не всегда является гарантией, что инклюзия будет работать; ресурсы могут использоваться нерационально

При появлении дополнительных ресурсов, их следует обязательно использовать. Необходим нестандартный подход в использовании ресурсов, предназначенных для поддержки инклюзии. Адекватное финансирование инклюзии поможет обеспечить заинтересованность в ней тех, кто её внедряет.

Сотрудничество тех, кто вовлечён в процесс школьной инклюзии, поможет укрепить постоянную приверженность этой идее всех участников. Возможность проявления собственной инициативы также формирует у участников постоянную приверженность идее и заинтересованность в её успешной реализации

Ключевые сотрудники, определяющие успех инклюзии, недостаточно привержены этой идее, или, наоборот, имеют слишком большой объём работы. Это способствует отчуждению других сотрудников от реализации инклюзивных подходов в школе

Сотрудники, играющие ключевую роль в продвижении инклюзии в школе, должны поддерживать равное сотрудничество между всеми участниками школьного сообщества. На них лежит большая ответственность в обеспечении успеха инклюзии, чем на других сотрудниках школы.

Родители, как партнёры, не включены в школьную жизнь

Родители воспринимаются в школе как партнёры и соучастники процесса, их знания, опыт, очень ценятся сотрудниками школы.

Руководители школы либо осуществляют чрезмерный контроль, либо их стиль руководства недостаточно эффективный, или они не поддерживают коллектив в достижении более высоких целей.

Руководители облегчают взаимодействие и сотрудничество всего коллектива и каждого сотрудника по продвижению инклюзии, а также обеспечивают координацию действий.

Отношение к другим школьным инициативам

Инклюзия является чем-то изолированным по отношению к другим школьным инициативам.

Инклюзия является одной из интегральных частей относительно других школьных инициатив, эти отношения чётко обозначены.

  1. каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
  2. каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
  3. необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
  4. лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
  5. обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

2. 5. Медицинская и социальная модель инвалидности

В контексте проблемы инклюзивного образования, принято рассматривать медицинскую и социальную модели инвалидности.

Этот образ мышления отвечает социальной модели инвалидности, которая рассматривает барьеры, существующие в обществе и не позволяющие ребенку наравне участвовать в его жизни как основную причину, делающую ребенка инвалидом. Социальная модель основывается на абсолютно разных определениях нарушения и инвалидности.

Как объяснить дошкольнику, который проводил свое время с ровесниками во дворе, что он пойдет не в ту школу, что по соседству, не в ту, где будут учиться все его сверстники, а в специализированную, отличную от других? Именно поэтому дети с индивидуальными образовательными потребностями нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, но, в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычной общеобразовательной школе. Да, у таких детей есть проблемы со здоровьем, но когда они общаются с коллективом своих сверстников, их окружение становится судьбоносным фактором социальной интеграции.

Инклюзивное образование помогает претворять в жизнь подобные цели не только учащимся с особенностями в развитии, но и детям, которые, в той или иной степени, выделяются из большинства. Это ребята, говорящие на других языках, принадлежащие иным культурным и этническим группам, а также дети, обладающие разными интересами и способностью к обучению. Для всех этих категорий требуется определенная степень модификации в средствах и способах подачи информации преподавательским коллективом. ВКЛЮЧЕНИЕ каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению - это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети.

Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную [4].

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов [2].

В этой связи повышается роль инклюзивного образования, позволяющего существенно сократить процессы маргинализации детей с ограниченными возможностями здоровья и способствующего расширению доступности образования для них. Тем самым таким детям будут создаваться более благоприятные условия для их социальной адаптации.

С тенденцией развития инклюзивного образования в общеобразовательной школе сочетается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития.

Это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности в реализации индивидуального подхода педагогов к учащимся в процессе их обучения, воспитания, развития, не позволяющие в полной мере реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому учащемуся [5]. В настоящее время терминология, связанная с инклюзивным образованием находится в стадии разработки. Рассмотрим основные термины, связанные с проблемой инклюзивного образования [3].

Инклюзивное образование ( фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что инклюзия не требует оказания детям с различными возможностями специальной помощи и поддержки на уроках или обучения за пределами класса, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными вариантами и периодически бывает необходимым буквально для всех учеников в классе [4].

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

К основным элементам инклюзии можно отнести:

включение всех детей с различными возможностями в такую школу, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности;

количество детей с различными возможностями, обучающихся в школе, находится в естественной пропорции в отношении всей детской популяции этого округа в целом;

дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их возрасту;

ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения;

эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели обучения.

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

каждый человек способен чувствовать и думать;

каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

все люди нуждаются друг в друге;

подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о проблемах какого-либо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всей школы, о том, как школе соответствовать потребностям всех её учеников. Успешное решение проблем по мере их возникновения, основанное на ясной педагогической платформе, общие ценности и позитивное лидерство представляет собой наилучший путь для продвижения школы и класса к большей инклюзивности. Решение многочисленных проблем часто является вполне естественным состоянием для учителей, которые постоянно взаимодействуют с учениками и взрослыми в течение всего дня.

Причины, по которым школьная инклюзия не работает

Ресурсы для успешной школьной инклюзии

Логическое обоснование

Преимущества инклюзии не обсуждаются с теми, кто включён в осуществление этого процесса

Сфера действия

Изменения, которые производятся в школе, чрезмерны, или, наоборот, ограниченны или недостаточны

Работа по включению начинается с одним-двумя учениками, внимательно отслеживаются их успехи и неудачи, постепенно количество включаемых детей возрастает.

Скорость введения

Необходимые изменения вводятся слишком быстро или слишком медленно, что приводит к уменьшению энтузиазма

Скорость реализации инклюзивных подходов сильно варьируется в зависимости от школы. Постоянное сотрудничество всех участников процесса и регулярное отслеживание скорости изменений поможет добиться успеха.

Адекватность ресурсов не всегда является гарантией, что инклюзия будет работать; ресурсы могут использоваться нерационально

При появлении дополнительных ресурсов, их следует обязательно использовать. Необходим нестандартный подход в использовании ресурсов, предназначенных для поддержки инклюзии. Адекватное финансирование инклюзии поможет обеспечить заинтересованность в ней тех, кто её внедряет.

Приверженность идее

Сотрудничество тех, кто вовлечён в процесс школьной инклюзии, поможет укрепить постоянную приверженность этой идее всех участников. Возможность проявления собственной инициативы также формирует у участников постоянную приверженность идее и заинтересованность в её успешной реализации

Ключевые фигуры

Ключевые сотрудники, определяющие успех инклюзии, недостаточно привержены этой идее, или, наоборот, имеют слишком большой объём работы. Это способствует отчуждению других сотрудников от реализации инклюзивных подходов в школе

Сотрудники, играющие ключевую роль в продвижении инклюзии в школе, должны поддерживать равное сотрудничество между всеми участниками школьного сообщества. На них лежит большая ответственность в обеспечении успеха инклюзии, чем на других сотрудниках школы.

Родители, как партнёры, не включены в школьную жизнь

Родители воспринимаются в школе как партнёры и соучастники процесса, их знания, опыт, очень ценятся сотрудниками школы.

Руководство

Руководители школы либо осуществляют чрезмерный контроль, либо их стиль руководства недостаточно эффективный, или они не поддерживают коллектив в достижении более высоких целей.

Руководители облегчают взаимодействие и сотрудничество всего коллектива и каждого сотрудника по продвижению инклюзии, а также обеспечивают координацию действий.

Отношение к другим школьным инициативам

Инклюзия является чем-то изолированным по отношению к другим школьным инициативам.

Инклюзия является одной из интегральных частей относительно других школьных инициатив, эти отношения чётко обозначены.

В контексте проблемы инклюзивного образования, принято рассматривать медицинскую и социальную модели инвалидности.

Этот образ мышления отвечает социальной модели инвалидности, которая рассматривает барьеры, существующие в обществе и не позволяющие ребенку наравне участвовать в его жизни как основную причину, делающую ребенка инвалидом. Социальная модель основывается на абсолютно разных определениях нарушения и инвалидности.

Именно поэтому дети с индивидуальными образовательными потребностями нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, но, в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычной общеобразовательной школе. Да, у таких детей есть проблемы со здоровьем, но когда они общаются с коллективом своих сверстников, их окружение становится судьбоносным фактором социальной интеграции.

Инклюзивное образование помогает претворять в жизнь подобные цели не только учащимся с особенностями в развитии, но и детям, которые, в той или иной степени, выделяются из большинства. Это ребята, говорящие на других языках, принадлежащие иным культурным и этническим группам, а также дети, обладающие разными интересами и способностью к обучению. Для всех этих категорий требуется определенная степень модификации в средствах и способах подачи информации преподавательским коллективом. ВКЛЮЧЕНИЕ каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению - это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования.

Самым лучшим в инклюзии является то, что при успешном её проведении выигрывают все.

В любом случае, преимущества инклюзии значительно перевешивают недостатки этого процесса, и наилучшей проверкой правильности инклюзивных подходов в образовании будут его результаты.

Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны:

Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах. Это становится особенно очевидным, если взрослые в школе целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным ученикам в целом.

В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.

В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и академических достижений.

В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одноклассниками вне школы. Учителя играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.

Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1 — С. 5—12.

Читайте также: