Каковы причины внедрения смк на предприятиях кратко

Обновлено: 02.07.2024

Внедрение системы менеджмента качества (СМК, – ред.) делает прозрачным производственный процесс в организации, имеющий отношение к такому важнейшему для любой компании или госструктуры критерию, как качество продукции, услуг. Благодаря установлению документированных процедур, процедур анализа ситуации с качеством, ротации документов, высшее руководство получает возможность отслеживать те изменения, которые ранее были недоступны. СМК – это систематизация работы и поскольку неизбежным следствием ее внедрения становится разграничение ответственности, становится несложно определить, какие достижения являются заслугой одних людей, за какие провалы – ответственны другие люди. Порой создание на предприятии системы менеджмента качества приводит к росту нагрузки на определенных сотрудников, что вызывает их негодование – это далеко не только российское явление, негативные высказывания об СМК можно слышать и в американских и в европейских компаниях. Но документирование экономит организации огромные суммы денег, что, конечно, отражается и на зарплатном фонде. Поскольку те или иные процедуры при СМК фиксируются постоянно, а анализ полученных данных происходит регулярно и достаточно часто – ошибки и проблемы удается идентифицировать раньше, чем они вскрылись на более поздних стадиях производства. Это позволяет устранять их меньшей кровью. Представьте себе ситуацию, при которой автомобильный гигант обнаруживает дефект, который уже несут в себе миллионы проданных машин, рекламация проданной продукции отвлечет на себя колоссальные ресурсы. Куда дешевле заметить ошибку в чертеже, и, в этом случае, злополучный элемент стирается одним щелчком мыши.

Помимо прямых распоряжений о сертификации по стандарту ISO немало ситуаций, когда то же самое существует косвенно. Сертификация СМК является частью схем подтверждения соответствия многим техрегламентам Таможенного союза, такое требование также содержится в нескольких схемах национальной обязательной системы сертификации ГОСТ Р. Сертификат ISO 9001 выставляют в качестве условия вступления многие СРО, а без членства в них нельзя, по российскому законодательству, вести некоторые виды деятельности. С ситуацией, когда предприниматель вынужден внедрять и сертифицировать СМК, потому что для него это более выгодный шаг, можно столкнуться в отношениях с другими коммерческими компаниями. Начнем с того, что положения ISO 9001, касающиеся закупок, толкают сертифицированные по этому стандарту предприятия работать с компаниями, у которых тоже есть СМК. ISO 9001 могут потребовать как условие участия в тендере или конкурсе качества. Этот сертификат иногда является залогом заключения контракта с иностранными партнерами на более выгодных условиях. На прописанных в документах ISO условиях сертификат можно использовать в рекламе своей продукции или услуг. Документ о соответствии стандарту ISO 9001 увеличивает капитализацию организации при ее выходе на IPO.

Внешние преимущества, которые дает внедрение и сертификация ISO 9001, безусловно, очень важны, но важно ценить внутренние плюсы, ведь современный и систематический менеджмент, с применением самых современных наработок, способен защитить ваше предприятие лучше, чем любой покровитель в министерствах и ведомствах. Внедрите СМК ради большей материальности ваших достижений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Для любого предприятия или компании внедрение системы менеджмента качества (далее СМК) можно разбить на этапы.

Этап 1: Ознакомление с принятыми стандартами.

Это первоначальный этап, перед самим внедрением СМК, представляющий собой ознакомление со стандартом ISO 9001.

Этап 2: Изучение специализированных справочников и ПО.

На данный момент существует множество справочников и программного обеспечения, разносторонне освещающих тему внедрения и применения СМК.

Этап 3: Образование группы и определение стратегии.

Среди наших клиентов

Самым первым действием должна быть разработка стратегических решений и изначально в ней должно участвовать высшее руководство.

Этап 4: Обеспечение возможности обучаться.

Как менеджеры по качеству, так и руководители организации должны иметь доступ к курсам и семинаром по требованиям стандарта ISO 9001.

Этап 5: Проработка возможности сотрудничать с консалтинговыми компаниями.

Высококвалифицированные специалисты различных консалтинговых компаний могут оказать Вам помощь во внедрении системы менеджмента качества (СМК) на предприятии, добиваясь максимальной эффективности процесса и устраняя серьезные недоработки.

Этап 6: Выбор органа по сертификации.

Выбрать сертификационный орган довольно не просто, потому что сертификацией занимается множество разных организаций. При выборе сертификационного органа для вашей компании, нужно руководствоваться следующими факторами: уровень квалификации аудиторов данного органа, масштабность деятельности сертификационной компании (мировой уровень или только региональный), соответствие стоимости оказываемых услуг их качеству. Вам необходимо хорошо проработать этот вопрос и остановить свой выбор на компании, которая максимально будет соответствовать Вашим требованиям.

Этап 7: Разработка плана внедрения.

Этап 8: Разработка документированных процедур.

Документированные процедуры компании представляют собой совокупность внутренних директив, которые являются сборником правил функционирования компании, построенными в соответствии с требованиями стандарта и системы менеджмента предприятия. Документация регламентирует все процессы, выполняемые для приведения в жизнь стратегии и поставленных задач в области управления качеством, порядок их выполнения и назначение ответственных лиц.

Этап 9: Непосредственное внедрение СМК.

Ключевым моментом для процесса внедрения на предприятии СМК является высокий уровень внутреннего информирования и налаженное обучение. Все привлеченные исполнители обязаны действовать, ориентируясь на разработанные ранее процедуры, и это, обязательно, должно иметь документальное подтверждение.

Этап 10: Обеспечение возможности предварительного аудита.

Желательно проводить предварительный аудит сторонней компанией, как правило, за шесть недель до проведения официального аудита органом по сертификации. Этот вид аудита проводиться с целью преждевременного выявления проблематичных участков работы по внедрению СМК и обретения возможности устранить все обнаруженный недочеты до сроков выполнения официального аудита.

Этап 11: Официальный (сертификационный) аудит.

На этом этапе производится сертификационный аудит соответствия СМК Вашей компании сертификационным органом, выбранным Вами, и, исходя из результатов аудита, выносится соответствующее решение о выдаче или невыдаче сертификата на систему менеджмента.

Этап 12: Постоянное совершенствование и плановые проверки.

После получения сертификата соответствия СМК требованиям международного стандарта работа по системе продолжается. Ведь в основе международных стандартов лежит принцип постоянного совершенствования.


Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) – относительно новая концепция для российской традиции управления предприятием. Однако успешное внедрение СМК и ее последующая сертификация может дать фирме ряд важных преимуществ перед конкурентами. Поэтому будет полезно выяснить, что такое СМК, как именно происходит ее внедрение на предприятии и какую выгоду из ее внедрения может извлечь руководство компании.

Что такое СМК и зачем она нужна

Система управления качеством – часть общей системы управления компании, которая отвечает за контроль качества выпускаемой продукции и его постоянное улучшение. СМК оформляется в виде внутренних документов предприятия и должна охватывать все его уровни. Принятые на международном уровне требования к СМК содержатся в ISO 9001.

Внедрение и успешная сертификация СМК, соответствующей требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001, дает компании такие важные преимущества:

  • постоянное повышение качества продукции;
  • повышение эффективности управления предприятием;
  • улучшение репутации бренда;
  • возможность подавать заявки на участие в тендерах в качестве поставщика по госзакупкам;
  • льготные условия кредитования и снижение страховых взносов;
  • доступ к зарубежным рынкам;
  • повышение уровня доверия иностранных поставщиков.

Этапы и особенности внедрения СМК


Разработка и внедрение СМК в любой организации проходит в таком порядке:

  • Выпускается приказ руководства о начале работ по разработке СМК, в котором указывается ответственное лицо (рангом не ниже заместителя генерального директора) и назначается рабочая группа.
  • Члены рабочей группы изучают требования стандарта ISO 9001.
  • Проводится анкетирование сотрудников компании, целью которого является выяснение основных бизнес-процессов предприятия, определение существующей системы контроля качества, изучение распределения ресурсов и ответственности.
  • После анкетирования проводятся индивидуальные интервью с сотрудниками.
  • На основе полученной информации составляется план будущей СМК.
  • Рабочая группа формализует полученные в ходе анкетирования и интервью сведения в виде описания бизнес-процессов компании, а затем разрабатывает документы о внедрении СМК в эти процессы. Процессы могут быть описаны в виде карт процессов.
  • Рабочая группа разрабатывает проекты приказов руководства об изменении бизнес-процессов и внедрении СМК.
  • Руководство подписывает разработанные рабочей группой документы, СМК внедряется в тестовом режиме.
  • Рабочая группа определяет состав группы внутренних аудиторов.
  • Внутренние аудиторы проводят аудит СМК.
  • По итогам аудита в работу СМК вносятся коррективы.

Чтобы сертифицировать внедренную СМК, нужно:

  • провести внутренний аудит;
  • подать заявку на сертификацию в аккредитованный центр сертификации;
  • предоставить учредительные документы компании, ее реквизиты и весь комплект документов на СМК экспертам центра;
  • успешно пройти внешний аудит.


Система менеджмента качества (СМК) внедряется и разрабатывается на предприятии для выполнения поставленных задач, касающихся качества продукции. Как и любая другая, данная система определяется целями, структурой, элементами, а также звеньями, которые их связывают. Таким образом, можно говорить о том, что СМК это ни что иное, как методики, процессы, ресурсы, объединенные в одно целое и направленные на выполнение поставленных задач, касающихся планирования, управления и обеспечения качества. Именно последнее является главной целью и основным направлением деятельности системы менеджмента качества.

Задачи СМК

Рассматривая задачи СМК, следует сразу отметить, что их совокупность непременно должна охватывать такие виды деятельности предприятия, как хозяйственную и административную, так и производственную. Здесь необходимо заметить, что как правило, на любом предприятии данные виды деятельности тесно взаимосвязаны между собой.

Мнение о том, что эффективное выполнение задач менеджмента возлагается только на плечи сотрудников данного отдела – ошибочно. Только вовлеченность всего коллектива в выполнение всех требований, касающихся качества продукции которая производится на данном предприятии, и полная ответственность за нее руководителями предприятия – вот то, что является залогом его успешного функционирования.

Так, например, административное руководство предприятия состоит в том, чтобы грамотно поставить процесс управления процессом производства, главным показателем которого является фактические показатели. Что же касается цели, то именно административное влияние непосредственно должно обеспечить непрерывную, постоянную работу, направленную на улучшение качества продукции. Необходимо подчеркнуть, что определить эффективность принятых мер и провести анализ можно только при помощи определенных критериев.

Разработка и внедрение СМК

Разработка и внедрение СМК на предприятии это сложный и достаточно трудоемкий процесс. Ведь важно правильно определить первостепенные задачи, установить цели и разработать подробный план о их достижении. Именно по этой причине данный процесс происходит согласно следующим этапам:

  • 1. Определение задач СМК и разработка наиболее приемлемой модели для их решения;
  • 2. Сравнение задач, которые стоят перед предприятием и теми которые способна решить та или иная модель СМК;
  • 3. Если производственные процессы не соответствуют поставленным задачам, на данном этапе производится из перестройка;
  • 4. Отображение в документации, факторов которые говорят о том, что задачи деятельности предприятия полностью соответствуют внедряемой модели СМК;
  • 5. Сертификация СМК. Данный этап направлен, прежде всего, на повышение эффективности производственных процессов;
  • 6. Улучшение процессов производства, согласно выбранной модели, а соответственно и улучшение деятельности предприятия в целом.

Подведя итоги, можно говорить о том, что формируются задачи СМК на основе необходимости комплексной системы менеджмента и являют собой лишь небольшую составляющую деятельности предприятия в целом. Стоит также отметить, что насколько бы эффективным не был бы один процесс, входящий в систему управления, по нему нельзя судить об эффективность внедрения СМК.

Учитывая все вышесказанное, только грамотным управлением всеми процессами в комплексе, можно добиться эффективного внедрения системы менеджмента качества и выполнения ею всех поставленных задач, а соответственно и улучшения качества продукции.

Читайте также: