Каковы предпосылки для выхода из глобального кризиса кратко

Обновлено: 04.07.2024

К глобальным проблемам современности относят следующие:

– преодоление экологического кризиса или катастрофы, вызванной вторжением человека в биосферу (загрязнение почвы, водных к воздушных бассейнов отходами промышленного и сельскохозяйственного производства и т. д.);

– обеспечение экономного использования источников энергии природы, особенно невозобновляемых (нефти, газа), решение энергетического кризиса посредством перехода к новым, энергоемким источникам;

– предотвращение мировой термоядерной войны, установление ненасильственного мира;

– разумное укрощение демографического взрыва (стремительного роста населения, особенно в слаборазвитых странах);

– преодоление отрицательных последствий научно-технического прогресса и др.

Понимание, решение глобальных проблем предполагает знание их отличительных признаков. Глобальным проблемам присущи: 1) взаимосвязь, взаимообусловленность; 2) иерархичность, соподчиненность; 3) международный характер (загрязненные вода, воздух и т. д. не ведают границ государств, регионов); 4) универсальный контекст их развития (в них переплетаются мировоззренческие, научно-технические, социальные, экономические, политические и др. аспекты); 5) специфичность (глобальные проблемы должны рассматриваться с учетом специфики конкретной страны, региона мира); 6) междисциплинарность (при их анализе участвуют многие науки – физика, химия, биохимия, генетика, антропология, экология, психология и др.); 7) ресурсный характер (для их изучения и разрешения нужны ресурсы, капитальные вложения).

Философские основания решения глобальных проблем.Философия глобальных проблем – это философия материально-разумных систем, материально-духовного единства мира. Именно только в рамках ее можно синтезировать различные, но необходимые для решения глобальных проблем научные идеи, согласовать представления о закономерностях неорганической и органической природы, общества и человеческого существования. В рамках философских оснований решения глобальных проблем можно выделить:

1) мировоззренческие основания, которые включают в себя совокупность фундаментальных законов бытия, материи, представления о месте человека и роли человека во Вселенной, представления о взаимодействии человека, общества и биосферы (экологическую картину мира) и др.;

2) гносеологические основания, которые включают принцип конкретности истины, принцип системности, комплексный и междисциплинарный подходы, словом, весь арсенал диалектической теории познания и методологии;

3) социально-аксиологические основания, характеризующие решение глобальных проблем с точки зрения целей и идеалов общества, системы человеческих ценностей.

На рубеже XXI века нужны выверенные, четкие философско-мировоззренческие ориентации, которые бы служили основой принятия решений в области управления взаимодействием человека и биосферы, компасом развития общества, формирования этических норм и экологического сознания ныне живущих и будущих поколений. Человеческий разум должен принять ответственность за сохранение всей биосферы, за судьбу человечества в перспективе решения глобальных проблем. Их можно отнести к коренным проблемам современности. Они имеют не только практический, но и глубокий философский смысл.

Контрольные вопросы

1. Что такое глобальные проблемы современности?

2. Каково происхождение глобальных проблем?




3. В чем состоит глобальный кризис наших дней?

4. Каковы предпосылки для выхода из глобального кризиса?

К глобальным проблемам современности относят следующие:

– преодоление экологического кризиса или катастрофы, вызванной вторжением человека в биосферу (загрязнение почвы, водных к воздушных бассейнов отходами промышленного и сельскохозяйственного производства и т. д.);

– обеспечение экономного использования источников энергии природы, особенно невозобновляемых (нефти, газа), решение энергетического кризиса посредством перехода к новым, энергоемким источникам;

– предотвращение мировой термоядерной войны, установление ненасильственного мира;

– разумное укрощение демографического взрыва (стремительного роста населения, особенно в слаборазвитых странах);

– преодоление отрицательных последствий научно-технического прогресса и др.

Понимание, решение глобальных проблем предполагает знание их отличительных признаков. Глобальным проблемам присущи: 1) взаимосвязь, взаимообусловленность; 2) иерархичность, соподчиненность; 3) международный характер (загрязненные вода, воздух и т. д. не ведают границ государств, регионов); 4) универсальный контекст их развития (в них переплетаются мировоззренческие, научно-технические, социальные, экономические, политические и др. аспекты); 5) специфичность (глобальные проблемы должны рассматриваться с учетом специфики конкретной страны, региона мира); 6) междисциплинарность (при их анализе участвуют многие науки – физика, химия, биохимия, генетика, антропология, экология, психология и др.); 7) ресурсный характер (для их изучения и разрешения нужны ресурсы, капитальные вложения).

Философские основания решения глобальных проблем.Философия глобальных проблем – это философия материально-разумных систем, материально-духовного единства мира. Именно только в рамках ее можно синтезировать различные, но необходимые для решения глобальных проблем научные идеи, согласовать представления о закономерностях неорганической и органической природы, общества и человеческого существования. В рамках философских оснований решения глобальных проблем можно выделить:

1) мировоззренческие основания, которые включают в себя совокупность фундаментальных законов бытия, материи, представления о месте человека и роли человека во Вселенной, представления о взаимодействии человека, общества и биосферы (экологическую картину мира) и др.;

2) гносеологические основания, которые включают принцип конкретности истины, принцип системности, комплексный и междисциплинарный подходы, словом, весь арсенал диалектической теории познания и методологии;

3) социально-аксиологические основания, характеризующие решение глобальных проблем с точки зрения целей и идеалов общества, системы человеческих ценностей.

На рубеже XXI века нужны выверенные, четкие философско-мировоззренческие ориентации, которые бы служили основой принятия решений в области управления взаимодействием человека и биосферы, компасом развития общества, формирования этических норм и экологического сознания ныне живущих и будущих поколений. Человеческий разум должен принять ответственность за сохранение всей биосферы, за судьбу человечества в перспективе решения глобальных проблем. Их можно отнести к коренным проблемам современности. Они имеют не только практический, но и глубокий философский смысл.

Можно уверенно указать на определенные и основательные предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и отведения вселенской угрозы от человечества.

Вторая предпосылка — это возможность утверждения в качестве доминирующего типа мирового хозяйства — смешанной рыночной и, как правило, социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений сможет способствовать увязке, интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Разумеется, шаблонно одноразовые структуры вряд ли могут быть применены повсеместно. Экономические традиции США и хозяйственные привычки Сомали — не одно и то же. Трудовые отношения во Франции и Японии различны. Потребительские запросы в Швеции и Киргизии не совпадают. Но направление общего поиска оптимального хозяйственного устройства, соотношения плана и рынка в основных чертах уже определилось. И это послужит упрочению мирохозяйственных связей, решению глобальных проблем.

Вместе с тем многие масштабные мыслители от М. Ганди и Л. Толстого до Мартина Лютера Кинга, Эриха Фромма и Папы Римского Иоанна-Павла II полагали, что агрессия, насилие, деструкция отнюдь не вечны и не обязательно играют ведущую роль в человеческих мотивациях.

Четвертая предпосылка — это объединительные (эйкуменические) процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском вариантах. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет.

Попытки идейного сближения, взаимопонимания все время возобновляются. Они еще очень слабы, робки, не уверенны, наталкиваются на упорное сопротивление фундаменталистов всех окрасок. И все-таки идет процесс принятия терпимости (толерантности), отказа от упрямого идейно-духовного противостояния как условия доброжелательного поиска взаимоприемлемых ценностей.

1999 г. Организация Объединенных наций объявляла годом, посвященным толерантности. Этот факт симптоматичен. Суть призыва к толерантности состоит в том, чтобы имеющиеся различия культур, социальных групп, политических и экономических группировок признать менее значительными, чем то, что единит всех людей планеты. Терпимость это признание высокой значимости многообразия людей, идей, образов жизни. Это разумное признание того, что мир многомерен, пестр и иным быть не может. А жить всем нам надо в этом мире и устранение нетерпимости, ксенофобии, самовлюбленного мессианства — одно из главных условий жизни нашего человечества.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Последнее по счету, но не по значимости — намечающиеся прорывы в области интеллектуального поиска. Иногда говорят даже, что мы находимся в преддверии интеллектуальной революции. Крупнейшие ученые современности считают, что мы перед лицом Новой Вселенной, новой Природы, и сейчас человеческий интеллект как бы вновь переходит от состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления.

Стоит отметить, что сейчас остро стоит вопрос о нахождении приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического, эстетического и мистического в освоении реальности. Разрывы и отторжения друг от друга разных сторон человеческого духа выявили свою пагубность и зыбкость результатов.

Завершая изложение зримых надежд, скажем о необходимости конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин, сухого рационального знания Знание, не облагороженное вечными ценностями, не помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость может привести к всеобщей погибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надежды не смогут оправдаться. Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.

В данной работе рассматриваются различные мнения ученых в свете сложившегося глобального кризиса на нашей планете, который коснулся всех сфер жизнедеятельности от проблем с экологическим состоянием наших природных ресурсов, до проблем в экономической сфере. В реферате рассматриваются несколько вариантов выхода из данного кризиса, предложенных учеными, подчеркивается важность мнения каждого из нас, так как когда люди имеют схожие мнения на что-либо, то ментальное поле приобретает определенную напряженность вследствие того, что и другие люди начинают настраиваться на такие же подобные вибрации. Знание ииссиидиологии приводится как альтернатива моделям, программам и установкам, которыми до сего времени руководствуется наше сообщество в своем существовании.


администрация сайта: данная статья отражает личное мнение автора и может не совпадать с мнением и представлениями автора Ииссиидиологии

Невозможно решить любую проблему,
если при этом продолжать мыслить на том уровне,
на котором данная проблема возникла

Вступление

Все мы живем в эпоху глобальных перемен. Передовые умы, нашего человеческого сообщества, не равнодушные к происходящим событиям, ведут анализ сложившейся ситуации, в которой находится наша планета. Дают свои оценки, мнения, предложения, проекты по выходу из глобального кризиса. Немало мнений сходится на том, что нужно в корне менять все устаревшие программы, модели, установки и институты власти, построенные на эго-программах, в которых до сего времени живут люди, на абсолютно новую концепцию, суть которой - в развитии всех направлений общества на благо всех людей. Свое видение сложившейся ситуации на планете и неординарный выход из создавшегося кризиса, основанный на понимании многомерности нашего мироздания и его законах, предлагает знание ииссиидиология.

Предпосылки выбора дальнейшего пути развития

На мой взгляд, наше человеческое сообщество стоит сейчас перед выбором, по какому пути развития идти дальше. Безусловно, путей развития существует огромное множество. В моем видении прослеживаются две основные тенденции: во-первых, это технократизация общества с доминирующим развитием искусственного интеллекта, что уводит людей от человеческого направления развития, а значит от огромного потенциала, который заложен в нашем подсознании; и второй путь, основанный на критериях заложенных в ииссиидиологии – это развитие в себе высокочувственного интеллекта и высокоинтеллектуального альтруизма - качеств, которые помогают развиваться в человеческом направлении.

Все то хорошее, что имеет тенденции к развитию по намного более качественной шкале ценностей как социальных, так и духовных, развивается сейчас, несмотря на устои и законы нашего нынешнего сообщества, построенного на реализации эго-программ и технократизации общества.

Подрастает новое поколение людей, которые будут жить, руководствуясь в своей жизни высокими приоритетами духовных ценностей, суть которых заключается в самоотдаче всего своего творческого потенциала на благо всех людей и отсутствии эгоистических тенденций.

Эти и другие предпосылки выхода человеческого сообщества в более качественные сценарии своего дальнейшего развития прослеживаются как во многих статьях и фундаментальных работах ученых в различных областях знаний, так и в ииссиидиологии, которая отражает парадигму развития, где нет места эгоцентризму, страху, злобе, ненависти, вражде и другим негативным проявлениям, а присутствует бескорыстное желание отдачи всего своего опыта и интеллектуальных наработок на благо всего сообщества.

Мнения ученых о ситуации, сложившейся на нашей планете

Ученый С.Ю.Ключников считает, что сейчас важно уловить и понять дух приближающейся эпохи, отделив главное от второстепенного. Он говорит о том, что если в человеке до сего времени культивировался индивидуум, который был актуален для завоевания своего места под солнцем, то новая эпоха синтеза рождает в людях качество общности, которое порождает в человеке ощущение себя единым целым.[1]

Авторы видят единственный выход из сложившейся ситуации, которая является критической для самого существования человеческой цивилизации, в том чтобы неотлагательно начать перестраивать сознание нашей социумной системы, на основе осознания единства всего сущего в мироздании и причинности сознания Абсолюта (то, что люди называют Богом).

И.И. Красиков и Е.Ф. Радько обращают внимание на то, что уже существует проект, который предполагает быструю смену старой модели мировосприятия в социуме путем освоения Космологических Знаний, которые являются отражением новой парадигмы в естествознании и предлагают сформировать международный центр распространения новых знаний. Уже есть сформулированные цели и задачи такого центра. В этих знаниях отражена та перспектива, которая открывается благодаря использованию их, что поможет сформировать будущее человеческой цивилизации. Авторы придают большое значение изменению сознания и изменению ментальной картины мира. В этом они видят условия, благодаря которым произойдет переход человечества на более высокую ступень своего развития. Авторы делают вывод, что сознание является движущей силой нашего мироздания, и считают, что все происходящее зависит от каждого из нас.

В статье придается большое значение фактору развития самосознания в структуре пространственно-временного континуума и его воздействия на него. Они приходят к выводу, что схожие мысли, чувства и представления определенного количества людей создают специфическое поле, к которому притягиваются другие люди с подобными вибрациями.

Уже существующую академию космологических знаний авторы предлагают сделать просветительским центром общепланетарной значимости совместно с научно-исследовательским центром космологических технологий.

В работе подробно прописываются цели и задачи этих центров, а также конкретная программа, в которой задействованы знания из огромного количества различных областей науки.[2] Данная статья во многом перекликается с тем, что предлагает ииссиидиология и Центр Интеллекта и Альтруизма, о котором речь пойдет немного ниже.

Путь выхода из сложившегося кризиса, который предлагает ииссиидиология

На мой взгляд, информация, предлагаемая в ииссиидиологии в сложившейся ситуации на планете, имеет важное значение для формирования в коллективном сознании нынешнего человечества намного более благоприятных вариантов ближайшего будущего, чем те проекты, которые основаны на эго-программах, рассмотренных нами выше. Это знание поможет ученым во всех исследовательских работах и открытиях, которые будут делаться на его основе. В ииссиидиологии отражены совершенно другие представления о мироздании и его законах, а значит, и о человеке как его неотъемлемой частицы, отличные от описания этих понятий, предлагаемых до сего времени множеством ученых. Ииссидиологические представления о них, в свою очередь, дают возможность понять место человека в этом мироздании и открывают огромнейшие перспективы для исследования космического пространства и налаживания контактов с внеземными цивилизациями. [5]

Тот окружающий нас мир, в котором мы сейчас пребываем, не является единственным. Мы находимся в данный момент в том мире, который мы сами сформировали своими очень ограниченными системами восприятий, представляющими собой стереотипное мышление. Это мышление очень далеко от того, которое дает более объективную оценку окружающему миру, а значит, и большее количество вариантов выборов, которые доступны нам.

Так же далеко не каждый ученый придает большое значение интуитивному методу познания, благодаря которому было сделано множество открытий в науке. Интуитивный метод познания связан с нашим подсознанием, где присутствует намного более качественная информация, чем та, что мы имеем в наших мирах. Из подсознания мы в сложных для нас жизненных обстоятельствах получаем подсказку: как поступить наилучшим образом. В основе ииссиидиологических представлений лежит интуитивный метод познания, который не признается академической наукой. Она опирается в своих исследованиях в основном на экспериментальные методы.

Сам процесс освоения людьми ииссиидиологии осуществляется на фоне нынешнего развития цивилизации, результатом такого развития является истощение природных ресурсов, наступивший экологический коллапс и несостоятельность всех программ существования общества в целом. Стремительное развитие этого знания на этом фоне предполагает глубокое осмысление целей и путей дальнейшего развития на высокой фундаментальной основе, уровне мышления и отношения к окружающей среде, что станет переходом человечества на более качественный путь развития.

Появление в качестве объекта изучения данного знания, которое является очень сложным для восприятия нашего нынешнего уровня сознания, поможет людям раскрывать скрытый потенциал, заложенный в каждом человеке, и таким образом стимулировать интуитивные возможности нашего самосознания. Такие перспективы изучения этого знания не могут не обратить внимания заинтересованных ученых на вывод о том, что фундаментальный подход в его изучении является основной задачей наступившего столетия. Это рождает острое понимание и осознание того, что пришла насущная потребность и необходимость в становлении нашего человеческого сообщества на более качественный виток своего развития.

Сейчас для объединения всех людей на нашей планете на основе знания ииссиидиологии образуются Центры Интеллекта и Альтруизма. Цель создания этих центров - переход нашего человеческого сообщества в несоизмеримо более качественное направление развития, ведущее в миры, где нет эгоизма, и все члены общества реализуют свой жизненный потенциал на благо всех людей. Где критерием существования являются два основных качества – высокочувственный интеллект и высокоинтеллектуальный альтруизм, ведущие на путь человеческого направления развития.

Высокочувственный интеллект предполагает потребность делиться с другими накопленными знаниями с теми, кто резонирует на эти знания. Он включает в себя также понимание причинно-следственных взаимосвязей с Законами Мироздания и взаимозависимость структурных элементов внешнего и внутренних миров.

Если говорить о высокоинтеллектуальном альтруизме, то он выражается во внутренней потребности и добровольной самоотдаче всего своего внутреннего потенциала на благо всего общества, глубокое понимание поступков других людей и радостное сопереживание позитивных состояний другого человека.

Участники Центра Интеллекта и Альтруизма ставят своей целью служение этой идеи через самые разнообразные направления творчества, которые в нем предлагаются (более подробно с Идеей Центров Интеллекта и Альтруизма можно ознакомиться на нашем сайте, что так же сможет сделать каждый, кто захочет участвовать в этом проекте. И таким образом изменяя себя благодаря изучению ииссиидиологии и расширяя свое самосознание в более качественном направлении, мы будем изменять и общество, в котором мы все живем.

Выводы

Основным выводом из всего вышесказанного является насущная необходимость в смене всех эго-программ и старых моделей жизни общества, противоречащих законам мироздания, которые привели к столь плачевному состоянию, наблюдаемому нами сейчас на планете, на кардинально новый подход во всех областях жизни, связанный с реализацией всего интеллектуального потенциала каждого человека и бескорыстным служением всех его членов на благо всего общества.

Основой новых программ и моделей, на мой взгляд, может стать знание ииссиидиологии. Это знание предлагает более качественную альтернативу парадигмы построения нашего будущего сообщества, в сравнении с ныне существующей, меняющую наше субъективное представление об окружающей нас действительности и дающую информацию о многомерной структуре мироздания и множестве миров, в которых мы проявлены множеством наших личностных интерпретаций, а значит, и о существовании множества сценариев нашего развития. Это предоставляет нам неограниченные возможности в жизненном творчестве. Благодаря росту самосознания и смене своих представлений как о себе, так и об окружающей нас действительности, которое дает нам ииссиидиология, мы будем смещаться в гораздо более качественные миры своего существования.

Сегодня многие эксперты и аналитики говорят о возможности возникновения мировой войны , которая рассматривается ими в качестве инструмента для разрешения накопившихся проблем в современном обществе. Итогом разрешения накопившихся проблем в современном обществе может стать построение качественно нового мирового порядка .




По мнению ряда экспертов, глобальный экономический кризис, срок окончания которого никто не решается обозначить, одно из последствий геополитических изменений рубежа XX–XXI веков. Произошедшее вслед за этим разрушение биполярной модели мира и изменение статуса многих государств привели к росту числа противоречий между странами и коалициями, разрешить которые невозможно, опираясь на принятые в середине прошлого века и не учитывающие нынешние реалии принципы мироустройства. На повестке дня создание новых правил, способных удовлетворить различные цивилизации. По какому пути пойдет этот процесс – мирному или военному – покажет время.

Сегодня многие эксперты и аналитики говорят о возможности возникновения мировой войны , которая рассматривается ими в качестве инструмента для разрешения накопившихся проблем в современном обществе.

Это и неудивительно. Последние три десятилетия сопровождались глобальными потрясениями – рухнул Варшавский договор и вся мировая система социализма, распался Советский Союз, Китай вырвался на второе место в мировой экономике. Все масштабнее и шире внедряются нанотехнологии, генная инженерия, другие качественно новые методики и способы производства, знаменующие переход наиболее развитых стран мира к шестому технологическому укладу.

Между тем в основе современного мироустройства до сих пор лежат те принципы, которые были приняты международным сообществом во второй половине ХХ века, в значительной мере по итогам Второй мировой войны и последующей холодной войны.

То есть можно говорить о том, что существующее мироустройство уже не в полной мере соответствует новым реалиям. Именно это противоречие и лежит в основе нарастающих кризисных явлений в мире, которые наиболее явно проявились в сфере экономики.

Поэтому бытует мнение, что имеет место глобальный экономический кризис. В настоящее время это основной фактор, определяющий как глобальные и региональные политические процессы, так и направленность развития внутриполитической ситуации практически во всех странах мира. Несмотря на чрезвычайные меры, предпринимаемые лидерами большинства государств по его разрешению, пока успехов на данном направлении достичь не удается.

Причина неудач антикризисных действий в том, что глобальный экономический кризис является лишь проявлением более глубокого и масштабного цивилизационного кризиса, который охватывает практически все стороны жизни современного человечества.

Этот крутой перелом современной цивилизации порожден целой системой фундаментальных по своей природе противоречий глобального характера.

Диспропорции и противоречия

К наиболее важным, породившим глобальный кризис (по сути цивилизационный), относятся следующие противоречия:

1. Между ростом производства-потребления и имеющимися ресурсами, необходимыми для развития, а также возможностями экосистемы Земли по нейтрализации негативных последствий деятельности человечества. Разрешение этого противоречия возможно только за счет сокращения потребления.

3. Между национальными и транснациональной элитами. Разрешение противоречия возможно по одному из двух вариантов.

Первый из них предполагает построение единого мирового государства, где будут доминировать наднациональные органы власти и различные иные транснациональные субъекты с радикальным ослаблением или полным устранением государственных суверенитетов.

Второй – создание мирового порядка как сообщества суверенных государств, отражающих интересы своих народов, где наднациональные органы играют лишь координирующую роль.

Диспропорции и противоречия, послужившие основой нынешнего цивилизационного кризиса, охватывают все сферы жизнедеятельности человечества и соответственно изменения в обществе, направленные на устранение его, должны распространяться на все составляющие миропорядка. То есть речь идет о построении качественно нового мирового порядка, по всем основным аспектам отличающегося от существующего.

Именно по этой причине меры, ориентированные на преодоление экономического (в частности финансового) кризиса, не позволяют и не позволят разрешить этот цивилизационный перелом.

Оценка возможности возникновения новой мировой

Анализ возможных вариантов устранения сегодняшних дисбалансов и противоречий показывает, что они носят антагонистический характер и без существенного ущемления интересов тех или иных крупнейших геополитических субъектов кризис преодолен не будет. А это означает неизбежность применения силы для выхода из сложившейся ситуации. Учитывая мировой характер данного процесса, можно полагать, что и масштаб этих военных действий может стать мировым.

Опыт разрешения двух подобных переломов цивилизации в начале и середине ХХ века показывает, что их преодоление происходило через мировые войны – Первую и Вторую.

Таким образом, можно предположить, что развивающийся кризис способен породить новую глобальную войну и может быть разрешен лишь по ее итогам. Вероятность возникновения широкомасштабного вооруженного конфликта, исходя из объективных предпосылок, можно оценить как среднюю.

Каков же может быть вероятный характер этой войны?

Основными составляющими, определяющими характер любого вооруженного противоборства, являются участники, преследуемые ими цели, применяемое оружие, основные этапы, факторы, определяющие ход и возможные варианты исхода конфликта.

Вероятные противоборствующие стороны и их цели

Мировая война будет, безусловно, коалиционной. Состав сторон определит приверженность конкретных стран (точнее, их элит) к той или иной модели нового мирового порядка, который они готовы отстаивать.

Анализ возможных вариантов разрешения дисбалансов и противоречий показывает, что будущее мироустройство может быть построено только по одной из двух моделей.

Сегодня это проявляется в виде разделения стран на промышленно развитые, имеющие перспективу дальнейшего развития, и мировую периферию, обреченную на деградацию в духовном, экономическом и демографическом отношении.

То есть по сути дела новая глобальная война будет вестись за духовные основы построения нового мирового порядка: фундамент будущего мироустройства составят или индивидуализм, эгоизм, подавление одного субъекта другим, выживание за счет других, или общинность, доминирование общих интересов над частными, принцип совместного существования за счет взаимоподдержки.

В этом состоит ее качественное отличие от двух предшествующих мировых войн, которые велись главным образом за экономический передел мира.

Это позволяет концептуально определить состав возможных коалиций в будущей мировой войне. Их будет две:

1. Так называемые промышленно развитые страны западной цивилизации, духовные основы которых опираются на индивидуализм и материальное начало, порождающие власть денег. Это формируемое сообщество государств претендует на роль мирового гегемона, контролирующего все ресурсы Земли, и нацелено на уничтожение всех остальных геополитических субъектностей.

2. Страны православной, исламской и других цивилизаций, в которых духовное начало доминирует над материальным, общее над частным, индивидуальным, которые объективно ориентируются на многополярный мировой порядок.

В настоящее время ядро первой коалиции уже сформировано не только политически, но и военно-политически в виде блока НАТО. Четко осмыслена и его глобальная цель в новой полномасштабной войне: установление мирового господства – однополярный мир.

Элиты стран этой коалиции четко, прежде всего на духовном уровне представляют себе основного противника, в качестве которого на данном этапе в первую очередь определены исламская и православная цивилизации.

Сообщество государств, ориентирующихся на многополярный мировой порядок, способных составить вторую коалицию, пока еще даже не осознало общность своих геополитических интересов, не говоря уже о каком-либо политическом или тем более военно-политическом оформлении единого союза. Некоторым его прообразом могли бы послужить ШОС или ОДКБ.

Нет сегодня и четко разработанной, всеми признанной модели нового мирового порядка в варианте многополярного мира.

В этих условиях естественно, что объективно существующая глобальная цель стран второго сообщества – установление справедливого многополярного мира – ими в полной мере не осознана.

Поэтому нет и понимания основной задачи государств этой коалиции в глобальном конфликте – срыв попыток установления мирового господства западной цивилизации в форме однополярного мирового порядка.

Это дает возможность Западу сталкивать их в жестокой междоусобной борьбе. Мы видим, как стравливают мусульман с православными и индуистами, раскалывают сам ислам, сталкивая суннитов и шиитов.

Исходя из существа целей первого сообщества его можно назвать неоимпериалистической коалицией, тогда как второе – антиимпериалистическая коалиция.

Оценивая вероятные цели неоимпериалистической коалиции, ее главной глобальной задачей в мировой войне будет разгром объединения стран, стремящихся к многополярному миру, с установлением над ними политического или даже военно-политического контроля и ликвидацией или радикальным ослаблением их государственного суверенитета.

Возможными целями действий антиимпериалистической коалиции, ее главной глобальной задачей должны стать отражение агрессии и срыв построения монополярного мира с сохранением своего государственного суверенитета и последующее построение многополярного мироустройства.

Применяемое вооружение

Учитывая решительность целей сторон в предстоящей мировой войне, следует ожидать, что в ее ходе найдут применение все самые совершенные виды вооружений и военной техники, включая оружие массового поражения:

1. Информационное оружие будет использоваться на всех этапах подготовки и развития глобального вооруженного конфликта в мирное и военное время, что определяется высокой скрытностью его воздействия на противника и отсутствием международно-правовой базы, эффективно регламентирующей применение. Это оружие станет основным средством борьбы в мирный период, а с началом боевых действий будет использоваться в интересах обеспечения вооруженных сил.

2. Обычное вооружение будет применяться сторонами в полном объеме с началом боевых действий. Обоснованием этого станет создание хотя бы минимальной соответствующей морально-психологической и нормативно-правовой базы. До начала войны следует ожидать ограниченного его использования силами специальных операций в интересах обеспечения эффективности информационного оружия. Обычные виды вооружений будут применяться сторонами для решения практически всех задач.

3. К основным видам неядерного оружия массового поражения (ОМП), которое может быть использовано, относятся химическое и биологическое. Возможность скрытного применения биологического оружия позволит задействовать его не только в ходе боевых действий, но и в мирный период. Существенное влияние на масштабы и способы его использования окажет, без сомнения, простота изготовления и применения, позволяющая задействовать этот вид ОМП даже негосударственными и относительно ограниченными в своих возможностях организациями. Немаловажным фактором, снижающим вероятные масштабы применения биологического оружия, будет угроза возникновения крупных эпидемий или даже пандемии.

Читайте также: