Каковы перспективы российской военной школы обж кратко

Обновлено: 07.07.2024

В данной работе изложены вопросы совершенствование системы военного образования и подготовки военных специалистов.

Недостатки в подготовке офицеров неизбежно влекут за собой сложности в подготовке рядового и сержантского состава, которые, определяют успех при ведении боевых действий. Решить эту задачу можно путем повышения профессионального уровня и статуса руководящего и преподавательского состава военно-учебных заведений.

Остро стоит вопрос с полевой и лабораторной базы вузов, которая должна обеспечить необходимый уровень подготовки офицерских кадров.

В последние годы на развитие этой базы начали выделяться значительные средства из бюджета.

Курсанты стали приобретать основные практические навыки не только на тренажерах, но и новых образцах вооружения и военной техники, что обеспечивает формирование кадрового потенциал Российской армии грамотными военными специалистами.

Важно, чтобы из вузов выпускался офицер-профессионал с высокой методической, строевой и физической подготовкой, владеющий различными приемами и способами обучения подчиненных.

Предложения по совершенствование системы военного образования и подготовки военных специалистов:

  • подготовка офицеров в военно-учебных заведениях должна проводиться с учетом современных требований ведения боевых действий в горячих точках мира;
  • программы обучения каждой дисциплины, необходимо разрабатывать строго по этапам обучения;
  • преподаватели должны строго соблюдать установленный порядок под готовки и проведения каждого занятия с курсантами, и положить в процесс обучения, простые и понятные всем формы, принципы и приемы;
  • военный специалист должен готовиться, чтобы эффективно руководить подчиненными, а преподавателям необходимо передавать жизненный опыт и свой образовательный уровень;
  • вузам необходимо создавать условия для полного удовлетворения потребностей в офицерах, беречь каждого курсанта и доводить его до выпуска; повышение качества военного образования за счет высокой мотивации у курсантов в изучении преподаваемых дисциплин;
  • эффективность системы военного образования во многом зависит от качества и своевременности материального и финансового обеспечения образовательного процесса;
  • активное внедрение в совершенствование военного образования новейших технологий обучения;
  • система военного образования должна сочетать обучающуюся и воспитательную функции;
  • подготовку будущего офицера следует вооружать знаниями в военной области, а также формировать и воспитать военного специалиста с высоким. патриотическими, морально-психологическими, нравственными, духовными и физическими качествами;
  • для инновационного прорыва в области военного образования в первую очередь необходимо подготовить грамотный преподавательский и научный состав вуза;
  • совершенствовать подготовку офицеров по новым специальностям, на базе уже имеющихся вузов;
  • разрабатывать новые квалификационные требования к военно-профессиональной и специальной подготовке выпускников с учетом изменяющейся обстановки в мире;
  • внедрять эффективные образовательные программы, систематически анализировать, как выпускники служат в войсках, какие полученные знания и навыки в училище применяются на практике, а что нужно в обучении менять;
  • выпускники должны изучать не только существующие образцы вооружения и технику, но и те, которые поступят в перспективе;
  • качественно планировать участие курсантов в войсковых стажировках для приобретения войскового опыта;
  • проведения учебных занятий с использованием компьютерного моделирования и электронных учебников;
  • повысить ответственность вузов за качество подготовки военных специалистов, их способность приступить к выполнению обязанностей в войсках, как грамотных офицеров;
  • осуществлять качественный подбор абитуриентов с высокой мотивацией к военной службе;
  • развивать способы активизации мыслительной деятельности курсантов в традиционных формах учебной деятельности;
  • применять инновационные обучающие технологии циклов учебных дисциплин;
  • активно применять научно-познавательные модели и обучающие технологии;
  • управлять качеством образовательного процесса;
  • формировать компетенции самообразования курсантов:
  • применять современные подходы организации самостоятельной работы курсантов;
  • использовать интерактивные методы обучения в вузах, как средство формирования ключевых компетенций, знаний, умений и навыков;
  • формировать познавательную самостоятельность в процессе изучения дисциплин:
  • ориентация учебного процесса на потенциальные возможности курсанта и их реализацию, способствовать вооружению курсантов прочными знаниями, умениями и навыками, а также умениями переносить их в новые ситуации;
  • формировать у курсантов потребность в новых знаниях;
  • направлять обучение на связь с жизнью, опытом курсантов, формировать необходимые компетенции;
  • ориентировать мышление курсантов на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;
  • обеспечивать деятельность курсантов по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний, способов деятельности и компетенций;
  • содействовать овладению учебными умениями как инструментом познания; создавать оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого курсанта.

Анализ различных точек зрения, респондентов на проблему управления и качества военно-профессионального образования позволил сформулировать ряд исходных постулатов:

  • управление его качеством – широкая проблема, требующая подготовки офицерских кадров конструктивного решения в военно-педагогической
    науке и практике в ближайшие годы, в отечественной и мировой образовательной практике не существует общепринятых и неизменных критериев, показателей признаков, с помощью которых можно было бы определить качество – военно-профессионального образования офицерских кадров в высшей военной школе;
  • решение проблемы управления качеством военно-профессионального образования офицерских кадров целесообразно искать на основе междисциплинарного подхода, используя известные интерактивные показатели, оценивающие качество профессионального образования с разных сторон, подходов и в различных аспектах;
  • само качество, как и управление им, целесообразно рассматривать не вообще, а только с учетом условий военно-профессионального образования в конкретном военном вузе.

В существующей теории и практике подготовки военных специалистов можно выделить следующие основные недостатки:

Военное образование: состояние и перспективы развитияно

Юнацкевич П.И., директор Научного консорциума высоких гуманитарных и социальных технологий

Проблемы высшей военной школы

Подготовка офицерских кадров – это одна из важнейших задач в укреплении обороноспособности России. Российский офицер занимает особое место в строительстве новой армии, воспитании и обучении личного состава, в достижении победы над врагами.

Российский офицер должен сочетать в себе патриотизм с глубокой компетентностью, широким кругозором, дисциплинированностью с инициативой и творческим подходом к делу. Вместе с тем, на любом участке офицер обязан учитывать социально-экономические, воспитательные аспекты, быть чутким к людям, к их нуждам и запросам, служить примером в работе и быту. Исключительно важно, чтобы эти качества были присущи выпускникам военных вузов.

На сегодняшний день система подготовки офицеров в военно-учебных заведениях испытывает определенные трудности в своем развитии.

Одной из важнейших проблем социально-экономического развития военного образования Санкт-Петербурга остается оплата труда военнослужащих, членов их семей.

Около 30% полных семей офицеров с двумя работающими и с двумя детьми находятся за чертой бедности, и даже среди полных семей офицеров с одним ребенком до 16 лет доля бедных составляет около 20%. В число бедных попала и значительная часть работников военно-промышленного комплекса. Более трети работников этой сферы устойчиво имеют зарплату ниже прожиточного минимума.

Учитывая существование достаточно высокой доли офицеров с доходами ниже прожиточного минимума, переход деятельности военных образовательных учреждений на работу в условиях рынка образовательных услуг, конкуренции может привести к падению престижности военной службы.

Ухудшение качества профессиональной подготовки офицеров

Объем государственного финансирования военного образования за последние годы сократился. Существенно снизилась доступность платных образовательных услуг для военнослужащих и членов их семей. В сложном положении оказались уволенные военнослужащие, попавшие в наименее обеспеченные группы населения.

Неблагополучное состояние военного образования проявляется в оттоке (увольнении) офицерских кадров, снижении научной и педагогической активности в военных вузах, снижению числа публикаций.

Среди причин, негативно влияющих на состояние военного образования - снижение качества жизни военнослужащих:

- низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения;

- ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания, и т.д.;

- чрезмерные стрессовые нагрузки;

- снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни;

- низкий уровень экономической подготовки военнослужащих, увольняемых в запас, обеспечивающий эффективную деятельность в условиях рынка и д.р.

Существующая система военного образования в настоящее время не может обеспечить предоставление курсантам и слушателям города качественных образовательных услуг, а также предоставление в полном объёме льгот для профессорско-преподавательского состава, предусмотренных действующим законодательством.

Система оплаты деятельности профессорско-преподавательского состава военных вузов не стимулирует эффективное оказание образовательных услуг, в результате чего военнослужащий получает менее конкурентноспособное и узкое (специализированное) военное образование.

Недостаточное развитие социальных и гуманитарных технологий в системе военного образования приводит к нерациональному использованию средств в вузах.

В настоящее время не сложилась в полной мере система пропаганды службы в вооруженных силах, которая на 50% определяют военно-профессиональную направленность призывной молодежи и не требуют привлечения значительных финансовых средств.

Это требует изменения существующей системы военного образования. Качественная и многогранная подготовка офицера, повышение конкурентноспособности диплома военного вуза позволит поднять престиж военного образования.

Перспективы развития военного образования

Вашему вниманию предлагается к внедрению в образовательную практику военных учебных заведений России разработанную в Институте военно-гуманитарных технологий Международной академии социальных технологий концепцию комплексной (интегративной) профессиональной подготовки офицера силовых структур и ведомств России - систему обучения и воспитания военнослужащих по контракту.

Внедрение концепции позволяет достигнуть 15-25% экономии бюджетных средств, выделяемых на военное образование, в результате оптимизации образовательного процесса.

Актуальность концепции комплексной (интегративной) подготовки офицеров силовых структур и ведомств России

Актуальность концепции комплексной (интегративной) подготовки офицеров силовых структур и ведомств России обусловлена следующими факторами:

Рост числа увольняемых из вооруженных сил младших и старших офицеров.

Дефицит комплексной (интегративной) подготовки младших офицеров в области управления подразделениями, организации воспитательной работы личного состава.

Ухудшение морально-психологической подготовки офицеров, что проявляется в росте числа психосоматических расстройств в 90% случаев заболеваний, встречаемых в терапевтических, психиатрических и неврологических военных стационарах, а также у 60-80% участников войн и локальных конфликтов, ликвидаторов последствий массовых жертв стихийных бедствий.

Проблемы комплексной (интегративной) профессиональной подготовки представлены в инженерно-технических и командных военных вузах России. Средние затраты на подготовку узкого специалиста (инженера, командира) значительны, что требует организации оказания эффективной комплексной профессиональной подготовки в интересах оптимизации финансовых затрат.

Офицерский состав живет ниже уровня прожиточного минимума в России. По данным экономических исследований, социальный статус офицера приравнен к среднему низшему. Воинская служба для многих офицеров перестает выступать в качестве основного вида деятельности. Профессиональные военнослужащие вынуждены годами искать дополнительный заработок, не находя решения своих проблем. При этом страдают сами военнослужащие, их семья и армия в целом, с учетом того, что умственная и физическая работоспособность в интересах службы снижена у них в среднем на 60-70%.

Мотивация на обучение в военном вузе у абитуриентов зачастую представлена в виде желания приобрести бесплатное государственное образование. При этом о продлении службы задумываются 20-30% выпускников.

В современных условиях реформирования системы военного образования тенденция в направлении комплексной подготовки становится ведущей.

Офицеры с узкой специализированной подготовкой, являются, по сути, социальной проблемой, требующей особого подхода к своему решению. В условиях рынка и конкуренции среди частных и государственных образовательных учреждений остро встает вопрос о завоевании своего сегмента – подготовки профессионального защитника отечества, комплексного специалиста, способного обеспечить себе достойный уровень жизни.

Очевидно, что комплексной подготовкой офицера в современных условиях должны заниматься специалисты, имеющие интегративную подготовку в области военных наук, медицины, психиатрии, психологии, педагогики, экономики, права, технологий информационной войны и т.д.

Основные понятия концепции

Объект интегративной профессиональной подготовки - процесс формирования и развития профессионального поведения, интегрирующего в себя наиболее социально эффективные технологии взаимодействия и влияния (технологии VI технологического уклада).

Предмет – закономерности и условия комплексной профессиональной подготовки.

Принципы интегративной подготовки:

1. Системный подход к обучению и воспитанию офицерских кадров России.

2.Комплексное обучение и воспитание эффективному экономическому, социально-психологическому, военно-профессиональному поведению, определение актуального направления профессиональной подготовки, иерархии направлений обучения и воспитания, освоение высоких гуманитарных и социальных технологий.

3. Разработка динамичной тактики обучения и воспитания, основанной на организации военных дискурсов учащихся и военного научного экспертного сообщества и практиков летального и нелетального гуманного противоборства и информационной войны.

4. Обучение и воспитание офицерских кадров на основе массовой этической оценки деятельности военнослужащего и воинских групп.

5. Социально-технологическое обеспечение военного дела.

6. Использование информационных технологий в обучении и воспитании – виртуальное обучение, диагностика и коррекция.

7. Комплексная подготовка офицеров в области военного дела, военно-гуманитарных технологий.

8. Оптимизация финансовых и временных затрат на обучение и воспитание комплексного специалиста, способного проводить влияние на объект как летальными инстрементами, так и нелетальными, гуманными.

9. Комплексная переподготовка офицерских кадров в сфере социального дизайна, нелинейной логики.

Источники (теории) развития концепции интегративной медицины:

- взгляды Петра I (учить офицеров всему нужному для службы и мирного дела);

- система подготовки солдат и офицеров А.В. Суворова, С.О. Макарова, М.И. Кутузова, Ф.Ф. Ушакова, П.А. Румянцева;

- концепция управления энергией человеческих масс В.А. Чигирева.

Перечень основных этапов реализации концепции интегративной подготовки офицеров

Создание системы военной гуманитарно-технологической подготовки офицерских кадров:

I этап - создание факультетов комплексной подготовки в военных учебных заведениях;

Начиная с первого этапа реализации концепции осуществляется разработка стандартов и алгоритмов обучения и воспитания для эффективной службы, а также обучение и переподготовка профессорско-преподавательского состава (создание специалистов по комплексной подготовке из военного, медицинского, психологического, педагогического, правового и экономического направлений);

II этап - переориентирование военных вузов на комплексную военно-технологическую подготовку кадров;

III этап – создание в военных университетах гражданских факультетов по социальной инженерии, высоким гуманитарным и социальным технологиям;

IY этап - создание диссертационных советов в военных вузах по военно-гуманитарным технологиям. Создание учебно-методических и научно-исследовательских подразделений проблем комплексной подготовки и переподготовки военных кадров по технологиям последующего технологического уклада двойного назначения.

Ожидаемые конечные результаты внедрения концепции

Сокращение числа увольняемых в запас младших офицеров .

Повышение конкурентоспособности военных вузов в условиях последствий демографического спада.

Сокращение затрат на подготовку военнослужащих на 40-50%. Обоснование сокращения и реорганизации военных вузов, за счет исключения повторяющихся, дублируемых специальностей.

Улучшение качества жизни выпускников и увеличение продолжительности их службы.

Подготовка специалистов двойного назначения, обеспечивающих летальное и нелетальное влияние на заданный объект.

Военно-профессиональная деятельность офицеров становится комплексной и эффективной.

Концепция интегративной подготовки становится теоретическим обоснованием реорганизационных мероприятий Министерства образования и науки России.

Направления и специальности комплексной подготовки офицерских кадров РОссии

- проектирование социальных сетей и структур двойного назначения;

Комплексная подготовка офицера создаст объективные условия для формирования нового имиджа военного специалиста, способного выполнять любые задачи и готового к самообразованию и саморазвитию в избранной области. Это серьезное условие обеспечения привлекательности военного образования для молодежи, которое обеспечит приток наиболее прогрессивной его части к службе в вооруженных силах. Естественно, что такая подготовка отразиться и на самом характере воинской службы, наполнив его новым содержанием и перспективами развития.

Виртуальный тренинг в системе военного образования

Виртуальный тренинг – понятие, впервые введенное нами в психолого-педагогическую практику в 1999 году. Это виртуальная технология практического и теоретического обучения студента, слушателя дисциплинам направления, специальности, специализации профессиональной подготовки по программам высшего профессионального образования образовательного учреждения, основанная на использовании электронных виртуальных эффектов, баз данных, виртуальных классов и библиотек учебной литературы, деятельности виртуальных тренеров (преподавателей, производящих тренинг посредством психотронных воздействий на обучаемого через информационные сети). Это перспективная технология не только тренингового, но и практического обучения XXI века.

Заключение

Как свидетельствует наш опыт работы, только комплексный подход к обучению и воспитанию у заинтересованных специалистов (командиров и начальников, представителей широкого круга специальностей, при ключевой роли командира, подготовленного по вопросам технологий двойного назначения, позволит эффективно решать военно-профессиональные задачи строительства и развития армии России.

Решение проблем комплексной подготовки специалистов, в ключе разработанной методологии, позволит, по нашему мнению, поднять престиж военного образования России на качественно новый уровень.


  • О военном учебном центре
  • Сотрудникам
  • Курсантам
  • Абитуриентам и студентам
  • Юнармия
  • Медиатека
  • Контакты
  • Обратная связь

Перспективы военной службы





Уровень популярности профессии офицера за последние годы вырос, в том числе в связи с существенным усилением материальных и социальных стимулов прохождения военной службы в целом.

Офицер современных Вооруженных Сил Российской Федерации – это материальная стабильность, это возможности карьерного роста и повышения социального статуса. Вооруженные Силы Российской Федерации – для энергичных, упорных и грамотных молодых людей

Начало профессиональной деятельности офицера по завершении обучения в высшем военно-учебном заведении

1. Каким образом можно стать офицером Вооруженных Сил Российской Федерации?

Офицером Вооруженных Сил Российской Федерации может стать гражданин Российской Федерации, окончивший высшее военно-учебное заведение Минобороны России, а также учебный военный центр при федеральной государственной образовательной организации высшего образования.

2. Что является основанием для определения дальнейшего служебного предназначения выпускника высшего военно-учебного заведения?

Основанием для определения дальнейшего служебного предназначения выпускника являются результаты итоговой аттестации и его служебная характеристика (аттестация). Кроме того, учитываются семейное положение, состояние здоровья выпускника и членов его семьи.

3. Есть ли категории выпускников высших военно-учебных заведений, имеющих преимущественное право выбора места военной службы?

Курсанты, окончившие высшее военно-учебное заведение с золотой медалью и (или) дипломом с отличием, пользуются преимущественным правом выбора места военной службы в пределах установленной для вуза Минобороны России разнарядки.

4. Как учитывается при распределении после окончания высшего военно-учебного заведения факт наличия у выпускника супруги (супруга)?

Если при назначении выпускника меняется место жительства его семьи, а жена (муж) этого военнослужащего тоже проходит военную службу по контракту, то одновременно с принятием решения о направлении выпускника к новому месту службы решается вопрос о переводе в данную местность (в пределах одного населенного пункта (гарнизона) его жены (мужа).

5. На какие воинские должности могут быть назначены выпускники высших военно-учебных заведений женского пола?

Воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами женского пола, определены соответствующим перечнем. Среди них должности командного, инженерного, технического, военно-гуманитарного, педагогического, медицинского профилей, кроме воинских должностей офицеров, входящих в состав летных экипажей и на кораблях.

6. Гарантируется ли назначение выпускника высшего военно-учебного заведения на офицерскую должность после окончания высшего военно-учебного заведения Минобороны России?

Выпускники высшего военно-учебного заведения (за исключением назначаемых на воинские должности указами Президента Российской Федерации, а также зачисляемых по обоснованным причинам в распоряжение соответствующих командиров (начальников) и направляемых для дальнейшего прохождения военной службы в другие федеральные органы) приказом Министра обороны Российской Федерации назначаются на конкретные воинские должности.

Возможности профессиональной самореализации

1. Имеется ли у офицера возможность повышения образовательного уровня?

Офицеры имеют право на обучение в военных образовательных организациях высшего образования, иных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и реализующих программы дополнительного профессионального образования и (или) программы профессионального обучения, а также на подготовку и защиту в установленном законодательством Российской Федерации порядке диссертаций на соискание ученой степени.

Офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в федеральных государственных профессиональных образовательных организациях или федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.

2. Какие возможности у офицера заниматься научной деятельностью?

Воинская служба позволяет офицеру реализовать свои способности, свой творческий потенциал в самых различных сферах, в том числе и в научной области. Участие в научной деятельности для офицеров в период воинской службы возможно в самых разных формах. Перечислим некоторые из них:

• проведение различных исследований в интересах обороны и безопасности государства;

• участие в рационализаторской, изобретательской и патентно-лицензионной работе;

• разработка учебников, в том числе компьютерных, учебных пособий, монографий;

• участие в научных конферен циях, семинарах, творческих дискуссиях и др.

Командиры частей и соединений Вооруженных Сил Российской Федерации нередко рекомендуют для обучения в адъюнктуре и докторантуре вузов Минобороны России офицеров, про явивших склонность к научной работе.

3. Что представляет собой система мер поощрения офицеров во время прохождения военной службы?

На основании Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации

к офицерам применяются следующие поощрения:

• снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания;

• награждение грамотой, ценным (в том числе именным) подарком или деньгами;

• занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилий отличившихся офицеров;

• досрочное присвоение очередного воинского звания, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;

• присвоение очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, но не выше воинского звания майора, капитана 3-го ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность профессорско-преподавательского состава в военном образовательном учреждении профессионального образования, не выше воинского звания полковника, капитана 1-го ранга;

• награждение именным холодным и огнестрельным оружием.

4. Каковы возможности офицеров быть награжденными государственными и ведомственными наградами?

В период прохождения военной службы офицеры могут быть награжденными государственными и ведомственными наградами.

Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099, устанавливаются следующие виды государственных наград:

• высшие звания Российской Федерации;

• ордена Российской Федерации;

• знаки отличия Российской Федерации;

• медали Российской Федерации;

• почетные звания Российской Федерации.

5. Каковы карьерные перспективы выпускника высшего военно-учебного заведения на 5–10 лет после выпуска?

Карьерными перспективами выпускника высшего военно-учебного заведения на 5–10 лет после выпуска являются: присвоение очередного воинского звания, назначение на вышестоящую воинскую должность, увеличение денежного довольствия, возможность поступления в военную академию или адъюнктуру.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАКЕТНЫХ ВОЙСКАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

- Сергей Викторович, 17 декабря Ракетные войска стратегического назначения (далее – РВСН), отмечают свой 60-летний юбилей. Отличительной чертой РВСН сегодня помимо сложнейшей современной техники являются, несомненно, квалифицированные офицерские кадры, люди, преданные своему Отечеству. Что можно сказать о системе подготовки офицеров в ракетных войсках стратегического назначения?

- Сегодня Ракетные войска стратегического назначения являются мощным, высокотехнологичным и динамично развивающимся родом войск, находящимся на этапе модернизации и ввода в боевой состав современных ракетных комплексов стационарного и подвижного видов базирования, на базе которых формируется перспективная ракетная группировка, позволяющая эффективно обеспечивать ядерное сдерживание.

В РВСН введены в боевой состав ракетные комплексы пятого поколения "Тополь-М" и "Ярс", продолжаются работы по приему в эксплуатацию ракетного комплекса с гиперзвуковым планирующим крылатым боевым блоком "Авангард". В ближайшие годы планируется перевооружение ряда частей на новый ракетный комплекс шахтного базирования "Сармат" с жидкостной тяжелой ракетой. Выполнение Государственной программы вооружения позволило обеспечить устойчивые темпы перевооружения ракетных полков, а всего в боевом составе РВСН сегодня уже более 75 процентов современных образцов ракетного вооружения. Создан научно-технический задел, позволяющий и в будущем иметь на вооружении ракетные комплексы, способные служить адекватным ответом на возможные прогнозируемые вызовы и угрозы.

Однако решение задач, связанных с боевой готовностью, достигается не столько наличием современного вооружения и военной техники, сколько тем, кто и как это оружие будет применять. Эксплуатация современных видов вооружения предъявляют высокие требования к квалификации офицерских кадров.

В Ракетных войсках стратегического назначения создана и функционирует система военного образования, которая позволяет готовить специалистов-ракетчиков готовых к выполнению разноплановых боевых задач по обеспечению безопасности России. Она представляет собой сбалансированную совокупность органов управления военным образованием, сети военных образовательных учреждений, а также реализуемых ими федеральных государственных образовательных стандартов и квалификационных требований к выпускникам.


Сегодня кадры для войск готовит Военная академия РВСН имени Петра Великого (далее – ВА РВСН, академия), как в головном вузе в Балашихе, так и в своем филиале в Серпухове. Учитывая большое количество сложных специальных технических систем, воплощенных в ракетно-ядерном оружии РВСН, в академии и в ее филиале подготовка специалистов проводится более чем по 20 специальностям и специализациям. Вузы РВСН без преувеличения можно назвать кузницей высокопрофессиональных офицерских кадров, обладающей мощным научно-педагогическим потенциалом, современной учебно-материальной базой и достойными социально-бытовыми условиями для курсантов и слушателей.

- В Министерстве обороны сложилась стройная система подготовки офицерских кадров со своими традициями и взглядами на дальнейшее развитие. В чем особенность этого пути в вузах РВСН?

- Наши вузы должны опережать войска по изучению сложной ракетной техники, а также в разработке теоретических основ применения войск. Это касается и других компонентов жизнедеятельности вуза – учебного и воспитательного процессов, учебно-материальной базы, внутреннего порядка и воинского уклада, межличностных и служебных взаимоотношений. Совершенствование системы подготовки слушателей и курсантов, комплектование профессорско-преподавательского состава вузов лучшими офицерами, имеющими войсковой опыт, квалифицированными педагогическими и научными кадрами - предмет самого пристального внимания Командования РВСН.

В войсках созданы условия для развития системы военного образования, которое спланировано и проводится по следующим основным направлениям.

Первое направление — повышение уровня профессиональных компетенций преподавательского состава военно-учебных заведений. Считаю, что это ключевое звено, определяющее деятельность вуза в целом.Сегодня укомплектованность учеными Военной академии РВСН имени Петра Великого является одной из самых высоких среди вузов Министерства обороны Российской Федерации и составляет 74 процента.

Хотелось бы особо акцентировать внимание, что военный педагог должен быть не только хорошим ученым и методистом, но и войсковым практиком, который может передать слушателям и курсантам свой опыт, учить их руководству подчиненными, эффективно применять и правильно эксплуатировать сложнейшее вооружение и военную технику.


Второе, не менее важное направление — совершенствование содержания подготовки слушателей и курсантов.

Развитие РВСН, разработка новых форм и способов ведения боевых действий, а также опыт эксплуатации и применения поступающего в войска вооружения и военной техники ставят перед системой военного образования задачи по оперативной корректировке содержания обучения. В связи с этим, вузы РВСН ежегодно актуализируют содержание и расширяют спектр реализуемых образовательных программ, переходят на самостоятельно разработанные образовательные стандарты.

- Можно ли на примере проследить корректировку планов в подготовке офицеров в связи с принятием на вооружение новой ракетной техники?

В 2019 году в ВА РВСН разработан и планируется к реализации новый федеральный государственный образовательный стандарт "Робототехника военного и специального назначения ".

С целью совершенствования содержания базовых военно-профессиональных дисциплин в вузах РВСН широко используется потенциал федерального учебно-методического объединения вузов Минобороны России по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки "Военное управление".

Такой подход позволяет оперативно решать поставленные задачи за счет расширения прав вузов в формировании учебных программ и в их корректировке с учетом опыта войск.

При этом в вузах РВСН традиционно сохраняется фундаментальность военного образования, предполагающая вооружение обучаемых знаниями основных законов науки и техники, точных дисциплин, являющихся базисом, на котором можно выстраивать дальнейшие специальные знания и умения. Качество подготовки курсантов по математике, механике, физике (база для дальнейшей инженерной подготовки) стабильно и не уступает ведущим техническим вузам страны. Именно об этом свидетельствуют результаты Международной олимпиады курсантов 2019 года — по математике филиал ВА РВСН (г. Серпухов) стал лидером в Министерстве обороны Российской Федерации и среди ряда гражданских вузов.

- Не спорим, для современных ракетчиков точные науки – святая святых. А как дело обстоит с практическими навыками работы на технике и при вооружении?

- Укрепление этой составляющей обучения и есть третье направление в развитии системы образования в РВСН. Это - повышение прикладной (практической) направленности подготовки офицерских кадров, приближение обучения слушателей и курсантов к войскам. Происходит это при помощи:

- увеличения времени войсковых стажировок и практик, синхронизации их проведения с мероприятиями оперативной и боевой подготовки войск;

- привлечения слушателей и курсантов к проведению войсковых исследований;

- наращивания учебно-материальной базы академии образцами современного вооружения и военной техники, доведения уровня обеспеченности вузов РВСН современными штатными образцами ракетной техники и вооружения до уровня войск за счет использования возможностей предприятий промышленности в рамках государственного оборонного заказа;

- расширения номенклатуры и количества учебно-тренировочных средств для проведения с их использованием исследовательских командно-штабных военных игр с целью отработки вопросов ведения боевых действий, приближенных к боевым, наработки навыков и умений, необходимых в реальных условиях.


- Ракетные войска стратегического назначения не самый, согласитесь, открытый для СМИ род войск. За счет чего удается привлекать в вузы РВСН современную талантливую молодежь?

- Особое внимание у нас уделяется еще одному направлению развития военного образования — привлечению в вузы РВСН наиболее способной молодежи и ее раннюю профориентацию на выбор профессии офицера. К решению этой задачи привлечено и довузовское военное учебное заведение РВСН — Пермское суворовское военное училище. Качество обучения в нем соответствует требованиям Командования РВСН — на "хорошо" и "отлично" прошедший учебный год закончили 72 процентов суворовцев при отсутствии неуспевающих. В 2020 году в училище будет проведен первый выпуск суворовцев — кандидатов для поступления на самые сложные технические специальности вузов РВСН.

Сегодня, в наш юбилейный год, можно с уверенностью утверждать, что система военного образования РВСН обеспечивает потребность войск в высококвалифицированных офицерских кадрах и успешно развивается.

Подготовили Александр Дробышевский,

Анатолий Стасовский

Фото из архива отдела военного образования РВСН

Читайте также: