Каковы особенности структуры занятости эан развитых и развивающихся стран кратко

Обновлено: 04.07.2024

Экономически активное население — население страны, которое имеет или желает и потенциально может иметь самостоятельный источник средств существования.

С целью эффективного использования рабочей силы в MX весьма важно иметь представление о структуре населения мира с точки зрения возможности его вовлечения в общественный производственный процесс.

Среди множества признаков (критериев) классификации народонаселения выделим основные из них.

1. По экономическому признаку:

Классификация по экономическому признаку помогает определить степень обеспеченности региона трудовыми ресурсами. Возрастные границы трудоспособности определяются в каждой стране автономно.

2. По биологическому признаку:

• дети и юношество —до 15 (19) лет;

• молодежь и взрослое население — 15—65 (19—60) лет; ,

• пожилые люди — после 65 (60) лет.

Классификация населения по данному критерию может иметь самое разнообразное применение.

3. По профессии: классификация населения страны по основным профессиональным группам. Такое деление отражает тенденции в распределении рабочей силы по сферам национальной экономики. В частности, по данному признаку оценивается степень экономического развития общества (страны) в целом.

4. По виду занятий: классификация населения с точки зрения соответствия занятия и профессии.

В настоящее время профессионально занятое население в мире (в среднем) составляет лишь 41-49%.

5. По структуре занятости экономически активного населения (ЭАН):

ЭАН = работающие + безработные + лица, работающие неполный рабочий день.

В течение длительного времени основная часть экономически активного населения в промышленно развитых странах была занята, в промышленности и строительстве — 35—45% к началу 70-х гг. XX столетия. Но затем все более отчетливо стала проявляться тенденция сначала относительного, а затем и абсолютного уменьшения числа занятых в этих отраслях.

Итак, структуризация населения по перечисленным выше признакам осуществляется как в рамках всей национальной экономики, так и в разрезе ее отдельных отраслей, что является весьма важной информацией об уровне развития конкретных отраслей хозяйства, а также экономики в целом.

Поскольку классификация народонаселения по структуре экономически активного населения является одной из наиболее широко используемых в международной статистике, необходимо выделить современные тенденции в динамике структуры ЭАН мира.

1. Происходит относительное уменьшение численности ЭАН, занятого в сельском хозяйстве: в развитых странах на начало 90-х гг. его доля составляла 3—4%. Хотя в Италии, например, — 15%, а в Греции —40%.

Основные причины — широкое проникновение НТП в сферу сельского хозяйства и, как следствие, многократное повышение производительности труда в этой отрасли экономики.

2. Наблюдается рост численности ЭАН, занятого в сфере услуг (до 50%). Это связано с бурным развитием сферы услуг, и прежде всего финансового, производственного и научно-технического характера.

3. Рост безработицы. В 1994 г. в развитых странах уровень безработицы составил около 8% общей численности ЭАН. Это был самый высокий уровень за весь послевоенный период. В настоящее время происходит некоторое сокращение безработицы в мире: до 7,7%.

4. Демографические тенденции в развивающихся странах имеют свою специфику:

удельный вес занятых в сельском хозяйстве еще высок, хотя и сокращается — 50—53% ЭАН;

на втором месте в структуре ЭАН развивающихся стран — сфера услуг; на третьем — промышленность и строительство;

5. Растет маргинализация населения (особенно в Латинской Америке). Маргиналы — граждане, покинувшие свою традиционную сферу занятости (например, аграрную), но не способные адаптироваться к новой для себя сфере. Как следствие маргинализации в этих странах обостряются социальные проблемы: обнищание населения, рост преступности. К сожалению, это актуально и для современной России.

Трудовые ресурсы— это те люди, которые могут работать. Их основу составляет трудо­способное население в трудоспособ­ном возрасте (т.е. не пенсионеры по инвалидности). Сравнительно не­большая доля трудовых ресурсов приходится на работающих детей и работающих пенсионеров. Трудоспо­собный возраст в мире определен воз­растными рамками 15 и 65 лет.

В развитых странах детям разре­шается работать в исключительных случаях (потеря кормильца) и неполный рабочий день. Пенсионеры обычно работают, если им позволяет здоровье. В развивающихся странах из-за низкого среднего дохода семьи широко используется нелегальный (или неучтенный) детский труд. Дети, например, могут помогать своим ро­дителям на их мелких частных пред­приятиях (крестьянские хозяйства, ремесленные, торговые лавки и т. п.). По этим же причинам уже после вы­хода на пенсию вынуждены продол­жать работать и многие пенсионеры.

В 2007 г. численность населения в трудоспособном возрасте в мире пре­вышала 4,3 млрд человек. Среди от­дельных стран наибольшей числен­ностью населения в трудоспособном возрасте обладали Китай (950 млн человек), Индия (720 млн), США (200 млн), Индонезия (150 млн), Бра­зилия (125 млн) и Россия (около 100 млн человек).

Однако кто-то не ра­ботает, потому что учится, находится в отпуске по уходу за ребенком, зани­мается ведением домашнего хозяй­ства (при наличии других источни­ков дохода) и т.д. По этой причине для более точного учета населения, вносящего реальный вклад в обще­ственное производство, необходимо ввести еще одну категорию.

Экономически активное населе­ние (ЭАН), или рабочая сила,— сум­марная численность занятых и безра­ботных. Занятые — это те, кто работает (с юридическим оформлением на работу). Безработные — это те, кто потерял работу, но активно ищет ее (через биржу труда). Численность ЭАН в мире, как правило, значитель­но ниже численности трудовых ре­сурсов. Его доля составляет примерно 45 % мирового населения, что в абсо­лютном исчислении равно 3 млрд че­ловек.

Если в развитых стра­нах практически все имеющие работу входят в категорию занятых, в разви­вающихся странах среди них очень велика доля самозанятых (кустари-ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне-единоличники, совершив­шие самозахват земель, и др.). Кроме того, в развитых странах безработ­ные обычно ищут работу исключи­тельно через биржу труда, в развива­ющихся странах — в основном само­стоятельно. В развивающихся стра­нах значительная часть ЭАН (от 10 до 25 %) просто не учтена.

Уровень безработицы (Б/ЭАН отношение численности безработных к общей численности ЭАН) в развитых странах колеблется от 3 — 4 % в патерналист­ских экономических системах вос­точно-азиатских стран (Япония, Юж­ная Корея и Тайвань) до 10—11 % в некоторых европейских странах. В развивающихся странах официаль­ный уровень безработицы, как прави­ло, невысокий (около 10 %), реаль­ный же может достигать 50 — 75 % .

Для развитых стран, как правило, характерен дефицит рабочей силы. Собственная рабочая сила не всегда способна удовлетворить запросы ра­ботодателей — она может не обладать достаточной квалификацией, быть чрезмерно требовательной, очень до­рогой и т. д. Развитые страны при сравнительно высоком уровне безработицы ввозят большое количе­ство рабочей силы из развивающих­ся стран. В развивающихся странах – избыток ра­бочей силы, они вынуж­дены искать работу за рубежом.

Са­модеятельное население – все, кто имеет какой-либо источник дохода (зарплата, прибыль, процент, рента и т.д.). Кроме наемного работника, предпринимателя, крупного домо- или землевладельца к этой категории может быть отнесена и вдова, унасле­довавшая состояние мужа.




Оценка социальной структуры общества.

В раз­витых странах 1 — 2 % населения (с учетом членов семей) являются крупными частными собственника­ми, около 10— 15 % — мелкими част­ными собственниками, остальные 80 — 85 % — наемными работниками. Высокая техническая оснащенность производства в
развитых странах определили высокую производительность труда. Это позволяет сокращать продолжительность рабочего времени. Так, продолжительность рабочей недели во многих европейских странах составляет 35 — 40 ч (для сравнения в США и России — по 40 ч).

В развивающихся странах доля круп­ных частных собственников примерно такая же, доля мелких частных соб­ственников существенно выше (30 — 40 %), доля наемных работников су­щественно ниже (55 — 60 %). В Малайзии, Таиланде, Вьетнаме, на Филиппинах рабочий день продолжается 14 —16 ч. В не­давнем прошлом в схожей ситуации находились Япония, Южная Корея, Тайвань и Сингапур. В Японии в те­чение нескольких десятилетий тя­желого интенсивного труда население заработало болезнь намарити, симптомами которой являются хро­ническая усталость, апатия, пони­женное внимание и т. п.

Качество рабочей силы(ее квалификация, дисциплинированность, гибкость и т.д.). В развитых странах рабочая сила, как правило, высококвалифи­цированная. Так, в США доля работ­ников высшей квалификации состав­ляет 50 % общей численности рабо­чей силы, а в Германии — 55 %. (В СССР был конкурс сварщиков на Байконур).

В развивающихся странах квалификация рабочей силы невысокая. Среднее образование здесь получают только 3/4 мужчин и 2/3 женщин, высшее образование — всего несколько процентов населе­ния. Лучше обстоят дела в странах Латинской Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии. По совокупно­му показателю качества рабочей силы (с учетом всех его параметров) мировыми лидерами являются стра­ны Европы (особенно Северной), Вос­точной и Юго-Восточной Азии.

В развитых странах доля занятых в сфере услуг составляет 70 — 80 %, в промышленности — 20 — 30 %, в сельском хозяйстве — 1 — 5 % . В развивающихся странах: для финансово из­быточных стран — экспортеров нефти и газа характерна повышенная доля занятых в промыш­ленности (20 — 30 %) и сфере услуг (60 — 70%). В мелких странах — квартиросдатчиках, которые сделали ставку на развитие оффшорных зон, явно преобладают занятые в сфере услуг (иногда свыше 90 %). В странах с бурно развивающейся промышлен­ностью (Латинская Америка и новые индустриальные страны Азии) доли занятых в промышленности и с/х почти сравнялись и составляют по 20-25%, при преобладают занятые в сфере услуг (50-60%). В остальных развивающихся странах доля занятых в с/х сильно опережает долю занятых в промышленности (50-60% против 10-20%), а доля занятых в сфере услуг не дотягивает до половины.

Трудовые ресурсы— это те люди, которые могут работать. Их основу составляет трудо­способное население в трудоспособ­ном возрасте (т.е. не пенсионеры по инвалидности). Сравнительно не­большая доля трудовых ресурсов приходится на работающих детей и работающих пенсионеров. Трудоспо­собный возраст в мире определен воз­растными рамками 15 и 65 лет.

В развитых странах детям разре­шается работать в исключительных случаях (потеря кормильца) и неполный рабочий день. Пенсионеры обычно работают, если им позволяет здоровье. В развивающихся странах из-за низкого среднего дохода семьи широко используется нелегальный (или неучтенный) детский труд. Дети, например, могут помогать своим ро­дителям на их мелких частных пред­приятиях (крестьянские хозяйства, ремесленные, торговые лавки и т. п.). По этим же причинам уже после вы­хода на пенсию вынуждены продол­жать работать и многие пенсионеры.

В 2007 г. численность населения в трудоспособном возрасте в мире пре­вышала 4,3 млрд человек. Среди от­дельных стран наибольшей числен­ностью населения в трудоспособном возрасте обладали Китай (950 млн человек), Индия (720 млн), США (200 млн), Индонезия (150 млн), Бра­зилия (125 млн) и Россия (около 100 млн человек).

Однако кто-то не ра­ботает, потому что учится, находится в отпуске по уходу за ребенком, зани­мается ведением домашнего хозяй­ства (при наличии других источни­ков дохода) и т.д. По этой причине для более точного учета населения, вносящего реальный вклад в обще­ственное производство, необходимо ввести еще одну категорию.

Экономически активное населе­ние (ЭАН), или рабочая сила,— сум­марная численность занятых и безра­ботных. Занятые — это те, кто работает (с юридическим оформлением на работу). Безработные — это те, кто потерял работу, но активно ищет ее (через биржу труда). Численность ЭАН в мире, как правило, значитель­но ниже численности трудовых ре­сурсов. Его доля составляет примерно 45 % мирового населения, что в абсо­лютном исчислении равно 3 млрд че­ловек.

Если в развитых стра­нах практически все имеющие работу входят в категорию занятых, в разви­вающихся странах среди них очень велика доля самозанятых (кустари-ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне-единоличники, совершив­шие самозахват земель, и др.). Кроме того, в развитых странах безработ­ные обычно ищут работу исключи­тельно через биржу труда, в развива­ющихся странах — в основном само­стоятельно. В развивающихся стра­нах значительная часть ЭАН (от 10 до 25 %) просто не учтена.

Уровень безработицы (Б/ЭАН отношение численности безработных к общей численности ЭАН) в развитых странах колеблется от 3 — 4 % в патерналист­ских экономических системах вос­точно-азиатских стран (Япония, Юж­ная Корея и Тайвань) до 10—11 % в некоторых европейских странах. В развивающихся странах официаль­ный уровень безработицы, как прави­ло, невысокий (около 10 %), реаль­ный же может достигать 50 — 75 % .

Для развитых стран, как правило, характерен дефицит рабочей силы. Собственная рабочая сила не всегда способна удовлетворить запросы ра­ботодателей — она может не обладать достаточной квалификацией, быть чрезмерно требовательной, очень до­рогой и т. д. Развитые страны при сравнительно высоком уровне безработицы ввозят большое количе­ство рабочей силы из развивающих­ся стран. В развивающихся странах – избыток ра­бочей силы, они вынуж­дены искать работу за рубежом.

Са­модеятельное население – все, кто имеет какой-либо источник дохода (зарплата, прибыль, процент, рента и т.д.). Кроме наемного работника, предпринимателя, крупного домо- или землевладельца к этой категории может быть отнесена и вдова, унасле­довавшая состояние мужа.

Оценка социальной структуры общества.

В раз­витых странах 1 — 2 % населения (с учетом членов семей) являются крупными частными собственника­ми, около 10— 15 % — мелкими част­ными собственниками, остальные 80 — 85 % — наемными работниками. Высокая техническая оснащенность производства в
развитых странах определили высокую производительность труда. Это позволяет сокращать продолжительность рабочего времени. Так, продолжительность рабочей недели во многих европейских странах составляет 35 — 40 ч (для сравнения в США и России — по 40 ч).

В развивающихся странах доля круп­ных частных собственников примерно такая же, доля мелких частных соб­ственников существенно выше (30 — 40 %), доля наемных работников су­щественно ниже (55 — 60 %). В Малайзии, Таиланде, Вьетнаме, на Филиппинах рабочий день продолжается 14 —16 ч. В не­давнем прошлом в схожей ситуации находились Япония, Южная Корея, Тайвань и Сингапур. В Японии в те­чение нескольких десятилетий тя­желого интенсивного труда население заработало болезнь намарити, симптомами которой являются хро­ническая усталость, апатия, пони­женное внимание и т. п.

Качество рабочей силы(ее квалификация, дисциплинированность, гибкость и т.д.). В развитых странах рабочая сила, как правило, высококвалифи­цированная. Так, в США доля работ­ников высшей квалификации состав­ляет 50 % общей численности рабо­чей силы, а в Германии — 55 %. (В СССР был конкурс сварщиков на Байконур).

В развивающихся странах квалификация рабочей силы невысокая. Среднее образование здесь получают только 3/4 мужчин и 2/3 женщин, высшее образование — всего несколько процентов населе­ния. Лучше обстоят дела в странах Латинской Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии. По совокупно­му показателю качества рабочей силы (с учетом всех его параметров) мировыми лидерами являются стра­ны Европы (особенно Северной), Вос­точной и Юго-Восточной Азии.

В развитых странах доля занятых в сфере услуг составляет 70 — 80 %, в промышленности — 20 — 30 %, в сельском хозяйстве — 1 — 5 % . В развивающихся странах: для финансово из­быточных стран — экспортеров нефти и газа характерна повышенная доля занятых в промыш­ленности (20 — 30 %) и сфере услуг (60 — 70%). В мелких странах — квартиросдатчиках, которые сделали ставку на развитие оффшорных зон, явно преобладают занятые в сфере услуг (иногда свыше 90 %). В странах с бурно развивающейся промышлен­ностью (Латинская Америка и новые индустриальные страны Азии) доли занятых в промышленности и с/х почти сравнялись и составляют по 20-25%, при преобладают занятые в сфере услуг (50-60%). В остальных развивающихся странах доля занятых в с/х сильно опережает долю занятых в промышленности (50-60% против 10-20%), а доля занятых в сфере услуг не дотягивает до половины.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № 33 10 класс Тема: Трудовые Ресурсы и экономически активное население

Образовательные задачи : сформировать представление об особенностях трудовых ресурсах мира и регионов мира; продолжить формирование умения работать самостоятельно с различными источниками информации и средствами обучения.

Развивающие задачи : развивать логическое мышление (умение сравнивать, выделять главное, обобщать, классифицировать); создавать условия для развития речевой деятельности, творческих способностей, внимания, памяти, самостоятельности и т.д.

Воспитательные задачи : формирование мировоззрения и личностных качеств (интереса и культуры умственного труда, чувства ответственности за результаты своего труда, коммуникативных качеств, самодисциплины, настойчивости и упорства в достижении цели, рефлексивных качеств личности).

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать: динамику трудовых ресурсов населения мира, отдельных регионов , их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций.

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Современный мир вступил в информационную эпоху своего развития. Основой перехода к информационной экономике в любой стране мира является уровень квалификации и образованности ее населения. Знания нужны не только для продвижения вперед науки и технологий, но и для того, чтобы уметь пользоваться их продуктами, не быть изолированными от современного мира.

Исследуя характер и структуру занятости населения страны, можно узнать уровень ее социально-экономического развития. Поэтому задача сегодняшнего урока - провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран с разным уровнем развития и найти связь между структурой занятости населения и ее социально-экономическим развитием.

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

• Какие группы выделяют в возрастной структуре населения страны?

• Люди какого возраста относятся к работоспособного населения в Украине?

IV. Изучение нового материала

1. трудовые ресурсы и занятость населения

Трудовые ресурсы - это часть населения, что имеет физические и духовные способности, общеобразовательные и профессиональные знания и навыки для работы в хозяйстве. К трудовым ресурсам относятся здоровые люди трудоспособного возраста, работающие подростки и работающие пенсионеры. Подавляющую часть трудовых ресурсов составляет население трудоспособного возраста, граница которого отличается в разных странах мира.

ЭАН - часть населения, занятая общественно полезной деятельностью и имеет от этого прибыль . К этой категории относятся не только люди, фактически работающие, но и безработные, которые ищут работу. От общего количества трудовых ресурсов мира экономически активное население составляет около 75 %.

Демографическая нагрузка – соотношение между трудоспособной частью населения и не работающей
Структура занятости населения находится в прямой зависимости от уровня развития страны. В развитых странах занятость в промышленности составляет 25-40 %, а количество занятых в сельском хозяйстве постоянно уменьшается. До 35-50 % растет количество занятых в непроизводственной сфере, которая представлена не только такими традиционными видами деятельности, как образование, здравоохранение и отдых, но и торгово-финансовой деятельностью. В развивающихся странах около половины населения занято в аграрном секторе экономики. Доля занятых в промышленности здесь не превышает 15 %. Значительный процент составляют занятые в непроизводственной сфере, преимущественно в сфере услуг. В постсоциалистических странах основная часть населения занята в материальном производстве (почти 40 % - в промышленности и 20 % - в сельском хозяйстве). На непроизводственную сферу приходится около 30 %, причем 2/3 заняты в образовании, здравоохранении, культуре.

2. Социальная и профессиональная структура населения

3. Проблемы занятости и безработицы

Групповая работа по физической карте мира (мини- группа ( пара), по атласу мира)

Дайте определение: воротнички синие, серые, белые, золотые - термины в международной экономической практике и социологии для обозначения отдельных категорий лиц наемного труда . Синие воротнички — рабочие, занятые физическим трудом; серые — работники сферы обслуживания; белые — инженерно-технический персонал и конторские служащие; золотые — работники интеллектуального труда, занятые на ЭВМ и других машинах высокой технологии.

План: 1. Трудовые ресурсы стран и регионов мира.

На доске написать понятия:

Трудовые ресурсы – Экономически активное население –

Демографическая нагрузка –

Трудовые ресурсы стран и регионов мира.

1.1.Карточка № 1 (читает учащийся)

Ежегодно в мире рождается 140 млн. человек.

Соответственно каждую секунду появляются 3 человека.

Каждую минуту примерно 175 человек.

Каждые сутки 250 тысяч человек.

Каждый месяц население такой страны как Австралия или Тунис.

По подсчетам статистов демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд. человек.

Карточка № 2. (читает учащийся)

Традиции многодетности существовали в России до начала 20 века.

Знаменитый врач А.И. Пирогов был 13 ребенком в семье.

Великий химик Д.И. Менделеев был 17 ребенком.

У Льва Толстого было 13 детей.

Самой многодетной матерью была жена Федора Васильева крестьянина из Шуйского уезда и эта героическая женщина произвела на свет 69 детей – 16 пар близнецов, 7 троен, и 4 раза по 4 близнеца в младенчестве умерло всего 2 ребенка.

Карточка № 3 (читает учащийся)

Как изменяется численность населения в сельских населенных пунктах? (Из-за оттока населения из села в город (процесс урбанизации) в сельской местности не хватает трудовых ресурсов. Сейчас идет миграция в сельскую местность Центральной России жителей Севера, вынужденных переселенцев, семей бывших военнослужащих.)

Карточка № 4. Заполнение в рабочей тетради ( данные из учебника)

4. Рурализация ( из города в село)

5. Урбанизации (из села в город)

6. Колонизация новых земель

Вывод: отток (миграция) населения в основном проходит из развивающихся стран в экономически развитые государства. Главные причины перемещения населения: экономические, политические, религиозные, военные конфликты.

Гастарбайтер (нем. гость-работник) иностранный работник, работающий по временному найму (низкоквалифицированный).

Рурализация (Лат. Ruralis — сельский, деревенский ) — процесс, обратный Урбанизации. Отток населения из Городов в Сельскую местность в связи с ухудшением в них экономической (прежде всего продовольственной) ситуации. Изредка встречается рурализация по экологическим (Экопоселения) или религиозно-Сентименталистическим мотивам (Идейные общины).

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Сравните доли экономически активного населения, характерные для развитых и развивающихся стран. Сделайте вывод о причинах отличия.

Доля экономически активного населения варьирует по странам.

В развитых странах Запада экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Подобная ситуация связана прежде всего с безработицей. Она достигает иногда 10 и более процентов трудовых ресурсов.

Еще меньше доля экономически активного населения в развивающихся странах - 45-55%. Это связано с общей экономической отсталостью, недостатком рабочих мест, трудностью вовлечения женщин в производство при преобладании многодетных семей, большими массами молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Правда, безработица в развивающихся странах не исключает широкой эксплуатации дешевого детского труда.

Читайте также: