Каковы особенности средневекового права кратко

Обновлено: 02.07.2024

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Частица массой движется в потенциальном поле, в котором её потенциальная энергия равна (гармонический осциллятор). Оцените с помощью соотношения неопределённостей минимально возможную энергию частицы в этом поле

Используя соотношение неопределённостей энергии и времени, определите естественную ширину спектральной линии излучения атома при переходе его из возбуждённого состояния в основное. Среднее время жизни атома в возбуждённом состоянии , а длина волны

Свободно движущаяся нерелятивистская частица имеет относительную неопределённость кинетической энергии порядка . Оцените, во сколько раз неопределённость координаты такой частицы больше её дебройлевской длины волны.

Покажите, что соотношения неопределённостей позволяют сделать вывод об устойчивости атома, то есть о том, что электрон при движении по круговой орбите не может упасть на ядро.

Покажите, используя соотношение неопределённостей, что электроны не могут входить в состав атомного ядра. Линейные размеры ядра считать равными , а энергию связи нуклонов в ядре равной 10МэВ.

Кинетическая энергия электрона в атоме водорода составляет величину порядка 10эВ. Используя соотношение неопределённостей, оцените минимальные линейные размеры атома.

Считая, что минимальная энергия нуклона (протона или нейтрона) в ядре равна 10МэВ, оцените, исходя из соотношения неопределённостей, линейные размеры ядра.

1. Правовые системы средневековья: феодальное, манориальное, городское, торговое, каноническое право.

В средние века были следующие правовые системы: обычное право, королевское, феодальное (ленное, манориальное, поместное), торговые и морские обычаи.

+ обособленные правовые системы: каноническое право, городское, рецепированное римское.

Обычное право: Основано на традициях, Как и в древное времена нацелено на поддержание внутриобщинного мира и порядка, Постепенно королевский закон ограничивает или упраздняет обычаи. (например Каролина 1532 г.).

Королевская власть и законодательство:

Королевское законодательство обусловлено возвышением королевской власти.

Развитие шло от конфронтации и другими правовыми системами к доминированию.

Они выступают инициаторами кодификации обычного права: Бургундская правда - 494 г., Салический закон - 510 г., и др.

Иногда запись обычного права слвмещается с королевским, римским: Бревиарий Алариха - 506 г., Кодекс вестготского короля Леовигильда - 572 г.

Рекомендуемые материалы

Обычное право входит и в другие правовые системы.

Феодальное (поместное, ленное, манориальное) право

Высшая ступень социальной лестницы - монарх.

Феодальное право выполняло важную роль. Оно упорядочивало связи между монархом, знатью, дворянством, горожанами, крестьянами, слугами и др. Объекты: господин и слуга.

Феодальное право - право на наследуемую земельную собственность и слуг.

Аллод - посное владение участком земли. Бенефиций - пожалованная земельная собственность. Феод - наследственное земельное владение, пожалованное под условием несения службы или уплаты взносов.

Коммендация - вручение себя (форма лично-зависимых отношений), переход под покровительство. Прекарий - предполагал передачу во владение надела в обмен на обязательство несения повинностей. Права феодалов-покровителей - это права-привилегии. Институт иммунитета - освобождение от повинностей (у себя феодал осуществлял некоторые функции, принадлежащие государству).

Инвеститура - введение в статус владельца на 1 год и 1 день при участии старого владельца. Рельеф - выплачивал вассал, если отчуждал феод без согласия сеньора.

Каноническое право (Церковное): Возникает вместе с христианской церковью.

Сперва оформляется общая доктрина и общий набор норм.

Новое право - особая система церковного права, появляется при папе Григорие VII в 1075-1122 гг. Влияние римского права и обычного.

Первые кодификации - частные собрания канонов.

Декреталии - законы созданные папами. Церковь начинает регулировать брачно-семейные отношения. Каноническое право - это собрание норм и принципов. Упадок власти пап над светскими правителями начинается с XIV в.

Рекомендуем посмотреть лекцию "11 Состав преступления".

Свод канонического права - составлен в 1582 г. В него вошли нормы о строе и организации церкви. Следующии кодификации в 1917, 1983 гг. В 1990 г. создается Канонический кодекс восточного права церковных общин католической ориентации.

Городское право: Важный признак городского самоуправления. Нет деления на свободных и несвободных.

Городское право - это совокупность правовых обычаев и требований городских статусов, жалованных грамот…уставов цехов, гильдий. Это право городской общины.

Источники городского права: местные обычаи, вольности, законы, статуты городских властей, решения городских судов, рецепированное римское право, торговое, морское, вексельное, цеховое право.

Средние века стали временем начала образования контуров будущих национальных правовых систем. Этот длительный процесс завершается в большинстве государств к Новому времени. Фундаментом для формирования европейской правовой системы стали сложившиеся многими веками традиции и обычаи племен, населяющих данную территорию.

Право средневековой Европы основано на применении двух систем – континентальной и англосаксонской.

Феодальное право

На протяжении нескольких столетий создается феодальное право с региональным принципом функционирования, хотя правовые обычаи еще не фиксируются в письменном виде.

ВНИМАНИЕ! Обычаи, применявшиеся в ленном праве, регламентировали отношения между феодалами и вассалами (по другому – владельцами и пользователями наделов).

Манориальное законодательство служило регулятором отношений между собственниками-феодалами и работавшими на них крестьянами. По прошествии некоторого времени обычаи стали записываться в сводах законов, которые содержали преференции и обязательства различных слоев населения в отношениях с господами.

право европы в средние века

Городское право

Представлено уже в письменной форме. Содержалось в таких сводах правил:

СПРАВКА! Оно не дублировало положения феодального права, а выступило фундаментом для грядущего буржуазного законодательства – заложило его принципы.

Широко применялись материалы документации по международному торговому закону, морские обычаи, сформированные городами Испании, Португалии, Италии.

Таким образом были созданы единые традиции правовой системы на территории Западной Европы.

Каноническое право

Заняло особую нишу в общеевропейской культуре. Изначально представляло собой церковное право, правила поведения, сопряженные с этой сферой жизни людей. По итогам церковного раскола выделяется 2 основных направления:

Восточное направление создается под влиянием греческого православия. Имело широкое применение в Византии, некоторых государствах Юго-восточной Европы, а также на востоке. Хотя оно обладало меньшим влиянием, чем западное.

Могущество и политическая мощь римских католиков, а также папства, делает западное направление канонического права Европы в средние века универсальным для всех государств, избравших данную религию. Оно регламентировало все общественные отношения католиков касательно духовной и гражданской жизни служителей церкви и мирян.

римское право в средневековой европе

Своими корнями уходило в античное время и передавало потомкам основные начала римского закона.

Фундаментом служат источники раннехристианской литературы – Святое письмо, Деяния Апостолов. Впоследствии церковные правовые нормы утверждались правящим лицом – императором, писаниями святых отцов, документацией Церковных Соборов, распоряжениями Папы. Кодифицированные нормы носили название декреталиев.

Папа Григорий VII вводит обязательство по изучению церковных норм в учебные программы университетов.

Рецепция римского права

Под термином рецепция следует понимать восприятие или усвоение. Процесс стартует в 16 веке, в эпоху Реформации. Римское законодательство содержит четкие формулировки частной собственности, торговых взаимоотношений и многих других сфер повседневной жизни социума, отдельных граждан.

Католическая церковь всячески поддерживает введение и распространение римских предписаний, поскольку видит в этом свою выгоду – методы сохранения церковного закона и легализация власти пап, ее увеличение.

городское право средневековой европы

В итоге рецепция признается членами императорской семьи, поскольку есть также интерес в централизованной Европе и подчинении ее единой юрисдикции. Римское право в средневековой Европе оказалось довольно выгодным в то время для сохранения и укрепления полномочий церковников и королевской власти.

Таким образом, классические правовые системы европейцев уходят корнями в глубь веков. Основные принципы были заложены в средние века и затем дополнялись, корректировались.

Основные принципы средневекового права заключены в феодальном праве Западной Европы и всех ее стран. Прежде всего, феодальное право возникло исключительно в результате окончания рабовладельческого строя, и последующего возникновения феодальной экономической и общественной формации. Основными чертами средневекового права принято считать следующие аспекты:

  • Условность определенного права собственности, которая рассматривает возникшие земельные отношения, а именно крепостничество.
  • Юридические социальные сословия, которые являются изолированными друг от друга. Как правило, здесь важно говорить не только о дворянстве, но и о горожанах, духовенстве и крестьянах.

Средневековое право является закрепленным на социальном неравенстве всех людей страны, которая в дальнейшем позволяет обеспечить зависимость друг от друга.

Источники средневекового права

Средневековое право имеет свои определенные источники, которые позволяют рассматривать правовые нормы и акты со всех необходимых сторон. Определены основные источники средневекового права:

  • Священное Писание.
  • Послания к римлянам.
  • Деяние святых апостолов.

Годами позднее источники выходят из установленных рамок, а некоторые отменяются и позднее забываются. Как правило, им на смену приходили новые и упорядоченные источники права, которые согласовывались с имеющимися общественными отношениями. Весьма характерными особенностями наделены эти самые источники средневекового права. Как правило, такие источники консервативны, традиционны и стабильны. Источники средневекового права опираются на нормы этого самого права, а также на нормы морали. Некая традиционность установленных источников средневекового права говорит об отражении весьма медленной экономической структуры на эволюционном взаимодействии.

Средневековое право образует и наполняет уникальное римское По данной теме мы уже выполнили решение задач римское право подробнее право, которое также существует и регулируется правовыми аспектами средневековой Европы. Примечательно, что римское право не завершило свое существование после падения древнего Рима. Наоборот, его правовые нормы получили новые витки развития и дальнейшего распространения по территории Европы.

Готовые работы на аналогичную тему

Средние века и их правовая структура

Времена Средних веков характеризуется контурами определенных правовых систем, которые в свою очередь могут быть подразделены на англосаксонские По данной теме мы уже выполнили эссе Особенности англосаксонского права подробнее и континентальные правые системы. Такие правовые системы являются весьма специфическими и определяющими необходимые правовые институты.

Право, которое существовало в период европейского средневековья, считалось единственной интересной наукой, изучением которой занималось большое количество граждан. Преуспевали в данной отрасли и юристы, которые только появлялись как отдельные субъекты средневекового права. Средневековое право включает в себя пять разделов правовых норм:


Статья посвящена анализу основных характеристик средневекового права и правовой культуры на примере законодательства стран Западной Европы.

Ключевые слова: правовая культура, обычное право, сервы, вассал, рента, оброк, надел, каноническое право, ордалия

Правовая культура западноевропейского средневековья подарила современной мировой цивилизации такие институты как английский суд присяжных, траст (институт доверительной собственности), следственно-розыскной судебный процесс, явившийся более прогрессивной формой, по сравнению с обвинительным процессом. Именно в это время возрождается применение норм римского частного права, принципы и конструкции которого стали источником всей мировой правовой культуры.

Власть была сопряжена с землевладением. Во Франции право собственности приобрело наиболее классическую форму, свойственную всему средневековому западноевропейскому праву. Для него была характерна иерархическая структура, условность, ограниченный характер. В X-XI веках наблюдается процесс передачи земельной собственности королю, крупным земельным собственникам, церкви с получением их обратно в виде феодов — наследственных держаний.

Наделы лично свободных крестьян — это земельные участки, за которые было необходимо нести повинности в пользу сеньора, которые определялись обычным правом. Земельно-правовые отношения между сеньором и свободным держателем по французскому обычному праву характеризовались следующими чертами:

1) свободный держатель обязан был периодически, когда этого потребует сеньор признавать зависимость своего земельного участка от сеньора; 2) сеньор получал ежегодную подать, а кроме этого мог потребовать десятину или отработку барщины от 3 до 12 дней в году; 3) сеньор имел право на баналитеты, что являлось правом на получение взносов за использование крестьянином мельницы сеньора, чтобы смолоть зерно, возможности давить виноград на его прессе, печь хлеб в его пекарне и т. п.; 4) за сеньором закреплялось исключительное право охоты на крестьянских землях.

Свободный держатель имел широкие права по распоряжению своим наделом: оставить в наследство, подарить, заложить, без разрешения сеньора, который, однако, при перемене владельца получал пошлину. Все повинности в его пользу сохранялись. Обычное право Франции еще не закрепило такого понятия, как право собственности. При рассмотрении споров по вопросам права на недвижимость имелось в виду такое понятие, как владение.

Под владением понимали такое право лица над вещью, которое в случае его несоблюдения можно быто защитить в судебном порядке. Многие поздние обычаи предусматривали передачу владения путем простого оформления соответствующего договора. Одним из самых распространенных договоров был договор займа. Каноническое право запрещало взыскание процентов по займу. Для того, чтобы обойти этот запрет существовало несколько путей. Например, заключался договор об установлении ренты, при котором лицо, приняв в долг определенную сумму денег, обязывалось заимодателю уплатить определенную денежную ренту.

Способом обхода этого запрета являлся также залог, который в XVII—XVIII веках превратился в ипотеку. Кредитор получал земельный участок должника во владение не прямой передачей, а через запись в залоговой книге. И хотя в это время все большее значение при заключении сделок начинают приобретать документы, в крестьянской среде все еще предпочитают следовать обычаям. Например, при переходе земли продолжали призывать 12 свидетелей и 12 мальчиков. Каждому из мальчиков, наблюдавших ввод во владение, драли уши и давали пощечины, чтобы они лучше запомнили происходящее и могли быть свидетелями в будущем.

Правовые обычаи с течением времени записывались и включались в различные письменные документы: хартии, жалованные грамоты и т. п. В них находят четкое определение привилегии сеньоров и обязанности вассалов, горожан, крестьян. Формы регуляции феодальных отношений были сходны в различных правовых обычаях, что даже при сохранении местных различий позволяло выявить тождественность многих институтов и правовых подходов того времени. Это позволяло уже средневековым юристам находить в них определенную систему.

Реально действовавшие вплоть до буржуазных революций правовые обычаи, получившие основательную доктринальную обработку, стали одним из элементов национальной правовой культуры в общеевропейском масштабе.

Другой отличительной особенностью средневекового права стало господство религиозного мировоззрения и верноподданства.

Карл Великий (768–814 гг.), король Франкского королевства, умножает число земельных дарений — бенефициев людям, чьей верностью он хотел бы заручиться. А Генрих II (1154–1189 гг.) наделяет английских разъездных судей правом принимать от графов, баронов и рыцарей клятву верности королю. Если кто-то отказывался принести присягу, то он подлежал аресту как враг короля.

Философия права эпохи средневековья характеризовалась стремлением к освобождению от земных уз, перенесением идеалов в загробную жизнь. Церковь овладевает человеком при помощи государства, которое она обращает в средство для утверждения своей власти. Государство и церковь сливаются в одно целое, нормы права совпадают с религиозными канонами.

В сознании средневекового человека еще не утвердилось современное представление о том, что преступником может являться только человек. Арестовывали, сажали в тюрьму и судили животных, насекомых и даже неодушевленные предметы. С ними обходились по всем правилам тогдашнего судопроизводства, начиная от обвинения, пыток, следствия, вынесения приговора и заканчивая наказанием. В 1473 году разбиралось дело о майских жуках перед духовным судом Лозанны. Бенедикт Монсеродский, епископ Лозаннский, выслушав жалобу против личинок майского жука, постановил изгнать их, так как они не явились на суд.

Знаменитый средневековый юрист Шасене, президент Прованского парламента, даже приобрел известность, защищая крыс, которых призвал к ответу Отенский епископ. Шасене в защитительной речи начал с того, что не все крысы получили повестки в суд по причине распространенности их жительства. Кроме того, крысы боятся кошек. И наконец, адвокат потребовал, чтобы крыс судили каждую в отдельности, персонально.

Уже в раннесредневековом законодательстве появляется принцип персональности права, чуждый, например, римской юридической традиции. В варварском королевстве люди не подлежали действию единого закона, распространяющегося на всех жителей его территории, но каждого человека судили по правовому обычаю той этнической группы, к которой он принадлежал: франка — по франкскому обычаю, бургунда — по бургундскому, а римлянина — по римскому праву. Отсюда и удивительные расхождения, когда за одно и то же преступление римлянин, например, наказывался смертью, а бургунд — штрафом. Сила традиции, обычая лежала в основе средневекового права. Корни обычая уходили в незапамятные времена и восходили к истокам коллективной памяти.

Разобщенность населения и хозяйства, сложная социальная и правовая структура средневекового общества питали тенденцию, характерную для всего средневековья, к обособлению права, к выделению своего особого права для разных территорий, для социальных групп населения — городского, ленного; норм, регламентировавших правовой статус крестьян, ремесленников и т. п. Это явление получило впоследствии название юридического партикуляризма. Исключение составляла лишь средневековая Англия.

  1. Гущина Л. И., Епифанова Е. В. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие. Ч.1. Краснодар: Манускрипт, 2015. — 148 с.
  2. Гущина Л.И, Епифанова Е. В. Всеобщая история. Государство и право: учебное пособие. Краснодар: Манускрипт, 2014. — 384 с.
  3. Хоружая, С. В. Смысловая сфера культуры: модусы кризисного развития: дис. … д-ра филос. наук: 24.00.01/ Светлана Владимировна Хоружая; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону, 2008. — 247 л.

Основные термины (генерируются автоматически): господин, свободный держатель, правовая культура, обычай, норма, суд, серв, сеньор, рука, раннее средневековье, IX-XI, надел, крестьянин, граница поведения, время, владение, X-XI.

Читайте также: