Каковы особенности составления комплексов аэробики кратко

Обновлено: 30.06.2024

В проведении занятий используются следующие методы обучения в такой последовательности:

1. Наглядность – в выполнении упражнений, ориентация на образец, копирование предложенного образца.

2. Словесный и наглядный – объяснение и показ упражнений.

3. Словесный – объяснение, после которого следует самостоятельное выполнение упражнений.

4. Практический – самостоятельное составление и выполнение упражнений и программ, частичное ведение занятия.

В ходе учебного процесса оказывается комплексное воздействие на занимающихся в объединении: повышение общей и специальной физической подготовленности; обогащение профессиональными знаниями, умениями и навыками; воспитание личности педагога.

Средствами данной программы являются специальные упражнения аэробики, шейпинга, спортивных танцев, калланетики, стретчинга и т.п.

Разработка данной программы шла с учётом возрастных особенностей занимающихся, их физического развития на основе дифференцированного и индивидуального подхода.

В процессе обучения используются групповые и индивидуальные формы занятия.

Основными формами организации учебно – тренировочной работы являются: теоретические и практические занятия; профилактические и оздоровительные мероприятия, инструкторская практика.

В лекциях излагается наиболее важный программный материал по основам истории, развития, структуре построения оздоровительных тренировок, использованию средств оздоровительной аэробики в целях направленного воздействия на физические, функциональные и психические качества занимающихся.

На практических занятиях излагаются основы оздоровительной тренировки, методика построения, проведения уроков аэробики и отдельных частей, особенностей развития силы отдельных мышечных групп, особенностей увеличения интенсивности урока. Занимающиеся овладевают техникой движения и методикой обучения в согласовании с музыкой. Формируются методические и практические навыки в проведении заданий, в подборе музыкального сопровождения, способствующего более эффективному овладению упражнениями; дается методика применения технических средств обучения (DVD, CD, аудио-магнитофона).

Самостоятельная работа занимающихся служит дополнениям к изучению программного материала. Она предусматривает подготовку к проведению различных заданий и составление упражнений.

Для закрепления потребности к регулярным занятиям аэробикой, проводятся состязания внутри объединения между группами девушек.

Чтобы не снизился уровень посещаемости занятий, необходимо постоянно заботиться о содержании программы занятий, и о музыкальном сопровождении.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности методики проведения занятий оздоровительной аэробики в школе

Федерацией фитнес – аэробики России предлагается множество методов разучивания и освоения комбинаций в аэробике. Методами 1 уровня являются:

1. линейной метод;

4. метод связывания.

Данный метод подходит для начинающих и при некоторой продолжительности занятия оказывает положительный эффект на сердечно – сосудистую и дыхательную системы, не нарушается достаточная аэробная нагрузка. Для последующего усложнения двигательных задач создаются координационные заготовки.

Возможно составление комбинации из нескольких, обычно 4 – 8 элементов.

Метод связывания является наиболее трудной формой организации различных элементов в аэробике, и применяется для соединения альтернативных частей связки , которая состоит из 8 элементов (на 32 счета)

Оперативный комментарий и пояснение. Объяснение должно быть доступным и в понятной форме ( название движения, моменты техники, что на какой счет делать, направление и т.д.).

Показ упражнений. Для повышения плотности урока на занятиях преимущественно используется показ. Зеркально ( лицом к занимающимся с левой руки и ноги ) показываются простые по координации движения, а сложные по координации движения выполняются спиной к занимающимся.

Объединённый показ и объяснение. Параллельно, показывая движение, нужно называть его и комментировать.

Методические особенности проведения урока аэробики [1]:

Безопасность аэробной тренировки. Выбор упражнений, техника исполнения и составление комплексов должны быть подобраны правильно, в частности:

— при выполнении движений нужно избегать резких движений баллистического характера;

— через каждые 8 счетов требуется смена направления движения или работающего звена;

— перемена амплитуды и мощности движения в сторону увеличения и уменьшения должно быть последовательно;

Изучение новых движений и способов перемещения нужно совершать в медленном темпе, причём д вижения требуется делать в обе стороны, для равномерной нагрузки, которая способствует гармоническому развитию;

Для эффективного управления группой следует использовать команды, подсказки, символы и жесты, которые считаются принятыми в оздоровительной аэробике (хлопки, щелчки и т.д.).

Технически точное освоение отдельно каждого движения и объединение их в комплексы;

В течение первых занятий нужно использовать комплексы в соответствии с потенциалом занимающихся, на дальнейших этапах занятий, при владении запасом упражнений, допускается выбор движений учителем в ходе занятия;

Музыкальное сопровождение занятия должно подходить к возрастным особенностям занимающихся, отвечать ритмичности произведения[1].

Стремительный рост занятий оздоровительной аэробикой с её разнообразными средствами и методами, рассматривающего здоровье человека в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности, генетическими предпосылками и образом жизни, требует нового подхода к анализу своей сущности в школе с позиций современного подхода к оздоровительно-развивающей тренировке (ОРТ).

Оздоровительно-развивающая тренировка (ОРТ) построена на определенных закономерностях – биологических, педагогических, психологических, из которых создаются определенные принципы, которые имеют точку соприкосновения с дидактическими принципами, установленными в педагогике, и принципами спортивной тренировки, разработанными в спорте высших достижений, но имеющие и свои специфические отличия.

Зефирова Е.В. Оздоровительная аэробика: содержание и методика: учебно-методическое пособие / Е.В.Зефирова, В.В.Платонова – СПб: СПбГУ ИТМО, 2013.- 25с.

Условия сурового Северного климата не благоприятны для жизни и деятельности человека. Климат округа характеризуется продолжительной холодной зимой и коротким летом. Поэтому от нехватки солнечных лучей плохо усваивается кальций в организме, который является основным структурным компонентом мышц и костей. Отсюда такой высокий процент заболеваний опорно-двигательного аппарата. Кроме того, северные условия отличаются большим разнообразием микро-климатических особенностей. Во все сезоны года, при резких сменах типов воздушных масс амплитуда суточных колебаний температуры воздуха может быть очень резкой и превышать 16-20 гр., что отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей [1].

Наряду с климатическими условиями на здоровье детей отрицательно влияют недостаточная двигательная активность и большой уровень учебных нагрузок.

Недостаточное количество уроков физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, не всегда правильное использование этих уроков, недостаточное финансирование и слабое техническое оснащение – это проблемы, которые мешают решению задач физического воспитания: сохранение, укрепление здоровья обучающихся и формирование потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании на последующие периоды жизни [7].

В связи с тем, что в учебных учреждениях низкая материальная база, требуются доступные занятия физической деятельностью. Таким направлением может быть оздоровительная аэробика как внеурочная форма занятий. Занятия танцевального характера, проводимые под музыкальное сопровождение, повышают мотивацию активной физической деятельности у детей [2,6].

Особенности методики проведения занятий оздоровительной аэробикой в школе

Отсутствие оздоравливающего эффекта при занятиях физическими упражнениями чаще всего связано с ошибками в методике этих занятий и наиболее распространенной из них является или недостаточная, или чрезмерная доза физической нагрузки. Нагрузка должна быть оптимальной. Это положение можно выделить в качестве основного принципа оздоровительной направленности занятий физическими упражнениями.

Отклонения от методических норм проведения занятий оздоровительной аэробикой ведут к нарушению восприятия упражнений, расплывчивости содержания занятий. Чтобы избежать ошибок в обучении, необходимо проводить учебно-тренировочный процесс по определенной методике.

1. Метод сходства. При подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна тема, направление перемещений или стиль движений.

2. Метод усложнения. Определенная логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей: изменение темпа движения, изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения движения, предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.

3. Метод повторений.

4. Метод музыкальной интерпретации. 1) Конструирование упражнений с учетом основ музыкальной грамоты. Сильные и слабые доли могут отражаться движениями (хлопками, прыжками, притопами и т.п. – на акцентированные сильные доли такта). 2) Вариации движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. При повторении музыкальной темы повторяются ранее выполненные упражнения, в которые вводятся дополнения (акценты, другой темп или ритм, амплитуда или др.).

6. Метод блоков. Объединение между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение.

а) оперативный комментарий и пояснение, что на какой счет делать, название движения, основные моменты техники, направление и т.д.;
б) показ – на занятиях используется преимущественный показ (повышается моторная плотность урока), простые по координации движения показывают фронтально (зеркально), а сложные по координации – педагог выполняет спиной к занимающимся;
в) совместные показ и объяснение – показ движения, одновременно называя его, комментируя.

3. Непосредственное проведение упражнений:

а) симметричное выполнение упражнений (движения должны выполняться в ту и в другую сторону;
б) для управления группой используют символы принятые в аэробике.

4. Активизация внимания занимающихся: использование функциональной музыки, которая активизирует внимание за счет изменения ритма и темпа; включение хлопков, щелчков; чередование упражнений.

1. Сознательность и активность. Назначение этого принципа состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-оздоровительной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности (постановка цели и задач занятия и осознание их занимающимися; сознательное изучение и освоение двигательных действий в учебно-тренировочном процессе; осознание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений и навыков в практике жизни; воспитание инициативы, самостоятельности и творческого активного отношения к процессу физического совершенствования).

2. Доступность. Этот принцип означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов обучения возможностям занимающихся.

3. Наглядность. Этот принцип обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Практическая наглядность в учебно-тренировочном процессе осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и двигательная.

4. Систематичность. Этот принцип предполагает непрерывный учебно-тренировочный процесс, который является целостной системой (при построении системы занятий педагог должен обеспечить постоянную преемственность эффекта, устранить большие перерывы между занятиями с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий оздоровительной аэробикой). Занятия оздоровительной аэробикой следует проводить не реже трех раз в неделю.

1. Соответствие педагогических воздействий. Этот принцип требует соблюдения направленности педагогических воздействий на опережающее в своем развитии органы, структуры и осуществления индивидуального подхода в развитии физических способностей.

2. Развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма).

3. Вариативность. Необходимость выполнения двух основных методических требований:

  • содержание двигательных задач должно постоянно видоизменяться;
  • условия решения двигательных задач обязаны стимулировать школьников на достижение максимального результата.

Указанная методика проведения занятий оздоровительной аэробикой лежит в основе физического воспитания школьников.

Структура занятий и регулирование нагрузки

Нагрузка, получаемая на занятиях оздоровительной аэробикой, зависит не только от содержания упражнений, но и от регулирования следующих показателей: количество повторений каждого упражнения, темп выполнения, амплитуду движений, характер движений, продолжительность интервалов отдыха между упражнениями, исходные положения [3].

Дозировать упражнения надо исходя из общих правил учета степени подготовленности занимающихся, их возрастных особенностей (табл.1).

№ п/п

Части занятия

Длительность

Темп

Количество муз. акц/мин.

выше среднего
высокий

Партерные упражнения или упражнения с эспандером

Особое внимание следует уделить регулированию нагрузки упражнений силового характера с использованием эспандера (табл.2).

Начальная тренировка

Основная тренировка

Этап совершенствования

Паузы отдыха (сек.)

Количество тренировок в неделю

Классификация средств оздоровительной аэробики

Средства оздоровительной аэробики необходимо классифицировать (распределить их на группы согласно наиболее существенным признакам) для облегчения поиска направлений и упражнений, которые отвечают поставленным педагогическим задачам.

Средства оздоровительной аэробики для детей младшего школьного возраста

  1. Классификация средств по направлениям: Детская танцевальная аэробика, Аэробика со скакалкой (рис.1).
  2. Классификация средств по признаку преимущественного влияния на развитие физических качеств: упражнения для развития силы, подвижности в суставах, координации движений, комплексное проявление физических качеств (рис. 2).
  3. Релаксационные средства: упражнения на постановку дыхания, на расслабление (рис. 3).

Рис.1. Средства оздоровительной аэробики по направлениям

Рис.2. Средства оздоровительной аэробики по признаку преимущественного влияния на развитие физических качеств

Рис.3. Релаксационные средства оздоровительной аэробики

Рис.4. Средства оздоровительной аэробики по направлениям

Рис.5. Средства оздоровительной аэробики по признаку преимущественного влияния на развитие физических качеств

Рис.6. Релаксационные средства оздоровительной аэробики

Характеристика средств оздоровительной аэробики

Комплексы проводятся преимущественно поточным методом и методом музыкальной интерпритации.

Аэробика со скакалкой. Это различного рода скачки, подскоки, прыжки, выполняемые со скакалкой индивидуально.

При обучении следует соблюдать следующие правила:

  • Разучивать подскоки, скачки и прочие элементы без скакалки и без музыки;
  • Выполнять разученные элементы под музыку постепенно ускоряя темп;
  • Осваивать навыки синхронного исполнения.

Классическая аэробика. Это некий синтез общеразвивающих и гимнастических упражнений, бега, подскоков, скачков, выполняемых без пауз отдыха (поточным методом) под музыкальное сопровождение 120-160 ударов в минуту. Эти упражнения выполняются на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону.

Танцевальная аэробика. Типичным для данного вида аэробики является использование различных танцевальных движений под музыку, соответствующую тому или иному танцу. В основе большинства этих танцев лежит своеобразная джазовая техника движений. В джазовом танце используется принцип полицентрики (движения как бы выходят из разных центров, различные части тела двигаются как бы независимо друг от друга).

Кикбоксинг аэробика. Заниматься этим видом аэробики можно только не раньше второго года обучения, когда дети физически подготовлены (выносливость, гибкость). Начинать обучение следует с изучения основ техники ударов руками и ногами. Когда удары будут хорошо отработаны, их нужно соединять в комбинации – это привносит в занятия разнообразие, усложняется координация движений.

Музыкально-подвижные игры. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования. Такие игры содействуют развитию чувства ритма, быстроты реакции, внимания, развитию силы и гибкости, координации движений и т.д.

Влияние предложенной методики на развитие физических качеств школьников

В результате проведенного исследования выявлено положительное влияние занятий оздоровительной аэробикой на развитие физических качеств детей младшего и среднего школьного возраста. (Приложение)

Заключение

У детей, занимающихся оздоровительной аэробикой в условиях Среднего Приобья, повышаются адаптивные возможности организма благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям (музыкальное сопровождение, стимул научиться танцевать, сформировать красивую фигуру, быть здоровым и бодрым).

Разработанная методика поможет педагогу строить занятия на основе методов, приемов и принципов специфических для оздоровительной аэробики в условиях образовательного учреждения, выбирать оптимальную нагрузку.

Классификация средств оздоровительной аэробики облегчает выбор направлений и упражнений, которые отвечают педагогическим задачам и интересам занимающихся.

Аэробика – это не просто физкультура с элементами спортивных танцев, а комплексный подход к решению сразу нескольких задач. Можно подтянуть мышцы и привести их в тонус, избавиться от лишних килограммов, подкорректировать фигуру, улучшить общее самочувствие, поднять настроение и много чего ещё. Вкратце главная особенность в аэробике упражнения, отличающиеся друг от друга разной интенсивностью и нагрузкой. Можно подобрать комплексные занятия, рассчитанные на людей с любой физической подготовкой, будь то новички или профессионалы.

В чем польза

Суть заключается в выполнении упражнений разной интенсивности под ритмичную музыку. Одно занятие совмещает физическую нагрузку, дыхательные тренировки, развивается гибкость и пластичность.

Регулярные упражнения позволяют добиться впечатляющих результатов, ведь дело не только в похудении:

  • клетки тканей активно насыщаются кислородом;
  • благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему;
  • ускоряется метаболизм;
  • снижается вероятность возникновения раздражения и депрессии;
  • улучшается сон.

В зависимости от поставленных целей, заниматься следует несколько дней в неделю. Так, например, если нужно похудеть, следует еженедельно заниматься не менее трёх дней и соблюдать режим питания. Превышать допустимые нагрузки тоже не рекомендуется, иначе будет больше вреда, чем пользы.

Основные направления

Условно выделяют следующие виды.

Классическая

Ещё её называют танцевальной, так как совмещает разные движения, характерные для танцев. Отлично подходит для похудения, выправления осанки и развития пластичности.

Степ-аэробика

Для занятий понадобится специальная платформа – степ. Оптимальная техника для подтягивания бедер и ягодиц, укрепляется сердечно-сосудистая система, формируется красивый рельеф тела.

Силовая

Подразумевается использование всевозможных тренажеров и спортивного инвентаря. Обычно вес не снижается, хотя жировая прослойка исчезает. Это связано с тем, что такой подход позволяет увеличить мышечную массу, появляется характерный рельеф.

Слайд-аэробика

Одно из направлений в аэробике, связка с силовой. Потребуется приобрести обувь и специальную доску. Принцип заключается в выполнении движений напоминающих бег на коньках. Вообще доска (слайд) и придумана изначально для тренировки конькобежцев. Слайд отлично укрепляет опорно-двигательный аппарат, подтягивает мышцы, но занятия могут наскучить из-за однообразных движений.

Аквааэробика

Без бассейна не обойтись, это уникальная программа, не имеющая противопоказаний и ограничений, заниматься может каждый вне зависимости от возраста и подготовки.

Танцевальная

Если классическая больше направлена на физические нагрузки, то танцевальная программа рассчитана на специфические движения, характерные для стилей разных танцев. Это одна из самых лёгких и приятных систем, отличается высокой эффективностью и широко применяется для похудения .

Стрип-пластика

Характерные для стриптиза движения, помогают повысить гибкость и пластичность. Прорабатываются практически все мышцы, а помимо снижения веса и формирования красивого тела, стрип-пластика сродни искусству. Сексуальные движения эффектны и не оставят равнодушными никого.

Базовые упражнения аэробики

Любые физические нагрузки обязательно начинаются с разогрева мышц.

Разминка

Комплекс разминки в аэробике включает пять основных видов прыжков:

  • При выполнении ноги раздвигаются в стороны и сводятся в исходное положение.
  • Ножницы. Стопы перекрещиваются между собой, руки широко разводятся в стороны и сводятся крест накрест.
  • Высокий подъем коленей.
  • С захлестом голени.
  • Во время прыжка поднять ногу и коснуться коленом вытянутой руки.

Каждый элемент следует выполнять по 10 раз, с минимальным перерывом между подходами. После выполнения комплекса можно считать организм готовым к основной работе.

Обратите внимание, для занятий важно выбрать правильную обувь.

Для этого лучше использовать кроссовки с амортизирующим эффектом, они способны сделать любое упражнение комфортным и приятным. Если использовать неподходящую обувь, то в лучшем случае первый опыт аэробики может быть испорчен натиранием стоп, в худшем травмированием.

Основной комплекс

Представленный ниже список далеко не полный, это лишь примерная схема:

  • В течение одной минуты выполнять прыжки с касанием платформы (если есть степ) носком. Если площадки нет, можно использовать любую другую подставку, от этого суть не изменится. Рекомендуется работать быстро, попеременно меняя ноги.
  • По 15 прыжков в разных направлениях по диагонали.
  • Выпады вправо и влево, повторяются по 15 раз.
  • Прыжки с приседанием. Эффективный способ сжигания жира для бедер и живота, необходимо повторить 15-20 раз.
  • Мельница. В положении полуприседа вытянутыми в стороны руками нужно делать движения по типу "мельница" касаясь пальцами кистей носков противоположных ног.
  • "Сумо". Для мышц верхней части тела и внутренней поверхности бедер. Нужно опуститься в полуприсед и выполнять в воздухе удары руками влево и вправо.
  • Баланс. Поднять одну ногу и согнуть в колене, максимально растягивая поверхность бедер. Повторить 10-15 раз для каждой стороны.
  • "Лягушка", до 10 раз из стойки для отжимания выполнить прыжок, совмещая носки ступней с ладонями.
  • Планка. Из положения лежа раздвигать и сдвигать прыжком вытянутые ноги по 20 раз.
  • Отжимания по 12 раз.
  • Скручивание тела из положения лёжа вправо и влево.

К базовым упражнениям можно добавить ещё несколько для повышения эффективности тренировки в аэробике, особенно это пригодится при повышении нагрузки:

  • Для рук . Принять упор лёжа, расставить ноги на ширине плеч и выпрямить спину. После вдоха вытянуть вперёд руку и поднять ногу, после выдоха вернуться в первоначальную стойку. Всего нужно сделать несколько подходов по 10-15 раз каждый.
  • С мячом . Потребуется специальный мяч, на который нужно лечь животом, руки убрать за голову и упереться ступнями в пол. Напрягая мышцы ягодиц приподнять тело, стараясь добиться прямой линии и удерживать корпус несколько секунд. Вернуться в первоначальное положение и повторить 10-15 раз.
  • Опускание мяча . Пожалуй, самый распространенный урок. Лечь на пол, положив руку за голову и поместив футбольный мяч между коленей. Далее нужно поднимать и опускать мячик, работая ягодичными мышцами и внутренней стороной бедра.

После окончания тренировки рекомендуется пройтись неспешным шагом по улице, в крайнем случае, можно заняться повседневными делами. Этого будет достаточно, чтобы восстановить дыхание и не навредить сердцу резким прекращением физической нагрузки. Лежать и сидеть не рекомендуется хотя бы 10 минут.

Советы и рекомендации

Не стоит воспринимать аэробику несерьёзно, как и физкультура, она требует выполнения некоторых правил. Они не сложные, но требуют дисциплины и постоянного контроля над собой.

Всегда начинать с разминки

Лучше приступать к занятиям в одно и то же время, а если занимаетесь в группе, то не опаздывать. Чем лучше разогреются мышцы, тем больше пользы будет от сеанса. Кроме того предотвращаются растяжения и травмы.

Найти хорошего опытного тренера

Идеальный вариант для новичков, которые что-то не понимают или не успевают. Инструктор всегда поможет и повторит с вами самые сложные элементы.

Не бросать

Если уж вы решили приводить фигуру в порядок, нужно посещать занятия постоянно, стараясь не пропускать по возможности. Если неделю заниматься, а потом бросить на несколько недель, эффекта можно не ждать. В среднем выполнять тренировки следует три раза в неделю и так постоянно. Если же нужно просто поддерживать форму, подойдёт метод поддержки, для этого хватит и двух занятий в неделю по 40 минут.

Повышение нагрузки

Постепенно организм привыкает к интенсивности упражнений. Поэтому начинать нужно с выполнения базовых техник по 15 минут в день, постепенно можно увеличивать время до 30-40 минут. После несложных движений аэробики обычно люди осваивают тренажёры.

Не переусердствовать

Заниматься по графику

Такой подход полезен ещё и тем, что помогает грамотно распределять время и организовывать повседневную жизнь по плану. Если знать, что на вечер запланирована тренировка, пропускать занятия станет сложнее.

Любой комплекс упражнений аэробики выполняется по несколько раз в день. Конечно, для начинающих это будет тяжело, возможно, силы будут только на один раз, но расстраиваться по этому поводу не стоит. Повышать нагрузку можно после ощущения прилива сил и выносливости. После того, как вам сдадутся стандартные элементы аэробики, можно смело пробовать более тяжёлые в плане физических и хореографических нагрузок. Если тренироваться постоянно, этот ритм жизни станет обыденностью, которая сказывается на фигуре и самочувствии только положительно.

Читайте также: