Каковы обязанности председателя государственной думы кратко

Обновлено: 05.07.2024

(наименование главы в ред. Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 2003 года № 6-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 1, ст. 6)

1. Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 2003 года № 6-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 1, ст. 6).

2. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать фракции (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

3. В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться на должность Председателя Государственной Думы, кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов Государственной Думы. Представители каждой фракции, выдвинувшей своего кандидата, имеют право высказаться за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

1. В список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность Председателя Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.

2. Депутат считается избранным Председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае, если на должность Председателя Государственной Думы избран депутат Государственной Думы, являющийся руководителем фракции, он вправе совмещать пребывание на указанной должности и руководство фракцией (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 2003 года № 11-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 1, ст. 11; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

3. В случае, если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата.

4. Избранным на должность Председателя Государственной Думы по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.

5. Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов депутатов Государственной Думы, Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы либо принимает решение о выборах первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы. Повторные выборы Председателя Государственной Думы проводятся в соответствии со статьями 8 и 9 настоящего Регламента. При этом допускается выдвижение кандидатов, которые выдвигались ранее (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 2003 года N 6-IV ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 1, ст. 6).

6. Если Государственная Дума принимает решение о переходе к выборам первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы, то после избрания по крайней мере одного из заместителей Председателя Государственной Думы Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы. Решение о переходе к выборам первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 200 3 года N 6-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 1, ст. 6).

7. Решение об избрании Председателя Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования.

8. Решение об освобождении Председателя Государственной Думы, первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы от должности принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 2003 года N 6-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 1, ст. 6).

1. Председатель Государственной Думы:

а) ведет заседания палаты;

б) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом;

в) организует работу Совета Государственной Думы;

г) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;

е) представляет палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации), Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной палатой Российской Федерации, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2004 года № 4718–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719);

ж) участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

з) направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему во фракции для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения (далее — профильный комитет) (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 мая 2004 года № 554-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 22, ст. 2137; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981);

и) подписывает постановления Государственной Думы;

к) направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года № 3093-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 40, ст. 3901);

л) направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со статьей 105 (часть 5) Конституции Российской Федерации;

м) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

2. Государственная Дума вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Государственной Думы.

3. Председатель Государственной Думы вправе по собственному усмотрению включать в проект порядка работы Государственной Думы следующие вопросы:

а) о выборах на вакантную должность заместителя Председателя Государственной Думы;

б) о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях Государственной Думы.

4. Председатель Государственной Думы или по его поручению один из его заместителей представляет Государственной Думе доклады о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию. По указанным докладам Государственная Дума может принимать постановления (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года N 3093-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 40, ст. 3901).

5. Председатель Государственной Думы вправе выступать на заседании Государственной Думы по вопросам, отнесенным к его полномочиям настоящим Регламентом, и вопросам, отнесенным к ведению Государственной Думы Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Председателю Государственной Думы для выступления предоставляется до десяти минут (часть пятая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 апреля 2012 года № 268–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст. 1902).

6. Председатель Государственной Думы вправе решать вопросы экспертного, научного, консультативного и иного обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы. По вопросам, связанным с экспертным сопровождением законотворческого процесса в Государственной Думе и совершенствованием законодательства Российской Федерации, Председатель Государственной Думы создает Научный совет по законотворчеству и может образовывать экспертный совет при Председателе Государственной Думы (часть шестая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 апреля 2012 года № 268–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст. 1902; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 июня 2020 года № 8403–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 26, ст. 4084).

7. В случае образования при Председателе Государственной Думы экспертного совета Председатель Государственной Думы утверждает положение об указанном экспертном совете, согласованное с Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту, и состав экспертного совета. В положении об экспертном совете при Председателе Государственной Думы определяются цель его образования, задачи, срок деятельности, полномочия экспертного совета, иные вопросы, касающиеся его деятельности (часть седьмая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 июня 2020 года № 8403–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 26, ст. 4084).

8. В состав экспертного совета при Председателе Государственной Думы в качестве экспертов (специалистов) могут включаться представители государственных органов, предпринимательского сообщества, экспертного сообщества, в том числе кредитно-финансовых организаций, научных, образовательных и иных организаций (часть восьмая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 июня 2020 года № 8403–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 26, ст. 4084).

9. Экспертный совет при Председателе Государственной Думы в соответствии с полномочиями, определенными в положении о нем, может проводить экспертную оценку отдельных внесенных в Государственную Думу законопроектов на основании решения Председателя Государственной Думы о необходимости ее проведения (часть девятая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 июня 2020 года № 8403–7 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 26, ст. 4084).

10. С предложением о проведении экспертным советом при Председателе Государственной Думы экспертной оценки конкретного законопроекта к Председателю Государственной Думы могут обратиться Первый заместитель Председателя Государственной Думы и заместитель Председателя Государственной Думы (часть десятая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 июня 2020 года № 8403–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 26, ст. 4084).

11. Экспертная оценка проводится в области общественных отношений, на регулирование которых направлен законопроект (часть одиннадцатая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 июня 2020 года № 8403–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 26, ст. 4084).

12. По результатам проведения экспертной оценки экспертный совет при Председателе Государственной Думы готовит в срок, определенный решением Председателя Государственной Думы, заключение по существу законопроекта, которое подписывается председателем этого экспертного совета (часть двенадцатая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 июня 2020 года № 8403–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 26, ст. 4084).

Полномочия и обязанности председателя Госдумы (спикера) изложены в статье 11-й регламента Государственной Думы. Главная обязанность спикера — ведение заседаний нижней палаты.

Кроме этого, согласно регламенту, председатель Госдумы:

– отвечает за внутренний распорядок палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями, предоставленными ему регламентом;


– организует работу Совета Государственной Думы;

– осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;

– назначает на должность и освобождает от должности руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по регламенту и организации работы Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя руководителя аппарата — управляющего делами Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению руководителя Аппарата Государственной Думы;

– представляет палату во взаимоотношениях с президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации), Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, Конституционным судом Российской Федерации, Верховным судом Российской Федерации, Высшим арбитражным судом Российской Федерации, генеральным прокурором Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счётной палатой Российской Федерации, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями;

Президент РФ Владимир Путин, председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин и глава Службы внешней разведки (СВР) Михаил Фрадков во время встречи в Кремле.

– участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации, в соответствии со статьёй 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации, для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

– направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и в Комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения;

– подписывает постановления Государственной Думы;

– направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы;

– направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со статьёй 105 (часть 5) Конституции Российской Федерации;

– издаёт распоряжения и даёт поручения по вопросам, отнесённым к его компетенции;

– представляет к назначению на должность и к освобождению от должности постоянного представителя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном суде Российской Федерации.


Как избирают спикера Госдумы?

Председатель Государственной Думы, его первый заместитель и заместители председателя избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.

Кто может стать кандидатом на должность спикера?

Кандидатов на должность спикера Государственной Думы выдвигают депутатские объединения и депутаты Государственной Думы. Представители каждого депутатского объединения и депутаты Государственной Думы, выдвинувшие своего кандидата, имеют право высказаться за или против кандидата.

Кто был спикером Госдумы в разное время?

В разные годы спикерами Госдумы были:

14 января 1994 года – 17 января 1996 года


Иван Петрович Рыбкин (Аграрная партия);

17 января 1996 года – 29 декабря 2003 года

Геннадий Николаевич Селезнёв (КПРФ → Партия возрождения России);

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ – высшее лицо в составе Государственной Думы, руководит процессом организации работы парламента. Председатель Государственной Думы по своему статусу является четвертым должностным лицом РФ после Президента РФ, председателя Правительства РФ и председателя Совета Федерации РФ.

Помимо существенных организационно-кадровых полномочий, связанных с деятельностью парламента РФ, председатель Государственной Думы, как правило. имеет и значительное неформальное влияние, часто выступая как посредник между парламентским большинством и правительством РФ. Нахождение на посту председателя Государственной думы дает тому или иному лицу возможность значительно увеличить свое присутствие в средствах массовой информации, политическую известность и популярность. Зачастую выдвинутый той или иной партией политик на посту председателя Думы быстро превращался в самостоятельную политическую фигуру (это произошло и с И.Рыбкиным, и с Г.Селезневым, а еще ранее с Р.Хасбулатовым в Верховном Совете РФ).

Председатель Государственной Думы: ведет заседания палаты; ведает вопросами внутреннего режима работы палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями, предоставленными ему регламентом; организует работу Совета Государственной Думы; осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы; назначает на должность и освобождает от должности руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по регламенту и организации работы Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя руководителя Аппарата – управляющего делами Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы; представляет палату перед Президентом РФ, Советом Федерации, Правительством РФ, субъектами РФ, Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным Судами РФ, Генеральным прокурором РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, Центрабанком РФ, уполномоченным по правам человека в РФ, со Счетной палатой РФ и т.д.; участвует в согласительных процедурах, проводимых Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения; подписывает постановления Государственной Думы; направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы; направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со статьей 105 (часть 5) Конституции Российской Федерации; издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции; представляет к назначению на должность и к освобождению от должности постоянного представителя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации. При этом Государственная Дума вправе отменить любое распоряжение или поручение Председателя Государственной Думы.
Председатель Государственной Думы вправе по собственному усмотрению включать в проект порядка работы Государственной Думы вопрос о выборах на вакантную должность заместителя Председателя Государственной Думы и о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях Государственной Думы. Председатель Государственной Думы или по его поручению один из его заместителей представляет Государственной Думе доклады о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию. По указанным докладам Государственная Дума может принимать постановления.

Председатель Государственной Думы избирается из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования при выборах председателя. Кандидатов на должность председателя Государственной Думы вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты Государственной Думы. В ходе обсуждения всех кандидатов, давших согласие баллотироваться на должность председателя Государственной Думы, кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов Государственной Думы. Представители каждого депутатского объединения и депутаты Государственной Думы, выдвинувшие своего кандидата, имеют право высказаться за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается.
В список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность председателя Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования. Депутат считается избранным председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае, если на должность председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата. Избранным на должность председателя Государственной Думы по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов депутатов Государственной Думы, Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы либо принимает решение о выборах Первого заместителя председателя Государственной Думы и заместителей председателя Государственной Думы. При этом допускается выдвижение кандидатов, которые выдвигались ранее. Если Государственная Дума принимает решение о переходе к выборам Первого заместителя председателя Государственной Думы и заместителей председателя Государственной Думы, то после избрания по крайней мере одного из заместителей председателя Государственной Думы Государственная Дума проводит повторные выборы председателя Государственной Думы. Решение о переходе к выборам Первого заместителя председателя Государственной Думы и заместителей председателя Государственной Думы принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Решение об избрании председателя Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования.

Решение об освобождении председателя Государственной Думы от должности принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Заместители председателя Государственной Думы представляют председателя Государственной Думы в его отсутствие, по поручению председателя Государственной Думы ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей между заместителями председателя Государственной Думы. Распоряжение о распределении обязанностей между заместителями председателя Государственной Думы издается председателем Государственной Думы по согласованию с Советом Государственной Думы. В пределах своих должностных обязанностей заместители председателя Государственной Думы вправе давать поручения структурным подразделениям Аппарата Государственной Думы.

Деятельность председателя Государственной Думы обеспечивается Секретариатом председателя Государственной Думы, а деятельность Первого заместителя председателя Государственной Думы и заместителей председателя Государственной Думы обеспечивается их секретариатами.

Председателем Государственной Думы Федерального Собрания первого созыва (январь 1994 – январь 1996) был И.П.Рыбкин, председателем Государственной Думы второго и третьего созывов (январь 1996 – декабрь 2003) избирался Г.Н.Селезнев. С 2003 председателем Государственной Думы является Грызлов Б.В.

Государственная Дума является нижней палатой российского Парламента, именуемого Федеральным Собранием. В палате есть свой руководитель - председатель Государственной Думы РФ. О его обязанностях, полномочиях и правах будет подробно рассказано в этой статье.

Российская Госдума: общая характеристика

Сведения о российском Парламенте закрепляются в статье 95 российской Конституции. Согласно этой статье, Федеральное Собрание включает в себя две палаты - Государственную Думу и Совет Федерации. Нижняя палата насчитывает 450 депутатов, которые избираются продолжительностью на пять лет. Депутатом может быть только российский гражданин, достигший возраста 21 года, имеющий возможность участвовать в выборах. Все работники Государственной Думы работают на постоянной основе.

Депутаты Парламента обладают неприкосновенностью, которая действует на протяжении всего срока исполнения полномочий. Лишение неприкосновенности возможно лишь по запросу Генерального прокурора РФ.

Особую роль в парламенте играет председатель Государственной Думы РФ. Именно это должностное лицо обязано руководить 450 депутатами, а также следить за работой различных комитетов и собраний.

Работа Государственной Думы Российской Федерации

Первое заседание Думы проходит на тридцатый день после ее формирования. При этом глава российского государства имеет возможность созвать заседание раньше срока.

В нижней палате Парламента действует традиция, согласно которой открывает заседание не председатель Государственной Думы, а старейший по возрасту депутат. На первом собрании решаются наиболее общие вопросы организационного характера.

государственная дума российской федерации

На каких принципах базируется работа Госдумы?

  • Во-первых, это принцип законности. Депутаты должны работать в соответствии с российской Конституцией, федеральными и федеральными конституционными законами.
  • Во-вторых, это принцип многопартийности и многообразия. В составе Госдумы должны находиться несколько партий и политических объединений.
  • В-третьих, это принцип коллективного решения вопросов и свободного их обсуждения.

Структура Госдумы: Российской Федерации

Представители Госдумы создают специальные фракции для совместного рассмотрения вопросов и выражения единой позиции по тем или иным проблемам. Создаваемые комитеты и комиссии должны касаться следующих направлений:

  • финансовый рынок и российская экономика;
  • промышленность и вопросы государственного имущества;
  • бюджетная и налоговая политика;
  • трудовая и социальная политика;
  • государственное и конституционное строительство;
  • обеспечение уголовного, гражданского, арбитражного и процессуального законодательства;
  • предпринимательская и инновационная сфера и т.д.

председатель государственной думы российской федерации

Заседания комиссий и комитетов должны проходить минимум два раза в месяц. Вопрос о правомочности их работы решает председатель Государственной Думы. Так, если присутствует меньше половины членов комитета, то его работа будет признана недействительной.

О председателе Государственной Думы РФ

Что известно о руководителе нижней парламентской палаты? Информацию об этом должностном лице закрепляет постановление Госдумы РФ от 1998 года "О регламенте ГД РФ". Согласно данному нормативному акту, председатель Государственной Думы - это одно из высших должностных лиц в Российской Федерации. В перечне протокольного старшинства он занимает четвертое место.

председатель государственной думы

Должность появилась в 1993 году - с момента принятия государственной Конституции. Избирается председатель путем тайного голосования, которое устраивают сами депутаты. Срок полномочий такой же, как и у соответствующего созыва - ровно 5 лет.

Согласно российскому законодательству, председатель нижней парламентской палаты обладает довольно широким спектром полномочий и обязанностей. Вся организационно-кадастровая работа думы лежит именно на председателе. К тому же, рассматриваемое должностное лицо является неофициальным посредником между исполнительной и законодательной властями.

Полномочия председателя Госдумы

Председатель российской Госдумы занимается разрешением споров между федеральными органами власти и региональными инстанциями. В его полномочия также входит обеспечение равного доступа депутатов к ознакомлению с формируемыми или принимаемыми законопроектами. Все необходимые для рассмотрения материалы руководитель нижней парламентской палаты рассылает в соответствующие комитеты и партии. Рассмотрение и одобрение законопроектов завершается их отправкой в Совет Федерации - высшую парламентскую палату. Необходимо это для дальнейших чтений. Если же Совфед откажется рассматривать законопроект, то председатель Государственной Думы Российской Федерации лично направит необходимую документацию Президенту РФ. Обеспечивается такая возможность статьей 105 основного закона страны.

председатель первой государственной думы

Все свои законные обязанности председатель нижней палаты Парламента может делегировать заместителям. При этом любое его поручение, решение или распоряжение может отменить сама Госдума - по итогам специального голосования всех ее членов.

Обязанности председателя

Какими обязательными для реализации функциями обладает председатель Государственной Думы Российской Федерации? Стоит обратить внимание на статью 11 соответствующего "Регламента", в которой указываются следующие функции:

  • проведение заседаний палат Госдумы;
  • организация работы Совета нижней палаты Парламента;
  • разрешение вопросов внутреннего распорядка палаты;
  • утверждение бюджетной сметы Госдумы;
  • осуществление руководства деятельностью парламентского состава, назначение заместителей и аппаратных руководителей;
  • принятие участия в процедурах согласительного типа, реализуемых главой государства по статье 85 основного закона страны;
  • представление Госдумы в отношениях с Совфедом, Правительством, судами, региональными органами, Президентом РФ, ВЦИК, ЦБ РФ, Счетной Палаты и т.д.

председатель государственной думы рф

Безусловно, выше были названы далеко не все полномочия председателя Госдумы. Однако основным направлением его деятельности все же стоит назвать законотворчество. Именно председатель принимает и передает на рассмотрение законопроекты, а также организует оптимальную для законотворчества среду.

Назначение председателя Госдумы

Как назначается руководитель нижней парламентской палаты? Ответить на этот вопрос стоит на примере выборов председателя Государственной Думы РФ в 2014 году.

председатель государственной думы рф сергей нарышкин

Проводятся всероссийские выборы, по итогам которых наделяются соответствующими полномочиями 450 человек. Все пришедшие к власти депутаты объединяются во фракции, после чего выдвигают своих кандидатов. Проводится тайное голосование, результатом которого становится избрание председателя Госдумы. Избранным считается тот кандидат, за которого было отдано не менее половины голосов. В противном случае проводится второй тур.

Председатели Госдумы в РФ с 1994 года

Председателем первой Государственной Думы был Иван Петрович Рыбкин. Его председательство датируется 1994-1996 годами. Выдвигался Рыбкин от фракции АПР - аграрной партии России. Председателем во время второго и третьего созывов был член фракции КПРФ Селезнев Геннадий Николаевич. Время председательствования - с 1996 по 2003 годы.

Борис Вячеславович Грызлов, как и последующие его преемники, являлся членом фракции "Единая Россия". Председательствовал он с 2003 по 2011 гг. - во времена 4-го и 5-го созывов. Его преемником стал председатель Государственной Думы РФ Нарышкин Сергей Евгеньевич, вступивший на должность в 2011 году.

Сергей Нарышкин

Он имеет высшее образование по специальности "Экономика". С 1982 года работал помощником проректора в ЛПТУ - политехническом университете Ленинграда. Чуть позже Сергей Евгеньевич получил место сотрудника аппарата в советском посольстве Бельгии. Проходил службу в школе КГБ, где познакомился с Путиным. В 1998 году Нарышкин становится председателем международного ленинградского комитета, а в 2004 - заместителем руководителя по экономическому управлению в администрации главы государства. Сергей Евгеньевич являлся заместителем Председателя Правительства с 2007 по 2011 гг. В 2011 году Нарышкин избирается в 5-й созыв Госдумы, где становится ее председателем. Осуществлял он свои полномочия до 2016 года, пока его место не занял Вячеслав Викторович Володин, председатель нижней парламентской палаты от 7-го созыва.

Вячеслав Володин

председатель государственной думы рф 2014

В 1999 году Вячеслав Викторович становится членом Государственной Думы от 3 созыва. Тогда Володин был членом фракции "Отечество - вся Россия". В 2005 году стал секретарем президиума генерального совета "Единой России". В 2010 году становится заместителем Председателя Госдумы от 5-го созыва. В этом же году он назначен заместителем Председателя Правительства. В 2011 году Володина назначают на должность руководителя в администрации Президента РФ.

В сентябре 2016 года Владимир Путин предложил кандидатуру Володина на пост председателя Госдумы РФ. На данный момент многие политологи убеждены, что Вячеслав Викторович сможет баллотироваться на пост президента в 2018 или 2024 году.

Читайте также: