Каковы изменения в научной картине мира в эпоху возрождения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Европейское Возрождение охватывает период 15-16 вв. и формирует переходную от средневековья к Новому времени культуру. Важной чертой эпохи Возрождения является рождение нового мышления, основным содержанием которого выступает гуманизм. Гуманисты ратовали за создание нового уклада жизни, за возврат к духовным ценностям античности.

Несомненно мечтой Леонардо был полет человека. Он спроектировал в 1490 г., а возможно и построил, модель летательного аппарата с крыльями как у летучей мыши. Аппарат должен был использовать мускульные усилия рук и ног. Леонардо понимал , что существует подъемная сила крыла, думал о полете с помощью ветра (парящем полете). Самый ранний дошедший до нас проект парашюта принадлежит Леонардо да Винчи. Проектам летательных аппаратов он посвятил почти четверть века своей жизни, возможно поэтому современники считали его не то магом, не то слегка сумасшедшим.

Гильберт расширил перечень материалов, обладающих свойством притяжения при натирании (сапфир, алмаз, аметист, стекло, сера и др.) Он же установил, что свойства притяжения теряются у этих предметов при нагревании. Многочисленные эксперименты по электричеству Гильберт пытался связать в теории электромагнитного притяжения, но это ему не удалось. Он не вышел за пределы представлений античности, например, не считал мнение о существовании души у магнита, высказанное еще Фалесом, абсурдным. По Гильберту, первичными элементами являются вода и земля. Свойствами притяжения обладают тела, происходящие из воды.

Наиболее выдающихся достижений в эпоху Возрождения достиг Н. Коперник (1473-1543). Образование он получил в Ягеллонском университете в Кракове, а затем 10 лет совершенствовал свои знания в Италии, где знакомится с достижениями великих творцов Возрождения, изучает живопись, астрономию, математику, философию, греческий язык. В Падуанском университете он изучает юриспруденцию и становится специалистом по каноническому праву. В 1503 г. Коперник получает диплом доктора права и в 1505 г. возвращается на родину, становится каноником Вармейской епархии, где и прожил до конца своих дней.

К гелиоцентрической модели устройства мира Коперник пришел от неудовлетворенности восприятия системы Птолемея. Коперник был убежден в гармоничности, простоте и разумности природы, а система Птолемея была громоздкой, сложной по расчетам, что вызывало его сомнения. Таким образом, к идеи пересмотра системы мироздания Коперник пришел не от научных открытий, а от чувства эстетической неудовлетворенности, т. е. от искусства, которое было основой мироощущения человека Возрождения.

-В первой приводятся аргументы Коперника о движении Земли и ее месте во Вселенной. Здесь также рассматривается вся Солнечная система в целом и излагается новое учение. Заканчивается первая книга трактатом по тригонометрии.

-Во второй книге содержатся элементы сферической астрономии и приводится каталог 1025 звезд.

-Третья книга трактует о видимом движении Солнца.

-В четвертой излагается теория движения Луны и ее затмений.

-В пятой и шестой книгах рассматривается видимое движение планет и объясняется с точки зрения новой теории неправильность и запутанность описания этих движений.

Открытие Коперника справедливо называют первой научной революцией. Ее сущность может быть изложена следующим образом:

-Коперник высказал мысль о движении как естественном свойстве небесных и земных объектов ,подчиненным некоторым общим закономерностям единой механики.

-Предложив новую концепцию мироздания, Коперник в то же время продемонстрировал ограниченность чувственного познания и наблюдения и указал необходимость для науки критического разума.

Существенным недостатком взглядов Коперника было то, что он разделял господствующую в то время точку зрения на конечность мироздания. Он считал, что Вселенная заканчивается твердой сферой ,на которой закреплены неподвижные звезды. Несостоятельность этого взгляда была показана в расчетах орбиты кометы, проведенных датским астрономом Тихо Браге (1546-1601). В 1577 г. он сумел рассчитать орбиту кометы, проходившую вблизи планеты Венера. Согласно его расчетам, эта комета должна была натолкнуться на твердую поверхность сферы, ограничивающую Вселенную. Но этого не произошло.

Но научный прогресс это уже не могло остановить Наступали иные времена – эпоха Нового времени.

Тема 4. Наука Нового времени.

Почву для постройки новой рациональной науки создал другой основатель философии Нового времени – Рене Декарт (1596-1650). Им был разработан метод дедукции, который опирался на ясные и отчетливые идеи сознания, т. е. прочным основанием метода был сам человеческий разум. С Декарта начинается поклонение человеческому разуму как высшей инстанции познания. Среди многих достижений ученого и философа особую роль играет создание аналитической геометрии. Она, по его мнению, должна была стать универсальной наукой, тождественной методу. Создав систему координат и введя представление об одновременной взаимозависимости двух величин – функции и аргумента – Декарт внес в математику принцип движения. С этого момента математика становится рациональным приемом, обеспечивающим формализацию исследуемого явления, появилась возможность любую реальность представлять количественно.

В своих взглядах на природу (материю) Декарт придерживался материалистической позиции, хотя в целом по своим философским взглядам был дуалист. Атрибутом, т. е. неотъемлемым свойством материи, с точки зрения Декарта, является пространство. Оно непрерывно, но делимо до бесконечности и беспредельно. Поэтому космос у него беспределен. Но идею Бруно о множественности миров Декарт не разделял.

Философ внес свой вклад в учение о движении. Движение Декарт понимает как относительное: нет абсолютного покоя, тело может двигаться относительно одних тел и покоится относительно других. Источником движения является Бог – он перводвигатель.

Декарт дает первую формулировку принципу инерции: тело, раз начав двигаться, продолжает это движение и никогда само собой не останавливается.

Второй закон движения, предложенный Декартом, утверждает, что всякое тело стремится продолжить свое движение по прямой.

Третий закон определял принцип движения сталкивающихся тел.

В дальнейшем первый и второй законы движения признавались в науке Нового времени, третий подвергся резкой критике. Гарантом первого и второго законов движения, согласно Декарту, является Бог.

Декарт был создателем механистической картины мира. До Декарта никогда еще не высказывалась мысль о том, что природа есть сложная система механизмов, в число которых попадают и животные, и даже тело человека. В этом смысле Бог – Великий Механик, владеющий бесконечным арсеналом средств для построения машины мира. Человеку не дано постичь какими именно средствами пользовался Бог, строя этот мир. Создавая науку, человек конструирует мир так, чтобы между его представлениями и реальным миром имелось сходство. Вот поэтому предлагаемый в науке вариант объяснения мира носит гипотетический характер.

Сильное впечатление на современников произвела космогоническая гипотеза Декарта – теория вихрей, согласно которой мировое пространство заполнено особым легким, подвижным веществом, способным образовывать гигантские вихри. Космогоническая гипотеза позднее была отвергнута, но заложенная в ней идея развития Вселенной получила в дальнейшем последователей, таких как Кант, Лаплас и др. В целом же вклад Декарта в науку неоценим. Ему человечество обязано введением системы координат, алгебраических обозначений, понятия рефлекса в биологии, созданием аналитической геометрии, открытием законов механики.

Своими научными достижениями Декарт во многом был обязан Галилео Галилею (1564-1642), на труды которого он опирался. Галилея можно по праву назвать первым ученым Нового времени, стоявшим у истоков формировавшейся науки. Родился он в г. Пизе в семье небогатого дворянина в тот самый день 18 февраля, когда умер великий Микельанжело. В 1581 г. Галилей стал студентом Пизанского университета медицинского факультета. Медицина его не очень увлекала и он самостоятельно изучал труды Аристотеля ,Евклида, Архимеда, Витрувия и других античных ученых. Будучи студентом университета, он в 1583 г., наблюдая за раскачиванием лампады в Пизанском соборе, открыл закон маятника, согласно которому период колебания маятника не зависит от его массы и амплитуды колебаний. Позднее Галилей доказал зависимость периода колебаний от длины маятника. А в 1586 г. студент Галилей сделал свое первое изобретение – гидростатические весы, позволявшие точно измерять удельный вес. Это изобретение сделало его известным среди итальянских ученых.

В университете Галилей проучился 6 лет, но за не имением средств курс так и не закончил. Однако благодаря своей известности он получил в 1589 г. должность профессора по кафедре математики в Пизанском университете, а в 1592 г. – в Падуанском университете, где плодотворно работал 18 лет. К падуанскому периоду относятся изобретения термоскопа, исследование магнитов, открытие законов движения, использование зрительной трубы в астрономии и тем самым изобретение телескопа. В 1609 г. он построил свой первый телескоп, а затем и телескоп с 32-кратным увеличением, позволивший ему сделать ряд величайших открытий в астрономии.

В первой главе, соответствующей первому дню беседы, обсуждается возможность неизменности небесного мира. Галилей ссылкой на собственные астрономические открытия отрицает постоянство мира. Мир меняется, возникают новые звезды и т. д.

Во второй день беседы обсуждаются вопросы движения Земли. Здесь Галилей выдвигает базовые принципы механики – принцип инерции и принцип относительности. Принцип инерции Галилеем сформулирован по отношению к телу, движущемуся по неограниченной горизонтальной плоскости. Принцип относительности сформулирован на примере корабля, находящегося в покое и движении, когда наблюдаются процессы движения в его трюме. В современной формулировке принцип относительности гласит, что все процессы в природе протекают одинаково в любой инерциальной системе отсчета, т. е. независимо от того, неподвижна система или совершает равномерное и прямолинейное движение. Поскольку все движения, протекающие на Земле, совершаются вместе с движением самой Земли, для наблюдателя все процессы протекают так, как если бы Земля была неподвижна.

Третий день дискуссии и соответственно третья глава книги посвящены открытой в 1604 г. новой звезде и возможности гелиоцентрического устройства мира, годичного вращения Земли.

Подводя итоги научной деятельности Галилея следует отметить его огромные заслуги в создании нового метода научного мышления, заложившего основания нового мировоззрения. Основными чертами галилеевского метода научного мышления, воспринятого Новым временем, стали:

2)введение технического эксперимента (опыта) как метода исследования. Эксперимент должен быть очищен от случайных обстоятельств. Он не иллюстрация, а метод, который по возможности должен быть описан математически.

3)использование мысленного эксперимента как развитие технического эксперимента. Например, Галилей, проводя эксперименты предполагал возможность неких идеальных условий, когда полностью отсутствуют силы трения и т. п.

4)проведение количественного анализа. Для этих целей Галилей сам изобрел или усовершенствовал ряд измерительных приборов – термоскоп, барометр и др.

Благодаря новому научному мышлению, предложенному Галилеем, появилось математическое естествознание и была разрушена научная парадигма, созданная Аристотелем около 2-х тысяч лет назад.

В анализе природы Галилей отдавал предпочтение двум основным методам:

во-первых, аналитическому – выделяющему элементы реальности, недоступные непосредственному восприятию с использованием абстрагирования, идеализаций, средств математики.

Во-вторых, синтетически-дедуктивному – состоящему в математической обработке данных опыта, на основе которых вырабатываются теоретические схемы, применяемые для интерпретации и объяснения явлений.

Современником Галилея и одним из создателей небесной механики был выдающийся астроном Иоганн Кеплер (1571-1630), труды которого также подтверждали и развивали теорию Коперника. После окончания университета Кеплер работал профессором математики и морали в училище г. Граца. В 1600 г. по приглашению Тихо Браге Кеплер переехал в г. Прагу и вскоре после смерти Браге занял место астронома при дворе Рудольфа II.В наследство от Тихо Браге Кеплер получил все реестры его обсерватории и мог свободно пользоваться собранными датским ученым наблюдениями. Благодаря богатому эмпирическому материалу Кеплеру удалось открыть законы движения планет.

Первый закон: каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце.

Второй закон: радиус-вектор, проведенный от Солнца к планете, в равные промежутки времени покрывает равные площади.

Третий закон: квадраты периодов обращения планет относятся как кубы больших полуосей их орбит.

В работах по оптике Кеплера были даны основы современной геометрической оптики. В ней не хватало одного важного звена – закона преломления. Современники не очень ценили и понимали Кеплера и только Исаак Ньютон смог понять и по достоинству оценить его открытия. Именно от законов Кеплера отталкивался Ньютон, когда открыл закон всемирного тяготения.

Блез Паскаль известен и как математик. Его работы касаются теории чисел, методам решения задач по вычислению площадей фигур, объемов тел, длин кривых, нахождению центров тяжести. Паскаль одним из первых начал разработку области математики, ставшей впоследствии теорий вероятностей, изучая комбинации ,возникающие в азартных играх.

Другой областью пристального внимания физиков 17 века было оптика и механика. Оптика занимает особое место в науке, хотя бы потому, что свет простирается от Вселенной (мегамира) до макро и микромира. Научные выводы, полученные при изучении оптических явлений или при помощи оптических методов и средств, не раз меняли представления об устройстве мира, т. е. носили мировоззренческий характер. Вспомним хотя бы Галилея и его первый телескоп. Только с помощью одного прибора он открыл мириады звезд.

во-первых, существует сила притяжения, которой обладают все небесные тела, и эта сила направлена к центру тела;

во-вторых, Гук следует Галилею в вопросе о законе инерции;

в-третьих, силы притяжения, по Гуку, увеличиваются по мере приближения к притягивающему телу.

В 1679 г. Гук в письме к Ньютону в Кембридж указал, что, если притяжение обратно пропорционально квадрату расстояния, то формой орбиты планет является эллипс.

Создателем классической механики, обобщившем достижения своих предшественников, по праву считают Исаака Ньютона (1643-1727). Ньютон учился в Кембриджском университете и в 1665 г. получил степень бакалавра, но в связи с охватившей Англию чумой, уехал в свою родную деревню Вулсторп, где плодотворно работал. Именно там под окнами дома росла та знаменитая яблоня, которая, по легенде, подсказала Ньютону закон всемирного тяготения. В течении 93 лет после смерти Ньютона посетители могли видеть эту знаменитую яблоню. В 1820 г. дерево погибло, сломанное бурей, и из его древесины был сделан памятный стул, который хранится в мемориальном музее. Считается, что в Вулсторпе был рожден метод дифференциального и интегрального исчисления, а также начаты знаменитые оптические эксперименты.

В 1668 г. Ньютон получил степень магистра и начал преподавать математику в Кембридже. В этом же году он собственноручно построил свой первый зеркальный телескоп – рефлектор. Это изобретение позволило ему стать членом Лондонского Королевского общества. Усовершенствованный вариант телескопа Ньютон послал в дар королю Карлу II. Как и Галилей, Ньютон заслужил признание в научном мире благодаря исследованиям по оптике, и, в частности, в связи с построением телескопа.

В 1688 г. Ньютон был избран членом английского парламента и два года жил в Лондоне. Но политики Ньютон не любил, как не любил делать научные доклады. В 1692 г. Ньютон заболел, потрясенный пожаром, который привел к утрате научных рукописей. В 1695 г. он выздоровел и был назначен хранителем, а с 1699 г. директором Монетного двора. Под руководством Ньютона была разработана и проведена необходимая экономике Англии денежная реформа. Есть сведения, что с техникой чеканки монет в Англии знакомился Петр 1, где встречался с Ньютоном. В 1703 г. Ньютон стал президентом Лондонского Королевского общества, а с 1705 г. королева Анна возвела Ньютона в дворянство.

Основные научные труды Ньютона следующие:

в области математики – дифференциальное и интегральное исчисление;

в области оптики – открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, исследовал интерференцию и дифракцию, разрабатывал корпускулярную теорию света, высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярные и волновые представления света;

в области механики – сформулировал в 1687 г. три закона.

Первый: всякое тело пребывает в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока действующие на него силы не изменят это состояние.

Второй: произведение массы тела на его ускорение равно действующей силе; а направление ускорения совпадает с направлением силы.

Философия эпохи Возрождения — самое главное кратко. Это тема для данной статьи в продолжение цикла статей по философии. В статье также есть список книг по философии Возрождения и видео с кратким описанием главных представителей и главных идей философии Возрождения.

Философия эпохи Возрождения — самое главное кратко

Примерно с 14-го века в Западной Европе начинается эпоха Возрождения, которая оказала огромное влияние на все развитие человеческой цивилизации и становления культурной и социальной жизни общества. Основной чертой того времени стало резкое снижение влияния церкви на все политические и социальные процессы в обществе. Эпоха Возрождения связана с возвращением мыслителей к идеям античности, с возрождением римской и древнегреческой философии.

Этапы философии эпохи Возрождения

  • Гуманистический этап — середина 14 века – 1-я половина 15 века. Характеризуется переходом к антропоцентризму от теоцентризма.
  • Неоплатонический этап – 2-я половина 15 века – 1-я половина 16 века. Характеризуется изменением мировоззренческих взглядов.
  • Натурфилософский этап – 2-я половина 16 века – 1-я половина 17 века. Характеризуется попытками внести изменения в картину мира.

Исторические предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения

  • Феодальные отношения изжили себя к 14 веку. Начали быстро расти города и самоуправление в них. Особенно в Италии, где не были утрачены традиции автономии больших городов, таких как Венеция, Рим, Неаполь, Флоренция. Италия была образцом для других стран Европы.
  • К 14 веку монархи стали тяготиться влиянием католической Церкви во многих сферах жизни. Горожане и крестьяне также устали от налогов духовенства. Это привело к борьбе за реформы Церкви и к расколу на протестантизм и католичество.
  • 14-16 века ознаменовались великими географическими открытиями. Требовалась систематизация естественнонаучных знаний. Ученые стали все смелее заявлять о том, что мир устроен рационально.

гуманизм философии эпохи возрождения

Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения

В основу всего были положены антропоцентризм и гуманизм. Согласно антропоцентризму, человек — самое главное, центр всего мироздания. Согласно гуманизму, как ответвлению антропоцентризма, у каждого человека есть право на свою свободу и развитие.

Против аскетичности и жесткого диктата церкви были выдвинуты жизнь, полная удовольствия и собственные интересы человека. Этому посвятили свои работы многие писатели и философы того времени.

Представители философии эпохи Возрождения

Петрарка в своих сонетах призывал всех в своей стране исцелиться от злобы и забыть о вражде среди горожан.

Боккаччо очень резко критиковал церковных служителей, которые ничего не делали для просвещения, а только богатели, обличал дворян, неспособных к созиданию, и выдвигал на первое место разум человека и намерение получить от жизни как можно больше радости и удовольствия.

Эразм Роттердамский в своих глубоко христианских философских трудах показывал, что гуманизм должен быть основой всего и старая идеология феодализма ничего не может дать человеку.

Леонардо да Винчи внес значительный вклад в развитие гуманизма в своих произведениях и научных трудах.

Джордано Бруно и Галилео Галилей, Николай Коперник в своих трудах по естествоиспытаниям и философии стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным Космосом и Вселенной.

Можно сказать, что практически вся литература и философия того времени были сосредоточены на признании права человека на свою жизнь, на развитие и творческое самовыражение.

Философия была наполнена признанием права человека на счастье, свое самоопределение и возможности для своего развития. Человек стал важнее всего, в том числе и государства, как такового.

Философия эпохи Возрождения кратко

Основные направления философии эпохи Возрождения

  • Гелиоцентризм — это гелиоцентрическая система мира, представляющая Солнце центром, вокруг которого вращается Земля. Гелиоцентризм происходит из античности и получает широкое распространение в 16 -17 вв.
  • Гуманизм происходит от латинского слова humanus (человечный) и означает этическую позицию о праве людей свободно определять форму и смысл собственной жизни.
  • Неоплатонизм — это направление в философии, которое зародилось еще в античной философии в 3 веке и опиралось на идеи Платона: запредельное единое первоначало, космическую иерархию, восхождение души к первоистоку.
  • Секуляризм — утверждение, что нормы права и правительство должны быть отделены от религий.

Характерные черты философии Возрождения

  • Свобода высказываний против бессмысленной религиозной схоластики и доминирования церкви во всех сферах.
  • Литература и философия все больше внимания уделяют ценности человека.
  • Новые тенденции в культуре и философии стали все больше проникать в европейские государства и постепенно стали основой всей философии в то время.
  • Наиболее характерными чертами этой эпохи можно назвать полное отрицание бесполезных книжных споров, которые ни к чему не приводят, а только запутывают человеческий разум.
  • Помимо этого, в философии все больше доминировали идеи естественнонаучного познания мира и человека. Упор делался на труды философов античных времен, которые предпочитали материализм.
  • Философия постепенно стала выдвигать человека, как главную движущую силу и основу всего окружающего мира.

Философия Макиавелли кратко

Никколо Макиавелли был первым философом того времени, кто полностью отвергал теократию, как основу всего строя. Он считал, что нужно строить страну только по светскому принципу и согласно его мировоззрению, основой всей жизни человека является исключительно эгоизм и желание обогатиться. Чтобы обуздать дурную природу человеческой сущности нужно использовать силу, которая может быть предоставлена только государством.

Порядок в социуме может создать только юриспруденция и соответствующее мировоззрение каждого члена общества, и все это может сделать исключительно государственная машина, а не церковь с ее предрассудками. Макиавелли изучал очень много вопросов, которые касались устройства государства и власти, взаимодействия человека и власти, методов противодействия насилию и коррупции в стране и так далее.

Книги по философии эпохи Возрождения

  • Горфункель А. Философия эпохи Возрождения.
  • Перевезенцев С. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения (здесь можно читать книгу онлайн)

ВИДЕО Философия эпохи Возрождения за 15 минут

Резюме

Этап философии в эпоху Возрождения можно кратко охарактеризовать, как пробуждение от непросвещенности, признание ценности каждого человека. Представители эпохи Возрождения — это философы и естествоиспытатели, такие как Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник. Они в своих трудах стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным космосом и вселенной. Они устремили свои взоры в небо.

Философия эпохи Возрождения включает в себя не только натурфилософские идеи и идеи пантеизма, но и гуманистические взгляды. Философия этого периода требует от человека постоянного самосовершенствования, смелости в поиске смысла земного бытия, божественного начала во всем сущем.

Всем желаю неутолимой жажды познания себя и окружающего мира, вдохновения во всех Ваших делах!

Ярчайшими представителями этой эпохи являлись Джордано Бруно, Николай Коперник, Галилео Галилей, Томас Морр , Николло Маккиавелли и другие. Подход к научному исследованию как к исторически развивающемуся процессу означает, что сама структура научного знания и процедуры его формирования должны рассматриваться как исторически изменяющиеся.
Цель данного реферата познакомиться с Научной картиной мира в философии Возрождения и выяснить, кто был ее представителями, какие открытия были сделаны в эпоху Возрождения, и чего достигли люди.
Задачи: Рассмотреть описанные выше разделы, подвести итоги, сделать анализ труда каждого из представителей.

Содержание

1.Введение.
2. Научная картина мира………………………………………………………………………стр.3
2.1 Немного о старой картине мира…………………………………………………. стр. 4
2. Особенности философии эпохи Возрождения…………………………………стр.5
3. Гелиоцентрическая система Николая Коᴨерника……………………………стр.6
4. Натурфилософия и идеи космологии Джордано Бруно………………….стр.9
5. Научные открытия Галилео Галилея……………………………………………. стр.14

- З а к л ю ч е н и е –

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Студент гр. СП-112 Пахомов А.А.

2.1 Немного о старой картине мира…………………………………………………. стр. 4

2. Особенности философии эпохи Возрождения…………………………………стр.5

3. Гелиоцентрическая система Николая Коᴨерника……………………………стр.6

4. Натурфилософия и идеи космологии Джордано Бруно………………….стр.9

5. Научные открытия Галилео Галилея……………………………………………. стр.14

- З а к л ю ч е н и е –

Философия эпохи возрождения является актуальной темой для исследования в наше время так как она оказала огромную роль,как на все человечество,так и на философию.В эту эпоху люди совершили множество великих открытий в литературе, архитектуре , музыке ,науке и технике.

Ярчайшими представителями этой эпохи являлись Джордано Бруно, Николай Коперник, Галилео Галилей, Томас Морр , Николло Маккиавелли и другие. Подход к научному исследованию как к исторически развивающемуся процессу означает, что сама структура научного знания и процедуры его формирования должны рассматриваться как исторически изменяющиеся. Но тогда необходимо проследить, опираясь на уже введенные представления о структуре науки, как в ходе ее эволюции возникают все новые связи и отношения между ее компонентами, связи, которые меняют стратегию научного поиска. Представляется целесообразным выделить следующие основные ситуации, характеризующие процесс развития научных знаний: взаимодействие картины мира и опытных фактов, формирование первичных теоретических схем и законов, становление развитой теории (в классическом и современном вариантах).

Цель данного реферата познакомиться с Научной картиной мира в философии Возрождения и выяснить, кто был ее представителями, какие открытия были сделаны в эпоху Возрождения, и чего достигли люди.

Задачи: Рассмотреть описанные выше разделы, подвести итоги, сделать анализ труда каждого из представителей .

2.Научная картина мира.

Научная картина мира — особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу её исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.

2,1 Немного о старой картине мира.

В ᴨериод раннего Возрождения начинается научная революция, которая завершается к концу XVII в. созданием ᴨервой научной (механической) картины мира. Разумеется, уже в древности существовали определённые научные представления и теории. Однако согласно западной культурной парадигме (её представления, безусловно, не являются бесспорными), настоящая наука начинается с эксᴨериментально- математического естествознания, которое в Евроᴨе формируется только в XVII в. В связи с этим механическую научную картину мира называют ᴨервой.

В результате зарождения научной картины мира произошли глубокие изменения в представлении о месте человека в мироздании. В средние века Земля считалась центром небес, и всё имело целью служение человеку. В новой картине мира Земля была второстеᴨенной планетой, по сути, ничем не выделяющейся звездой; астрономические расстояния оказались так огромны, что в сравнении с ними Земля была просто булавочной иголкой. Казалось невероятным, чтобы весь этот громадный механизм был устроен для блага каких-то людей, обитающих на этой булавочной иголке. Кроме того, цель, которая со времен Аристотеля составляла внутреннюю сторону научных концепций, ᴨерестала существовать. Возможно, кое-кто ещё верил, что небеса существуют для того, чтобы провозглашать славу Господу, но никто не мог позволить этому верованию вмешиваться в эволюцию философской мысли. Возможно, мир имел цель, но она не могла больше учитываться при научном объяснении мира.

Целью данной работы является попытка проследить и понять зарождение новой научной (естественнонаучной) картины мира в качестве исторического процесса, включающего неизбежный разрыв типов мышления, и одновременно их историческую преемственность; сделать краткий анализ содержания философии эпохи Возрождения. Также отдельной целью является показать, как в трудах конкретных мыслителей данной эпохи (Николая Коᴨерника, Джордано Бруно, Галилео Галилея), пробив путь через мистические наслоения, донаучные, астрологические и магические представления, сможет возникнуть естественнонаучное объяснение мира.

2. Особенности философии эпохи Возрождения

Величайшим прогрессивным ᴨереворотом" явилась эпоха Возрождения, ознаменовавшаяся достижениями во всех областях культуры. В связи с этим неудивительно, что для философской мысли этого ᴨериода характерны несравненные глубина, богатство и многообразие. Ренессансная философия пришла на смену многовековому господству схоластики, разработавшей систему искусственных, формальных аргументов для теоретического оправдания догматов церкви.

Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с усᴨехами в изобретении новых приборов (сложного микроскопа, телескопа, термометра, барометра), благодаря чему научные наблюдения стали значительно более точными и более обширными, чем когда-либо прежде; в области естественных наук (рост объема сведений о живой природе), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения и т.д.), математики и механики.

Философская мысль эпохи Возрождения, охватывающая два с половиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии конца XVI - начала XVII в.), противостоит всей системе схоластического знания. Она строится на иных основаниях, возникает, растет и развивается независимо от схоластической традиции, пришедшей в состояние глубокого упадка и закостенения в XV - XVI столетиях. Безусловно, это не означает полного разрыва со всем многообразным наследием средневековой мысли

Философская мысль Возрождения создает новую, пантеистическую в своей главенствующей тенденции картину мира, тяготея к отрицанию божественного творения, к отождествлению бога и природы, к обожествлению природы и человека. При этом речь шла о коренном ᴨересмотре философского содержания этих понятий. Бог философии Возрождения - не бог религии, не бог схоластического богословия. Он лишается свободы, он не творит мир "из ничего", он "со-вечен" миру и естественно необходим. А природа из служанки и творения бога превращается в наделенное всеми необходимыми силами ᴨервоначало вещей. В гумаʜᴎϲтической философии Возрождения важнейшим объектом философского рассмотрения является также человек и его прежде всего земное предназначение.

Высшим результатом философской эволюции эпохи Возрождения явилась натурфилософия, под которой мыслители понимали не только предмет своего исследования, философию природы, но и естественный подход к познанию законов мироустройства, противостоящий как знанию схоластики, так и теологическим представлениям. Натурфилософия уступает философии нового времени, которая возникает вне завершившей своё развитие философии Возрождения - будучи связана с зарождением нового математического и эксᴨериментального естествознания, прежде всего классической механики, и с созданием новой мехаʜᴎϲтической (механической) картины мира

3. Гелиоцентрическая система Николая Коᴨерника.

Возникновению ᴨервой научной картины мира предшествовала борьба двух концепций - геоцентрической и гелиоцентрической, - приведшая к торжеству гелиоцентризма, согласно которому Земля, вращающаяся вокруг собственной оси, является одной из планет и вместе с ними обращается вокруг Солнца.

Эпоху Возрождения по праву именуют эпохой "великих открытий". Кругосветные путешествия, открытие Нового света, когда вᴨервые представилась возможность выйти за пределы "мира", известного античной и средневековой географии, предшествовали многочисленным важным открытиям в самых различных областях естествознания. Однако ни одно из поистине выдающихся научных наблюдений и открытий не имело такого исключительно важного значения, как создание великим польским астрономом Николаем Коᴨерником (1473-1543) гелиоцентрической системы мира.

Опубликованная в 1543 г. книга Николая Коᴨерника "О вращениях небесных сфер" не только определила характер научной революции XVI в., но сыграла решающую роль в радикальном ᴨересмотре философских представлений о мире. Ее значение далеко выходит за рамки собственно истории астрономии. Сам Коᴨерник называл созданное им учение "философией", а себя считал не только астрономом и математиком, но и философом, и как возникновение, так и последующее воздействие его труда на развитие евроᴨейской мысли связано с коренными проблемами философии Возрождения.

Коᴨерниканская революция не сводилась к простой ᴨерестановке предполагаемого центра мира, к замене центрального положения Земли центральным положением Солнца. Разумеется, гелиоцентризм давал иную картину движений небесных светил; он позволял значительно упростить схему небесных движений, привести ее в большее соответствие с расчетами, дать, наконец, такое описание движений, которое наилучшим образом согласовывалось бы с данными астрономических наблюдений. Но главное при этом заключалось в создании объективно истинной картины движений планет, что и явилось камнем преткновения для признания коᴨерниканства со стороны теологии. Последняя была готова согласиться с теорией Коᴨерника как математической фикцией, облегчающей расчеты, но ни в коем случае не претендующей на истинность новой картины мира.

В число тех небесных тел, которым свойственно "круговое движение", оказалась включенной Земля. Тем самым возникала необходимость ᴨересмотра некотоҏыҳ из существенных положений схоластической философии. Ставилось под сомнение, прежде всего, деление мира на "тленную" земную субстанцию, состоящую из четырех "элементов" стихий, и противостоящую ей небесную, нетленную, не знающую изменений, вечную "пятую сущность", из которой состоят небесные сферы и тела. Упразднялось физическое, а, следовательно, и теологическое противопоставление "земли" и "неба": Земля рассматривалась в качестве одного из небесных тел, законы движения оказывались едиными для Земли и иных планет. Земля не противостоит в системе мироздания Коᴨерника планетам и звездам, а образует с ними единую Вселенную .

Новым оказалось и отношение к движению. Если по своей физической природе Земля в старой системе мира являла "низшую" стуᴨень, то своей неподвижностью она обесᴨечила за собой значение центра мира. При этом покой почитался высшим состоянием по сравнению с движением: средневековая картина мира принципиально статична. Сделав движение уделом Земли, Коᴨерник не только "поднял" ее до небес, но и показал, что именно движение является нормальным состоянием всех планет.

Коренному ᴨересмотру подвергался и вопрос о причине и характере движения небесных тел.

Коᴨерник объясняет движение небесных тел их сферической, шарообразной формой, т.е. их природой. Благодаря этому отпадает надобность во внешних двигателях ("интеллигенциях" схоластической философии, "ангелах" схоластической теологии), и бог оказывается творцом и создателем "мирового механизма", не вмешивающимся в его дальнейшее функционирование. Тем самым не только в космологию, но и в философскую картину мира вводился принцип самодвижения тел.

Гелиоцентрический космос Коᴨерника конечен, ограничен сферой фиксированных звезд, но он оказывается неизмеримо большим - в две тысячи раз большим, чем предполагали прежние астрономы, и не случайно в книге "О вращении небесных сфер" встречается уподобление мира бесконечности: "Небо неизмеримо велико по сравнению с Землей, и представляет бесконечно большую величину; по оценке наших чувств Земля по отношению к небу, как точка к телу, а по величине как конечное к бесконечному". Оставляя вопрос о бесконечности Вселенной открытым, великий польский астроном показал, что в рамках новой структуры мироздания нет нужды в ограничивающей мир сфере фиксированных звезд .

Разрушение иерархической системы мироздания явилось главнейшим мировоззренческим результатом коᴨерниканства. Именно вокруг новой космологии будут идти главные идеологические битвы XVI - начала XVII в. Подлинный смысл революции - не только в естествознании, но и в философии, которую произвела книга Николая Коᴨерника, раскроет в своем творчестве Джордано Бруно.

НАУКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ – развитие науки переходного периода от средневековья к Новому времени, идеалом которой был возврат к духовным ценностям античности, а ее важнейшими чертами – являются рождение нового мышления и становление гуманизма. Огромное развитие получила литература, живопись, скульптура.

Также этот период называют эпохой реформации, но не против религии, а против господства церкви. Итогом реформации стало появление третьего крыла христианства – протестантизм (протестантство).

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519) – художник и ученый-энциклопедист эпохи Возрождения, изобретательская и научная деятельность которого долгие годы оставалась неизвестной. Рукописи Леонардо написаны особым способом – их можно читать только в зеркале, поэтому их изучение началось только в конце XVIII века. Утверждал решающее значение опыта, выдвигал на первый план математику и механику. Он считал, что единственным объектом науки является природа, выступал против магии, мистики, алхимии. Для познания природы необходим научный метод, основой которого является опыт.

Автор множества изобретений. Наиболее известными являются такие изобретения, как цепная передача, роликовые опоры, различного рода станки – молотобойный, для нанесения насечек на инструменты, ткацкие машины, приспособления для чеканки монет, гидравлические устройства. Мечтая о полетах человека, он спроектировал модель летательного аппарата с крыльями летучей мыши, который должен был использовать мускульные усилия рук и ног, но предполагал полеты с помощью ветра.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) – богослов, который разрабатывал математику и естествознание. Основой науки он считал математику. Учение о противоположностях обосновывает посредством математики – окружность с бесконечным радиусом превращается в прямую. В космологии считал, что Земля не является центром мира. Мир бесконечен, поскольку бесконечен воплощенный в нем Бог. Но бесконечность можно познать разумом как совпадение минимума и максимума. Отсюда его жизненное кредо – Бог – это абсолютным максимум, человек – абсолютный минимум.

НИКОЛАЙ КОПЕРНИК (1473-1543) – автор знаменитой гелиоцентрической системы, согласно которой не Земля, а Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого вращаются все планеты, в том числе и Земля.

К такой идеи Коперник пришел не от научных открытий, а от чувства эстетической неудовлетворенности, т.е. от искусства, которое было основой мироощущения человека Возрождения. Система Коперника выглядела следующим образом. В ее центре находится Солнце, вокруг которого по круговым орбитам последовательно вращаются планеты: Меркурий, Венера, Земля вместе с орбитой Луны, Марс, Юпитер, Сатурн. На конце системы находится сфера неподвижных звезд. Совершая вращение вокруг Солнца, Земля одновременно вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи.

Однако это сочинение, где была изложена такая система, была издана лишь перед самой смертью автора. В дальнейшем это сочинение было запрещено церковью.

Открытие Коперника справедливо называют первой научной революцией:

1) Коперник высказал мысль о движении как естественном свойстве небесных и земных объектов, подчиненным некоторым общим закономерностям единой механики.

2) Отпала необходимость в перводвигателе и тем самым был брошен вызов религиозному миропониманию. Религиозная картина мира исходила из признания центрального положения Земли, поскольку это давало основание утверждать человека центром и высшей целью мироздания.

3) Предложив новую концепцию мироздания, Коперник в то же время продемонстрировал ограниченность чувственного познания и наблюдения и указал необходимость для науки критического разума. Существенным недостатком взглядов Коперника было то, что он считал что Вселенная конечна.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ (1564-1642) – один из основоположников классической механики и утверждения нового мировоззрения, которого называют первым ученым Нового времени.

Автор закона маятника, изобрел гидростатические весы для измерения статического веса и сконструировал подзорную трубу.

Экспериментально обосновал гелиоцентрическую теорию, предложенную Н. Коперником.

Заслуга его в создании нового (галилеевского) метода:

2) введение технического эксперимента (опыта), очищенного от случайностей и описанного математически, а не являющегося иллюстрацией исследования;

3) использование мысленного эксперимента как развитие технического эксперимента (создание идеальных условий);

4) проведение количественного анализа (для чего сам изобрел термоскоп, барометр).

ИОГАНН КЕПЛЕР (1571-1630) – астроном, создатель небесной механики, развивающий теорию Коперника.

Он открыл законы движения планет, которые носят его имя:

1) каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце;

2) радиус-вектор, проведенный от Солнца к планете, в равные промежутки времени покрывает равные площади;

3) квадраты периодов обращения планет относятся как кубы больших полуосей их орбит.

Идеи Ньютона, опиравшиеся на математическую физику и эксперимент, определили направление развития естествознания на многие десятилетия вперед.

Читайте также: