Каковы хронологические рамки пьесы вишневый сад кратко

Обновлено: 05.07.2024

Май, 1904 год, русская глубинка. Раневские, Любовь и её дочь Анна, спустя пять лет возвращаются в своё имение. Дамы гостили заграницей. Их встречают Варя, приёмная дочь Раневской, и её же брат Гаев.

Один из хороших знакомых Раневской, обеспеченный купец Лопахин, родители которого когда-то были простыми крепостными в ныне разорившемся имении, предлагает выход из положения.

Он посоветовал вырубить вишни, а землю сдать в аренду дачникам. Вырученные средства с лихвой могли бы покрыть задолженности Раневской, но она категорически против вырубки деревьев. Сад для неё — напоминание о беззаботной юности. Собственных идей, которые могли бы спасти имение, ни у неё самой, ни у её брата так и не возникает.

Наступает день аукциона. Имение и сад Раневской выкупает Лопахин. Теперь он владеет землёй, которую когда-то возделывали его крепостные предки. Лопахин хотел бы жениться на Варе, но мешкает с предложением.

Осенью Раневская собирает вещи. Рабочие вырубают вишни. Любовь отправляется в Париж к своему ухажёру, Гаев оформляется служить в банк, Аня собирается учиться в гимназии. Варя устраивается на работу экономкой. Лопахин так и не позвал девушку замуж.

Дом оставлен до весны. Все уехали. В покинутых стенах остался старый Фирс, лакей, о котором всё забыли.

Действующие лица пьесы:

  • Любовь Андреевна Раневская
  • Анна Раневская
  • Варя
  • Леонид Андреевич Гаев
  • Ермолай Алексеевич Лопахин
  • Пётр Сергеевич Трофимов
  • Борис Борисович Симеонов-Пищик
  • Шарлотта Ивановна
  • Семён Пантелеевич Епиходов
  • Дуняша
  • Фирс
  • Яша
  • Прохожий
  • Прислуга
  • Гости
  • Почтовый чиновник

Действия пьесы переносят читателя в самое начало XIX века в имение Раневских, находящееся где-то в российской глубинке.

Действие I. Возвращение Раневской.

Лопахин придаётся воспоминаниям и рассказывает о себе. Его родители были простыми крепостными, а он вот купец, причём весьма состоятельный. Правда, при всём своём богатстве так и не получил образования.

Дуняша, простая горничная, разоделась как барышня и взволновано ждёт встречи с хозяйкой. Появляется Епиходов с букетом цветов.

Наконец появляются Раневские и встречающие их действующие лица: брат Раневской Гаев, её приёмная дочь Варя, Фирс и Симеонов-Пищик. Все рады возвращению Раневских, а последние тому, что вернулись. Женщинам кажется, что вокруг них всё так, как было до отъезда. Имение оживает.

Это очень тревожит Варю и Аню, а сама Любовь Андреевна, понятия не имеющая, что такое экономия, лишь тяжко вздыхает по этому поводу и придаётся воспоминаниям о прошлой жизни в имении.

В конце действия появляется влюблённый в Анну Петя Трофимов.

Действие II. Прогулка возле церкви.

Антон Павлович Чехов

Автор: Антон Павлович Чехов

Возле старой церкви. На горизонте — вишнёвый сад и город. До аукциона остаётся немного времени. На прогулке: Яша, Дуняша, Епиходов и Шарлотта Ивановна. Последняя сетует на одиночество и отсутствие родственной души, Дуняша влюблена в Яшу, для которого девушка лишь увлечение. Епиходов расстроен, что выбор горничной пал не на него.

Появляются Раневская, её брат и Лопахин. Они беседуют. Лопахин спрашивает, не решилась ли помещица сдать землю в аренду. Но та, лишь сетует на безденежье и по-прежнему не даёт ответа. Раневская и Гаев ожидают денежного перевода от богатой тётки, но этих средств не будет достаточно для соглашаются сдать в аренду никому ненужный сад.

За это Раневская обвиняет его в малограмотности и приземистом мышлении. Гаев делится новостью — его пригласили на службу в банк. Но Любовь Андреевна считает, что её брату там делать нечего. Старый слуга Фирс размышляет о том, как прекрасны были прежние времена, когда мир чётко разделялся на господ и крепостных.

Позже к гуляющим присоединяются Анна, Петя и Варя. Они говорят о гордости и интеллигентах, которые хоть и образованные люди, но внутри пустые, неинтересные. Оставшись с Петей наедине, Аня признаётся, что готова к новой жизни — прежние устои и вишнёвый сад для неё более не важны.

Действие III. День аукциона.

Вечер в гостиной. 22 августа — день аукциона. Собрались все действующие лица. Отсутствуют только Гаев и Лопахин, отбывшие на торги. Играет оркестр, гости танцуют.

Беседу Трофимова и Пищика прерывает Раневская, которая чрезвычайно взволнована ожиданием разрешения аукциона. Шарлотта Ивановна пытается веселить всех своими фокусами.

Тут рождается спор о любви. Раневская считает, что от любви можно терять голову и упрекает в холодности Петю. А тот считает, что так, как ведёт себя Любовь Андреевна тоже нельзя — она едет к недостойному человеку, который поступает с ней бесчестно.

Епиходов напрасно крутится возле Дуняши, и, в конце концов, за вольное поведение его прогоняет Варя. Фирс, который неважно себя чувствует, подаёт угощения.

Появляется светящийся от радости Лопахин и убитый горем Гаев. Имение ушло с молотка. А купил его сын крепостных, горбативших здесь некогда спину, — Лопахин! Ермолая Алексеевича распирает от собственной важности — он владеет вишнёвым садом, а чувствует себя хозяином мира! Он ждёт не дождётся начала вырубки деревьев.

Любовь Андреевна заливается слезами, её пытается успокоить Анна, считающая, что продажа имения далеко не конец света.

Действие IV. Прощай, вишнёвый сад!

Гаев и Раневская грустят, Аня и Петя ждут новой жизни, Яша счастлив, что уезжает в Париж, Лопахин жаждет поскорее замкнуть дом и осуществить свой проект.

И, хотя Любовь Андреевна едва сдерживает слёзы, всем понятно, что продажи имения одна лишь только польза. Уезжающие отправляются вместе в Харьков, где их пути надолго разойдутся.

Раневская и Яша покинут Родину, Аня отправится в гимназию, Петя — в Москву, Варя в соседнее имение для работы экономкой.

Лопахин взял к себе на службу Епиходова и обещал помочь Шарлотте Ивановне. Гаев согласился на службу в банке. Не суетится лишь Фирс, который заболел и ждёт отправки в больницу.

Лопахин так и не делает предложения руки и сердца Варе, чем девушка очень опечалена. Раневская и Гаев рыдают, прощаясь с друг другом и с родовым поместьем. Все уезжают. Появляется больной Фирс, которого в суматохе и сборах забыли отвезти в больницу.

Главные герои и их характеристика:

Любовь Андреевна была обеспеченной помещицей, которая легко расставалась с деньгами и не знала, что они имеют свойство заканчиваться. После смерти супруга и трагической гибели ребёнка, её красивая жизнь закончилась. Она уехала заграницу, чтобы забыть печали.

Там её обобрал и бросил любовник. Возвращение на Родину ни к чему не привело — скоро вновь вспыхнули чувства, родовое имение ушло с молотка, и героиня приняла решение о возвращении во Францию.

Любовь Андреевна слишком добрая, наивная, эмоциональная героиня. Она не приспособлена к самостоятельной жизни. Однозначным её образ назвать невозможно.

Она оставляет детей и Родину ради своего душевного удовлетворения, она похожа на избалованного ребёнка и подвержена сословным предрассудкам при оценке окружающих. Но при этом очень доверчива, прощает измену любимому и щедра даже к незнакомцам.

Варе 24 года, она отличная хозяйка и не боится работы. Она строга к себе и окружающим, на неё держится всё вокруг. И эта ноша сделала девушку чёрствой и занудной.

Ей не хватает душевности, девичьей прелести. Возможно, это и стало причиной нерешительности Лопахина, который так и не попросил руки Вари.

Брат главной героини. Гаев не привык к работе. Он живёт за чужой счёт. Ответственность для него пустой звук. Ему не хватает образованности, совести и такта.

Для Гаева главное — он сам, а остальное пусть как-нибудь разрешится без его усилий.

Купец из бывших крепостных. Не жадный, не агрессивный, ввиду своей сословной принадлежности необразованный. Привык трудиться, так как всего добился сам.

Лопахин человек деловой и представляет в пьесе буржуазию, новых людей мира предпринимательства. Главный его минус — потеря душевности в погоне за достатком.

Студент, который учил погибшего сына Раневской. Университет так и не закончил, но обладает широким кругозором.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Симеонов – Пищик Борис Борисович — ужасно меркантильный и вечно засыпающий на ходу помещик.
  • Шарлотта Ивановна — гувернантка, у которой нет никого на белом свете.
  • Епиходов Семён Пантелеевич — неудачник, безответно влюблённый в Дуняшу.
  • Дуняша — горничная, не знающая что такое крестьянский труд.
  • Старик Фирс — слуга, не представляющий иной жизни.
  • Яша — молодой лакей, стесняющийся своего крестьянского происхождения.

Коротко об истории создания пьесы.

Антон Павлович задумал создание этой пьесы ещё в 1901 году, а закончил работу над неё лишь в 1903. К этому времени писатель уже был известным драматургом. И пьесу ждали. Но её создание затянулось из-за шаткого здоровья автора. С каждым днём в процессе работы он терял физические силы. В 1904 году А.П. Чехова не стало.

Название: Вишневый сад
Автор:
Год написания: 1903г.
Год издания:
Жанр: Трагикомедия
Направление: Реализм


Время и место действия

В имении Раневских

Действие комедии происходит на рубеже 19-20 веков. Сюжет начинает развиваться с весны и заканчивается осенью, то есть временной охват составляет в среднем 5 месяцев.

Место, где разворачиваются основные события, — имение Раневской. Первое действие происходит непосредственно в комнатах, второе — на природе, недалеко от усадьбы, третье и четвёртое — снова в доме. В пьесе есть несколько указаний на то, что имение расположено в одной из южных губернии Малороссии (современная территория Украины).

Очень краткий пересказ пьесы

Пьеса начинается с того, что в свое имение возвращается хозяйка, помещица Раневская Любовь Андреевна, вместе с ней приезжает ее дочь Аня. В России они не были 5 лет. Но здесь их поджидают денежные проблемы. Решить их никак не удается.

Тогда предприимчивый делец Лопахин предлагает выкупить усадьбу, чтобы в дальнейшем вырубить вишневый сад, разбить территорию на участки и сдавать в аренду дачникам. Владелица долго не соглашается, но в результате ей ничего не остается, как пойти на сделку. Она тяжело переживает это событие, потому что здесь она выросла, вышла замуж, похоронила сына.

Прощаясь с домом, Раневская устраивает бал. На нем читатель знакомится со всеми персонажами, узнает их взгляды на жизнь.

В результате имение продано, Лопахин торжествует. А вдалеке слышны удары топора.

Герои пьесы и их характеристика

Раневская Любовь Андреевна

Раевская Любовь Андреевна

Помещица средних лет, вдова. Она образованна, мила, чувствительна, добра со слугами, проста в обращении с ними. Любовь Андреевна живет воспоминаниями, чувствами, практическая жизнь ей непонятна.

Она фактически потеряла состояние. Много потрачено на любовника, она ни на чём не экономит: еда — дорогая, чаевые — щедрые. Имение уже продаётся за долги, а она слышать не хочет о предложении Лопахина сдать землю в аренду дачникам, дорожа памятью о своём прошлом. В этом её дворянское пренебрежение прибылью, но и неприспособленность к жизни.

Гаев Леонид Андреевич

Гаев Леонид Андреевич

Брат Раневской, бездеятельный, любящий пускаться в пространные рассуждения. Большой специалист лишь по части бильярдной игры. Он чувствителен, как сестра, неплохо образован, но бесхарактерный, не представляет, как обеспечить себя. Гаев строит нереальные планы, которым не суждено сбыться. С детства живет в родном доме, у него нет ни жены, ни детей.

Раневская и Гаев представляют вырождающийся класс русского дворянства, которое когда-то сформировалось как мощная опора государственного строя. Теперь дворяне утратили эту функцию, стали беспомощными, инертными, что автор с грустью констатировал. Он чутьём художника понимал, что упадок дворянства с его культурой станет гибельным для фундаментальных основ государства.

Лопахин Ермолай Алексеевич

Лопахин Ермолай Алексеевич

Купеческая натура не отменяет человеческой симпатичности Ермолая Алексеевича. Ему не чужды доброта и чувство прекрасного. Мужицкое воспитание затрудняет его в выражении своих чувств, но даже Петя Трофимов отметил тонкие артистические пальцы и тонкость души Лопахина.

Этот герой представляет в пьесе настоящее — делового человека, занимающего сильную позицию, отметающего романтизм. С его подачи застучали топоры по вишнёвому саду. Чехов слышит в этом стуке трагедию русской жизни: когда нажива в приоритете, хищничество неизбежно.

Трофимов Петр Сергеевич

Трофимов Петр Сергеевич

Аня Раневская

Анна Раневская

17-летняя дочь Любови Раневской. Она любит Петю Трофимова, её увлекают его идеи. Девушка мечтает трудиться, помогать матери. Ей свойственны романтичность и одновременно ответственность перед жизнью, родными. Аня понимает, что мир дворянских усадеб уходит в прошлое, и надо уметь жить в новых условиях. Она не жалеет об уничтожении сада, который для неё символ старой жизни. Девушка мечтает насадить новый сад, ещё прекраснее.

Герои пьесы Пётр Трофимов и Аня — представители будущего. Они вдохновенно мечтают о нём, заявляют, что они выше любви, грезят о счастье высшем. Автор оставляет их в области рассуждений и мечтаний, за пределами деятельности.

Другие персонажи

Варя

Варя, приемная дочь Любови Раневской. Усердная, но не очень счастливая девушка. Она управляла имением, пока Раневская была за границей. Не растрачивает впустую хозяйские деньги, поэтому слуги вынуждены питаться одним горохом. Мечтает выйти замуж за Лопахина, но тот совсем не интересуется ею. Варя порывалась было уйти в монастырь, но после продажи имения нашла место экономки.

Фирс

Фирс , лакей, преданный слуга, 87-летний старик. Он служит господам ещё со времён крепостного права. В пьесе он тоже представитель старого мира. Господа собирались поместить его в больницу перед отъездом, но по своей безалаберности так и не проследили за этим. И Фирс остался в закрытом доме.

Сименов-Пищик Борис Борисович

Сименов-Пищик Борис Борисович , сосед по имению. Не имеет денег, поэтому очень рад сдаче своего участка в аренду.

Епиходов Семен Пантелеевич

Шарлотта Ивановна

Шарлотта Ивановна , одинокая гувернантка. Она выросла в семье циркачей, поэтому умеет ловко показывать фокусы. Шарлотта не знает своих родителей, своих корней, не понимает смысла своей жизни, многословна, чем утомляет окружающих.

Дуняша

Дуняша — молоденькая горничная, которая пытается вести себя, как чувствительная барышня, отчего выглядит комично. Изображает романтические чувства к лакею Яше.

Яша

Яша — молодой лакей Раневской, который считает себя важной птицей, так как был за границей. Вызывающий, дерзкий, напыщенный и глупый.

Краткое содержание по действиям

Действие 1

Майский день. Пахнет цветущей вишней, ее запах проник во все уголки усадьбы. Лопахин и Дуняша ждут, когда приедут Раневская и Аня. Они не были дома 5 лет, так как все эти годы жили за границей.

Лопахин вспоминает Любовь Андреевну, как женщину простую и добрую. Рассказывает о своем детстве. Гордится тем, что он выбился в люди, хотя отец его был простым крестьянином. Не стесняясь говорит, что не имеет никакого образования. Упрекает Дуняшу в том, что она ведет себя неподобающе горничной.

Приезжают Раневская, Аня, Яша и Шарлотта Ивановна. Все рады, что оказались, наконец, дома. Все начинают суетиться, Варя рассказывает Ане обо всем, что случилось в имении. Из диалога героев становится известно, что Раневская очень бедна. Она продала уже дом за границей, и вот теперь ей придется распрощаться с этим имением и любимым вишневым садом. Фирс делится воспоминаниями о том, как раньше обрабатывали вишню из сада.

Лопахин находит выход. Он предлагает сдавать землю имения в аренду дачникам. Но перед этим следует вырубить большой вишневый сад и разбить землю на участки. Но Любовь Андреевна с братом против такого решения. Им жаль расставаться со своим садом, связанным с историей их семьи.

Гаев надеется, что возьмет деньги у своей тетушки-графини. В это время входит Петя Трофимов, который горячо любит Аню.

Действие 2


Второе действие переносит читателя к зданию старой часовни, откуда виден вишневый сад. Время на раздумья о продаже дома истекает. Яша покорил сердце Дуняши, но объявлять об этих отношениях молодой человек не спешит, как будто стесняясь возлюбленной. Епиходов также влюблен в Дуняшу, но разочарован и хочет свести счеты с жизнью.

Появляются Раневская, Гаев, Лопахин. Купец интересуется, что решила Любовь Андреевна. Но она, как будто не слыша собеседника, отчитывает себя за неэкономичность, а сама дарит рубль прохожему. Слышен звук лопнувшей струны.

Тетушка Гаева должна прислать деньги, но их очень мало. Хозяева имения все еще не хотят говорить о продаже. Лопахин начинает нервничать. Раневская пускается в воспоминания о своей жизни и сокрушаетя о грехах, отчитывает Лопахина за серость жизни и советует взять в жены Варю.

Гаев сообщает, что его готовы взять на работу в банк, но сестра считает, что делать ему там нечего.

Действие 3

В усадьбе проходит бал. Все веселы и оживлены. Отсутствуют лишь Лопахин и Гаев. Раневская с нетерпением ждет брата с известием о том, как прошли торги. Она с трудом понимает, что тетушкиных 15 тысяч не хватит для погашения долга.

Шарлотта Ивановна показывает фокусы, а Яшка возмущается необразованностью здешних молодых людей и просится с хозяйкой обратно в Париж.

Заходят Лопахин и Гаев. Купец — радостный и взволнованный, бывший владелец имения — в слезах. Усадьба продана, Ермолай Алексеевич планирует сразу же начать вырубку деревьев. Раевская плачет, Варя бросает ключи от дома, Аня пытается успокоить мать.

Действие 4

Опять действие переносится в детскую комнату. Только теперь она совершенно пустая. Все вещи собраны. За окном слышно, как вырубают деревья. Лопахин на прощание подносит всем шампанское. Но пить никто не хочет, все расстроены. Вся семья едет в Харьков. Оттуда Любовь Андреевна возвращается в Париж. Аня отправляется учиться, Петя отправляется в Москву. Леонид Андреевич соглашается работать в банке. Шарлотта Ивановна и Епиходов остаются на попечении Лопахина. А Фирс, по словам Яши, отправился в больницу.

Симеонов-Пищик возвращает старый долг. Оказывается, он тоже сдавал участки внаем. Раевская еще раз пытается устроить судьбу Вари — выдать замуж за Лопухина. Но тот не хочет жениться.

Дом запирают, там остался больной Фирс. Про него забыли. Он понимает это, но обиду на хозяев не держит, беспокоится, что Леонид Андреич шубу не надел. Старик ложится, и становится неподвижен.

Опять раздается звук лопнувшей струны и удары топора по дереву.

Анализ произведения

Тема пьесы — Россия, её прошлое, настоящее, будущее.

Прошлое — уходящее дворянство, старые усадьбы с их культурой и красотой, обитатели которых не могут приспособиться к жизни в новых реалиях (Раневская, Гаев). Настоящее представляет деловой Лопахин. Будущее олицетворяют Петя Трофимов и Аня. Вишнёвый сад как символ России связывает воедино всех героев.

Идея произведения — ожидание перемен. Предчувствие скорых изменений есть у всех героев. Разрушено старое, а новое пока не пришло, и каким оно будут, неизвестно. У одних героев неизвестность рождает страх и желание цепляться за уходящее прошлое. Другие — Аня и Петя Трофимов — намерены взращивать дивный сад и полны надежд на светлое будущее.

Проблематика

  • Разложение большей части дворянства праздной жизнью, их неумение управлять поместьем, непрактичность — всё это привело к тому, что дворянство (Раневская, Гаев) уступило первенство буржуазии.
  • Лопахин, представитель класса буржуазии, энергичен, трудолюбив и практичен, но он всегда отдаст предпочтение выгоде.
  • Разночинец Трофимов возвышен, одержим прогрессивными идеями, его цель — преображение российского общества, но он бездеятельный наивный идеалист.

Композиция

Пьеса Чехова имеет неопределенную структуру. Произведение включает 4 действия и несколько явлений.

Композиция состоит из основных частей:

  • Экспозиция — ожидание приезда хозяйки..
  • Завязка — приезд Раневской, известие о разорении, о том, что имение надлежит выставить на торги.
  • Развитие действия — нарастание конфликта. Решается, что же делать с имением.
  • Кульминация — бал в то время, когда идут торги, на которых владельцем вишнёвого сада и господского дома становится Лопахин.
  • Развязка — отъезд Раневской и всх остальных. Запертым в доме остаётся больной Фирс. Слышен стук топора.

Жанр и направление

Чехов определял свое детище как комедию. Критики же не согласны с этим определением и называют произведение трагикомедией, так как здесь показаны ситуации как комедийные, так и трагические.

Коротко об истории создания пьесы

А.П. Чехов начал писать пьесу в 1901 году. Это было его последнее произведение. Он взял за основу реальную жизненную историю, так как в то время было очень много случаев продажи земель и сдачи их в аренду. К тому же сказались личных переживания писателя. Однажды его семья столкнулась с тем, что была вынуждена из-за долгов продавать свой дом. Писатель передал в пьесе то, что прочувствовал сам.

Работа над текстом продвигалась тяжело. Антон Павлович уже тяжело болел и не мог долго писать.

В его планах было написать смешную комедию, но тревога за судьбу России изменила замысел.

Чехов успел при жизни посмотреть премьеру своей пьесы и был награжден бурными аплодисментами.

Аудиокнига

1.Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание - вишнёвый сад? (Белые цветы как символ чистоты. Место, где можно укрыться от мира и попасть в счастье. Реальный показатель времени: осенью – печальный, зимой – сказочный, весной – волшебный, летом – алый)

2.Можно ли ваши ассоциации соотнести с названием пьесы А.П.Чехова? Каким образом? Какое место принадлежит вишнёвому саду в системе образов пьесы? (Ответы ребят.)

4. Какова роль вишнёвого сада в композиции пьесы? (С образом вишнёвого сада связаны основные события всех 4 действий; это сквозной образ, объединяющий всех героев пьесы.)

5.Что читатель узнаёт о вишнёвом саде из 1 действия? (Это родовое имение Гаева и Раневской, и оно продаётся за долги. Уже определена дата аукциона. Лопахин предлагает план по спасению имения.)

11.Что же такое вишневый сад? (1. Действующее лицо пьесы, с ним связана судьба героев; 2. Символ вечного, прекрасного; 3. Это дом, Родина)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная дипломная работа пожет стать полезной для учителей филологов, работающих в старших классах. Этот материал можно использовать в исследовательской деятельности учащихся.


Тест по пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад".

Тест по пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад".

Презентация к уроку по пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад" ( 11 класс)

Данная презентация может использоваться на уроке литературы в 11 классе при работе над пьесой А.Чехова "Вишневый сад". В РАБОТЕ СОДЕРЖИТСЯ ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАМЫСЛЕ ПИСАТЕЛЯ ПРИ НАПИСАНИИ .

Цель презентации - изучение передачи мыслей творческого человека, Чехова, о современной действительности с позиций прошлого и будущего через выведенные в нем образы. .


Анализ пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад"

Ожидание изменений – вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев угнетает временность всего сущего. В их жизни разрушено старое, а новое еще не построено, и неизвестно, каким будет это новое. Отсюда ощущ.


Но по мере создания становилось ясно: ни веселья, ни беззаботности здесь не выйдет. Слишком много таких историй Чехов видел вживую, слишком ко многим трагедиям прикоснулся. В новом веке появились новые люди — хваткие, напористые, сильные. Процесс обнищания дворян был просто-таки тотальным: не привыкшие заботиться о завтрашнем дне, они попросту проживали свои состояния, не задумываясь о будущем.

Проблематика:

  • социальная проблематика (смена общественных слоёв, праздность дворян, возможность или невозможность построения новой жизни);
  • психологическая проблематика (переживания героев);
  • историческая проблематика (смена времён, поколений, ценностей);
  • путь России (вишнёвый сад как метафора России).

Смысл названия: вишнёвый сад — это образ, связывающий две эпохи: отживающее благородное дворянское сословие и новых людей — жёстких, практичных, экономных. И для тех, и для других вишнёвый сад желанен, пусть даже они видят его по-разному (первые — как идеал и частицу прекрасного, вторые — как капитал и источник развития).

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: комедия.

Время и место действия

Действие происходит в имении Раневской. Время — рубеж XIX и XX веков.

Действующие лица

Любовь Андреевна Раневская — разорившаяся аристократка, личность романтическая и неземная. Рано оставшись вдовой и потеряв сына, Любовь Андреевна уезжает к любовнику за границу. Денег у неё фактически уже нет: Раневская не привыкла экономить, да и любовник постарался вытащить из неё все средства.

Леонид Андреевич Гаев — брат Раневской, внимательный, умный, но совершенно не нашедший себя в новой жизни.

Ермолай Алексеевич Лопахин — молодой мужчина родом из крестьян. Благодаря своему деятельному рассудку и смётке стал миллионером. Ермолай Алексеевич — душевный тонкий человек, но коммерческая жилка в нём сильнее артистизма.

Аня — дочь Любови Раневской. Наивная, восторженная девушка. Влюблена в Петю Трофимова и тоже мечтает о всеобщем счастье.

Варя — приёмная дочь Любови Андреевны, управляет её имением. Практичная приземлённая девушка. Все хотят выдать её замуж за Лопахина, но Лопахин Варей не интересуется.

Симеонов-Пищик — разорившийся помещик. В отличие от Раневской, радостно принимает предложение сдать свой участок в аренду.

Яша — лакей. Высокомерный негодяй, не уважающий ни мать, ни хозяев. Все его мечты сводятся к отъезду за границу.

Дуняша — горничная, юная легкомысленная девушка. В каком-то смысле её образ — пародия на Любовь Раневскую.

Шарлотта Ивановна — гувернантка и циркачка. Вносит элемент фарса уже своим присутствием (разрушаются судьбы, а она жонглирует).

Краткое содержание

Действие 1

Комната в имении, которую все называют детской.

Ермолай Лопахин и Дуняша ждут возвращения из-за границы Раневской с семьёй. Ермолай Алексеевич тепло вспоминает Раневскую и размышляет о собственной судьбе: отец был простым мужиком, а он вот одет благородно. Образования, правда, не получил. Лопахин упрекает Дуняшу, что та ведёт себя как барышня — не подобает так.

Приезжает Раневская с Аней и прислугой (Шарлотта Ивановна, Яша). Любовь Андреевна и Аня очень рады вернуться домой. Аня оживляется, узнав, что Петя Трофимов сейчас в их имении. Позднее появляется влюблённый в Аню Петя.

Из бесед сразу становится ясно, что Раневская разорена. Она уже продала свою заграничную недвижимость. Это имение тоже в ближайшее время будет продано за долги. Аня и Варя очень тревожатся, но Любовь Андреевна лишь осматривает всё и тепло вспоминает прошлое. Ермолай Лопахин выступает с предложением, которое может спасти Раневскую: сад надо срубить, а землю разбить на участки и сдавать под дачи. Раневская и Гаев категорически против: для них вишнёвый сад — предмет гордости и достояние их рода. Лопахин просит поразмыслить над предложением и уезжает. Гаев говорит, что, возможно, богатая тётя пришлёт денег — в общем, как-то образуется.

Действие 2

Местность возле старой церкви, откуда видно вишнёвый сад и город.

Дуня, Яша, Епиходов и Шарлотта Ивановна гуляют. Дуня влюблена в Яшу, Яша к ней равнодушен и даже сторонится, Епиходов (который искренне любит Дуняшу) крайне огорчён и даже подумывает о самоубийстве.

Приходят Любовь Раневская, Леонид Гаев и Ермолай Лопахин. Лопахин спрашивает, что Любовь Андреевна решила в отношении аренды. Раневская, будто не слыша, говорит о своём — ругает себя за транжирство и тут же отдаёт золотой рубль случайному прохожему. Гаев ведёт отвлечённые беседы о пользе железной дороги. Раздаётся звук лопнувшей струны.

От богатой тётушки ожидается денежный перевод, но этих средств не хватит даже для оплаты долгов. А о том, чтобы сдать землю в аренду, они и думать не хотят: это пошло. Лопахин уже сердится из-за их непрактичности. Раневская корит его необразованностью и приземлённостью и рекомендует жениться на Варе. Гаев говорит, что ему предлагали работу в банке, но Любовь Андреевна осаживает брата: нечего ему там делать. Приходит Фирс. Он с ностальгией вспоминает прошлое. Являются Варя, Петя и Аня. Все беседуют (по сути — каждый о своём). Когда все уходят и Петя с Аней остаются наедине, Аня признаётся, что не так уж дорожит вишнёвым садом и хочет думать о будущем.

Действие 3

Гостиная имения Раневской. Вечер. 22 августа.

Играет музыка, все танцуют. Отсутствуют только Гаев и Лопахин: как раз сейчас происходят торги, имение Раневской продаётся.

Все почему-то надеются, что Гаеву хватит присланных тётей денег, чтобы выкупить имение, хотя совершенно ясно, что 15 тысяч недостаточно. Шарлотта Ивановна показывает фокусы. Яша говорит Раневской, что им нужно поехать в Париж — слишком уж тут все простые и необразованные.

Любовь Андреевна плачет, Аня пытается её утешить. Варя бросает ключи от имения и уходит.

Действие 4

Детская комната, но в этот раз пустая: все вещи упакованы и дожидаются своего часа.

С улицы слышно, что сад уже рубят. Лопахин приносит шампанское, чтобы проводит Раневскую с семьёй. Никто не хочет шампанского: все печальны. Все вместе уезжают в Харьков, а оттуда Любовь Андреевна и Яша двинутся в Париж, Аня пойдёт учиться, Петя отправится в Москву. Леонид Андреевич находит себе место в банке. Дуня пойдёт работать экономкой. Ермолай Лопахин обещает позаботиться о Шарлотте Ивановне и Епиходове. Фирс заболел, и его, по словам Яши, отправили в больницу.

Заходит Симеонов-Пищик. Как ни странно, он возвращает долг: выясняется, что Пищик сдал свои земли в аренду. Раневская ещё раз пытается свести Лопахина с Варей, но Лопахин вежливо беседует и предложения не делает. Все прощаются с домом, закрывают его и уезжают.

Появляется Фирс: о нём просто забыли. Фирс понимает это, но на хозяев не сердится.

Раздаётся звук лопнувшей струны. Слышно, как рубят вишнёвый сад.

Экранизации

Читайте также: