Каково значение культуры киевской руси в истории отечества кратко

Обновлено: 08.07.2024

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

  • Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (ярчайший пример - масленица).
  • Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое влияние на становление культуры Древнерусского государства. В частности славяне заимствовали у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные) различные элементы. Например так был заимствован бога Перун, который стал аналогом Перунаса.

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

Былина о трех богатырях

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

Берестяная табличка - письменность на Руси

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Лаврентьевская летопись

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

  • Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов.
  • Над строениями возвышались небольшие башенки.
  • Большое количество пристроек к основному строению.

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

Десятинная церковь в Киеве

Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность - центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси.

Софийский собор в Новгорое - памятник зодчей культуры Руси

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

  • Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
  • Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Фрески Софийского собора в Новгороде

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.

Доспехи войина Киевской Руси

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

Киевская Русь была мощным средневековым государством. Она имела наибольшую территорию в тогдашней Европе, её границы простирались от Ладоги и Белого моря до Чёрного моря и от Карпат до Оки и верховьев Волги. Количество населения достигало 5 млн чел. Каждый седьмой житель Руси проживал в городском поселении. Всего же в стране было 240 городов и посёлков. Крупнейший город — Киев насчитывал 50 тыс. жителей и превосходил Лондон и Париж вместе взятые.

Киевская Русь сыграла большую роль в истории восточнославянских народов. Образование этого государства способствовало их экономическому, политическому и культурному развитию.

Русичи создали богатую духовную и материальную культуру. Былины, песни, легенды, летописи, величественные соборы, мозаики и фрески храмов, книжные миниатюры, иконы и многое другое — неувядающие культурные достижения этого народа. Они стали основанием национальной украинской культуры, лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.

Одной из острейших в исторической науке остаётся проблема исторического наследия Киевской Руси. По мнению современных украинских историков, есть все основания относить Киевскую Русь прежде всего к истории Украины. Центром Киевского государства была территория, включавшая современные украинские земли. Название “Русь” прежде всего распространялось на Среднее Поднепровье. Самые выдающиеся памятники культуры создавались в Киеве и других поднепровских землях. Следовательно, Украина — бесспорная наследница Древней Руси. Вместе с тем белорусы и россияне также имеют отношение к наследию Киевской Руси, поскольку их земли входили в её состав.

Киевская Русь оставила яркий след в мировой истории. Выйдя на историческую арену военными походами, она постепенно перешла от вооружённых схваток с соседними странами к равноправному участию в политической жизни Европы и Близкого Востока. Князья Руси заключали соглашения с Византией, Германской империей, Польшей, Венгрией. Киевская Русь играла весомую роль в международных отношениях Европы: часто её вмешательства в тот или иной конфликт было достаточно, чтобы погасить его. Военное могущество Руси стало щитом, о который разбивались многочисленные орды степных кочевых племён — печенегов, торков, половцев, которые вторгались с востока в Приазовье и Причерноморье и намеревались двигаться дальше на запад.

Высокий международный авторитет и военная мощь Киевской Руси сочетались с высоким уровнем экономического развития. Развитыми к тому времени были земледелие, скотоводчество, ремёсла, промыслы. Купцы-русичи были известны чуть ли не во всём тогдашнем мире.

Киевская Русь установила торговые, политические, культурные связи со многими европейскими странами: Болгарией, Чехией, Польшей, Венгрией, Византией, Норвегией, Швецией, Францией, Англией. Поддерживала отношения со странами- Кавказа и Закавказья, а также с арабским Востоком. Князья Руси имели широкие династические связи с византийским и европейскими дворами. Часто инициаторами этих связей выступали правители европейских государств, искавшие союза с мощной Русью. В “Слове о законе и благодати” его автор митрополит Иларион так охарактеризовал положение своего государства: “. . . его знают и слышат во всех концах земли. . л.

Киевская Русь прекратила существование под ударами полчищ монголо-татар. Непосредственным наследником её политических и культурных традиций стало Галиико-Волынское княжество.

Киевская Русь была мощным средневековым государством. Она имела наибольшую территорию в тогдашней Европе, её границы простирались от Ладоги и Белого моря до Чёрного моря и от Карпат до Оки и верховьев Волги. Количество населения достигало 5 млн чел. Каждый седьмой житель Руси проживал в городском поселении. Всего же в стране было 240 городов и посёлков. Крупнейший город — Киев насчитывал 50 тыс. жителей и превосходил Лондон и Париж вместе взятые.

Киевская Русь сыграла большую роль в истории восточнославянских народов. Образование этого государства способствовало их экономическому, политическому и культурному развитию.

Русичи создали богатую духовную и материальную культуру. Былины, песни, легенды, летописи, величественные соборы, мозаики и фрески храмов, книжные миниатюры, иконы и многое другое — неувядающие культурные достижения этого народа. Они стали основанием национальной украинской культуры, лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.




Одной из острейших в исторической науке остаётся проблема исторического наследия Киевской Руси. По мнению современных украинских историков, есть все основания относить Киевскую Русь прежде всего к истории Украины. Центром Киевского государства была территория, включавшая современные украинские земли. Название “Русь” прежде всего распространялось на Среднее Поднепровье. Самые выдающиеся памятники культуры создавались в Киеве и других поднепровских землях. Следовательно, Украина — бесспорная наследница Древней Руси. Вместе с тем белорусы и россияне также имеют отношение к наследию Киевской Руси, поскольку их земли входили в её состав.

Киевская Русь оставила яркий след в мировой истории. Выйдя на историческую арену военными походами, она постепенно перешла от вооружённых схваток с соседними странами к равноправному участию в политической жизни Европы и Близкого Востока. Князья Руси заключали соглашения с Византией, Германской империей, Польшей, Венгрией. Киевская Русь играла весомую роль в международных отношениях Европы: часто её вмешательства в тот или иной конфликт было достаточно, чтобы погасить его. Военное могущество Руси стало щитом, о который разбивались многочисленные орды степных кочевых племён — печенегов, торков, половцев, которые вторгались с востока в Приазовье и Причерноморье и намеревались двигаться дальше на запад.

Высокий международный авторитет и военная мощь Киевской Руси сочетались с высоким уровнем экономического развития. Развитыми к тому времени были земледелие, скотоводчество, ремёсла, промыслы. Купцы-русичи были известны чуть ли не во всём тогдашнем мире.

Киевская Русь установила торговые, политические, культурные связи со многими европейскими странами: Болгарией, Чехией, Польшей, Венгрией, Византией, Норвегией, Швецией, Францией, Англией. Поддерживала отношения со странами- Кавказа и Закавказья, а также с арабским Востоком. Князья Руси имели широкие династические связи с византийским и европейскими дворами. Часто инициаторами этих связей выступали правители европейских государств, искавшие союза с мощной Русью. В “Слове о законе и благодати” его автор митрополит Иларион так охарактеризовал положение своего государства: “. . . его знают и слышат во всех концах земли. . л.

Киевская Русь прекратила существование под ударами полчищ монголо-татар. Непосредственным наследником её политических и культурных традиций стало Галиико-Волынское княжество.

Культура периода Киевской Руси включает в себя совокупность духовно-материальных ценностей, накопленных в результате деятельности русских княжеств. Наибольшее развитие получила после Крещения. Культура Киевской Руси кратко отражена в этой статье.

Письменность

культура киевской руси кратко

Доподлинно известно, что письменность у славян была еще в дохристианский период. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Кроме того, в Х веке появились письменные свидетельства. Черноризец Храбр отмечал, что у славян не было букв для письма, но они использовали черты и резы.

На повсеместное распространение письменности повлияло создание славянской азбуки. Это событие связывают с именами монахов из Византии - Кирилла и Мефодия. Изначально была создана глаголица, на которой были написаны многие церковные книги. В начале Х века в результате синтеза глаголицы и греческого письма появилась кириллица.

Принятие христианства оказало большое влияние на развитие письменности. В особенности тот факт, что допускалось богослужение на родном языке.

Грамотность была распространена и среди городского населения, о чем говорят берестяные грамоты, используемые в быту.

культура средневековой руси

В связи с татаро-монгольскими набегами многие памятники ранней письменности были уничтожены. Старейшим из сохранившихся является "Остромирово Евангелие". Написал его дьякон Григорий в 1057 году.

Несмотря на повсеместное распространение письменности, центрами книжности были церкви и монастыри. Обычно они переписывали существующие книги и вели собственную летопись. С XI века создавались библиотеки при монастырях.

Литература

С принятием Крещения довольно быстрыми темпами развивалась культура Киевской Руси. Кратко этот период можно охарактеризовать как книжный. Возникновение письменности послужило началом для формирования литературы. Изначально это были переводы западных произведений, которые послужили возникновению собственных литературных традиций.

Ярким представителем этого периода был Илларион. Митрополит стал автором "Слова о законе и благодати". Это политический трактат, раскрывающий проблемы русской действительности.

Одним из главных литературных творцов был Нестор, монах Киево-Печерской лавры. Он стал автором "Чтения", "Жития Феодосия" и "Повести временных лет". Последнее произведение охватывает многочисленные события, политическое устройство, отношения с другими государствами, религиозные аспекты, а также там описана культура Киевской Руси. Кратко Нестор освещает хозяйственную жизнь и быт.

Русские князья были очень образованными и талантливыми. Выдающимся творцом был Владимир Мономах. "Поучение" стало важнейшим памятником литературы того времени.

Центральной проблемой в литературе периода Киевской Руси была княжеская власть и жизнь государства. Эти и другие вопросы поднимает в своих произведениях Даниил Заточник.

культура периода киевской руси

Культура средневековой Руси нашла свое отражение в самом масштабном и важном памятнике литературы - "Слове о полку Игореве".

После Батыева нашествия появилось множество письменных текстов, посвященных этому событию ("Слово о гибели Русской земли").

Архитектура

Развитие культуры Киевской Руси послужило и для обновления традиций зодчества. Вплоть до начала XI века процветало деревянное строительство. После Крещения над ним возобладало каменное. Зодчество развивалось по аналогии с Византийским.

Первым примером монументальной архитектуры была Десятинная церковь в Киеве. Ее возведение относят к 989 году.

Самое значительное сооружение этого периода - Софийский собор. В его строительстве принимали участие специалисты из Константинополя, помогали им киевские мастера.

Большинство сохранившихся строений того времени занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Живопись

развитие культуры Киевской руси

Культура Киевской Руси кратковременно находилась под воздействием влияний извне. Постепенно она обретала черты самобытности и оригинальности. В живописи появились новые виды - фреска и мозаика, развивалась иконопись.

В основном этот вид искусства применялся для росписи церквей и монастырей. Культура средневековой Руси еще не включала в себя написания самодостаточных полотен-картин.

Первые украшения на стенах церквей Киева делали мастера греки. Они создавали сложные сюжеты, выдерживая интерьер храмов в одном стиле. Особенной красотой отличаются фрески Софийского собора.

В XII веке появилась светская живопись, которая изображала охоту великих князей, различные состязания и празднества, мир природы.

В Новгороде и Владимиро-Суздальском княжестве впервые в живописи были отмечены особенности местной жизни и деятельности.

Прочее искусство

На Руси было много мастеров, которые не поддавались внешнему влиянию. Это специалисты декоративно-прикладных ремесел. Их работы были абсолютно самобытны, а чужестранцы не могли отвести глаз от ювелирных украшений, посуды, искусной деревянной мебели, расшитой золотом ткани.

Говоря кратко о культуре Киевской Руси, можно прийти к выводу, что она была одной из самых развитых во всей Европе. Причиной этому было огромное количество ремесленников, что послужило прекрасным фундаментом для культурного развития страны.

Киевская Русь

Национальные особенности культуры Киевской Руси

Древнерусская культура развивалась не самостоятельно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних стран и народов и подчинялась всем стандартам развития культуры Средних Веков, которые были присущими для евразийской цивилизации.

Как и любая культура, она имела свои национально-культурные особенности:

  1. Сильное влияние на культурную жизнь со стороны религии, которая определяла общие нравы общества, а именно мировоззрение людей о власти, времени и т.д.;
  2. Огромное влияние на развитие культуры Киевской Руси оказало иноземное воздействие (византийское, скандинавское, позже монголо-татарское), что значительно отягощало процесс самобытности и самостоятельности;
  3. Синтез между языческими культурами древних племен. Культура Руси развивалась на базе многовековой истории культуры восточных славян. Соответственно, именно эпоха славянской древности стала началом зарождения русской духовности, языка и культуры в целом;
  4. Влияние христианской культуры Византии. Крещение Киева в 988 году открыло для Киевской Руси более широкие перспективы для укрепления контакта с Европой, что, в свою очередь, послужило мощным импульсом для развития культуры в целом.
  5. Деление культуры на две группы — элитарную (входили высшие слои общества, которые имели более высокий уровень образования) и народную культуру (фольклор, мифы, сказки, былины, песни и пр.);
  6. В период раздробленности самобытные княжества начинают развивать самостоятельно свою культуру (у каждого появляется свой архитектурный стиль и т.д.), но общие культурные ценности сохраняются (религия, язык и пр.). Огромный удар на культуру Древней Руси нанесло монгольское нашествие.

Устное народное творчество

Устное народное творчество всегда было своеобразным историческим документом, который раскрывал философию народа, его веру в лучшее, победу добра над злом. Огромное количество образов, лаконизм и выразительности языка — основные черты фольклора Киевской Руси.

Устное народное творчество подарило нам сюжеты, которые возникли еще в каменном веке, например, в вышивках на полотенцах изображали древние языческие богини, а именно богини урожая и общего блага. Языческие верования объединили представления разных этапов первобытнообщинного строя.

Отдельное место в народном фольклоре принадлежит эпическим и мифологическим сказаниям, которые передавались из поколения в поколение. В данных мифах говорится о первых кузнецах, о начале пашенного земледелия, о давних битвах со степными кочевниками, которые были олицетворением жестокого и кровожадного Змея Горыныча.

Ремесла древних славян

В период становления и укрепления государства в Х веке постепенно зарождается новый эпический жанр – былинный эпос. Древнерусские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, новгородский гусляр Садко, заезжий богатырь Дьюк Степанович стали героями былин. Былины исполнялись в виде песни, обычно рассказчик начинал запевать, зачастую это было всего пару слов, но иногда и самостоятельное произведение.

Илья Муромец — русский богатырь и главный герой многих былин, который символизировал все лучшие качества, которые были присущи для героя той эпохи: силу, честь, благородность, ум, доброту. Былины рассказывали о его борьбе против ужасного злодея Соловья Разбойника, о победе над Калином-царем, о конфликте с князем Владимиром. Вместе с ним его лучшие друзья – богатыри: умный и рассудительный Добрыня Никитич и добрый, но слегка хвастливый Алеша Попович.

Илья Муромец - русский богатырь

Илья Муромец — русский богатырь

Архитектура

Основы архитектуры Киевской Руси были заимствованы у Византии, но со временем появилось существующее явление мировой культуры, а именно архитектура Киевской Руси. Культура Руси, несмотря на свои отчетливые особенности, не была замкнута. Помимо византийцев, в создании удивительной индивидуальности трудились мастера из Болгарии, Сербии, Италии и Германии, но при этом архитектура Киевской Руси — это уникальное и яркое выражение национального духа.

В конце Х в начале ХI вв. Русь превращалась в страну городов, их число доходило до трех сотен. В городах были построены сооружения для обороны, храмы, монастыри и соборы.

Каменные храмы, которые мы видим в наше время, были построены еще в средине XI века князем Ярославом Мудрым. В Киеве, где Ярослав разгромил печенегов в 1037 был возложен храм Святой Софии. Для того периода это было грандиозное строительство. Высота данного собора равнялась 55 м, а длина – 37 м. Помимо главного купола, рядом было еще 12, которые символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Архитектура киевской Руси после принятия христианства

Мозаики и фрески украшали собор изнутри. По словам летописцев, в Европе тогда не было храма, который бы мог сравниться с киевской Софией.

Дмитриевский собор во Владимире

Изначально Москва была рубежной крепостью Владимиро-Суздальского княжества. Позже, XIII-XIV вв. из-за пересечения оживленных торговых путей она начала стремительно развиваться, а с образованием Московского княжества и вовсе стала столицей. В XV в. начинается расцвет московского зодчества, это случилось в результате объединения русских удельных княжеств в одно государство, вследствие чего князь Московский Иван III стал князем всея Руси.

Их украшением была красивая резьба. Боярские терема, и царские дворцы тоже возводились из дерева, к примеру дворец в селе Коломенском под Москвой. Одной из самых знаменитых деревянных построек считают Преображенскую церковь на острове Кижи (Онежское озеро), восьмигранная башня с целой гроздью декоративных главок.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском 17 век

Живопись

Основной тематикой живописи Киевской Руси была православная религия. Эта тема стала основной после крещения Руси в 988 г. Новая религия принесла на Русь и новые виды искусства, которые формировались под влиянием Византии.

Живопись на Руси делилась на несколько видов:

  • Фреска;
  • Мозаика;
  • Станковая живопись;
  • Книжная миниатюра.

Фрески украшали стены известных церквей и храмов. Первая каменная церковь, которая была сооружена в 988 году в Киеве была полностью украшена фресками, а самые важные части задекорированы мозаикой, росписи были посвящены евангельским событиям, жизни Богоматери, святым и апостолам.

Очень красивыми были фрески и мозаики Софийского собора, построенного киевским князем Ярославом Мудрым. Помимо религии они изображают придворную жизнь, охоту, птиц и зверей, а на одной из стен изображены портреты семьи Ярослава Мудрого.

Фрески и мозаики Софийского собора

Интересным является интерьер Успенского собора в Киево-Печерском монастыре, который создали византийские мастера в 1070-1080-х годах. Данные росписи стали образцом для многих последующих росписей на соборах и храмах.

Увлекательная история связана с иконой Божией Матери. Она была подарком князю Мстиславу из Византии в начале ХII века. Долгое время она находилась в монастыре Вышгорода, до того, как Андрей Боголюбский в 1155 году не забрал ее в свою резиденцию в Боголюбове, а потом — в Успенский собор во Владимире. Она была главной русской иконой, и без нее не проходило ни одного важного мероприятия.

Владимирская икона Божией матери Византия 12 век

Литература

Первые произведения, которые дошли до нас, имеют свое начало в средине ХI века. В них раскрывались идеи политического сознания Киевской Руси. Литература закрепила религиозные идеи, статус светской и духовной власти, продемонстрировать несокрушимость феодализма, правопорядка. Основным жанром в этот период был исторический: предание, сказание, повесть — и религиозные: поучения, жития, хождения.

Его противоположность — князь-крамольник, который нарушает феодальную структуру подчинения вассала своему сюзерену, который в роду имеет более высокий статус, ведущий междоусобные войны, который желает прибрать власть в свои руки. Сказания o праведных и порочных деяниях князей от свидетелей происходящего, людей, которые принимали участие в данных событиях, устные рассказы, которые бытовали между дружинниками.

Повесть временных лет книга

В исторических повестях и сказаниях не было художественного вымысла. Факты, которые излагались в них, были из перечня документов, которые были подкреплены точными датами, в соотношении c другими событиями. Как правило, исторические жанры древнерусской литературы были частью летописей, куда можно было включать разные повествования: записи о погоде, легенды, повествования.

В исторических жанрах зачастую рассказывали о военных походах, борьбе против иноземных врагов Киевской Руси, а также борьбы внутри государства. Так же, в летописи были элементы жизненных рассказов и документы юридического направления.

Читайте также: