Каково влияние двигательной активности на здоровье школьников кратко

Обновлено: 02.07.2024

Двигательная активность как фактор сохранения и укрепления здоровья школьников.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция к ухудшению показателей здоровья школьников.

Слайд 2 Здоровье – это награда, которую получает человек за усердие и терпение при необходимости действовать в соответствии с предусмотренными нормами поведения. Здоровье – это важнейшее достояние человека, основа его жизни, работоспособности, творческих успехов, семейного благополучия, настроения и долголетия.

Роль физической культуры – заметно возросла в эпоху научно-технического прогресса. Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.

В наш век – век значительных социальных, технических и физических преобразований научно-техническая революция, как уже говорилось, наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов.

К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечнососудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.

Движение – это жизнь. Движение – естественная потребность человека, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности

Важность и высокую значимость физической культуры в жизни каждого человека трудно переоценить. То, что и как закладывается с детских лет в организм человека в виде фундамента здоровья, во многом определяет не только его физические кондиции в будущем, но и его психическое состояние, умственную деятельность, активное творческое долголетие.

Базовая физическая культура является основным звеном системы физического воспитания и сопутствует практически всем периодам творческой жизни человека, начиная от занятий в дошкольных учреждениях и кончая занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте.

Работами известного отечественного физиолога профессора И. А. Аршавского и его учеников установлено, что, двигаясь, организм не только расходует энергию, но и с лихвой восполняет израсходованное. При этом он старается накопить энергию с некоторым избытком, запасом на будущее. И вот такой запас является базой, необходимым условием дальнейшего развития. За счет этого растет и развивается детский организм.

Поэтому чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложный процесс биологического формирования организма. На сегодняшний день сохранение здоровья подрастающего поколения – задача государственной важности. Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.

СЛАЙД 4 Поэтому главная задача нашего лицея – организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью.

В нашей работе мы используем различные формы и методы двигательной активности, СЛАЙД 5 в первую очередь рекомендуем родителям выполнять вместе с детьми утреннюю зарядку, чтобы это вошло в привычку.

СЛАЙД 6 Далее: педагоги нашего лицея проводят физкультминутки на уроках и подвижные игры на переменах, что способствует смене двигательной активности.

СЛАЙД 7 Большое количество обучающихся нашего лицея занимаются в кружках и спортивных секциях дополнительного образования вне и внутри образовательного учреждения.

СЛАЙД 8 Также широко используем занятия и прогулки на свежем воздухе, массовые, культурные спортивно-оздоровительные мероприятия.

СЛАЙД 11 Налажено сотрудничество с дошкольным учреждением. Проводятся соревнования между воспитанниками.

СЛАЙД 12 Два раза в год в начале и в конце проводятся традиционно Дни здоровья с выездом на природу.

СЛАЙД 13 Принимаем активное участие во Всероссийских спортивных мероприятиях как: Кросс Нации, Азимут, лыжня России.

В лицее проводятся спортивные мероприятия с участием родителей и их детей.

Необходимо донести до сознания каждого школьника, чтобы здоровый образ жизни был для него не капризом взрослого, а условием для успешного саморазвития.

СЛАЙД 24 Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа в лицее является основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, позволяет повысить адаптивные возможности организма, становится средством сохранения и укрепления здоровья школьников. Осуществляя комплексный подход, учитель добивается максимальной заинтересованности обучающихся, высокой активности, а также оптимального уровня допустимых нагрузок при выполнении упражнений, постоянно контролируя состояние здоровья детей.

История показывает, что общество испытывает постоянную потребность формировать необходимые в жизни человека двигательные навыки (ходьба, бег, плавание и т. п., развивать до оптимальных уровней его физические способности (силу, выносливость, ловкость и т. п.) в интересах труда, обороны, активного отдыха и других видов деятельности. Все эти потребности общества удовлетворяет такой вид активной деятельности, как физическая культура и спорт.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи с целью сохранения и укрепления здоровья детей Формы взаимодействия ДОУ и семьи с целью сохранения и укрепления здоровья детей Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание.

Двигательная активность как фактор укрепления и развития дошкольников Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность (ДА).


К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе - ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигатель­ным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года - это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигатель­ная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учрежде­ний и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, про­водимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнения­ми и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индиви­дуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.

вс02.jpg

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогиче­ский процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.

вс03.jpg

Движение, физкультура и спорт — это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.

Положительные характеристики спорта:

  • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
  • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
  • регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
  • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
  • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
  • благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно - сосудистой системы;
  • благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
  • улучшает внимание и познавательные способности детей;
  • человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.

За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность. В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.

вс04.jpg

В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.

вс05.jpg

Продолжительность занятий лечебной физкультуры:

20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).

вс06.jpg

Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:

  • выработка навыка правильной осанки;
  • укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
  • расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
  • тренировка ослабленных мышц;
  • удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.

Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.

Быстрые ссылки


пригласи друга

Удостоверение

© 2016-2022 сетевое издание "Солнечный свет", 0+
660075, Красноярск ул. Маерчака 31А,пом. 15. каб. 48
119049, Москва 1-й Добрынинский переулок, 6

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Это статья о двигательной активности, которую можно использовать в учебном процессе. Представлена примерная схема режима дня школьника первой смены (начало занятий в 8 ч 30 минут). Рассказ о мероприятиях по двигательной активности, которые выполняется по следующим направлениям: зарядка до уроков, регулярное посещение уроков физической культуры, проведение физкультминуток, сновном:ый вклад в системе , сохранение физического и нравственного здоровья подрастающего поколения.щихся, обеспечивающихиспользование подвижные игры на малых переменах и динамической перемене, проведение мероприятий на внеклассных занятиях.

Фомина Елена Николаевна

Учитель начальных классов МОУ СОШ №147 г. Красноярск

Зарядка до уроков

Уроки физической культуры.

Физкультминутки на уроках.

Игры на переменах и динамических паузах.

Внеклассная работа.

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

Е.Н.Фомина, г. Красноярск

МОУ СОШ №147

Чтобы сделать ребёнка

умным и рассудительным –

сделайте его крепким и здоровым.

Жак. Жак Руссо.

Здоровье населения в стране рассматривается как самая большая ценность, как отправное условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект. Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипоксии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях. Одним из самых важных условий является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного года, недели и года и способствующий повышению качества обученности.

Условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Дети должны иметь возможность в течение всего дня систематически двигаться для реализации двигательной потребности, которая поставляет для первоклассника 200, и максимально до 9000 движений в час (Н.Т.Лебедева)

Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности?

Физиологи считают движение врождённой, жизненной необходимой потребностью человека.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это и эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов: ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях.

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение средство воспитания, а игры с движениями дают детям мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения.

Итак, выведем формулу:

В движениях школьники познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много, во избежание перегрузок детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому возрасту, следует поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Двигательный режим школьника является обязательной составной частью общего распорядка дня. Полезно давать ученикам задание составлять режим дня, учитывая особенности их характера, склонности, дела по дому, рекомендовать взять за правило не терять ни минуты даром, работать и отдыхать по часам, перед сном отчитываться перед самим собой, как прожил день.

Правильный режим дня школьника – это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, предусматривающий изо дня в день автоматизм жизненных процессов. Однако главное правило – разумное чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, рациональное питание – должно соблюдаться во всех случаях, так как это важная часть, влияющая на качество обучения в школьном образовательном процессе

Примерная схема режима дня школьника первой смены (начало занятий в 8 ч 30 минут)

Читайте также: