Клавирное творчество моцарта кратко

Обновлено: 02.07.2024

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов, с участием фортепиано и без него, для одних струнных и для струнных с духовыми инструментами).

Квартеты. К лучшим квартетам Моцарта принадлежат шесть квартетов, посвященных Гайдну (1782--1785). Написанные в период между > и > (в годы личного сближения с Гайдном), эти квартеты отмечены зрелостью художественного мастерства и впечатляющей силой эмоциональной выразительности. Общей чертой всех квартетов является развитая и тонкая полифоническая фактура, активное участие всех четырех инструментов в изложении и развитии тематического материала, при господстве первой скрипки как ведущего инструмента в ансамбле.

Подобно трем последним симфониям Моцарта, каждый из; его > квартетов обладает своим индивидуальным обликом. Весьма отличны друг от друга, например, квартеты ре минор и до мажор : квартет ре минор -- лирически задушевный, эмоционально, открытый, с драматически экспрессивными первой частью и менуэтом, в котором контраст-пая середина ( trio ) напоминает бытовой венский лендлер, с песенным финалом, написанным в форме вариаций; квартет до мажор -- монументальный, величавый, с необычайно-смелым в гармоническом отношении вступлением к первой части (модулирующие секвенции, переченья, хроматизмы). До мажорный квартет относится к ре-минорному примерно так, как до-мажорная симфония ( >) к соль-минорной .

Клавирное творчество. В клавирном творчестве Моцарта (сонаты, вариации, фантазии, рондо) особенно выделяются сонаты и фантазии, написанные в первой половине 80-х годов. В этих произведениях Моцарт, творчески развивая традиции Иоганна Себастьяна и Филиппа Эммануила Бахов, а также Гайдна, достигает глубины и силы драматической выразительности, близкой к бетховенской патетике. Замечательным примером может служить Фантазия до минор , предшествующая сонате до минор .

Фортепианные сочинения[1] Моцарта были теснейшим образом связаны с его педагогической и исполнительской практикой. Он был величайшим пианистом своего времени. В XVIII веке были, конечно, музыканты, не уступавшие Моцарту в виртуозности (в этом плане его главным соперником был Муцио Клементи), однако никто не мог сравниться с ним в глубокой осмысленности исполнения.

Жизнь Моцарта пришлась на тот период, когда в музыкальной жизни были распространены одновременно и клавесин, и клавикорд, и пиано-форте (так называлось раньше фортепиано). И если по отношению к раннему творчеству Моцарта принято говорить о клавирном стиле, то с конца 1770-х годов композитор писал, несомненно, для фортепиано. Его новаторство ярче всего проявилось в клавирных сочинениях патетического плана.

Фантазия c-moll (KV 475)

Весь первый раздел фантазии (Adagio, c-moll) строится на развитии первого элемента основной темы. Его мелодические контуры постоянно меняются, приобретая то восходящую, то нисходящую направленность, вбирая интонации второго элемента. Секвентное развитие отличается тональной неустойчивостью.

Второй раздел (Adagio, D-dur) – разительно контрастирует первому. Его светлая лирическая тема отличается напевностью, тональной устойчивостью и структурной определенностью (ababa – двойная 3-частная форма).

Третий раздел (Allegro, a-moll→B-dur) – порывистый, возбужденный – содержит внутренний контраст. Он строится на двух контрастных темах, изложение которых напоминает сонатную разработку (поскольку обе темы сразу же подвергаются интонационным, ритмическим, тональным преобразованиям). Общая направленность развития идет от минора к мажору, от смятенности к светлому подъему чувств.

Пятый раздел (g-moll, Piu Allegro) – драматический и напряженный. Вместо ясно оформленной темы – бурные пассажи, арпеджио. Окончание пятого раздела вливается в репризу первой темы.

Итак, минорные разделы фантазии (1, 3, 5) тонально неустойчивы, незамкнуты, подчеркнуто импровизационны, полны внутренних контрастов. Мажорные разделы отличаются лирической напевностью, тональной и структурной определенносью, использованием приемов варьирования.

Соната c-moll (№14 b)

Соната до-минор воспринимается как закономерное продолжение фантазии, в первую очередь благодаря характеру I части, пронизанной яркими контрастами. В ее музыке также чувствуется воздействие импровизационно-патетического стиля И.С. Баха. Хотя Моцарт создал после нее еще несколько сонат для клавира, она осталась высшим достижением его в этом жанре.

Главная партия сонатного allegro была бы совершенно естественна в симфоническом звучании, в сопоставлении оркестрового tutti и струнных. Сама тональность c-moll предопределяет основное настроение – мужественной патетики.

Острота контраста между главной и побочными темами усилена краткостью перехода (связующая партия занимает всего 4 такта).

Разработка предельно лаконична, но при этом полна драматического напряжения. Основной тон в ней задает тема главной партии, ее героические унисоны, звучащие на триольном фоне из связующей партии. Мимолетно возникающая 1-я побочная на этот раз звучит в миноре.

Медленная часть сонаты – это Adagio в Es-dur. Как и лирические части моцартовских симфоний, оно написано в сонатной форме.

Финал, подобно финалу 40-й симфонии далек от жанровости и своим драматизмом перекликается с I частью сонаты. Его главная тема беспокойна, сумрачна и внутриконтрастна: непрерывный поток синкопированных задержаний сменяется настойчивым повторением одного звука на фоне D и взлетающими вверх арпеджио. Смены тематизма сопровождаются резкими динамическими контрастами p – f. Одним из сильных выразительных эффектов становятся многократные остановки – внезапные длительные паузы с ферматами.

Соната A-dur

К числу самых популярных моцартовских сонат относится соната A-dur, № 11 (KV 331).

Все 3 части сонаты связаны одной тональностью (что говорит о близости к сюите) и единством жизнерадостного настроения, лишенного драматизма.

Поскольку Менуэт в этой сонате заменяет медленную часть, в нем на первый план выдвигается песенно-лирическое начало (что не вполне традиционно). Его основная тема многоэлементна, благодаря чему возникает ощущение постоянной изменчивости музыкального материала. Сопоставление различных мотивов – энергичных и более мягких, нежных, певучих – сопровождается динамическими контрастами.

D-dur’ное трио своей фактурой и пасторальным характером перекликается с 4-й вариацией I части.

Форму финала следует определить как сложную 3х частную с добавочным рефреном (припевом):

I II (трио) III (реприза)

А + R В + R A + R Coda

a-moll A-dur fis-moll A-dur a-moll A-dur A-dur

Основной тон всей части задает рефрен. Празднично-оживленный, энергичный, он звучит очень бодро и темпераментно. Повторяясь после каждого раздела трехчастной формы, его музыка, действительно, придает финалу черты рондообразности. Кроме того, она играет тонально объединяющую роль (ее A-dur является одноименной для тональности первой темы и параллельной для тональности трио).

Двум другим темам также присуща танцевальность и они тоже звучат легко и задорно, поскольку их минорный колорит постоянно оттеняется яркими мажорными красками.

[1] 19 сонат, 15 вариационных циклов, 4 фантазии (две в c-moll, одна в C-dur, объединенная с фугой, и еще одна в d-moll). Наряду с крупномасштабными циклами, в творчестве Моцарта имеется немало небольших пьес, которым сам он не всегда придавал должное значение. Это отдельные менуэты, рондо, Adagio, фуги.

[2] Один из биографов композитора утверждал, что Моцарт играл ее на концерте, состоявшемся в Лейпциге 12 мая 1789 года.

[3] Моцарт посвятил его своей ученице Марии Терезии фон Траттнер.

[5] Старинный итальянский танец, для которого характерен размер 6/8 и триольно-пунктирная ритмика.

О следующей и предпоследней пз парижских сонат, F-dur (К. 332), мы уже упоминали, как об одном из тех глубоко индивидуальных произведений Моцарта, к которому никак не следует прикладывать бетховенскпе мерки. Скорей можно сказать, что в ней, как и в последней сонате, B-dur, Моцарт возвращается к Иоганну Кристиану Баху и. к самому себе. К Иоганну Кристиану — прежде всего в Adagio сонаты F-dur и первой части сонаты B-dur; к самому себе — прежде всего в финале сонаты F-dur. Финал этот можно рассматривать как еще более совершенный (если это возможно) дубликат Рондо из клавирной сонаты К. 281, тоже B-dur.

Дело в том, что в начале августа 1778 года Иоганн Кристиан Бах приехал в Париж, и невозможно себе представить, чтобы он не ознакомил Моцарта с сонатами, которые, по-видимому, в следующем году уже вышли из печати под обозначением ор. 17. Однако теперь эта встреча оказала воздействие если не на менее восприимчивую душу, то на более зрелую личность, на более изощренного мастера, который любое впечатление мгновенно превращает в собственное, моцартовское достояние. Неизвестно, сыграл ли Моцарт Кристиану Баху какую-либо пз последних своих сонат — для клавира или клавира и скрипки. В письмах к родным он ни о чем таком не упоминает: может быть, он был достаточно осторожен, чтобы не подвергать риску отеческую дружбу Баха, которой крайне дорожил.

Ноты к произведениям Моцарта


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

1.docx

КЛАВИРНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЦАРТА

б) В сонатах Моцарт отразил его опыт работы в оперных жанрах. Оперы многогранны, хотя большая часть сонат лирико-поэтична. Среди сонат есть драматическая соната a-moll и №14 c-moll. В сонатах , как и в других жанрах Моцарт шел от типизации образов, жанров, интонационных оборотах, характерных для европейской музыки 18 века – к индивидуализации, этому способствовало влияние на сонаты его оперной эстетики: разноплановость образов, вызывающих ассоциацию с оперными персонажами, использование в изложении тем выразительных средств из арии, оркестровых эпизодов.

в) Большинство сонат Моцарта трехчастно. С сонатным allegro в первой, медленной второй, третья – rondo. Но вместе с тем, в процессе эволюции у него появились более индивидуализированные композиции цикла, что было связано с новым образным строем:

Соната №4 Es-dur начинается с Adajio в сонатной форме, после которой два менуэта.

Соната №6 D-dur. Вторая часть рондо-полонез. Моцарт уклоняется от лирического центра; 3 часть тема и 12 вариаций, причем предпоследняя – Adajio cantabile - лирический центр сонаты.

Соната A-dur по строению близка к сюите; в первой части вместо сонатного allegro – тема из шести вариаций. Третья – лирический центра – Adajio.

Соната №14 c-moll имеет в качестве вступления одночастную фантазию.

^ СОНАТА №11 A-DUR. 1778 ГОД .

Наибольший интерес представляет 1 часть – обращение к жанру темы вариации. В доклассической музыке импровизировали в форме фуги, теперь фуга уступила место со

натному allegro, спутником которого и стали вариации (Моцарт написал более 40 произведений в разных жанрах с вариациями).

Характер 1 части определен темой в жанре сицилианы, так любимой Моцартом в оперных ариях. Двухголосная песня с органным пунктом на Доминанте в среднем голосе. Простая двухчастная репризная форма AA1 BA1.

За темой следуют шесть вариаций, каждая самостоятельна по форме (большинство написано в той же форме, что и темы), замкнута, определена по настроению и по фактуре. Каждая по-своему варьирует тему, то приближаясь к ней (№3,4), то отдаляется (1,2,5,6). Единым для вариаций является принцип контрастного сопоставления, обеспечивающего показ одного лирического образа в разных состояниях (пока еще без конечного изменения, как будет у Бетховена). В основном, Моцарт использует контраст двух типов: фактурный, ладовый.

T – I – II – III – IV – V – VI

T – I – II – III – IV – V – VI

A-dur a-moll A-dur

^ СОНАТА И ФАНТАЗИЯ C-MOLL №14

Сначала была написана трехчастная соната (1 часть – сонатное allegro, 2- сложная трехчастная форма, 3 – rondo-соната, 1784 год), а позднее фантазия. Идея соединить свободную импровизационную форму с чем-то более значительным, была заимствована из прошлого. Соната + фантазия = контрастно-составная форма. Четырехчастный цикл (1+3) воспринимается как драма с прологом и драматическим финалом. Фантазия - пролог из пяти эпизодов. Тематизм фантазии и сонаты имеет много общего – тема 1 части и даже ее тональность формируется в фантазии. (см. разбор у Гивенталь – учебник по музыкальной литературе)

Клавирная музыка В.А. Моцарта – сонаты, вариации, фантазии, рондо- образец нового исполнительского стиля ( в этот исторический период происходит переход от клавесина к фортепиано; формирование классического трехчастного сонатного цикла в сонате и концерте).

Соната Ля мажор

Это одна из сонат, написанных Моцартом в Париже в 1779 го­ду. Все три части сонаты имеют светлый жизнерадостный характер. Отличительной чертой сонаты является также большое изящество, грациозность. Прозрачная музыка хорошо соответствует звучанию клавесина, для которого Моцарт и писал свои сонаты.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬВТОРАЯ ЧАСТЬ (Менуэт)ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ (Alla turka)
ТОНАЛЬНОСТЬЛя мажорЛя мажорля минор
ФОРМАТема с вариациямиСложная трехчастная формаРондообразная
ТЕМПAndante graziozo Allegretto
РАЗМЕР683424

Своеобразно строение сонаты Моцарта. Первая часть написана в форме вариаций (такое строение сонаты изредка встречается и у Гайдна). В отличие от формы сонатного allegro, в ос­нове вариаций лежит в большинстве случаев не две, а одна тема . Поэтому музыкальное развитие заключается не в обострении контраста между темами, а в выявлении выразительных возмож­ностей, заложенных внутри одной темы.

Первая часть сонаты Моцарта начинается с изложения темы — мелодичной, грациозно-танцевальной. Размер 6 /в придает музыке плавность движения:


В.А. Моцарт. Соната Ля мажор. 1 часть. Тема

Тема вариаций изложена в двухчастной форме, в виде двух завершенных построений (периодов).

Вслед за изложением темы следуют шесть вариаций, разно­образных по характеру. Песенность, характерную для темы, еще больше подчеркивают вторая и пятая вариации. Ее танцевальность, подвижность — шестая вариация, грациозную остроту – четвертая. Третья вариация написана в одноименном миноре (ля миноре). В пятой и шестой вариациях изменен темп: Adagio (медленно) и Allegro (быстро) вместо основного темпа Andante grazioso (умеренно, грациозно).

Контрастность и завершенность вариаций не мешают цельно­сти всего цикла. Несмотря на изменения в каждой вариации, остаются постоянными гармоническая последовательность, то­нальность, форма (два завершенных построения).


В.А. Моцарт. Соната Ля мажор. 2 часть.


В.А. Моцарт. Соната Ля Мажор. 3 часть.Тема

Финал имеет трехчастную форму с припевом. Повторяющийся припев придает форме черты рондо. Празднично-веселая, танцевальная мелодия припева звучит с характерным арпеджированным сопровождением, напоминающим мелкую барабанную дробь:


Быстро бегущие пассажи в миноре (фа-диез минор) говорят о начале средней части финала. Несмотря на непрерывное и равномерное движение, танцевальность присуща и этому разделу.

Финал Завершается кодой, объединяющей основную тему финала с припевом. Кода звучит особенно светло и празднично.

Так постепенно, от мелодической, грациозно-танцевальной первой части сонаты Моцарт приходит к безудержно веселой, музыке финала.

Читайте также: