Каково ваше понимание энциклопедизма пушкинского свободного романа кратко

Обновлено: 03.07.2024

То же самое и с пушкинским энциклопедизмом. Конечно, это прежде всего широта охвата жизни в романе. Здесь и картины светского Петербурга, оттененные жизнью Петер­бурга трудового; здесь и патриархально-дворянская Москва, и поместная деревня с ее нравами и обычаями; здесь и об­щественная, публичная жизнь (балы, театры), и частный, се­мейный быт, и великосветский раут, и народные святочные гадания; здесь и кутящая в модном столичном ресторане золотая молодежь, и крестьянин, едущий в поле по перво­путку. Перед нами живая панорама всей святой Руси с ее градами и весями, морями и реками. Несколькими вырази­тельными штрихами схвачена Пушкиным и крестьянская Русь. В емких характеристиках-определениях предстает в романе Пушкина история русской и мировой литературы, те­атра. В романе совершается эстетическое открытие русской природы с энциклопедическим охватом ее жизни от весны к лету, от лета к осени и зиме.

Этот свободный роман течет одновременно с потоком жиз­ни Пушкина естественно и органично. Не ощущается ника­ких скачков, не видно никаких трудов скрепления, связыва­ния романа, создавшегося ведь не сразу, а неоднократными к нему подступами, растянувшимися на семь лет.

Своеобразие в построение романа вносят лирические отступления, в которых поэт высказывает свое личное отношение к событиям и героям. Например, рассказ о юности Онегина сопровождается замечаниями о неполноценности дворянского воспитания и образования. Пушкин подчеркивает свою духовную близость к главным героям (“Онегин — добрый мой приятель”, “Татьяна милый идеал”) и размышляет о любимом роде занятий, литературе, о желании писать в прозе. Иронически высказывается о литературных течениях: классицизме, сентиментализме. Лирические отступления как бы воссоздают образ самого Пушкина — человека умного, любящего, гуманного. Это и послужило поводом Белинскому сказать: “Онегин” — самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”.
Для романа автор создает новый вид строфы, которая получила название “онегинской”. Она состоит из четырнадцати строчек: трех четверостиший с перекрестной, парной и опоясывающей рифмовкой и одного двустишия с парной рифмовкой, нередко являющегося обобщением или звучащего как афоризм:

Привычка свыше нам дана,
Замена счастию она.

“Онегинская” строфа позволяет вместить законченную мысль, целый эпизод, картину. Она написана любимым пушкинским размером: четырехстопным ямбом. Язык романа отличается живостью, простотой, выразительностью. Широкое “энциклопедическое” изображение русской жизни своего времени Пушкиным дало право Белинскому сказать: “В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русского общества”.
Великий критик назвал также роман не только энциклопедией русской жизни, но и в высшей степени народным произведением, вкладывая в этот термин очень широкое содержание; он считал, что народным является такое произведение, в котором поставлены важнейшие для жизни всего народа вопросы, и разрешены они в духе наиболее прогрессивных идей эпохи. Итак, народность произведения заключается в его тематике, идее, в создании национальных русских образов, в изображении русской природы, в использовании разговорного народного русского языка. Подчеркивая исторический характер “Онегина”, чувствуя в нем декабристские настроения, критик-демократ дает высокую оценку главным героям романа: “Итак, в лице Онегина, Ленского, Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития”.

Этот свободный роман течет одновременно с потоком жизни Пушкина естественно и органично. Не ощущается никаких скачков, не видно никаких трудов скрепления, связывания романа, создавшегося ведь не сразу, а неоднократными к нему подступами, растянувшимися на семь лет.

Форстер и персонажи его романа

Форстер и персонажи его романа Каждое новое поколение убеждено в том, что оно умнее и прогрессивнее старого. Если речь идёт о сфере половых взаимоотношений, это утверждение кажется бесспорным. Европейцы, выросшие после второй мировой войны и воспитанные сексуальной

Отход от семейственного романа

Вариации на тему романа

Вариации на тему романа Даже если наши знания о литературе и ее истории, приемах и формах сегодня чересчур обширны, чтобы кто-то мог позволить себе наивные тексты, многие продолжают делать вид, будто ничего не произошло. Они борются за возвращение к классическому роману,

Расслоение романа

Расслоение романа Насколько я замечаю, блуждающий дискуссионный нерв постепенно переместился от порядком надуманной постмодернистской ажитации к куда более основательному вопросу о судьбе художественного вымысла, в том виде, в каком он более трех веков составлял

Жанровые модели романа-путешествия и романа-воспитания чувств в творчестве Ф. А. Эмина

Жанровые модели романа-путешествия и романа-воспитания чувств в творчестве Ф. А. Эмина Первым оригинальным русским романистом нового времени считается Федор Александрович Эмин (1735-1770). Это фигура в русской литературе совершенно необыкновенная, и даже можно сказать,




Пример сочинения 1

Невозможно не обратить внимания и на описания быта персонажей, которые занимают существенную часть романа. К примеру, большая часть жизни помещиков, кажется, была посвящена пирам, отдыху, различным празднованиям, мелким бытовым хлопотам и соблюдению исконно русских традиций. Как читателям, нам трудно не заметить того, насколько однообразна и однобока была их жизнь – без стремления к знаниям, без тяги к тому, чтобы познавать мир и узнавать что-то новое. Однако, как все мы знаем, Пушкин любил Россию и умел находить особое очарование даже в недостатках русского народа, поэтому через весь роман автор словно пропускает нить доброжелательности и симпатии к героям произведения.


Пример сочинения 2

Первым энциклопедичным персонажем, который встречается в романе, является Евгений Онегин. Он – образ всего светского общества, жившего в XIX веке. Евгений не слишком образован, он безоговорочно следует моде, развлекается, а еще Онегина одолевает вечная скука. Именно таким представил высокое общество Пушкин.

Поместное дворянство представляет семья Лариных. Каждый персонаж здесь уникален, при этом демонстрирует разные типажи. Например, няня Пушкина, Арина Родионовна, была прообразом Татьяны. Ольга – типичная дворянская красавица, о таких пишут романы, но ничего привлекательного в этом типаже нет. Супруги Ларины – обыкновенные помещики, каких в России XIX века можно было встретить практически везде.
В лирических отступлениях нередко описывается природа. Пушкин создал описания к каждому времени года, из которых легко можно представить российский климат и типичную погоду в каждом сезоне. Во всех этих описаниях показаны крестьяне или их дети, продемонстрированы русские повседневные заботы и дела.


Пример сочинения 3

Роман в стихах “Евгений Онегин” нередко называют энциклопедией русской жизни. Впервые так высказался о романе Белинский, и его слова о романе оказались поистине верными.

С первого взгляда может показаться, что роман сосредоточен вокруг одного центрального персонажа – самого Онегина. Но герой этот на протяжении всего произведения сталкивается с разными людьми и обстоятельствами.

Так, детство и юность героя – это обычное детство многих современников автора. Привычка семей жить не по средствам, бессистемное образование детей и препоручение их воспитателям – многое из этого было знакомо читателям не понаслышке. Праздная жизнь, отсутствие привычки к любой серьезной деятельности тоже весьма характерна для российского высшего общества.

Герой пользуется успехом: он молод, обучен манерам, весьма эрудирован. Но пустая жизнь заставляет его искать чего-то большего. И это тоже одна из типичных черт того времени. Скучающая молодежь, как и герой романа, ищет смысла жизни в книгах, пытается примерять на себя чужие роли и изображать байронических героев.

Главы, посвященные жизни героя в деревне, рисуют нам уже другое общество – мелких помещиков. Кто-то из них смешон в своей напыщенности, кто-то – трогательно наивен и простодушен. Но каждый из них описан ярко и выпукло. Нехитрый быт и образ жизни, деревенские развлечения все это рисует нам совсем иную картину. Здесь видна жизнь не только дворянства, но и крестьян. Рассказ няни, хоть и не очень длинный, иллюстрирует жизнь многих крестьян. А живописные картины святочных гаданий показывают, как развлекалась молодежь в деревне.

Последние главы романа также рисуют нам столичное общество – но теперь это выглядит по-другому. Простая и исполненная спокойным достоинством Татьяна своим присутствием создает контраст с московским и петербургским “высшим светом”. Одно ее присутствие заставляет ярче проявляться отличительные черты светского общества.

В романе Пушкин в полной мере проявил свой талант. В восьми главах он вместил столько всевозможных характеров, описаний природы и быта, что Евгения Онегина можно считать настоящей энциклопедией русской жизни.


Пример сочинения 4

Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин", написанный в 1823—1831 годах, отразил жизнь русского общества в один из интереснейших моментов его развития — в эпоху пробуждения самосознания в обществе после Отечественной войны 1812 года, в период появления в дворянской среде "лишних людей" и возникновения тайных обществ. Истинный писатель всегда отражает в своем творчестве то, что характерно для эпохи, в которую он живет и творит. Листая страницы романа, погружаешься в неповторимый мир пушкинских 20-х годов XIX века: гуляешь по Летнему саду с Онегиным-ребенком, наблюдаешь надменную скуку петербургской гостиной, слышишь разговоры поместных хозяев "о вине, о псарне, о своей родне", переживаешь с Татьяной ее первую и единственную любовь, любуешься великолепными картинами русской природы.

Александр Сергеевич Пушкин удивительно точно, несколькими штрихами, рисует жизнь и быт всех слоев русского дворянства. Тон задает петербургское общество.

Описывая один обычный день Онегина, автор формирует у читателя полное представление о том, как проводили время молодые столичные дворяне 20-х годов прошлого века. На первый взгляд день героя насыщен до предела:

Бывало, ом еще в постели:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенъя? В самом деле,
Три дома на вечер зовут.

Чем заполнен день Онегина? Прогулка по бульвару, роскошный обед в модном ресторане, театр, бал и позднее возвращение домой, когда уже пробуждается "Петербург неугомонный". Символично, что трудовой город, выразительно и лаконично изображенный Пушкиным, живет по другому времени.
Их пути не пересекаются.

Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.

Главный герой романа живет в эпоху, когда крепостное право, против которого выступало передовое дворянство, еще не было отменено. Это было время пробуждения самосознания в обществе, что не могло не отразиться на внешней стороне жизни дворянства. Мы видим, как расширяется круг знакомства с западноевропейской литературой. Имена Канта, А. Смита, Гиббона, Гердера, Руссо говорят об интересе дворян не только к художественной литературе, но и к серьезным научным произведениям:

Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.

Интересы и интеллектуальные увлечения дворянской интеллигенции А. С. Пушкин раскрывает не только в образе Онегина, но и в образе его друга Ленского. В этих разных по характеру героях полно и глубоко выявляется интеллектуальный уровень молодых людей того времени. Их объединяет пытливый ум, эрудиция. Споры этих представителей дворянской молодежи опираются на труды европейских философов, экономистов, историков. Это говорит об ориентации молодых дворян того времени на культуру Западной Европы, что, с одной стороны, свидетельствует об их высокой образованности, а с другой — о потере интереса ко всему русскому. Особенно остро это чувствует Татьяна, ставшая "равнодушною княгиней", "законодательницей зал". Какая глубокая грусть звучит в ее словах, обращенных к Онегину:

. Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище…

Пушкин сумел необыкновенно ярко показать московское дворянство. Он представил нам этот свет, "цвет столицы", в лицах — это "знать" и "моды образцы", "везде встречаемые лица, необходимые глупцы". На балу мы видим и "бального диктатора", и "залетного путешественника", и субъекта, заслужившего известность "низостью души", и "на все сердитого господина" — но дельного человека среди них нет.

В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум;
Не улыбнется темный ум,
Не дрогнет сердце, хоть для шутки.
И даже глупости смешной
В тебе не встретишь, свет пустой.

Точная характеристика столичной элиты, данная Пушкиным в этих строках, показывает чопорность, надменность, фальшь, а также убийственную скуку этой блестящей и пустой жизни. Представители поместного дворянства тупы и неразвиты. Их разговоры бессмысленны: о сенокосе, о родне, о псарне; на именинах у Татьяны "целью взоров и суждений" был жирный пирог, "к несчастию, пересоленный". Становится понятной хандра Онегина, глубокая и скрытая грусть Татьяны которым трудно жить в таком окружении.

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.

В результате мы приходим к выводу, что в основе характера московских дворян лежит бездуховность, отсутствие каких-либо интересов, застойность жизни. Но в то же время мы замечаем, что семья Лариных описана Пушкиным по-другому, с симпатией, потому что его привлекает в этих людях простота, отсутствие фальши:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод.

Автор явно симпатизирует Лариным из-за их близости к русским национальным традициям. Лучшие нравственные качества Татьяны воспитаны не француженкой-гувернанткой, а крепостной няней. Недаром охваченная любовью к Онегину Татьяна открывает душу своей няне как самому близкому человеку на свете. Но, когда читаешь их диалог, возникает впечатление, что эти две женщины разговаривают на разных языках, совершенно не понимая друг друга. В рассказе "Филипьевны седой" мы находим осуждение Пушкиным крепостного права, которое отнимает у людей даже право любить.
Но душа народа живет в песне, которую поют дворовые девушки, "собирая ягоду в кустах", в сказках, обычаях, обрядах. Поэтому описание природы наполнено в романе картинами народной жизни, что придает ему национальный колорит.

Роман "Евгений Онегин" — это сложное и многоплановое произведение, в котором А. С. Пушкин касается разрешения самых разных трудностей, как нравственных, культурных, так и социальных, экономических, бытовых. Этот роман является истинной энциклопедией русской жизни, в которой отражены не только судьбы людей, но и вечные проблемы, существующие в любое время.

Читайте также: