Каково состояние естественнонаучных знаний в средние века кратко

Обновлено: 02.07.2024

В Эпоху Средних веков происходит постепенное ослабление влияния античной культуры. Вместе с тем усиливается религиозное христианское миро воззрение, которое, отнюдь не приветствуя естественнонаучные исследования ученых, старалось насадить в сознании людей догматические религиозные положения об устройстве мира. Религию совершенно не устраивал научный метод познания, ориентированный на наблюдение и эксперимент, истина для неё со держится в Священном Писании.

Развитие естествознания в средневековую эпоху распадается на два временных отрезка;

  1. Период упадка европейской науки. Развитие науки на Востоке (VII-IX века).
  2. Период подъёма европейской науки (ХI-ХV века).

В то время как в Европе естествознание переживает период упадка, на Аравийском полуострове в VII веке, объединившиеся под знаменем Ислама, арабские кочевые племена образуют сильное государство, постепенно завое­вавшее Средний Восток, Северную Африку и Пиренейский полуостров. Укреп­ление государства сопровождалось также развитием всех сфер духовной жизни и культуры, в том числе и науки. Арабы перенимают основные достижения ан­тичной науки, и в период упадка научных знаний в Европе не дают им погиб­нуть. Более того, они сами добиваются больших успехов на путях, проторённых их античными предшественниками.

На Востоке получил развитие также и экспериментальный метод. Его не­превзойдённым мастером был учёный-энциклопедист Адь Бируни (973-ок.1048). Он точно определил плотность металлов и других веществ, вычислил угол наклона эклиптики к экватору, а также радиус Земли. Проводя астрономические наблюдения, он понял, что геоцентрическая теория содержит изъяны и, по-видимому, в центре мира должно находиться Солнце Аль Бируни также написал целый ряд трактатов, охватывающих все известные тогда науки: геогра­фию, астрономию, геометрию, минералогию, медицину и другие.

Другие известные учёные того времени - это Аль Хайсам (Альхазен) (965-1020), основные исследования которого относятся к оптике, Ибн-Сина (Авиренна) (980-1037), прославившийся в области медицины, Улугбек (1394-1049), «оставивший каталог звёзд и таблицы движения планет.

Начиная примерно с Х века во многом благодаря крестовым походам, Ев­ропа начинает знакомиться с культурой, наукой и техникой Востока. Переводятся на латинский язык фундаментальные труды восточных ученых, а также неизвестные тогда (утерянные) тексты античных авторов, сохранившиеся толь­ко в арабских переводах.

Вслед за открытым арабами в Кордове (Испания) университетам во мно­гих европейских городах - Париже, Болонье, Оксфорде, Кембридже и ряде других организуются университеты, сыгравшие большую роль в европейской науке. Первоначально они создавались с целью подготовки духовенства и развития теологии, но наряду с религиозными дисциплинами там изучали логику, математику и другие науки. Постепенно эти научные дисциплины эмансипиро­вались и им стали уделять самостоятельное внимание.

Конечно, темпы развития средневековой науки и её достижения были не столь впечатляющими как в эпоху античности, но, тем не менее, наука на месте не стояла, зрела почва для научной революции XVI_XVII веков. В эпоху сред­невековья жили такие учёные, как Роджер Бекон (1214-1294) Уильям Оккам (ок. 1300-1349), Томас Брадвардии (1290-1349). Дальнейшее развитие получила техника. Были изобретены механические часы, разработана технология производства бумаги. Иоганн Гуттенберг (1400-1468) в 1440 году изобретает книго­печатание.

Эпоха Возрождения, последовавшая за Средневековьем, дала заметный толчок развитию естествознания. Она сдвинула с мёртвой точки развитие точ­ных наук, сдерживаемое религиозными догмами и схоластическим методом по­знания, безраздельно господствовавшим в философии. Этому в первую очередь способствовал новый идеал эпохи - идеал свободной, всесторонне развитой личности, ставший ядром нового антропоцентристского мировоззрения. Вы­дающиеся личности эпохи Возрождения вполне соответствовали новому идеалу - это великие художники Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Альбрехт Дюрер, философы Николай Кузанский, Макиавелли, Томас Мор, путешественники Колумб и Магеллан, а также другие. Среди них выделяется фигура Леонардо да Винчи (1452-1519), который помимо того, что был гениальным живописцем, внес весомый вклад в развитие самых разных отраслей естествознания. Начав борьбу со схоластикой, он провозгласил новые принципы познания, центральными из которых являются опора на наблюдение и опыт, а также применение математических методов. Опираясь на них, он сделал по­пытку сформулировать принцип инерции и очень близко подошел к будущей формулировке Галилея. Он исследует движение снарядов, колебания звуковых и водяных волн, разрабатывает проекты летательных аппаратов, боевых машин и многое другое.

Несмотря на большие достижения Леонардо да Винчи и других деятелей ключевой фигурой эпохи всё же считают польского астронома Николая Коперника (1473-1543). Его величайшей заслугой является изменение миров зрения эпохи, явившееся следствием разработки им гелиоцентрической сие мы мира. Данное событие является началом первой научной революции, которое завершится созданием Ньютоном классической механики.

Литература:
— П.П.Гайденко. Научная рациональность и философский разум. – М.: 2003 (разд. 2)
— П.П.Гайденко. Эволюция понятия науки. – М.: 1980. (разд. 3)
— К.А.Свасьян. Становление европейской науки. – М.: 2002. Сс. 73-133.
— и учебники по истории и филос-и науки (соответствующие главы)

Ср. века: не создали новых фундамент. научных программ, но и не просто пассивное усвоение античных. Средневековье создало нов. понятия, методы иссл-я. Нов. стиль мышления!

3.Специфическое отношение к чувственным данным, опыту.

4. Интроверность – самопознание, самосовершенствование, а не познание окруж. мира. Природа – второстепенный объект позн-я. Тварность. Изменился онтологич. статус природы. Она несовершенна, и Бог предначертал человеку повелевать ею. Поэтому и статус знания меняется – оно д.б. полезным или символическим.

5. Пересмотрено соотнош-е античных науч-иссл. программ, изменена их структура, дана нов. интерпретация бесконечности, пространства, времени.

6. Универсальный метод познанияя – ДЕДУКТИВНАЯ логика Аристотеля.

Под средневековьем обычно понимают период от заката античной культуры (в V веке) до эпохи Возрождения, что составляет около 10 столетий. В истории Европы этот период называют не иначе как "мрачный", имея при этом в виду общий упадок цивилизации, крушение Римской империи, нашествие варваров, проникновение религии во все сферы духовной культуры. Но усиление роли религии в жизни общества является скорее не причиной "мрака", а его следствием и, более того, средством защиты человечества от деградации. Возникшее в I веке христианство, а позднее и ислам, создавали согласие в обществе, являлись мощным стабилизирующим фактором. Церкви и монастыри обеспечивали необходимый уровень грамотности и образования. Чтение и переписывание ученых книг было обязательным занятием в монастырях. Там создавались значительные по объему монастырские библиотеки, сохранявшие научное наследие. Монастыри обменивались рукописными книгами, ученые монахи не только комментировали тексты древних рукописей, но и обобщали знания, собирали воедино труды ученых различных научных школ и направлений. Религиозное воспитание предполагало высокую нравственность, формирование идеалов добра и справедливости.

Наука Византии

Христианство было порождено развратом Римской империи и царящей там несправедливостью. Возникшее среди простолюдинов, христианство сравнительно быстро овладело умами образованных передовых государственных деятелей.В 4 веке христианствопредставляло собой централизованную систему с верховным управлением и являлась мощной и влиятельной политической организацией, ставшей со времен Константина оплотом государственной власти. Византия существовала как христианская империя, единственно способная сохранить наследие античности. Константинополь был последней крепостью цивилизации. В библиотеках его монастырей хранились поэмы Гомера, труды Аристотеля. В середине IX века под началом епископа Льва (нач.IX века – 869 г.), прозванного Математиком, в Магнавском дворце была открыта высшая школа. В Магнавской школе собирались хранившиеся в монастырях старинные книги, переводы античных произведений, математика, механика, аглгебра, практика архитектура=математические вычисления( храм Св. Софии в Константинополе). Архитектура храма, его мозаика свидетельствуют о расцвете искусств и совершенстве техники Византии в VI веке.Обширные торговые связи Византии достигали Китая, Индии, Цейлона. География, хоология, космология, ремесло, фармакология, птолемеевская система мира. В целом же о научных и технических достижениях Византии мы знаем очень мало. Это объясняется теми разгромами, грабежами, истреблением памятников науки и культуры, которые стали следствием нашествия внешних врагов Византии.

Наука в странах арабского Востока

Народы, жившие на восточных окраинах Римской империи, противились принятию христианства, которое отождествлялось с враждебным им правительством империи. Арабская культура во многом восприняла достижения античного мира. Багдадские халифы покровительствовали наукам: земледелие требовало развития геодезии, математики, военные походы и ТОРГОВЛЯ стимулировали развитие географии, астрономии. На арабский язык были переведены сочинения греческих ученых, в частности Аристотеля, Птолемея, Архимеда. На арабский переводились и персидские, и индийские книги. Арабские ученые в целом восприняли и систематизировали знания античной цивилизации, придав им более рациональный характер. Астрономические обсерватории, таблицы, вычисление движения планет, основы астрономии, математика как следствие, арабская цифровая система, геодезия. Календарь, оптика, алхимия, спирт стал антисепттик, созданы хим. Карты, география.

Западноевропейская наука

Западная Римская империя была практически разрушена нашествиями варваров. Единство и порядок церкви в значительной степени обеспечивали основу для существования власти на территории империи. Более того, усилия церкви были направлены на обращение в христианство варваров, появлявшихся в пределах империи. В центры научных знаний превращались монастыри. В 529 году Бенедикт Нурсийский основал католический монастырь близ Неаполя по образцу христианских монастырей в Малой Азии, Сирии, Египте. Монахи-бенедиктинцы были обязаны заниматься наукой. При монастырях и церквях, начиная с VI века, существовали школы, обеспечивающие необходимый для священнослужителей уровень образования. Но школы давали и элементы светского образования, в частности, грамматика, риторика и диалектика составляли так называемый "тривиум" (три пути знания). Отсюда возник термин "тривиальный". Позднее в школах стали преподавать арифметику, геометрию, астрономию и музыку, составившие "квадривиум" (четыре пути познания). Эти семь дисциплин назывались семью свободными искусствами. Но все же религия и с другой стороны тормозила развитие наук, вспомним Дж. Бруно и прочих. Но! Созданы университеты, школы,

Начиная с XII-XIII веков западноевропейская наука обогатилась значительным числом переводов с арабского и греческого на латынь. Наряду с сочинениями Платона, Аристотеля, Евклида, Архимеда, Птолемея стали доступными и сочинения арабских ученых. Начинают развиваться естественные науки, математика. Выдающийся вклад в развитие математики внес Леонардо Пизанский (Фибоначчи) (1180-1240), написавший математический трактат "Книгу абака", которая на долгие годы стала классическим образцом изложения математики с использованием арабской алгебры и индийского исчисления. Его книга "Практическая геометрия" обобщала данные планиметрии и стереометрии. В "Книге о квадратах" изложены методы решения неопределенных квадратных уравнений.

Широкое распространение в Европе получил трактат Вителлин (ок 1225 – ок. 1281) "Перспектива", в котором изложены открытия в области оптики, в частности дано объяснение возникновения радуги преломлением на каплях воды. Знаменитый францисканский монах Роджер Бэкон (1214- 1292) большое значение придавал эксперименту в естествознании. Его труд "Об опытной работе" в значительной части посвящен проблемам эксперимента в физике и оптике. Бэкон считал скорость света конечной и высказал в догадку о том, что свет не поток частиц, а представляет собой распространение движения, что близко по смыслу к волновой гипотезе.

Глубиной разработки вопросов математики, физики, механики отличаются труды английского математика из Оксфорда Томаса Брадвердина (1290-1349). Важнейшей в его работах является постановка вопроса о дискретных и непрерывных величинах. В трактате "О пропорциях" Томас Брадвердин сделал первую попытку систематизировать научные идеи на математической основе. В Парижском университете глубоко изучались проблемы движения. Большой вклад в развитие идей в этом направлении внесли ученые университета Жан Буридан (1297-1357), Альберт Саксонский (1316-1390), Никола Орем (ок. 1323-1382).

Так же, как и в других странах, в Западной Европе трудились алхимики, основные усилия которых были направлены на отыскание "философского камня", способного превращать неблагородные металлы в золото. С неизменным рвением алхимики искали и "эликсир молодости" (от арабского "ал-иксир" – сухое вещество, превращающее металлы в золото). Подобные попытки давали, тем не менее, реальные практические результаты, в основном касающиеся проведения химических реакций с кислотами, щелочами, солями. В XII веке европейские алхимики получили путем перегонки винный спирт, используемый ими как химический реактив, горючее вещество, растворитель.

Бурно развивающиеся с начала XII века дипломатия и ТОРГОВЛЯ способствовали накоплению географических знаний. Первым западноевропейским справочником-путеводителем, содержавшим различные сведения об азиатских странах, была книга венецианского путешественника Марко Поло (ок. 1254-1324). Марко Поло в течение четырех лет (1271-1275) совершил путешествие на Дальний Восток, достиг Пекина, острова Суматра. В своей "Книге о разнообразии мира" он описал виденные им страны, дворы великого хана монголов и китайского императора, города, быт, нравы народов далеких стран. Книга Марко Поло послужила развитию геодезии и картографии.

Средневековая наука и технические достижения

Великие технические изобретения, сделанные в средневековье, оказали огромное влияние на все области экономики и культуры, в том числе и на развитие науки. Среди таких изобретений наиболее значимыми стали водяная и ветряная мельницы, морской компас, порох, очки, бумага, механические часы. Почти все эти изобретения пришли в Европу с Востока.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Механические часы, физика, математика, астрономия – все нужно было знать.Таким образом, часовое дело соединило механику, астрономию, математику в решении практической задачи измерения времени.Компас как устройство, использующее ориентацию естественного магнита в определенную сторону, изобретен в Китае. Китайцы приписывали способность ориентации естественных магнитов воздействию звезд. В I-III веках компас стал применяться в Китае как "указатель Юга". Как попал компас в Европу до сих пор не известно. Начало его применения европейцами в мореплавании относится к XII веку. Применение компаса на судах явилось важной предпосылкой географических открытий. Свойство компаса впервые обстоятельно представил французский ученый Пьер да Марикур (Петр Перегрин). Он описал в связи с этим и свойства магнитов, и явление магнитной индукции. Компас стал первой действующей научной моделью, на основе которой развивалось учение о притяжениях, вплоть до великой теории Ньютона.

Порох использовался в Китае уже в VI веке при изготовлении ракет, фейерверков. Над открытием секрета пороха, а именно как приготовить смесь, сгорающую без воздуха, трудились многие европейские алхимики. Но удача улыбнулась фрайбургскому монаху Бертольду Шварцу. Порох стал ИГРАТЬ важную роль в военном деле с XIV века только после изобретения пушки, родоначальницей которой явилась "огненная труба" византийцев. Вскоре за пушкой появились ружья и мушкеты. Изобретение пороха имело не только военные последствия. Изготовление пороха и его взрыв, полет снаряда из пушки выдвинуло вопросы научного, теоретического характера. Это прежде всего изучение процессов горения и взрыва, вопросов, связанных с выделением и передачей тепла, вопросов точной механики и технологии, связанных с изготовлением орудийных стволов, вопросов баллистики. Пушка, таким образом, организовала не только военные полигоны, но и обширные полигоны для научных исследований. Изобретена бумага из китая, затем из более дешевого сырья – из тряпья и отходов текстильного производства. Вслед за бумагой, ставшей несравненно более дешевым писчим материалом, чем пергамент, появилось и печатание. Предшественницей книгопечатания была ксилография (от греч. "xylon" – срубленное дерево и "grapho" – пишу), то есть гравирование на дереве. По гравюрам на дереве можно было тиражировать печатные тексты. Китайские мастера изобрели подвижный шрифт в начале XI века, но в Европе он появился лишь в XV веке. Роль книгопечатания в научном прогрессе и распространении знаний трудно переоценить.

Очки были изобретены в Италии. Очковые линзы стали основой при создании таких оптических инструментов, как микроскоп и телескоп.

Общая характеристика средневековой науки

Средневековая наука развивалась в сложных экономических и политических условиях. Античные традиции в наибольшей степени сохранялись в Византии, чье научное наследие в основном бесследно исчезло. К XV веку оказался разрушенным мусульманский мир, потерявший свою интеллектуальную силу. Но к этому времени на сравнительно высокий интеллектуальный уровень поднялась Западная Европа, прошедшая путь от крушения Западной Римской империи до начала Возрождения.

Средневековой арабской науке принадлежат и наибольшие успехи в химии. Опираясь на материалы александрийских алхимиков I века и некоторых персидских школ, арабские химики достигли значительного прогресса в своей области. В их работах алхимия постепенно превращалась в химию. А уже отсюда (благодаря, главным образом, испанским маврам) в позднее средневековье возникла европейская химия.

В XI в. страны Европы пришли в соприкосновение с богатствами арабской цивилизации, а переводы арабских текстов стимулировали восприятие знаний Востока европейскими народами. Большую роль в подъеме западной христианской науки сыграли университеты (Парижский, Болонский, Оксфордский, Кембриджский и др.), которые стали образовываться, начиная с XII века. И хотя эти университеты первоначально предназначались для подготовки духовенства, но в них уже тогда начинали изучаться предметы математического и естественнонаучного направления, а само обучение носило, более чем когда-либо раньше, систематический характер.

Читайте также: