Каково соотношение социализации и индивидуализации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сущность процесса воспитания составляют два внутренних процесса — процессы социализации и индивидуализации.

Социализация и индивидуализация не просто сменяют друг друга в зависимости от этапа постижения действительности. Данные процессы взаимодополняют, взаимопроникают друг в друга, переплетаются в решении жизненных задач.

Социализация основана на усвоении становящейся личности того общего, что характеризует традиции, актуальное состояние и перспективы развития социума, а индивидуализация связана с формированием того единичного, своеобразного, что отличает отдельного человека от других.

Конечным итогом социализации является максимальная индивидуализация социального знания, наполнение его реальным индивидуальным смыслом.

Итог индивидуализации — создание социально значимого продукта, воплощение своей уникальности в социуме. Специфика индивидуализации состоит в том, что она представляет собой единство самореализации и самоотдачи не только с целью создания самого себя, но и для совершенствования других людей.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Философ Э. Дюркгейм, одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.

Под социализацией понимают:

  • взаимодействие человека с обществом;
  • процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе;
  • развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры.

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности.

Социализация протекает во взаимодействии личности с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Их принято называть факторами социализации. Факторы социализации ученые (А. В. Мудрик, В. И. Слободчиков и др.) условно объединяют в четыре группы.

Социализация и индивидуализация как составляющие педагогического процесса

Под мегафакторами (мега — очень большой, всеобщий) понимают факторы, действующие в масштабах космоса, планеты, мира, и в той или иной мере через другие группы факторов, влияющие на социализацию всех жителей Земли.

Это влияние стало наиболее очевидным в нашем столетии, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические, экономические, демографические, военно-политические.

Вторая группа — макрофакторы (макро — большой) — это страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья группа — мезофакторы (мезо — средний, промежуточный) — это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу — микрофакторы.

К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации.

На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр.

По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого.

К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; приобщение человека к многочисленным видам отношений в его жизнедеятельности — общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда механизмов, среди которых выделяют социально-психологические и социально-педагогические механизмы.

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие.

Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.).

Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации).

В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач.

Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д.

Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.

Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры.

Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Под индивидуализацией понимают процесс формирования индивидуальности, неповторимого своеобразия отдельного человека, только ему присущего внутреннего мира, способов взаимодействия с людьми, мыслей, чувств, переживаний, способностей.

Среди условий и средств формирования индивидуальности — индивидуальный подход, личностная ориентация и система индивидуализированного обучения и воспитания.

И. И. Резвицкий выделил внешние факторы индивидуализации: дифференциацию — обособление от окружающей среды, в т.ч. социальной, и интеграцию — включение в систему социальных связей, которые, на его взгляд, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены; и внутренний фактор — централизацию, объединяющую все элементы ее структуры в единую систему, обусловливающую целостный характер индивидуального бытия, которая является одновременно внутренней основой и критерием индивидуализированности личности.

Кроме того, он выделил автономизацию — обладание своим собственным способом существования, способностью к самоопределению и саморегулированию — в качестве условия процесса индивидуализации.

Особую роль в процессе взаимодействия социализации и индивидуализации, в ходе которого формируется личность, адекватная общественным потребностям своего времени, играет образование.

Это связано с тем, что понимание личностью окружающего природного и социального мира формируется под воздействием окружающих социальных условий, и является результатом усвоенных в процессе обучения и воспитания знаний, норм, требований.

В отечественной психологии принято считать, что развитие лично­сти происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек — существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.

Социализация личности представляет собой процесс фор­мирования личности в определенных социальных условиях, про­цесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценнос­ти и ориентации, избирательно вводит в свою систему пове­дения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеж­дения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то — это символ презрения, а у представителей племени масаи — это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе — это некуль­турно, т. е. правила поведения, приличия, нормы морали нео­динаковы в разных обществах и, соответственно, поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций раз­личный социальный опыт, что является основой другого процесса — индивидуализации.

В психологии принято подразделять социализацию па первичную и вторичную.Обычно вторичную социализацию связывают с разделе­нием труда и соответствующим ему социальным распределением зна­ний. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой при­обретение специфического ролевого знания, когда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Следует отметить, что в рамках концепции Б. Г. Ананьевасоциализация рассматривает­ся как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под инди­видуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности.

При рассмотрении проблемы развития личности соотношение со­циализации и индивидуализации человека вызывает много споров. Суть данных споров заключается в том, что одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей челове­ка, другие же полагают, что индивидуализация личности — это негатив­ная черта, которая должна быть компенсирована процессом социали­зации. В отечественной психологии социализация не рассматривается как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека, и как антипод индивидуализации. Скорее наоборот, в про­цессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность чаще всего сложным и противоречивым образом.

Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

Личность неповторима в своей индивидуальности, как нет двух лю­дей с одинаковым сочетанием психологических особенностей. Лич­ность обладает присущими только ей чертами темперамента и характе­ра, привычками, интересами, качествами познавательных процессов.

Так, А. Г. Ковалеввыделяет следующие компоненты:

1) направленность личности. Это система устойчивых представле­ний, потребностей, интересов, идеалов, т. е. то, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремлен­ностью, цельностью;




2) способности. Это характеристика того, что может человек; это ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств лично­сти. Способности — индивидуально-психологические свойства, кото­рые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специ­альные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способно­сти между собой взаимосвязаны. Одна из способностей является ведущей, в то время как другие играют вспомогательные роли. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочета­нию специальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком, и наоборот;

3) характеркак синтез отношений и способов поведения человека. Характер представляет то, что есть сам человек. Характер — это сово­купность морально-нравственных и волевых свойств человека. К мо­ральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скром­ность. Морально-нравственные свойства отражают представления лич­ности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Человек, обладающий морально-волевым характером, социально акти­вен, постоянно соблюдает социальные нормы. Про такого человека говорят, что он решительный, настойчивый, мужественный, честный. Человек с аморально-волевым характером не признает социальных норм и все свои волевые усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей. Люди с морально-абулическим характером призна­ют полезность и важность социальных норм, однако, будучи безволь­ными, часто, не желая того, в силу обстоятельств совершают антисоци­альные поступки. Люди с аморально-абулическим типом характера без­различны к социальным нормам и не предпринимают никаких усилий, чтобы их выполнять;

4) самоконтроль– это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т.д.

Следует отметить, что процесс социализации осуществляется по­стоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. По характеру сво­его протекания социализация личности относится к процессам с неоп­ределенным концом, хотя и с определенной целью. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему соц. связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

В процессе социализации обычно выделяют три сферы, вкоторых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание.

1. Это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.

2. Определенное центрирование деятельности вокруг главного вида и соподчинение ему всех остальных деятельностей.

Общение - рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления.

Ø сознание тождественности (отличие себя от остального мира);

Ø сознания Я как активного начала, субъекта деятельности;

Ø осознание своих психических свойств;

Ø социально- нравственная самооценка, которая формируется на основе накопления опыта общения и деятельности.

Общим для всех трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром.

Одновременно с социализацией протекает еще один процесс — инкультурация. Если социализация — это усвоение социального опыта, то инкультурация — это процесс освоения индивидом общечеловече­ской культуры и исторически сложившихся способов действий, в ко­торых ассимилированы духовные и материальные продукты деятель­ности человека в различных эпохах.

В отечественной психологии принято считать, что развитие лично­сти происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек — существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.

Социализация личности представляет собой процесс фор­мирования личности в определенных социальных условиях, про­цесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценнос­ти и ориентации, избирательно вводит в свою систему пове­дения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеж­дения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то — это символ презрения, а у представителей племени масаи — это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе — это некуль­турно, т. е. правила поведения, приличия, нормы морали нео­динаковы в разных обществах и, соответственно, поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций раз­личный социальный опыт, что является основой другого процесса — индивидуализации.

В психологии принято подразделять социализацию па первичную и вторичную.Обычно вторичную социализацию связывают с разделе­нием труда и соответствующим ему социальным распределением зна­ний. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой при­обретение специфического ролевого знания, когда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Следует отметить, что в рамках концепции Б. Г. Ананьевасоциализация рассматривает­ся как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под инди­видуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности.

При рассмотрении проблемы развития личности соотношение со­циализации и индивидуализации человека вызывает много споров. Суть данных споров заключается в том, что одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей челове­ка, другие же полагают, что индивидуализация личности — это негатив­ная черта, которая должна быть компенсирована процессом социали­зации. В отечественной психологии социализация не рассматривается как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека, и как антипод индивидуализации. Скорее наоборот, в про­цессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность чаще всего сложным и противоречивым образом.

Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

Личность неповторима в своей индивидуальности, как нет двух лю­дей с одинаковым сочетанием психологических особенностей. Лич­ность обладает присущими только ей чертами темперамента и характе­ра, привычками, интересами, качествами познавательных процессов.

Так, А. Г. Ковалеввыделяет следующие компоненты:

1) направленность личности. Это система устойчивых представле­ний, потребностей, интересов, идеалов, т. е. то, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремлен­ностью, цельностью;

2) способности. Это характеристика того, что может человек; это ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств лично­сти. Способности — индивидуально-психологические свойства, кото­рые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специ­альные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способно­сти между собой взаимосвязаны. Одна из способностей является ведущей, в то время как другие играют вспомогательные роли. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочета­нию специальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком, и наоборот;

3) характеркак синтез отношений и способов поведения человека. Характер представляет то, что есть сам человек. Характер — это сово­купность морально-нравственных и волевых свойств человека. К мо­ральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скром­ность. Морально-нравственные свойства отражают представления лич­ности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Человек, обладающий морально-волевым характером, социально акти­вен, постоянно соблюдает социальные нормы. Про такого человека говорят, что он решительный, настойчивый, мужественный, честный. Человек с аморально-волевым характером не признает социальных норм и все свои волевые усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей. Люди с морально-абулическим характером призна­ют полезность и важность социальных норм, однако, будучи безволь­ными, часто, не желая того, в силу обстоятельств совершают антисоци­альные поступки. Люди с аморально-абулическим типом характера без­различны к социальным нормам и не предпринимают никаких усилий, чтобы их выполнять;

4) самоконтроль– это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т.д.

Следует отметить, что процесс социализации осуществляется по­стоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. По характеру сво­его протекания социализация личности относится к процессам с неоп­ределенным концом, хотя и с определенной целью. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему соц. связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

В процессе социализации обычно выделяют три сферы, вкоторых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание.

1. Это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.

2. Определенное центрирование деятельности вокруг главного вида и соподчинение ему всех остальных деятельностей.

Общение - рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления.

Ø сознание тождественности (отличие себя от остального мира);

Ø сознания Я как активного начала, субъекта деятельности;

Ø осознание своих психических свойств;

Ø социально- нравственная самооценка, которая формируется на основе накопления опыта общения и деятельности.

Общим для всех трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром.

Одновременно с социализацией протекает еще один процесс — инкультурация. Если социализация — это усвоение социального опыта, то инкультурация — это процесс освоения индивидом общечеловече­ской культуры и исторически сложившихся способов действий, в ко­торых ассимилированы духовные и материальные продукты деятель­ности человека в различных эпохах.

Социализация личности — это процесс вхождения индивида в социальную систему, в результате чего он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его жизни.

В ходе индивидуализации индивид осознает себя отдельной единицей общества, отличной от других и обладающей социально неповторимыми чертами: знаниями, умениями и навыками, психологией поведения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Значение обоих процессов в жизни человека равнозначно, поэтому они не могут идти в отрыве друг от друга.

Усвоение социального опыта всегда субъективно, так как люди по-разному воспринимают объективно одинаковую ситуацию. Соответственно, их реакция и переживания тоже различны, поэтому из одной и той же ситуации каждый индивид выносит свой уникальный социальный опыт.

Как социализация и индивидуализация помогают развитию личности

Ориентиры социального развития личности устанавливаются под влиянием общества, культуры, традиций, которые человек познает с самого детства. Общепринятые ценности и нормы усваиваются в процессе воспитания, во взаимодействии и общении с другими людьми. Согласно правилам и установкам, принятым в конкретной социальной группе, человек формирует собственное поведение и обрисовывает свой жизненный путь. Социализация может протекать по двум направлениям:

  • через социальное приспособление;
  • преодоление сложившихся стереотипов.

В первом случае индивид принимает все нормы общества, активно приспосабливается к условиям среды и строит свою жизнь в соответствии с ними. Это помогает создать гармоничные отношения с окружающими людьми, упрощает процесс самоактуализации и адаптации. Во втором случае человек стремится проявить индивидуальность через нестандартное мышление или поведение. Он может принимать абсолютные ценности общества, но в остальном оставлять себе право выбора и действовать, согласно собственным установкам. Такое поведение может поощряться или не поощряться обществом.

Соотношение процессов

Социализация всегда направлена на развитие индивидуализации, так как социальный опыт, который лежит в ее основе, активно перерабатывается и усваивается индивидом, становясь источником его индивидуализации. Слаженное взаимодействие этих двух факторов составляет длительный и сложный процесс становления и развития личности. При этом социализация и индивидуальность не только сменяют друг друга, но и переплетаются для решения важных задач, связанных с применением социального или индивидуального опыта.

Индивидуализация ведет к самостоятельности и автономности личности, предоставляет ей возможность выбирать те ценности, которые больше соответствуют ее поведению и личным свойствам. Однако такая автономия может приводить к одиночеству или социальной дезадаптации и запутанности. Все эти факторы порождают проблемы в социализации, которые проявляются в уходе человека в свой внутренний мир, полном отказе от общения с другими людьми. Из его ценностной ориентации вытесняются социальные интересы и нормы, без которых невозможно адаптироваться к жизни в обществе.

Поэтому на протяжении жизни человек стремится к сбалансированному освоению мира и самого себя. Необходимость в пропорциональном течении социализации и индивидуализации культивируется с детства уже в дошкольный период. В этом возрасте дети впервые выходят за пределы единственно знакомого им института семьи и попадают в новые условия. С помощью преподавателей и родителей они учатся налаживать коммуникации с другими людьми. А благодаря индивидуальному подходу в педагогике в раннем возрасте начинают осознавать свою уникальность и неповторимость.

Современная система образования позволяет в комфортной социальной среде развить индивидуальные способности каждого ученика и дать ему инструменты для самостоятельного прохождения процессов социализации и индивидуализации в будущем. Только во взаимосвязи с индивидуализацией можно приблизиться к пониманию сути социализации.

Как происходит становление личности в процессе социализации

Наше представление о себе включает персональную и социальную идентичность. К персональной идентичности относятся такие категории, как представление о своих личных качествах, самооценка, к социальной — расовая принадлежность, пол, профессиональная деятельность. Причисляя себя к какой-то конкретной социальной группе, мы осознаем свою социальную идентичность и принадлежность к чему-то большему. Это чувство помогает преодолеть одиночество и страх перед непредсказуемостью будущего.
Развитие личности в ходе социализации проходит в сферах деятельности, общения и самосознания.

Не менее важное значение в процессе социализации приобретает деятельность индивида. Готовность учиться новому и осваивать разнообразные виды деятельности говорит о способности человека к социализации. Таким образом вырабатывается устойчивость к изменениям и развиваются навыки быстрой и безболезненной адаптации.

Самосознание индивида заключается в осознании собственных особенностей, способностей и возможностей. Оно основывается на активном процессе самопознания и накопления социального опыта. Субъективное или объективное знание о себе определяет уровень самооценки, самоуверенности, а также отношение индивида к другим людям.

Еще одной важной характеристикой личности является степень ее ответственности или локус контроль. Психологи разделяют два типа:

  • внутренний локус контроль — вера индивида в то, что он сам отвечает за свою жизнь и способен контролировать собственную судьбу;
  • внешний локус — убежденность в том, что все происходящее в жизни зависит от обстоятельств и не поддается человеческому контролю.

Первый тип ответственности присущ успешным людям, которые чувствуют себя хозяевами своей судьбы и не склонны объяснять неудачи какими-то внешними факторами. Как правило, они мыслят более позитивно, ведут себя открыто и легко идут на контакт с другими людьми.

Человек, который считает, что все происходящее с ним зависит от действий других людей или обстоятельств, склонен воспринимать жизненные неудачи как удары судьбы, а себя в качестве главной жертвы. Например, в неудачах на работе он скорее обвинит кого угодно и что угодно, только не себя. Все это приводит к неспособности управлять своей жизнью самостоятельно.

Что приобретает личность в процессе индивидуализации

Индивидуализация представляет собой естественный многоуровневый социальный процесс, который затрагивает все сферы общественной жизни. Социологи выделяют два уровня индивидуализации:

  1. Структурный или объективный, который не зависит от деятельности отдельных индивидов и является закономерным процессом, связанным с расширением социального пространства, разделением труда, результатами глобализации.
  2. Второй уровень относится к сфере индивидуальной активности человека. Смысл индивидуализации состоит в расширении личных прав и возможностей индивида, освобождении от традиционных социальных форм и связей, формировании паттернов поведения, собственной ценностной ориентации.

В процессе индивидуализации человек осознает себя как целостную личность, объединяющую все его свойства и признаки. Это способствует формированию богатого внутреннего мира, ведет к активной самодетерминации и самоактуализации и является необходимым условием последующего саморазвития.

Ребенок не может развиваться в полноценного человека, способного к адекватному самоосуществлению в современном открытом обществе, находясь в одномерном пространстве культуры.

Социализация и индивидуализация — это равноценные и необходимые процессы для целостного образования человека, это природно-социально-духовные феномены его бытия. Утрата одного из них (а точнее, нивелирование одного за счет абсолютизации другого) ведет к ущербности образовательного процесса и как следствие — к ущербности личностного и социального развития.

Социализация — развитие и самореализация человека на протяжении жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Индивидуализация — это развитие и самореализация человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности (осознанное самоосуществление собственной биографии).

Читайте также: