Каково отношение раскольникова к религии в финале кратко

Обновлено: 05.07.2024

Роман всем нам знаком еще по школьной программе, и там, как мне запомнилось, он изучался преимущественно с позиции выяснения вопроса, этично или неэтично убивать старушек. Путем достаточно долгих диспутов мы приходили к выводу, что старушек все-таки, наверное, убивать не следует. Огромный пласт тех смыслов, которые Достоевский вкладывал в роман, оставался за пределами нашего поля зрения.

Сегодня я попытаюсь школьный урок, аналогичный тому, который я обычно провожу в липецких школах, провести здесь, в этих стенах, с вашим участием. Правда, сейчас я все-таки немного раскрываю карты, а встречу со школьниками я не начинаю с разговора о православии.

Я прихожу и начинаю убеждать их в том, что идея Родиона Романовича Раскольникова вполне имеет право на существование. Начинаем обсуждать аналогичные примеры из истории. Я спрашиваю, кому поставлены памятники в городе или в городах, где мы живем или они живут, чьими именами названы улицы. Мы перебираем героев XX века, из которых очень многие персонажи оказываются с даже не по локоть, а гораздо в большей степени в крови руками и прочими частями тела.

Для нас это народные герои. Сколько поколений советских детей плакало над любимым образом Василия Ивановича Чапаева, трагически гибнущего в фильме? Любимый герой советской детворы. Когда мы изучаем его реальную биографию и узнаём, чем он прославился в годы гражданской войны, то понимаем: да, есть действительно великие люди. Это какая-то особая каста или особая раса, те, для кого убийство не является чем-то предосудительным, любое кровопролитие для них оправдано, потому что это герои, это великие люди.



В образе Раскольникова показан путь гордыни. Если рассматривать преступление, совершенное, как повторение сюжета Эдемского сада – вкушение плода древа познания добра и зла, появляется один очень интересный вопрос.

Я думаю, роман кто-то из вас перелистал, кто-то его и так хорошо помнит. Вот второе убийство, которое уже ничем, кроме как страхом за собственную шкуру, не оправдано, – убийство Лизаветы – гораздо более жестоко и натуралистично показано. Убийство Алены Ивановны как-то блекло выглядит по своему описанию по сравнению с тем, насколько жутко изображено второе убийство. И сама Лизавета – полная противоположность Алены Ивановны, совершенно кроткая, никому зла не желавшая и не приносившая, беззащитная женщина.

Как бы то ни было, перед нами убийство очень кроткой, беззащитной женщины, жестоко и очень натуралистично описанное, гораздо более страшное с виду и совершенно никоим образом не оправданное, в отличие от убийства Алены Ивановны.

Вспомните по тексту романа, мучает ли Раскольникова убийство Лизаветы, вспоминает ли он о нем? Упоминает – да, он с этого начинает свое признание Сонечке, но только потому, что Соня с ней дружила, как бы начинает с близкой для нее, понятной и страшной темы. Но нет ни одного эпизода, где было бы раскаяние и переживание, связанное со вторым убийством. Это логично или это недочет, недодумка автора?


Протоиерей Димитрий Струев: Логично, да. Как это обосновать?

– Первый шаг всегда сложнее сделать, первое больше всего запоминается. Он долго думал, первое совершать или не совершать, по этому поводу и продолжал переживать.

Протоиерей Димитрий Струев: Первое убийство он не просто задумал, он его обосновал, оправдал для себя. Он подвел под него теоретическую базу. Второе – никак не обосновано, он даже не задумывается о том, чтобы его оправдать или обосновать. Просто эта опция выключена. Почему?

– Потому что он уже за чертой.

Это уже изменение сознания. Мы видим уже измененное сознание Раскольникова, в котором, собственно, второе убийство не воспринимается как убийство, но все его дальнейшее внутреннее, нравственное мучение происходит вокруг этой точки невозврата. Не вокруг жестокости или каких-то деталей убийства, а вокруг той точки невозврата, когда он принял решение переступить черту ради того, чтобы ощутить себя сверхчеловеком.

Верит ли Раскольников в Бога? Кто-нибудь помнит об этом?

– Постепенно открывает для себя. Первоначально мысли о Боге ему не близки. Мне кажется, он знает, что Бог есть.

– Постепенно он задумался над смыслом жизни.

Протоиерей Димитрий Струев: Как раз все наоборот. Он верит до этой точки невозврата и отрицает Бога после. Помните момент колебания, когда он почти передумал, отказался, отрекся от идеи, мечты, которую он назвал проклятой? В какой момент это происходит, если кто-то более-менее хорошо помнит текст романа, это отречение от замысла?

Там очень интересная цепочка событий: письмо матери, после письма матери сон, когда он в изнеможении, в тяжелейшем нервном напряжении после письма матери валится где-то на газон посреди Петербурга, засыпает в траве и видит сон с лошадкой, в котором он возвращается в детство. Так вот, там очень интересная цепочка событий.

Дело в том, что мы обычно письмо Пульхерии Раскольниковой обсуждаем только в ситуации с Дунечкой, которая собралась замуж за Лужина, и эмоциями Раскольникова, вызванными этой новостью.

Заметьте: напоминание о детской вере, о детских молитвах и упоминание об отце, который в детские года Раскольникова еще был жив. Дальше несколько страниц о переживаниях Раскольникова. Некий человек, которого Раскольников отгоняет от пьяной девочки. Но потом это болезненное состояние, в котором он заснул, сон с лошадкой, причем ему снится отец. Он, видимо, тот самый ребенок в том самом детстве, которое имеет в виду его мать, то есть ребёнок, у которого еще есть вера и есть молитва. Вот на глазах этого ребенка в пьяном кураже мужички забивают до смерти ни в чем не повинную лошадь. После этого сна:

Но смотрим дальше. Он заходит на некий мост, название которого обозначено буквой Т.


По тексту романа понятно, что взрослый Раскольников в храм не ходит, молитв не читает, но вот события – финал материнского письма, сон – возвращение в детство и явно из детства вспомнившаяся строчка молитвы – выстраиваются в один ряд. То есть вера в нем изначально была. Где-то в глубине души она остается, но слишком уж она, как сорняком, задавлена возросшей в нем гордыней. Обратите внимание на чувство свободы:

Интересно получается: двадцатитрехлетний юноша живет в нищете, в каморке, которая, по описаниям, больше похожа на гроб, без средств к существованию, без какого-то пространства для воплощения, может быть, каких-то своих дарований, своих планов. Он живет, стиснутый стенами своей каморки и обстоятельствами.

Однако происходит совершенно обратное – отказавшись от этой идеи, он вдруг неожиданно ощущает свободу. Но ощущает он ее ненадолго, поскольку вскоре утрачивает ее в грехопадении, утрачивает свободу так же, как наши прародители утратили состояние рая, утратили жительство в Эдемском саду. И дальше Раскольников сам признается, что бес его ведет.


Почему все-таки вопрос о том, верит ли он в Бога, не закрыт в течение всего романа? Да, здесь он молится, а потом, скорее, нет, чем да. Есть несколько диалогов, в которых тема веры затрагивается. Он говорит, что верит в Бога и верит буквально в воскрешение Лазаря. Он говорит об этом в диалоге с Порфирием Петровичем, в первом диалоге при их знакомстве.

В разговоре со Свидригайловым Раскольников утверждает, что он не верит в будущую жизнь. Этот разговор очень интересен. У этого разговора сумасшедшее начало. Свидригайлов говорит о привидениях, которые ему являются, о своей жене, и не только. Он начинает предполагать, что привидения – это клочки и отрывки других миров.


Сможет ли человек, который действительно, по-настоящему не верит в будущую жизнь, отреагировать на фантазии Свидригайлова подобным образом – с болезненным чувством, с криком, с потребностью в чем-то более утешительном и справедливом?

Вот Свидригайлов, который выбирает для себя ад. Не вспомните ли по тексту романа, есть ли еще персонажи с подобным выбором, с выбранным для себя адом? Есть такой момент – отказ от предсмертного причастия. Не помните? Катерина Ивановна. Есть, кстати, упоминание о том, что в образе Катерины Ивановны Мармеладовой Достоевский изобразил характер своей первой жены.

Полная противоположность – уход Семена Мармеладова. Вспоминайте, как он умирает.

Можно громче, даже если кто-то признается шепотом, что не читал роман, можно вслух признаваться, а то тут плохо слышно.

– Лошадь.

Протоиерей Димитрий Струев: Да, он попал под лошадь. Но он не сразу умирает под копытами лошади. Его приносят домой, и что происходит дальше? Очень важный момент – он просит прощения. Он в сознании дома в предсмертные минуты, он просит прощения у жены и у дочери. Причем Катерина Ивановна не обращает внимания на то, что он прощения просит, но по крайней мере ему предоставлена возможность у дочери попросить прощения перед смертью, вот это для линии этого персонажа очень характерно и очень важно.

Он просит у Сонечки прощения, и к нему успевают привести священника и его буквально за минуту до смерти исповедуют и причащают. Совершенно мерзкий, опустившийся до безобразия персонаж Семен Мармеладов принимает Святые Тайны в момент смерти.


Вспоминайте, при каких обстоятельствах Раскольников с ним знакомится. Первая встреча в распивочной. Мармеладов сам рассказывает, что пьет на деньги своей дочери, которая из-за него, из-за его алкоголизма занялась проституцией.

Что-то более омерзительное трудно себе представить. Достоевскому, конечно, удается и более омерзительных персонажей изображать в своих романах, но и здесь просто нечто не вызывающее ни сочувствия, ни жалости.

Но помните ли его монолог после упоминания об этих тридцати копейках? Здесь ответ на вопрос, почему его ждет такой жизненный финал, почему он умирает, попросив прощения у дочери, исповедавшись и причастившись. Такой конец заложен в том монологе, который звучит в распивочной. Не помните?

– Он раскаивается, потому что он грешный.

Протоиерей Димитрий Струев: Он не просто раскаивается, зная, что он грешный. Я читаю:


Причина помилования Семена Мармеладова вложена в уста его самого. Он не считает себя достойным милости Божьей. Он не считает себя достойным, но надеется на нее – не по каким-либо своим заслугам, а просто потому, что у него есть христианские представления о Боге. Это, разумеется, никоим образом не оправдание его греховности, не оправдание пьянства, но вот эту его надежду Достоевский показывает непостыженной в предсмертном его покаянии.

И вот Раскольников, который (возвращаемся к его образу) оказался в состоянии отрицания будущей жизни, в которой у него есть потребность, отрицания Бога, почти насмешки, по крайней мере, поначалу и веру Сонечки встречает насмешкой. Он вынужден все-таки пойти на каторгу, но исправляет ли каторга Раскольникова хоть как-то, хоть в чем-то?

Жалеет ли он там об убийстве? Воспоминание его о совершенном убийстве, скорее, – не раскаяние в соделанном, а сожаление о том, что не выдержал и сдался. Достоевский сам в той записи от 2 января 1866 года о смысле романа, которую я процитировал, дальше пишет о страдании.

Этот акцент на страдании, через которое достигается счастье, очень часто обсуждается. Когда говорят о вере Достоевского, когда говорят о православии Достоевского – делается акцент на страдании, и для этого акцента действительно есть основания. Но по тексту романа очень важно понимать, что страдания как такового недостаточно.

Страдание Катерины Ивановны не приносит ей никакой пользы, потому что она уверена, что этим страданием заслужила прощение, но если ее Бог не простит, то и не надо. Страдание само по себе не избавляет от гордыни. Когда Раскольников оказывается на каторге, первое время он твердеет в своей гордыне, он жалеет о том, что сдался, он очень груб с Сонечкой и вызывает ненависть, презрение и подозрительность со стороны других каторжан. Они называют его безбожником, хотя он вместе со всеми ходит на службы и своего отрицания Бога никак ни в чем не проявляет. Но другие каторжане чувствуют, что он безбожник. Однако все они любят Сонечку, переживают, если она заболеет, если с ней что-то не так.

Вспомните тот момент, когда (как случилось с Каем в объятиях Герды, когда его сердце оттаяло и он начал плакать) любовь Сони преодолела закостенелость Родиона Романовича в гордыне, когда он плачет, обхватив ее колени:

Я не стал акцентировать внимание на чтении у Сони главы о воскрешении Лазаря, это достаточно известный эпизод. Но связь с темой воскрешения совершенно очевидна:

И вот последние абзацы эпилога.

Кстати, интересно то, что у Достоевского на каторге была при себе только одна книга, а именно Евангелие. В эпилоге, в повествовании о каторге, конечно, есть автобиографические черты.



«До сих пор он ее и не раскрывал. Он не раскрыл ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем: ‘Разве могут быть ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…’ Она тоже весь этот день была в волнении, а в ночь даже опять захворала. Но она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья. Семь лет, только семь лет!

Бахтин говорит о личностях, создаваемых Достоевским: ключевые персонажи романов – самостоятельные, целостные, и в романе они не столько объект авторского слова, сколько субъект собственного мировоззрения, собственной мысли. Зачастую за полифонией, за голосами этих субъектов мысли может быть и не видна авторская позиция. Достоевский как бы отходит в сторону, предоставляя слово своим героям, которых он создает очень самостоятельными.

О Толстом Бахтин пишет, что его повествование полностью монологично. Даже речь героя закована в твердые рамки авторского монолога. Действительно, мы, если вспомним тексты Льва Николаевича, редко где будем колебаться, пытаясь понять, как автор относится к своему герою, к тому или иному поступку, к тому или иному высказыванию.

Любому высказыванию, любому жесту поставлена оценка, все понятно, все однозначно. Эта особенность, монологичность, как противоположность полифонии Достоевского, это различие в художественном методе очень интересно перекликается с описаниями встреч каждого из великих писателей с преподобным Амвросием Оптинским.

Кстати, я еще лишний раз напомню, откуда приехал. Дело в том, что Александр Михайлович Гренков, известный нам как преподобный Амвросий, из города Липецка поехал в Оптину пустынь, получив на это благословение преподобного Илариона Троекуровского.

А неподалеку от Троекурова, буквально в двух десятках верст, – та самая станция Астапово, куда вдогонку за умиравшим Толстым примчался преподобный Варсонофий Оптинский после того, как Лев Николаевич заезжал в Шамордино к своей сестре, монахине, и говорил о том, что очень хотел бы побеседовать с отцом Варсонофием. Отец Варсонофий был в отъезде, приехал в Шамордино, узнал, что Лев Николаевич хотел с ним побеседовать, отправился вдогонку, до станции Астапово доехал, но к еще живому Льву Николаевичу преподобного Варсонофия не пустили. Простите, опять я в свои краеведческие детали уклонился.


Так вот, Достоевский – человек с крайне сложной духовной судьбой, человек с огромными внутренними противоречиями, но человек с очень глубокой и подлинной любовью ко Христу, с глубоким покаянием, он действительно стяжал не просто смирение во внешнем, мирском понимании, а смиренную жертвенную любовь, как противоположность гордыни и как единственное средство преодоления гордыни.

Смиренная, жертвенная любовь как единственное средство преодоления гордыни. Христос напрямую в романе не показан. Он упоминается, конечно, в главе о воскрешении Лазаря, но нет прямых параллелей с образом Христа среди песонажей романа.

Однако в христианстве ответ на вопрос о том, каким образом преодолеваются последствия человеческого грехопадения, вкушения плода познания древа добра и зла, нам всем известен – Голгофа. Голгофа как выражение жертвенной любви, не навязывающей себя, но приносящей себя в жертву любви Бога к человеку. Вот, пожалуй, именно в этом ключе и следует в романе искать ответ на вопрос, в чем есть православие.


Фото: Иван Джабир

Видео: Виктор Аромштам

В первом разговоре с Соней, когда Раскольников приходит к ней домой, он искушает ее своим опытом зла. Он хочет нарисовать перед ней безнадежную картину, где есть только три дороги: 1) это - путь самого Раскольникова, путь активной борьбы со злом мира, путь человека, который не остановится ни перед чем в достижении своих целей по спасению мира; 2) это - самоубийство, путь Свидригайлова, трагического, экзистенциального героя; 3) это - "разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце". Светлого, чудесного исхода Раскольников не допускает, потому что утратил веру. Он приходит к Соне не затем, чтобы раскаяться, но чтобы утвердиться в правильности выбранного им пути. И Соню он хочет увлечь за собой, доказав, что никого и ничего спасти нельзя и ее жертва напрасна, да и Бога, пожалуй, никакого нет (для Раскольникова Зло, несомненно, существует, а мысль о том, что Бог допускает Зло, равносильна признанию отсутствия Бога) .

Защищаясь от Раскольникова, Соня повторяет: "Бог этого не допустит", т. е. не доведет до такого состояния, когда верить станет уже невозможно. Согласно святым отцам, Бог дает каждому испытание по силам. Раскольников и Соня сходятся потому, что оба находятся на грани гибели, оба не раз задумывались о том, чтобы "кончить все одним разом", но если Раскольников все же решается на этот опрометчивый поступок, то Соню удерживает от этого ее вера. Вера Сони с точки зрения Раскольникова - род помешательства. И со своей точки зрения он абсолютно прав: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия (1 Кор. 1, 18). "Юродивая! Юродивая! " - думает Раскольников не без злорадства. Это еще один путь, представляемый его безблагодатному сознанию - путь сумасшествия, возможность которого он вполне допускает и для себя. Раскольников еще не понял, что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков (1 Кор. 1, 25). Он превыше всего ставит свой разум, умение логически мыслить, это самое главное в нем, на это именно Соня говорит: "Ты от Бога отступил". Но Божия немощь (Соня, Лизавета) гораздо сильнее мощи его человеческого разума. Мудрость мира сего есть безумие перед Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их (1 Кор. 3, 19).

Перед чтением Евангелия Раскольников целует у Сони ногу. Он пришел доказать ей неискоренимость зла, а встретил с ее стороны глубочайшую веру в Бога. Эта вера сильнее его доказательств. Он преклоняется перед Соней, принимает глубоко в сердце ее правоту и совершает неосознанный евангельский жест. Однако служение человечеству он понимает отлично от нее: не покоряться миру, не принимать судьбу страдальца он хочет, а спасти человечество героическим усилием, путем индивидуального террора, и поэтому он сам же и стыдится своего непроизвольного жеста, оправдывает себя, говоря, что "поклонился страданию человеческому". В его просьбе прочесть Евангелие тоже есть раздвоенность: сердцем он хочет спастись, но в то же время ему кажется, что он подобно Христу уполномочен спасать людей. Ему при этом не приходит в голову, что Иисус Христос, спасая людей, никого не убивал, но, напротив, воскрешал мертвых. Раскольников же в деле спасения человечества пока только убил двух человек.

Для Сони Евангелие свое, т. е. это такая же тайна, как для Раскольникова его идея преступления. Он просит ее раскрыть свою тайну, чтобы в ответ ей раскрыть - свою. Но его тайна - грех, а ее тайна - святость. Они оба грешники, но ее грех внешний, а его глубинный, внутренний. Он сроднился с ним, пустил корни, и Раскольников раскололся, а Соня цельна.

Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX в., вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В “Преступлении и наказании” автор изобразил человеческую душу, прошедшую через страдания и ошибки на пути постижения истины.

В XIX веке стала видна недостаточность преступления Раскольникова, автор выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических.

– человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, усомнившемуся человечеству нужно было лишь убедиться в истинности своей прежней веры. Достоевский очень хорошо это осознавал, что оказало немалое значение на его творчество.

Раскольников сам становится жертвой своего преступления: “Я себя убил, а не старушонку”. Хотя, согласно морали, убитая старушонка, вызывающая чувство страха и отвращения, тоже имела право на жизнь, однако жизнь ее, по мнению Родиона, ничего не стоила. “Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми

и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая”, – вот так ее описывает Достоевский. Согласитесь, очень похоже на пушкинскую “Пиковую даму”.

Раскольников пришел к убеждению, что “на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки” значит “не более как, жизнь вши”, поэтому он решил избавить окружающих от безжалостной старухи. Однако герой не задумывается над тем, что одно преступление влечет за собой другое, независимо от того, какого человека убили, “тварь ли дрожащую” или “право имеющую”. Так случилось и с Раскольниковым.

Убив никчемную старуху, он лишил жизни человека, который вызывает у читателя жалость и, по сути, ни в чем не провинился перед человечеством.

Именно с появлением Сони в Раскольникове побеждает чувство жалости. Жалость охватывает его при мысли, что он “пришел мучить” Соню; он не хочет страдания, но хочет счастья. Особенно его поражает смирение, с которым она от него принимает страдание: “После службы Раскольников подошел к Соне, та вдруг взяла его за обе руки и приклонила к его плечу голову. Этот короткий жест поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: “Как?

Ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! Это уж была какая-то бесконечность собственного уничижения… Ему стало ужасно тяжело”.

В сущности, отношение Сони к Раскольникову – это отношение Бога к человеку, т. е. всепрощение. Соня жалеет Раскольникова и именно поэтому прощает ему. Ока вернула Родиона к истине, направила его на верный путь, помогла увидеть мир в иных цветах.

Это и помогло Раскольникову обрести веру.

Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Эта героиня олицетворяет начало жалости для Раскольникова: “…Он вдруг увидел, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко.

Когда же она сделала было движение убежать от страха, в нем что-то как бы перевернулось”.

Достоевский изначально признает абсолютность человеческого “я”, духовное достоинство и свободу всякого, даже самого забитого и ничтожного человека. Это достоинство проявляется в смирении перед страданием, посылаемым Богом. “Благодарю тебя, боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою!” – восклицает один из героев “Униженных и оскорбленных”. Достоевскому открылась способность слабого человека на духовный подвиг.

Итак, роман Достоевского “Преступление и наказание” – это произведение, в котором религия является способом разрешения нравственных проблем. “Не убий, – гласит заповедь Христа. – Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. И тогда тебе, как и Раскольникову, откроется истина, познать которую можно, только пройдя через страдания и лишения. Чтобы можно было любить людей, они должны стать, как Бог, чистыми, преисполненными милосердия. “Душа хочет любить только прекрасное”, и люди должны стать прекрасными, все уродливое в них должно уничтожиться. Любить людей можно, только веруя в их преображение, веруя в Бога.

В этом и заключается сущность последнего романа Достоевского “Преступление и наказание”.

Александра Спектор

Верил он в бога? Поверил ли к концу романа? Какая была и какая стала его вера? Хотя бы по сравнению с Сонечкой. Ведь, по-моему, она именно слепо верила в бога как такового, а, как ни крути, это явно не то, что составило веру для Раскольникова. В конце произведения он взял в руки Евангелие, но не раскрыл его. Не для того он взял его, чтобы почитать. Оно выступает в роли пункта, который указывает нам на перерождение его души, а не на веру в бога. От чего же начала перерождаться его душа? У меня это, например, до сих пор вызывает противоречивые чувства, потому что я, откровенно говоря, не понимаю. Ясно, что оттого, что в нём появилась какая-то новая мысль, вера. В любовь, в светлое будущее или во что-то ещё? (Или всё-таки в бога? Хотя этому я вряд ли поверю. )

Феликс Слободчиков

Яана Фигон

Раскольников всегда верил в бога. У него под подушкой лежало евангиле , впрочем как у самого Достоевского. Ведь верой в бога не являтся постоянное чтение молитв и посещение храмов. Вера души. Как говорил Мармеладов:бог всех простит и достойных и не достойных прощения. А причем сдесь перерождение души? Никуда она не переродилась. Душа его всегда такая была, это можно подтвердить муками после убийства. А Сонечка верит на грани помешательства, ей просто ничего не остаётся, как верить. Давящее состояние безисходности, вот что окружает героев,никто не выдерживат, даже кто не совершал убийства.В какой-то степени Раскольников признаваясь в убийстве спас себя и Сонечку, иначе его ждла та участь, что и Свидригайлова. Вот и остаётся одна вера.

Михаил Несин

А по храмам не ходил, не стоял, креста не носил. По-моему Раскольников-то как раз самый светский тип, не еретик, не атеист, но в нем вера неразрывно сочеталась с земной основой. Даже миф о воскрешении Лазаря использовал утилитарно И осталась ему земная привязанность к земной девушке, в общем-то вполне себе просто по человечески не кинувшей его в земных обстоятельствах. я и как историк скажу, что даже в средневековой Руси искренняя вера вполне сочеталась с конкретными земными мыслями и задачами. Взять, к примеру популярный сюжет о князе Глебе с новгороцами и волхвом. По началу за волхва встал "мало не весь город", но потом встало все вече во главе с боярами, вскоре стяжавшими себе местную должность посадника (которая до этого была в руках киевской гриди: Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962). А князь с дружиной по началу тоже колебались, но в нужный момент из киевской солидарности поддержали епископа, который сам был киевский ставленник (ПСРЛ Т. 3. М., 2000. С. 196). Сам же волхв, кстати, искренне верил в свое язычество, но при этом так же довольно прямо сочетал с этим центробежные политические амбиции. (Там же.)
что же мы хотим от люмпена 19 века?

Иван Баев

Думается мне, Раскольников верил в бога, но как-то подсознательно, душою что-ли. А разумом мыслил он иногда совсем невпопад с христианской моралью (помнится, тому и Порфирий удивился). Но иногда Раскольников поддавался душевным порывам: он, например, попытался как-то помочь пьяной девушке на улице, Мармеладова в дом притащил и все свои деньги его жене (забыл, как ее звали) отдал. Потом он корил и ругал себя за это, мол, какое мне до них до всех дело. Вообще каждое проявление христианской веры своей он считал слабостью (согласно теории) и пытался подавить. Мне кажется, что из-за этого он мать свою видеть не хотел. Он же любил ее и, естественно, хотел помочь ей, чем мог, а, согласно теории, он должен уметь переступить через всякие нежности. Ну, это мое мнение.

Наташа Смиральцева

Мне кажется,Раскольников боялся поверить.
Душой он всегда был с Богом,но он боялся встать на путь Христианства,на путь веры.
Возможно(это лишь предположение),где-то в глубине души он считал себя недостойным приближаться к Богу.Но мне больше кажется,что он просто как-будто боролся внутри с собой.Чистая его сторона,праведная так и вырывалась,но Бес,порой, был сильнее.

Притча о воскрешении Лазаря

Прежде чем попросить Соню прочитать эпизод с Лазарем, Раскольников мучает и испытывает ее, как бы желая проверить. Представив перед ней все ее страхи о судьбе Катерины Ивановны, детей и ее собственной, он с садистской радостью демонстрирует перед ней все отчаяние ее положения и бесполезность принесенной жертвы, ожидая реакцию Сони.





Помощь по Теле2, тарифы, вопросы

II. Главная часть.

5. Для Достоевского очень важно было показать возможность воскресения любого человека, даже преступника через обращение к Богу. Поэтому один из важнейших евангельских мотивов и образов – воскресение Лазаря. Соответствующее место Соня читает Раскольникову по его просьбе, но еще раньше, в первом разговоре Раскольникова с Порфирием Пет­ровичем этот мотив уже возникает, и последний раз он упо­минается в самом конце эпилога.

Здесь искали:

  • христианские мотивы в романе преступление и наказание
  • христианские образы и мотивы в романе преступление и наказание
  • крестьянские мотивы в романе преступление и наказание

В наше нелегкое время люди стали все чаще обращаться к Богу. Истинная Вера помогает человеку найти свой правильный путь в жизни и не ошибиться. В трудные минуты молитва, обращенная к Богу, утешает, дает душевные силы и надежду на лучшее. Для многих Библия становится настольной книгой. Слово Божие помогает нам жить, Вера влияет на наши судьбы, исцеляя и наставляя.

Не случайно о религии, пути к Богу, отношении к христианским заповедям рассуждают главные герои романа, но чувства и мысли автора выражает только Соня Мармеладова. С мой точки зрения, эпизод, в котором Родион Раскольников и Соня Мармеладова читают Евангелие, является центральным в произведении Достоевского.

Соню и Раскольникова, их убеждения и переживания.

Именно ее, такую хрупкую и наивную девушку, Достоевский призывает спасти Раскольникова. Соне мечталось, что он уверует в Бога, и тем самым произойдет его чудесное духовное исцеление.

Страдание Раскольникова, как он сам считает, – это великое страдание, а не то, которое проповедует Соня и благославляет христианство. Раскольников не понимает Соню, но, прикоснувшись к ее Вере, находит в себе силы следовать убеждениям этой удивительной девушки. Она, как светлый лучик, преображает главного героя, всеми силам своей Веры и любви помогает нравственному воскрешению Раскольникова.

Такова основная мысль автора. Не случайно в этом эпизоде Достоевский приводит краткие выдержки из Евангелия. Композиционно это очень важно соответствует авторскому замыслу: Лазарь умирает от болезни и воскресает, благодаря Чуду, которое совершил Иисус. Также и Раскольников одержим своей болезненной идеей, подтолкнувшей его к преступлению, и автор верит в духовное воскрешение своего героя с помощью Сони. Эта героиня несет свет христианской правды как высшей Правды человеческой, в ее уста писатель вложил свои мысли об истинной Вере, слове Божием.

Итак, воскрешение человека – это великое дарование Богом новой жизни, но дается оно не каждому. Только те люди, которые способны на настоящий, великий нравственный подвиг, получают прощение и надежду на лучшую новую жизнь.

Итак, философская концепция Достоевского — это духовное возрождение человека через любовь-сочувствие к человеку и всему обществу, через проповедь христианской морали. И чтобы как можно лучше подать эту концепцию, писатель написал к своему произведению наиболее известные сюжеты и мотивы главной книги христианства — Библии.

Изображая Петербург, Ф. Достоевский нарочно символизирует этот город. Символическое значения приобретают площадь, ступеньки домов (которые обязательно идут вниз: вниз, на самое дно жизни, в перспективе — в ад). Важной есть символика в изображении города — желтые болезненные цвета воссоздают сегодняшнее состояние героев, их моральный недуг, неуравновешенность, напряженные внутренние конфликты.

Другие сочинения по теме:

Литература для всех

Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества.

Идеями христианства пронизано творчество многих выдающихся писателей. Библейскими мотивами наполнены произведения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Эта традиция продолжается в творчестве Булгакова, Мандельштама, Пастернака, Ахматовой, Айтматова и других писателей двадцатого века. Библейская проблематика является общечеловеческой, потому что в Библии речь идет о добре и зле, правде и лжи, о том, как жить и умирать. Недаром ее называют Книгой Книг. Романы Ф.М. Достоевского наполнены различными символами, ассоциациями и реминисценциями. Огромное место среди них занимают мотивы и образы, заимствованные из Библии. Они подчинены определенным идеям и группируются, главным образом, вокруг трех тем: эсхатология, возрождение и утопия.

Видел ли автор пути, ведущие к оздоровлению общества, к смягчению нравов, к терпимости и милосердию? Безусловно. Залогом возрождения России он считал обращение к идее Христа.

Духовное возрождение человека через сострадательную любовь и деятельность, улучшение общества через проповедь нравственности и всеединства – такова философская концепция Достоевского. Тема конца света и времени, эсхатология, гибель мира и человека, последующее возрождение и устройство нового мира (золотого века) постоянно соприкасаются друг с другом, переплетаются, составляя единый утопический план писателя переделки Вселенной. Одним из источников этого плана (кроме русского и европейского фольклора) были мотивы, заимствованные Достоевским из Библии.

Учебные материалы.. первая помощь в учебе…

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Читайте также: