Каково общее настроение этого отрывка кратко

Обновлено: 10.05.2024

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

среда, 13 октября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к отрывку из поэмы Пушкина "Руслан и Людмила" для 5 класса

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 93-95

А. Пушкин "Няне"

Размышляем о прочитанном

1. К кому обращено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.

Это стихотворение обращено к няне поэта. Оно пронизано нежностью и любовью.

Отношение поэта к няне выражено в первых двух строках: Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя.

Поэту кажется, что няня горюет, тоскует, грустит. Ей одиноко, она привычно вяжет спицами, но постоянно смотрит в ворота. Она ждёт и переживает, волнуется.

Подруга дней моих суровых. Няня всегда поддерживала поэта, даже в самые тяжелые для него минуты.

Давно, давно ты ждёшь меня. Поэт давно не был у няни.

Горюешь, будто на часах. Печалишься каждую минуту.

Глядишь в забытые вороты. Тревожно ждёшь, что поэт приедет.

Тоска, предчувствия, заботы, теснят твою всечасно грудь. У няни тяжело на душе, она боится за поэта.

4. Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряжённом ожидании няней своего питомца?

Эпитеты: наморщенных, забытые, чёрный, отдалённый.

Сравнения: будто на часах.

Метафоры: медлят спицы, теснят грудь.

Творческое задание

Пример беседы с одноклассниками на тему "Пушкин и няня" для 5 класса

- Пушкин очень любил свою няню Арину Родионовну Яковлеву и посветил ей несколько стихотворений, в том числе и изученное на этом уроке.

- Это действительно так, ведь няня воспитывала поэта в детстве, рассказывала ему сказки, утешала в горе, радовалась его успехам.

- Няня была для поэта настоящим другом, поэтому он так нежно к ней относился.

- Даже став взрослым, поэт не забыл о няне и часто навещал её, по-прежнему с удовольствием слушая её сказки.

- В сказках няни Пушкин черпал вдохновение для своих собственных сочинений. Он запоминал особенности их звучания и использовал народный язык в сказках.

- Таким образом, няня оказала большое влияние на творчество великого поэта, за что мы все должны быть ей благодарны.

А. Пушкин "У лукоморья"

Размышляем о прочитанном

1. О каких чудесах, необыкновенных героях знаете вы из народных сказок? Приведите пример чудесных превращений героев.

Из народных сказок я знаю о многих необычных героях: Иване-царевиче, Емеле, Елене Прекрасной, Бабе-Яге, Кощее Бессмертном.

В народных сказках постоянно происходят чудеса и превращения. Лягушка становится царевной, волк оборачивается конём или Еленой Прекрасной, Емеля становится красавцем и ездит на печи.

Общее настроение возвышенное, поэт рассказывает про огромный волшебный мир, которым гордится. Но он не может удержаться от улыбки.

3. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете: "там леший бродит. Кощей над златом чахнет"? Расскажите об этом.

Я представляю сказочный тёмный лес, полный странных следов и обитателей. Среди елей бродит леший, оборванный старичок с носом-веткой. Я вижу, как на берег моря выходят прекрасные витязи и отряхиваются, как кошки. Я вижу бой красавца королевича со старым злым царём, я вижу волшебника, поднявшего в небо богатыря, а тот размахивает мечом и крепко держится за бороду. И я вижу Кощея, скелет, который склонился над сундуком с золотом.

4. Какие народные и литературные сказки вспоминаете вы когда читаете пролог к поэме "Руслан и Людмила"? В каких строках сочетаются юмор и фантастика?

Я вспоминаю народные сказки "Баба-Яга", "Иван-царевич и серый волк".

Литературные: Пушкин "Руслан и Людмила", "Сказка о царе Салтане", Андерсен "Русалочка".

Юмор и фантастика сочетаются в строках: ступа бредёт сама собой, Кощей чахнет, русалка на ветвях и многих других.

Фонохрестоматия.

2. Есть ли в прослушанном вами прологе традиционные для народной сказки зачин и концовка? Найдите их в тексте, а затем ещё раз внимательно прослушайте. Как их читает актёр? Меняется ли интонация актёра? Если да, то попробуйте объяснить причину этих изменений.

Первые шесть строк пролога является классическим зачином, в котором автор знакомит нас с местом действия.

Последние четыре строчки классическая концовка, где автор пьёт мёд и слушает сказки кота.

Зачин и концовку актёр сознательно выделяет интонацией. Он их читает возвышенно, но спокойно. Он словно подготавливает слушателя, читая зачин, и успокаивает эмоции, читая концовку.

А вот когда он читает основную часть пролога, он добавляет в голос восхищение красотами и чудесами, говорит проникновенно, доверительно, местами улыбаясь.

3. Подготовьте выразительное чтение пролога, постарайтесь при этом передать таинственную, волшебную атмосферу зачина, широту и величие панорамы сказочного пространства, мягкий юмор концовки.

Читаем проникновенно, доверительно. Добавляем улыбку в смешные строки, например, про русалку или ступу.

Задания по литературе для 5 класса 2. Каково общее настроение этого отрывка?

У лукоморья.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет3;

Там русский дух. там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

В этом отрывке из поэмы "Руслан и Людмила" Пушкин старался создать у читателя ощущение чего-то необычайного, волшебного и это автору удалось в полной мере. Мы словно погружаемся в сказочный мир и затаив дыхание видим наяву рисуемые автором картины. Вот русалка, которая сидит на ветвях, вот старенькая избушка на курьих ножках, вот в облаках колдун и богатырь ведут битву не на жизнь, а на смерть.

Общее впечатление от этого отрывка можно передать одним словом - благоговение, которое всегда возникает от соприкосновения с волшебством. Этот отрывок хочется читать и перечитывать, не спеша и вдумчиво. он дарит одновременно и радость и спокойствие.

Отрывок "У Лукоморья" - это описание сказочного мира, сделанное Пушкиным в качестве вступления к поэме "Руслан и Людмила" Цель этого отрывка подготовить читателя к тем чудесам, которые будут описаны в сказочной поэме. Поэтому он создает и соответствующее настроение - дарит ощущение прикосновения к тайне, удивляет и восхищает. Создает романтическое настроение, желание лично увидеть все описываемые чудеса и послушать сказки рассказываемые волшебным котом.

У меня сын во 2 классе учится, и вот пару дней назад мы с ним учили это стихотворение (не все, а чуть больше половины). Так вот и второму классу задали вопрос о настороении стиха.

В итоге мы с сыном решили, что настроение у отрывка из произведения "Руслан и Людмила" - сказочное, таинственное, волшебное.

Стихотворение "Няне" Пушкина оставляет ощущение незаконченности, незавершенности, мы никогда не узнаем, что же на самом деле чудится няне, что ей представляется, когда она глядит на черный путь.

Но мы точно можем сказать, как поэт представляет себе это тягостное ожидание. Прежде всего он уверен, что няня так же сильно любит и ждет его, как сам он желает встретиться с ней. Мы знаем, что отношения у Пушкина с няней были очень доверительными и близкими. Арина Родионовна не только воспитывала поэта, но стала его настоящим другом.

Поэт в стихотворении упоминает вязание - спицы медлят в руках няни, когда она задумываясь смотрит на дорогу. Она грустит в ожидании, ее сердце наполняет тоска и предчувствия.

Стихотворение Пушкина "К няне" обращено к настоящей няне поэта, Арине Родионовне. Эта простая русская женщина подарила будущему поэту свою любовь и как говорят ученые познакомила маленького Сашу с богатством русского языка и народного фольклора. Маленький Пушкин очень любил сказки, которые рассказывала ему няня, любил слушать ее песни. И эти детские воспоминания оказали большое влияние на взрослое творчество Пушкина.

Данное стихотворение пронизано чувством глубокой любви и признательности к своей няне. Поэт передает свою заботу и тревогу, он отзывается о воспитавшем его человек с большой искренней теплотой.

Уже в первых строках стихотворения Пушкин называет няню Подругой и Голубкой. Слово Подруга показывает, что няня всегда поддерживала поэта, даже в годы тяжелых испытаний, его ссылки. А ласковое слово Голубка показывает отношение поэта к няне, его любовь.

Я бы сказала, что впечатлительная дама, больших эмоций не смогла пережить, а именно "то самое восхищенье". Сердце не выдерживало уже расставание, а когда наконец "Издалеча наконец/ Воротился царь-отец.", эмоции слишком переполнили царицу, что привело к ее смерти.

Известно, что на все творчество Пушкина и на становление его личности большое влияние оказали именно детские годы поэта, а именно его няня Арина Родионовна. Пушкин очень нежно и с большой любовью относился к своей няне. Он любил слушать сказки, которые она рассказывала, причем продолжал их слушать и записывать уже во взрослом возрасте, после окончания царскосельского лицея.

Для Пушкина няня была олицетворение добра и нежности. Не зря в очень многих своих стихотворениях Пушкин обращается к образу няни и словно разговаривает с ней.

Настоящая фамилия няни Пушкина - Яковлева и она была из крепостных.

Вопросы для беседы о няне:

  1. Как полное имя няни Пушкина?
  2. Как ее звали в имении Пушкиных и как сам поэт называл свою няню?
  3. Кого еще кроме Пушкина воспитывала Арина Родионовна?
  4. Сколько лет прожила Арина Родионовна?
  5. Какие вы помните стихи поэта, в которых упоминается слово няня?


Первая супруга царя в пушкинской "Сказке о мертвой царевне" показана автором любящей и верной женой, которая все глаза проглядела, высматривая милого. Эта царица действительно любила царя и родила ему красавицу-дочь.

Вторая супруга царя описана более подробно. Она была красавицей, но при этом отличалась весьма дурным нравом. Не зря автор описывая ее образ две строчки говорит о ее внешней красоте, а следующие две строчки об ее внутренних уродствах:

davjlOIPkOZIX1esf3tX7DGJhT5mBc.jpg

Эта новая или другая царица, оказалась злой и коварной, она не любила царя и возненавидела его дочь, когда выяснилось, что та растет более красивой чем другая царица.

Пушкин и Арина Родионовна

Бытует мнение, что эта местность — не выдумка автора, а реально существующая точка на карте, место, где однажды доводилось бывать поэту. Называется оно мысом Фиолент и находится на Крымском полуострове, где расположен древний монастырь, не единожды посещаемый Пушкиным.

Мыс Фиолент

Чувствительный к проявлениям прекрасного, талантливый поэт был поражен видом столетнего дуба на берегу морского залива, послужившего вдохновением для создания сказочной поэмы с необычной вступительной частью.

Сочинительство поэмы Пушкин начал в 1817 году, еще до окончания Царскосельского лицея и закончил весной, три года спустя.

Герои стихотворения

У Лукоморья дуб зеленый

Все персонажи стихотворения — это сказочные герои народного фольклора, мифов и баллад:

ученый кот — символ науки и образованности русского народа;

леший — дух и хозяин леса, часто встречается в народных сказках и преданиях;

русалка — молодая длинноволосая девушка, дух озер, полей и лесов;

невиданные звери — сказочные существа, живущие в своем мире, сокрытом от глаз людей;

дядька и тридцать морских витязей — персонажи, охраняющие границы волшебного государства;

баба Яга — старая волшебница, живущая на опушке дремучего леса;

бурый волк — отрицательный герой, подстерегающий заблудившихся путников;

царь Кащей — злой и могущественный колдун, чье долголетие заключено в игле, спрятанной в яйце.

Главными действующими лицами в отрывке выступают ученый кот, рассказывающий сказки, и автор в роли лирического героя, который эти сказки слушает и в дальнейшем рассказывает свою.

Тема и смысл произведения

Отрывок из поэмы Руслан и Людмила У Лукоморья

Здесь показана вся сила и несгибаемость русского духа, его очарование и мощь, которая придает сил своему народу. Этот отрывок несет в себе особое влияние русских сказок, которые учат добру, пониманию и справедливости.

Композиция, размер и жанр

Произведение относится к жанру поэмы.

У Лукоморья дуб зеленый

Композиция стихотворения имеет структуру старой русской сказки — выделяются несколько частей:

вступительная (присказка, описывающая само Лукоморье);

основная часть (перечисление мифических созданий и героев сказок);

При этом текст имеет отличительную особенность — первая часть служит началом и концом, тогда как вторая выполняет функцию середины стиха.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием пиррихия в первой строфе, что делает повествование более плавным и размеренным.

Средства художественной выразительности

Образы у Лукоморья

Происходящее нарисовано образами и символами: дуб и ученый кот означают мудрость Древней Руси, образы морских богатырей сосредотачивают внимание на могуществе и силе, а использованные в тексте синонимы и антонимы дополняют картину.

Заключение

В отечественной литературе это стихотворение занимает особое место, его изучают в старших и младших классах и с детства знают наизусть. Созданная автором волшебная атмосфера сказки, наполненная самобытными образами мифических героев отражает истинно русский дух и его культуру. В этом и состоит неоценимая важность этого стихотворения для многих поколений.



Иллюстрация Н. Кочергина

Стихотворение начинается с описания сказочного лукоморья, некоего таинственного места, где совершается множество невероятных чудес. На берегу морского залива возвышается могучий дуб, ствол которого перехвачен золотой цепью. Говорящий кот, которого автор называет ученым, без сна и отдыха ходит по цепи, рассказывая сказки и напевая песни. Наверху, на ветвях высокого дуба, расположился еще один персонаж – сказочная русалка.


Иллюстрация Н. Кочергина

Постепенно читатель знакомится и с другими героями. Вот из ясных вод появляются тридцать прекрасных витязей, ко торые во главе с Черномором представляют военную мощь русской земли. Среди положительных персонажей оказываются и королевич, который берет в плен грозного царя, и богатырь, и томящаяся в темнице царевна. Автор специально оставляет их безымянными, потому что им еще только предстоит воплотиться в конкретных героев данной сказки. Отрицательные сущности в лице Бабы Яги и Кащея Бессмертного представляют собой носителей зла и коварства.

Анализ

История создания

Иллюстрация Н. Кочергина

Существует мнение, что лукоморье – не фантазия автора, а реальная местность, где не единожды бывал Пушкин. На карте она обозначена как мыс Фиолент, расположенный на Крымском полуострове. Поэт очень любил посещать древний монастырь, который находился недалеко от этого места. Могучий, вековой дуб, произраставший там с незапамятных времен, настолько впечатлил Пушкина, что он решил сделать его персонажем сказочного начала своей поэмы.

Это вступление можно назвать прямым продолжением традиций устного народного творчества, берущего свое начало еще с древней Руси. Так начинали свои сказания гусляры: сначала они исполняли отстраненную от сюжета присказку, а уже потом переходили к основному содержанию. Все это создавало у слушателей ощущение волшебства и таинственности.

Персонажи и образы


Иллюстрация Н. Кочергина

Баба Яга – злая жительница колдовского мира, хозяйка избушки в дремучем лесу. Бурый волк – также представитель темных сил, нападающий на одиноких путников, оказавшихся в лесу. Во главе этой нечисти стоит бессмертный Кащей, одолеть которого можно, отыскав иглу, в которой заключено его долголетие.

Композиция


Иллюстрация Н. Кочергина

Данное стихотворение построено линейно, так как содержит все композиционные точки. По своей структуре оно очень напоминает старинные русские сказки. В нем есть вступление, или завязка (описание Лукоморья), развитие сюжета, так называемая, основная часть (перечисление всех персонажей и их действий) и необычная развязка, где уже присутствует сам автор, которому довелось посидеть под дубом, испить меда и послушать умного кота, одну из историй которого, он и представляет на суд читателей.

Своеобразно описана кипучая жизнь Лукоморья, где каждый персонаж выполняет какое-либо действие, участвует в каком-то событии. Причем, все они происходят не последовательно, а параллельно друг другу, словно в одно и то же время:

Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой…


Иллюстрация Н. Кочергина

Стихотворение принадлежит к литературному направлению романтизм. По роду это лирика с фантастическим сюжетом. Данный отрывок можно отнести к жанру литературной сказки или назвать прологом к основному произведению.

Размер и средства художественной выразительности

Пушкин использовал в этом стихотворении один из самых популярных стихотворных размеров – четырехстопный ямб. Именно он придает плавность и определенную напевность повествованию. Такое явление характерно, прежде всего, для произведений фольклора.


Иллюстрация Н. Кочергина

В первых трех четверостишиях (катренах) идет перекрестная рифмовка с сочетанием мужской и женской рифмы. В четвертой строфе шесть строк, из которых первая и вторая со смежной рифмой, третья и шестая – с перекрестной, а четвертая и пятая – снова со смежной. В пятой строфе, состоящей из пяти строчек, рифма перекрестная, здесь рифмуются только пятая строка с четвертой. Шестая строфа представляет собой четверостишие со смежной рифмовкой. За ней идет двустрочная строфа, и заканчивается стихотворение четырьмя строками с кольцевой рифмой.


Иллюстрация Н. Кочергина

Проблематика и основная идея произведения

Читайте также: