Каково назначение перегородок в блок картере кратко

Обновлено: 03.07.2024

Цилиндр вместе с поршнем и головкой цилиндра образуют замкнутый объем, в котором совершается рабочий цикл двигателя. Внутренняя поверхность стенок цилиндра служит направляющей при движении поршня. Цилиндры 4 (рис. 2) могут быть изготовлены каждый в от - дельности, как, например, у двигателей Д-21 и Д-37Е, или в общей отливке — блоке цилиндров. Блоки или отдельные цилиндры крепятся к корпусной детали двигателя — картеру 7, внутри которого установлен коленчатый вал.

Картер 7 двигателя представляет собой массивную неподвижную металлическую деталь, которая несет основные сборочные единицы и детали двигателя. В нем находятся подшипники коленчатого и распределительного валов, оси и валы шестерен приводов разных механизмов и др. Снизу картер закрыт поддоном 9, который служит резервуаром для масла.

Картер большинства двигателей выполнен в общей отливке с блоком, например А-41 (рис. 1), Д-240, А-41, СМД-60, ЯМЗ-238, ГАЗ-53, ЗИЛ-130. Такие отливки называются блок-картерами, они сообщают конструкции большую жесткость. Блок-картер отливают из серого чугуна (СМД-60, ЗИЛ-130) и алюминиевого сплава (ГАЗ-53).

Чугунные блоки обладают достаточной прочностью и сравнительно дешевы. Блоки из алюминиевого сплава легко обрабатываются, значительно легче чугунных, однако дороже их.

При У-образной конструкции блок-картера (рис. 3) ряды цилиндров обычно расположены под углом 90° между их осями. Такое расположение цилиндров уменьшает массу и габариты двигателя по длине и высоте и делает конструкцию более жесткой. Последнее снижает возможность появления нежелательных деформаций блок-картера и др.

Конструкция цилиндров в основном определяется способом охлаждения. При воздушном охлаждении цилиндры 4 (рис. 2) снабжаются специальными ребрами 10 для увеличения поверхности охлаждения.

При жидкостном охлаждении между наружной поверхностью цилиндра и внутренними стенками блока имеется кольцевое пространство — водяная рубашка 26 (рис. 1), заполняемая охлаждающей жидкостью. К верхней обработанной плоскости блок-картера (рис. 4) на шпильках крепится головка цилиндров. В стенках блок-картера расположены каналы для подвода масла к трущимся поверхностям деталей и отверстия для установки деталей. На внутренних и наружных поверхностях стенок имеются обработанные площадки для крепления различных деталей и механизмов.

Конструкция блок-картера зависит от расположения клапанов. В двигателях с боковым расположением клапанов в блок-картере имеется боковой прилив для их размещения, называемый клапанной коробкой, а в верхней стенке блок-картера сбоку каждого цилиндра сделаны клапанные отверстия. Такая конструкция применена в двигателях ГАЗ-52.

В двигателях с подвесным расположением клапанов последние помещаются в головке цилиндров, в результате чего конструкция блоккартера упрощается. Такая конструкция применена в двигателях А-41 (рис. 1), Д-240, А-41М, ЯМЗ-238, Д-37Е, Д-160, ГАЗ-53 и некоторых других.

Внутреннюю тщательно отполированную поверхность цилиндра называют зеркалом цилиндра. Точная обработка этой поверхности (ее овальность и конусность должны быть не более 0,02 мм) обеспечивает легкость движения поршня и плотное прилегание его к цилиндру.

Блок-картеры выполняются со вставными гильзами из легированных чугунов, обладающих большой износостойкостью и высокими механическими качествами. Применение вставных гильз позволяет увеличить срок службы блок-картера (путем замены изношенных гильз новыми) и упрощает его отливку.

Рис. 1. Дизель А-41:

1 — головка цилиндров; 2 — впускной клапан; 3 — валик декомпрессиоиного механизма; 4— пружины; 5 — колпак головки цилиндров; 6 — сапун; 7— коромысло клапана; 8 — выпускной клапан; 9 — штанга Толкателя; 10 — гильза цилиндров; 11 — зубчатый венец маховика; 12— маховик; 13 — ось толкателей; 14 — распределительный вал; 15 — крышка шатуна; 16 — крышка среднего коренного подшипника; 7 — механизм уравновешивания; 18 — маслоприемник; 19 — масляный насос; 20 —коленчатый вал; 21 — шатун; 22 — поршневой палец; 23 — поршень; 24 — блок-картер; 25 — вентилятор; 26 — водяная рубашка блок-картера.

Рис. 2. Детали двигателя Д-37:

1 — крышка клапанов; 2, 5, 8 — прокладки; 3 —головка цилиндра; 4— цилиндр; 6 — шпилька; 7 —картер; 9 — поддон картера; 10 — ребра цилиндра.

Рис. 3. Блок-картер двигателя ЗИЛ-130:

1 — блок-картер; 2 — крышка распределительных шестерен; 3 — крышка коренного подшипника; 4 — картер маховика.

Рис. 4. Блок-картер двигателя А-41:

1 — гильза цилиндра; 2 — верхний центрирующий пояс гильзы цилиндра; 3 и 4 — большая и малая шпильки крепления головки цилиндров; 5 — отверстия для штанг толкателей; 6 — резьбовое отверстие для шпильки крепления головки цилиндров; 7 — боковой люк для установки толкателей; 8 — площадка для крепления масляных фильтров; 9 — отверстие для присоединения маслопровода; 10— крышка коренного подшипника; 11 — шпилька крепления коренного подшипника; 12 — замковая шайба; 13 — передняя плоскость для крепления картера шестерен: 14 — опора коленчатого вала; 15 — втулка передней опоры распределительного вала; 16 — фланец для крепления пальца промежуточной шестерни; 17 — главная масляная магистраль: 18 — плоскость для крепления водяного насоса; 19 — окно в водораспределительный канал.

Вроде бы вся дырявая, какую роль выполняет - непонятно.
Проблема что и снимать картер и ставить на место - замахаешься из-за неё. Двиг 406. В Жульке например запросто снимался с машины, а в этом чтобы вытащить - надо через щелку открутить маслоприемник, снять картер, и потом опять через щелку приемник прикручивать.
Этот картер чаще называют поддоном. (Пробил вчера камнем на ровном месте, из под колеса видать стрелянул). И какая сволочь на Газе придумала его делать алюминиевым - бошку бы открутил блин.
И ломается он, и стоит 3400 против 600 р за железный от 402 двигателя, и хрен где заваришь по дороге.
В общем хочется мне эту перегородку вообще выбросить. Тем более что менять на обочине придется.

========================================================
Советы типа:
- меня авто.
- вызывай эвакуатор и вези на СТО . -НЕ ТРЕБУЮТСЯ, спасибо.

============================================
Кстати - алюминивым конструкторам - ВВОООООТ такой привет. с прибором.

Эта перегородка выполняет роль успокоителя, вроде перегородок в бензобаке. Она так и называется Маслоуспокоитель406.1009022-10Цель - чтобы малозаборник не остался без масла в критических ситуациях. Например при кратковременном крене. Но я не думаю, что ее наличие так важно (Это мое личное мнение) . На моей Газельке ее не было и ничего жива более 14лет.

Олег Медведев Гуру (3463) Моя прожила, в том году продал за ненадобностью, на ходу. Правда и кузов и кабину подваривать пришлось. Коробка заменена, капиталку дважды делал, на удивление задний мост (слабое место у Назелей тех лет) - выдержал

да, она нужна для того чтобы при торможении или ускорении масло всё не уходило к стенке по инерции и маслянный нассос не высыхал.. . =) своевременная подача масла к верхним деталям. при разгоне или торможении или поворотах

Дак она 10 см от низа картера, и сантиметра 3 от верха, вон на полу лежит, новый.
Вообще сам картер в профиль похож на постамент для чемпионов, только кверхтормашками, неужели эта перегородка горячее масло задерживает?

Schvarc Профи (584) перед глазами не вижу. но вспоминая лекции по ТО и Устройству АМ в подоне отечественной класики есть масло волно или как Вам удобно называть гаситель в виде перегородки (док) и выштамповка под сам масло приёмник, всё остальное штамповоное карыто с кучей дырочек под м8 =) я могу и ошибаться.

Успокоитель масла. Когда воду в ведрах на коромыслах носили, ложили деревяные кресты, чтобы вода не расплескивалась. Делать защиту поддона.

А защиту придется варить, да. Хоть и раз в два года, но все равно по камням приходится ездить.
Прикручивать её там правда спереди не к чему. Наверно хомутами за балку как-то.

ента штука не что иное, как компенсатор уровня масла. при изменении положения авто, как крены по продольным и горизонтальным осям, дабы маслице резко не оставило маслозаборник сухим. а по поводу ремонта, ща есть, уева туча, всяко разно, замазок, типа "холодных сварок" с различными наполнителями, так, что енто не проблемма.

Да замазал я этой х.сваркой чтоб до цивилизации доехать, но ну её нах, ехать и бздеть, купил уже новый картер.А по поводу компенсаторских свойсв жестянки сильно сомневаюсь - она на 10 см выше дна картера, и ГОРИЗОНТАЛЬНО. Разве что при тряске не даёт маслу маслу набрызгиваться на коленвал и взбиваться в крем. И то сомневаюсь что минеральное масло собьётся. Все-таки оно не сливки от коровы. И оно и так уже - МАСЛО)))

выше всё верно сказано .. добавить могу только одно, меняй авто . если 406й, то и датчики частенько передают привет.. .
Самым распространённым типом дорожного покрытия в России являются благие
намерения.

Ага, чисто СТО-шный ответ. Перегорела лампочка - меняй фару.
Засорился масл. фильтр - меняй двигатель.
Пробил картер - меняй авто. Тем более что датчики "часто" привет дают.

Мишаня Просветленный (25082) да нет , не про меня . Просто в 98м эксплуатировал этот "рэдван" новый 3 месяца , а после пересел на Б\у Си Ар Ви ( Хонда) почувствовал разницу. и не навязчивый совет - будь добрее .

нет она не нужна просто некуда было метал списать)))))))) серьезно она нужна объяснили выше для чего. Это успокоитель масла. Советую поставить защиту. Или обнести весь картер металическим коробом с сантиметровым или больше растояния от стенок картера. Это смегчит удар и последствия будут не такие печальные

так ведь всё предусмотрено заводом изготовителем, как понимаю всё выше сказанное не удовлетворило .
Купи Б/у Хонду СиАрВи и не парься, твои 1,5тн потянет на ура .

Ну на счет масла ты уже понял, я в багажнике на такие случаи вожу герметик и кусок мыла. Уже пользовался.. . Один раз даже сливную пробку бордюром на бензобаке со всем креплением снес.. . это случилось на полете советской конструкторской мысли.. . Москвич 2140

А че ты так на 2140 прешь? Нормальная тачка. не то что 2141.
А насчет масла ты сам ниче не понял. Читал мужик на Газели 14 лет проездил без этой жестяной байды?А всё остальное - "ТИОРИЯ" из области "нууу я так дууумаюююю"

и хде адрес нерж. магазина??
Это некстати.

Герметик я тоже вожу. Но там щель в картере в полпальца была. Холодной сваркой залепи л. Капало, но на 22 км. хватило до стоянки доехать. 120 ткм от дома бл. Поеду завтра менять.

Поперечные перегородки картера , как указано выше, используются для размещения коренных подшипников коленчатого вала. Поэтому число перегородок в картере обычно равно числу коренных подшипников. Подвески различных типов показаны на фиг. [3]

В конструкции по рис. 152, в поперечные перегородки картера усилены арочными ребрами. Подвески 2 подшипников развиты в поперечном направлении и крепятся к картеру болтами в два ряда, благодаря чему вокруг опор коленчатого вала образуются узлы жесткости. [4]

В конструкции в подвески 4 подшипников развиты в поперечном направлении и крепятся к картеру двумя рядами болтов. Поперечные перегородки картера усилены арочными ребрами, благодаря чему вокруг опор образуются узлы жесткдсти. [6]

В блок-картер двигателя устанавливаются мокрые чугунные гильзы. В приливах поперечных перегородок картера расположены верхние половины пяти коренных подшипников коленчатого вала. Их нижние половины образуются крышками, которые входят в пазы блок-картера. Каждая крышка крепится двумя шпильками. Перегородки усилены ребрами жесткости, повышающими также общую жесткость блок-картера. С этой же целью горизонтальный разъем картера выполнен намного ниже оси коленчатого вала. [7]

Опоры коленчатого вала расточены в картере и выполнены разъемными. Крышки 2 коренных подшипников крепятся четырьмя болтами к обработанным поверхностям поперечных перегородок картера двигателя . На каждой из них имеется порядковый номер опоры. Нумерация ведется от передней стенки блока. [9]

На рис. 20 показан блок-картер быстроходного транспортного двигателя, в котором цилиндры и картер отлиты в виде общего блока. Горизонтальную плоскость разъема располагают по оси коленчатого вала или ниже ее. В поперечных перегородках картера имеются гнезда для подшипников. Отдельной фундаментной рамы в таких конструкциях нет; вместо нее снизу устанавливается легкий поддон, не воспринимающий нагрузок от сил, действующих при работе двигателя. При такой конструкции двигатель устанавливается с помощью приливов ( лап) на блок-картере. В случае подвесного коленчатого вала корпус получается легче и меньше по высоте. [10]

Картер выполнен из двух частей, отлитых из чугуна, которые соединяются шпильками. Плоскость разъема картера совпадает с осью коленчатого вала двигателя. В поперечных перегородках картера установлены коренные подшипники, стальные вкладыши / 5, залитые свинцовистой бронзой. Нижняя часть картера является маслосбор никои, к ней прикрепляются водяной 17, масляный 16 и топливный / насосы. [11]

На рис. 42, б и 45 показан блок-картер быстроходного транспортного двигателя, в котором цилиндры и картер отлиты в виде общего блока. Горизонтальная плоскость разъема расположена но оси коленчатого вала или ниже нее. В поперечных перегородках картера имеются гнезда для подшипников. В этом случае нижняя часть картера не является несущей и называется поддоном. В случае подвесного коленчатого вала уменьшаются масса и высота двигателя. [13]

Картер двигателя отливается из чугуна. Конструкция картера отличается достаточной прочностью и необходимой жесткостью при относительно небольшой массе. Стенки и поперечные перегородки картера усилены ребрами, разъем картера с поддоном выполнен ниже оси коленчатого вала. Картер двигателя закрывается снизу стальным штампованным поддоном. [14]

КШМ преобразует возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движение коленчатого вала. Коленчатый вал в процессе работы воспринимает и суммирует механическую энергию всех поршней двигателя. Детали КШМ, работающие в условиях больших знакопеременных нагрузок, упругих колебаний и высокой температуры, должны иметь достаточную прочность, жесткость и износостойкость.

КШМ должен быть компактным и легким. Уменьшение массы движущихся относительно остова двигателя деталей при сохранении их прочности и жесткости снижает инерционные силы, а, следовательно, нагрузки и износ деталей.

Для уменьшения утечки газов из цилиндров детали, образующие рабочие полости (цилиндры, поршни с кольцами, головки и прокладки), должны постоянно поддерживать требуемую герметичность цилиндров. Устройство деталей КШМ и компоновка его узлов на двигателе должны обеспечивать простоту технического обслуживания и ремонта.

Остов двигателя служит основанием, внутри и снаружи которого расположены детали механизмов и систем двигателя. Остов автотракторных двигателей образован из нескольких неподвижно соединенных между собой частей. В зависимости от типа и мощности двигателя составные части остова несколько отличаются конструктивно, но в принципе устроены одинаково.

Блок-картер - основная часть остова многоцилиндрового двигателя. В большинстве современных двигателей он изготовлен в виде единой коробчатой отливки. Чтобы повысить жесткость и разделить блок-картер на несколько отсеков, внутри него выполнены перегородки. Горизонтальная перегородка делит его на две половины: верхнюю - блок цилиндров и нижнюю - картер. В блоке устанавливают гильзы цилиндров, которые плотно входят в отверстия верхней плиты и горизонтальной перегородки. Вдоль одной из сторон блока проходит сплошная вертикальная перегородка, отделяющая камеру штанг от водяной рубашки. Нижняя часть - картер расширена для размещения коленчатого вала. В картере выполнены перегородки. В нижней части этих перегородок имеются приливы 7 (рис. 10, а), образующие вместе с крышками 6 опоры для коренных подшипников коленчатого вала. Со стороны камеры штанг в перегородках картера имеются отверстия 9 под втулки распределительного вала. Чтобы вода из водяной рубашки блока не проникла в картер, в расточках горизонтальной перегородки помещены уплотнительные резиновые кольца 8. Водяная рубашка блока через отверстия 2 в верхней плите сообщается с водяной рубашкой головки цилиндров. В верхней плите имеются резьбовые отверстия 3 для шпилек, соединяющих головку цилиндров с блок-картером, и отверстия 1 для штанг толкателей. В блоке отлиты каналы 4 для подвода воды в водяную рубашку от насоса, просверлены отверстия и каналы 5 для подвода масла к некоторым трущимся деталям двигателя.

В блок-картере V-образного двигателя (рис. 10, б) выполнены большие отверстия (в ряду их одинаковое число) для установки гильз 10 цилиндров. Наружные стенки всех цилиндров объединены общей водяной рубашкой. В центральной части блок-картера имеются расточные отверстия 2 под втулки распределительного вала. К перегородкам картера шпильками 14 закрепляют крышки 6 коренных подшипников коленчатого вала. На плоскости А полублоков 11 и 13 ставят головки цилиндров.

Двигатели воздушного охлаждения в отличие от жидкостного не имеют блок-картера Все детали расположены на литом картере 17 (рис. 10, в). В верхней плите картера расточены отверстия 16 для установки гильз цилиндров 15. Между цилиндрами и картером установлены медные уплотнительные прокладки 18. Внутри картера, как и у двигателей с жидкостным охлаждением, размещены коленчатый и распределительный валы.


Рис. 10. Блок-картер тракторных двигателей:

а - жидкостного охлаждения с рядным расположением цилиндров;

б-жидкостного охлаждения с V-образным расположением цилиндров; в — воздушного охлаждения;

А — плоскость крепления головки цилиндров; Б — плоскость крепления картера распределительных шестерен; В - плоскость крепления крышки с опорой под турбокомпрессор;

1 - отверстия для штанг толкателей; 2 - отверстия для отвода воды; 3 - отверстия для шпилек крепления головки цилиндров; 4 – водораспределительный канал; 5 - канал для подвода масла; 6 - крышка коренного подшипника; 7 - прилив; 8 - резиновое уплотнительное кольцо; 9 - отверстие для втулки распределительного вала; 10 - гильза цилиндра; 11,13 - левый и правый патрубки; 12 - воздушная полость; 14 - шпилька; 15 - гильза цилиндра воздушного охлаждения; 16 - отверстие для гильзы цилиндров; 17 - картер; 18 - уплотнительная прокладка

Головка цилиндров многоцилиндрового двигателя внешне представляет собой толстую чугунную плиту, которая закрывает блок-картер сверху. Нижняя плоскость головки тщательно обработана, она же - верхняя стенка камер сгорания всех четырех цилиндров. В головке размешены отверстия для клапанов, форсунок, штанг, впускные и выпускные каналы.

Пространство между стенками каналов и головки (водяная рубашка 6) заполнено водой. Чтобы не было утечки газов и воды, между головкой цилиндров и блок-картером устанавливают металлоасбестовую прокладку. На верхней плоскости головки закрепляют детали привода клапанов, которые закрывают крышкой с колпаком. На колпаке смонтирован сапун. Он сообщает полость картера с атмосферой. К нижней плоскости блок-картера прикреплен поддон, который служит резервуаром для масла и закрывает нижнюю часть двигателя. По месту разъема поддон уплотнен прокладкой из пробки или паронита. Чтобы масло меньше плескалось во время работы трактора, поддон снабжен успокоителем.

Поршневая группа. Цилиндры рассматриваемых автотракторных двигателей - съемные. Отдельно изготовленный цилиндр называют гильзой. Применение вставных гильз позволяет увеличить срок службы блок-картера за счет смены старых изношенных гильз новыми. Гильзы обычно изготавливают из легированного чугуна. Внутреннюю поверхность гиль­зы, называемую зеркалом, тщательно обрабатывают и закаляют.

По внутреннему диаметру гильзы тракторных двигателей сортируют на три размерные группы: Б, С и М (большая, средняя и малая). Обозначения размерной группы наносят на торце буртика гильзы. Гильзы, наружная поверхность которых омывается охлажденной жидкостью, называют "мокрыми". На цилиндрах двигателей с воздушным охлаждением снаружи имеются охлаждающие ребра. В нижней части цилиндра выполнен бурт, который упирается в поверхность картера. Между картером и буртом устанавливают медное кольцо.

Каждый цилиндр вместе с головкой закрепляют специальными (анкерными) шпильками на картере.

Поршни (рис. 11) воспринимают и передают на шатун усилие, возникающее от давления газов, а также обеспечивают протекание все тактов рабочего цикла. Они подвергаются действию высоких температур и давлений и движутся со значительными скоростями внутри цилиндра.


Рис. 11. Поршни:

а - поршень тракторного дизельного двигателя; б— сечение тракторных поршней; в - поршень автомобильного карбюраторного двигателя; г - поршневой палец;

1 - маслосбрасывающая кромка; 2 - канавка для маслосъемного кольца; 3 - канавка для стопорного кольца; 4 - отверстие для подвода масла к поршне­вому кольцу; 5 - канавки для компрессионных колец; 6 - камера сгорания в поршне; 7 - прорезь; 8 - поршневой палец;

А - днище;Б - головка; В - направляющая часть; Г - бобышки; Д - холодильник; Е - места клеймения массы и размерной группы поршня; Ж - метка направления установки поршня; З - место клеймения размерной группы пальца

Поршень имеет вид перевернутого стакана. Он состоит из днища А (рис. 11, а), головки Б (или уплотняющей части) и направляющей части В, называемой юбкой. Днище поршня дизеля делают фасонной формы с выемкой, которая зависит от типа двигателя и частоты вращения коленчатого вала. По окружности канавок под маслосъемные кольца просверлены сквозные отверстия для отвода масла в картер двигателя. На внутренней стороне юбки имеются два прилива-бобышки Г, в отверстия которых устанавливают поршневой палец.

Поршневые пальцы (рис. 11, г) делают пустотелыми из стали. От осевого перемещения палец удерживается разжимными стопорными кольцами, которые установлены в канавках бобышек поршня. Палец соединяет поршень с шатуном.

Поршневые кольца по назначению разделяют на компрессионные 1 (рис. 12) и маслосъемные 2.


Компрессионные кольца предотвращают прорыв газов из камеры сгорания в картер. Вырез в поршневом кольце называют замком. При перегреве двигателя образуются шлаковые отложения, которые заполняют зазоры между кольцами и стенками канавок поршня по высоте. Кольца перестают свободно перемещаться и пружинить. Это явление носит название пригорания (закоксовывания) колец и сопровождается потерей мощности двигателя и повышенным расходом масла.

Маслосъемные кольца препятствуют прониканию масла из картера в камеру сгорания, снимая его излишки со стенок цилиндра. Их устанавливают ниже компрессионных.

Рис. 12. Поршневые кольца: а - внешний вид; б - формы компрессионных колец в рабочем состоянии; в - составное маслосъемное кольцо; г - расположение колец на поршне;

1 - компрессионное кольцо; 2 - маслосъемное кольцо; 3 - плоские стальные кольца; 4 - осевой расширитель; 5 - радиальный расширитель; 6 - поршень

Они в отличие от компрессионных колец имеют сквозные прорези или состоят из двух колец скребкового типа. На поршни некоторых двигателей устанавливают составные маслослосъемные кольца (рис. 12, в), изготовленные из двух стальных дисков и двух пружинных расширителей - осевого и радиального. Осевой расширитель, расположенный между дисками, плотно прижимает их к стенкам канавки поршня. Радиальный расширитель плотно прижимает диски к цилиндру.

Кривошипная группа. Шатуны соединяют поршни с коленчатым валом и передают ему усилие от давления газов, воспринимаемого поршнями. При работе двигателя на шатун действует силы давления газов и инерции, поэтому он должен быть прочным, жестким и легким. Стержень 3 (рис. 13, а) шатуна - двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессовывают бронзовую вилку 2. Нижняя головка шатуна - разъемная. Ее отъемная часть - крышка 6. Верхняя половина головки изготовлена заодно с шатуном.


Рис 13.Шатуны:

а - детали шатуна; б - сечение стержня шатунов и подвод масла к поршневому пальцу; в - косой разъем нижней головки шатуна; г - способы фиксации крышки нижней головки шатунов:

1 - верхняя головка шатуна; 2 - втулка верхней головки; 3 - стержень шатуна; 4 - нижняя головка шатуна; 5 - вкладыш шатунного подшипника; 6 - крышка нижней головки шатуна; 7 - шплинт; 8 - корончатая гайка; 9 - фиксирующий усик вкладыша; 10 - шатунный болт; 11 - отверстие для масла; 12 - канал для подвода масла в теле шатуна; 13 - треугольные шлицы в стыке крышки с ниж­ней головкой шатуна; 14 - стопорная шайба

Коленчатый вал воспринимает усилия, передающиеся от поршней через шатуны, и преобразует их в крутящийся момент, а также используется для привода в действие различных механизмов и деталей двигателя. Воспринимаемые коленчатым валом периодически действующие силы давления газов и инерции движущихся деталей могут вызвать износ, деформацию изгиба и кручения вала. Поэтому он должен обладать большой прочностью и быть износостойким. Коленчатый вал штампуют из высококачественной стали или отливают из высокопрочного чугуна. Он состоит из опорных коренных шеек 1 (рис. 14), шатунных шеек 2, носка (передней части) и хвостовика (задней части).


Рис. 14. Коленчатые валы:

а - тракторного рядного двигателя, б - автомобильного V-образного двигателя; А - место для клеймения размерной группы шеек коленчатого вала; Б – канал подвода масла в полость шатунной шейки; В - полость шатунной шейки; 1 - коренная шейка; 2 - щека; 3 - упорные полукольца; 4 - нижний вкладыш коренного подшипника; 5 - маховик; о - маслоотражатель; 7 - установочный штифт; 8 - болт крепления маховика; 9 - зубчатый венец; 10 - верхний вкладыш коренного подшипника; 11 - шатуннная шейка; 12 - противовесы; 13 - шестерня коленчатого вала; 14 - ведущая шестерня привода масляного насоса; 15 -болт; 16 - шкив; 17 - пробка; 18 - трубка для чистого масла; 19 - фланец

К щекам прикреплены или отлиты вместе с валом противовесы 12, необходимые для его балансировки. Шейки вала для большой износоустойчивости закалены токами высокой частоты (ТВЧ). В щеках вала проходят косые каналы, по которым масло поступает к шатунным подшипникам. Внутри шатунных шеек выполнены полости В для центробежной очистки масла. Полости закрыты резьбовыми пробками 17. При вращении коленчатого вала механические примеси (продукты изнашивания) под действием центробежной силы оседают на стенках полости Очищенное масло выходит на поверхность шатунной шейки из средней части полости по трубке 18.

Маховик способствует равномерному вращению коленчатого вала и помогает двигателю преодолевать повышенные нагрузки при строга­нии с места и во время работы. Маховик представляет собой тяжелый чугунный диск. С задней стороны маховика некоторых двигателей пре­дусмотрена выточка для размещения сцепления. На переднем торце на­ходится углубление, по которому определяют расположение поршня первого цилиндра. При совпадении этого углубления с отверстием в картере маховика поршень первого цилиндра находится в ВМТ. В ряде двигателей это совпадение соответствует положению поршня в момент начала подачи топлива к первому цилиндру.

Контрольные вопросы

1. Каково назначение перегородок в блок-картере?

2. Каковы особенности устройства цилиндра и его головки в двигателе воздушного охлаждения?

Читайте также: