Каково было положение станционных смотрителей в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первый вопрос, который возникает перед учащимися при изучении повести Пушкина, - кто такой станционный смотритель? Это должность мелкого чиновника одного из последних рангов - четырнадцатого класса. В прошлом существовал закон о порядке государственной службы, изданный Петром 1 в 1722 году, назывался он "Табель о рангах". Все, получившие 8 первых рангов, причислялись потомственно к лучшему старшему дворянству, "хотя бы и низкой породы были". Издание табели о рангах оказало огромное влияние на исторические судьбы дворянского сословия.
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ.
Чины гражданские.
1.Канцлер.
2.Действительный тайный советник.
3.Тайный советник.
4.Действительный статский советник.

5.Статский советник.
6.Коллежский советник. Военный советник.
7.Надворный советник.
8.Коллежский ассесор.
9.Титулярный советник.
10.Коллежский секретарь.
11.Корабельный секретарь.
12.Губернский секретарь.
13.Провинциальный секретарь.
Сенатский регистратор.
Синодский регистратор.
Кабинетский регистратор.
14. Коллежский регистратор.
Мы видим, что герой повести А.С.Пушкина станционный смотритель Самсон Вырин занимал низшую должность табели о рангах, чиновника четырнадцатого класса - коллежского регистратора. Теперь понятна ирония Пушкина, высказанная в эпиграфе к повести: "Коллежский регистратор - почтовой станции диктатор. Князь Вяземский".
Что такое станционный смотритель? На этот вопрос отвечает сам Пушкин: "Сущий мученик четырнадцатого класса". На тему горькой судьбы "маленького человека" в дворянском обществе, впервые в литературе открытую Пушкиным, откликнулись Н.В.Гоголь повестью "Шинель", Ф.М.Достоевский романом "Бедные люди".
*

Начинаем работу над содержанием произведения.
Почему должность станционного смотрителя Пушкин называет сущей каторгой? Ответ подтверждаем цитатами из текста. ("Покою ни днём ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе: погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель").
*
Как выглядел смотритель при первой встрече? Найдите и зачитайте описание его "смиренной, но опрятной обители". Что вам понравилось в описании?
Какие картинки висели на стенах комнаты? Перескажите "Притчу о блудном сыне". Чему она учит? Почему автор обращает наше внимание на эту деталь?
*
Прошло несколько лет. "Я приближался к станции с печальным предчувствием". Оправдалось предчувствие автора, в чём?
Как выглядел теперь Самсон Вырин? Как изменилось его жилище? Что же произошло?
Как смотритель пытался бороться со своей бедой?
Что сделал старик с деньгами, которые дал ему Минский? А как вы бы поступили?
Как вы сами относитесь к поступку Минского?
Какова дальнейшая судьба Самсона Вырина?
Над чем нас заставляет задуматься повесть Пушкина?
*
Когда повесть прочитана, учащиеся проанализировали основные её моменты, написали сочинение, можно поиграть в сюжетно-ролевые игры. Например, по примеру передачи Андрея Малахова провести шоу "Пусть говорят" .
- Добрый день! Сегодня у нас в студии потрясающая история одной российской семьи. Ведёт передачу Андрей Малахов, не переключайтесь! Итак, мы пригласили в гости Самсона Вырина, он поделится с нами своим горем, и мы вместе попытаемся решить вечную проблему отцов и детей, ответить на злободневные вопросы.
Расскажите, пожалуйста, что же у вас произошло в семье?
- Долгие годы мы с дочерью Дуней жили на почтовой станции бедно, трудом, исполненным оскорблений и унижений, но ни на что не жаловались и были довольны своей судьбой. Но вот однажды в нашу жизнь пришла беда: молодой гусар Минский тайно увёз Дуню с собой. Я остался совершенно один. Жизнь потеряла всякий смысл.
- Скажите, а вы пытались как-то поговорить с дочерью?
(Роли распределены между учащимися, класс - зал зрителей задают вопросы смотрителю, Дуне, Минскому. Учитель принимает участие в "шоу" под видом "председателя Государственной думы" или другого "высокого" гостя передачи.)
Чем интересны такие сюжетно-ролевые игры для учеников? Тем, что учебный материал как бы "актуализируется", становится ближе и понятнее, пропускается через себя, личный опыт. Пушкин становится ближе.

Повесть “Станционный смотритель” – это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем – Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем.

Перед нами трагедия “маленького человека”, чиновника

Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на что не жалуется и доволен судьбой. Он растит дочь – милую, чуткую, красивую девушку, которая помогает ему и иногда сглаживает конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают на станции с нетерпеливыми и строгими проезжающими. Но в этот маленький спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит Дуню в Петербург.

Горе потрясло старика, но не сломило – он отправился за своей Дуней в Петербург, разыскал Минского и

пробрался к нему. Но старика выбросили из дома. Станционный смотритель не смирился с тем, что не увидел дочь, и сделал еще одну попытку, но Дуня, заметив его, упала в обморок, а его опять прогнали. Самсон Вырин смирился.

Он уехал на свою почтовую станцию, с горя запил и вскоре умер.

Обиженный судьбой и людьми, Вырин стал воплощением страдания и бесправия. Самсон Вырин пытался протестовать, но, как человек низшего сословия, не мог противостоять Минскому. Такова печальная судьба “маленького человека”, мастерски изображенная Пушкиным.

Вопрос о его судьбе Пушкин ставит остро и драматично. Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет в нем гордость, достоинство, превращает его в добровольного раба, в жертву, покорную ударам судьбы.

А. С. Пушкин открыл тему “маленького человека”, которая познакомила читателей с добрыми, тихими, страдающими героями.

Повесть А. С. Пушкина “Станционный смотритель” посвящена этой теме. Нужно заметить, что произведение отличается предельной экономией художественных средств. С первых же строк писатель знакомит нас со своими героями, вводит в круг событий.

Так же скупа и не менее выразительна обрисовка характеров персонажей. Автор почти не дает внешнего портрета героев, почти не останавливается и на их душевных переживаниях. В то же время облик каждого персонажа отчетливо проступает из его поступков и речи.

Рассказчик с самого начала повествования ставит нас в известность, какое жалкое положение в обществе занимают станционные смотрители: “Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда… ” Все их проклинают, обзывают разбойниками, унижают. Никто даже не хочет задуматься, какая у них тяжелая жизнь: “Покою ни днем, ни ночью.

Своем знакомом смотрителе, Самсоне Вырине. Это был дружелюбный, добрый человек, вдовец, очень любивший свою единственную дочь. Однажды он приютил у себя гусара, прикинувшегося больным, который соблазнил и выкрал у него дочку. “Старик не снес своего несчастия”, и его сломила болезнь.

Оправившись, он поехал в Петербург искать Дуню, но его не пустили к ней, а выгнали на улицу. Только сунули в руку денег. Это было большим оскорблением человеческих чувств, ведь какие деньги могут заменить отцу его ребенка?

Никто не помог Вырину, он спился с горя и рано умер.

А. С. Пушкин показывает, что “маленький человек” достоин сожаления, понимания и уважения.

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Станционный смотритель (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 134-136)

Paзмышляем о прочитанном

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ?

Станционный смотритель имеет низший чин. Он постоянно выслушивает ругань, могут быть и побои. Проезжающие винят именно смотрителей во всех бедах.

Этот рассказ наполнен грустью, переживаниями.

2. Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя?

Это сделано для того, чтобы показать оценку происходящего от повествователя.

Основа этих двух историй похожа. Только блудный сын - это о принятии Бога в душе, а судьба Дуни - бытовой случай. Но, у этих двух историй один финал - каждый нашел свое счастье. Кто-то в Боге, а кто-то в любви.

Единственный неравнодушный человек - это рассказчик, так как он все равно приезжал навещать Вырина. Он искренне переживал за его судьбу после ухода Дуни. (“Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!”, “ не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”.)

5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести.

А вот каким встретил его рассказчик в свой следующий приезд: “я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину”.

Он любил дочь и очень переживал за ее отъезд: “он тут же слёг в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

Мне кажется, что рассказчик явно симпатизирует Вырину. Он честный человек, живет по совести. Повесть грустная, заставляет задуматься о том, как нужно себя вести по отношению к другим людям.

Литература и изобразительное искусство

Самой точной иллюстрацией я считаю ту, на которой изображена Дуня у могилы отца. По девушке видно, что она хорошо одета, ее образ жизни значительно изменился. Но и это не помешало ей проведать могилу отца.

Вырина я представлял себе седым стариком, ущемленным, сгорбленным и совсем потерявшим себя в жизни. Дуня кажется мне барышней с тонкой талией и убранными волосами под чепец. Минский представляется мне высоким, гордым, в официальном костюме.

Настроение иллюстраций зависит от того, что на них изображено. Например, там, где гусар прикинулся больным, Вырин выглядит намного лучше, чем когда он приехал искать Дуню.

Фонохрестоматия

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Я считаю, что первые страницы наполнены грустью, тоской, разочарованностью.

2. Какие чувства переживает автор во время первого посещения почтовой станции в селе Н? Как меняется его настроение? Как эти настроения отражаются в чтении актёра?

Во время первого посещения автор заинтересован этим местом и взволнован жизнью этих героев. Настроение сменяется на более радостное. Автор проявляет заинтересованность. Актер отражает смену настроений интонацией чтения, паузами.

3. Какое впечатление произвела на рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения? Как это впечатление передал актёр?

Обстановка была ветхой, уже не было цветов. Это явно огорчило рассказчика, как и внешний вид Самсона. Актер передал этом сменой тембра голоса, вздохами и удивлением.

4. Как вы думаете, почему автор повести, позволив начать рассказ о побеге Дуни с гусаром Самсону Вырину, затем продолжает его сам? Как актёр передаёт всю сложную гамму переживаний обманутого отца?

Автор продолжает рассказ сам, чтобы передать читателю свое отношение к этой истории. Переживания отца передает актер сменой голоса, вздохами, паузами.

5. Послушайте внимательно фрагмент из повести о третьем посещении рассказчиком села Н. Какими вы представили жену пивовара и деревенского мальчика Ваньку, прослушав их разговор?

Жена показалась мне безразличной, грубой, а Ванька послушно выполнил ее приказание. Он относился к смотрителю уважительно, вспомнил, как тот угощал его орешками.

Я считаю, что он назвал ее так только из-за пятака. Потому что он акцентировал свое внимание на ее материальном положении.

Произведение представляет собой одну из частей сборника под названием «Повести Белкина, созданного в период Болдинской осени автора, когда он вынужден оставаться в родовом поместье из-за сильного распространения в России смертельно опасной холеры.

По жанровой направленности произведение является повестью, написанной в сочетании двух стилей сентиментализма и реализма.

Повествование в повести осуществляется от имени постороннего наблюдателя, а композиционная структура выстраивается на основе общепринятых литературных канонов с использованием постепенного развития действия путем кульминации, переходящей в развязку.

Основной темой повести представляется изображение обездоленного человека, являющегося в общественном мнении маленьким представителем. При этом повесть характеризуется многогранностью тематической содержательности, поскольку помимо темы маленького человека раскрывается проблема нравственных взаимоотношений, а также любовная тема.

Основными героями произведения являются отец и дочь Вырины, представленные в образах простых людей Самсона и Дуни.

Самсон Вырин изображается в повести в качестве станционного смотрителя, доброго, общительного пятидесятилетнего мужчины, безмерно любящего собственную дочь, не жаждущего богатства и известности. Образ станционного смотрителя является хрестоматийным примером изображения маленького человека, неспособного противостоять жизненным обстоятельствам.

Дуня Вырина представляется в лице молодой, красивой, милой девушки, отличающейся наивностью, добротой, отзывчивостью, мечтающей о лучшей жизни.

Сюжетная линия произведения разворачивается в момент ухода Дуни из родного дома в связи с возникшим у нее любовным чувством к проезжему гусару, заставляющим ее забыть о собственном отце, которого она очень любит, однако ее влечет большое и светлое чувство.

После отъезда дочери Самсон опускается и становится обрюзгшим стариком, ищущим успокоения собственной души в алкоголе, который становится причиной его скорой смерти. Дуня приезжает в родной дом уже после смерти любимого отца, посетив его могилу и со слезами на глазах вспомнив собственную жизнь с родителем, раскаиваясь в отношении совершенного ею поступка.

Второстепенным персонажем повести представляется гусар Минский, описываемый в образе богатого человека, не привыкшего отказывать себе в удовольствиях, забравшего с собой девушку по причине собственной прихоти.

Отличительной особенностью произведения является использование автором средств художественной выразительности в виде лубочных картинок, передающих человеческую боль, тоску, отчаяние, страдания от потери собственного ребенка.

Своеобразием повести представляется изображение писателем проблемы одиночества, раскрывающейся посредством описания взаимоотношений родителей и детей.

Смысл повести заключается и необходимости проявления человеческой заботы, сострадания, милосердия по отношению к близким и родным людям.

Самсон Вырин

Станционный смотритель не был стариком. Ему было лет 45-50. Что называется, мужчина в расцвете лет. Он любил свою дочку, гордился ею и был счастлив до тех пор, пока на станции не появился гусар Минский, сманивший надежду и опору Самсона Вырина – Дуню. У смотрителя была надежда, что он вернет домой любимую дочь. Он отправился пешком до Петербурга.

В столице он остановился у старого своего приятеля, сослуживца. Это говорит о том, что Самсон Вырин бывал в Петербурге, знал город. С помощью приятеля он быстро нашел и Минского, и Дуню. Но Минский не позволил отцу встретиться с дочерью, фактически вытолкал в шею, когда отец пришел в дом, где Минский снимал для Дуни комнату.

Случившееся надломило смотрителя. Он переживал за свою дочь, начал пить. Вскоре закрыли почтовый тракт, и старый смотритель остался не у дел. Служба еще как-то заставляла смотрителя держать себя в руках, общение с проезжими отвлекало от тяжких мыслей. А оставшись без занятия, старый смотритель совсем сдался, стал пить без меры и вскоре умер.

Популярные сочинения

  • Сочинение Максим Максимыч в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика)
    Максим Максимыч — второстепенный, но очень важный персонаж для раскрытия образа Печорина. Он является его полной противоположностью.
  • Выбор профессии — сочинение 11 класс
    Перед каждым из нас рано или поздно встает вопрос о том, какую выбрать профессию. Это очень важный выбор, ведь от того на сколько грамотно он будет сделан зависит дальнейшая жизнь человека.
  • История России в произведениях Пушкина — сочинение
    Безусловно, чтобы ни писал Александр Сергеевич Пушкин, это так или иначе будет связано с историей России, ведь все его произведения отражают эпоху, в которую творил великий писатель. XIX век с его культурой, традициями и бытом

Дуне в начале рассказа было не более 14 лет. Это была бойкая, энергичная и хозяйственная девушка. Она помогала отцу на станции. Готовила чай, иногда еду, если проезжающие задерживались из-за нехватки лошадей. Она умела находить общий язык с проезжающими, гневливых успокаивала.

Как изменился Вырин…

Минский

Проблематика

Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.

Рассказчик

При изучении этой повести целесообразно обратиться к биографии поэта: какие события в его личной жизни происходили во время создания произведения или предшествовали ему, в каком состоянии духа, с каким настроением принимался он за свой литературный труд.

Жизнь простого, незаметного человека в любой момент может быть сломана, растоптана сильными мира сего. И Пушкин не остаётся равнодушным к этой болезни общества, не в силах забыть о ней даже в такой момент жизни, когда для любого другого человека мрачные стороны общественного бытия отодвинулись бы на второй план. Пушкин в сравнительно небольшом произведении глубоко раскрывает социальные причины конфликта и трагедии в жизни главного героя повести, открывает тем самым новую страницу в истории русской литературы, подготавливая почву для творчества Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и других писателей.

К простым, небогатым людям рассказчик относится сочувственно, понимает их, видит их достоинства. Позиция рассказчика, его психологическая зоркость, чуткость к незаметным явлениям проясняют многие события, поступки героев.

Описание внешности Самсона Вырина даётся в динамике. Сравнивая два портрета одного и того же человека, можно задуматься над тем, о чём могут свидетельствовать перемены, которые произошли во внешности смотрителя всего за три-четыре года, каковы причины таких перемен.

Дуня привлекает не только своей внешностью. Природный ум позволил ей использовать для своего развития общение с образованными людьми, которые останавливались на их станции. Пушкин, принадлежавший к известному древнему дворянскому роду, подчёркивает мысль о том, что и простые люди способны усвоить непривычную для них культуру, сравняться с теми, кто хвалится своим происхождением.

Вот и Минский надеется, что так просто откупится от отца, для которого после смерти жены любимая дочь осталась единственным утешением. Но у простых людей были иные, истинно нравственные представления о взаимоотношениях людей, основанные не на денежных расчётах, а на уважении и доверии. Что касается обещаний Минского, то как может Самсон Вырин верить человеку, так коварно обманувшему его? Да и не было на памяти смотрителя ни одной благополучной судьбы у девушек простого звания, похищенных богатыми повесами.

Минский хочет, чтобы его избранница порвала с прежней жизнью, а значит, и с родным отцом, которого гусар и за человека-то не считает, потому что у того нет ни богатства, ни знатности, и который может бросить тень на него, Минского. В угоду блестящему, но бездушному миру, куда он ввёл Дуню, её похититель навсегда разлучает отца с любимой дочерью.

Как вы думаете, почему отец не получал от Дуни никаких известий? Можно винить Дуню, забывшую отца, можно — Минского, очевидно, запрещавшего ей общаться с близким человеком. Отметим, что для второго вывода в повести есть основания: вспомним, как Минский старается убедить отца Дуни, будто у того теперь нет ничего общего с дочерью. Он хочет, чтобы Дуня забыла отца, человека низшего круга в сравнении с тем обществом, в котором вращается Минский. А предположение о виновности героини будет опровергнуто, когда мы обратимся к финалу произведения и убедимся, что Дуня помнила об отце, она не стала бездушным, безразличным человеком и тяжело переживала смерть отца.

То, что Дуня не отреклась от отца, утешило рассказчика. Вот почему не жалеет он (а сначала, не зная, пожалел) ни о поездке, ни об истраченных на неё деньгах.

С образом Дуни связана проблема отцов и детей, проблема высших нравственных ценностей. Чтобы понять замысел автора, потребуется экскурс в изображаемую эпоху, когда женщина, а тем более совсем юная девушка не была полноправной и могла жить только в семье (с родителями или, после венчания, с мужем). Без такой защищённости общество отторгало её.

Минский, конечно, добивался, чтобы дочь смотрителя ради так называемого приличия забыла об отце. И всё же несколько лет спустя Дуня — Авдотья Самсоновна — теперь богатая барыня, приезжает со своими детьми в родные места, к отцу, которого так любит, и, узнав, что он умер, горько рыдает.

И последняя фраза, которой рассказчик заканчивает своё повествование, позволяет догадываться, как рад он известию о том, что Дуня не забыла отца. Даже в новой среде, роскошной, но равнодушной, она сохранила большое человеческое чувство — привязанность к отцу, который так любил её.

Использованы материалы книги: М.Б. Ганженко, Ж.Н. Критарова, А.Д. Жижина. Литература. 7 класс. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014

Краткое содержание


После рассказчик описывает Вырина, который находится на должности смотрителя. Автор попал на эту станцию по воле случая. Здесь он познакомился непосредственно со смотрителем, а также его дочкой Дуней. Рассказчик отмечает, что юная особа довольно привлекательна.

Дуня присматривала за ним. Гость быстро пошел на поправку и начал собираться домой. На прощание гусар предложил подвести девушку до церкви, однако обратно она не вернулась. Через время Вырин узнал, что юноша не был болен, просто претворялся, чтобы хитростью заманить Дуню и отвезти в Питер.

Пешком Самсон идет в северную столицу и пытается отыскать мужчину. Найдя гусара, он попросил отдать девушку, однако получает отказ. После бедный отец отыскивает дом, где похититель держит Дуню. Он заметил ее, она богато одета, Вырин любуется дочкой. Когда она подняла голову и увидела отца, то испугалась и упала на ковер, после гусар прогнал несчастного старика. Далее смотритель уже никогда не видел дочку.

Еще через какой-то промежуток времени рассказчик опять приезжает к Самсону, где узнал, что станцию распустили, а смотритель скончался. В его доме проживает пивовар с супругой, последняя отправляет сына показать, в каком месте похоронили Вырина. От мальчика автор узнал, что в один из дней в город приехала зажиточная барышня с детьми. Она тоже спрашивала про смотрителя, а когда узнала, что он скончался, долго рыдала на могиле. Дочь раскаялась, однако было уже поздно.

Жанр и композиция

Структура произведения дает возможность читателю посмотреть на окружающий мир глазами автора, в его словах скрыта непосредственно личность Александра Сергеевича:

Что-то наподобие эпилога собой представляет последний визит, когда Вырин уже умер. В нем рассказывается о раскаяниях его дочки.

История написания

В 1830 г. Пушкин приезжает в Болдино, чтобы уладить определенные финансовые вопросы. Он уже хочет возвращаться домой, но в стране в это время начинается эпидемия холеры, и отъезд пришлось задержать на довольно продолжительное время.

Его писатель завершил 15 сентября.

Во время принудительного заключения автор очень сильно тоскует от расставания с очередной дамой сердца, потому муза Пушкина была безрадостна и часто настраивала на грустные мотивы.

Основная тематика

Читайте также: