Какова специфика профессионального общения сотрудников овд кратко

Обновлено: 07.07.2024

Каждый вид деятельности предполагает особенности общения при ее осуществлении. Эти особенности определяются спецификой целей деятельности. Ясно, что педагог при общении руководствуется иными целями, нежели инженер, а врач преследует цели, отличные от целей сотрудника ОВД. Следует отметить также, что есть виды деятельности, где удельный вид общения весьма значителен и деятельность сотрудников ОВД относится именно к такого рода деятельности. Здесь, как нигде, важна значимость объективно поступающей информации об оперативной обстановке, совершенных преступлениях и т.д. От того, насколько эффективно умеют общаться сотрудники ОВД, насколько владеют техникой общения, зависит и эффективность деятельности ОВД.

Практика же показывает, что навыками правильного общения 60-62% сотрудников овладевают самостоятельно, 10-12% - под руководством своих руководителей, а остальные, общаясь с коллегами. По времени 15% сотрудников научаются эффективно общаться в течение первого года практической работы, 75% - в течении двух лет службы и 10% - в срок от 3 до 4 лет. Все это свидетельствует о неудовлетворительном состоянии навыков общения сотрудников ОВД. Отношение к общению, умению установить психологический контакт, построить доверительные отношения, выбрать правильную линию поведения с учетом индивидуально-психологических, возрастных, профессиональных, национальных и других особенностей граждан крайне не соответствует требованиям времени.

Особенностями профессионального общения сотрудников ОВД является то, что оно носит, как правило, официальный характер, достаточно четко регламентированный законами и подзаконными актами порядок общения (формализация общения), а в силу этого является часто принудительным как в отношении граждан, так и самих сотрудников. Сотруднику не приходится выбирать общаться или не общаться, независимо от того приятно или неприятно ему это общение, это же относится и к гражданам.

Сотруднику необходимо выполнять свои функциональные обязанности, решать оперативно-служебные задачи вне зависимости от его психологического состояния, настроения, эмоций. Сотрудник наделен законом властными полномочиями, которые позволяют ему диктовать условия этого официального общения, зачастую выбирая место, время и способ общения. В результате этого он имеет психологическое преимущество.

По характеру решаемых задач общение сотрудников с гражданами является деловым, их цель – получить необходимую для дела информацию.

Специфика профессионального общения сотрудников правоохранительных органов определяется также:

- специфичностью поводов для вступления в общение (это обстоятельство ограничивает круг участников общения, определяет его содержание и цели);

- наличием множественности целей в каждом акте общения, кроме получения информации о правонарушении;

- конфликтный характер общения в связи со спецификой поводов вступления в общение, так как цели участников общения нередко либо не совпадают, либо не понимаются в полной мере;

- спецификой психических состояний участников общения, для которых характерны повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результаты общения и доминирование отрицательных эмоциональных состояний;

- особое значение психологического контакта для оптимизации процесса общения.

Анализ структуры профессионального общения работников органов правопорядка и его динамики позволяет выделить четыре основных этапа:

1/ психологическое "чтение" особенностей поведения, внешнего облика, использование имеющейся информации о конкретном человеке и составление первичного психологического портрета взаимодействующего лица;

2/ поиск психологических предпосылок эффективности общения и создание благоприятных условий для межличностного контакта;

3/ воздействие в процессе профессионального общения на других лиц со стороны сотрудника ОВД с целью решения оперативно-служебных задач;

4/ оценка результатов конкретного акта общения и планирование содержания и процесса дальнейших контактов с определенными лицами /правонарушителями, гражданами, сотрудниками правоохранительных органов, руководителями, подчиненными/.

Рассмотрим каждый из указанных этапов профессионального общения с учетом применения новых психотехнологий и конкретных приемов общения.

Первый этап профессионального общения ориентирован на познание и составление первичного психологического портрета взаимодействующего с работником органов правопорядка человека. Следует отметить, что психологическая информация о другом человеке зависит от конкретной ситуации общения и отражения его личностных свойств, степени знакомства с ним, наличия определенных сведений о нем в характеристиках, учетах, уголовных и оперативно-поисковых делах, рассказах о нем других сотрудников и т.п.

При непосредственном наблюдении за человеком предметом психического "чтения" являются его вербальные и невербальные акты поведения:

- речь, ее содержание, направленность, логичность, продолжительность, экспрессивность, особенности лексики, грамматики, фонетики;

- выразительные движения, мимика и пантомимика, жесты, экспрессия лица, глаз, тела;

- движения, перемещения и позы человека, дистанция между людьми, сближение, соприкосновение;

- физическое воздействие на другого человека /касание, похлопывание, поглаживание, поддержка, совместные действия, отталкивание, толчки, удары и т.п./.

Важное значение для составления психологического портрета имеет анализ внешнего облика человека: особенностей его одежды и манеры одеваться, аккуратность в ношении одежды, следование или игнорирование моды, подражание в ношении одежды другим людям /часто выдающимся артистам, спортсменам, политикам и др./ и т.д.

Например, для определения степени причастности человека к криминальному миру и составления его соответствующего портрета необходимо подвергнуть анализу:

- особенности речи (присутствие или отсутствие жаргона, направленность и содержание речевой деятельности и т.п.),

- внешний вид (особенности одежды, прически, наличие татуировок и т.п.),

- динамику общения и окружения человека (содержание коммуникаций, их цель, специфика обращения людей друг к другу, наличие кличек, эмоционального тона обращения и т.п.),

- динамику личного поведения человека и степень его участия в криминальных действиях.

При общении с людьми, находящимися в "опасных" состояниях /алкогольное или наркотическое опьянение, отклонение от психической нормы поведения/ чрезвычайно важно контролировать внешние параметры поведения, так как по ним можно определить мотивацию /порой неосознаваемую/ их дальнейших действий.

Эффективность профессионального общения определяется также степенью соответствия реальных психологических портретов взаимодействующих лиц эталонным образам-представлениям о требованиях, предъявляемых к их личности и деятельности на конкретной должности.

При составлении первичного психологического портрета взаимодействующего с работником органов правопорядка лица целесообразно ориентироваться на анализ следующих параметров личности:

- направленность /потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, ценностные ориентации, установки, склонности, желания, вкусы/;

- операциональные особенности поведения /знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения/;

- качества, выражающие отношения к различным сторонам действительности;

- психологические свойства и процессы /особенности процессов и свойств интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сферы личности/;

-социально-психологические особенности поведения /социальный и межличностный статус, роли, стиль жизни и работы, культура коммуникативного поведения и стиль общения, социально-психологические качества личности/;

- биопсихические свойства /темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья, патопсихологические свойства/.

Основными способами построения психологического портрета в процессе профессионального общения могут выступать: эмпатия, рефлексия, стереотипизация, индивидуализация.

Эмпатия как способ психологического анализа позволяет проникнуть и вчувствоваться в эмоциональные состояния лиц, взаимодействующих в той или иной жизненной ситуации.

Рефлексия основывается на познании и оценке работником органов правопорядка своей позиции и размышлениях о позиции другого человека, ходе его мыслей, его ближайших и перспективных планов поведения.

Стереотипизация строится на основе переноса выявленных в практике сотрудника типичных способов поведения, типичных свойств той или иной личности на конкретную ситуацию общения.

Индивидуализация - способ анализа поведения и черт личности человека, в основе которого находится выявление особых психологических примет, индивидуальных особенностей деятельности, его умений и навыков.

Второй этап профессионального общения характеризуется действиями работника органов правопорядка, направленных на создание соответствующих условий и психологических предпосылок эффективных коммуникаций. Важнейшей предпосылкой эффективного общения является выявление основной репрезентативной системы взаимодействующего с работником органов правопорядка человека и опора на нее в процессе непосредственного контакта.

Д. Гриндер и Р. Бэдлер - создатели теории нейролингвистического программирования - отмечают, что имеется три основных входных канала, через которые люди получают информацию об окружающем мире: зрение, слух и кинестатическое чувство / представляющее собой комплекс ощущений, основанных на осязании, обонянии, положении тела в пространстве и т.п./.

Каждый человек имеет наиболее часто применяемую им репрезентативную систему из числа трех указанных систем, которая может отличаться от репрезентативной системы другого человека. Недостаточный учет ведущей репрезентативной системы человека в процессе общения может привести к взаимному непониманию , трудностям во взаимодействии.

Как определить ведущую репрезентативную систему человека? Имеется несколько способов определения, какая из репрезентативных систем /визуальная, аудиальная, кинестатическая/ является ведущей у конкретного человека. Прежде всего, следует обратить внимание на слова, которыми человек описывает свой жизненный опыт и чаще всего употребляет в процессе общения. Эти слова называются предикатами. Предикаты проявляются в виде глаголов, прилагательных и наречий, используемых человеком в конкретных предложениях.

Рассмотрим предикаты, наиболее часто применяемые в соответствующей репрезентативной системе.

Репрезентативные системы /модальности/.

- Предикаты: представьте, ярко, видимо, прозрачно, перспектива, ясно, видеть, глядеть, следить, ослепительно и т.п.

Моя работа выглядит безразлично. Жизнь так тускла. Это проливает больше света на это. Этот образ останется в моей памяти. Я счастлив, что мы с Вами смотрим на это одними на это одними глазами. Давайте посмотрим на это. Это слишком неопределенно, чтобы рассмотреть.

- Предикаты: послушайте, громко, созвучно, логично, тихо, вскрикнуть, сказать, услышать, резко и т.п.

Это правильное решение прозвучало во мне. Это просто шепот. Это слишком большие разногласия в наших отношениях. Я старался говорить себе: "Ты не можешь делать ничего правильно". Это слишком далеко от ритма.

- Предикаты: чувствую, удобно, легко, трудно, напрягаться, коснуться, сырой, ощущать, тошно и т.п.

Это вызывает неоднозначные чувства. Он горячий. Она - холодная рыба. Эта вещь давит на мою память. Да, я чувствую нечто выше этого.

Наблюдение за человеком и обращение внимания на предикаты, применяемые им в процессе коммуникаций, позволяет определить его ведущую репрезентативную систему. Как следствие этого появляется задача построения диалога с учетом языка взаимодействующего человека, то есть его основной репрезентативной системы.

Для того, чтобы партнер по профессиональному общению понимал сотрудника органов правопорядка последнему необходимо выбирать предикаты, согласующиеся с предикатами взаимодействующего лица. Стремясь получить нужную информацию, целесообразно строить свои вопросы, ориентируясь на ведущую систему партнера по общению.

Отсутствие такого подхода может привести к непониманию и неэффективности общения. Эффективность такого общения часто равна нулю, так как коммуникация строится в системах различных предикатов. Задача сотрудника органов правопорядка состоит здесь в следующем: а/определить в соответствии с указанными способами модальность партнера по общению; б/обратиться к партнеру с предикатами, отражающими его основную репрезентативную систему.

Второй этап профессионального общения имеет также целью планирования содержания и условий предстоящего контакта. Такой план должен включать в себя следующие параметры:

- место непосредственного контакта;

- приемы и способы воздействия на партнера;

- приемы снятия напряженности в отношениях и разрешения возникающих противоречий;

- необходимость присутствия в процессе общения третьих лиц;

- нормативные требования к организации общения;

- способы фиксации, полученной информации / протоколы, стенограммы, приказы и т.п./;

- время общения и продолжительность контакта и др.

Третий этап профессионального общения представляет собой непосредственный контакт работника органов правопорядка с другими лицами/работниками правоохранительных органов, подозреваемыми, свидетелями и т.д., имеющий целью получение определенной информации и воздействие на партнера.

Можно выделить две разновидности профессионального общения: внутриорганизационное общение (общение с коллегами и руководителями органов правопорядка) и внеорганизационное профессиональное общение (общение с гражданами, правонарушителями, представителями органов власти и т. д.). Безусловно, существует специфика в этих видах общения, но есть и общие психологические закономерности.

Общение работников органов правопорядка может осложняться теми или иными трудностями, различными факторами деятельности. К числу основных трудностей внутриорганизационного общения следует отнести:

- перегруженность поручениями/в том числе и несвойственными выполняемым по должности обязанностям/;

- отсутствие четкой регламентации взаимодействия и неопределенность должностных обязанностей работников;

- различные интересы у взаимодействующих должностных лиц;

- недостаточная профессиональная подготовленность к совместной работе;

- функциональная обособленность отдельных работников и подразделений.

Указанные трудности нередко ведут к противоречиям, разногласиям и конфликтам между взаимодействующими работниками органов правопорядка.

Специфика внеорганизационного общения сотрудников правопорядка (контакты с подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями, очевидцами, потерпевшими, заявителями и т. д.) проявляется в том, что оно происходит в рамках подробного нормативно-правового урегулирования и характеризуется дополнительными трудностями, связанными с преодолением внутреннего сопротивления со стороны ряда лиц, нежелания сотрудничать, неискренности и лжи и т. д. Все эти указанные обстоятельства приводят к затрудненным условиям общения и значительной психологической нагрузке работников правопорядка.

Представляют значительный научно-практический интерес способы и приемы выявления лжи и неискренности в поведении и речи людей, контактирующих с работником органов правопорядка. Его умения по мельчайшим штрихам речевых высказываний, оговорок, несоответствий в повествовании, а также не основе невербальных действий/жестов, взглядов, поз/собеседника определить степень искренности является залогом успешного решения служебных задач в процессе общения.

Четвертым этапом в динамике профессионального общения является осознание работниками органов правопорядка результатов и последствий контактов, так как взаимодействие невозможно без оценки удачи или неудачи, успеха или неуспеха, без выявления факторов, которые способствуют общению или осложняют его.

В психологической литературе большое внимание уделяется тому, как человек оценивает характер общения и взаимоотношений с другими лицами, даются определенные рекомендации по совершенствованию точности оценок контактов с другими людьми.

Основными факторами, которые влияют на эффективность общения в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, являются следующие:

1. Личность самого сотрудника. Особенно такие качества, как общительность, умение изучать психологические особенности собеседника и использовать эти данные, умение и готовность устанавливать контакт даже при неблагоприятных обстоятельствах, умение разговорить человека, поддержать беседу и вести допрос при необходимости даже в течении длительного времени.

2. Психологические особенности и психические состояния людей, с которыми сотрудники вступают в общение.

3. Условия общения, в ходе которых оно происходит.

4. Содержание оперативно-служебных задач, то есть, ради чего собственно происходит общение.

Сотрудники ОВД общаются с самыми различными категориями граждан, обладающими своими индивидуальными особенностями, предопределенными психической конституцией, типом темперамента и характера, различным жизненным опытом, индивидуальными формами отражения действительности, разным общеобразовательным и культурным уровнем, со своими идеалами, убеждениями, интересами, отношениями, мотивами, целями, мировоззрением, направленностью.

Естественно, что для повышения эффективности общения, выступающего важнейшим условием успешности решения оперативно-служебных задач, сотрудник должен быть универсалом в общении, уметь общаться, располагать к себе и устанавливать психологический контакт как с учетом всех вышеуказанных индивидуально-психологических особенностей граждан, с которыми его сталкивает деятельность, так и с учетом их возрастных, национальных, половых особенностей, их социального и процессуального положения и других качеств.

Различные особенности имеет общение с заявителями, потерпевшими, добросовестными свидетелями и лицами, оказывающими содействие сотрудникам ОВД; правонарушителями, преступниками, недобросовестными свидетелями и иными лицами, оказывающими противодействие сотрудникам ОВД; женщинами; несовершеннолетними и молодежью; лицами среднего возраста; пожилыми и старыми; должностными лицами; верующими с учетом их веры; психически больными и другими категориями граждан.

В зависимости от категории граждан сотрудник определяет свой стиль общения, позицию и роль, избирает средства, способы общения. В основе лежит понимание типичных проблем тех категорий граждан, с которыми общается сотрудник, значимости для них самого общения, их интересов, потребностей и т.д.

Специфика профессионального общения сотрудников органов внутренних дел (ОВД). Факторы формирования модели партнера. Содержание, виды, этапы профессионального общения сотрудников ОВД. Содержание и особенности перцептивной и коммуникативной стороны общения.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 22.02.2015
Размер файла 24,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство внутренних дел России

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский университет МВД России

факультет заочного и вечернего обучения

Тема: Вариант № 1

1. Специфика профессионального общения сотрудников органов внутренних дел

2. Содержание, виды и этапы профессионального общения сотрудников ОВД

3. Содержание перцептивной стороны общения

4. Особенности коммуникативной стороны общения

Общение - это способ бытия человека в условиях взаимных отношений, взаимодействия с другими людьми. В процессе общения люди обмениваются информацией - мыслями, идеями и эмоциями, в результате чего между людьми устанавливается определенная форма взаимоотношений и взаимовлияния, направленная на достижение определенного делового целесообразного результата.

профессиональный общение сотрудник перцептивный

1. Специфика профессионального общения сотрудников органов внутренних дел

Рассматривая специфику общения сотрудников ОВД, необходимо выделить прежде всего такой параметр общения, как широта и многопричинность коммуникаций. В отличие от представителей многих других профессий, практически все сотрудники ОВД, независимо от их служебного положения, ежедневно встречаются с самыми различными категориями населения по самым разным причинам

Вся деятельность сотрудников, носящих полицейскую форму, в очень большей степени подчиняется общественным нормам и социальным ожиданиям. Сам факт ношения специальной формы подчеркивает эту особенность деятельности и оказывает известное влияние на личность работника. От человека в полицейской форме все окружающие справедливо ждут строго определенного рода поведения - соучастия, поддержки, помощи, защиты. Окружающие, обращаясь за помощью к полицейскому, предполагают, что он грудью станет на защиту человека, которому угрожает опасность.

Люди ожидают, что именно полицейский обязан пресечь действия хулигана или пьяницы. Это требует от сотрудников постоянной и высокой мобилизации всех своих человеческих ресурсов для выполнения служебных задач, поддержания постоянной готовности.

Существенной особенностью деятельности сотрудника ОВД является конфликтный характер тех ситуаций, на фоне которых развертывается и протекает служба полицейского. Конфликтность деятельности проявляется в самых разных формах. Вступая во взаимодействие с преступным элементом, сотрудник испытывает активное сопротивление с его стороны, он должен преодолевать попытки нарушителя замаскировать свои действия, ввести в заблуждение и даже спровоцировать сотрудника на неправильные, противоправные действия.

Причем антиобщественные элементы пренебрегают всеми социальными нормами, а сотрудники, сталкиваясь с ними, обязаны строго соблюдать законность. В этих эмоционально окрашенных ситуациях общения сотрудник обязан сохранять самоконтроль, обладать повышенной психологической устойчивостью, чтобы не поддаться на провокации и противостоять психическому заражению потерявшего над собой контроль человека. Все это предъявляет очень высокие требования к личности сотрудника, его педагогическому такту и психологической культуре.

Можно отметить еще одну особенность служебной деятельности сотрудника ОВД: вся служба многих сотрудников полиции проходит на глазах у населения, в общественных местах. В их деятельности очень большой вес имеет публичность исполнения профессиональных действий. Любой проступок работника полиции, его слова, тон, манеры, внешний вид - все обращает на себя внимание окружающих и нередко потом обсуждается. Умение сотрудников работать в присутствии публики существенно повышает эффективность воспитательных мероприятий и социальный престиж службы.

2. Содержание, виды и этапы профессионального общения сотрудников ОВД

Так, во взаимоотношениях разных лиц (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого) с сотрудниками ОВД образ сотрудника в представлениях граждан может быть различным (положительным, нейтральным, отрицательным). То же можно сказать и о формировании образа гражданина, с которым сотрудник полиции вступает в общение при выполнении профессиональных задач.

На формирование модели партнера по общению влияют различные факторы:

-объективные: все то, что воспринимается в партнере непосредственно (внешность, речь, особенности мимики, жесты, позы и т.п.);

- субъективные: все то, что определяет отношение к партнеру в зависимости от различных обстоятельств (цель общения, ролевые и статусные позиции, установки, условия общения и т.п.).

Благодаря объективным параметрам сотрудник ОВД может получить информацию о возрасте партнера по общению, его географическом происхождении, культурной среде, образе жизни и состоянии здоровья, частично о профессиональных признаках, степени потенциальной опасности, эмоциональном состоянии, значимости для партнера процесса общения, статусных притязаниях, степени связанности с криминальной средой и др.

Важную роль во взаимоотношениях сотрудников ОВД с гражданами играют невербальные средства общения (мимика, жесты, психологическая дистанция, поза и др.), поскольку они сообщают о партнере по общению гораздо больше информации, чем его слова.

Жестикуляция (социально отработанные движения головы и других частей тела, передающие психическое состояние) тесно связана с эмоциональными реакциями и речью, иногда жесты даже могут заменять речь.

На первоначальном этапе взаимодействия сотрудника ОВД с гражданами любой категории рекомендуется устанавливать психологический контакт в личной зоне общения, а затем определять отношение собеседника по мере наблюдения за выбором определенного расстояния. Сотрудникам ОВД следует помнить, что при нарушении границ зон общения собеседник испытывает определенный психологический дискомфорт и это, безусловно, отражается на эффективности общения.

Для достижения психологического контакта сотрудникам ОВД стоит учитывать ориентацию в пространстве - угол, под которым люди стоят или сидят по отношению друг к другу, а также повороты, изменения угла общения (скажем, близкие друзья сидят рядом - 0°, в то время как люди, настроенные враждебно, стремятся занять положение напротив собеседника - 180°).

В значительной степени на эффективность процесса общения сотрудника ОВД с гражданами влияют субъективные факторы: цель общения, соотношение ролей и статусов, установка, условия восприятия и эмоциональное, состояние партнеров.

Нередко, взаимодействуя с конкретными гражданами, сотрудник полиции дает им стереотипные оценки и столь же шаблонно ведет себя с ними, что оказывает негативное влияние на эффективность контактов.

С другой стороны, в сознании людей существуют стереотипные представления о специалистах различных профессий, в том числе, и о сотрудниках ОВД. Поскольку рассматриваемые взаимоотношения, как правило, являются эпизодичными и непродолжительными, восприятие гражданами сотрудников органов внутренних дел иногда базируется на стереотипах, заимствованных из чужого опыта. Кроме того, нередко поведение одного сотрудника полиции представляется человеку поведением, типичным для всех сотрудников, порождая таким образом соответствующий стереотип (к сожалению, не всегда положительный).

Расположив человека к себе, т.е. сформировав аттракцию, можно с большей вероятностью добиться принятия им нужной позиции, его внутреннего согласия с ней, особенно в тех случаях, 'когда предполагается, что гражданин явно негативно будет встречать слова или действия сотрудника ОВД. Однако, используя приемы формирования аттракции, следует помнить, что с их помощью нельзя никого убедить и ничего доказать, а можно лишь расположить к себе человека, что уже само по себе немаловажно

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, и состоит из следующих этапов:

1) Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2) Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

4) Решение проблемы.

5) Завершение контакта (выход из него).

Для того, что бы общение было более эффективным, диалогическим, необходимо соблюдать некоторые условия:

1) равенство психологических позиций субъектов взаимодействия независимо от их социального статуса;

2) равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;

3) равенство в психологической взаимоподдержке.

3. Содержание перцептивной стороны общения

- социально-культурных факторов (социальное происхождение, социальный статус человека).

В результате исследований установлено, что восприятие социальных объектов обладает спецификой:

а) воспринимаемый человек стремиться трансформировать представление о себе в благоприятную для себя сторону;

б) внимание воспринимающего сосредоточено прежде всего на смысловых и оценочных (в том числе причинных) интерпретациях объекта;

в) большая зависимость перцепции от мотивационно-смысловой деятельности и связь ее с аффектами.

Таким образом, можно констатировать, что перцептивная составляющая процесса общения в профессиональной деятельности сотрудников полиции может быть направлена на решение следующих задач:

-формирование первого впечатления у контактирующей, с сотрудником милиции стороны

-формирование понимания содержания межличностного восприятия;

-содействие установлению взаимопонимания;

-учет динамики проявления факторов и социальных явлений негативно отражающихся на уровне взаимопонимания партнеров по контакту;

-обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга.

4. Особенности коммуникативной стороны общения

Под коммуникативными знаниями понимают - знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития, знания о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы общения и воздействия оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны в исполнении конкретного индивида, а какие - не эффективны.

Психологами правоохранительных органов предлагается следующий перечень профессионально важных качеств личности полицейского:

- способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения;

- проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояния психики; - доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога,

- свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;

- умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения. Менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;

- способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений; - развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в быстротекущих ситуациях работы;

- адекватная самооценка,чувство юмора.

Качествами, существенно затрудняющими коммуникативные процессы, снижающими результативность общения, являются: замкнутость, повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях, легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

Коммуникативные навыки и умения выступают одним из главных и трудноформируемых структурных элементов коммуникативной компетентности сотрудников ОВД.

Выделяют три группы компонентов, образующих в своей совокупности непосредственно способы и приемы коммуникативной деятельности:

а) входные (умственно-сенсорные) - ощущения и восприятия, обеспечивающие быстрое и точное улавливание важных для выполнения коммуникативного действия изменений во внешней среде, изменений обстановки и т. п.;

б) центральные (умственные) - мышление, анализ, синтез, сравнение, волевые процессы, борьба мотивов, принятие решения, усилия в управлении собой;

в) выходные (сенсоречевые, двигательные) - подача соответствующих распоряжений, приказаний, команд и т.п. как моторный момент речевой реакции; подача сигнала как двигательный навык.

Основными свойствами умений выступают: адекватность ситуации, осмысленность, гибкость, отвечающая обстановке скорость выполнения, надежность, успешность.

Таким образом, коммуникативная компетентность сотрудников полиции - это система целенаправленно сформированных и обобщенных субъектом знаний о различных аспектах профессионального общения, развитые коммуникативные способности и качества характера, трансформированные в коммуникативные умения и навыки, адекватные задачам профессиональной деятельности и достаточные для их решения.

Заключение

Во взаимоотношениях сотрудников органов внутренних дел и граждан важную роль играют социальные нормы, приоритетными из которых в данном взаимодействии признаются нормы права и морали. В силу специфики правоохранительной деятельности, сотрудникам полиции приходится часто взаимодействовать с различными категориями граждан, находить общий язык с лицами, не склонными к контактам с представителями правоохранительных органов. Выполняя служебные и оперативные задачи, сотрудникам полиции, часто приходится сталкиваться с необходимостью решать проблемные вопросы, находить выход в экстремальной ситуации, противостоять не просто преступникам, а хорошо вооруженным и организованным преступным группам.

Именно в этой связи, к сотрудникам полиции, обществом и государством выдвигаются высокие требования, как к личности, так и к качеству и результативности их профессионального труда. В этой связи сотрудник полиции должен уметь:

-адекватно ориентироваться в ситуациях профессионального общения;

-качественно устанавливать психологический контакт с гражданами, представляющими профессиональный интерес;

-эффективно оказывать правомерное психологическое воздействие;

-четко управлять ходом развития общения с гражданами;

Нередко в силу специфики профессиональной деятельности общение с гражданами принимает конфликтный характер, что, безусловно, оказывает негативное влияние на результаты всей деятельности. Учитывая данное обстоятельство, сотрудникам ОВД следует выбирать оптимальный вариант собственного поведения в каждой конкретной ситуации и находить индивидуальный подход в общении с гражданами.

Список литературы

4.Основы профессиональной этики. Учебно-методическое пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2010.

5.Андреева Г.М. Социальная психология.- М.,2000.

6.Еникеев М.И. Юридическая психология. - М.: СПб: Питер, 2010.

7.Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговорного процесса в экстремальных условиях. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

Подобные документы

Значение профессионального общения в сфере деятельности сотрудников органов внутренних дел. Психологические закономерности общения сотрудников данной сферы. Технологии эффективного воздействия на партнера по общению в ситуациях служебной деятельности.

реферат [28,8 K], добавлен 25.12.2014

Роль общения в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Средства общения и способы коммуникативного воздействия. Развитие навыков профессионального общения. Стадии установления психологического контакта. Виды ролевого поведения.

реферат [277,6 K], добавлен 09.06.2010

Содержание, структура и функции общения. Специфика профессионального общения в деятельности сотрудника органа внутренних дел. Психологические условия осуществления эффективного общения. Трудности в общении сотрудника ОВД с различными категориями граждан.

реферат [25,5 K], добавлен 13.11.2015

Особенности профессиональной деятельности сотрудников силовых структур. Исследование особенностей общения сотрудников правоохранительных органов. Анализ результатов диагностики стилей общения сотрудников, выявления предпочитаемой формы поведения.

дипломная работа [1,2 M], добавлен 27.07.2010

Функции общения. Роль сознательного, бессознательного, вербальных и невербальных компонентов в профессиональном общении сотрудников таможенных органов. Виды профессионального общения сотрудников ОВД. Личностная типология "трудных" для общения людей.

В профессии сотрудника органов внутренних дел общение занимает немаловажную роль. Примерно 80% деятельности составляет общение (в том числе с гражданами).

Общение – это способ бытия человека в условиях взаимных отношений, взаимодействия с другими людьми. В процессе общения люди обмениваются информацией – мыслями, идеями и эмоциями, в результате чего между людьми устанавливается определенная форма взаимоотношений и взаимовлияния, направленная на достижение определенного делового целесообразного результата.

При выполнении своих профессиональных функций сотрудники ОВД вступают в общение с разными категориями граждан: с потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми, обвиняемыми и обычными людьми. Сотрудник милиции обязан постоянно соблюдать служебный этикет, т.е. совокупность правил поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям. Вежливое отношение к гражданам, лояльность, выдержка положительно оцениваются окружающими и, как правило, вызывают ответное поведение, что способствует разрядке конфликтной ситуации.

Нередко в силу специфики профессиональной деятельности общение с гражданами принимает конфликтный характер, что, безусловно, оказывает негативное влияние на результаты всей деятельности. Учитывая данное обстоятельство, сотрудникам ОВД следует выбирать оптимальный вариант собственного поведения в каждой конкретной ситуации и находить индивидуальный подход в общении с гражданами.

Во взаимоотношениях сотрудников органов внутренних дел и граждан важную роль играют социальные нормы, приоритетными из которых в данном взаимодействии признаются нормы права и морали.

Содержание основных компонентов общения сотрудников ОВД (милиции) с гражданами

Для лучшего понимания сущности общения традиционно выделяют три основных компонента: коммуникация (обмен информацией между общающимися), перцепция (восприятие и познание людьми друг друга в процессе общения), а также взаимодействие между людьми в процессе общения (обмен знаниями, идеями, действиями, эмоциями и т.п.)[1].

Коммуникативной стороне общения (передаче и получению информации) в деятельности сотрудников ОВД придается особое значение, поскольку общение всегда является коммуникацией, несмотря на то, что содержание конкретной информации может быть различным (приказ начальника, допрос обвиняемого, беседа со свидетелями, потерпевшими и т.п.).

Трудно переоценить значимость оперативной информации для сотрудников любого подразделения ОВД, которые в процессе служебной деятельности устанавливают причины и обстоятельства правонарушений, мотивы преступной деятельности, решают практические, воспитательные и многие другие задачи.

Другой компонент общения - перцептивный - представляет собой восприятие внешних признаков другого человека, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Так, во взаимоотношениях разных лиц (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого) с сотрудниками ОВД образ сотрудника в представлениях граждан может быть различным (положительным, нейтральным, отрицательным). То же можно сказать и о формировании образа гражданина, с которым сотрудник милиции вступает в общение при выполнении профессиональных задач.

На формирование модели партнера по общению влияют различные факторы:

-объективные: все то, что воспринимается в партнере непосредственно (внешность, речь, особенности мимики, жесты, позы и т.п.);

- субъективные: все то, что определяет отношение к партнеру в зависимости от различных обстоятельств (цель общения, ролевые и статусные позиции, установки, условия общения и т.п.).

Благодаря объективным параметрам сотрудник ОВД может получить информацию о возрасте партнера по общению, его географическом происхождении, культурной среде, образе жизни и состоянии здоровья, частично о профессиональных признаках, степени потенциальной опасности, эмоциональном состоянии, значимости для партнера процесса общения, статусных притязаниях, степени связанности с криминальной средой и др.

Важную роль во взаимоотношениях сотрудников ОВД с гражданами играют невербальные средства общения (мимика, жесты, психологическая дистанция, поза и др.), поскольку они сообщают о партнере по общению гораздо больше информации, чем его слова.

Жестикуляция (социально отработанные движения головы и других частей тела, передающие психическое состояние) тесно связана с эмоциональными реакциями и речью, иногда жесты даже могут заменять речь.

В процессе общения с гражданами сотрудникам ОВД важно учитывать количество жестов. Диагностическая ценность жестов заключается в их спонтанности и непосредственности. Например, подозреваемый на допросе не осознает, что жестикулирует, и его непроизвольные реакции выражают истинные состояния и отношения. В случае расхождении между вербальными и невербальными средствами выражения, приоритет отдается невербальным. Для достижения целей общения сотруднику ОВД во взаимодействии с гражданами крайне важно контролировать собственную жестикуляцию.

Немаловажную роль в получении информации во время общения играет поза человека (положение частей его тела - головы, корпуса, рук, ног и т.д.), она может передавать межличностные отношения, указывать на социальное положение, а также может изменяться в зависимости от эмоционального состояния.

На первоначальном этапе взаимодействия сотрудника ОВД с гражданами любой категории рекомендуется устанавливать психологический контакт в личной зоне общения, а затем определять отношение собеседника по мере наблюдения за выбором определенного расстояния. Сотрудникам ОВД следует помнить, что при нарушении границ зон общения собеседник испытывает определенный психологический дискомфорт и это, безусловно, отражается на эффективности общения.

Для достижения психологического контакта сотрудникам ОВД стоит учитывать ориентацию в пространстве - угол, под которым люди стоят или сидят по отношению друг к другу, а также повороты, изменения угла общения (скажем, близкие друзья сидят рядом – 0°, в то время как люди, настроенные враждебно, стремятся занять положение напротив собеседника - 180°). Так, во время опроса потерпевшего или свидетеля сотруднику милиции лучше всего расположиться по диагонали. При конфликтном взаимодействии (например, допрос агрессивно настроенного обвиняемого), если в данной ситуации более сильной личностью оказывается сотрудник ОВД, наиболее продуктивное расположение напротив собеседника.

В значительной степени на эффективность процесса общения сотрудника ОВД с гражданами влияют субъективные факторы: цель общения, соотношение ролей и статусов, установка, условия восприятия и эмоциональное, состояние партнеров.

Нередко, взаимодействуя с конкретными гражданами, сотрудник милиции дает им стереотипные оценки и столь же шаблонно ведет себя с ними, что оказывает негативное влияние на эффективность контактов.

С другой стороны, в сознании людей существуют стереотипные представления о специалистах различных профессий, в том числе, и о сотрудниках ОВД (милиции). Поскольку рассматриваемые взаимоотношения, как правило, являются эпизодичными и непродолжительными, восприятие гражданами сотрудников органов внутренних дел иногда базируется на стереотипах, заимствованных из чужого опыта. Кроме того, нередко поведение одного сотрудника милиции представляется человеку поведением, типичным для всех сотрудников, порождая таким образом соответствующий стереотип (к сожалению, не всегда положительный).

Расположив человека к себе, т.е. сформировав аттракцию, можно с большей вероятностью добиться принятия им нужной позиции, его внутреннего согласия с ней, особенно в тех случаях, 'когда предполагается, что гражданин явно негативно будет встречать слова или действия сотрудника ОВД (милиции). Однако, используя приемы формирования аттракции, следует помнить, что с их помощью нельзя никого убедить и ничего доказать, а можно лишь расположить к себе человека, что уже само по себе немаловажно.

Специфика профессионального общения сотрудников ОВД (милиции) с разными категориями граждан

Особенности профессионального общения с гражданами вытекают из задач, поставленных перед сотрудниками ОВД (милиции), которые обязаны обеспечивать безопасность личности; предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять и раскрывать преступления; охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность; защищать частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности; оказывать помощь физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных законом[3].

Эффективность выполнения поставленных задач во многом зависит от знания сотрудниками ОВД (милиции) специфики профессионального общения, умения устанавливать деловые контакты и правильного поведения в конфликтных ситуациях.

Специфика профессионального общения сотрудников ОВД (милиции) включает в себя ряд особенностей, имеющие важное значение для взаимоотношений сотрудника ОВД с гражданами.

Одна из таких особенностей базируется на принципе правоохранительных органов - неукоснительного соблюдения законности и состоит в том, что сотрудники на пути установления контактов с гражданами могут действовать только в рамках своих полномочий, в строго установленном законом порядке[4].

Другой важной особенностью взаимоотношений сотрудников ОВД (милиции) и граждан является то, что деятельность милиции по обеспечению порядка нередко связана с использованием мер принуждения и ограничения прав личности, что вызывает целый комплекс противоречий в общественном и в индивидуальном сознании.

В этих случаях подобные отношения могут перерастать в конфликтные и характеризоваться повышенным нервным напряжением и преобладанием негативных эмоций, способных менять поведение человека.

Еще одной особенностью можно назвать то, что сотрудники ОВД, взаимодействуя с гражданами по долгу службы"и нередко ощущая скрытое (а иногда и открытое) противодействие с его стороны, не имеют права отказаться от подобного общения.

Профессиональное общение сотрудников ОВД с гражданами характеризуется также специфичностью поводов для вступления сотрудников ОВД в общение с гражданами и заключается в том, что в большинстве случаев поводом для вступления в подобное общение является совершенное либо готовящееся преступление, правонарушение, асоциальное поведение. Следовательно, круг участников общения ограничен: с одной стороны – сотрудники ОВД, с другой пострадавшие, свидетели, правонарушители. Это обстоятельство определяет содержание и цели общения.

Специфичность поводов вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон психическое состояние характеризуется такими особенностями, как повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результаты общения и доминирование отрицательных эмоциональных состояний.

Неотъемлемой стороной общения сотрудников ОВД с гражданами является формализация подобного общения, представляющая собой регламентацию целей, характера и способов общения различными документами (уставами, наставлениями, приказами, инструкциями, УПК РФ).

Формализация может быть жесткой, предусматривающей принудительный характер регламентации общения (ситуация допроса) и гибкой (оперативное общение). Целями формализации являются защита психики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерных психологических перегрузок, а также усиление активности участников общения.

Необходимо заметить, что общение сотрудников ОВД с гражданами происходит по различным поводам. Поводы для вступления в подобное общение условно можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся взаимоотношения, связанные с реализацией субъективных прав в сфере деятельности милиции. Например, обращение за получением паспорта гражданином, достигшим 14-летнего возраста; за регистрацией паспорта по месту жительства и др.

Ко второй группе относятся взаимоотношения сотрудников ОВД и граждан, связанные с защитой прав, свобод и законных интересов: защита граждан от преступных посягательств на личность и иных неправомерных действий со стороны физических, должностных и юридических лиц; а также обращения граждан за защитой от неправомерных и нецелесообразных действий сотрудников милиции.

К третьей группе относятся ситуации реализации прав граждан: обращение к сотрудникам органов внутренних дел гражданина, пострадавшего от преступления или административного правонарушения, несчастного случая, за оказанием доврачебной или иной помощи и др.

Специфика некоторых поводов вступления в общение (например, преступление или правонарушение) ведет к тому, что цели участников общения либо не совпадают (сотрудники милиции - правонарушители), либо не понимаются в полной мере друг другом (сотрудники милиции - свидетели). Это обуславливает конфликтность общения и, как следствие, необходимость специальной подготовки сотрудников для успешной деятельности в данных условиях.

Исходя из этого, можно выделить три формы общения сотрудников милиции с гражданами - бесконфликтное общение; общение, осложненное наличием коммуникативных барьеров, и общение в конфликтной ситуации.

Учет сотрудниками органов внутренних дел особенностей общения с гражданами является необходимым условием для эффективного выполнения ими служебных обязанностей и установления деловых контактов.

Читайте также: