Какова особенность богородской резьбы 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Переходя дорогу посмотри на право, лева.
Если едет машина остановись не перебегай дорогу, жизнь дороже.
Всегда ходи по правильной стороне дороги .
Ходи только по пешеходному переходу.

Добро-это то,на чем держится мир.Характеризует нравственность,означает намеренное стремление к осуществлению блага.Зло-это сознательное причинение кому-нибудь вреда и страданий.Долг-это обязательство одного человека,организации перед другим.(гражданский,воинский)Совесть-это когда человек самостоятельно осмысливает собственные обязанности,требует от себя их выполнение.Честь и достоинство можно поставить в один ряд.Они регулируют поведение человека и отношение к нему со стороны другими людьми.Справедливость_это одна из ценностей,которая важна при совершении экономических действий,политических.милосердие-готовность из сострадания оказать помощь,это когда даешь и не требуешь ничего взамен.Счастье-это когда внутренний мир человека доволен условиями своего бытия в этом мире.Смысл жизни-человечество видит смысл жизни в достижения счастья и благополучия,стремится к осуществлению своей мечты.И если у него все получается,то он понимает,что живет не зря.А вообще,все взаимосвязанно.Нет добра без зла,милосердия без справедливости.

Это постою Из 2-х больших нижних треугольников сделай прямоугольник. Его поставь как тело, чтобы нижняя сторона была меньше боковой. На тело - голову из маленького верхнего прямоугольника. А по бокам - руки из 2-х маленьких треугольников.

Угадай песню. а) Песня в которой представлена часть таблицы умножения.б) Песня о празднике отмечаемом раз в году. Кто композитор

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/41/Mice_burying_a_Cat_01_Cropped.jpg?uselang=ru

Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России.

богор1

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем.

File:Bogorodskoe toy fabric.JPG

Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

богор4

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

богор3

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки.

Богородская игрушка

Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области.

Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01a0/0012d9d7-ebfc0662/hello_html_m167ddf02.jpg

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

File:Bogorodskoye toy fabric building.JPG

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

богор2

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Богородские деревянные игрушки бывают двух видов: скульптурная и подвижная.

скульптурная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

подвижная богородская игрушка

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга.

https://i.pinimg.com/originals/97/1f/db/971fdbb17132c2e5a54067c70526d1cc.jpg

Также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

https://sun9-27.userapi.com/impf/c852220/v852220876/fb72b/X65W9I4fiUg.jpg?size=807x558&quality=96&sign=4723ea4cd239ad47cf1760e9aaffd0b4&type=album

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени.

https://static-sl.insales.ru/images/products/1/8003/378945347/3fb926dc-30e5-499f-bb64-b9d476a3c7a4.jpg

Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке.

https://sun9-7.userapi.com/impg/kJHkUXOYCr0lUA1GT101lCCgr0uwjtkDV4MGDg/fWrU96utNA4.jpg?size=807x807&quality=96&sign=4f9259b4d4f604fedd360eb4182f03fb&type=album

В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Как создают Богородскую игрушку

Богородская резьба.

Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. Можно также использовать осину и ольху, отличающиеся такой же мягкой и однородной древесиной. Предназначенный для резьбы материал должен быть хорошо высушенным. Сушить древесину очень хлопотно. На открытом воздухе под навесом дерево сохнет от нескольких месяцев до трех лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей).

Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет.

Игрушки бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще - детали будущих игрушек вытачивают на станке, выпиливаются по шаблону, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком.

А вот ручная работа гораздо сложней. Ствол пилят на части, которые потом разрубают вдоль волокон на треугольные поленья в зависимости от необходимого размера игрушки. Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения.

Богородская резьба.

Богородская резьба.

Работа богородским ножом

Другой прием окончательной отделки игрушки связан с ошкуриванием формы мелкой наждачной бумагой. Этим приемом обычно пользуются, чтобы передать гладкие поверхности. Затем деревянное чудо расписывается красками или покрывается лаком. Но чаще игрушки оставляют неокрашенными, сохраняя природный цвет и структуру дерева.

Отличить ручную работу от фабричной просто. Для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей, точное соблюдение пропорций. Да и ценится такая игрушка значительно дороже.

Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

Вырезанная фигурка имела трехгранную форму, так как выполнялась из чурки, полученной при разрубании полена на несколько частей.

Сначала игрушки раскрашивались, позже богородская скульптура остается неокрашенной — фактура и характер резьбы прекрасно передают форму и движение, и потому цвет может здесь помешать.

Богородская резьба.

Раскрашенная богородская игрушка

Игрушка становится скульптурой и требует от мастера своего стиля резьбы, а это меняет характер резьбы. Вместо традиционной угловатой она становится сложной узорчатой. Мастер пытается передать оперение у птиц и шерсть у животных.

Богородскую резьбу всегда можно узнать по знаменитому следу от инструмента резчика в виде желобка и кругу изображаемых персонажей — людей, животных, сюжетов.

Богородская резьба.

Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах — гнул дуги (правда неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.

Среди прочих игрушек были небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемые щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Подобный щелкун (щелкунчик) стал героем знаменитой сказки Гофмана и балета Чайковского.

Богородская резьба.

Щелкуны. XIX в. Троице-Сергиев посад

Особенно интересны подвижные богородские игрушки. Они всегда пользовались особенной любовью детей и взрослых, приводя детей и их родителей в неописуемый восторг. Заставляют игрушки двигаться с помощью нехитрых приспособлений. Встречаются игрушки на планках, с пружинкой, с балансом и кнопкой.

Некоторые фигурки укреплены на параллельно расположенных подвижных планках, скрепленных гвоздиками. Так сделана, например, игрушка "Кузнецы".

Богородская резьба.

Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки оживают: хитрый и добродушный медведь дружно стучат молоточками по маленькой наковальне, зайцы лакомятся морковкой, рыбак ловит рыбку.

Когда известному французскому скульптору Огюсту Родену подарили популярную богородскую игрушку "Кузнецы", он сказал: "Народ, который создал эту игрушку, - великий народ".

Богородская резьба.

И игрушка "Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. Но и в наше время при всем изобилии игрушек незатейливая игра с расписными курочками по-прежнему радует и детей, и взрослых. Устроена она так: расписные курочки укреплены на подставке, под ней - круглый баланс, связанный веревочками с головками курочек. Натягивается веревочка – наклоняется головка курочки. Стоит слегка покачать игрушку в руках, как курочки начнут клевать зернышки. Раскрутишь посильнее, и курочки стучат клювами дружнее. Чем сильнее качаешь игрушку - тем активнее курочки клюют. Приостановишь покачивание, и движения курочек становятся замедленными, ленивыми – курочки "наелись". И только горка пшена на подставочке все не убывает, как "неразменный" пятак.

Аналогичны им игрушки с подвешенным внизу шариком, например барабанщики

Богородская резьба.

Игрушки-дергуны. Изготавливаются в виде с совы или медведя. Стоит медведь спокойно, лапы вниз опущены, но стоит дернуть за веревочку, начнет ими махать.

Богородская резьба.

Некоторые игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется спиральная пружинка, она и приводит фигурку в действие ("Лыжники", "Как яблоньку сажают", "Мишка-дровосек").

Богородская резьба.

У других с помощью вставленной внутрь пружинки "оживает" только определенная деталь. Качает головой "русская красавица", дрожат листья на березке и зонтики в руках "дам".

Богородская резьба.

Листья на пружинках

Остроумна и занимательна игрушка "акробатик" с легкостью и динамичностью выделывающая невообразимые пируэты на турнике. А есть и медведь-акробат.

Богородская резьба.

Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены "Солдаты на разводе".

Богородская резьба.

В более сложных композиционных богородских игрушках оживает и движется каждый персонаж.

Незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, "оживляют" игрушку, делают ее подвижной, более выразительной и привлекательной.

Для маленьких детей эти игрушки - самые лучшие: приводишь игрушку в движение - развивается рука, и материал естественный не какая-то пластмасса.

Роспись богородской игрушки

https://obj.mosregtoday.ru/img/articles/items/inline_153752394292590997186.jpg

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

росписные богорордские игрушки

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе.

https://www.goldencockerel.com/product/544000-G/m_544000-G_b.jpg

Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные.

https://spo.mosmetod.ru/news/8f1527bcdd3c1bc2a4510fb7a7153088.jpg

В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Богородская игрушка — вид русского народного промысла, изготовление резных игрушек из древесины мягких пород ( липы, ольхи, осины). Чаще всего игрушки были оснащены подвижными элементами и простейшими механизмами для приведения игрушки в движение. В 1960 году исполнилось 300 лет с момента зарождения художественного промысла изготовления деревянных резных игрушек.

История богородской резьбы

История зарождения и развития промысла берет свое начало из села Богородское ( ныне Сергиево- Посадский район Московской области). В конце XVI века небольшое село, бывшее ранее в собственности бояр Плещеевых, переходит к Троице-Сергиеву монастырю. Именно монастырские крестьяне первыми стали разрабатывать местные традиции резьбы по дереву для изготовления игрушек.

Простые и понятные сюжеты богородских резных игрушек

Простые и понятные сюжеты богородских резных игрушек

Периоды развития богородской резьбы

Среди искусствоведов и исследователей декоративно-художественных промыслов не утихают споры о датировке зарождения и развития богородской резьбы. Однако большинство из них сходятся в выделении трех временных периодов:

  • XVI — XVII вв. — зарождение промысла
  • XVII — XVIII вв. — постепенное развитие художественных традиций богородской резьбы
  • XVIII — XIX вв. — становление и приобретение известности промысла

Неокрашенные резные игрушки

Неокрашенные резные игрушки

Однако со временем в селе Богородском появляются выдающиеся мастера — изготовители резных игрушек, и центр промысла перемещается туда. Максимальный расцвет богородской резьбы по дереву приходится на конец XIX столетия. В это же время в России повсеместно возрастает интерес к кустарным промыслам.

За многие годы существования промысла здесь сменилось не одно поколение прославленных мастеров-резчиков: Барденковых, Бобловкиных, Барашковых, Ерошкиных, Зининых, Пучковых, Стуловых, Устратовых, Шишкиных и других.

Резная игрушка богородских мастеров

Резная игрушка богородских мастеров

Далее хронологию развития богородской резной игрушки можно проследить по следующим ключевым событиям:

Таким образом, 300-летие зарождения богородского резного промысла приходится на 60-е годы XX века. Открытие фабрики художественной резьбы помогло вывести производство богородской игрушки на качественно новый уровень — производство изделий стало массовым.

Но в то же время развитие художественной промышленности привело к постепенному угасанию народного промысла, так как игрушки отдельных мастеров-кустарей уже не могли конкурировать с фабричной продукцией.

Богородская резная игрушка

Богородская резная игрушка

Традиции богородской резьбы

С момента зарождения промысла богородские игрушки делали из мягких пород дерева — ольхи, осины или липы. При этом процесс заготовки материала занимал несколько лет. Спиленную древесину сушили в несколько этапов, чтобы она приобрела нужную текстуру и стала максимально удобной для обработки.

Исходя из особенностей технологии обработки древесины все резные изделия богородских мастеров можно разделить на две группы:

Изначально деревянная поверхность игрушки оставалась неокрашенной. Взору покупателей представлялась текстура натурального дерева в его первозданной прелести.

Образец неокрашенной резной игрушки

Образец неокрашенной резной игрушки

Однако впоследствии богородские игрушки начали расписывать красной и черной красками, а сверху росписи покрывать слоем бесцветного лака.

Основной отличительной чертой богородской резной игрушки является наличие простейших механических деталей — планки, кнопки или баланса. С их помощью игрушка может двигаться.

Сюжеты самых первых игрушек были взяты из повседневной жизни простых крестьян и народного фольклора. Далее тематика изделий расширялась и усложнялась. Наиболее характерными персонажами богородской игрушки были следующие:

Сегодня талантливые резчики продолжают создавать свои шедевры на Богородской фабрике художественной резьбы. Однако ситуация на производстве сложная, что объясняется кризисным положением многих видов традиционных народных промыслов.

Среди изделий мастеров наряду с новыми современными образцами представлены и традиционные игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой, на спиральных проволочках, на ниточках. Эти простые и остроумные по конструкции приспособления делают их театрально-выразительными.

Богородские игрушки — изделия современных мастеров — много раз становились золотыми призерами на Международных выставках народного искусства в Нью-Йорке, Париже и Брюсселе.

Остроумные сюжеты богородских игрушек

Остроумные сюжеты богородских игрушек

Создаются звуковой такт и живой ритм движения. Они соединяются с пластически, орнаментальным, цветовым ритмом, дополняя друг друга, перекликаясь во время игры. В игрушку заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Этим и объясняется ее популярность.

Роспись простая, в два цвета — красный и черный. Третий, основной — цвет неокрашенной липы. Редкие кистевые мазки, быстрые и уверенные, образуют на светлом фоне декоративный ритмичный узор. В последние годы характер росписи изменился. Были добавлены яркие цвета — зеленый и желтый. Это придало изделию еще большую декоративность и выразительность.

Богородские игрушки : 15 комментариев

Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева ( липы, осины ). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России .

В том же 1913 году в Богородском была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом, а в 1914-м на её базе заработала земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе .

Самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла (находящиеся в Государственном историческом музее, Государственном Русском музее, Музее народного искусства им. С. Т. Морозова и Художественно-педагогическом музее игрушки ) датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.

Уже в середине XIX века центр резного дела перемещается в Богородское, и Богородский промысел обретает самостоятельность. Большое влияние на формирование собственно богородского стиля оказало творчество таких мастеров как А. Н. Зинин, а несколько позже деятельность профессионального художника, коренного богородчанина П. Н. Устратова. Они создавали удивительной красоты игрушки в истинно богородской стилистике.

Профессиональный художник, коллекционер и впоследствии основатель и первый директор Государственного музея игрушки (ныне Художественно-педагогический музей игрушки ) Н. Д. Бартрам одним из первых попытался сохранить и возродить старинные традиции.
Однако, видя, что старые работы не увлекают кустарей, он начал ориентировать их на создание работ в народном стиле, но по образцам профессиональных художников. Противником этого пути был художник и коллекционер А. Бенуа, который считал этот процесс искусственным спасением промысла.

Художник имел в виду деревянные резные фигурки, изображающие Деда Мороза — любимого персонажа новогодних праздников, который заменил мастерам- надомникам пресловутого медведя.
На вернисажах и на прилавках магазинов чаще всего встречается худшее из того, что ещё делается в Богородском. Интерес к богородской игрушке и скульптуре падает из-за низкого качества исполнения, низкого художественного уровня и достаточно высокой стоимости.

В настоящее время ситуация на промысле сложная, но фабрика продолжает выпускать продукцию. Сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме. Это постоянный недобор именно местной молодёжи; приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию. Придание статуса Академии ухудшило подготовку студентов. Сведены к минимуму учебные часы по технике резьбы, в учебной программе упразднена лепка (скульптура).

Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объёмной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.
Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объёмной резьбой по дереву. Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Причём, обычно ссылаются не на первоисточник, а на труды известных в 1930-х годах исследователей русской крестьянской игрушки Д. Введенского

Одним из непременных правил работы скульптора-резчика является предварительное выполнение задуманной композиции в пластилине или глине. Потом на брусок соответствующего скульптуре размера наносят контуры, по которым делают зарубку — обрубают все лишнее благодаря этому заготовка приобретает основные формы фигуры.
Затем широкими полукруглыми стамесками (30 — 40 мм) прорабатывают основные объемы скульптуры. Для мелких деталей используют мелкие стамески (5 — 25 мм). Богородский ножом отделывают поверхность скульптуры, как бы оглаживая ее, мягкими округлыми движениями снимают тончайшую стружку.
Завершающим этапом работы является обработка скульптуры мелкими стамесками, когда ее поверхность расписывают — покрывают неглубокими бороздками, передающими характер фактуры медвежьей шкуры, конской гривы, разметавшихся трав под копытами.

Среди советских мастеров богородской резьбы — Ф. С. Балаев, А. Г. Чушкин, В. С. Зинин, И. К. Стулов, М. А. Пронин, М. Ф. Баринов и другие

Кузнецы

Самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе.

Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.

Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах.

Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры — посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников — живописцев.

Следующий этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890—1900 годах. В 1891 году в Сергиевом Посаде организуется учебно-показательная мастерская, объединившая в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществлявшая сбыт игрушек в России и за рубежом.

В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков.

В советский период, мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг стало развитие сказочной темы.

Условность богородской резьбы как нельзя лучше способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов.

Историческая тема в эти годы значительно сузилась, локализовалась. В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны.

Богородская резьба в наше время

В селе Богородское и сейчас продолжают развивать традиционную резьбу. Все желающие могут обучаться в Богородском художественно-промышленном техникуме. Это старейшее учебное заведение, сохраняющее русские национальные традиции резьбы.

При фабрике создан Музей Богородского Промысла, где собрана большая коллекция работ старинных и современных мастеров, работавших на фабрике.

Предание

Татыга

Но есть и другая версия, другая легенда, в которой — главный герой Татыга, глухонемой мастер.

Это было еще в четырнадцатом веке… Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский, который благословил московского князя Дмитрия перед знаменитой Куликовской битвой.

Жил он в монашеском уединении и полюбил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одарял детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием Радонежским, вырос большой монастырь — Троице-Сергиева лавра.

Другая легенда говорит нам об иной отправной точке в истории посадских игрушек. По преданию, в Сергиевом Посаде жил глухонемой мастер по прозвищу Татыга, который однажды вырезал куклу из липы и продал ее для украшения в лавку купца, что торговал у стен монастыря кушаками, рукавицами и прочей надобностью.

Дата возникновения

Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву.

Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Но эти сведения не точны.

Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.

Шедевры

Кустарный музей

В Москве, при поддержке С. Т. Морозова, был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу.

В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И. Овешков.

Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной.

Особенности промысла

Гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Читайте также: