Какова эффективность государственной экологической экспертизы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Государственная экологическая экспертиза регулируется одноименным Федеральным законом №174. Согласно ему, первостепенная задача данного мероприятия состоит в обеспечении гарантированного права жителей РФ на комфортные экологические условия. ГЭЭ подразумевает изучение проектной документации членами комиссии, которая формируется отдельно по каждому заявлению. В состав комиссии входят эксперты и научные деятели в предметной области, к которой относится планируемый к исполнению проект.

С Государственной экологической экспертизой сталкиваются следующие организации:

  • Разработчики технологий, производители оборудования и установок для обезвреживания отходов.
  • Предприятия, связанные с деятельностью по захоронению мусора – проведение Государственной экологической экспертизы обязательно для возведения новых полигонов, шламохранилищ, могильников и др., а также реорганизации уже существующих объектов размещения, в том числе, несанкционированных.

Государственная экологическая экспертиза документации проходит в закрытом режиме. Мероприятие требует минимального участия заявителя, которое сводится к подаче пакета и взаимодействию с комиссией для дачи пояснений по запросам.

Поддержка специалистов при проведении Государственной экологической экспертизы значительно увеличивает шансы на успешное согласование проектов, связанных с экологией.

В последнее время во всем цивилизованном мире все больше внимания уделяется вопросам эффективности экологического контроля и управления, где важное место занимает соблюдение природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта. Не вызывает сомнений, что основные принципы деятельности, базовые технические и технологические решения нужно выбирать и принимать еще на стадии подготовки предпроектной и проектной документации. Именно на этой стадии важно оценить будущее воздействие намечаемой деятельности на окружающую природную среду и заложить условия максимального снижения отрицательных аспектов этого воздействия.

Для реализации этой идеи в конце 1995 г. в Российской Федерации вступил в силу закон "Об экологической экспертизе", где определяется, что экологическая экспертиза -это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Основные принципы проведения экологической экспертизы:

  • - презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • - обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • - комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
  • - независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;
  • - научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
  • - гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
  • - ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.

В настоящее время в России государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы, имеющие исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.

По инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления может проводиться общественная экологическая экспертиза. Возможность проведения такой экспертизы должна быть зафиксирована в Уставе инициатора экспертизы.

Цели экологической экспертизы:

  • - определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды;
  • - определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности;
  • - определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности;
  • - обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

Объекты экологической экспертизы . К объектам обязательной экологической экспертизы федерального уровня относятся:

  • - проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным для окружающей среды последствиям;
  • - проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
  • - проекты генеральных планов развития территорий, проекты создания свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
  • - проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в т.ч. промышленности;
  • - проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Россия, и федеральных инвестиционных программ;
  • - обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду;
  • - технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности;
  • - документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства; проекты международных договоров и др.

Порядок и процедура проведения экологической экспертизы. После представления материалов на государственную экологическую экспертизу при соответствии этих материалов требованиям ст.14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и "Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698, заказчику экологической экспертизы предоставляется смета расходов и выставляется счет на оплату всех работ, связанных с проведением государственной экологической экспертизы. Расчет стоимости экспертизы включает в себя оплату работы внештатных экспертов и командировочные расходы (в случае необходимости выезда на место реализации намечаемой деятельности).

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату. Срок проведения определяется в зависимости от сложности объекта, экологической опасности намечаемой деятельности, природных особенностей территории, экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Продолжительность проведения экспертизы для сложных объектов не должна превышать 6 месяцев.

Для проведения государственной экологической экспертизы создается экспертная комиссия, руководитель и члены которой являются высококвалифицированными специалистами по предоставленным на рассмотрение вопросам, относящимся к компетенции государственных природоохранных органов. Эксперты государственной экологической экспертизы не могут быть представителями заказчика или разработчика рассматриваемых материалов, а также гражданами, состоящими в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком или разработчиком.

В случаях, когда при проведении государственной экологической экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов РФ, в состав экспертной комиссии включаются эксперты по представлениям соответствующих территориальных органов Госкомэкологии России. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экспертизу, также имеют право участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в обсуждении.

В процессе работы экспертной комиссии проводится организационное заседание, на котором заслушивается доклад разработчиков представленных на экспертизу материалов, определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп, утверждается календарный план работы экспертной комиссии. В дальнейшем, на основании работы с представленными на экспертизу материалами, подготавливаются индивидуальные экспертные заключения, которые обсуждаются экспертами на заседаниях групп, после чего формируются в групповые заключения. Руководитель экспертной комиссии и ее ответственный секретарь, как правило, - штатный сотрудник Госкомэкологии России, на основании групповых заключений готовят проект сводного заключения. Все заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем. При необходимости в ходе работы экспертной комиссии организуется выезд группы на место предполагаемой реализации объекта экспертизы.

Результатом работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы является сводное заключение, содержащее следующие основные разделы: перечень и краткое содержание представленных на экспертизу материалов, замечания и предложения, основанные на анализе и экспертной оценке представленных материалов, а также выводы и рекомендации экспертной комиссии о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение - одно из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы должно быть одобрено квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии и подписано всеми ее членами. В случае несогласия отдельных экспертов с выводами сводного заключения готовят "особое мнение", которое в виде краткой записки прикладывается к сводному заключению и является его неотъемлемой частью.

Заключение приобретает статус Заключения государственной экологической экспертизы только после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Заключение утрачивает юридическую силу при внесении изменений в проектную и иную документацию после получения положительного решения, а также при реализации объекта экспертизы с отклонениями от документации, прошедшей экспертизу. Заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено только в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В заключение нужно отметить, что оценка риска возникновения неблагоприятных экологических последствий от реализации намечаемой деятельности, поиск компромиссных решений на стадии, когда объект еще не реализован, гораздо более эффективны, чем действия в неблагоприятных ситуациях, уже сложившихся из-за неправильно принятых решений. Поэтому реализация в нашей стране закона "Об экологической экспертизе" является важным шагом к улучшению экологической обстановки в России.
Л.Б.Шагарова,
ведущий специалист Госкомэкологии России .

– Поправки положений градостроительного кодекса, вступающие в силу с 1 января 2018 г., повлекут за собой серьёзные изменения в части оценки соответствия проектной документации экологическим требованиям, проводимой в рамках комплексной государственной экспертизы. Вне сферы внимания наших специалистов окажутся все особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства и реконструкции: предприятия нефте- и газодобычи, металлургии, горно-обогатительные комбинаты и т.д. Как эксперт от строительной отрасли, могу сказать, что заказчики будут нести огромные риски. Причина в том, что, начиная с 2018 года, Главгосэкспертиза не будет заниматься оценкой соответствия проектной документации экологическим требованиям. Иными словами, экологическая составляющая будет оцениваться экспертами в отрыве от технических решений. И, если в ходе процедуры государственной экспертизы разработчикам придется вносить в проект изменения, они будут обязаны повторно проходить экологическую экспертизу. Как следствие, процесс согласования проектной документации усложнится, сроки осуществления проектов растянутся.

Мы считаем, что необходимо развивать другую законодательную инициативу, – о совмещении обоснования инвестиций проектов с их стратегической экологической оценкой, в которой заинтересованно Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Проведение экологической экспертизы на стадии обоснования инвестиций принесёт большую пользу. Минстрой России также поддерживает введение стадии обоснования инвестиций. Я надеюсь на объединение усилий наших ведомств в этом вопросе. Мы хорошо знаем корни проблемы. Дело в том, что в момент поступления проекта на экологическую экспертизу заказчик уже определил, где будет развиваться новое производство, располагает всеми материалами по обоснованию строительства и представляет экспертам акты выбора и прочую документацию. Проведены инженерные изыскания, вложены огромные средства в отведённый земельный участок, иногда даже начаты подготовительные работы к строительству. Но в ходе экологической экспертизы выясняется, что строить объект в выбранной местности нельзя. Для заказчиков это – шок, они очень тяжело воспринимают неожиданное и непреодолимое препятствие осуществлению проекта. Подобная ситуация не выгодна инвестору, не отвечает задачам государства. Вот почему было бы рационально предлагать варианты размещения объекта строительства на ранних стадиях проектирования. Тогда возникающие на осваиваемых территориях ограничения можно выявлять заранее, с учётом специфики нового производства, вместо того, чтобы латать прорехи в проектах, разработанных без учета существующих реалий. И заказчик избежал бы избыточных денежных вложений, требуемых для снижения негативного влияния объекта на окружающую среду, в особенности при его размещении по соседству с особо уязвимыми природными территориями.

– В чем коренные причины неудовлетворительного качества проектной документации, представляемой на государственную экспертизу и конкретно разделов, связанных с охраной окружающей среды? Как заказчики могут застраховаться от подобных рисков?

– Прежде всего, необходимо разрабатывать проектную документацию более высокого качества, основанную на достоверных результатах инженерно-экологических изысканий. С сожалением отмечу не всегда высокий уровень специалистов, разрабатывающих и обосновывающих технические решения в области охраны окружающей среды. Есть и другая причина: сложилась печальная традиция отодвигать проблемы охраны окружающей среды на второй план при проектировании объекта капитального строительства и реконструкции. Я с этим не согласна. Напротив, экологические вопросы должны стать приоритетными и финансироваться не по остаточному принципу. Повторюсь, многих неожиданностей можно избежать на стадии обоснования инвестиций. Почему-то заказчики думают: если конструктив мы сделаем хорошо, то природоохранные вопросы как-нибудь сами решатся. Но решения, позволяющие предотвратить воздействие на компоненты окружающей среды, не находятся автоматически во время строительства и эксплуатации объекта – об этом нужно позаботиться заранее. И если бы не уполномоченные в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологической безопасности органы множество проектов было бы реализовано с максимальным негативным воздействием на природу, если не сказать губительным. Работа нашей экспертизы помогла избежать большого числа таких аварий, которые могли привести к социально-значимым последствиям. По расчетным данным, предотвращено около 20% чрезвычайных ситуаций. Если снять этот барьер, начнётся активная реализация проектов, опасных для окружающей среды и человека.

– Насколько часто при проведении экспертизы выявляется искажение исходных данных, представляемых заказчиком?

– Опыт работы Главгосэкспертизы России показал, что количество отрицательных заключений колеблется, в среднем, от 15 до 25 % от числа рассматриваемых проектов. Причём наивысший показатель приходится на сметную документацию. Основная причина в неполноте разработки этого раздела. Но и других поводов вынести отрицательное заключение довольно много. В частности, фальсификация исходных данных. В основном, искажают сведения по ограничениям природопользования на осваиваемой территории. Например, как можно определить, есть ли на намечаемой территории зоны санитарной охраны источника водоснабжения? Для этого мы рекомендуем заявителю заранее обратиться в уполномоченный орган и получить нужную информацию, а затем включить её в пакет исходных данных, сдаваемых на экспертизу. Из каких-то побуждений заявитель игнорирует наше замечание, либо приносит самодельный документ. Особенно часто встречается фальсификация результатов инженерно-экологических изысканий. Причины разные, результаты всегда плачевные. Для пресечения подобных ситуаций наши специалисты связываются напрямую с уполномоченными органами или аналитическими лабораториями, протоколы которых представлены заказчиком. Нередко выясняется, что заявители в этих лабораториях анализов, скажем почвенных проб, не заказывали или заказывали давно и совсем по другому объекту проектирования. Часто мы видим фальсифицированные письма, полученные, якобы, из Роспотребнадзора или Федерального агентства по рыболовству. У Главгосэкспертизы в лице Управления экологической экспертизы накоплен богатый опыт выявления подобных фактов. И фальсификации мы не пропустим. Заявители должны понимать опасность получения отрицательного заключения по таким поводам.

– Если выдано отрицательное заключение, каков алгоритм дальнейших действий проектировщика (заказчика) для получения в дальнейшем положительного заключения на проектную документацию?

– Для того, чтобы вновь пройти государственную экспертизу, согласно положениям Градостроительного кодекса, необходимо доработать проектную документацию и повторно подать документы, при этом возможно неограниченное число обращений. Надо сказать, что по замечаниям в области мероприятий по охране окружающей среды на доработку отправляется около 25 % всей проектной документации. При повторном рассмотрении проекта мы проверяем, устранены ли отмеченные экспертом ошибки. Одновременно могут быть сделаны и новые замечания, связанные с тем, что внесенные в проектную документацию изменения затронули также части проекта, получившие ранее положительное заключение. Все замечания должны быть учтены разработчиком – лишь в этом случае проект получит положительное заключение.

Бывает, что положительное заключение на проект выдается с первого раза. Иногда приходится дорабатывать определенные моменты, и положительное заключение заказчики получают со второго раза. Есть в нашей практике случаи, когда работа над документацией длится годами. Например, экспертиза одного из объектов гражданского строительства проводилась 4 раза и все идет к тому, что эту же документацию мы увидим и в пятый раз.

– В начале 2016 года в интервью нашему журналу Вы отметили, что проектировщикам будет сложно выполнить требования законодательства о применении наилучших доступных технологий, особенно в отношении действующих объектов, поскольку работа над справочниками НДТ не завершена. Есть ли развитие в этом вопросе?

Рассмотрим применение в экологии методов экспертных оценок . Для таких экспертных процедур принято использовать термин "экологические экспертизы".

Система экологических экспертиз. Хорошо известно, что в экологии активно используют методы экспертных оценок . Они позволяют решать многие проблемы управления охраной природы, обеспечивая при этом сочетание отраслевого и территориального принципов. Экологической экспертизе должны подвергаться все проекты хозяйственной и иной деятельности, могущей оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды. Заключения экспертов опираются на материалы по оценке воздействия на окружающую природную среду (сокращенно - ОВОС). Эта оценка проводится заказчиком проекта и включает анализ , обобщение и распространение информации о таком воздействии, а также описание необходимых мер по охране окружающей природной среды. Оценка воздействия на окружающую природную среду производится с учетом экологической емкости и состояния окружающей среды в месте планируемого размещения объекта, а также перспектив социально-экономического развития региона, мощности и видов воздействия рассматриваемого объекта на окружающую природу, а также требований действующего природоохранного законодательства.

Экологические экспертизы делятся на государственные и общественные. Задачами государственной экологической экспертизы являются определение уровня экологической опасности намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может в настоящем или будущем прямо или косвенно оказать воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения. Кроме того, проводится проверка соответствия проектируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природоохранительного законодательства, а также определяется достаточность и обоснованность предусматриваемых проектом мер по охране природы Государственная экологическая экспертиза организуется федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы или его территориальными отделениями. Название этого органа в нашей стране время от времени меняется. Это или специальный государственный комитет по экологии - Госкомэкология, или Министерство охраны природы, или Министерство природных ресурсов… Государственная экологическая экспертиза проводится на основе принципов законности, научной обоснованности, комплексности, гласности и с участием позиции общественности. В ней не должны участвовать лица, заинтересованные каким-либо образом в ее исходе. Для анализа правовых вопросов процедуры государственной экологической экспертизы и проверки законности составления проекта полезно участие квалифицированных юристов.

Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется государственными органами. Ей подвергаются не только инвестиционные проекты в промышленности. Это и проекты различных государственных планов, программ, концепций, основных направлений и схем размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, другая предплановая, предпроектная документация по развитию хозяйственной и иной деятельности, реализация которой может оказать воздействие на состояние окружающей среды. Это могут быть проекты инструктивно-методических и нормативно-технических документов, регламентирующих хозяйственную деятельность , документация по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ, в том числе закупаемых за рубежом, ввозимая в Россию и вывозимая из России продукция. В последнее время экспертизе подвергаются также экологическая ситуация в регионе в целом, а не только действующие предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на состояние окружающей среды.

Важность государственной экологической экспертизы определяется тем, что реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается. Такой проект не подлежит финансированию Последнее очень важно - иначе благие пожелания и призывы экологов могут повиснуть в воздухе. Так уже произошло с сотнями объектов, строительство которых началось до окончательного утверждения проекта и получения комплексного заключения экспертизы. Отказ в открытии финансирования без заключения экспертизы является надежным барьером на пути любителей ставить общественность перед фактом - перед начатыми и проведенными работами. Не исключена возможность постановки вопроса о взыскании затраченных средств с виновных в незаконном строительстве (в судебном порядке) в случае признания его экологически вредным и небезопасным.

Почему государственная экологическая экспертиза призвана согласовывать интересы отраслей (фирм, предприятий) и территорий? Дело в том, что выносимый на экспертную оценку проект отражает, как правило, задачи природопользования - эксплуатацию природных ресурсов в интересах предпринимателя, даже если в качестве такового выступает государственная организация или народное хозяйство в целом. Экспертная же комиссия, включающая в основном экологов, учитывающая мнение лиц, проживающих на данной территории, или по крайней мере находящаяся под их активным воздействием, по сути является представителем территории. Причем территории, стремящейся к экологическому благополучию. Здесь проявляются противоречия между интересами производства, неизбежно загрязняющего окружающую природную среду, и региона, разгораются экологические страсти. Правовое решение описанного противоречия во многом зависит от объективности и научности подходов государственной экологической экспертизы.

Итак, система экологических экспертиз - независимая, вневедомственная, состоящая из компетентных, не заинтересованных в ведомственности, в местничестве специалистов, оснащенная современным оборудованием, создается в регионах при комитетах охраны природы. Она набирает опыт , приобретает достойный статус, уважаемый как государственными органами, так и общественностью и предпринимателями. Заключения государственных экологических экспертиз обычно рассматриваются на коллегиях комитетов по охране природы субъектов федерации (иногда их называют комитетами по экологии), а в наиболее важных случаях, когда затрагиваются интересы нескольких субъектов федерации - на заседании коллегии федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы.

Обобщение экспертной работы приводит к выводам: экологическую экспертизу должны проходить все без исключения проекты и программы, а по инициативе органов местного самоуправления - и ранее принятые программы. Отбор экспертов надо производить из компетентных специалистов, не связанных с заказчиками и исполнителями проектов. Следует обязательно включать в их состав экономистов, юристов, специалистов по системному анализу и теории принятия решений . При этом принципиальное значение имеют:

  • права граждан и общественных объединений в области государственной экологической экспертизы;
  • общественная экологическая экспертиза;
  • процедурные моменты, которые необходимо знать всем участвующим в экспертизах сторонам;
  • правовые гарантии при экологической экспертизе.

Роль общественности в экологических экспертизах. Участие общественности является настолько важным и актуальным принципом проведения экологической экспертизы, что заслуживает более подробного рассмотрения.

В Законе Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (от 19 декабря 1991 г.) и Федеральном законе РФ "Об экологической экспертизе" (от 23 ноября 1995 г.) указаны следующие весьма важные принципы проведения государственной экологической экспертизы, касающиеся общественности. Это принципы гласности, участия общественных организаций (объединений), обязательного учета общественного мнения и др. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право:

в соответствии с законодательством выдвигать предложения о проведении государственной и общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

направлять в письменной форме органам охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

получать от органов, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;

обжаловать выводы экспертной комиссии в судебном порядке (через суд или арбитражный суд);

требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступая с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;

рекомендовать своих представителей для участия в заседаниях экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (с совещательным голосом) по вопросам размещения и проектирования объектов.

К проведению государственной экологической экспертизы имеют отношение некоторые более общие экологические права граждан, записанные в Конституции РФ, а именно:

право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

право ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц;

право предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями;

право требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве или эксплуатации экологически вредных объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности.

Согласно Закону Российской Федерации о государственной тайне от 21 июля 1993 г., к сведениям, не подлежащим засекречиванию, относятся сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и Здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях и их последствиях, а также об официальных прогнозах о их приближении;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарной обстановки;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, в том числе экологических;

о фактах нарушения законодательства органами государственной власти и их должностными лицами.

Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, имеют право:

получать от заказчика экспертизы предусмотренную законом документацию, подлежащую экологической экспертизе,

знакомиться с действующей нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

направлять своих представителей в качестве наблюдателей на заседания экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

(Это тем более важно, что, согласно Закону РФ "Об охране окружающей природной среды" (от 19 декабря 1991 г.) общественная экологическая экспертиза становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы.)

Статьями 23 и 24 Закона РФ "Об экологической экспертизе" (от 23 ноября 1995 г.) установлены следующие положения, устанавливающие правовые нормы проведения общественной экологической экспертизы:

государственная регистрация заявления общественных организаций (объединений) о проведении экологической экспертизы;

порядок и сроки этой регистрации органами местного самоуправления;

форма и содержание заявления о проведении экологической экспертизы;

обязанности общественных организаций (объединений), проводящих экологическую экспертизу, связанные с извещением населения о начале ее осуществления и заключении экспертной комиссии общественной экологической экспертизы;

исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Заключение (итоговый документ) общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу, отвечающему за государственные экологические экспертизы, и соответствующим территориальным органам, заказчику, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления, а также может передаваться другим заинтересованным лицам. Целесообразна публикация основных положений заключения в средствах массовой информации.

В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования об ответственности за правильность и обоснованность экспертного заключения в целом и отдельных его положений. Другими словами, руководитель и члены экспертной комиссии общественной экологической экспертизы приравниваются в этом отношении к руководителю и членам экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. Ответственность наступает в соответствии с трудовым, гражданским, административным либо уголовным законодательствами. Законами Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. и "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. предусматриваются конкретные правонарушения в области экологической экспертизы, влекущие соответствующий вид ответственности.

Значимость заключения общественной экологической экспертизы зависит от дискуссионности объекта обсуждения и авторитета общественных экспертов, мотивированности доводов. Надо иметь в виду, что цели и основные приемы и принципы государственной и общественной экспертизы совпадают. Общественная экспертиза наряду с другими задачами имеет целью привлечь внимание государственных органов к конкретному объекту, широко распространить объективную, научно обоснованную информацию об исходящей от него потенциальной экологической опасности, внедрить мысль о необходимости принятия мер по предупреждению этой опасности.

Читайте также: