Каков путь художника к искуплению греха в повести портрет кратко

Обновлено: 04.07.2024

Проза Николая Гоголя в русской литературе стоит на одном уровне с творчеством Пушкина, Тургенева и Толстого. Его повести позволяют нам погрузиться в быт жителей Российской империи, погрузиться в её атмосферу, понять, на какие вопросы пыталась найти ответы русская интеллигенция того времени.

История создания

Жанр и направление

Композиция и конфликт

Композиция каждой части повести классическая и делится на экспозицию, в которой нам представляют главного героя, завязку, в которой в повествовании появляется злосчастный портрет, кульминацию, в которой конфликт героя с самим собой достигает своего апогея, развязку, в которой герой погибает и финал, в котором все сюжетные линии логично завершаются.

В основе конфликта произведения лежит противостояние индивида с обществом и самим собой. Мучительный выбор художника между истинным искусством и признанием со стороны толпы.

Смысл названия

Также название несёт в себе и скрытый смысл. Гоголь стремился дать портрет общества, показать все его пороки читателям. Таким образом, название содержит основную идею всего произведения.

Суть: о чём повесть?

Вернувшись домой, герой не может отделаться от тревожного ощущения. Ему кажется, что портрет следит за ним. Ночью ему сниться сон о том, как портрет оживает, и старик начинает пересчитывать свёртки с деньгами.

На утро с Чарткова начинают требовать плату за его убогое жилище. У героя нет денег, но вдруг в раме портрета оказывается спрятан свёрток, в котором лежала тысяча червонцев. У героя начинается светлая полоса жизни. Он расплачивается с долгами, покупает новую квартиру, покупает хвалебную статью в газете, и вскоре получает свой первый заказ.

Герой приступает к работе над портретом богатой девушки, он старается сделать свою работу качественно, идеально. Но заказчик требует иного, и в результате Чартков создаёт красивый, но бездушный продукт. Первоначальное смятение начинает улетучиваться после получения вознаграждения.

Спустя некоторое время Чартков становится известным живописцем: он зарабатывает много денег, пользуется популярностью, но его картины бездушны, а в нём самом угас огонь истинного творчества. Герой превратился в умелого, но ограниченного ремесленника, обслуживающего богачей.

Но однажды, посетив выставку и увидев картину ангела, созданную его давним знакомым, который посвятил всю свою жизнь искусству, Чартков понимает, что его творения ужасны.

Герой много работает, пытаясь вернуть утраченный талант, но оказывается уже не способным создать что-то по-настоящему прекрасное. Чартков повреждается рассудком, начинает скупать шедевры живописи и уничтожать их.

В итоге герой умирает. Через некоторое время на аукционе появляется тот самый портрет старика, и мы узнаём, что на нём изображён старый ростовщик. Туда приходит сын автора полотна и рассказывает историю своего отца. Художник решился работать с ростовщиком, который разорил и погубил многих людей. Но с каждым сеансом он ощущал, как дьявольская сила крепнет в этом портрете. Он стал ссориться с близкими, злиться и испытывать негативные чувства. Поняв причину, он бросил работу, несмотря на уговоры ростовщика. Тот послал ему картину, но не заплатил, а вскоре умер. Художник хотел уничтожить портрет, но ему помешал друг, унесший полотно, дескать, зачем добру пропадать? Но все обладатели картины сталкивались с несчастьями и умирали не своей смертью.

Художник, создавший его, ушёл в монастырь и поручил своему сыну уничтожить портрет, утверждая, что в портрете осталась дьявольская часть души старика. Сын того самого художника посещает аукцион, намереваясь исполнить волю отца, но портрет таинственным образом исчезает.

Главные герои и их характеристика

  1. Искусство – по мнению писателя, творческий человек, выбравший путь служения настоящему искусству, взваливает на себя тяжёлую ношу. Настоящий творец становится обладателем огромной силы искусства, которая способна менять сами человеческие души. Зачастую сам творец так и не обретает своего счастья, но, для Гоголя, это стоит того.
  2. Ремесло – в лице Чарткова автор изобразил типичного ремесленника, который работает ради денег и популярности, а не ради того, чтобы изменить мир. Такой ремесленник, оставивший настоящее искусство ради наживы, может стать богатым и обожаемым, но он никогда не будет по-настоящему счастливым. Он обречён на разочарование и духовную гибель. Взгляд Гоголя на искусство продиктован его собственной биографией: он так и не завел семью, а все силы посвятил литературному поприщу.
  3. Судьба художника – Гоголь показывает, что у творца есть два пути: служение настоящему искусству или погоня за наживой. Писатель без сомнения выбирает путь настоящего художника, несмотря на все несчастья, которые ждут на нём человека.
  4. Петербург – как обычно, Санкт-Петербург изображён Гоголем, как мрачное и холодное место, где нет места жалости и состраданию, а люди подвержены многочисленным порокам.
  5. Маленький человек. Чартков является не хозяином, а жертвой города. Он слаб, зависим от общественного мнения и даже сходит с ума в конце повести. Его путь к мечте оборвался полным разочарованием, ведь ложные ценности запутали его и завели в чащу, из которой герою не суждено было найти выхода. В отличие от настоящего творца, он не смог побороть соблазны.
  6. Вера. Религия служит путеводной звездой для творца. Она помогает ему очистить душу и кисть для настоящих шедевров.

Проблемы

  • Добро и зло – зло в романе олицетворяет собой портрет старого ростовщика. По мнению Гоголя, самый страшный грех человечества – алчность. Именно алчность одолевает Чарткова, убивает в нём добро и в итоге приводит его к столь трагичному финалу. В итоге портрет исчезает, Гоголь даёт понять, что борьба света и тьмы ещё не закончена. Добро мы видим в авторе портрета, который унял в себе дьявольские искушения и смог очиститься от скверны в монастыре, который противопоставлен греховной столице.
  • Алчность – по мнению писателя, деньги – главная причина всего зла. Погнавшись за деньгами, поддавшись соблазнам материального мира, человек уже не сможет найти пути назад. Он обречён на медленное погружение в бездну.
  • Тщеславие – Чартков, сумев добиться популярности и богатства, возгордился, начав считать себя настоящим художником. Однако созидательная мощь всего одной картины, созданной настоящим художником, разрушила его иллюзии, показала ему самому низость его падения.
  • Талант и его утрата – Гоголь показал, что талант можно с огромным трудом найти и развить, однако стоит только один раз оступиться, и настоящий талант будет утрачен навсегда.

Основная идея

Чему учит?

Критика

Однако у писателя нашлись и единомышленники. Например, С.П. Шевырев:

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 30.01.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 09.07.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 21.08.2019 · Last modified 03.12.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

(311 слов) Повесть Николая Васильевича Гоголя раскрывает тему противопоставления искусства истинного, чистого, того, целью которого является само творчество, и искусства ложного, преследующего меркантильные интересы самообогащения творца. Она представлена сопоставлением судеб двух живописцев.

Во второй части повести появляется новый герой – художник Б., который рассказывает историю жизни своего отца (тоже живописца). Тот всегда вдохновенно работал над своими картинами и однажды, будучи под впечатлением, произведенным тем самым ростовщиком, замыслил написать духа тьмы. Талант позволил художнику воплотить свою идею, но портрет получился поистине демоническим. Он довлел над своим творцом. Понимая, что он находится на грани сумасшествия, живописец удалился в монастырь и лишь спустя многие годы, духовно освободившись от своего произведения, он смог вновь взяться за кисть. Он написал Рождество Иисуса, и братия решила, что божественный промысел помог создать это полотно.

Появление сына второго художника, его желание творить и представленные автором две в чем-то похожие, но и столь различные судьбы живописцев заставляют задуматься о том, каким же будет жизненный путь художника Б.: тернистой тропой гения, или легкой дорогой модного ремесленника.

Гоголь говорил: «Чтобы творить красоту, нужно самому быть прекрасным; художник должен быть цельной и нравственной личностью; его жизнь должна быть столь же совершенна, как и его искусство. Служение красоте есть нравственное дело и религиозный подвиг. Чтобы исполнить долг перед человечеством, возложенный на него, писатель должен просветить и очистить свою душу [ 8,90].

Щелкунова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №22 (г.Сергиев Посад)


Искусство как особый вид творческой деятельности человека помогает нам увидеть красоту окружающего мира, запечатленную в красках живописи, в мраморе скульптуры, в таинственных звуках музыки, глубинных недрах поэтического слова.

Каждый, владеющий особым Даром свыше, дорожит им, стараясь умножить его подвигом своей жизни. Но почему одни произведения искусств доставляют нам только эстетическое наслаждение, а другие в силах оказывать влияние на наш разум и обращать сердце к вечным проблемам: смыслу бытия, тайне человеческой жизни, бессмертию души?

К чему же призван Богом каждый художник, владеющий бесценным сокровищем - талантом? И каково назначение искусства в этом мире - служить красоте или открывать Истину?

1.2. Проблема взаимоотношения художника и толпы. Традиции А.С.Пушкина в творчестве Н.В.Гоголя.

1.3. Тайна художника, или трагедия Чарткова.

Преступное небрежение художника к своему внутреннему человеку, нравственная неразвитость, неспособность к духовной брани, к покаянию и преображению души завершается трагедией: Господь забирает свой талант у недостойного его человека. Остаются одни страсти, которые и умерщвляют душу.

2. Иконописец Григорий и путь искупления греха. Н.В.Гоголь о чистоте души художника и его высокой ответственности за свое творчество.

Гоголь говорил: «Чтобы творить красоту, нужно самому быть прекрасным; художник должен быть цельной и нравственной личностью; его жизнь должна быть столь же совершенна, как и его искусство. Служение красоте есть нравственное дело и религиозный подвиг. Чтобы исполнить долг перед человечеством, возложенный на него, писатель должен просветить и очистить свою душу [ 8,90].

Щелкунова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №22 (г.Сергиев Посад)

Литература

1. Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

3. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 7-ми томах. Том 3. М. 1999.

4. Гоголь Н.В. Петербургские повести. Ленинград. 1978.

5. Дунаев М.М. Православие и литература. Том 2. М. 1997.

6. Золотусский И.П. Гоголь. М.1979.

7. Ильин И.А. Искусство и вкус толпы. В сб.: Одинокий художник. М. 1993.

8. Лепахин В.В. Образ иконописца в русской литературе 11- 20 вв. М. 2005.

9. Мочульский Константин. Духовная биография Гоголя. В сб.: Гоголь и Православие. М. 2004.

10. Православная энциклопедия. Том 11. М. 2006.

11. Протоиерей Василий Зеньковский. Н.В. Гоголь в его религиозных исканиях. М. 2004.

12. Свт. Иоанн Златоуст. Алфавит духовный. М. 2005.

13. Свт. Тихон Задонский. Об истинном христианстве. Том 1,3. М. 2003.

14. Свт. Василий Великий. Примите слово мое. М. 2005.

15. Уроки литературы. Сущность искусства в понимании Н.В. Гоголя. М. 2004.

Портрет является одним из произведений Гоголя Николая Васильевича, в котором автор пытается противопоставить искусство, как прекрасное, с точки зрения творения и искусство с точки зрения наживы других людей, то есть с точки зрения меркантильности. Свой замысел, он пытается показать читателю при помощи двух главных персонажей произведения.

Первого персонажа, он представляет под фамилией Чартков. Он предстает перед нами, в виде молодого человека, с необычайным талантом, который гарантировал ему великое будущее. В таланте юного художника, не было сомнений. Единственное что мешало ему расти как художник, так это его постоянные внутренние гонения, который он сам себе придумывал. С одной стороны он хочет стать творцом, но с другой, его юность и бедность его положения, заставляли его начать подумывать о том, как бы реализовать свой талант за деньги, для этого ему только и оставалось, как рисовать карикатурки, на которых он мог хоть, сколько-то заработать.

Но судьба ложилась иначе и вскоре он приобретает магический портрет ростовщика и его желание осуществляется, жизнь становится другой. О его работах по Санкт-Петербургу, ходят слухи. Каждый человек мечтает заказать у него картину. Но пришедшая слава, не долго, доставляла ему удовольствия, так как его талант стал со временем пропадать, в то же самое время как работу других мастеров начали становиться все лучше и лучше. Зависть к чужому успеху съедала главного героя, а после он и вовсе стал массово скупать чужие картины, для того чтобы уничтожить. Отсутствие вдохновения и осознание потери таланта сводит героя с ума.

Во второй части произведения, появляется сын одного художника, который желает поведать историю жизни отца. Его отец, поистине талантлив, однако в его голову приходит мысль создать творение с лицом демона. У него получилось, он смог его написать, однако ужас, вселившийся в полотно, нагонял страх. Он уходит в монастырь и по прошествии некоторого времени, вновь берется за перо, он создает картину Рождество Иисуса и священнослужители говорят ему о том, что именно церковь дала ему вдохновение на создание произведения.

Стоит обратить внимание на каждого из этих персонажей и подумать, насколько они похожи, как сложится их жизнь в дальнейшем. Будет ли у сына отца, будущее великого творца или же он склонится под натиском судьбы и продолжит свою жизнь, как бедный человек.

Также читают:

Картинка к сочинению Судьба художника в повести Портрет

Популярные сегодня темы

Всемирная сеть Интернет в настоящее время является для всех возможностью приобрести полезные знания, знакомства, навыки, умения, которыми человек не обладает на данном этапе своей жизни

Лирику Тютчева нередко сравнивают с творчеством Фета. Действительно, эти поэты были во многом созвучны, они оба склонялись к так называемому чистому искусству. Речь идет об искусстве ради искусства

Куприн Александр Иванович прекрасный русский переводчик и писатель. Он родился в краях Пензы. Эта личность, своими работами, наполнил сборник русской литературы. Данный человек, перенёс тяжёлые годы жизни, стал мигрантом

В этом произведении автор описывает большое количество разных образов людей со своими определенными жизненными позициями и свойственными разными каждому характерами

Читайте также: