Каков был эффект от использования витражей в готическом храме кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ответ. Романские соборы массивные и немного мрачные. Они кажутся массивными и тяжёлыми, зато крепкими – многие из них действительно служили последним убежищем для прихожан во время осад. Готические соборы будто рвутся вверх, как языки пламени. Они поражают своими размерами, высотой сводов. Внутри них удивляешься огромным пространству и свету, который льётся, кажется, отовсюду.

Вопрос 2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству.

Романский собор Готический собор
высота гораздо выше обычных домов еще выше романских соборов
планировка Крестообразный план Крестообразный план
стены толсты и массивны тонкие, воздушные, с арками
окна сверху полукруглые, маленькие, их мало стрельчатые, большие, высокие, занимают большую часть стены.
колонны толстые и массивные тонкие, пучки колонн
арки полукруглые стрельчатые.

Вопрос 3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они этого достигали?

Ответ. Романский храм величественный, основательный. Он призывает этим к благому размышлению и молитве. Его толстые незыблемые стены говорят о незыблемости христианской веры. Готические храмы просторные, высокие, наполненные светом. Они как бы показывают частичку рая и призываются стремиться к нему.

Вопрос 4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме?

Ответ. Витражи для средневековых людей были светящимися картинками. Они никогда такого не видели и считали чудом, которое ещё больше подчёркивали силу Господа. Кроме того, на витражах обычно изображались Господь, ангелы и святые, а их лица и даже их тела и должны светиться.

Вопрос 5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?

1) в книжных миниатюрах Средневековья видна жизнь всех слоёв населения, от рыцарей до крестьян;

Средневековое искусство. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме?

Витражи для средневековых людей были светящимися картинками. Они никогда такого не видели и считали чудом, которое ещё больше подчёркивали силу Господа. Кроме того, на витражах обычно изображались Господь, ангелы и святые, а их лица и даже их тела и должны светиться.

Ещё по теме

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Каких хозяйственных достижений жителей других континентов не знало древнее население Америки и чему оно могло научить другие народы?

Дайте краткую характеристику ученику, подмастерью, мастеру и старшине ремесленного цеха. Мог ли один человек в течение своей жизни побывать во всех этих ролях?

Когда и почему произошёл раскол христианской церкви на католическую и православную?

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Когда Арабский халифат достиг своего расцвета и когда распался? Почему произошёл его распад?

Образование и философия. Как менялись представления средневекового человека о мире в эпоху Средних веков? С чем это было связано?

Какой из Крестовых походов вы считаете важнейшим по своему значению и историческим последствиям?

Вопросы и задания к главе X. Как изоляция индейцев Америки от цивилизаций остального мира повлияла на их развитие и культуру?

Германия и Италия в XII—XV веках. Как изменилось положение династии Габсбургов в XIII—XV веках?

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Какой из монашеских орденов особенно помогал папе римскому в борьбе с ересями? В чём это выражалось?

Крестовые походы. Выделите и перечислите последствия Крестовых походов на Восток.

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

Агибалова6 параграф 28

Романские соборы довольно массивные, с мрачными оттенками. Несмотря на свою массивность и тяжесть, они довольно крепкие и могут выдерживать длительные осады.

2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству.

3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они этого достигали?

В Средние века преобладающими стилями в архитектуре были уходящий в прошлое романский стиль и новомодный стиль готика. Романский стиль отличался округлостью форм, был довольно массивным и вместе с тем очень гармоничным. Готика отличалась возвышенностью, устремленностью ввысь, легкостью. Вместе с тем, и тот и другой архитектурные стили несли одну и ту же цель — вызвать в человеке чувство преклонения и любви к богу , стремление к спасению души, показать, насколько божественное выше простого человеческого. Эти произведения искусства вызывали у человека чувства благоговения, смиренности, даже покорности.

Аналогично и скульптура того периода, а это были в основном статуи святых или королей, должны были показать величие христианской веры в лице ее лучших представителей.

4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме?

Основным назначением витражей было не столько создание в готическом храме своеобразного освещения, а формирование у верующих определенного религиозного настроения.

Витражи украшались разноцветными картинами, на которых изображались святые, бог и прочие религиозные сюжеты, хотя в ряде храмов использовались и бытовые сцены. Солнечный свет проходя сквозь стекло витража формировал необычную игру светотени и словно подчеркивал воздушность и возвышенность персонажей.

Можно предположить, что в сочетании с архитектурой витражи вводили верующих в экстаз во время самых ярких служб. Это был очень действенный прием.

5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?

В позднем Средневековье книжная миниатюра стала гораздо более выразительной . Она обильно обрамлялась декором, сюжет миниатюры напрямую оказывался связан с текстом и самое главное, книжные миниатюры стали украшать даже светские книги. При этом в качестве героев миниатюры появляются и простые крестьяне, и рыцари, и представители всех других слоев общества. В книжной миниатюре в это время широко стали применяться светотени.

Фресковая живопись к концу Средневековья стала вытесняться витражом, но при этом утратила мрачность, присущая фрескам раннего периода, оставаясь прежде всего украшением храмов, то есть живописью на религиозные темы.

Готические витражи

Витражное искусство, зародившееся приблизительно в VI веке н.э., своего расцвета достигло в эпоху Готики в архитектуре и интерьерах. В этот период готические витражи становятся главным декоративным элементом соборов, церквей и богатых особняков.

Исторические предпосылки

Витраж в оформлении раннехристианских храмов использовались и до XII века — сначала это были цветные вставки из окрашенной слюды, а с изобретением стекла окна храмов стали декорировать витражами. Но они играли второстепенную роль, главным декором в те времена являлись настенные и потолочные фрески. Окна в старинных храмах были маленькие, узкие и не несли практически никакой функциональной нагрузки.

Готическое направление в строительстве храмов и домов существенно отличалось от предыдущих технологий, ведь здания возводились на каркасной основе. Это позволило существенно увеличить и размеры сооружений, и площадь остекления. Окна стали заменять фрески и превратились в главный декоративный элемент.


Изготовление витражей стало одним из самых престижных и в 1100 году отнесено к изящным видам искусств. Монах Теофил в своем трактате огромный раздел посвятил технологии изготовления цветных стекол и законам создания изображений из них.

Был недолгий период, когда окна в храмах еще оставались узкими и высокими, поэтому готический витраж того времени изображал одиночные фигуры святых, либо сценки из двух фигур. Но оконные полотна были настолько впечатляющие, что площадь остекления ощутимо увеличилась, что позволило создавать грандиозные витражные картины, изображающие сложные библейские сцены и целые циклы. Яркий пример — витражи готических соборов в французских городах Бурже, Суассоне, Шартре, а английском Кентербери. Размеры и богатство окон в этих величественных сооружениях просто поражают и вызывают настоящий восторг мастерством витражников.

Витражи в ланцетных окнах под южной розой Шартрского собора

Ценность витражей для культовых сооружений

Цветные стекла, кроме того, что несли сюжетную информационную нагрузку, в церквях и соборах создавали специфическую, духовную атмосферу благодаря приглушенным переливам света. Это способствовало настрою посетителей храма на возвышенный лад для общения с богом, поэтому церковь тех времен не жалела денег на создание витражей, а также, оплачивала обучение монахов у выдающихся мастеров по всему миру. Престижность профессии была очень высокой. А с открытием в XIV веке серебряной потравы витраж готика получил новые, невиданные до тех пор возможности в окрашивании стекол.

А средневековые теологи разработали целую теорию, в которой художественные витражи были признаны реальным средством для спасения человеческих душ от злых сил и привлечения их к богу.

Тематика и стилистические особенности готических витражей

Темы сюжетов для витражей в стиле готика в основном базируются на религиозных темах. Также, присутствуют сценки из жизни рыцарей, венценосных особ, популярны сказочные сюжеты, изображения мифологических существ.

По стилистике готические витражи условно делятся на несколько групп:

  • ранняя готика, в которой превалируют иллюстрации к Библии, а также, представления тех времен об устройстве мироздания;
  • зрелая готика — она подразделяется на французскую, английскую и немецкую.

Разнятся стили, в первую очередь, формой окон, например, если у немцев они угловатые и более грубые, то французская готика использует ажурные и лучистые конструкции, деление на мелкие элементы, окна-розетки и окна-розы. Были отличия и в манере изображения фигур, а тематика значительно расширена — на окнах зрелой готики можно найти практически всю мировую историю. Английская готика — это практически копирование французского стиля с добавлением обязательного растительного обрамления для каждой картины.

Уже в XIV столетии этот стиль уверенно завоевал практически всю Европу, и появилось понятие, которое сегодня называют интернациональная готика. Искусство изготовления витражей достигло своего апогея. Кроме религиозных и рыцарских сюжетов, а также, картин сотворения мира, в стеклянных картинах появилась светская тематика, а витражные окна стали обычным элементом в домах богатых европейцев. Также, нашли распространение и внутренние витражи — в перегородках, нишах, в качестве накладных плафонов с подсветкой.


Современные готические витражи на заказ

В современных интерьерах готика также достаточно востребована — романтические сценки, рыцарские турниры, старинная архитектура, мистические сюжеты — такие витражи станут изюминкой и в солидном частном доме, и в заведении, оформленном соответствующим образом.

Готика в интерьере требует соответствия и других элементов дизайна. Во-первых, нужны большие по площади окна — высокие и широкие, стремящиеся ввысь, сложные по композиции своды в помещениях, каменные или грубые деревянные полы, богатая, искусственно состаренная мебель. Именно в таком окружении легкие и невероятно привлекательные витражи будут смотреться потрясающе и создадут эффектное световое и колористическое решение.

Читайте также: