Кабины тракторов и автомобилей их конструкции кратко

Обновлено: 08.07.2024

Трактор – это самоходная машина, предназначенная для тяги сельскохозяйственных машин и привода их активных рабочих органов.
В современном лексиконе технических специалистов трактор называют энергетическим средством, поскольку эти машины предназначены для выполнения широкого спектра задач, преимущественно, в качестве движущей (тяговой) силы.

Автомобиль – это самодвижущийся экипаж, предназначенный для перевозки по безрельсовому пути пассажиров, различных грузов, специального оборудования и буксирования прицепов.
Автомобиль является наземным (сухопутным) механическим транспортным средством, которое приводится в движение установленным на нем двигателем.

Общая компоновка трактора и автомобиля

Основными частями трактора (рис. 1, а, б) являются двигатель (1), трансмиссия (2), ходовая часть (3), несущая система, рабочее и вспомогательное оборудование (4).

Основные части автомобиля (рис. 1, в) являются двигатель, шасси, включающее трансмиссию (2), ходовую часть (3) , органы управления и вспомогательное оборудование (4), а также кузов.

тракторы и автомобили

Двигатель – это источник энергии, которая необходима для привода ведущих колес и активных рабочих органов сельскохозяйственных машин. В автотракторной и сельскохозяйственной технике наиболее распространены тепловые двигатели внутреннего сгорания поршневого типа, преобразующие энергию сгорания топлива в механическую энергию. В качестве топлива для таких двигателей используется бензин или дизельное топливо различных марок.

Шасси – комплекс систем, устройств, механизмов и агрегатов, объединяющий трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления машиной, а также рабочее и вспомогательное оборудование.

Трансмиссия – комплекс механизмов и агрегатов, передающих крутящий момент от двигателя к ведущим колесам трактора или автомобиля, изменяя его по величине и направлению.

тракторы и автомобили

Ходовая часть предназначена для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение машины, путем создания силы тяги, а также для восприятия и снижения толчков со стороны почвы или дороги.

Несущие системы (у трактора) и кузов (у автомобиля) служат для объединения всех агрегатов машины в единое целое, размещения водителя (машиниста), пассажиров и груза. У грузового автомобиля кузов состоит из грузовой платформы и кабины.

Механизмы управления предназначены для управления машиной. К механизмам управления относят рулевое управление, позволяющее изменять направление движения, а также тормозные механизмы, позволяющие уменьшить скорость вплоть до полной остановки и удержания машины на стоянке.

Рабочее оборудование – это механизмы, расширяющие функциональные возможности машины, например, устройства дополнительного отбора мощности, прицепные и навесные механизмы, лебедки и т. п.

Вспомогательным оборудованием называют устройства, облегчающие работу водителя (машиниста, оператора). К вспомогательному оборудованию относятся гидросистемы управления, усилители, автоматы управления, оборудование кабины и т. п.

Кабина трактора

Кабина — это рабочее место тракториста, где они проводят большую часть рабочего времени. К конструкции кабин трактора предъявляют следующие требования: рациональное размещение органов управления и сиденья; надежная защита от атмосферных осадков, солнца, ветра, пыли, отработавших газов, отрицательных температур, вибрации и шума; хорошая обзорность; большой запас прочности.

Кабину обычно изготовляют цельнометаллической с двумя герметично закрываемыми застекленными дверями. На тракторах ее устанавливают на четырех опорах-амортизаторах, уменьшающих вибрацию рабочего места тракториста.

На рисунке 210 показана кабина трактора Т-150К. Для термо- и шумоизоляции, уменьшения вибраций пол, крышу и переднюю панель кабин покрывают изоляционными и звукопоглощающими материалами. Двери также имеют шумоизолирующие прокладки и герметично закрывают дверной проем благодаря резиновым уплотнениям. Стекла дверей открывают стеклоподъемниками. Полное открытие дверей ограничивается упорами. В каждой двери имеется замок.

Широкие окна кабины обеспечивают хорошую обзорность. На задние и передние стекла устанавливают стеклоочистители.

Рис.210. Кабина трактора Т-150К; 1 — слой мастики; 2 — картон; 3 — экран; 4 — ручка стеклоподъёмника; 5 — замок; 6 — поручень; 7 — амортизатор; 8 - буфер

Кабины оснащают противосолнечным козырьком, зеркалами заднего и бокового видов, термосом для питьевой воды, огнетушителем, ящиком для инструмента, вешалкой для одежды.

Кабины тракторов общего назначения оборудуют сиденьями для водителя и пассажира с ремнями безопасности. На универсально-пропашных тракторах кабины одноместные (сиденье только для тракториста).

Сиденье тракториста ( рис. 211, а ) закреплено на подвеске 4 параллело-граммного типа и подрессорено пружиной 2 или торсионом. Для гашения колебаний оно снабжено гидравлическим амортизатором 5. Силу затяжки пружины 2 регулируют винтом 1 прямо пропорционально массе водителя.

На тракторе МТЗ-80 сиденье ( рис. 211,6 ) крепят болтами к полу кабины. Сиденье одноместное, с торсионной подвеской и гидравлическим амортизатором. Конструкция сиденья предусматривает его регулировки по высоте, длине, наклону спинки и жесткости подвески.

Рис. 211. Сиденье тракториста: а— схема устройства; 1 — регулировочный винт; 2 — пружина: 3 —кронштейн: 4 — подвеска; 5 — амортизатор; б — сиденье трактора МТЗ-80: 1 — рычаг регулировки по длине: 2 — рукоятка фиксации сиденья по высоте; 3 - нижний рычаг; 4 - резиновый упор; 5 верхний рычаг: 6 — винт регулировки жесткости; 7 - кронштейн установки наклона спинки.

Рукояткой 2 изменяют положение сиденья по высоте в пределах 0. 80 мм. При перемещении рычага 1 влево можно передвинуть сиденье вперед или назад на расстояние 150 мм через каждые 25 мм. С помощью кронштейна 7 спинку устанавливают в трех положениях под различным углом наклона к сиденью. Винтом 6 регулируют жесткость подвески. В свободном состоянии рычаги 3 подвески должны касаться резинового упора 4, а в нагруженном состоянии (с трактористом) сиденье должно опуститься на 60 мм, т. е. на половину своего полного хода. При большем ходе сиденья винтом 6 увеличивают жесткость подвески (вращают винт 6 против хода часовой стрелки), а при меньшем прогибе снижают жесткость.

Микроклимат в кабине должен соответствовать следующим требованиям: температура воздуха в теплый период не должна превышать температуру окружающего воздуха более чем на 2. 3 °С и должна быть не ниже 14 и не выше 28 °С; скорость движения воздуха при вентиляции — не более 1,5 м/с; содержание пыли в воздухе — не более 2 мг/м3, окиси углерода — не более 20 мг/м3.

Система вентиляции может быть естественной (через окна кабины) и принудительной (подача воздуха вентилятором). На большинстве тракторов используют обе системы вентиляции.

Рис.212. Вентиляционные устройства: а — венилятор-пылеотделитель: 1 — колпак; 2 — патрубок; 3 — щиток; 4 — крыльчатка; 5 — электродвигатель; б — вентиляционная установка с воздухоохладителем: 1 — вентилятор; 2 — улитка; 3 — электродвигатель; 4 — центральная труба; 5 — щиток; 6 -конус; 7 — корпус; 8 — кассета; 9 -решетка; 10 — поплавок; 11 — фильтр; 12 — тяга; 13 — пробка; 14 — бак; 15 — рукоятка; 16 - крышка

Для принудительной приточной вентиляции кабин тракторов служит вентилятор-пылеотделитель ( рис. 212, а ). Он установлен на крыше кабины и состоит из корпуса, колпака 1, патрубка 2, щитка 3 и электродвигателя 5 с крыльчаткой 4. При вращении крыльчатки вентилятора воздух из окружающей среды засасывается под колпак 1, поступает на лопасти крыльчатки и после центробежной очистки по патрубку 2 проходит в кабину. Пыль, отделенная от воздуха, ударяясь в перегородки, выбрасывается наружу через выходное отверстие в корпусе вентилятора. Щитком 3 регулируют направление потока воздуха в кабину.

Для обеспечения нормального температурного режима в летнее время кабины некоторых тракторов оборудуют принудительной вентиляцией с воздухоохладителем. Обычно применяют воздухоохладители водоиспарительного типа, работа которых основана на принципе отбора тепла при испарении воды в контакте с воздухом. Такая вентиляционная установка подает в кабину очищенный от пыли, увлажненный и охлажденный воздух.

Вентиляционная установка с воздухоохладителем трактора ДТ-75МВ ( рис. 212, б) работает следующим образом. Наружный воздух через воздухозаборный колпак, установленный над крышей кабины, засасывается центробежным вентилятором 1 и проходит цетробежную очистку от пыли, которая удаляется через щели в улитке 2. Далее воздух проходит по центральной трубе 4 и дополнительно очищается от пыли в поддоне при изменении направления движения. При проходе теплого воздуха через поддон и решетку 9, смоченные водой из бака 14, вода испаряется. Воздух увлажняется, охлаждается и, проходя через кассету 8, окончательно очищается от пыли и капелек воды. Очищенный воздух поступает в кабину через щиток 5, которым регулируют направление его потока.

Уровень воды в поддоне автоматически устанавливается клапаном с поплавком 10, который закрывает и открывает отверстие, сообщающее полости водяного бака и поддона. Расход воды составляет 1,2. 1,4 л/ч.

В холодное время года кабина трактора Т-150К обдувается воздухом, нагреваемым в сердцевине радиатора системы охлаждения дизеля. Воздух поступает в сердцевину радиатора через заборник 1 ( рис. 213 ) по металлическому рукаву 2. При выходе в кабину теплый воздух направляется по патрубкам 3 со щелями на обдув лобовых стекол, а по выходному патрубку 4 — непосредственно в кабину. На выходном патрубке установлена заслонка с рукояткой 5, при закрытии которой весь поступающий воздух направляется на обдув стекол. Рукояткой заслонки во входном патрубке можно полностью перекрыть поток воздуха в кабину.

Рис.213. Обогрев кабины трактора Т-150К: 1 — заборник; 2 — рукав; 3 — щитокнаправляющий патрубок сщелями; 4 — выходной патрубок; 5 -6 — рукоятки заслонок


Кабина и рабочее место в тракторе

Кабина трактора предназначена для создания комфортных условий работы тракториста, защиты его от шума, вибраций, атмосферных осадков, солнечного излучения, пыли и загазованности.

Наличие жесткого каркаса, встроенного в конструкцию кабины, обеспечивает безопасность водителя при опрокидывании трактора.

Кабину устанавливают на четырех резиновых виброизоляторах, снижающих передачу вибрации остова на ее детали.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

В кабине предусмотрены две двери, открывающиеся назад, что улучшает условия обслуживания трактора. Замок левой двери запирается снаружи ключом; кроме того, замки обеих дверей изнутри могут быть заперты с помощью ручек поворотом их вниз от горизонтального положения. Для открывания двери наружную рукоятку можно поворачивать и вверх и вниз, а внутреннюю только вверх, что уменьшает вероятность ее случайного открытия.

Внутри кабина покрыта теплошумоизоляционными и звукопоглощающими материалами.

Для улучшения доступа к силовому цилиндру и трубопроводу гидросистемы, регулятору глубины обработки почвы в полу кабины имеются люки со съемными крышками.

Современные тракторы работают в любое время года и в самых разнообразных климатических условиях. Чтобы улучшить условия труда водителей, на тракторах устанавливают цельнометаллические либо комбинированные, хорошо оборудованные кабины.

Кабина трактора выполняется двухдверной, с большой площадью остекления, обеспечивающей круговой обзор, с термо-, шумо- и виброизоляцией. В кабине размещается мягкое регулируемое сиденье, как правило, на одно-два места. Кабина имеет приточно-вытяжную вентиляцию, отопление, электрическое освещение, стеклоочистители, противосолнечные щитки и другое оборудование.


Отопление кабины осуществляется за счет подачи теплого воздуха от двигателя из подкапотного пространства.

В кабине расположены контрольно-измерительные приборы и органы управления трактором.

Для предохранения двигателя и механизмов трактора от загрязнения и попадания на них влаги, для ограждения вращающихся деталей, а также в целях придания внешнему виду трактора эстетической обтекаемой формы применяют облицовку и капот.

Капот трактора состоит из крыши над двигателем и двух решетчатых боковин, обеспечивающих свободный выход воздуха, обдувающего двигатель.

К облицовке относятся ограждение радиатора, брызговики, крылья колес и др. Детали облицовки крепятся к остову трактора, кабине или корпусным деталям трактора.


Кабина и рабочее место в тракторе

Кабина трактора предназначена для создания комфортных условий работы тракториста, защиты его от шума, вибраций, атмосферных осадков, солнечного излучения, пыли и загазованности.

Наличие жесткого каркаса, встроенного в конструкцию кабины, обеспечивает безопасность водителя при опрокидывании трактора.

Кабину устанавливают на четырех резиновых виброизоляторах, снижающих передачу вибрации остова на ее детали.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

В кабине предусмотрены две двери, открывающиеся назад, что улучшает условия обслуживания трактора. Замок левой двери запирается снаружи ключом; кроме того, замки обеих дверей изнутри могут быть заперты с помощью ручек поворотом их вниз от горизонтального положения. Для открывания двери наружную рукоятку можно поворачивать и вверх и вниз, а внутреннюю только вверх, что уменьшает вероятность ее случайного открытия.

Внутри кабина покрыта теплошумоизоляционными и звукопоглощающими материалами.

Для улучшения доступа к силовому цилиндру и трубопроводу гидросистемы, регулятору глубины обработки почвы в полу кабины имеются люки со съемными крышками.

Современные тракторы работают в любое время года и в самых разнообразных климатических условиях. Чтобы улучшить условия труда водителей, на тракторах устанавливают цельнометаллические либо комбинированные, хорошо оборудованные кабины.

Кабина трактора выполняется двухдверной, с большой площадью остекления, обеспечивающей круговой обзор, с термо-, шумо- и виброизоляцией. В кабине размещается мягкое регулируемое сиденье, как правило, на одно-два места. Кабина имеет приточно-вытяжную вентиляцию, отопление, электрическое освещение, стеклоочистители, противосолнечные щитки и другое оборудование.


Отопление кабины осуществляется за счет подачи теплого воздуха от двигателя из подкапотного пространства.

В кабине расположены контрольно-измерительные приборы и органы управления трактором.

Для предохранения двигателя и механизмов трактора от загрязнения и попадания на них влаги, для ограждения вращающихся деталей, а также в целях придания внешнему виду трактора эстетической обтекаемой формы применяют облицовку и капот.

Капот трактора состоит из крыши над двигателем и двух решетчатых боковин, обеспечивающих свободный выход воздуха, обдувающего двигатель.

К облицовке относятся ограждение радиатора, брызговики, крылья колес и др. Детали облицовки крепятся к остову трактора, кабине или корпусным деталям трактора.

Читайте также: