Кабардино балкарский конфликт 1990 1996 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Кабарда вошла в Россию в 1774 году по Кючук - Кайнарджийскому договору с Турцией. В 1921 году в составе РСФСР была образована Кабардинская АО, с 1922 года объединенная Кабардино-Балкарская автономная область, в 1936 году преобразованная в автономную республику. С 1944 по 1957 гг. существовала Кабардинская АССР, а в 1957 году была восстановлена Кабардино-Балкарская АССР. С 1992 года — Кабардино-Балкарская республика в составе Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

конфликт.docx

Кабардино-Балкарский конфликт

Кабарда вошла в Россию в 1774 году по Кючук - Кайнарджийскому договору с Турцией. В 1921 году в составе РСФСР была образована Кабардинская АО, с 1922 года объединенная Кабардино-Балкарская автономная область, в 1936 году преобразованная в автономную республику. С 1944 по 1957 гг. существовала Кабардинская АССР, а в 1957 году была восстановлена Кабардино-Балкарская АССР. С 1992 года — Кабардино-Балкарская республика в составе Российской Федерации[6].

  • Субъекты конфликта: этнические группы (два титульных народа) субъекта Российской Федерации.
  • Тип конфликта: статусный с перспективой перерастания в этно-территориальный.
  • Стадия конфликта: статусные притязания по изменению этнической иерархии.
  • Уровень этнического риска: средний.

8 марта 1944 года балкарцы были изгнаны из своих жилищ и насильно вывезены в различные районы степного Казахстана, память об этой трагедии жива до сих пор, хотя непосредственных очевидцев события остается все меньше и меньше.

За тридцать лет после возвращения балкарцев на свою историческую родину в их расселении, в уровне образования и в хозяйственном укладе произошли существенные изменения: часть горцев, чьим традиционным занятием было овцеводство и ткачество, спустилась в долины, получила образование, пополнила слой местной элиты.

Всё сказанное позволяет сделать вывод, что противоречия между основными этническими группами в рамках Кабардино-Балкарской республики имеют на сегодняшний день не столько межнациональный, сколько политический характер. Одним из путей их разрешения, по мнению специалистов, может послужить расширение автономных прав относительно малочисленных народов и предоставление реальных возможностей местного самоуправления.

Тип конфликта: статусный с перспективой перерастания в этно -территориальный.
Стадия конфликта: статусные притязания по изменению этнической иерархии.
Уровень этнического риска: средний.

За десятилетия после возвращения балкарцев на свою историческую родину в их расселении, в уровне образования и в хозяйственном укладе произошли существенные изменения часть горцев, чьим традиционным занятием было овцеводство и ткачество, спустилась в долины, получила образование, пополнила слой местной элиты .

В 1996 году на съезде балкарского народа было провозглашено создание суверенной республики Балкария в рамках Российской Федерации.

Нынешнее межэтническое противостояние в КБР порождено исключительно современными политическими реалиями: преобладанием в политических и экономических структурах республики представителей кабардинского населения в противовес сравнительно малому числу представителей балкарского населения.

На данный момент президентом республики является Арсен Баширович Каноков по национальности кабардинец .

Администрация президента состоит преимущественно из людей, которые были ему хорошо знакомы еще со времен работы в Москве в банковской сфере, что само по себе не исключает факта присутсвия в этой группе лиц его этнической принадлежности. Этому свидетельствует и тот факт, что в его пресс-службе, ни на сегодняшний день нет ни одного представителя балкарской национальности, таже картина и в Парламенте КБР

Так же всем известен тот факт, что Арсеном Каноковым отдан негласный приказ при принятии на работу отдавать предпочтение представителям его национальности

До перестройки тема сталинской депортации балкарцев входила в число запретных. Поэтому в конце 1980-х гг., с наступлением гласности, пробуждение балкарского самосознания выразилось в первую очередь в публичном поминовении трагедии 1944 г. Первые стихийные траурные мероприятия в годовщину депортации — 8 марта — прошли в центре Нальчика, а также в Тырныаузе в 1988 г. Как вспоминают участники тех событий, к собравшимся на улице выходили партийные чиновники балкарской национальности с единственной целью — заставить их перейти с улицы в помещение.

Реакции властей республики на эти требования не последовало. Через полгода, 17 ноября, собравшийся в Нальчике второй этап съезда принял Декларацию о провозглашении Республики Балкария и национального суверенитета балкарского народа. Съезд также принял постановление, предписывавшее не проводить выборы президента Кабардино-Балкарии в балкарских населенных пунктах.

Историк Виталий Штыбин по просьбе портала Юга.ру рассказывает о Канжальской битве 1708 года и о том, почему спустя 300 лет кабардинский и балкарский народы продолжают ломать копья вокруг нее.

В колонне должны были проехать 200 всадников. За день до похода правоохранительные органы потребовали, чтобы участники отказались от поездки или шли по горной тропе в обход. В итоге вышло всего 30 человек. В селе им преградили путь машины, люди и кордон полиции с Росгвардией. В итоге произошло межнациональное столкновение, нескольких участников которого задержали. После этого волнения начались уже в Нальчике и Баксане, где общественность потребовала провести разбирательство и наказать виновных.

У тех, кто не знаком с местной спецификой, конфликт вызвал удивление. Чтобы понять его причины, необходимо разобраться в том, что представляла собой эта битва и что кроется за рамками ее истории.

Что известно о Канжальской битве

Историки расходятся во мнениях о Канжальской битве. Основная причина этого в отсутствии полномасштабных археологических работ на месте предполагаемого сражения, расхождении в различных источниках относительно ее масштабов и отсутствии упоминания ее в фольклоре самих кабардинцев — в то время как у соседних народов есть, к примеру, песни о ней. Академическая наука в таких ситуациях предпочитает придерживаться мнения, основанного на зарубежных источниках. О битве писали османские авторы Сейид Риза и Мехмет Фундуклу, современники-европейцы Энгельберт Кемпфер, Ксаверио Главани, Иоганн Густав Гербер, Обри де ла Мотрэ, молдавские господари Михайло Раковица и Дмитрий Кантемир, кабардинский князь Татархан Бекмурзович и другие.

По данным источников, битва произошла в 1708 году, когда Кабарда формально находилась в подчинении Крымского ханства. Ханы периодически устраивали нападения на нее с целью сбора дани и захвата пленников. В том году старший кабардинский князь Кургоко Атажукин решил дать отпор крымскому хану Девлет-Гирею. Некоторые кабардинские князья в сложных случаях обращались за помощью к России, но в этот раз Петр I был обременен Северной войной и Константинопольским мирным договором 1700 года и не мог оказать помощи. На это и рассчитывали крымские татары.

По версии народного просветителя Шоры Ногмова, в эту ночь кабардинцы привязали к 300 ослам (есть версия и про татарских лошадей) пучки с горящей травой и направили их в лагерь. Обезумевшие животные устроили суматоху и пожар, а кабардинский отряд добивал разбегавшихся татар. Эта версия не очень популярна у кабардинцев, — возможно, поскольку в ней они выглядят менее героическими. Хан Девлет-Гирей бежал, бросив войска и обозы. По разным цифрам, в битве полегло от 5 до 40 тыс. солдат хана, контингент из турецких янычар погиб почти полностью. Османский султан, которому номинально подчинялось Крымское ханство, низложил Девлет-Гирея с престола и сослал на остров Родос.

Памятник Жабаги Казаноко в селе Заюково, Кабардино-Балкария © Изображение предоставлено Виталием Штыбиным

Почему Канжальская битва до сих пор вызывает конфликты

Считается, что именно с этого момента начался процесс завоевания независимости Кабарды от Крымского ханства, хотя нападения крымских татар продолжались и в последующие годы. Более того, считается, что Канжальская битва оказала серьезное влияние на исход битвы Полтавской, так как благодаря ей крымские татары не выступили на помощь Карлу XII — а их отряды могли бы сыграть решающее значение. Самый большой вопрос вызывает численность крымско-татарских войск — скептики насчитывают не более 20 тыс. человек, оптимисты пишут про 60 тыс. Также стоит вопрос о составе войск хана — известно, что немалая их часть состояла из западных закубанских адыгов, подчиненных хану и родственных кабардинцам.

Так какое же значение имеет битва кабардинцев с крымскими татарами сегодня? На этот счет есть три точки зрения. Для большинства кабардинцев (и шире — всех адыгов (черкесов)), Канжальская битва — символ национального героизма, своего рода кабардинское Куликово поле. Более умеренная их часть относится к битве как к одному из эпизодов феодальной войны, указывая на то, что по обе стороны сражения стояли адыги (черкесы). Третья точка зрения популярна у тюркоязычных балкарцев. Она сводится к одной простой мысли — не было никакой битвы, все это выдумки кабардинцев, которые претендуют на балкарские земли. В качестве аргументов ссылаются на отсутствие упоминания о битве в кабардинском и балкарском фольклоре и балкарских этно-фолк-историков. Ключевой вопрос здесь — земли. Именно в нем кроется суть конфликта.

До покорения и присоединения Кабарды Российской империей в 1820-е годы равнинные и предгорные территории современных Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и даже Ингушетии с Чечней находились под властью кабардинских князей. Соседние народы в большинстве своем платили дань за возможность использования пастбищных земель.

Ситуация изменилась после прихода российской власти, которая для сдерживания бывшего противника в лице кабардинской знати запустила проект расселения всех горных соседей на равнинные местности. Запертые до этого в горах, малочисленные осетины, балкарцы и карачаевцы стали расселяться и увеличиваться в числе. Процесс этот продолжается до сих пор.

Мирного разрешения таких споров, судя по всему, пока не предвидится. Конфликт с прохождением кабардинских всадников через балкарское село в сторону горы Канжал разгорается не впервые. Точно такие же столкновения с полицией и ОМОНом произошли ровно десять лет назад в том же селе во время первого такого конного перехода.

Читайте также: