К маркс размышления юноши при выборе профессии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Первые документы, дающие представление об интеллектуальном облике молодого Маркса, относятся к 1835 г. Они выявляют тот круг идей, от которого Маркс отказался в ходе своего последующего духовного развития. Может показаться, что всякий более или менее обстоятельный анализ школьных сочинений Маркса не имеет отношения к исследованию процесса возникновения марксизма.

Некоторые исследователи полагают, что сочинение по религии (как и латинское сочинение, которого мы коснемся ниже) нисколько не выражает действительных убеждений гимназиста

Поэтому не следует игнорировать это сочинение. Правильнее, на наш взгляд, было бы попытаться уяснить те его особенности, которые в известной мере характеризуют автора сочинения. Так, Маркс почти не касается догматической стороны христианского учения о единении верующих с Христом. О христианстве говорится главным образом как об определенной концепции нравственности. Это-то и показывает, что религиозные вопросы не занимают сколько-нибудь значительного места в духовной жизни гимназиста Маркса, так же как они не играли большой роли и в его семье. Г. Менде правильно отмечает, что в этом сочинении обнаруживается начало отхода Маркса от религии, завершившееся ко времени его известного письма к отцу.

Человек, говорит Маркс, отличается от животного, в частности, тем, что он сам избирает свою судьбу. В то время как животное движется в определенных границах своего существования, заранее установленных внешними обстоятельствами, человек творит самого себя, выбирает дело своей жизни. Возможность и необходимость выбора (ибо нельзя не выбирать) - великое преимущество свободного человека над несвободным животным. Но выбор заключает в себе и опасность: он может оказаться действием, которое сделает человека несчастным или даже погубит его.

Выбор профессии, с точки зрения юноши Маркса, предполагает не только трезвую оценку собственных способностей, но и безусловную готовность отдать все свои силы осуществлению общечеловеческих идеалов. Стремление к совершенствованию, без которого не может быть истинного призвания, и служение благу человечества не противоречат друг другу: человек может приблизиться к совершенству, только работая для блага своих современников.

Эти возвышенные и мужественные слова семнадцатилетнего юноши в какой-то мере уже обрисовывают характерные черты гения Маркса, в них - правда, еще в неопределенной, абстрактно гуманистической форме - обнаруживается стремление посвятить себя борьбе за счастье народа, в которой юноша Маркс видит долг человека и единственно возможное для себя самого удовлетворение.

Формирование радикально-демократических воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса и их философское обоснование

Студенчество.
Это мучительное время самоопределения и выбора жизненного пути. Выбора профессии. Общаясь со своими сверстниками, я понимаю, что эта проблема стоит очень остро для всех. Мало кто понимает, кем он хочет быть, чем заниматься.
Некоторым моим сверстникам кажется, что сейчас думать об этом не время. Юность — время свободы и развлечений. Надо повеселиться, потому что потом будет не до этого. Многие все таки думают о будущей работе и готовятся к ней. Кто-то уже взялся за дело и работает. Однако, зачастую работа носит характер лишь способа заработка и не имеет ничего общего с профессией. То есть они занимаются не тем, чем хотели бы заниматься всю жизнь. Они не начинают свой профессиональный путь, не развивают себя, а только зарабатывают деньги. К несчастью, эта работа зачастую механическая. Она отупляет, лишает энергии и желания жить. Хоть они и работают, но вопрос выбора профессии остается актуальным.
В любом случае, начало трудовой деятельности — это шаг похвальный. Он приближает к самостоятельности, осознанности и независимости.

Делая выбор профессии, не надо искать славы, не стоит следовать за модой, надо слушать голос сердца и разума.

Изо всех утюгов слышна идея, о богатстве, о возможности открытия своего бизнеса. Стать предпринимателем или знаменитостью, заработать кучу денег, уехать путешествовать по миру и остаться там. Это новая уваровская триада на которой держится российская государственность. Миллионы мечтают пройти по этому пути. Пробуют, пытаются, расшибают лбы, снова пытаются. А в итоге остаются ни с чем. Можно обвинить их в отсутствии таланта, в недостаточной упорности, но дело не в них, а в системе, в которой такой путь реально уготован для единиц. Они живут всю жизнь в иллюзии, что у них получится. Но это вредная иллюзия, отрывающая человека от реальности. В погоне далеким счастьем, остаются без внимания насущные проблемы, которые можно решить здесь и сейчас.

Конечно, у кого-то действительно получится. Кто-то станет богатым. Только счастья от этого не обязательно станет больше. Человек становится счастливым в развитии себя. Праздность и развлечения могут создать только видимость удовлетворенности жизнью, обертку, но они не наполнят человека счастьем.

Человек сам волен выбирать то, как ему жить. Он свободен от природных ограничений, так как его поведение не продиктовано инстинктами. Он свободен от сословных оков феодального строя. Его жизнь не определяется с рождения его происхождением, он сам творец своей судьбы. Вроде бы свобода, делай что хочешь. Однако, если все везде такая свобода. Кем захотел, тем и стал, то почему так много молодых людей прожигают жизнь и не развиваются, спускают свой потенциал на животные, неадекватные наслаждения.

Труд для человека в современном обществе стал чуждым. Из него убрали самое интересное. Зачастую нет возможности управлять процессом труда, нет наслаждения от результата труда. Человек стал человеком в труде. И именно творческий труд на благо себя и других — это важнейшая потребность и источник подлинно человеческого счастья. Но человеческое человеку недоступно. Царит отчужденный труд. Труд — каторга.

На рабочем месте работник не понимает смысла своей работы, не понимает общественной надобности. Он не напрягает свои умственные и творческие способности, а выполняет спущенную сверху программу.
Трудился, трудился. А в итоге пара грошей да и ступай с миром. Спасибо! И зачем работал? Лишь небольшая часть созданного трудом достается самому работнику. Этот грабеж незаметен, но он есть. Он и убивает весь интерес к труду. Все равно все уйдет "дяде".

Часто денежные профессии не приносят удовольствия. А те созидательные профессии, приносящие радость, не приносят денег. Ужасное противоречие современного мира, которое разрешить удается избранным счастливчикам и действительно очень талантливым.

Лучшая профессия — это та, которая соответствует желаниям и природной предрасположенности. Профессия, в которой человек развивает свою индивидуальность, находит воплощение своего творческого потенциала.
В условиях несправедливого мира, мира отчуждения, найти такую профессию крайне трудно. Даже если человеку удастся понять, к чему лежит его натура, то не обязательно получится так, что ему получится получить эту профессию. В нашем несправедливом обществе хорошие места ограничены. Многим приходится занимать места тех, на чьих больных и уставших плечах строятся благосостояние единиц, то есть заниматься тяжелым физическим или умственным трудом, без творчества, без достойной оплаты. Или вовсе пополнить ряды "лентяев и нахлебников" — безработных.

Если же кому-то удастся устроиться в жизни, то нельзя забывать о тех, которым не повезло. Даже если кто-то лично чувствует себя хорошо, то он не может быть независимым от общества. Поэтому, мне кажется, что по своей сути лучшая профессия — это такая профессия, которая разрушает старый мир, мир отчужденного человека, приближает будущее. Следование интересам общества, способствование его развитию — это не отказ от своих целей, от своих интересов. Это и есть правильно понятые личные интересы. Реализация таких интересов возвышает Человека и ведет к счастью.
Это может принимать различные формы. Каждый должен искать свою форму, исследовать себя, оставаясь честным с самим собой.


Животному сама природа определила круг действий, в котором оно должно двигаться, и оно спокойно его завершает, не стремясь выйти за его пределы, не подозревая даже о существовании какого-либо другого круга. Также и человеку божество указало общую цель – облагородить человечество и самого себя, но оно предоставило ему самому изыскание тех средств, которыми он может достигнуть этой цели; оно предоставило человеку занять в обществе то положение, которое ему наиболее соответствует и которое даст ему наилучшую возможность возвысить себя и общество…

Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям благородство, что позволяет ему несокрушимо возвышаться над толпой, вызывая ее изумление.

Но достоинство может придать лишь та профессия, в которой мы не являемся рабскими орудиями, а самостоятельно творим в своем кругу; та профессия, которая не требует предосудительных действий – предосудительных хотя бы только по внешнему виду – и за которую даже самый лучший может приняться с благородной гордостью. Профессия, обладающая всем этим в наибольшей степени, не всегда является самой высокой, но всегда самой предпочтительной.

…Главным руководителем, который должен нас направлять при выборе профессии, является благо человечества, наше собственное совершенствование. Не следует думать, что оба эти интереса могут стать враждебными, вступить в борьбу друг с другом, что один из них должен уничтожить другой; человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага.

Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но он никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком.
История признает тех людей великими, которые, трудясь для общей цели, сами становились благороднее; опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей; сама религия учит нас тому, что тот идеал, к которому все стремятся, принес себя в жертву ради человечества, – а кто осмелится отрицать подобные поучения?

Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что это – жертва во имя всех; тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам, наши дела будут жить тогда тихой, но вечно действенной жизнью, а над нашим прахом прольются горячие слезы благородных людей.

Спрятать опции

Установить закладку

+ Настройки

Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Ширина текста:
50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100%

Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить

Сбросить настройки

Предисловие

К. МАРКС
(1835 – 1843)

Размышления юноши
при выборе профессии

Письмо к отцу
в Трир

Различие между
натурфилософией Демокрита
и натурфилософией Эпикура
с приложением

Тетради по истории
эпикурейской, стоической и скептической
философии

Полемическая тактика
аугсбургской газеты

О сословных комиссиях в Пруссии

Из писем 1842 – 1843 годов

Ф. ЭНГЕЛЬС
(1838 – 1842)

Письма братьям Греберам

Немецкие народные книги

Ретроградные знамения времени

Эрнст Мориц Арндт

Шеллинг о Гегеле

Шеллинг и откровение

Шеллинг – философ во Христе,
или преображение мирской мудрости
в мудрость божественную

Библии чудесное избавление
от дерзкого покушения,
или торжество веры,

Читайте также: