К д ушинский о родном языке и его воспитательно образовательном значении кратко

Обновлено: 02.07.2024

По окончании университета 22-летний К. Д. Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему. Но, профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго.

Оглавление

Введение
1. Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского.
2. Место родного языка в воспитании и обучении детей.
3. Значение родного языка.
3.1. Педагогическое значение
3.2. Социальное и духовное значение родного языка
3.3. Культурное значение родного языка
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА р.р..docx

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

1. К.Д. Ушинский об общем педагогическом, социальном и культурном значении родного языка.

2. Подобрать детскую книгу – проанализировать содержание, художественное оформление с точки зрения педагогических требований (описание для какого возраста, содержание, соответствующее возрастным особенностям).

3. 2 конспекта занятий по развитию речи.

1. К.Д. Ушинский об общем педагогическом, социальном и культурном значении родного языка.

1. Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского.

2. Место родного языка в воспитании и обучении детей.

3. Значение родного языка.

3.1. Педагогическое значение

3.2. Социальное и духовное значение родного языка

3.3. Культурное значение родного языка

Язык есть самая живая, самая обильная

и прочная связь,

соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения

народа в одно великое историческое живое целое.

Ушинский – самая значительная фигура в русской педагогике. Он явился основоположником педагогической науки в России. Ушинский дал развернутую разработку основных вопросов педагогической теории, использовав для этого разнообразные науки, смежные с педагогикой.

1. Жизнь и педагогическая деятельность

Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении отца около города Новгород-Северска.

Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии. В 1840г. К. Д. Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся профессоров (Грановского и др.). В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры.

По окончании университета 22-летний К. Д. Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему. Но, профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго. Начальство сочло такое направление его деятельности вредно влияющим на молодежь, подстрекающим ее к протесту против существующих порядков, и вскоре он был уволен.

Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания К. Д. Ушинского. Работая в 1854—1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы.

С 1859 по 1862 г. К. Д. Ушинский работал в качестве инспектора классов Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы: объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских и мещанских девиц, ввел преподавание учебных предметов на русском языке, открыл педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц, пригласил в институт талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Прогрессивная деятельность К. Д. Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у придворных, руководивших учреждением. Ушинского стали обвинять в атеизме, в том, что он собирается воспитывать из дворянок “мужичек”. В 1862 г. он был уволен из института. Тогда же ему было предложено выехать за границу под предлогом изучения постановки начального и женского образования и составления учебника по педагогике. Эта командировка была замаскированной ссылкой.

Все, перенесенное в России, тяжело отразилось на здоровье Ушинского, обострило давнюю болезнь легких. Но, несмотря на тяжелую болезнь, он усиленно работал за границей: тщательно и критически изучал женские учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии, написал и издал в 1864 г. замечательную учебную книгу “Родное слово” и “Руководство к “Родному слову” для учителей и родителей”. В 1867 г. Ушинский написал главное свое произведение “Человек как предмет воспитания”, явившееся ценным вкладом в педагогическую науку.

Тяжелая болезнь, напряженная общественно-педагогическая работа, вызывавшая резко отрицательное отношение правящих кругов, подорвали силы талантливого педагога и ускорили его смерть. Накануне ее, оказавшись на юге, он получил некоторое удовлетворение, увидев, как высоко ценит его учительство.

К. Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870 г. Похоронен он в Выдубицком монастыре около Киева.

2. Место родного языка

в воспитании и обучении детей

Константин Дмитриевич Ушинский был человеком высокой образованности, он свободно владел английским, французским, немецким языками, в оригиналах читал Декарта, Руссо, Дидро, Гольбаха, Бэкона, Канта, Гегеля и других мыслителей и хорошо владел родным языком, его высоким нравственным слогом.

По мнению Ушинского, родной язык “является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ”, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.

Исходя из того, что родной язык “есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их”, К. Д. Ушинский считал главной задачей элементарного обучения - овладение родным языком. “Эта работа постепенного сознавания родного языка должна начаться с самых первых дней учения и по своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главнейших забот воспитания”.

К. Д. Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке. Это было передовым демократическим требованием. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа.

Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять “предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты”.

Ушинский много работал над тем, чтобы определить основное направление и содержание курса начального обучения и улучшить методику первоначального обучения родному языку в народной школе, чтобы превратить его в учебный предмет, способствующий умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

К.Д. Ушинский страстно боролся с формализмом в обучении родному языку. Развивать речь отдельно от мысли, считал он, невозможно, а преимущественно перед мыслью - вредно. Отсутствие реального содержания в речи, равно как и увлечение одной лишь формой передачи мысли, приводит к формализму, а формализм в развитии языка и в развитии мысли при обучении языку одинаково вреден, мешая воспитанию правильного мышления у учащегося.

Высказывания Ушинского о народной школе, обучающей детей на родном языке, имели огромное значение для строительства русской народной школы и школьного дела нерусских народов, боровшихся в условиях царской России за обучение детей на родном языке, за развитие национальной культуры.

Обучение родному языку должно развивать у детей дар слова, прививать сознательное овладение его формами, умение правильно пользоваться им, обеспечить усвоение грамматических законов, т.е. логика языка.

К.Д. Ушинский научно разработал методику развития речи детей. Рассуждая о связи языка в мышления, он исходил из того, что они образуют единство, поэтому развитие речи тесно связывал с умственным воспитанием ребенка. Развивать у детей дар слова, подчеркивал он, значит то же самое, что развивать у них логичность мышления. Усваивая родной язык, ребенок усваивает на только слова, их формы, сочетания, но и понятия о предметах, явлениях действительности, логику мышления.

Согласно К.Д. Ушинскому, развитию речи учеников в значительной степени способствует вдумчиво подобранный дидактический материал. Вот почему в одни учебники он включал такие материалы, которые обеспечивали бы всестороннее развитие мысли и речи детей: сказки, басни, загадки, пословицы, поговорки, которые своей формой и содержанием возбуждают мысль учащихся, заставляют их размышлять, делать выводы.

Прекрасным материалом для развития речи и мысли являются образы, непосредственно воспринятые из внешнего мира. В связи с этим К.Д. Ушинский выступал горячим сторонником наглядности в обучении. Детей, говорил он, надо учить наблюдать, сравнивать, сопоставлять и группировать предметы. Необходимо давать им упражнения, возбуждающие мысль и порождающие выражение этой мысли в речи. Умение правильно наблюдать, сопоставлять и получать полные и яркие образы о предметах окружающей среды обеспечит сознательное усвоение знаний.


3. Значение родного языка

3.1. Педагогическое значение

Аннотация: В статье рассматриваются взгляды К. Д. Ушинского на роль русского языка в воспитании человека.

Ключевые слова: педагогика, русский язык, воспитание, К. Д. Ушинский.

Abstract: K. D. Ushinskiy’s views on the role of the Russian language in human being upbringing are being considered.

Keywords: pedagogy, the Russian language, upbringing, K. D. Ushinskiy.

Константин Дмитриевич Ушинский был человеком высокой образованности, он свободно владел английским, французским, немецким языками, в оригиналах читал Декарта, Руссо, Дидро, Гольбаха, Бэкона, Канта, Гегеля и других мыслителей. И хорошо владел родным языком, его высоким нравственным слогом. Лекции ученого увлекали, завораживали студентов.

Всё то, что педагог-демократ, патриот своей Родины, оставил в своём учении о языке, представленном в статьях, записях, подготовительных материалах, книгах для первоначального обучения, даёт основание утверждать, что он был учёным с передовыми взглядами. Он высказал свой взгляд на происхождение и роль языка в жизни общества, на связь языка и мышления, на сочетание слова и наглядности.

У К. Д. Ушинского в подходе к языку и его происхождению чувствуется строго последовательный историзм. Первые слова, которые начал произносить человек, были междометиями, а может быть корнями слов, из которых могли образовываться глаголы, затем прилагательные и т. д.

У К. Д. Ушинского мы находим прямое указание на роль труда в происхождении языка. Язык возникает из потребностей человека. Изучая родной язык дитя как бы вводится в дух народа, тот единственный живой ключ, из которого бьёт всякая сила и всякая поэзия.

Осознание своей национальной принадлежности принято называть национальным самосознанием. На первое место в возрождении русского национального самосознания Ушинский ставил язык русского народа. Язык не только средство передачи знаний и мыслей, но и средство сохранения этноса.

Цель обучения и воспитания достигает своего результата, если обучение и воспитание направлено на развитие самостоятельной мыслительной деятельности и пробуждает интерес к познанию. Учение — это творческая самостоятельная работа ученика при обязательном руководстве учителя.

1. Внешней стороны, когда новое поколение овладевает производственным и жизненным опытом, накопленным предшествующими поколениями.

2. Внутренней стороны — это развитие естественных сил, способностей детей в соответствии со становлением личности ребёнка.

К. Д. Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, педагогу-учителю необходимо знать законы человеческой природы, и он много пишет о формировании духа — духовности, положительных чувств, физического здоровья, подчёркивая серьёзность и глубину педагогики.

К. Д. Ушинский утверждал, что педагогика есть наука и искусство. В основу педагогической системы Ушинский положил идею народности. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту формирующую силу, которой нет в самых лучших научных системах.

Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Лучшим выражением народности, по мнению Константина Дмитриевича, является родной язык, и в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык, обучение в начальной школе должно хорошо знакомить детей с русской историей, географией России, с её природой. Это воспитание призвано развивать у детей чувство любви к родине и с уважением относиться к другим народам.

Удивительно, насколько актуальны сегодня идеи К. Д. Ушинского для современной отечественной школы, особенно для понимания особой роли и значения русского языка в деле формирования национального самосознания подрастающего поколения.

1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 12 тт. М., 1952. Т. 11.

Серова А. А.— кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского городского педагогического университета (МГПУ).

Serova A. A. — a candidate of science (pedagogy), professor of the Pedagogy Department of Moscow City Pedagogical University.

[1] Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 12 тт. М., 1952. Т. 11. С. 43.

[2] Ушинский. М., 1998. С. 113.



Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Природа явлений языка и речи сложна и многогранна. Этим объясняется многоаспектность научного обоснования методики развития речи и обучения родному языку.
Важнейшая роль в разработке теоретических основ методики принадлежит смежным наукам, объектами изучения которых являются язык, речь, речевая деятельность, познание, педагогический процесс: теория познания, логика, языкознание, социолингвистика, психофизиология, психология, социальная психология, психолингвистика, педагогика (разные ее отрасли). Их данные позволяют определить и обосновать место и значение, принципы и задачи, содержание и методику работы с детьми.

Содержание работы

Введение.
1. Научные основы программы развития речи и ее структура
2. К.Д. Ушинский о родном языке и его воспитательно-образовательном значении
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Развитие речи..docx

В слове, в языке народа сокрыты все думы и чаяния народа, его характер, его стремления, всё его историческое прошлое, на котором строится настоящее и путь к будущему. В языке передается вся мудрость народа, обогащающая и воспитывающая последующие поколения. Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, пословицы, прибаутки и загадки.

Ушинский учит, что, во-первых, путь всего процесса воспитания и обучения лежит в построении его на родном языке, на родном слове, и, во-вторых, изучение языка и его богатств должно являться одной из основных целей всякого воспитания и обучения, если это воспитание служит интересам народа.

Большое значение Ушинский придавал родному языку также и в деле изучения явлений природы родной страны и воспитания в детях любви к родной земле. Он считал, что без помощи родного слова нельзя не только понять природу, но, что главное, питать в себя ту воспитательную силу, которой обладает природа родной страны. Язык, который облекает чуждую детям при-роду, чуждую жизнь, не только не может принести пользу делу воспитания, а, наоборот, задержит развитие ребёнка.

Таким образом, Ушинский придавал огромное образовательное значение - изучению родного языка. Но не меньшую, если не большую роль отводил Ушинский родному языку и для нравственного воспитания детей. Придавая решающее значение родному языку в деле развития детей, Ушинский, естественно, главное внимание уделял построению начального обучения исключительно на родном языке. Он считал родной язык не только главным предметом, но и основой всех предметов обучения в начальной школе. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа.

Учение К.Д.Ушинского о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России.

В работе рассмотрены взгляды Ушинского К. Д. на родной язык как на один из основных факторов воспитания и развития личности. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности.

Ключевые слова: культура речи, общение, развитие, ребенок, речь, язык.

К. Д. Ушинский высоко оценивал роль родного языка в духовном и нравственном развитии человека. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком усваивают продукты духовного развития, пройденного народом в его

Первый опыт общения, указывал Ушинский, ребенок получает уже в младенческом возрасте, поэтому все те, кто окружает ребенка с рождения, являются его первыми учителями в освоении отечественного языка. Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его речи. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей в старшем возрасте кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе.

К. Д. Ушинский отмечал, что речевая культура семьи зависит от ее духовного мира, а не от социального положения родителей в обществе. Чем беднее духовная сфера, в которой растет и развивается ребенок, тем скуднее его словарный запас. Родителям с низким уровнем речевой культуры труднее передать ребенку богатство мыслей, чувств, ощущений, объяснить ему причины различных явлений и поступков. Чем выше уровень речевой культуры в семье, тем больше возможностей в грамотном применении сложных языковых конструкций, распространенных предложений и т. д.

Изначально дети усваивают речь подражанием в соответствии с тем, что слышат вокруг. В этом отношении они непревзойденные мастера, соответственно проявления речевых особенностей взрослых быстро становятся особенностями детской речи. Осознавая значение собственного примера родителям необходимо соблюдать языковую норму, выбирать и употреблять языковые средства в соответствии с требованиями коммуникативного, этического компонента культуры речи, учитывая их социальный характер.

Язык, перенимаемый детьми у взрослых, не всегда безупречен: «богатый в одном

Ушинский отмечал, что в процессе общения со своими детьми родители передают им гораздо больше, чем просто слова, предложения. Они показывают им пример взаимодействия с другими людьми, умение решать определенные ситуации с помощью вербальных и невербальных средств общения. На основании этого опыта у ребенка формируется представление об окружающем его мире, осознание своего места в нем.

Чем раньше начинать грамотное и осознанное обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом следует принимать во внимание своеобразные и неповторимые особенности речи каждого ребенка, проявляющиеся в способе выражения мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, интонация, жесты).

Язык является одновременно и средством и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, который формирует ребенка как личность.

болтовне и слишком раннее изучение иностранных языков. Родители не должны допускать речевые ошибки детей, запускать дефекты звукопроизношения, следует своевременно исправлять недостатки в развитии речи, пока они не стали привычной формой общения для ребенка.

Особое внимание следует обращать на становление и развитие всех сторон речи — фонематической, лексической, грамматической. В этом отношении перед семьей и школой стоит важная задача — контролировать выработку, закрепление, соблюдение правил и законов грамотной речи воспитанников, т. е. точность, полноту, логичность выражений. «У нас же по большей части довольствуются тем, если угадывают мысль в бессвязном, заикающемся

В этом отношении грамматическое изучение языка имеет чрезвычайную важность. Многие науки обогащают только сознание ребенка, давая ему новые факты. Грамматика,

преподаваемая логически, расширяет самосознание человека, поэтому К. Д. Ушинский относил грамматику к числу наук, очеловечивающих человека.

Изучение организации языка, по Ушинскому, является лучшим средством духовного развития ребенка. Наставник, раскрывая детям богатство родного слова, тем самым раскрывает им богатство их собственной души. Изучение родного языка, по утверждению ученого, — это верный путь к самопознанию человека. Если язык, на котором начинает говорить ребенок, противоречит его врожденному национальному характеру, то он никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какое оказал бы родной ему язык.

Читайте также: