К д фридрих биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каспар Давид Фридрих (1774 – 1840) – немецкий пейзажист, художник романтичного направления в живописи.

Обучение живописи в биографии Фридриха Каспара проходило в Копенгагене. По окончанию учебы он посетил многие города Германии, и, наконец, в качестве постоянного места проживания выбрал Дрезден. Именно там художник прожил до конца своих дней.

Меланхолия, символические композиции Фридриха были исключительным, выдающимся выражением смысла пейзажа. Он использовал необычные, часто зловещие, мрачные, световые эффекты, объединяющие по духу все работы художника. Лишь единицы людей были приближенными к художнику, а влияние Фридриха, как художника, было небольшим. Несмотря на это, с 1816 года и до самой смерти в своей биографии Каспар Фридрих обучал живописи.

Каспар Давид Фридрих (Caspar David Friedrich; родился 5 сентября 1774 г. — умер 7 мая 1840 г.) — великий немецкий художник первой половины XIX века, крупнейший представитель романтизма в европейской живописи, выдающийся мастер пейзажного и портретного жанров. Большинство картин Каспара Давида Фридриха написаны на темы одиночества, смерти и надежды на спасение, в его творчестве часто встречаются аллегорические и меланхолические образы. В биографии живописца периоды острой депрессии тесно переплетены с обычными житейскими заботами и радостями.

Каспар Давид Фридрих был универсальным художником, который не только писал картины маслом и акварелью, но и искусно владел мастерством изготовления гравюр, а также прекрасно рисовал сепией и тушью. Вдохновение для своих работ он черпал в природе родной Германии, немецком фольклоре и скандинавской мифологии.

Биография Каспара Давида Фридриха

Каспар Давид Фридрих появился на свет 5 сентября 1774 года в небольшом приморском городке Грайфсвальд на севере Германии. Его отец, Адольф Готлиб, был владельцем небольшой фабрики по производству мыла и свеч, которая приносила семье неплохой стабильный доход. Несмотря на отсутствие нужды, детство Каспара нельзя назвать счастливым: в семилетнем возрасте умерла его мать, а чуть позже и две сестры.

Когда будущему художнику едва исполнилось 13 лет в семье случилась еще одна трагедия. Младший брат Кристофер утонул, пытаясь спасти Каспара, когда тот провалился под лед во время катания на коньках по реке. Это происшествие негативно отразилось на неокрепшей психике подростка и стало причиной частых депрессий живописца на протяжении всей последующей жизни.

В 16-летнем возрасте Каспар Давид Фридрих начал брать частные уроки рисования в местном университете у художника Иоганна Готфрида Квисторпа (Johann Gottfried Quistorp), который привил ученику любовь к пейзажному жанру и обучил азам живописи. В 1794-1798 годах Каспар учился в Копенгагене, в Датской академии искусств, где близко сошелся с Иоганном Людвигом Лундом (Johann Ludwig Lund), с которым поддерживал теплые дружеские отношения до конца жизни.

По окончании учебы Фридрих вернулся в родной Грайфсвальд, но пробыл в нем всего пару месяцев, а затем уехал в Дрезден. В столице Саксонии художник прожил до конца своих дней, лишь периодически посещая разные уголки Германии для пейзажных зарисовок.

В начале творческого пути Каспар Давид Фридрих увлекся гравюрой, но вскоре переключился на акварельную и масляную живопись. Впервые молодому художнику удалось громко заявить о себе в 1805 году, когда его два пейзажа были удостоены первой премии Веймарского конкурса искусств, организованного мэтром немецкой литературы Иоганном Гёте (Johann Wolfgang von Goethe). Работы Фридриха, наполненные мистической атмосферой таинственности и романтикой, вызвали бурную полемику в художественной среде Германии, но большинство критиков стали на сторону художника.

Последующие 10 лет в Европе были насыщены бурными событиями наполеоновских войн, в ходе которых власть в Дрездене неоднократно переходила от французов к немцам и обратно. Тем не менее, в условиях политической нестабильности, Каспару Фридриху удавалось творить и добиваться широкого признания. В 1810 году он стал членом Берлинской, а через 8 лет — Дрезденской академий искусств.

В январе 1818 года художник женился на дочери красильщика Каролине Боммер, которая стала матерью трех его детей. Спустя два года Фридрих приобрел одного из самых значимых своих покровителей в лице великого князя Николая Павловича (будущего российского императора Николая I), а еще через год познакомился с Василием Жуковским, дружба с которым продлилась более 20 лет.

Вопреки ожиданиям, художник так и не получил должность профессора в Дрезденской академии из-за политических разногласий с руководством. Более того, с конца 1820-х годов романтический стиль живописи в европейском искусстве постепенно стал терять лидирующие позиции, начиналась эпоха Реализма, в которой творчеству художника места не нашлось.

Картины Каспара Фридриха стали хуже продаваться, высокие покровители утратили интерес к его живописи, а семья начала испытывать серьезные финансовые затруднения. К тому же, под влиянием депрессивных мыслей художник все чаще предпочитал одиночество дружескому общению и жил затворником.

В 1835 году после приступа инсульта, 61-летний мастер оказался частично парализованным и не смог больше писать масляными красками, а спустя еще три года и вовсе отказался от живописи. С этого времени только финансовая помощь близких друзей не давала семье умереть от голода.

7 мая 1849 года Каспар Давид Фридрих отошел в вечность в возрасте 65 лет. Его смерть оказалась почти незамеченной в европейской художественной среде, а имя художника надолго было предано забвению.

Самые известные картины Каспара Давида Фридриха

Наследие великого немецкого художника включает более 500 прекрасных работ, написанных на протяжении долгой творческой карьеры. И все же, к самым известным картинам Каспара Давида Фридриха относятся следующие произведения:

Каспар Давид Фридрих — гениальный романтический художник с непростой судьбой, который навсегда останется в памяти потомков. Его работы заставляют зрителей задуматься о бренности бытия и величии окружающей нас природы.

Каспар Давид Фридрих — биография и картины

Каспар Давид Фридрих – немецкий художник, яркий представитель романтизма. Среди его последователей находится одна из звезд норвежской живописи – Юхан Кристиан Даль.

Родился будущий художник в простой семье, его отец был мыловаром. Еще в совсем юном возрасте он лишился родителей и потерял большую часть своей ближайшей родни. Способности к искусству у него проявились рано, в 1790 году он начал учиться рисованию, а в 1784 году он четыре года провел в стенах Датской королевской академии изящных искусств, которая находилась в Копенгагене.

После окончания обучения молодой мастер вернулся в родную Германию и поселился в Дрездене. Здесь состоялось его знакомство с романтическим направлением. Художественный стиль Фридриха испытал серьезное влияние многочисленных мастеров романтизма, воздействие оказало и знакомство с Гете, философом Карусом и другими великими людьми эпохи.

В этот период художник знакомится с Далем и поддерживает с ним тесные отношения. Он любит путешествия, поэтому часто ездит по Европе, получая яркие впечатления от природы разных стран. В этот период вплоть до 1809 года Фридрих работает исключительно в рисунке, используя сепию или штифт.

Осваивать живопись маслом он стал только после завершения совершенствования рисунка. Уже на следующий год его работы были признаны обществом и стали популярными у ценителей искусства.

Романтизм Фридриха имеет выраженный налет мистицизма и некоторой меланхоличности. В его работах часто встречаются мотивы кладбищ, крестов, придорожных распятий, далеких городов и стоящих далеко в море парусников. Эта тема одиночества и отрешенности от бурных радостей жизни в целом характерна для романтической живописи той эпохи, но у этого художника работы приобрели специфическую окраску, что сделало их легко узнаваемыми.

Особенностью полотна является мастерская передача ярких красок заката над морем. Они очень сочные и насыщенные, что делает картину современной и выразительно звучащей даже в наши дни.

Художник создал много полотен, отражающих реальные или выдуманные объекты, например, плавающие в воздухе храмы или ангельские фигуры. Некоторые из картин мастера сближаются по эстетике и стилю выполнения с произведения в типично немецком стиле бидермайер.

С 1824 года мастер становится профессором Академии художеств в Дрездене. После него остались довольно многочисленные афоризмы и размышления о роли искусства.

Уже через 11 лет художник не смог продолжать заниматься любимым делом. Он заболел и оказался парализованным. Все что он мог делать в этот период – это рисовать сепией, создавая работы небольшого размера.

Жизнь талантливого художника закончилась в нищете в любимом им Дрездене. Ему было всего 65 лет. На долгие годы его искусство было в забвении, вновь став популярным только в начале прошлого века с расцветом сюрреализма. Некоторые полотна мастера вполне могут считаться первыми опытами в этом направлении.

Каспар Давид Фридрих (5.09.1774, Грайфсвальд — 7.05.1840, Дрезден) – известный живописец, один из наиболее значительных художников периода романтизма в Германии.

Современники мастера ощущали в его работах присутствие таинственного смысла. Более поздние интерпретации творчества, порой в чем-то противореча друг другу, единодушны в основном: данные картины говорят со зрителем языком философии — о божественном, о бытии, бесконечности, смерти, надежде.

Одно из положений творческого кредо художника состояло в том, что создавать полотно следует исходя из того, что мастер видит не просто перед самим собой, но также и в себе. За умиротворенной сдержанностью работ художника скрыта фигура творца – личности резкой, импульсивной. Он быстро поддавался как приступам безудержного веселья, так и долгим периодам меланхолии. Будучи одиночкой, мизантропом, он стал первым художником, который попытался дополнить пейзажный жанр духовными мотивами.

Двойственность его натуры проявляется и в отношениях мастера с прочими людьми. Порой он был легок в общении, остроумный, необычайно веселый собеседник. Но случались ситуации, когда компания художника становилась невыносимой для остальных.

Новизна работ художника, ярчайшего представителя эпохи романтизма, Каспара Давида Фридриха состоит не просто в манере письма. Свежим стал основной мотив в композициях автора – человек в полностью чужом ему, холодном, таком величественном мире. Это вселенское одиночество, которое связано с антропоморфными образами, изображается не прямолинейно – при его констатации мастер обращается к аллегориям.

Особенности творчества

Еще в ранних произведениях видна задумчивая, довольно мистическая атмосфера работ автора. Зритель, на месте которого нередко бывают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажи, видит таинственную природу, погруженную в молчание, признаки бытия над реальностью. В произведениях Каспара Давида Фридриха подобные символы являются в качестве довольно натурных, подчеркнуто-важных элементов (линия горизонта, горы, корабли либо города вдали). История — как древнеязыческая, так и более поздняя, периода Средневековья, — сквозит меланхолическими мотивами (гробница великанов из сказки, разрушенные храмы, монастыри), где акцент сделан больше на трагических разрывах, чем на связи времен. Силу цветов, довольно выразительных, умеряют туманы, закатная или же предрассветная дымка.

Каспар Давид Фридрих – превосходный пейзажист, работавший в стиле романтизма. Для него натура являлась выразителем значительных душевных волнений, нередко обретая свою символику, условное наполнение.

Ландшафты использовались им в качестве способа отображения своих сокровенных эмоций, что несколько напоминало работы его соотечественника Альтдорфера, творившего несколькими столетиями раньше. Со временем живописец все больше дублирует милые ему мотивы, а изображения натуры периодически сменяли образы ангелов, видения храмов, которые парят в небе. Другие картины Каспара Давида Фридриха близки идиллически-бытописательской манере стиля бидермейер.

Наиболее знаменитые картины Каспара Давида Фридриха

Много работ художника Каспара Давида Фридриха, в частности простые пейзажи, скрывают в себе глубокое значение, ключ к пониманию которого лежит в словах мастера либо в высказываниях его современников.

Биография великого живописца

Будущий мастер был рожден в семействе мыловара, еще в юности лишился большей части своей родни — сначала умирает мать живописца, после этого две сестры и брат.

С 1790-го года мастер получает начальные уроки рисования. В 1794-1798 гг. он обучается живописи в Датской королевской академии изящных искусств (г.Копенгаген). После того, как он вернулся из Дании, художник странствовал по разным регионам Германии до тех пор, пока не поселился в г.Дрезден. Мастер достаточно тесно общался с живописцем Ю. Далем из Норвегии, имел немалое влияние на становление того как автора. В поисках сюжетов многократно наведывался на остров Рюген, находящийся в Балтийском море. Фридриху нравилось ездить по Гарцу, исследовать Саксонскую Швейцарию; порой он посещал свой родной город Грайфсвальд. До 1807-го трудился лишь в технике рисунка (в основном – штифт либо сепия), после того обращается также к работе маслом. В 1810-м к мастеру приходит признание.

В 1812 году по причине нелегкого положения Пруссии на фронтах мастер лишается поддержки короля.

В 1824-м Фридрих становится профессором Дрезденской Академии художеств. Известны его цитаты, заметки относительно искусств, подчеркивающие, что необходимо сочетать приверженность природе со своим интуитивным ощущением, которое художник рассматривал как божественный дар.

В июне 1835-го у живописца случается инсульт, его частично парализовало. Пролечившись все лето, в октябре он вновь приступил к работе, ограничившись рисунками сепией. Однако состояние его здоровья все время становится хуже.

Великий мастер умер в нищете 7 мая 1840-го. На какое-то время позабытые, произведения Каспара Давида Фридриха снова привлекли внимание лишь в XX ст. (начиная с расцвета сюрреализма).

Читайте также: