Искусство и мораль обществознание кратко
Обновлено: 30.06.2024
Иными словами, значительную часть содержания И. составляют моральные проблемы. Эти же проблемы делает предметом своего рассмотрения нормативная этика. В И. эти проблемы выступают в художественной форме, в виде чувственно-конкретных образов, путем раскрытия определенных жизненных ситуаций и конфликтов, столкновения противоположных начал, исход борьбы между к-рыми далеко не всегда предопределен их нравственными достоинствами. И в этом отношении И. воспроизводило и осмысляло моральные проблемы человека гораздо богаче, многостороннее и диалектичнее, чем любая абстрактная теория или нравоучение.
Это, конечно, не означает, что моральная проблематика исчерпывает содержание И. или что оно может заменить теорию М. Соотношение М. и и. выступает в более сложной форме. Художник, отражая к.-л. стороны действительности, всегда, намеренно или ненамеренно, изображает ее тенденциозно, самим способом ее освещения склоняет читателя, зрителя, слушателя к той или иной ее нравственной оценке. Его эстетическая позиция, т. обр., включает в себя определенную нравственную позицию. Морально совершенное выступает в И. как эстетически прекрасное.
Свою воспитательную роль социалистическое И. выполняет тем успешнее, чем более многосторонне, глубоко и художественно оно отображает законы жизни, тенденции исторического развития, проблемы и противоречия действительности, чувства и мысли, стремления и поиски человека, созидающего новое об-во. Требование органического единства идейности и жизненной правды в И. социалистического реализма обусловлено сочетанием в марксистском мировоззрении строгой научности и партийности, исторического оптимизма и критического отношения к действительности.
На уроке нам предстоит разобраться со структурой и видами религии, её социальными функциями. Поговорим о том, какую роль в жизни человека играет искусство. А также охарактеризуем специфику моральных норм.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Религия. Искусство. Мораль"
На сегодняшнем занятии нам предстоит разобраться со структурой и видами религии, её социальными функциями. Поговорить о том, какую роль в жизни человека играет искусство, а также охарактеризуем специфику моральных норм.
Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также определяемое ими поведение людей, основанные на вере в существование сверхъестественного.
В структуру религии входят:
· религиозные отношения, включая религиозные действия;
Религиозное сознание состоит из двух частей:
· идеологии – это различные религиозные идеи, догматика, богословие (теология).
· религиозной психологии – это определённые чувства, которые испытывают верующие.
· убеждённость в реальности сакрального (духовного, священного, потустороннего) мира;
· вера в приоритет сакрального мира по отношению к земному (для верующего главное, что происходит в сакральном мире, поскольку именно оттуда управляют миром земным);
· признание возможности взаимосвязи (взаимодействия) между сакральным и земным миром. В большинстве религий существует наставление о том, что все поступки, совершённые человеком в его земной жизни, после его смерти, будут иметь последствие в сакральном мире. Только от самого человека зависит, куда он попадёт – в рай или ад.
Мы с вами видим, что в основе религиозного сознания лежит вера – это специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Иногда говорят так, что вера – это знания, перешедшие в убеждение, то есть если вы верите какому-то человеку, то ему не нужно постоянно доказывать, что он вам не врёт.
Следующий элемент, который мы с вами разберём, – это религиозные отношения, к ним принято относить:
· Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру.
Религиозные нормы контролируют как культовые действия, так и повседневную жизнь верующих людей. Например, как проходят определённые религиозные обряды, канонические тексты молитв, как совершаются таинства, сколько раз в день нужно молиться, какую пищу можно принимать, а какую нельзя, как правильно поститься и так далее.
· Религиозные действия: культовые и внекультовые.
Религиозный культ — это религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием.
Культовые действия – это символические действия, с помощью которых верующими предпринимается попытка установить связь со сверхъестественными силами (или Богом) с целью воздействовать на них: обряды, ритуалы, таинства, молитвы и так далее. Культовые действия всегда проходят по определённому образцу, от которого отступать нельзя.
Внекультовые действия, как правило, предпринимаются верующим по своей инициативе. Они не регулируются религиозными нормами и могут осуществляться в разных формах. Такие действия бывают духовными (самоуглубление, медитация, выработка религиозных идей, сочинения богословов) и практическими (внедрение, пропаганда, защита религии).
· Религиозные организации – это организации, образованные в целях совместного исповедания и распространения религиозного учения.
Религиозные объединения могут создаваться в форме различных религиозных организаций. Например:
Конфе́ссия (вероиспове́дание) – это особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.
Церковь – это организация верующих, в основе которой лежит единое вероучение (Символ веры – система основополагающих догматов вероучения), определяющее нормы и способы деятельности верующих, их повседневное поведение. Например, в христианстве, церкви, в исповедании употребляющие разные Символы веры образуют разные конфессии: православие, католицизм, протестантизм.
Секта – это религиозная группа, отколовшаяся от религиозного направления и выступающая как оппозиционное течение по отношению к нему.
Религий очень много: специалисты насчитывают на данный момент около тридцати тысяч религий, верований, религиозных ответвлений и сект в мире. При этом основные религии можно пересчитать на пальцах одной руки. Рассмотрим основные формы религии: исторические и современные.
Исторические формы религии:
· Тотемизм – представление о некоем едином для людей и растений или животных предке, о родстве между человеком, животными, растениями.
· Фетишизм – представление об особенных свойствах предметов, способных влиять на ход событий и судьбу человека, – основа для почитания талисманов, оберегов, священных реликвий.
· Магия – система сознания, заключающаяся в вере в тайные силы и в обращении к ним с помощью заклинаний и обрядов.
· Анимизм – одухотворение природных явлений, животных, растений, различных предметов.
Современные формы религии:
· Теистические – основанные на вере в конкретного Бога или богов.
· Этические – могут не содержать понятия Бога (богов), заключаются в нормах и требованиях по отношению как к себе, так и к другим людям.
· Политеистические – вера во множество богов.
· Монотеистические – вера в одного Бога.
· Родоплеменные культы – объединяют небольшое количество людей в рамках одного рода или племени.
· Национально-государственные – это религии, сложившиеся в рамках одного народа, не распространившиеся на другие народы (например, иудаизм – это комплекс религиозных, правовых, морально-этических, философских представлений, определивших уклад жизни евреев).
· Мировые – религии, распространившиеся среди народов различных стран.
Можно выделить следующие признаки мировых религий:
· огромное число последователей;
· космополитизм – не придаёт значения национальной принадлежности верующих;
· эгалитаризм – признание всех верующих равными перед лицом Бога;
· прозелитизм – стремление увеличить число приверженцев, активная миссионерская деятельность.
Как правило, к мировым религиям принято относить буддизм, христианство и ислам.
Функции религии
Как социальный институт религия выполняет такие функции, как:
· Мировоззренческая: объяснение мира и смысла человеческой жизни.
· Регулятивная: упорядочивает деятельность людей.
· Коммуникативная: обеспечивает общение верующих с Богом (иными сверхъестественными силами) и друг с другом.
· Интегрирующая: общее вероисповедание объединяет, способствует сохранению стабильности,
· Дезинтегрирующая: если речь идёт об отношениях с приверженцами других конфессий.
· Компенсаторная: восполняет ограниченность, бессилие людей, утешает, дарует духовное наслаждение (катарсис).
В зависимости от того, насколько глубоко в сознание верующих проникают религиозные верования, принято выделять несколько уровней религиозности:
· религиозный фанатизм (крайняя приверженность вере с явной агрессией к иноверцам);
· ситуационное обращение к религии (соблюдение религиозных традиций без понимая их смысла);
· атеизм (отвержение веры в существование Бога (богов)).
Российская Федерация является светским государством. Это означает, что:
· Нет государственной религии: церковь отделена от государства, а школа от церкви.
· Гарантируется свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе и религиозные.
· Гарантируется свобода вероисповедания – свобода исповедовать и практиковать любую религию или не исповедовать никакой, быть атеистом.
Следующая область духовной культуры, о которой мы поговорим, – это искусство – деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Эстетика – это философская дисциплина, которая изучает отношение человека к миру на основании представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, а также художественную деятельность людей.
Специфика искусства заключается в выражении действительности в художественно-образной форме.
Художественный образ – это созданное автором и доступное восприятию с помощью органов чувств явление, которое выражает те или иные стороны жизни, исходя из субъективных позиций его создателя.
Формой бытия искусства является художественное произведение. В литературе это: роман, повесть, стихотворение. В живописи: картина, гравюра, шарж. В музыке: симфония, песня. В архитектуре: здание. В театральном искусстве: опера, спектакль, балет и так далее.
Можно выделить следующие виды искусства.
· По среде и материалу:
o Аудиальные (звук в музыке).
o Визуальные (линии и цвет в живописи, камень, металл и форма в скульптуре и архитектуре).
o Словесные (художественная литература, проза, поэзия).
· По средствам выражения:
o Пространственные виды (пластические): ИЗО, архитектура, декоративно-прикладное, дизайн.
o Временные виды (динамичные): литература, музыка.
o Пространственно-временные (синтетические, зрелищные): хореография, театр, кинематограф, эстрада.
Искусство выполняет ряд общественных функций:
· Эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности человека, стремление к красоте и к творчеству по законам красоты.
· Общественно-преобразующая – призвана давать личности мировоззренческую ориентацию и преобразовывать общество в направлении идеала (по законам красоты).
· Гедонистическая – способность произведений искусства доставлять наслаждение.
· Компенсаторная – восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком, способствует восстановлению психического равновесия личности.
· Познавательная – даёт особое знание мира (познание мира в образной форме).
· Предвосхищения событий – предупреждает об общественном неблагополучии, прогнозируя последствия научных открытий или социальных преобразований.
· Коммуникативная – способствует духовному общению людей.
· Воспитательная – формирует представление о должном положении вещей, чувства и мысли людей.
· Внушения ценностей – подсознательно сообщает человеку определённые идеи и смыслы.
И последний вопрос, который мы с вами сегодня разберём, – мораль.
Мораль – это система норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках.
Мораль как форма общественного сознания имеет свои категории и ценности, с помощью которых передаются основные нравственные идеи.
К ним относятся:
· Добро – то, что полезно людям и способствует самораскрытию и самореализации человека.
· Зло – понятие, противоположное добру; то, что разрушает благо.
· Долг – принятая личностью необходимость подчиняться общественному правилу или предписанию; нравственная обязанность человека, воспринимаемая как внутренняя необходимость.
· Совесть – способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм; способность к внутренней регуляции на основе представлений о добре и долге.
· Нравственность – внутренние духовные ценности, которые определяют действия и устремления человека, образ его мышления.
· Нравственные ценности. Ценность – значимость, которую предмет или явление имеет для нас.
· Нравственные нормы – определяют, как человек должен вести себя по отношению обществу, другим людям, самому себе.
· Нравственные качества – вежливость, порядочность, честность, справедливость, мужество, мудрость – черты личности, отражающие полярность морального мира.
· Нравственные принципы – стратегическая установка человека в его отношении с людьми.
· Нравственный идеал – целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.
Рассмотрим социальную роль морали, то есть основные её функции:
· Гуманизирующая (ценностно-ориентационная): утверждает человеческое в человеке, формирует стремление к самосовершенствованию.
· Познавательная – выработка критериев нравственного поведения, познание добра и зла.
· Регулятивная – регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни.
· Воспитательная (мотивационная): формирует императив нравственного поведения.
· Координационная: обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.
В ценностях духовной культуры (нравственных, эстетических, религиозных)., воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.
Мораль как форма регуляции поведения человека
Мораль (лат. moralis – нравственный, mores – обычаи, нравы, поведение) – специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения к действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях гармонизации интересов индивида и общества. Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.
В качестве синонима понятия морали часто употребляется понятие нравственности: моральные нормы определяют нравственное поведение человека. Мораль – сложное системное образование. Ее основные структурные элементы :
моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т. д.);
моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.);
морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).
Мораль обусловлена социально-исторически, ее структура и содержание изменяются, а конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материально-производственной деятельности, социальной структурой, господствующей системой ценностей, состоянием государственно-правовой регуляции, средствами коммуникации и т. д. К основным социальным функциям морали относятся:
§ оценочная (проявляется в стремлении морали придать повседневному человеческому бытию высший смысл);
§ императивная (свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали);
§ воспитательная (создает условия для самосовершенствования личности);
§ коммуникативная (формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);
§ гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);
§ познавательная (обеспечивает человеку возможность познания мира и смысла человеческого существования).
Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека. Чувственно-наглядный характер произведений искусства с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации. Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука – эстетика. Искусство выполняет целый ряд функций – познавательную, воспитательную, аксиологическую, коммуникативную и др. Однако главная функция искусства – эстетическая. Искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение, формировать его эстетический вкус.
Важным и необходимым элементом духовной культуры является религия(лат. religio – благочестие, набожность, святыня).
Религия – форма духовного опыта, которая опирается на фантазию, интуицию человека; она не может быть оценена ни как истинная, ни как ложная. Признаки религии: удвоение мира и прямое усмотрение истины на основании веры.
Религия – системное социокультурное образование. Она включает религиозное сознание, культы и организации. Религиозное сознание делится на религиозную психологию и идеологию. Религиозный культ – это совокупность всех видов действий, связанных с практическим и духовным воздействием на бога. Выделяют два основных вида культовой связи с богом : магический и умилоствительный культ. Церковь – тип религиозной организации , возникший исторически как механизм организации связей религиозных объединений как со светскими организациями, так и отношений внутри этих объединений.
Религия – явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.
Искусство прежде всего учит людей видеть прекрасное, закладывает понятие о том, что ,например, созидать - хорошо, а разрушать - плохо. С помощью познавания искусства, человек становится духовно развитым. Например литература (один из видов искусства), учит нас и цензуре, и еще больше разбираться и понимать ту или иную вещь. Так что мораль и искусство очень взаимосвязаны друг с другом.
Согласна с вами в том, что искусство учит людей видеть прекрасное, но в тоже время искусство искусству рознь. Читать дальше
Абсолютно любое искусство связано с моралью в той же степени, как и любое общественное явление. Искуссто не оторвано от социальной структуры. А значит - так или иначе взаимодействует с моральными нормами. Иной вопрос в том - что искусство может либо сотрудничать с моралью, либо противодействовать морали, либо находиться на пограничном состоянии. Здесь все зависит от. Читать далее
Читайте также: