Йога история возникновения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Согласно различным древним источникам, дошедшим до наших дней, история йоги берёт своё начало в Индии. Основным доказательством теории происхождения этого философского течения именно здесь являются Веды – письменный памятник индийской культуры.

Древний этап

Исследователи выделяют две основные теории происхождения йоги. Первая теория предполагает создание практики коренными племенами, населяющими полуостров Индостан в глубокой древности, и его последующее освоение арийскими захватчиками (около 2,5 тысяч лет до н.э.). Вторая теория предполагает внесение данной культуры в Индию самими ариями.

Однако главными историческими источниками учения йоги, как уже упоминалось, до сих пор считаются священные тексты – Веды – и более поздние комментарии к ним – Упанишады. Где она представляется в качестве способа духовного очищения разума и контроля над чувствами. Разумеется, в Ведах содержались лишь основополагающие принципы.

Средневековый этап

Формирование йоги в качестве самостоятельного, оформленного философского течения тесно связано с именем индийского мудреца Патанджали (11-1 век до н.э.), которому удалось собрать многие практические и теоретические знания о йоге, передававшиеся устно, в единый трактат. Именно труд Патанджали послужил основой философии йоги, которую многие исследователи считают классической.

Существуют материалы, подтверждающие, что идеями и техниками йоги пользовался Гаутама Будда при создании своего Учения об избавлении от страданий.

Дальнейшая история йоги связана с появлением и развитием различных течений, отделившихся от классического. Среди них:

раджа – основывается на дисциплине сознания, чувств и тела;

бхакти – концентрируется на стремлении к Высшему началу и отказа от всего бренного;

джнани – фокусируется на идеях поиска и познания истины;

карма – направлена на преодоление кармической зависимости.

Наиболее близкий прототип современной йоги в данный период – хатха-йога, основывающаяся на процессе развития и контроля над способностями человеческого тела.

Сама практика начала выходить за пределы Индии, а после и за пределы восточных регионов во многом благодаря её смешению с Буддизмом. Несмотря на то, что ведическая философия, частью которой являлась и йога, во многом расходилась с основами Буддизма, его последователи активно пользовались приемами медитации и аскетизма.

По мере распространения с Востока на Запад йога начинает смешиваться с другими мировыми духовными практиками. Так появляются суфизм и исихазм – своеобразные эквиваленты практики в рамках исламской и христианской религии соответственно.

Современный этап

Примерно в XIX веке практика приходит в Европу, США и Россию. В процессе адаптации практики под новые культурные традиции и временные тенденции из классического учения рождается такое направление, как Агни Йога, чье развитие связано с именами Елены Рерих и Махатмы Мории. Несмотря на то, что Агни Йога имеет серьезные философские корни, большую популярность она обрела в качестве системы упражнений, направленных на укрепление здоровья и тела, а не духовного течения.

В наши дни в западной культуре йога выполняет функции практического учения, позволяющего вести здоровый образ жизни в постоянно изменяющихся условиях окружающего мира. Однако, несмотря на это, она продолжает развиваться и как направление духовно-философской мысли.

Видео

Йога - учение, дошедшее до нас из глубин веков и упомянутое в различных древних источниках.

Это учение, отголоски которого можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах.

В Википедии указано, что

Йога - это совокупность различных духовных, психических и физических практик нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В более узком смысле, йога— это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. В индуизме ортодоксальные школы относятся к школам, почитающие Веды.
(*Веды*– совокупность канонических текстов с комплексом религиозно-философских представлений о мире и человеке, его месте в мире, смысле бытия и предназначении.)

Происхождение йоги

Происхождение йоги скрыто во мгле веков. Истоки йоги не прослеживаются однозначно, ее медленно развивали и разрабатывали древние мудрецы не только Индии, но и других частей мира. Йога изменялась и приспосабливалась к местным обычаям и особенностям, местным идеям.

Современное научное сообщество считает, что йога возникла из первобытной магии.
Магия была разных видов: земледельческая, военная, бытовая. В ней использовались различные заклинания, воздействия определенных ритуалов на некие объекты.
Со временем человек, наверное, заметил, что при одном и том же воздействии на самого себя, происходят изменения. Возможно, что отсюда и возникла йога. Т.е человек что-то делает, к примеру, подражает тигру, надеясь приобрести силу, и у него меняется как-то состояние.
Многие, кто отваживался экспериментировать на себе, приходили к психотехникам, изменяющим состояние.

*Это не является доказанным фактом, но считается общепринятой гипотезой.

В некоторых традициях верят, что йога была даром богов, данным в откровении древним мудрецам, чтобы человечество могло осознать свою божественную природу.
Техники йоги передавались в устной форме от учителя к ученикам.

Первое материальное свидетельство о происхождении йоги произошло в конце 19 века, при археологических раскопках памятников протоиндийской городской цивилизации Махенджо-даро и Хараппы (возраст которых аналогичен древности первых династий Древнего Египта)
Это были артефакты: статуэтки изображавших людей, которые занимаются йогой.
Например, они изображали Господа Шиву (мифологического основоположника йоги) и его жену Парвати, сидящих в разных асанах и практикующих медитацию.
Развалины, где проводились эти раскопки, когда‑то были местом поселения людей, живших в так называемую доведическую эпоху.


Эти находки позволяют с определённостью утверждать, что практика йоги существовала в Индии ещё до того, как на полуостров Индостан вторглись арийские племена, которые впоследствии его и заселили

Ведийский период

Ведийский период (с XV век до н.э. по VI век до н.э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации по всему Индийскому полуострову

Человеческое Я или сознание в полной мере понималось, как нечто, находящееся за пределами тела и ума, но, в то же время, подлежащее реализации внутри. И это не удивительно, учитывая тот факт, что составление Вед вдохновлялось высоко развитыми йогами. Это высшее знание превосходит все национальные и языковые барьеры. Оно постигалось отдельными людьми во всех частях света и во все периоды истории.

Далее по датировкам, появляются комментарии к Ведам - это Брахманы и Упанишады, где о йоге можно узнать уже намного больше.

Именно в этих текстах впервые письменно упоминается универсальная мантра АУМ, и объясняется её значение.
Уже в этих текстах Йога начинает причудливо трансформироваться, возникают ее не классические формы.



Наиболее важны Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Тайтирийя, Айтарейя, Чхандогья, Светасватара и Брихадараньяка.
Упанишады также называют Ведантой — кульминацией Вед — поскольку утверждается, что в них выражена сущность Вед.

Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира.
Путь йоги, который изображают Упанишады, далеко не усыпан розами — он требует больших усилий для реализации.
Как говорится в Катха Упанишаде, этот путь узок, как лезвие бритвы.

Там же дается первое точное определение йоги: йога это контроль чувств.
Там проводится чудесная аналогия с колесницей, запряжённой конями.


Идеей йоги в этих трудах - обращение своего внимания внутрь, познание внутреннего Я.
Человек, в совершенстве владеющий самим собой, сравнивается с искусным колесницей, способным обуздать своих коней - чувства, именно такой человек достигает освобождения.

Что касается упоминания самой практики йоги, то о ней отчетливо говориться уже в ранних Чхандогья-Упанишады (начало I тыс. до н.э.)

Возникновение индуизма

В течении всей истории развития йоги (как на протяжения ведического периода индийской истории так и после него) терминология йоги и ее мировозренческая направленность произвольно видоизменялась как известными философскими школами, так и бесчисленными аскетами, магами и йогинами-одиночками в силу личного разумения. Причём всё это были сугубо арийские интерпретации.

Махабхарата содержит свыше ста тысяч стихов, а Рамаяна, хотя она и меньше по размеру, всё‑таки достаточно велика, чтобы считаться скорее энциклопедией, чем книгой.
Даже в сегодняшней Индии Рамаяна, пожалуй, остаётся самым популярным из традиционных писаний. В этой книге жизнь Рамы описывается прекрасными стихами, которые часто поют под музыку. Хотя она не содержит, или почти не содержит никаких конкретных указаний по йоге, она в символической форме описывает суть жизни йога и путь, который нужно пройти для обретения самореализации. Внешне, она касается жизни Рамы, его жены Ситы и других людей, а также невзгод, с которыми они сталкиваются в жизни. Но, в действительности, под этой тонкой маскировкой скрывается описание проблем и испытаний — как внешних, так и внутренних — с которыми приходится сталкиваться йогам на пути к трансцендентному осознанию.



И определения йоги звучат уже так:

Бхагавад Гита — это текст-путеводитель по йоге, применимый ко всем людям на свете, независимо от возраста, занятий и общественного положения.
Именно Бхагавад Гита призывает всех начинать заниматься йогой здесь и сейчас, не думая, что её можно практиковать лишь аскетам.
Практика йоги должна уже сейчас быть неотъемлемой частью жизни человека.
Ещё одна важная особенность Бхагавад Гиты состоит в том, что она соединяет все разнообразные аспекты йоги в одно всеобъемлющее целое. В практике йоги не следует ограничиваться одним путём. В действительности, это просто невозможно: необходимо объединение всех различных путей. Хотя человек может придерживаться одного конкретного пути, ему, по возможности, следует практиковать и другие пути. В Гите об этом говорится совершенно ясно.

Кратко об истории и основах йоги

05.06.2011

Кратко об истории и основах йоги

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЙОГИ

Йога как система возникла в Индии приблизительно 200-300 тысяч лет назад. Это учение принесли сюда переселенцы из Лемурии и Атлантиды. В то время континент Лемурия соединялся с южной частью Индостана сухопутным перешейком через Австралию и Индонезию. Люди переходили из Антарктиды в Гималаи посуху и приносили свои знания. Лемурийцы оставили здесь своим потомкам системы обучения Мантра, Хатха, Раджа-йоге. Системы обучения Лайя, Кундалини, Джнана-йоге пришли в Индию позже, вместе с переселенцами из Атлантиды. Некоторые атланты бежали сюда от очередного катаклизма, разломившего Атлантический материк на две части. Тех читателей, кому интересно узнать, как все это происходило и как попали учения йоги в Лемурию и Атлантиду, я отсылаю к своей книге "Инопланетные цивилизации Атлантиды" (Москва, изд. "Гиперборея", 2001 г.).
Самые древние письменные свидетельства о йоге, дошедшие до нас - это Веды. В "Ригведе" (одной из четырех Вед, создание которой ученые-материалисты датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры) упоминается о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни человеческого общества. Ряд современных ученых-материалистов возводят происхождение йоги к цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы (три тысячи лет до нашей эры) на основании того, что во время раскопок в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, находящихся в позах йоги.
Каждые пять тысяч лет на Землю приходит Аватар и рассказывает подлинную историю йоги. Однако мы, люди, в силу своей греховности все по-разному понимаем слова воплощенного Бога.

ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ

Древнеиндийский философ и йог Патанджали предположительно во втором веке до нашей эры в своей книге "Йога Сутры" систематизировал знания по йоге. Патанджали описал восьмиступенчатый путь развития человека. Эта восьмеричная система тренировок называется Аштанга-йога. "Йога-Сутры" Патанджали разделены на четыре главы. В первой речь идет о самадхи, во второй - о средствах (садхана) достижения самадхи, в третьей - перечисляются силы (вибхути), которые йог приобретает в своих исканиях, в четвертой главе говориться об освобождении (кайвалья). Восемь ступеней йоги описаны во второй главе. Первой из них является Яма (этические дисциплины) - великие заповеди, истинные для всех религий и стран, всех веков и времен.
Ступени классической йоги расположены в следующем порядке: Яма, Нияма, Вьяяма (Асаны), Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи.

ЯМА и НИЯМА - это этико-моральные стороны мыслей и поступков йога в его практической жизни. Две первоначальные ступени называются Крийа-йогой. "Крийа" означает "действие, деятельность". При помощи Ямы и Ниямы происходит внешнее и внутреннее очищение, очищения тела и духа.
Яма означает правила общественного поведения. Это также подразумевает умение мудро и не всегда логически мыслить перед совершением какого-либо действия или поступка. Яма включает все то, чего следует избегать, чтобы ум был спокоен, а совесть чиста. Здесь приходится подавлять эгоистические мотивы желаний и чувств. Одним словом, следует нанести смертельный удар по всем своим порокам, по своей лени и эгоизму. Отсюда и термин: "Яма - бог смерти!" Яма - это нравственные и этические правила жизни йогов.
Нияма - это логическое продолжение Ямы, кодекс личного поведения. Сюда входит комплекс очистительных процедур души и тела. Приобретая привычку избегать всего дурного и сладкого, человек обретает ум поступать правильно, в соответствии с выработанными нормами поведения. В ней культивируется положительный образ жизни и мышления.

ВЬЯЯМА - физическая тренировка йогов, включающая три вида упражнений, в том числе упражнения, при которых мышцы и отдельные ткани максимально растягиваются и сокращаются. Сюда относятся динамические и статические упражнения, которые называются асаны. Поэтому третью ступень йоги Патанджали иначе называют "Асаны".

ПРАНАЯМА - четвертая ступень. Это наука о дыхании, или дыхательная гимнастика по системе йогов. Без приостановки дыхания невозможно остановить работу ума. Мысль вдета в дыхание, как нитка в иголку. Только контролируя и задерживая дыхание можно достичь концентрации, медитации и самадхи.

ПРАТЬЯХАРА - отключение всех чувств, полный контроль сознания над ними.

Шестая ступень - ДХАРАНА. Это концентрация внимания на чем-либо. Кроме концентрации дхарана включает в себя память, терпение, сдержанность.

ДХЪЯНА - медитация, или созерцание объекта.

САМАДХИ - восьмая ступень. Это устойчивая, управляемая Дхъяна, или состояние психического транса. Самадхи бывает восьми видов. Низшие самадхи называются Савикальпа. Высший вид - Нирвикальпа-Самадхи.

Санскритское слово "раджа" означает "высший", "королевский". Это высшая йога, являющаяся как бы синтезом всех основных ветвей йоги. Раджа-йога в основном имеет дело с внутренним совершенствованием. Особенно родственна Раджа-йога с Хатха-йогой. Йоги часто говорят: "Нет Раджа-йоги без Хатха-йоги, нет Хатха-йоги без Раджа-йоги".
Некоторые йоги делят всю систему на две стадии - низшую или физическую, и высшую, или духовную. Они говорят, что начинать совершенство нужно с низшей стадии, но уже низшая стадия обязательно включает и элементы духовного совершенства.
Раджа-йога известна также под названием Аштанга-йога или йога восьми ступеней. Вот они: Яма, Нияма, Вьяяма (асаны), Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Здесь каждая ступень логически связана с последующей, более высокой. Раджа-йога - это винтовая лестница, спираль, по которой шаг за шагом, постепенно, с большой осторожностью и вниманием поднимаются вверх по бесконечным ступеням совершенствования. Ни одна ступень, ни один шаг не должны быть пропущены или обойдены. В противном случае ученик только ухудшит свое здоровье и карму.
Продвижение вверх по спирали может быть только в том случае, когда соблюдаются правила, установленные тысячелетиями практики йогов. Раджа-йогу впервые письменно изложил великий древний йог, имен у которого много. Здесь он назвал себя Патанджали. Мудрец Патанджали в форме Сутр или кратких афоризмов, изложил суть йоги, которая практиковалась в Атлантиде и Лемурии. Эта книга Патанджали известна под названием "Йога-сутра" или "Йога Даршана". "Йога Даршана" - сложный текст для понимания людей, живущих сегодня, в Кали-Югу. Поэтому Махариша Вьяса написал комментарий к ней, а затем подробное толкование к комментариям Вьясы написал святой Вачаспати Миштра…

Джнана-йога - это путь познания (санскритский "жн" и русский "зн" - этимологически родственные корни).
Джнана-йога известна также под названием Веданта. Она включает в себя изучение основных законов развития природы и человека, космические принципы жизни вообще и общества людей в частности, эзотерическую философию, а также множество других общих и частных наук. Согласно Джнана-йоге, чем больше человек познает, тем умнее и совершеннее он становится. Цель жизни души в тысячах человеческих тел - стать умнее, чтобы затем слиться с Божественным Началом.
Джнана-йога рекомендует изучать современные и древние науки, тайные и открытые. Но более всего она настраивает человека познавать себя, познавать строение своего Духа, своей души, астральной ауры и физического тела при помощи разнообразных упражнений йоги. Задача ученика, занимающегося познанием чего-либо, - проникнуть в суть явлений, добраться до истины, самостоятельно выяснить, как и почему это устроено так, а не иначе. В этом Джнана-йога перекликается с Бхакти-йогой и ее законом отождествления себя с предметом изучения и приверженности этому предмету. Джнана-йога настаивает на том, чтобы ученики искали истину сами, а не тратили попусту время на поклонения тем, кто ее уже открыл. Познание - это практический путь к подлинной Красоте, Истине и Любви. Высшая цель Джнана-йога - познать Бога, то есть слиться с Ним.

Высшей ступенью йоги является Буддхи-йога. Этот термин переводится с санскрита как "йога сознания". Буддхи - обозначает систему методов развития индивидуального сознания адептов. Такая йога позволяет человеку пройти завершающие этапы своей личной эволюции. В схеме "восьмеричного пути" Патанджали эта школа раскрывает содержание восьмой ступени.
Развитие человека на пути йоги должно идти по трем направлениям: этическому - Карма, Бхакти и Крийа-йога, интеллектуальному - Джнана-йога, психоэнергетическому - Хатха, Раджа и Буддхи-йога. Все три направления, будучи постепенно освоенными, и приведут к реализации в человеке трех аспектов совершенства: Любви, Мудрости и Силы.
Когда меня спрашивают: "Есть ли Бог на свете?" - то большинству я отвечаю утвердительно и стараюсь доказать Его существование. Однако есть немного людей, которым я говорю: "Бога нет! Есть божественное". Эти слова я адресую ученикам Раджа-йоги. Если меня спросит ученик Буддхи-йоги: "Есть ли Бог?", то отвечу ему: "Я не знаю. Если Он есть, то Он находится там-то. Если Его нет, то Его нет там-то и там-то. Вот путь. Сходи и посмотри. А когда вернешься, то расскажешь мне".

БХАКТИ-ЙОГА - ЭТО ЛЮБОВЬ

Неживых вещей в природе не бывает. Каждый камень, каждая травинка наделена своим сознанием. И любовь живет в сердце каждого существа. Отнесись к любому предмету с любовью - и он ответит тем же: будет служить тебе долго и преданно. Потому что одна из граней любви - преданность. Жизнь не может существовать без любви. Даже самые, на наш взгляд, бессердечные люди любят какие-то вещи или кого-то. Как и ум человека, любая любовь требует возделывания и ухода. Порочные черты характера искажают очарование любви. В сердце невежественного человека сад любви запущен долгим отсутствием хозяина. Сад выродился и одичал, превратился в чащобу страшного кустарника злобы и лжи. Но где-то там, в самом уголке чащобы, за колючими шипами ненависти, за бурьяном ревности и другими пороками еще растет красивый плод любви. Нет такого человека, для которого было бы все потеряно: нужно только вернуться в свое сердце и начать очищать его от бурьяна, колючего кустарника и всего плохого.
Земля - это суровая школа, больше похожая на исправительную колонию. Чистые люди здесь не рождаются, им уготованы райские планеты. Без упорного многолетнего труда над собой хорошим человеком здесь никто не становится. Если ребенок рождается на Земле с ангельским характером - он тут же умирает, чтобы родиться на высшей планете. Задача его земного рождения состояла в том, чтобы сделать родителей через горечь утраты более любящими и сострадательными к другим. Все мы, в большей или меньшей степени, люди эгоистичные и ошибающиеся. Но Бог любит всех людей одинаково. И Он говорит нам: "Вы не грешники, вы просто часто ошибаетесь из-за неведения". Однако с какой силой ученик любит своего Высшего Учителя, столько и воздается ему от Создателя. Когда мы имеем дело с истинным преданным Творца, то его сердце уже очищено от шипов и пороков.
Не ищите любовь во внешнем мире. Вы потеряли свою любовь внутри себя, почему же ищите ее на улице?

Ряд ученых возводят происхождение йоги к цивилизации Мохенджодаро и Хараппы (III—II тысячелетия до и. э.) на основании того, что во время раскопок в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые сидели в позах йоги.

В дальнейшем постепенно появляются отдельные комплексы физических упражнений (асан), которые я течение тысячелетии проходят апробацию и испытываются в различных условиях разными людьми. А народная мудрость сохраняет лишь самое ценное и самое полезное. Так появляется стройное учение — йога — путь психофизического самосовершенствования.

В Индии, как и вообще иа Востоке, существует традиция, по которой йога может передаваться лишь от учителя (гуру) непосредственно ученику (челя), следуя строгим правилам йогов: от простого к сложному. Такая непосредственная передача знаний позволяет сохранить учение в неприкосновенности и оградить его от искажений. Учитель, который на собственном опыте испытал методы йоги, строго следил за своим учеником, как тот осваивал данное учение, и за его нравственным совершенствованием. Это был долгий, кропотливый путь, на котором физическое укрепление здоровья неразрывно переплеталось с воспитанием морально-этическом чистоты. В этом, на мой взгляд, заключается научным подход к воспитанию вообще.

Нередко на Западе, да и в нашей стране тоже, пытаются исказить йогу, нарушают методические принципы, следуя скоростными путями и средствами, не изучив одного вопроса, переходят к другому. Отделяют физическое совершенствование человека от психического и духовного развития. Тем самым лишают это учение его рационального зерна.

Тот факт, что учение йоги в своем совершенном виде дошло до наших дней, говорит о его рациональности и целесообразности для современного общества. Оно имеет тысячелетний эмпирический опыт, точное физиологическое обоснование и заслуживает бережного отношения, сохранения всех традиционных и методических принципов, которые подарила нам эта мудрая система.

В Индии йогов можно разделить на две группы: йоги-философы и йоги-практики. Йоги-практики уделяют внимание в основном одному из аспектов учения йоги, а именно хатха-йоге. При этом йоги практики подразделяются на непрофессионалов и профессионалов. Непрофессионалы — это люди разных профессий, занимающиеся йогой ради здоровья либо для развития своих способностей, гармонии, то есть физического, психического и духовного совершенствования. Для них в Индии созданы институты йоготерапии и йогокультуры, його-центры м так называемые йогоашрамы (обители йоги). Профессионалы руководят работой институтов йоготерапии, йогоцвнтров и йогоашрамов, обучают йоге и лечат больных людей методом йоги. Большинство из них — врачи, причем прекрасно знающие как народную древнеиндийскую науку о лечении болезней Аюрведу, так и современную медицину. Они — прекрасные диагносты, свободно читают электрокардиограммы и электроэнцефалограммы, знают все виды лечебных гимнастик мира, знакомы со всеми видами массажа, следят за передовыми достижениями современной медицинском науки.

Йога получила большое признание и распространение и в других странах мира. Почти во всех из них созданы общества, секции, клубы, институты йоготерапии и йогокультуры или лаборатории, где с помощью современном медицинском техники и аппаратуры изучаются с целью дать обоснование достижения йогов, а такжв проводятся практические замятия по хатха-йоге. Туда часто приглашаются специалисты из Индии.

В ряде стран хатха-йога введена в систему обязательном физической подготовки военнослужащих, в первую очередь летчиков и подводников. Многие спортсмены и космонавты в своих тренировках зачастую используют методы йоги. В ряде стран по телевидению регулярно передаются практические комплексы хатхе-йоги.

Созданы Всемирный союз йоги со штаб-квартирой в Стокгольме (Швеция) и Европейская ассоциация йоги со штаб-квартирой в Праге (Чехословакия).

Такой огромный интерес к йоге можно обьяснить тем обширным арсеналом средств, которыми она обладает в плане поддержания отличного здоровья, а также профилактики и лечения многих заболеваний. Рекомендации йогов по вопросам дыхания, питания, работы, отдыха, гигиены, физической тренировки приобретают актуальное значение и в наша время, так как способствуют здоровому образу жизни.

Психическое равновесие, которое дает йога в наш век стрессов и психологических перегрузок, невозможно переоценить.

Все желающие достичь успехов в йоге должны строго соблюдать методические правила занятий, советы и рекомендации по этой системе, которые будут даваться в этом работе, и постепенно осваивать их практически. Именно постепенно, так как йога не терпит спешки. И действительно, усвоение огромного количества упражнений в короткий срок может принести человеку только вред, так как тем самым исключается поступательное физиологическое воздействие на организм в целом.

Основной целью, которую ставит автор в данном работе, является желание помочь людям, решившим заниматься йогой, достичь хорошего здоровья.

Существуют различные ограничения, когда нельзя заниматься физическими упражнениями по системе хатха-йога, а именно:

1) при повышенном температуре;

2) при острых заболеваниях и обострении хронических;

3) детям до 6 лет;

4) людям старше 60 лет следует соблюдать большую осторожность и постепенность;

5) женщинам нельзя выполнять упражнения во время месячных;

6) женщинам с начала третьего месяца беременности следует прекратить занятия и можно возобновить их через 3—4 месяца после родов.

Кроме того, имеется ряд противопоказаний при тех или иных заболеваниях, которые указываются при описании упражнений комплекса.

Йога не является панацеей, но она оказывает комплексное воздействие иа работу всех внутренних органов, желез внутренней секреции, нервную систему и тем самым помогает излечиванию многих заболеваний.

Патанджали создал восьмиступенчатый путь развития или восьмиричную систему тренировок: 1) яма; 2) нияма; 3) асана; 4) пранаяма; 5) претьяхара; 6) дхарана; 7) дхьяна; 8) самадхи. Подразумевается, что, постепенно восходя по этим ступенькам, ученик достигает как полного господства и контроля над собой, то есть над всеми физиологическими процессами, происходящими в организме, так и контроля над чувствами. Иными словами, формируется гармония тела и сознания.

В системе Патанджали отражены практически все основные аспекты йоги. Первая и вторая ступени, то есть яма и нияма. составляют крия-йогу. Асана и пранаяма, то есть третья и четвертая ступени, объединяются в хатха-йогу. Пятая, шестая, седьмая и восьмая ступени, а именно пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи составляют раджа-йогу.

Что же представляют собой эти восемь ступеней в изучении йоги?

О первой и второй ступенях мы подробно раскажем ниже:

Третья ступень — асана — это положение тела, поза.

Четвертая ступень — пранаяма — наука о дыхании, или дыхательная гимнастика по системе йогов.

Пятая ступень — пратьяхара — это отключение чувств, полный контроль над ними.

Шестая ступень — дхарана — это концентрация внимания, память, терпение, сдержанность.

Седьмая ступень — дхьяна — медитация. или созерцание объекте.

Восьмая ступень — самадхи — это устойчивая, управляемая дхьяна, или состояние психического транса.

Йоги придают большое значение крия-йоге, этому важному нравственному аспекту, без изучения и усвоения которого трудно достичь серьезных успехов в йоге.

Суть основных правил ямы заключается в следующем:

1) не причинять окружающим вреда ни в мыслях, ни в словах, ни в делах. Относиться к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам,

2) быть правдивым, искренним. Оскорбление, ругань, ложь, клевета должны быть искоренены;

3) не быть стяжателем, не присваивать чужого. Избавиться от алчности, зависти, соблазнов, а также отказаться от злоупотребления положением, властью;

4) отклонять всевозможные дары. Освободиться от накопительства;

5) быть воздержанным, то есть умеренным во всем.

Ученик, изучающий яму, должен заниматься самоанализом утром и вечером не менее 15 минут в спокойной обстановке, когда ему никто не мешает. Анализируя свое поведение, он должен бороться со всем плохим, что обнаружит у себя, и культивировать положительные качества: дружелюбно, симпатию, сострадание, милосердно, радость, отказ от вредных привычек (алкоголь, курение и другие).

Основным правилом здесь является внутреннее и внешнее очищение. Внутреннее очищение предусматривает очищение ума от порочных мыслей, отрицательных черт характера и эмоций, а также развитие благожелательности и других положительных качеств, таких, как довольство, самодисциплина, соблюдение гигиенических процедур, предлагаемых йогами, закаливание и тренировка тела. Каждый человек должен стараться всегда быть кратким и конкретным в своих речах. Должен стремиться к спокойствию и уравновешенности, регулярно изучать серьезную философскую литературу, способствующую духовному развитию, самопознанию, самовоспитанию и расширению знаний.

Одним из важных правил ниямы, не потерявшим актуальности и по сей день, является самоотверженное служение человечеству и постоянное пребывание в гармонии со всей Вселенной — от микромира до макромира.

А теперь перейдем к описанию некоторых очистительных процедур.

К средствам внешнего очищения йоги относят наружные водные процедуры и придают им огромное значение. Если кожа регулярно не очищается, то затрудняется работа сальных и потовых желез, создаются условия для размножения микробов и возникают всевозможные заболевания, Кроме того, в дыхательном процессе принимают участие не только легкие, но и весь кожный покров тела человека. Вот почему йоги рекомендуют всем людям проводить водную гигиеническую . процедуру тела не реже одного раза в день. Водная процедура не только очищает тело, но и является средством закаливания, укрепления нервной системы и здоровья в целом.

К водным закаливающим процедурам относятся: обтирание, обливание, душ и купание. Лучше всего их осваивать в этом же последовательности, чтобы подготовить свой организм к более сильным процедурам, таким, как душ и купание

Купание и плавание йоги считают лучшими видами водных процедур.

После упражнений йогов принимать душ либо другие водные процедуры не рекомендуется. Это связано с тем, что эти упражнения (асаны) вызывают большой прилив крови к внутренним органам, поэтому охлаждение после этого противопоказано.

Кроме применения воды снаружи йоги уделяют большое внимание применению воды вовнутрь.

К средствам внутреннего очищения йоги относят, прежде всего, воду. Они убеждены, что вода имеет огромное лечебное и гигиеническое значение.

Человеческий организм приблизительно на 70 % состоит из жидких субстанций. Вода составляет основу всех клеток и тканей тела, не говоря уже о крови, лимфе, желудочном и кишечном соках, слюне, желчи. Медицинскими исследованиями подтверждается, что за день из организма человека выделяется до 15 стаканов воды через почки, легкие и кожу. Эта потеря воды должна быть восстановлена в таком же объеме. Однако многие люди давно уже утратили естественное чувство жажды, потребность пить свежую чистую воду Некоторые люди вообще ее не употребляют, заменив воду другими напитками, как, например, чаем, кофе, консервированными соками, компотами, киселями и пр. Том самым заставляют свой организм работать с двойной нагрузкой, чтобы выделить из этой пищи какое-то количество жидкости. Есть и такая категория людей, которые убеждены, что вообще пить воду вредно.

Йоги считают, что значительное число заболеваний связано с недостатком воды в организме. Это может явиться причиной возникновения многих заболеваний органов пищеварения, нарушения обмена веществ и других. Когда нет достаточной нагрузки для почек, часто возникают болезни мочевыделительной системы (нефриты и прочие). Дефицит воды в организме способствует повышению концентрации солей в тканях, а это ведет к отложению солей в почках, желчном пузыре, суставах и т. д.

Йоги считают, что регулярное питье воды является одним из главных условий сохранения здоровья и лечения многих заболеваний. Они советуют пить сырую воду. Идеальной водой считается родниковая. Близка по свойствам к родниковой талая вода.

Можно пить и обычную воду — водопроводную (если нет на то специальных эпидемичских запретов). Предварительно ее следует налить в графин или иную открытую посуду (из стекла, фар фора, керамики, дерева, серебра), дать ей постоять минут 30. чтобы улетучился хлор.

Вода для питья обязательно должна быть чистой, сырой и комнатной температуры.

Ее надо пить, начиная с 3—4 стаканов в день, и каждые 10 дней прибавлять по 1 стакану, пока вы не будете выпивать около 10—12 стаканов и больше. В это количество не входит жидкая пища (супы, компоты, соки, отвары и др.).

Бытует мнение, что такая норма воды (10—12 стаканов) рассчитана на жаркий климат Индии и не пригодна для нас. Думаю, это неверно. Употребление такого количества воды связано с физиологическими потребностями человеческого организма.

«Джаля-нети выполняется следующим образом

Возьмите любой чайник для заварки объемом не менее 400 г. На носик наденьте детскую соску, чтобы не повредить слизистую оболочку носа. Надо вы резать на конце соски отверстие диамет ром 3—5 мм. Налейте в чайник теплую воду (37—38 ^С). Размешайте в воде чайную ложку поваренной соли (без верха). Сядьте на корточки перед тазом или на стул и поставьте таз на колени. Возьмите чайник за дно правой рукой, вставьте соску в правую ноздрю, наклонив при этом голову влево так, чтобы левое ухо было обращено книзу. Слегка наклонитесь вперед и спокойно дышите ртом. Через 1—3 секунды вода начнет струйкой выливаться из левой ноздри, не попадая в рот. Как только чайник опорожнится на половину, то ecть на 200 г, встаньте

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.

Сейчас, большую популярность набирает такое направление самосовершенствования, как йога. Она уже получила признание на Востоке и стала модной тенденцией в Европе. Она представляет собой древнейшую систему медитативной практики. В течение многих веков она претерпевала значительные изменения, и приобрела вид полезной практики для души и тела. В общепринятом смысле, что такое йога, как учение описывается в тексте Катхака-упанишады в 11 строке 3 главы.

Историческая справка

фото 1052

История возникновения йоги — дорога к совершенствованию духа и достижению возвышенного познания. Арийская культура прошлой Индии не является единственным первоисточником йоги. Ее история имеет неразрывную связь с индуизмом, это универсальное учение. Основываясь на древних индийских текстах — Ведах, и археологических находках можно сказать, что система йоги зародилась в древнейшей Индии.

Доклассический период в учении

Основы йогиновской практики берут начало в цивилизации Инда-Сарасвати более 5 тыс. лет назад на севере Индии. Старинные священные Веды упоминали йогу. Это своего рода сборники духовных текстов, которые содержали песни, мантры, ритуальные обряды, используемые брахманами и священнослужителями. Благодаря таким людям, учение постепенно подвергалось усовершенствованию и развитию. Они описывали медитации и взгляды в Упанишадах — огромной книге из более, чем 200 текстов. Самым известным и популярным является принесение жертвы во время ритуала, они научились этому из Вед, тем самым обучаясь принижать свое эго путем самопознания, действия и мудрости.

Классический период

Постклассический период

Мастера йогиновской практики, спустя века после Патанджали, основали систематизированный комплекс упражнений, целью которых было улучшение физического состояния и продление жизненного пути йогина. Человеческое тело воспринималось, как инструмент достижения нирваны. Ведическое учение было опровергнуто. Тантра-йога использовала резко противоположные способы очищения тела и разума, развязки узелков физической сущности человека. Таким образом, эта практика духовно-физических связей, которые были сконцентрированы на теле, достигла уже более современного этапа учения — Хатха-йоги. Этот тип в современном мире ошибочно принимается за йогическую практику, но это только ее небольшая часть.

Йога в буддизме

Учение йогинов имеет неразрывную взаимосвязь с древними индийскими религиями. Например, йога повлияла на буддизм, который характеризуется аскетизмом, духовными занятиями и достижением транса.

В буддизме читтаматра, буддийской ветви философии махаяне, которая зародилась в 5 веке в Индии, йога — это основа практических упражнений, ведущих к бодхисатве — пробуждению, просветлению.

Основной особенностью дзен-буддизма является непосредственное приближение к йогическому учению. Это направление буддийской религии — одно из видов буддизма махаяны. В западных странах дзен развивается одновременно с йогой. Между этими направлениями, несомненно, есть схожие черты. Это следует учитывать, так как медитативная школа дзен-буддизма имеет в своих корнях йогиновские медитации.

Для буддийской религии в общем, и частично для дзен, некоторые основополагающие части йоги имеют большое значение.

Также медитация является составляющей тибетского буддизма. В ответвлении ньигма йогины постепенно продвигаются к более высоким ступеням от маха-йоги и анну-йоги до высшей стадии ати-йоги. В иных традициях аналогом этого этапа является анутара-йога.

Практика 108 поз, которая учит контролировать дыхательные движения и сердечный ритм, относится к прочим йогическим системам. Темп, достигаемый во время занятия, назван трул-кхором.

Тантра-йога

Считается, что тантрическая практика может поменять отношение человека к общественному, религиозному и логическому мирозданию, где он существует. С помощью тантризма сознание индивидуума признает, что природа реальности всего лишь иллюзия. Таким образом, он освобождается от цепей майи и старается достичь мукти. Этот путь связывает тантрическое учение с индийскими религиями (медитация, отстранение от социума), основой которых является недолгое или постоянное отречение от взаимоотношений с обществом. Во время обучения, человек получает наставления о медитационных техниках. В частности, это касается техники медитации на чакры — одного из подвидов кундалини-йоги, основной целью которого является размещение Божества в чакре сердца для поклонения и проведения занятия.

Йогическое учение в исламе

Лица, которые занимали лидерские позиции в духовенстве ислама Малайзии, в 2008 году подписали фетву для мусульман, занимающихся йогой. В ней было описано, что йогическое учение содержит части религии индусов. Таким образом, занятия для мусульман признаны богохульными и грешными. Гуру йоги Малайзии раскритиковали этот документ, оценив его, как оскорбление. Фетвой разрешалось проводить хатха-йогу (занятия для тела), но было запрещено практиковать мантры.

фото 1053

Йога в христианстве

Разделим влияние йоги в христианстве на 2 направления: в области православия и католичества

Йогическое учение в православной религии

Исторические деятели в области религии отмечают аналогию между подготовительными способами к аскезе, которые используются священнослужителями в исихии (практике молитвы), и методами практикования йоги. Они доказывают это сходство, приводя отрывки из писаний православных философов.

Но также историки отмечают, что не стоит отождествлять классическую йогу с христианской религией. В йогинских практиках Богу уделяется незначительное внимание. Но нельзя недооценивать их влияние на исихазм.

Также существует точка зрения, согласно которой, генетическая связь йоги и христианства отсутствует, но достижение экстаза в православном аскетизме сходно с состоянием самайи в древнеиндийской практике. Кроме всего прочего, имеется некоторая аналогия между процедурами психотехник, которые используются в исихии и йоге (задержать дыхание, принять определенную позу, визуализировать, сосредоточить внимании на конкретных частях тела и т.п.).

В 2015 году Организация объединенных наций приняла Всемирный день йоги. После этого Священный Синод Элладской православной церкви выразил свой протест, назвав учение йоги основой индуистской религии, которая несовместима с верой и жизнью православных христиан.

После этого выступления, многие православные служители пришли к выводу о несовместимости христианской религии и йогического учения.

Йога и католичество

Католики не связывают йогу с достижением истинного пути Божьего. Они отмечают, что йогическое учение не в состоянии преобразить человеческую душу, просветить ее.

В чем состоит цель йогинов

Каждый йогин, практикуясь в той или иной области медитации, ставит свои собственные задачи, какие он желает достичь. Например, улучшить физическое состояние или достичь мукти — высвобождение от жизненного пути (от рождения до сансары) и страданий путем познания своего единения атмана с Шивой. В направлениях бакти-вишнуизма, бакти ставится изначальной целью медитации. В чайтанья-вишнуизме главное — обрести Божественную любовь. Достигнув цели, вайшнав попадает в высший мир, где блаженно служит Вишну.

Отличия современной йоги от древней

Занятия йоги, проводимые в современных спортивных центрах, пропагандируются как комплекс упражнений, который известен с древних времен. На деле, этот тип йоги отличается от традиционного учения. Он лишь отдаленно напоминает настоящую медитативную практику.

Кто же такой йог — это нам еще предстоит узнать. Общаясь с настоящим йогином, можно прийти к выводу, что количество его поз ограничено 7–9. В отличие от занятий в зале, где практикуется 35–40 видов различных позиций. Истинный йог не будет стремиться принять столько асан. Оригинальная йога нацелена на изменение энергетических потоков, поэтому все упражнения должны выполняться в медленном ритме. Как правило, следует удерживать одну позу не менее 6–7 минут, иногда и большее время. Если это условие не выполняется, то главная цель медитации не будет достигнута. Упражнения будут сравнимы с обычными занятиями спортом.

В йогическом учении, принятию асан уделяется 20% от общего времени, в основном йогины выполняют психотехнические практики. На занятии йогой в спорткомплексах делается наоборот: большая часть времени уделена физическому состоянию тела.

Позиции, практикуемые в современном обществе, в священных писаниях не упоминаются вообще. Древние тексты в основном содержат позиции сидя, лежа на спине или животе и некоторые перевернутые асаны. Основная причина состоит в том, что основной задачей учения было достижение гармонии и улучшение энергетических потоков, а не улучшение физического самочувствия.

фото 1054

Возможны ли травмы при занятиях йогой

Иногда люди, практикуя медитативные практики, могут случайно покалечиться. Это своего рода спортивная травма. Как правило, к таким последствиям приводят некоторые йогинские позы: стойка на голове или руках, поза лотоса и пр.

Причиной этих травм является неопытность новых учеников или их наставников. Инструкторы проходят неполное и некачественное обучение, так как курсы йоги набирают все большую популярность. Не все учителя йоги могут правильно оценить физическую подготовку занимающихся, и порекомендовать не выполнять определенные позиции во избежание негативных последствий. Также, как и новый ученик может не верно расценить возможности и попытаться занять сложные позиции без тренировки.

Читайте также: