Йоас креативность действия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Область дальнейшего объяснения лежит главным образом в социологической теории действия. Причина этого заключается не только в том, что это основная сфера моих знаний, но также в том, что в этой дисциплине больше сохранено от изначального богатства проблематики, которое в других дисциплинах сразу утрачивается в результате более последовательного абстрагирования. Обратной стороной парадигматической неустойчивости социологии, на которую так часто жалуются, является то, что в ней остаются видимыми те утраты, которые игнорируются, например, моделью рационального экономического субъекта в экономике или моделью реагирующего на стимулы организма в психологии. Поэтому любой, кто в рамках этих дисциплин готов к рефлексии относительно исходных абстракций своего предмета, будет интересоваться и социологическими объяснениями. То же [:12] самое относится и к философским дискуссиям. Действительно, многие из них достигают внутренней дифференцированности и близости к эмпирическим феноменам только в синтезе с социологией или психологией, тогда как методологически независимая аналитическая традиция имеет по сравнению с социологией тот недостаток, что, исходя из отдельного действия отдельного актора, она мало способствует раскрытию социального характера действия, ориентированности действующих индивидов друг на друга. И хотя выбор социологии как основной сферы дальнейших размышлений о теории действия не должен представляться неизбежным, все же он будет понятен и для тех, чье мышление формировалось в рамках других дисциплин.

Joas H. Die Kreativität des Handelns. Frankfurt/M., 1996.

На русском языке Ханс Йоас, один из самых известных в Европе современных социологов, публикуется впервые.

Главный редактор издательства И. А. Савкин

Дизайн обложки И. Н. Граве

Корректор Н. М. Баталова

Оригинал-макет И. А. Смарышева

Тел.: (812)567-22-39, факс: (812)567-22-53

Предисловие к русскому изданию

Эта книга — первый перевод на русский язык одной из моих работ. Для меня это большая честь и большая радость. Я надеюсь, что публикация моей книги станет поводом для интенсивного диалога между моими работами и философами и социологами в России. В предисловии к русскому изданию я хотел бы прояснить основные мотивы своей книги, чтобы заранее избежать недопонимания и неправильных толкований.

Вторая часть книги направлена на то, чтобы очертить прагматистское понимание креативности, обозначив ее отличия от модели выражения в герменевтике, концепции производства у Маркса и понятия жизни в философии жизни. Самая важная часть второй главы — третья: именно в ней объясняются основные черты моей теории. Ее цель — не вытеснить конкурирующие между собой теории действия, а интегрировать их. Она должна стать теоретическим каркасом, позволяющим понять динамику действия, смену и взаимодействие различных его фаз: повседневное, основанное на привычках действие; нарушения и противоречия, всегда возникающие неожиданно и прерывающие ход повседневного действия; креативные попытки решения проблем, которые затем закрепляются в виде новых хабитуализаций. Изменения образцов действия и возникновение ориентации действия в индивидуальном и коллективном действии — вот основные исследовательские области прагматистской теории действия.

В четвертой главе показаны — правда, пока еще в незавершенном виде— последствия, которые имеет или может иметь предлагаемая здесь теория действия для макросоциологии. Тем не менее из этой главы становится ясно, что я далек от стиля большинства символических интеракционистов и не стремлюсь ограничить потенциал теории действия предметной областью микросоциологии. Напротив, в соответствии с исходными мотивами моего интереса к прагматизму, для меня как раз важно понимание процессов, ко[:7]торые ведут к демократизации, и возможность демократического решения проблемы модернизации. Уже Мид анализировал современную историю прежде всего исходя из отношений напряженности между социально-экономической универсализацией, с одной стороны, и морально-правовой универсализацией, с другой. В центре внимания данной книги — демократизация процессов дифференциации. В последующих работах, ориентированных на дискуссию о коммунитаризме и его политических импликациях, я более подробно исследую роль активного гражданского общества и источники морально-политической активности.

КРЕАТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПО X. ЙОАСУ - ПОСТУЛАТЫ И ПРЕДЕЛЫ - тема научной статьи по социологии из журнала Социологические исследования

КРЕАТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПО X. ЙОАСУ - ПОСТУЛАТЫ И ПРЕДЕЛЫ

Аннотация. Предложено прочтение вклада X. Йоаса в понимание социального действия - идея креативности. Показано современное состояние разработки этого социологического понятия. Обозначен потенциал обогащения представлений о нем наработками структурного психоанализа Ж. Лакана.

Ключевые слова: действие социальное • неопрагматизм • креативность • психоанализ структурный

Сейчас в социологии доминируют модели рационального и нормативно ориентированного действия М. Вебера и Т. Парсонса. Их традиция сыграла важную роль, но создает трудности в описании новаторского действия. Зная мотивы и намерения субъекта, не всегда можно предсказать ход его деятельности. Современные "неопрагматики": X. Йоас, М. Эмирбайер, Э. Мише, - акцентируют творческий характер деятельности. Ханс Йоас, вице-президент Всемирной социологической ассоциации, разработал идею креативности социального действия [1 - ниже отсылки к его труду даны в круглых скобках], беря за основу американский прагматизм, обращенный к повседневности: человек творит действие в ходе самого этого действия. Обращение Йоаса к социальному действию, теме М. Вебера и Т. Парсонса, создало ему известность - выше средней. Излагая взгляды Йоаса, я в то же время показываю, что его подход можно дополнить идеями структурного психоанализа [Ж. Лакан: 2-7; 11; 12]. Йоас, упоминая труды Лакана, отвергает его возможный вклад в понимание действия (с. 200), что, на мой взгляд, неверно.

Трактовки действия - рационального, нормативистского - делают три допущения: 1. Действие целенаправленно (телеологично); 2. Актор владеет своим телом; 3. Он автономен по отношению к окружающим людям и среде. Йоас, говоря о креативности, рассматривает социальное действие, во-первых, без телеологической ориентации (с. 177 и др.); во-вторых, указывает на дорефлексивные импульсы, обосновывая телесность (корпореальность) действия (с. 186 и след.); в-третьих, утверждает первичность социальности человеческого действия (с. 195 и след.).

Нетелеологический характер ориентации подразумевает, что не следует считать интенциональное (интенция - намерение) действие непременно ориентированным на цель. Во внимание необходимо принимать импульсы, желания, свойства внешнего мира, которые не входят в наши планы и могут оказаться исходными точками действия, мостиком между нашими импульсами и миром. Отсюда необходимы пересмотр роли тела в человеческом действии, раскрытие символических границ, конституирующих субъект.

Телеологическое толкование интенциональности действия отделяет его от познания; стимулом к действию считаются однозначно определенные, заранее намеченные интенции, ясно идентифицируемые мотивы или ценности. Йоас считает, вслед

за прагматистами, что такое разделение нужно устранить, что действие направляется и перенаправляется в ситуативных контекстах. Постановка цели (с его точки зрения) происходит не в результате духовного акта до действия, а в результате рефлексии относительно уже и так влияющих на наше действие дорефлексивных устремлений. Эти устремления размещены в нашем теле. Его навыки, привычки и способы отношения к окружающему миру есть подоплека сознательного целеполагания, интенции; сама интенциональность состоит в рефлексивном управлении поведением.

Йоас ссылается на Ч. Райта Миллса (с. 179): согласно его концепции мотив заранее связан со стандартизированным словарем возможных и легитимных мотивов. Но что есть эти дорефлексивные стремления и направленности, предшествующие це-леполаганию и влияющие на них? Что лежит в основе мотивации, предшествующей целеполаганию? Здесь обращение к лакановской традиции может развить и углубить подход Йоаса. Согласно Лакану, мотивационным принципом человеческой жизни является механизм желания. До тех пор, пока оно не удовлетворено, желание - это откровение отсутствия, пустоты. Поскольку желание реализуется, отрицая данность, способом быть для него является действие, ориентированное на будущее. Объект желания - это не реальный физический объект или функция (питание, например), это другое желание.

Как представлять себе шаг от желаний к целеполаганию? Тот, кто ставит себе цели, осознает независимость действительности от его желаний, как и возможность того, что из этих желаний вследствие соответствующего реальности действия произойдет изменение действительности.

Йоас акцентирует соотнесенность человеческого действия с ситуацией. Имеется в виду конститутивная, а не только контингентная (сложившаяся) соотнесенность. Как правило, восприятие ситуации содержит суждение об уместности конкретного действия, утверждает Йоас. Каждое правило или привычное действие содержит предположение о типе ситуаций, в которых допустимо следовать привычке, правилу. Т.е. ситуация - это не только нейтральное поле приложения внеситуативных интенций; ситуации, по-видимому, в нашем восприятии провоцируют определенные действия. Ситуации не вызывают действия, но роль ситуации не сводится к предоставлению пространства реализации интенций. Наше восприятие ситуации предзадано нашей способностью действовать; какое действие реализовывать, решается на основе рефлексии ситуации. Йоас критикует Парсонса, полагавшего, что ему удастся противопоставить случайному выбору цели, реально имеющему место, доказательство ориентации акторов на общие ценности. Однако если ценности выступают в однозначной роли, считает Йоас, действие не зависит от ситуации и является негибким. Соотнесенность ценностей с ситуацией в действии человека должна мыслиться так же открытой, как и соотнесенность с ситуацией дорефлексивных устремлений.

Каков взгляд психоаналитиков на "ситуацию"? Любая ситуация есть материал для означивания. Из столкновения с объектом в ситуации возникает означающее. В нем соединяются прошлое и желание субъекта. За свою жизнь индивид выстраивает множество цепочек значений, увеличивая символическую цепь культурных сублимаций. Безусловно, это творчество знания - здесь источник повседневной креативности действия, которую обосновывает Йоас. Субъект при этом является субъектом, предположительно знающим, ибо знание, к которому он должен прийти в процессе анализа, - это знание собственного бессознательного, обусловившего его действия. Таким образом, говорить об однозначной (рациональной) ориентации субъекта на общие ценности можно лишь закрыв глаза на данные психоаналитиков. Вывод Йоаса, что "не простое чередование между ценностями и инстинктами, а креативная конкретизация ценностей и конструктивное удовлетворение инстинктов характеризуют человеческое действие" [с. 181], - скорее идеал (и цель психоанализа), чем реальная характеристика.

Конституирование телесной схемы. Йоас утверждает, что не только для восприятия, но и для самого действия телесность оказывается основополагающим условием креативности. Допущение, что действующий субъект способен контролировать свое

тело, является скрытым, - в большинстве теорий действия тело вообще не обсуждается. Теория действия имеет уклон к активистскому отношению к миру; но такое отношение характерно не для всех культур, а может быть и не для обоих полов. Кроме того, роль тела в теории действия мыслится как находящийся в полном распоряжении человека инструмент чистой интенциональности. Йоас отмечает, что вопрос о телесной схеме находится в напряженных отношениях с очевидными положениями картезианской картины мира; поэтому-то эмпирических и теоретических разработок в этой области явно мало. Обычно телесная схема определяется как представление действующего субъекта о морфологической структуре собственного тела, его частях, позах, движениях и границах. Тело (в психофизиологии) рассматривается просто как объективная данность, в социальной психологии акцент делается на восприятии тела других людей, а не собственного.

Йоас (с. 196-203), опираясь на Мида и Мерло-Понти, делает вывод, что тело не дано субъекту непосредственно, но только в виде телесной схемы. И эта схема является результатом интерсубъективного конструирования в процессе социализации и развития субъекта. Эти идеи развивал, в частности, Дж. Мид [8; 9; 10]. Рассмотрим их. Прежде всего, наличие симптомов, причины которых скрыты от субъекта, доказывает невозможность мыслить тело полностью подконтрольным интенциональности. Далее, неправомерно отрицать тезис Лакана о стадии зеркала для понимания телесной схемы. "Стадия зеркала" - это момент, когда младенец видит себя в зеркале и воспринимает свое отражение как целостный образ. При этом между телом и его отражением возникает несоответствие: тело ребенку не подчиняется, оно дезорганизовано по отношению к образу в зеркале. В итоге образ в зеркале воспринимается как нечто не мое. Т.е. идеальному телу - видимому, целостному образу - противостоит тело реальное - нарушенное целое, рассогласованность, неподчиненность и неспособность к действию. Понимая и воспринимая себя как Я, ребенок воспринимает свое Я и как отчужденное, то есть как другого. Возникающее при этом напряжение не находит иного выхода, чем разрушение того, кто несет в себе отчуждение, иными словами, агрессивное действие.

Телесная схема действительно формируется как результат интерсубъективного взаимодействия, как визуального, так и, впоследствии, языкового, определяя двойственность, расколотость субъективной идентичности. Период, когда ребенок начинает осознавать себя мальчиком или девочкой, закладывает различия между мужским и женским типами действий. Эти различия не нивелированы современными изменениями статуса и активности женщин.

Первичная социальность. Всякая способность к действию, утверждает Иоас, содержит допущение первичной социальности, которая не возникает только из осознанной интенциональности, а предшествует ей. Понятие рационального действия допускает изначальную автономность действующего индивида. Нерефлексируемое убеждение в том, что любая социальная теория должна исходить из ориентирующегося

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Joas H. Die Kreativität des Handelns. Frankfurt/M., 1996.

И 75
Йоас, Ханс

На русском языке Ханс Йоас, один из самых известных в Европе современных социологов, публикуется впервые.

Главный редактор издательства И. А. Савкин

Дизайн обложки И. Н. Граве

Корректор Н. М. Баталова

Тел.: (812)567-22-39, факс: (812)567-22-53

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Эта книга — первый перевод на русский язык одной из моих работ. Для меня это большая честь и большая радость. Я надеюсь, что публикация моей книги станет поводом для интенсивного диалога между моими работами и философами и социологами в России. В предисловии к русскому изданию я хотел бы прояснить основные мотивы своей книги, чтобы заранее избежать недопонимания и неправильных толкований.

Вторая часть книги направлена на то, чтобы очертить прагматистское понимание креативности, обозначив ее отличия от модели выражения в герменевтике, концепции производства у Маркса и понятия жизни в философии жизни. Самая важная часть второй главы — третья: именно в ней объясняются основные черты моей теории. Ее цель — не вытеснить конкурирующие между собой теории действия, а интегрировать их. Она должна стать теоретическим каркасом, позволяющим понять динамику действия, смену и взаимодействие различных его фаз: повседневное, основанное на привычках действие; нарушения и противоречия, всегда возникающие неожиданно и прерывающие ход повседневного действия; креативные попытки решения проблем, которые затем закрепляются в виде новых хабитуализаций. Изменения образцов действия и возникновение ориентации действия в индивидуальном и коллективном действии — вот основные исследовательские области прагматистской теории действия.

В четвертой главе показаны — правда, пока еще в незавершенном виде— последствия, которые имеет или может иметь предлагаемая здесь теория действия для макросоциологии. Тем не менее из этой главы становится ясно, что я далек от стиля большинства символических интеракционистов и не стремлюсь ограничить потенциал теории действия предметной областью микросоциологии. Напротив, в соответствии с исходными мотивами моего интереса к прагматизму, для меня как раз важно понимание процессов, ко[:7]торые ведут к демократизации, и возможность демократического решения проблемы модернизации. Уже Мид анализировал современную историю прежде всего исходя из отношений напряженности между социально-экономической универсализацией, с одной стороны, и морально-правовой универсализацией, с другой. В центре внимания данной книги — демократизация процессов дифференциации. В последующих работах, ориентированных на дискуссию о коммунитаризме и его политических импликациях, я более подробно исследую роль активного гражданского общества и источники морально-политической активности.

Кристиану
Creativity is our great need, but criticism,

self-criticism is the way to its release.

John Dewey 1

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я благодарен всем, кто тем или иным образом помогал мне в работе над этой книгой. Я благодарю друзей, коллег и сотрудников, которые целиком или частично прочитали рукопись книги и помогли мне своими замечаниями, а именно Франка Эттриха, Акселя Хоннета, Вольфганга Кнёбеля, Ханса Петера Крюгера, Клауса Оффе, Ханса-Йоахима Шуберта, Петера Вагнера и Харальда Венцеля. Гудрун Фабиан и Гундуле Хиральдо я выражаю благодарность за печатный набор текста, а Рональду Херманну — за составление указателя. Я благодарю слушателей моих университетских лекций и участников семинаров по теме этой книги, в особенности студентов университетов г. Эрлангена-Нюрнберга и Осло, где я имел возможность представить в общих чертах всю книгу. Моя жена Хайдрун также оказывала мне поддержку и принимала искреннее участие в процессе написания книги. То, что я посвятил эту книгу своему сыну Кристиану, имеет свои причины. Фридхельма Херборта я благодарю за постоянное доверие к моим достижениям. И наконец, Марианну и Хорста Врич я благодарю за предоставленную возможность спокойно работать среди бранденбургской природы.
Берлин, февраль 1992

ВВЕДЕНИЕ

Область дальнейшего объяснения лежит главным образом в социологической теории действия. Причина этого заключается не только в том, что это основная сфера моих знаний, но также в том, что в этой дисциплине больше сохранено от изначального богатства проблематики, которое в других дисциплинах сразу утрачивается в результате более последовательного абстрагирования. Обратной стороной парадигматической неустойчивости социологии, на которую так часто жалуются, является то, что в ней остаются видимыми те утраты, которые игнорируются, например, моделью рационального экономического субъекта в экономике или моделью реагирующего на стимулы организма в психологии. Поэтому любой, кто в рамках этих дисциплин готов к рефлексии относительно исходных абстракций своего предмета, будет интересоваться и социологическими объяснениями. То же [:12] самое относится и к философским дискуссиям. Действительно, многие из них достигают внутренней дифференцированности и близости к эмпирическим феноменам только в синтезе с социологией или психологией, тогда как методологически независимая аналитическая традиция имеет по сравнению с социологией тот недостаток, что, исходя из отдельного действия отдельного актора, она мало способствует раскрытию социального характера действия, ориентированности действующих индивидов друг на друга. И хотя выбор социологии как основной сферы дальнейших размышлений о теории действия не должен представляться неизбежным, все же он будет понятен и для тех, чье мышление формировалось в рамках других дисциплин.

Читайте также: