Й хейзинга биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Труды голландского ученого, всемирно известного исто­рика Й.Хейзинги (1872-1945) пришли в Россию с большим опозданием, но сразу получили признание среди специалистов разных отраслей знания.

Жизненный путь и творческая судьба Йохана Хейзинги

Йохан Хейзинга родился 7 декабря 1872 г. в Голландии, в го­роде Гронинген, в семье, ведущей свою родословную с XVI в. В семье строго соблюдались религиозные традиции меннонитов, проповедовавших нравственную жизнь, пацифизм и этику ненаси­лия, воздержание от светских удовольствий, браки внутри общи­ны. Его отец вначале продолжил семейную традицию, поступив в духовную семинарию, но затем увлекся естествознанием и мате­матикой, оставив духовное поприще.
В гимназии Й.Хейзинга проявил способности в изучении язы­ков, что послужило началом для овладения в будущем восемью иностранными языками, в том числе санскрит, греческий, араб­ский, славянский. Он увлекался геральдикой и нумизматикой, и это, очевидно, пробудило его интерес к истории.

Можно с уверенностью утверждать, что Й.Хейзинга как исто­рик опередил время, ибо его идеи были восприняты и поддержа­ны в науке.

Йохан Хёйзинга (1872-1945) – нидерландский историк, философ, исследователь культуры. Он родился в городе Гронингене в семье священника. Хёйзинга изучал в университете общественную историю и историю индоевропейской литературы. Мировая известность пришла к Хёйзинге после публикации его работ по истории западноевропейского Средневековья и Возрождения.

Среди основных его трудов можно выделить следующие:

Хёйзинга полагал, что его основная и наиболее важная деятельность – это исследования в области историографии, критический анализ современной эпохи, изучение концепции развития мировой культуры.

Исследуя роль мифа и фантазии в развитии мировых цивилизациях, Хёйзинга обращается к схожим трудам Леви-Стросса и Мосса

Хёйзинга посвятил немало трудов социальной психологии, ментальности, укладу средневековой жизни, поэтому его по праву называют непосредственным предшественником французской исторической школы анналов.

Профессиональная деятельность

В своей деятельности Хёйзинга вдохновлялся трудами Шпенглера, поэтому также занимался проблематикой типологизации культур, применяя при этом результаты мифологического анализа культурно-исторических эпох.

Особенность работ Хёйзинги заключается в его подходе к исследованию и характеристике социальных утопий, извечных тем культуры, наподобие идеала возврата к природе, рыцарского идеала, золотого века.

Концепция игры

Согласно мнению Йохана Хёйзинги, игра занимает особое место в процессе становления культуры. Так, исследователь выделил цивилизационную роль игры – добровольное следование установленным правилам, чтобы обуздать страсти.

Хёйзинга считал, что игра – это фундамент человеческого социума. Он особенно подчеркивал, что игра выполняет антиавторитарную функцию в обществе, предполагающую наличие иного выбора, отсутствие гнёта серьёзности.

Критика массовой культуры

Основными моментами кризиса современной западной цивилизации Хёйзинга называет явно обозначившиеся стремления к иррационализму, интуитивизму в обществе и философии, а также к воинствующей мифологии, в особенности в Германии 30-х годов ХХ века.

Эти процессы в результате привели к релятивации нравственных ценностей, коллективному эгоизму, гипернационализму, касающемуся международных отношений.

Отношение к истории

Хёйзинга в течение своей жизни становился не раз жертвой тоталитарных режимов. Это повлияло на его восприятие истории. Так, исследователь отмечал, что ХХ век подчинил себе историческую науку, сделав из нее механизм лжи. История в итоге замещается мифологическим, религиозным и научным синтезом.

Тем не менее, Хёйзинга позитивно рассуждает о способностях истории, которая представляет собой объективное знание и выполняет нравственную миссию познания. Историки должны нести ответственность перед всем человечеством и будущим.

Отношение к культуре

Хёйзинге полагал, что культура первоначально воспринимается в качестве самосознания свободной, нравственной личности, которая является частью коллектива.

Баланс между материальными и духовными ценностями обеспечивает достаточно качественный уровень культуры в любой эпохе. Это достижимо не за счет высоты, достигнутой культурой или ее отдельными феноменами, как религия, техника, искусство, а благодаря согласованию культурных функций, которое позитивно отражается на целостности и стойкости системы.


Йохан Хейзинга

Творчество

"Осень Средневековья" (1919), шедевр истории культур, объединивший в себе понятия и изображения, литературу и историю, религию и философию, стал самым известным сочинением Хейзинги, принеся ему славу основоположника истории культур в двадцатом веке и наследника Буркхардта. Позже Йохан Хейзинга пишет работу "Человек играющий" (1938). В ней он связывает сущность человека с понятием "игривости", называет игру первобытной нуждой человеческого бытия и утверждает ее в качестве архетипа разнообразных культурных форм. Хейзинга наглядно показал, как все виды людских культур родились и развились, оставаясь модификациями и проявлениями игривости.

Жизнь

Йохан Хейзинга, биография которого отнюдь не изобилует приключениями, родился в городе Гронинген, Нидерланды. Во время учебы в университете он специализировался на санскрите и защитил докторскую диссертацию на тему "Роль шута в индийской драме" в 1897 году. Только в 1902 году Хейзингу заинтересовала история Средневековья и Возрождения. Он остался работать в университете, преподавая восточные культуры, пока не получил звание профессора всеобщей и отечественной истории в 1905 году. Через десять лет его назначили профессором всеобщей истории в Лейденском университете - там он преподавал вплоть до 1942 года. С этого момента и до своей смерти в 1945 году Хейзинга содержался в нацистском плену в маленьком городке недалеко от Арнема. Он похоронен на кладбище Реформированной церкви в городе Угстгест.

Йохан Хейзинга фото

Предтеча

Предшественник Хейзинги Якоб Буркхардт, живший в девятнадцатом веке, впервые начал рассматривать историю с точки зрения культуры. Буркхардт рьяно критиковал распространенные среди современников филологические и политические подходы к рассмотрению исторических реалий. Йохан Хейзинга (фото) продолжил и развил методы предшественника, образовав новый жанр - историю культур.

Уникальный подход

История рассматривалась им как совокупность множества аспектов человеческой жизни, включая религиозные верования и суеверия, обычаи и традиции, общественные ограничения и табу, чувство морального долга и красоты и так далее. Хейзинга отрицал концептуальную схематизацию и подгон исторических событий под интуитивно понятные шаблоны. Он старался передать состояние человеческого духа и мысли через мечты, надежды, страхи и тревоги ушедших поколений. Особенно его интересовало чувство красоты и его выражение через искусство.

Йохан Хейзинга биография

Сочинения

Используя свои непревзойденные литературные навыки, Йохан Хейзинга сумел изобразить, как люди прошлого жили, чувствовали и интерпретировали свои культурные реалии. Для него история не являлась серией политических событий, лишенных настоящих чувств и ощущений, без которых не может жить ни один человек. Монументальная работа Хейзинги, "Осень Средневековья" (1919), была написана именно с этой перспективы.

Этот труд необходимо в первую очередь рассматривать в качестве исторического исследования, однако он выходит далеко за рамки узкого дисциплинарного жанра исторического очерка как аналитического, филологического исследования серии событий. Напротив: эта работа освещает междисциплинарные культурные реалии, где переплетаются между собой антропология, эстетика, философия, мифология, религия, история искусств и литература. Хотя автор уделял внимание иррациональным аспектам человеческой истории, он достаточно критично относился к иррационализму "философии жизни".

В возрасте шестидесяти пяти лет историк опубликовал очередной шедевр - работу "Человек играющий" (1938). Она стала кульминацией его многолетней работы в сферах истории и философии культуры. Известность Хейзинге также принесла публикация "Эразм" (1924).

Йохан Хейзинга дата рождения

"Осень Средневековья"

"Осень Средневековья" стала самой знаменитой книгой историка. Именно благодаря ей большинство современников узнали, кто такой Йохан Хейзинга, и смогли ознакомиться с новыми веяниями в науке.

Якоб Буркхардт и другие историки считали Средние века предтечей Возрождения и описывали их как колыбель реализма. Работы Буркхардта фокусировались на итальянском Ренессансе и практически не охватывали этот период в культурах Франции, Нидерландов и других европейских государств к северу от Альп.

Хейзинга оспорил интерпретацию Средних веков с точки зрения Возрождения. Он считал, что средневековые культуры расцвели и пережили пик своего развития в двенадцатом и тринадцатом веках, а затем пришли к упадку в четырнадцатом и пятнадцатом веках. По мнению Хейзинги, исторический период, как и живое существо в природе, рождается и умирает; именно поэтому Позднее Средневековье стало временем смерти периода и перехода к дальнейшему возрождению. Например, в главе "Лик Смерти" Йохан Хейзинга изобразил пятнадцатый век следующим образом: мысли о кончине главенствуют в людском сознании, и мотив "танца смерти" становится частым сюжетом художественных картин. Он видел скорее мрачность, усталость и ностальгию по прошлому - симптомы увядающей культуры, чем признаки возрождения и оптимизм, свойственные Ренессансу.

кто такой Йохан Хейзинга

Несмотря на несколько ограниченное мировосприятие, представленное в книге "Осень Средневековья", она остается классическим трудом по истории культур и занимает почетное место в одном ряду со знаменитыми работами Якоба Буркхардта.

Йохан Хёйзинга — нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905—1915) и Лейденского (1915—1940) университетов.

Хёйзинга родился 7 декабря 1872 года в Гронингене, в семье священника-меннонита. Изучал историю индоевропейской литературы и общую историю. В 1897 году защитил диссертацию, посвящённую образу видушаки в индийской драме. В 1905 году получил должность профессора Гронингенского университета, где преподавал до 1915 года. Затем перешёл в Лейденский университет и оставался его профессором вплоть до 1942 года, когда немецкие оккупационные власти запретили ему преподавание за негативные отзывы о нацизме и антисемитизме.

В годы немецко-фашистской…

Йохан Хёйзинга — нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905—1915) и Лейденского (1915—1940) университетов.

Хёйзинга родился 7 декабря 1872 года в Гронингене, в семье священника-меннонита. Изучал историю индоевропейской литературы и общую историю. В 1897 году защитил диссертацию, посвящённую образу видушаки в индийской драме. В 1905 году получил должность профессора Гронингенского университета, где преподавал до 1915 года. Затем перешёл в Лейденский университет и оставался его профессором вплоть до 1942 года, когда немецкие оккупационные власти запретили ему преподавание за негативные отзывы о нацизме и антисемитизме.

В годы немецко-фашистской оккупации Нидерландов учёный был арестован и заключён с августа по октябрь 1942 года в концлагерь, после чего ему было запрещено жить в Лейдене. Он скончался 1 февраля 1945 года близ города Арнема в доме своего коллеги по университету Рудольфа Клеверинги.

Изображения автора

Библиография

Об исторических жизненных идеалах/ Пер. с голландского Ирины Михайловой под ред. Юрия Колкера. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992.
Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах // Сочинения: В 3 томах = Herfsttij der Middeleeuwen / Пер. с нидерл. Сост. и пер. Сильверстов Д. В.; Вступ. ст. и общ. ред. Уколовой В. И.; Заключ. ст. и науч. коммент. Харитоновича Д. Э. — М.: Прогресс-Культура, 1995. — Т. 1. — 413 с. — (Памятники исторической мысли).
Homo Ludens. В тени завтрашнего дня , 2004.
Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки Сост. и пер. Д.Сильвестрова. Комм. Д.Харитоновича.…

Об исторических жизненных идеалах/ Пер. с голландского Ирины Михайловой под ред. Юрия Колкера. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992.
Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах // Сочинения: В 3 томах = Herfsttij der Middeleeuwen / Пер. с нидерл. Сост. и пер. Сильверстов Д. В.; Вступ. ст. и общ. ред. Уколовой В. И.; Заключ. ст. и науч. коммент. Харитоновича Д. Э. — М.: Прогресс-Культура, 1995. — Т. 1. — 413 с. — (Памятники исторической мысли).
Homo Ludens. В тени завтрашнего дня , 2004.
Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки Сост. и пер. Д.Сильвестрова. Комм. Д.Харитоновича. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2009
Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир : Эссе. Сост.,пер. и предисл. Д.Сильвестрова. Комм. Д.Харитоновича. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2010
Осень средневековья . Сост.,пер. и предисл. Д.Сильвестрова. Комм. Д.Харитоновича, 1988.
Homo ludens. Человек играющий . Сост.,пер. и предисл. Д.Сильвестрова. Комм. Д.Харитоновича. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2011

Книги

Интересные факты

Хёйзинга трактует элементы этого определения следующим образом:

Духовная форма — широкое понятие, включающее не только науку, но и искусство. Таким образом, определению соответствует не только научная история, но и нарративные хроники, исторические легенды и прочие формы исторического сознания, существовавшие и существующие в разных культурах.

Культура. Под культурой в данном контексте понимается культурное сообщество, например, нация, племя, государство. Культура может…

Хёйзинга трактует элементы этого определения следующим образом:

Духовная форма — широкое понятие, включающее не только науку, но и искусство. Таким образом, определению соответствует не только научная история, но и нарративные хроники, исторические легенды и прочие формы исторического сознания, существовавшие и существующие в разных культурах.

Культура. Под культурой в данном контексте понимается культурное сообщество, например, нация, племя, государство. Культура может быть монолитной, а может разделяться на различные субкультуры.

Отдаёт себе отчёт. Это означает, что целью занятий историей (в какой бы форме они ни выражались — как хроника, мемуары, научное исследование) является понимание и интерпретация окружающей действительности.

Читайте также: