Известные корабли петровского времени кратко

Обновлено: 05.07.2024

В тот период, когда Петр взошел на престол, Россия воевала практически на всех фронтах, а фактический выход к морю был только в архангельском направлении. Турки, поляки, шведы – все морские пути были отрезаны, поэтому Петр I поставил своей целью открыть для страны морские пути и создать собственный военный флот.

В конце XVII в. Россия в экономическом развитии все еще значительно отставала от западноевропейских стран. Причиной тому служили не только последствия татаро-монгольского нашествия, но и продолжавшиеся изнурительные войны: на юге - с Турцией , на западе - с Польшей , на северо-западе - со Швецией . Единственным выходом страны на внешний рынок был Архангельский порт, основанный в 1584 г. Выйти на берега Черного и Балтийского морей было для России исторической необходимостью.

Так для Петра I сместившего на российском престоле в 1682 году Софью, была предопределена цель, достижение которой стало содержанием его государственной деятельности. Более всего юного царя влекло морское дело.

Кораблестроение при Петре I Азовский флот, Балтийский флот, Пётр I, верфь, военные корабли, история, корабли, флот

Источник: pp.vk.me

Осознание о необходимости создания регулярного военно-морского флота в России к Петру пришло после поражения российской армии под турецкой крепостью Азов в первом Азовском походе в 1695 году. Отправив тридцатитысячное войско, Петр I потерпел полное поражение. Осада крепости привела только к крупным потерям. Один из главных факторов поражения состоял в том, что в осажденную крепость турецкий флот доставлял новых солдат, боеприпасы, провиант. Тогда Петр понял, что без поддержки с моря Азов не взять.

Всю зиму 1696 года, Петр I готовил российскую армию к новому походу. Возвратившись из-под Азова , Петр созывает совет, на котором было решено строить флот в Преображенском: 22 галеры по образцу голландскому, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса и везти их для сборки в Воронеж ; на ближних к Воронежу плотбищах - Козлове, Добром, Сокольске сделать 1300 сплавных стругов для войска, 300 лодок и 100 плотов; в Воронеже учинить Адмиралтейство и цейхгауз, заложить 2 корабля и дома для работных людей рубить непрестанно.

Кораблестроение при Петре I Азовский флот, Балтийский флот, Пётр I, верфь, военные корабли, история, корабли, флот

Источник: pp.vk.me

На этот раз туркам отбиться не удалось, хотя оборонялись они отчаянно. Русский флот препятствовал подвозу к осаждённой крепости боеприпасов и продовольствия. Туркам пришлось сдаться.

После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра I были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр I приступил к строительству Балтийского флота.

За период с 1695 по 1710 г. Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но просуществовал он недолго. В 1711 г. после неудачной войны с Турцией , по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам побережье Азовского моря, и обязалась уничтожить Азовский флот.

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ ПЕТРА I

Датой основания Балтийского флота принято считать 18 мая 1703 года. Именно в этот день под командованием Петра I флотилия из 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семеновского полков одержала первую боевую победу, захватив в устье реки Невы два шведских военных корабля.

Кораблестроение при Петре I Азовский флот, Балтийский флот, Пётр I, верфь, военные корабли, история, корабли, флот

Источник: pp.vk.me

Однако темпы кораблестроения с 1723 года резко снижаются. С 1722 по 1725 года было построено 9 линейных кораблей, 3 фрегата, одна шнява, 22 вспомогательных и одно гребное судно. В 1724 году в составе Балтийского флота числилось 32 линейных корабля (от 50 до 96 пушек на каждом), 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер и много небольших парусных и гребных судов. Одновременно, с 1722 года резко снижаются темпы кораблестроения. В последние годы царствования Петра закладывалось не более 1-2 кораблей в год.

Корабли, созданные при Петре I

Фрегат " Пётр и Павел"

Основные размеры корабля: длина максимальная 32,85 м, длина по ватерлинии 27,3 м, ширина 7,2 м, осадка 2,75 м. На одной закрытой и на открытой палубах могло быть размещено до 40 пушек.

Линейный корабль 4 ранга "Гото Предестинация"

Общее число орудий: 58
Мощность бортового залпа: 316 фунтов
Длина по ватерлинии: 36 м
Ширина по мидельшпангоуту: 9,5 м
Высота: 45,8 м

Линейный корабль "Полтава"

Корабль получил своё название в честь важной победы, одержанной русской армией над шведами в Полтавской битве, и стал первым линейным кораблём, заложенным и построенным в Санкт-Петербургском адмиралтействе.

Водоизмещение: 1100—1200 тонн
Длина по верхней палубе: 39,82 м
Длина по килю: 34,6 м
Ширина по мидельшпангоуту: 11,69 м
Высота: 45,8 м
Осадка: 4,6 м
Общее число орудий: 54
Мощность бортового залпа: 354 фунта

Корабль 3 ранга "Крепость"

Длина по ватерлинии: 37,8 м
Ширина по мидельшпангоуту: 7,3 м
Осадка: 4 м
Общее число орудий: 46/52

Один из крупнейших в мире кораблей своего времени. Первый 100-пушечный трёхпалубный линейный корабль российского флота. Строился на верфи Санкт-Петербургского Адмиралтейства с 1723 по 1727 год для Балтийского флота по проекту и под руководством лично Петра I.

Водоизмещение: 2000 тонн
Длина по верхней палубе: 55,1 м
Длина по гондеку: 45,29 м
Ширина по мидельшпангоуту: 15,5 м
Осадка: 5,5 м

Штурм турецкой крепости Азов в 1696 г.

Ботик (лодка под парусом) Петр I

Гото предестинация

Велико значение гребного флота и в Северной войне. Самые громкие победы над шведским флотом — у мыса Гангут и острова Гренгам — одержаны силами галерной флотилии.

На двух палубах располагалось 64 орудия.

Ко времени кончины царя-судостроителя (1725 г.) русский регулярный боевой флот, объединявший 1104 корабля и малых судна, стал наиболее организованным и самым передовым в мире, превратив Россию в великую морскую державу.

Полугалера флота Петра I.

Полугалера (небольшая. быстроходная галера) флота Петра I. В России такие суда назывались скампавеями

Более 20 лет (с 1700 по 1721 г.) между Россией и Швецией длилась Северная война за господство на Балтике. Впервые в истории молодой Российской империи боевые действия велись на море. Шведский флот, в то время четвертый по силам флот мира, безраздельно господствовал на Балтике.

Сражение,

20 мая 1714 г. русский галерный флот под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина в составе до 100 кораблей с 15 000 солдат на борту вышел из Кронштадта. У мыса Гангут путь русским кораблям в Балтийское море преградил шведский флот под командованием вице-адмирала Густава Ваттранга в составе 15 линейных и 14 более мелких кораблей, среди которых было и 9 галер.

Под именем Петра Михайлова Пётр I прибыл к месту столкновения, чтобы лично ознакомиться с ситуацией. Им было принято решение перетянуть свои корабли волоком через перешеек в открытое море. Русские солдаты немедленно приступили к сооружению настила из бревен. Бурная деятельность противника на берегу не могла остаться незамеченной, и Ваттранг быстро сориентировался в намерениях русских. Он послал отряд кораблей (1 фрегат, 6 галер) под началом контр-адмирала Нильса Эреншёльда к тому месту, где строили переправу русские. У Ваттранга осталось 6 линейных кораблей и 3 фрегата.

Торжественный вход в гавань Санкт-Петербурга трофейных шведских кораблей

Вечером 25 июля на море установился полный штиль, и Пётр незамедлительно поменял планы. Утром следующего дня русские весельные галеры стрелой промчались мимо бездвижных шведских парусников в открытое море. Шведы ответили шквальным огнем, но попасть по столь стремительным целям было непросто.

Эспантоны русских артиллерийских офицеров

Корабельное орудие

Корабельное орудие, оборудованное железными кольцами. Через кольца продевались корабельные канаты, с помощью которых артиллеристы управляли орудием во время стрельбы

Битва при Гренгаме: финал Северной войны

Сражение при Гренгаме 27 июля 1720 г.

Весной 1720 г. объединенная шведско-английская эскадра из 35 кораблей (25 из них — линейные) подошла к русскому городу Ревелю. Здесь имелся в наличии лишь галерный флот под командованием князя Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок. 26 июля разведывательные корабли Голицына заметили шведскую эскадру, состоявшую из линейного корабля, четырех фрегатов, трех галер и бригантины. Голицын принял решение увести ее к острову Гренгам, как к более удобному для галер месту сражения.

Баталия при Гренгаме

В ходе боя сгорела русская галера, еще 43 галеры пришлось сжечь из-за сильных повреждений.

Известие о победе в битве у острова Гренгам, ставшей последним сражением Северной войны, было восторженно встречено в Петербурге. Торжества в столице продолжались три дня. Швеция окончательно потеряла не только Балтийское море, но и статус одной из величайших морских держав.

Морским судам быть

Россия вступала в XVIII век в сложной внешнеполитической ситуации. Вражда с западным соседом – Польшей, с северо-запада – Швецией, Турцией на юге отнимала у государства много сил и средств. Экономика была не в лучшем состоянии. В целом России требовались реформы и модернизация. Требовалось получить и выход к Черному и Балтийскому морям для упрощения торговли, потому что на тот момент единственным надежным торговым портом был северный Архангельск, до которого добраться было несоизмеримо сложнее. Все эти задачи предстояло решить молодому царю Петру I, возглавившему страну в 1689 году.

Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым. Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.

Морским судам быть

Божье провидение

России предстояла война со Швецией, и Петр I, обеспечив свой южный фланг, обратил взор на Балтику. Огромный и неоценимо важный опыт, полученный при строительстве Азовского флота, стал огромным заделом, который помог обеспечить победу нашей стране в долгой и трудной Северной войне со шведами. На Балтийском море русский флот сделал ещё больший шаг вперед. Несмотря на поражение и Прутский мир 1711 года с Турцией, по которому Азовский флот уничтожался, Россия стала военно-морской державой, великой державой. И последующие победы русского флота, и его славная история, стали наглядным тому подтверждением.

Весной 1695 года Петр I начал войну с Турцией за выход России к Черному морю. С непостижимой быстротой был в течение одной лишь зимы построен в Воронеже целый флот в составе двух галеасов, двадцати двух галер и четырех брандеров. Для транспортных целей изготовили тысячу стругов, триста лодок и сто плотов.

Удачнее прошло сражение легких казацких стругов с десантным отрядом турецких плоскодонных судов, пытавшихся прорваться в осажденный Азов. Почти все суда, груженные припасами, были захвачены, а лодки с янычарами, игравшие роль охранения, обратились в бегство.


В конце мая Петр вывел свой флот на взморье и заблокировал все устье Дона. Это был первый боевой поход русского флота. Спустя две недели у устья Дона показался и турецкий флот в составе 6 линейних кораблей и 17 галер. Турецкий флот встал на якорь против русского. Но вскоре, опасаясь внезапного нападения русских судов, он снялся с якоря и ушел в море. Не получая подкрепления, крепость 18 июля сдалась.

Первый корабль Балтийского флота

Дорого обошедшийся опыт постройки Азовского флота не пропал, однако, даром. Петру I удалось уже на другом море создать лучший боевой флот, который завоевал для России кратчайший выход в Западную Европу. Заключив мир с Турцией, Петр немедленно начал борьбу со Швецией за возвращение берегов Балтийского моря.

Прославленная петровская галера

Прославленная петровская галера

Через несколько дней на острове Енни-Сари было положено основание Санкт-Петербургу . С моря новая столица была защищена трехъярусными батареями Кроншлота, быстро возведенными около острова Котлина. Первые суда Балтийского флота строили на Олонецкой верфи (Лодейное поле), на которой Петром в 1703 году были заложены 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиот и 13 бригантин.

Линейный корабль

Издание в России в 1720 году Морского устава как бы подвело определенный итог морской истории страны: в самые сжатые сроки на Балтике был создан могучий, первоклассный военно-морской флот. Петр использовал все лучшее, что было в западном кораблестроении. Но он, прежде всего, учитывал особенности русского театра войны и мореплавания у берегов отечества.

От западноевропейских флотов флот Петра отличался особой спецификацией тоннажа судов . Вначале был сделан упор на создание гребного флота, судов, различных по размерам и артиллерийскому вооружению. Петр исходил из того, что такие суда просты в постройке, относительно легко управляемы, хорошо используются для поддержки сухопутной армии. Только после Полтавской победы 1709 года, когда назрела необходимость выхода в большое море, в России началось интенсивное строительство линейного флота. Только он мог обеспечить стране господство на Балтике.

К концу царствования Петра I военно-морской флот на Балтике был самым могучим среди флотов других держав. Он имел 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и других судов. Общая численность команд достигла 28 тыс. человек. Две трети судовых экипажей состояло из матросов-парусников и пушкарей-артиллеристов. Одна треть — морские солдаты-абордажники.

Морские звания определялись табелью о рангах примерно так: матросы 1-й и 2-й статьи, генерал-адмирал и адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал, капитан-командор, капитан, капитан-поручик (капитан-лейтенант), поручик (лейтенант), корабельный секретарь и первый офицерский чин — подпоручик (унтер-лейтенант). Звание мичмана, введенное с 1713 года, приравнивалось к унтер-офицерскому. С 1716 года на флоте появились гардемарины. Офицеры еще не имели форменной одежды. Матросов одевали по голландскому образцу: шляпы, короткие штаны, чулки. Морские солдаты имели обмундирование армейских полков.

Русские кораблестроители стремились к единообразию в постройке судов. Без него немыслимо было создание хорошо управляемых и четко согласующих свои действия на море эскадр. Адмиралтейский регламент утвердил строгую систему рангов для корабельного флота и определил калибры морской артиллерии с распределением по декам (палубам) линейных кораблей. Петровского регламента почти без отступлений придерживались в русском флоте до второй половины XVIII века.

Шел 1716 год. Стремясь нанести Карлу XII окончательное поражение, Петр совместно с союзниками — Англией и Данией — разработал план вторжения на территорию Швеции. Армия Апраксина с галерным флотом должна была напасть на шведов со стороны Ботнического залива в направлении Стокгольма, а на южное побережье Швеции предполагалось высадить объединенный русско-датский десант. В сентябре 24-тысячный русский корпус Шереметева доставлен морем в Копенгаген, где уже с июля находилась русская эскадра под командованием Сиверса, состоявшая из семи линейных кораблей, трех фрегатов и трех шняв. Туда же пришло из Архангельска несколько вновь построенных кораблей. Число русских судов, собравшихся в Зунде, дошло до 22 вымпелов.

Десантная группа из 3500 человек на 21 галере и 12 лодках под командой генерал-майора Ласи двинулась на север от Стокгольма и дошла до города Гефле, почти не встречая сопротивления. 16 августа Ласи вернулся к Аландским островам, где доложил Петру о своем рейде по шведскому берегу. Потери русских составляли 6 убитых и 15 раненых. Отряд Апраксина наступал на юг от Стокгольма и 30 июля достиг Нордчепинга. Во время похода русские войска уничтожили железные и медные заводы на острове Ута, литейные заводы в Нючепинге и Нордчепинге, а также много судов в портах. Кроме того, было захвачено свыше 300 пушек. Атаковать Стокгольм не разрешил Петр, уступив просьбе королевы прекратить военные действия.

Тартаны — легкие суда, имели две мачты с косыми парусами и несколькими небольшими орудиями. Брандеры — суда, употреблявшиеся для сожжения неприятельских кораблей, наполнялись горючим материалом. Брандеры должны были подходить к вражеским кораблям с наветренной стороны, чтобы ветер с них перекидывал огонь на неприятельское судно. На ноках реев у брандеров закрепляли крючья, которые шли в дело, когда требовалось намертво прикрепить брандер к корпусу атакуемого судна. Под брандеры оборудовали обыкновенно старые суда.

К концу царствования Петра I русское государство имело обе могучие руки: армию и флот , слава о котором прокатилась по всем морям и океанам…

Читайте также: