Изучение синонимов в начальной школе кратко

Обновлено: 07.07.2024

Расширить и обогатить словарь учащихся с общим недоразвитием речи, способствовать точному выражению мысли, предупреждать повторы одного и того же слова в устной речи и при написании сочинений и изложений.

Оценить 1729 0

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия города Белореченска муниципального образования Белореченский район

Сухно Нина Николаевна

Учитель начальных классов

Актуальность и перспективность опыта…………………………………….…..3

Противоречия педагогического опыта……………………………………….….3

Формирование целевой установки…………………………………. …. …5

Результативность педагогического опыта……………………. ……….…10

Актуальность и перспективность опыта

Противоречия педагогического опыта

Научно-методическое обоснование

Педагогический опыт

Цель работы

Цель моей работы над синонимами: расширить и обогатить словарь учащихся с общим недоразвитием речи, способствовать точному выражению мысли, предупреждать повторы одного и того же слова в устной речи и при написании сочинений и изложений.

4.2 Работа со словарями

4.3 Формирование целевой установки

4.4 Методические приемы

Хочу обратить внимание на некоторые методические приёмы, которые помогут предотвратить наиболее грубые ошибки учащихся. Речь идёт о причислении к синонимам слов различных частей речи. Для предотвращения подобной ошибки при каждом упоминании о явлении синонимии в 1 и во 2 классах необходимо напоминать учащимся, что слова синонимы обязательно должны относиться к одной и той же части речи. Также следует обратить внимание детей на то, что в большинстве случаев синонимы обладают свойством взаимозаменяемости, а при различии частей речи невозможность такой замены наиболее очевидна. Большинство ошибок младших школьников, связанных прежде с непониманием самой сути явления синонимии, необходимо исправлять путём сопоставления слов на основе их лексического значения, т.е. характеризуя слова – синонимы, с одной стороны, и лексические единицы, соотносимые в каком – либо другом семантическом отношении, - с другой: 1) родовые и видовые или более широкие и узкие понятия (посуда и ложка; куст, цветок, растение); 2) тематически близкие слова с различными значениями (ручей, река, озеро), а также, объединённые тематически и семантически близкие (удача, счастье, радость, успех); 3) однокоренные слова и формы одного и того же слова (смелость, смелый, смельчак; смотрела, смотрит). В своей работе я использую блок упражнений, разработанных Е.В. Талалакиной. Их использование помогло достичь положительных результатов в учебно-воспитательном процессе. Использовать их можно как по отдельности, т.е. на уроках, посвящённых непосредственно лексическим понятиям, так и вместе – на уроке, полностью отведённом задаче формирования навыков и умений, связанных с явлением синонимии и использованием конкретных синонимов в речи школьников. В зависимости от уровня подготовленности класса и потребности в дополнительной работе со специализированными словарями учителю можно наполнить их собственным содержанием. Данные упражнения могут быть использованы в качестве образцов по предотвращению типичных ошибок при работе с синонимами.

Упражнение 1.

Упражнение направлено на закрепление навыка выделения синонимов из готового списка слов.

C инонимы и однокоренные слова.

Задание. Выберите из приведённых слов синонимы. Объясните, почему остальные слова синонимами не являются.

основной, основа, главный, глава, основать, главенствовать;

похвала, одобрение, одобрить, похвальный;

думать, дума, мысленно, мыслить, размышлять.

C инонимы и формы одного и того же слова.

Задание. Выделите синонимы. Почему разные формы одного и того же слова не являются синонимами по отношению друг к другу? Прокомментируйте каждую из форм слова, выделив изменяемую его часть:

приглашать, приглашаю, приглашаем, просить, звать;

отдых, без отдыха, передышка, покой, отдыхом, об отдыхе;

интересный, занимательный, интереснее, забавный.

Синонимы и понятия рода и вида.

всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный, мужчина;

собака, пёс, животное, кошка;

учитель, математик, педагог, историк, преподаватель.

Упражнение 2.

Упражнение направлено на совершенствование самостоятельного выбора из текста необходимых лексических и грамматических единиц.

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи;

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи –

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

Прочитайте стихотворение. О каком времени года повествует автор? Какие слова на это указывают?

Найдите в тексте однокоренные слова. (Снега – снежная, пряжа – напряди, пух – пушистые.)

Выпишите все существительные. Найдите среди них синонимы. (Вьюга, пурга, метели.)

Выпишите все прилагательные. Есть ли среди них синонимы? Назовите глаголы. Можно ли найти синонимы в этой группе? Почему?

Упражнение 3.

Упражнение направлено на закрепление навыка распознавания синонимов на основе признака взаимозаменяемости без изменения смысла.

Стояложаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное.) Из лесной чащи выбирался на полянунеуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный.) В лесу мы с интересом наблюдали, как быстраябелочка перепрыгивала с одного дерева на другое (маленькая, проворная, весёлая.) Вокруградостно пели птицы (весело, оживлённо, громко.)

Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Кто в лесу привлёк внимание автора?

К выделенным словам подберите синонимы из предложенных в скобках вариантов. Какие слова не подходят? Почему?

К каким словам из этого текста можно ещё подобрать синонимы? Поменяется ли при замене слов – синонимов смысл текста?

Можно ли произвести в тексте следующие замены: медведь – животное, белочка – зверёк, перепрыгивала – перескакивала, птицы – соловьи, вокруг – везде? Объясните возможность или невозможность замены в каждом случае.

Упражнение 4.

Задачей упражнения является закрепление навыка разграничения синонимии и других лексико – грамматических явлений языка. Класс делится на пять групп. Каждой группе выдаётся по одной карточке (карточка1, 2, 3, 4, 5), причём копия карточки выдаётся каждому ученику группы. Карточка содержит шесть пословиц, в каждой из которых пример того или иного языкового явления, а именно: синонимы, антонимы, однокоренные слова, формы одного и того же слова, тематически близкие слова. Учащимся предлагается устно прокомментировать отношения данных слов друг другу, предварительно обсудив между собой.

Рука победит одного, знания поборют тысячи.

Река – не море , тоска не горе.

Гость немного гостит , да много видит.

Не бойся врага умного , бойся врага глупого.

Хвались не тем, что сможешь сделать , а тем, что уже сделал .

Горячий человек, как кипяток , опасен.

В голове ветер ходит , а в кармане пустота бродит .

Каковы родители , таковы и дети .

В мелких словах и большое дело утопить можно.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Курица по зёрнышку клюёт , а сыто живёт.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Колотись , бейся , а всё надейся.

Курица – не птица , лодырь – не человек, болтун – не работник.

Бережёная копейка рубль бережёт .

У короткого ума длинный язык.

Потерял минуту – потеряешь и час.

Под лежачий камень и вода не течёт .

Чего сердце не заметит , того и глаз не увидит.

Машина любит ласку , уход, чистку и смазку .

Старый друг лучше новых двух.

Курица по зёрнышку клюёт , а сыто живёт.

Скоро сказка сказывается , да не скоро дело делается .

Дружба дружбой , а служба службой .

Не спеши языком, торопись делом.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Пуганая ворона и куста боится.

Лучше вода у друга, чем мёд у врага.

Звать – зовёт, а адреса не даёт.

Хорошие речи хорошо и слушать.

Прочитайте пословицы. Объясните, как относятся друг к другу выделенные слова в каждом предложении. Являются ли они синонимами, антонимами, однокоренными словами, формами одного и того же слова или же тематически близкими словами?

Упражнение 5.

При выполнении этого задания дети работают в группах, обсуждая ход работы между собой. Упражнение направлено на закрепление навыка распознавания синонимов от других языковых явлений. Каждой группе раздаётся одинаковый набор карточек, на каждой из которых записана пара слов. Пары включают в себя синонимы, однокоренные слова, слова, объединённые родовыми и причинно – следственными связями, слова из одного словосочетания, антонимы.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при сладком шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью трусливый зайчишка выходит из своего убежища, а утром прячется в каком - нибудь укромном уголке в лесу. Много врагов у пугливого косого. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Но зайчик, хоть и боязливый зверь, да умный. Зимой он хитро запутывает следы, чтобы обмануть недругов.

Прочитайте текст. Кто в нём главный герой? Как его можно охарактеризовать? Кто ещё упомянут в тексте? Как другие обитатели леса связаны с главным героем?

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.

Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно совершенствование высших форм интеллекта: мышления, воображения, представления.

ВложениеРазмер
sinonimy.doc 137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык занимает особое место в системе школьных предметов, т.к. является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам.

Системность изучения языка способствует не только глубокому осознанию его грамматического строя, овладению его закономерностями, но и создает предпосылки для целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся. Последнее непосредственно связано со свободным владением лексическим богатством русского языка.

Изучая лексику, учащиеся знакомятся с системой лексических понятий, перед ними раскрываются существующие связи между лексикой и грамматикой, лексикой и орфографией, лексикой и стилистикой. Это создает необходимые предпосылки для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся.

Русский язык богат синонимами. Синонимическое богатство свидетельствует о высоком развитии лексики русского языка. Чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности как языка в целом, так и каждого его носителя.

Работа над синонимами в школе является одним из перспективных направлений в методике обогащения словарного запаса учащихся.

Знание синонимии русского языка дает возможность учащимся точно , богато и образно выражать свои мысли, преодолевать неоправданное повторение слов, осмысливать разнообразные оттенки значений отдельных слов того или иного синонимического ряда, получать адекватное представление о тех явлениях действительности, которые обозначаются этими словами. Поэтому предметом особого внимания является процесс обогащения речи учащихся начальной школы синонимичными словами.

Именно начальный этап занимает ведущее место в обучении русскому языку, потому что, с одной стороны, он наиболее труден в силу отсутствия необходимых языковых знаний, навыков использования в речи языковых средств и несформированности речевых умений. С другой стороны, этот этап наиболее важен, так как приобретенные учащимися знания, умения и навыки служат базой для дальнейшего овладения родным языком.

Поэтому возникает необходимость отбора материала по лексической синонимии для его дальнейшего изучения и усвоения учащимися начальной школы.

Поскольку одной из основных задач обучения русскому языку является задача развития и обогащения словаря младших школьников, совершенствование лексических знаний и умений, в частности работа с синонимами, остается одним из основных путей повышения культуры устной и письменной речи.

СИНОНИМЫ И ИХ РОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

Слова, близкие по значению, но отличающиеся друг от друга смысловыми оттенками или стилистической окраской, называются синонимами.

Группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом или синонимическим гнездом. Могут быть синонимические ряды существительных ( работа – труд – дело – занятие ); прилагательных (влажный – мокрый – сырой ); глаголов ( бежать – спешить – торопиться ); наречий ( тут – здесь ); фразеологизмов ( переливать из пустого в порожнее – носить воду решетом ). В синонимическом ряду обычно выделяется ведущее слово ( доминанта ), являющееся носителем главного значения ( одежда – платье – костюм – наряд ). Синонимические отношения пронизывают весь язык. Многозначные слова в разных своих значениях входят в состав различных синонимических рядов. Например: холодный взгляд –бесстрастный, безучастный, равнодушный; холодный воздух – морозный, студеный, леденящий; холодная зима -суровая, морозная.

Каждое слово синонимического ряда отличается от других слов того же ряда каким- нибудь дополнительным оттенком значения, который необходимо учитывать для того, чтобы с наибольшей точностью выражать мысли. Синонимы, имеющие различные оттенки в значениях, называются семантическими ( смысловыми ).Например: буря, ураган, шторм. Имея общее значение ( сильный разрушительный ветер ), они различаются его оттенками: ураган – это буря, необычайная по силе; шторм – это буря на море. Например, в ряду наречий быстро – скоро - моментально выделяется общее значение этих слов – характеристика действия, протекающего с определенной степенью интенсивности. Наречие быстро указывает на быстроту протекания самого действия ( Мой брат быстро ходит ); скоро – на то, что действие осуществляется через короткое время ( Подождите, он скоро придет ); в наречии моментально скорость протекания действия предельно велика ( Он моментально исчез ). Еще пример: смотреть и глядеть – слова, очень близкие по значению, однако глагол смотреть указывает на действие, которое совершается более внимательно, чем глагол глядеть.

Синонимы, обозначающие признак, часто отличаются друг от друга большей или меньшей степенью проявления этого признака. Так, в

синонимическом ряду влажный – сырой – мокрый прилагательные расположены в порядке возрастания признака: сырой – сильнее пропитанный жидкостью, чем влажный ; мокрый – сильнее пропитанный влагой, чем сырой.

Слова – синонимы могут отличаться друг от друга и широтой своего значения ( автор – писатель ). Значение слова автор шире, чем писатель.

Различие между синонимами проявляется и в способности к сочетанию с другими словами. Одни из них обладают способностью вступать в сочетание с большим, подчас неограниченным кругом слов; другие имеют ограниченную сочетаемость. Например, пожилой – старый. Можно сказать старый дом, старое пальто, старая книга и т.д. Синоним

же пожилой употребляется только по отношению к человеку: пожилой человек, пожилая женщина.

Некоторые синонимы отличаются стилистической окраской. Например: спать – почивать – дрыхнуть.

Первый может быть использован в любом стиле, второй – только в книжном, причем придаст речи архаический оттенок ( ведь так говорили в старину ) , а третий и вовсе лучше не употреблять, потому что он звучит грубо. Такие синонимы называются стилистическими, они требуют к себе не меньшего внимания, чем семантические.

Чтобы наша речь была правильной и не казалась смешной, мы стараемся точно употреблять синонимы, различающиеся стилистическими оттенками. Ведь вы не скажете девчонке, прибежавшей с мороза: « Как пылают твои ланиты ! Хотя в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова это слово не кажется нам странным…

Стилистические функции синонимов разнообразны. Общность значения синонимов позволяет употреблять одно слово вместо другого, что разнообразит речь, дает возможность избежать назойливого употребления одних и тех же слов.

Функция замещения – одна из основных функций синонимов.

Синонимы не только разнообразят речь. Они помогают уточнить, более четко и ярко передать мысль.

Как художник берет не просто семь цветов радуги, но и бесчисленные их оттенки, как музыкант пользуется не только основными звуками гаммы, но и их тонкими переливами, полутонами, так и мы можем использовать все оттенки и нюансы синонимов. При чем синонимические богатства русского языка не облегчают , а усложняют в этом случае нашу задачу,

потому что чем больше близких по значению слов, тем труднее в каждом конкретном случае выбрать то единственное, самое точное, которое в контексте будет наилучшим. Целенаправленный, внимательный отбор синонимов делает речь яркой, выразительной.

Этот призыв нашего замечательного писателя, наверное, обращен ко всем нам…

Автор: Лехина Лиана Геннадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 49
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Работа над синонимами на уроках русского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование

Владение устной и письменной речью необходимо для изучения любого

предмета начальной школы. Одной из основных задач обучения детей младшего

школьного возраста является развитие школьника как личности, полноценно

коммуникативные умения, базовую основу развития речи, необходимую для

успешного усвоения других школьных дисциплин.

В школьной методике преподавания русского языка обогащению

словарного запаса (лексикона) учащихся способствует прежде всего словарная

Анализ приемов словарной работы в начальной школе привел к

выводу, что все ее многообразие в большинстве случаев сводится к отработке

употребления сложных лексических терминов и понятий, делая главной целью

словарной работы на уроках русского языка - умение правильно писать слова и

не делать ошибок в предложениях. Несмотря на бесспорную необходимость

формирования орфографической грамотности учащихся, нельзя всю словарную

работу превращать в словарно-орфографическую. Работа над правописанием

учащихся приобретает смысл лишь в общем контексте развития их речи. А

В «Федеральном государственном образовательном стандарте начального

образования: выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы

Работа над синонимами должна начинаться с первого класса. На этом

этапе детям не следует давать теоретические сведения об этом явлении, термин

"синонимы" целесообразнее заменять термином "слова - братья" или "слова -

друзья". Знакомство с этим явлением языка можно организовать следующим

образом: "Сегодня мы познакомимся с такими словами, которые по-разному

называют один и тот же предмет, признак или действие.

понятиями: "синонимы", "синонимический ряд". Это лучше сделать с помощью

и л л ю с т р и р о в а н н о й

смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке

разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно

тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе

пристанища. И что самое грустное - они никак не могли встретиться друг с

Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимии появился

волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со

всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж хотелось им найти

поскорее друзей. Волшебник (а был он очень мудрым человеком) выстроил их в

Синонимики, повелел им друг друга братьями величать и не обижаться на то,

что, приняв клятву верности, они стали называться одним словом - синонимы.

Ведь все равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а только

в с я к и й " с ч а с т л и в ы й " .

Говоря с учащимися о наличии в языке синонимов, расширяя у детей их

запас, надо включить в обсуждение вопрос о том, зачем люди придумали

столько близких по значению слов, а наш язык их вобрал в себя и хранит. Не

лишние ли они, не правильнее ли было бы частично вычеркнуть их из словаря?

Эту задачу можно решить на конкретных примерах ряда слов. Сопоставление

заключает в себе какой-то оттенок, помогает понять, что синонимы - это слова,

не только близкие по значению, но и немного отличные друг от друга. Потому

их язык и хранит, позволяя нам точно выражать свои мысли. Такое наблюдение

поможет детям учиться чувствовать слово, более осознанно подходить к его

значения, выясняют оттенки значений, различия между словами-синонимами.

Обычно при подборе синонимов школьники располагают их по нарастающей

к а ч е с т в а :

о г р о м н ы й ,

г р о м а д н ы й .

В третьем классе важно акцентировать внимание детей на

использовании синонимов в собственной речевой деятельности, а также на

составить памятку обобщенного характера.

Комплекс специальных упражнений и заданий направлен:

а) на нахождение и подбор синонимов в тексте.

навыки использования синонимов в речи.

Задание № 1. Раздели текст на предложения. Подбери к выделенным

словам в тексте синонимы.

Не видно конца прозрачным далям в вышине кувыркаются желтые и

багряные листья они задевают друг друга и за оголенные ветки со всех сторон

слышится легкий шорох.

Задание № 2. Прочитай группы слов. Найди и подчеркни синонимы.

Спасает, охраняет, выручает, освобождает;

Интересный, интенсивный, занимательный, знатный;

Активный, веселый, энергичный, забота;

Темнота, туманность, тьма, темень, мрак;

Наряд, украшение, убор, пальто, одеяние [Иванкина 2005].

Задание № 3. Сравни попарно ряды слов. Подчеркни глаголы-синонимы.

1. Гремел, прогремел, отгремел; гремел, грохотал, рокотал.

2. Шел, зашел, ушел; брел, шагал, тащился.

Задание № 4. Подчеркни синонимы. Почему разные формы одного и того

же слова не являются синонимами по отношению друг к другу?

Приглашать, приглашаю, приглашаем, звать;

Отдых, отдыха, передышка, покой, об отдыхе.

б) на образование синонимического ряда.

синонимы ты рассмотрел. Составь модели синонимических рядов по схеме: О –

Задание № 6. Выдели главное слово в каждом ряду.

Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;

Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;

Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.

в) на работу со словарями.

Задание № 7. Замени данные словосочетания одним словом, близким по

Изображение человека на картине – … (портрет);

Относящийся к проведению торжества – … (торжественный);

Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).

Задание № 8. В школьном словаре синонимов М.Р. Львова найди ряды

менее двух слов из этого ряда.

Задание № 9. Объясни значение каждого слова. Он разорился, обнищал,

по миру пошел. Что это значит? Обратись за помощью к школьному словарю

синонимов и антонимов М.Р. Львова.

учебнике русского языка авторов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной (УМК

г) на составление сочетаемости синонимов с другими словами.

Задание № 10. Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в

скобках. Меняй форму слов.

Полный – толстый (дерево, бумага, луна);

Задуть – погасить (свет, пламя, долг);

Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь);

Знойный – горячий (лето, привет, суп);

Дремучий – густой (волос, туман, лес);

Темный – смуглый (переулок, небо, лицо);

Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).

д) на определение оттенков значений слов-синонимов.

а) думать о возможной угрозе

б) испытывать страх

в) испытывать страх неожиданно

а) настойчивая просьба о чем-либо

б) призыв исполнить желание

в) горячая, страстная просьба

е) на замену слов в предложении синонимами.

Задание № 12. Замени выделенные прилагательные словами, близкими по

прохладный нос и оглушительный голос.

заменить выделенное слово? Подчеркни.

Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето.

У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг.

огромный, добродушный) медведь.

Задание № 14. Замени синонимами выделенные слова в рассказе.

Открыли весну грачи. На всех проталинах появились их темные стаи.

По дороге они не раз

попадали в сильную метель. Многие птицы выбивались из сил и погибали в

пути. Первыми долетели самые сильные грачи. Теперь они расхаживают по

дорогам и ковыряют своими крепкими носами землю (В. Бианки).

ж) на распределение синонимов по градации какого-либо признака.

возрастанию/убыванию признака; формировать представления о системности

Расположи их по возрастанию и убыванию качества.

Задание № 16. Прочитай примеры, взятые из литературных произведений.

Объясни различие значений выделенных слов.

1. Он едва сдерживал раздражение.

2. Вне себя от ярости, Миша размахнулся и ударил Никиту.

3. В гневе Саша сказал другу обидные слова.

Расположи синонимы раздражение, ярость, гнев по степени возрастания

недоброго чувства. Изобрази модель синонимического ряда, указав направление

степени возрастания с помощью стрелок [Иванкина 2005].

Задание № 17. Прочитай группы синонимов голубой, синий, небесный,

васильковый. Составь ряд синонимов по изменению яркости и насыщенности

цвета, начиная с самого светлого. Дети располагают слова так: васильковый,

небесный, голубой, синий.

з) на распределение синонимов по смысловым группам.

Задание № 18. Распредели синонимы по смысловым группам.

1. Боязливый, любезный, трусливый, учтивый, вежливый, пугливый;

необъятный, деятельный, необозримый;

3. Толковый, энергичный, умный, толковый, активный, смышленый.

и) на составление синонимического ряда к антонимической паре.

Цель: формировать умения и навыки правильного определения значения

слов; учить сопоставлять ряды синонимов с антонимическими парами слов.

Задание № 19. Сравни синонимический ряд с антонимической парой.

Подумай, кого можно назвать данными словами? К кому следует обращаться со

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


СИНОНИМИЯ В ЯЗЫКЕ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СИНОНИМИЯ В ЯЗЫКЕ УЧЕНИКА

Из опыта работы учителя начальных классов

ГОУ СОШ №1108 Понякиной Н. Н.

Основным назначением словарной работы в начальных классах является обогащение активного словаря детей. В этом смысле значение синонимов огромно. Синонимия в языке свидетельствует о богатстве и выразительных возможностях данного языка. Справедливо отмечают, что, "чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности как данного языка в целом, так и каждого его носителя". Синонимические средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Упражнение над синонимами расширяют и уточняют словарь учеников, способствуют точному выражению мысли, предупреждают повторение одного и того же слова.

Наличие синонимов в словарном запасе делает речь точной и выразительной. Воспитание привычки к точности выражения мысли крайне важно начинать с первых же шагов школьной жизни. Для успешного решения этой задачи, во-первых, необходим достаточный словарный запас у каждого ребенка, во-вторых, умение выбрать из этого запаса те слова, которые позволят верно и точно выразить свою мысль. Следовательно, нужно раскрывать смысл непонятных слов, учить подбирать группы слов, близких по смыслу. Но разъяснение слов - это только половинное решение проблемы словарной работы. Необходимо закрепить их в активном словаре, научить пользоваться в речевой практике, в текстах письменного характера.

Материалы учебников по литературному чтению (текстовой и иллюстративный), дидактический материал располагают богатыми возможностями для уточнения и увеличения синонимического ряда.

Работа над уточнением и обогащением словаря включает в себя следующие этапы:

1) подбор слов-синонимов;

2) выделение слов-синонимов в тексте, наблюдение над употребляемым словом;

3) выяснение понимания слова учащимися;

4) введение слова в другой контекст - составление предложений;

5) использование слов - синонимов в связанной устной речи.

Уже в подготовительный период обучения обогащался словарь первоклассника синонимами - разными частями речи.

Например, в беседе по азбуке подбирались следующие синонимические пары:

ученики-школьники; девочка скачет-прыгает; мальчик нагнулся-наклонился; хата-изба; бросать-кидать; угощать-потчевать и т. п.

В этот период работы проводилось устно, без записи слов на доске. Подобная работа была продолжена и в основной (букварный) период.

Например, в беседе: танцуют - пляшут, есть - кушать (т. е. принимать пищу), бабушка - старушка, дедушка - старичок, листья желтые - золотые, багряные - красные, светло-синий - лазурный и т. п.

Ниже рассмотрим приемы, предусматривающее работу над точностью употребления прилагательных - синонимов, их многозначностью. Необходимо, чтобы дети поняли, что одной из главных функций синонимов является функция замещение при выборе точного слова, которая помогает избежать ненужной тавтологии. Можно использовать такое задание: "Замените выделенное слово другим словом, близким по смыслу". Вот текст упражнения:

Робкая Чирика не успела остановить Чика. (Боязливая, несмелая, трусливая, маленькая, грустная.)

Воробей сорвался с ветки и помчался к огромной рябине с дуплом. (К большой, к громадной, к обширной, к ветвистой, к пушистой.)

Упражнения такого типа учать детей быть внимательными к слову, развивает языковое чутье.

Возможно другое задание: предложить детям вставить прилагательные путем выбора из синонимичных, а за тем сравнить с готовым литературным текстом. "Текст сознательно "портится", чтобы на фоне ухудшенного варианта еще ярче "заиграл" авторский".

Например, текст "Про воробьев": "Воробьи полетели дальше. Чик и Чирика опустились на крышу сарая. На крыльце спал . Рыжий Кот (толстый, пузатый, полный, пухлый, упитанный, жирный). Воробьи принялись искать . место для гнезда (удобное, подходящее). Выбрали . щель под крышей сарая (широкую, просторную). Не прошло и недели, как Чирика положила в гнездо первое яичко - . все в розовато-бурых пестринках (маленькое, небольшое, малое, крошечное, крохотное, малюсенькое, микроскопическое). Рыжий разбойник преспокойно съел все шесть . яичек (драгоценных, любимых, дорогих, ценных). Ветер поднял гнездо и скинул его с крыши на землю".

Работа с синонимами в начальной школе носит обучающий характер. Активно используются специально составленные упражнения на подбор к слову синонимов, нахождение синонимических пар в тексте, замену слова его синонимом, выбор и нескольких слов синонимов.

Например, упражнение на подбор синонимов.

- Что делали Антон и Никита? (Ловили рыбу.)

- Чем они ловили рыбу? (Удочкой.)

- Каким словом можно заменить слово ловили? (Удили.)

В отдельных текстах азбуке и дидактического материала имеются синонимические пары. Очень важно обнаружить их, объяснить, почему они используются в тексте. В этих случаях эффективно выборочное чтение. Например, при чтении текста "Знаешь ли ты такие сказки?" детям предлагалось найти в тексте ответы на следующие вопросы:

- Откуда ушла Маша? (Маша ушла из дома.)

- Куда она пришла? (К избушке.)

- Чем отличается избушка от дома? (Избушка небольшой деревянный домик.)

- Почему в лесу избушка - домик, а не дом? (В лесу можно встретить небольшой деревянный домик из бревен, он называется избушкой.)

В тексте рассказа "Маяк" встречаются синонимы суда-корабли. С помощью выборочного чтения учащиеся обнаруживали эти слова.

- Куда спешат укрыться во время шторма суда? Какие два близких по смыслу слова употребляются в рассказе? (Суда - корабли.)

- Что такое суда? (Это корабли, пароходы, т. е. транспортные средства для перевозки по воде людей и грузов.)

Фрагмент работы с текстом "Зимние гости" (В. А. Кирюшин)

- Прочитайте, что говориться о снеге. (Словно пух, он летит, порхает.)

Почему автор говорит, что снег порхает, а не идет? Что значит порхает? (Перелетает с места на место, то поднимается, то опускается, легко летает.)

Учитель утоняет: "Слово порхает помогает нам образно представить себе, как легко, словно танцуя, падает снег на землю, белый и легкий, как пух".

- Что сказано о зябликах? (Покинули родные места.)

- Каким другим словом можно заменить его? (Оставили, улетели).

Учитель уточняет вместе с детьми: "Да, именно оставили на время, так как весной вновь возвратятся, покинули временно".

- Теперь перескажите прочитанное, употребив слова, написанные на доске. Работа над синонимами проводилась и в связи с чтением на уроках дополнительных, интересных для учащихся текстов. Тексты показываются на мультимедийной установке.

Например, упражнения на подбор синонимов.

Не мешайте мне трудиться.

Я водицы притащу .

И колодезной водицой

Всех, конечно, угощу.

Почему именно притащить? (Потому что тяжелая водица.)

К нам на длинной тонкой

Дождик скачет по дорожке.

Почему дождь, а не ливень (Потому что скачет, подпрыгивает дождик.)

Следующее упражнение с синонимами в занимательной форме.

Соединение в пары близких по смыслу слов:

Другое задание: предлагается подобрать к данным словам близкие по смыслу:

I вариант II вариант

Игра "Раскрой цветок".

(На лицевой стороне лепестков мака записаны слова первого столбика, а на обратной - второго столбика. Угадавший слово на обратной стороне лепестка переворачивает его и читает.)

Задание. Подобрать синонимы (слова близкие по смыслу) к следующим прилагательным.

Печальный, . . (грустный, задумчивый)

Бойкий, . . (шустрый, быстрый)

Старательный, . . (прилежный, добросовестный)

Задание. Подобрать имена существительные к синонимическому ряду.

Легкое, пушистое, белое . (облако).

Звонкий, говорливый, быстрый . (ручей).

Зеленая, шелковая, мягкая . (травка).

Белоствольная, тонкая, кудрявая . (березка).

Ласковый, теплый, южный . (ветерок).

Сердитый, холодный, северный . (ветер).

Задание. Выделить лишний синоним, не подходящий к синонимичному ряду.

Улыбается, смеется, шепчет , хохочет.

Спать, дремать, думать , уснуть.

Бежит, мчится, скачет, гремит .

Сердился, старался , свирепел, гневался.

Задание. Подобрать синонимы.

Осенью листья (какие?) . . (золотые, желтые)

Весной небо (какое?) . . (прозрачное, лазурное, безоблачное).

Вода в озере (какая?) . . (голубая, зеркальная)

Во втором классе дети уже могут составить и записать собственные тексты, используя наблюдения над ролью синонимов в речи.

Учителю интересно проследить, как совершенствуется и обогащается речь учащихся, как увеличивается доля их самостоятельности. С этой целью в каждом классе мои ученики повторяют одну и ту же тему. Так, сочинение с названием "Белый ковер зимы" было написано ими во II , III, IV классах. Приведу сочинение ученицы Маши В.

Тихо падают снежинки. Мягкий снежок покрывает землю. Во дворе ребята играют в снежки. Рядом бегает пес Снежок. Малыши лепят снежную бабу. Спасибо, мороз, что снегу нанес.

В начале работа ученицы констатирует действия, образность выразительности практически отсутствуют.

Точно белый ковер, ложился снег на поля, на леса. Заплясали, закружились в воздухе легкие снежинки. Выбежали дети на снежный простор , стали лепить из снега бабу, играть в снежки. Рядом бегает пес Снежок, лижет снег, громко лает. А на высокой рябине красногрудые снегири устроили обед . На улице работает снегоочистительная машина. В поле проводят снегозадержание. Спасибо, мороз, что снегу нанес! Зимой снег глубокий - летом хлеб высокий.

На следующей возрастной ступени увеличивается количество слов, употребление которых делает речь образно выразительной. Авторы работ активно используют эпитеты, точные глаголы.

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит.

До чего же хороша снежная русская зима ! Выйдешь на опушку леса, глотнешь морозного воздуха - дух захватывает . Рядом красавицы - сосны в белоснежных шапках и важные ели в мохнатых шубах . Они тихонько поскрипывают и как будто приглашают прогуляться по снежному полю, по мягкому белому ковру . Зима старательно засыпала поля, укрыла теплым покрывалом озимые посевы, надежно спрятала все до первых вешних лучей. Спит непробудным сном природа. Тишина и покой кругом.

На заключительном этапе можно отметить наличие эпиграфа, как любование образностью речи, явное обогащение словарного запаса за счет употребления точных выразительных слов в тексте.

Постоянная тренировка в чтении, систематическая работа по обогащению синонимических рядов и уточнению словарного запаса учащихся начальных классов благотворно влияют на совершенствование навыка чтения, расширения кругозора, на развитие речи и мышления, создают прочную основу для последующей языковой практики в старших классах.

Читайте также: