Изучение паронимов в начальной школе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Демидович Наталья Митрофановна

Организация: МБОУ СОШ №17

Населенный пункт: Краснодарский край, пос. Южный

Аннотация

Иллюстрированный материал поможет учителям повысить у учеников культуру русской речи и обеспечит правильность выполнения задания № 5 ЕГЭ по русскому языку.

Введение

Развитие языкового чутья в рамках ФГОС и нового закона об образовании решает предметные и метапредметные задачи из области формирования универсальных учебных действий. При работе по развитию речевой компетенции в использовании паронимов в речи преобладающим видом деятельности является исследовательская деятельность, развивающая умение самостоятельно анализировать словарные статьи, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, развивает художественный вкус и стимулирует мотивацию к чтению и изучению языка. Смешение паронимов - распространенная лексическая ошибка в речи учащихся.

Анализ методической и учебной литературы показал, что специальных пособий, методических рекомендаций по проведению работы со словами - паронимами нет. В школьную программу Т. Ладыженской по русскому языку в 5-9 классах не включен специально вопрос, предполагающий изучение слов - паронимов и употребление их в речи. Цель данного пособия имеет ярко выраженную прагматическую направленность – формировать потребность правильного употребления слов-паронимов, соблюдая нормы русского литературного языка. Необходимо, чтобы учащиеся усвоили теоретические сведения, связанные с грамотным использованием паронимов, осознали необходимость использования возможностей языка как средства общения, влияния на использования возможностей языка как средства общения, влияния на окружающую среду, совершенствование ее речевой культуры.

Методические рекомендации

Пособие может оказать помощь в формировании навыков использования паронимов у выпускников, что позволит им правильно использовать эту лексическую единицу как при подготовке к выпускному экзамену, так и в устной речи, т.е. поможет формированию лексического компонента их коммуникативной компетенции.

Заключение

Разработанный словарь-справочник с объяснениями и иллюстрациями научит правильно употреблять паронимы с учётом их лексического значения и норм лексической сочетаемости. Вся информация представлена на основе официальных материалов с сайта ФИПИ.

Список использованных источников

Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А., Земская Е.А. Современный русский язык: Учеб. дляфилол. спец. ун-тов; под. ред. В.А. Белащапковой.- 2-е изд., испр. и доп.- м, Высш. шк., 1989г.

Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. - М.; Рус.яз., 1994.-455с.

Валгина Н.С. Современный русский язык; под ред. Н.С.Валгиной: Учебник для вузов. Изд. 6-е, перераб. и доп. - М. Логос. 2001.-480с.

Введенская Л.А., Павлова Э.Г., Культура и искусство речи. Культура речи. - М.,2002.-450с.

Голуб И.Б,, Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М. Международ. отношения, 1993.-280с.

Дудников А.В., АрбузоваА,И.Ворожбицкая И.И. Русский язык: учебное пособие 3-е издание, испр -М. Высшая школа 1981-430с.

Дунаев А.И., Дымарский М.Я. Кожевников А.Ю. Русский язык и культура речи; учебник для вузов; Под.ред. В.Д, Черняк.- М. высшая школа; С-ПБ. издательство РГПУши А.И. Герцина, 2002.-509с.

Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие 2-е издание М. Флинта, Наука, 1999 №5.

Красных В.В, Годовой или годичный? Русская речь 1999 №5.

Красных В.В Туристический или туристский? Русская речь 1999 №6.

Красных В.В жизненный или житейский? Русская речь 2000 № 1.

Ширшов И.А. Нервы и нервы. Русская речь 1995 №6.

Максимов М.Ю. Русский язык и культура речи; Учебное пособие. Под. ред. М.Ю. Максимова - М. 2001.-198с.

Плещенко Т.П. Стилистика и культура речи: Учебное пособие; Под. ред. П.П. Шубы – Мн.:"ТетраСистемс", 2001.-544с.

Аннотация. В статье представлены размышления о важности работы по преодолению смешения паронимов русского языка в начальной школе. В работе производится разграничение явлений паронимии и парономазии, а также определяются причины возникновения ошибок данного речевого характера и предлагается ряд упражнений, способствующих их предупреждению.

Пути преодоления смешения паронимов в речи младших школьников

Аннотация. В статье представлены размышления о важности работы по преодолению смешения паронимоврусского языка в начальной школе. В работе производится разграничение явлений паронимии и парономазии, а также определяются причины возникновения ошибок данного речевого характера и предлагается ряд упражнений, способствующих предупреждению их. Ключевые слова: развитие речи, речевая ошибка, пароним, паронимия, парономазия, паронимическая пара.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников, стоящей в ряду двух других компетенций, обозначенных ФГОС как ключевые (лингвистическая и культуроведческая), –задача трудная и требующая немалых временных и энергозатрат всех участников учебного процесса. Среди других аспектов соответствующей работы выделяются усилия по развитию речи. Большое количество трудностей, выявляющихся в практике, требует планомерного подхода, проведения комплекса мероприятий. Работа по предупреждению смешения паронимов –одно из направлений. В русском языке немало похожих слов, которые в речи смешиваются. Младшие школьники, сталкиваясь со словосочетаниями типа (стекольный, стеклянный) завод, (злой, злостный) поступок,часто совершают речевые ошибки, опираясь лишь на интуицию, что приводитк двусмысленности высказываний. Это объясняется нарушением не только лексических, но и синтаксических нормязыка. Для безошибочного употребления слов в тексте необходимо знать значение слов, а также правильно сочетать их с другими словами в соответствии с их стилистической окраской. Младшие школьники часто не умеют различать ©ложных братьевª, которые в науке о русском языке называются паронимами. В начальных классах в школьном курсе русского языка не дается теоретических сведений о них, а лишь в отдельных упражнениях встречаются парные сочетания: дворовой–дворянский, искусный –искусственный, грецкий –греческий. Но работа с имеющимися упражнениями или фрагментами упражнений, нацеленных на решение иных задач, не способствует выработке у школьников прочных знаний, умений и навыков. Хотя термин ©паронимª не вводится в начальных классах, мы считаем, что младших школьников необходимо знакомить сним, а также пропедевтически вводить ряд сведений о явлении паронимии. Именно в этом возрасте закладываются основы чуткого отношения к языку, формируется способность на интуитивном уровне выявлять семантические оттенки слов, возможность и невозможность соединения слов в сочетаниях, стилистическую уместностьнеуместность употребления языковых единиц. Паронимы (от греч. рага —возле, onyma, onoma —имя)–это разные по значению слова,

близкие по произношению, лексикограмматической принадлежности и по родству корней, сходность в звучании которых приводит к смешению их в речи [1]. Чаще всего словапаронимы бывают однокоренными. Например,изобретательный–находчивый,способный изобретать:изобретательный ум. Изобретательский–относящийся к изобретателю или изобретательству:изобретательский талант. Некоторые исследователи к паронимам относят также разнокоренные слова, близкие по звучанию. Например, экскаваторэскалатор, дипломант дипломат, вдох –вздох. Но необходимо заметить, что сопоставление разнокорневых созвучных слов чаще носит субъективных характер (один считает похожимислова виражмираж, другой –виражвитраж).Мы считаем, что это уже явление не паронимии, а явление парономазии, которое в речи порождает комизм. Чаще с этим сталкиваются школьники старших классов в художественной литературе, где автор мастерски обыгрывает речевые ошибки в шутку ©Кавказский князь в беломщербетеехал в открытомфельетонеª (из записных книжек А.П.Чехова). Но когда такое происходит в жизни, это говорит о невысоком культурным уровне человека. Например, девушка приходит в магазин, чтобы купить ноутбук, и спрашивает: ©Там уже установлена оперативнаясистема?ª (вместо операционная). Часто такую ошибку можно наблюдать в речи средств массовойинформации (СМИ), что является весьма распространённой ошибкой. Рассмотрим примеры изпрактики: Врач –некрологвылечит вас от алкоголизма (вместо нарколог)[2]; Ухудшилась криминогеннаяобстановкав городе (вместо криминальная); салон красоты ©Тюльпанª представляетуслуги по уходу за ресницами (вместо предоставляет). Языковая среда, в которой находятся младшие школьники, не изолирована от влияния СМИ. Дети слышат подобные примеры неразличения созвучных слов ипереносят их в собственную речь, не вдумываясь в суть лексического нарушения. Причиной смешенияявляется наличие у школьников бедного словарного запаса, незнание традиций употребления слов, незнание значений морфем, неправильное толкование паронимов, незначительное морфемное, смысловое и фонетическое сходство словпаронимов,.Паронимы образуются в результате словообразования, ©обрастаяª суффиксами, приставками, несущими в себе новые оттенки значения. Например, зная, что суффикс н образует прилагательные со значением признака или свойства, относящегося к предмету или явлению, названному исходным словом, а суффикс ливобразует прилагательные, обозначающие 1) состояние, действие, свойство; 2) склонность к чемунибудь; 3) или обладание какимнибудь качеством, они смогут легко различить такие пары словпаронимов:Памятный (сохранившийся в памяти) –памятливый(обладающий хорошей памятью);Опасный (являющийся причиной опасности) –опасливый (действующий с опаской);Неудачный (сопровождающийся, закончившийся неудачей) –неудачливый (склонный кнеудачами) [3]. Кроме того, чтобы избежать речевой ошибки,школьникам необходимо знать стилевую принадлежность слов. Например, стилистически нейтральное слово бессмысленность

смешивается с разговорнымбессмыслица, а усатый (стилистически нейтральное) с усастый(разговорное).Для того чтобы различить ©ложных братьевª,необходимо знать синонимы и антонимы хотя бы одного слова из паронимической пары. Это помогает выявить семантику каждого сопоставляемого слова:

паронимы синонимы антонимыфантастический волшебный реальныйфантастичный удивительный обыденныйвысокий большой низкийвысотный – –

У младших школьников в начале обучения словарный запас беден, ограничен и однообразен. А так как овладение письменной и устной речьюневозможно без достаточного количества слов, основной задачей школы является обогащение и расширение их словарного запаса. Необходимо знакомить детей слексическим значением непонятных слов на основе операций анализа, синтеза и обобщения. Также они должны самостоятельно обращаться к лингвистическим словарям (толковым, словарям трудностей русского языка, орфографическим, словарям паронимов и др.). Понашему глубокому убеждению, именно работа с паронимами должна сделать речь учащихся более точной, красочной и выразительной. Работу над изучением паронимов необходимо выполнять с опорой на группу упражнений.1.Упражнения на формированиеумения выбрать нужные паронимы в зависимости от морфемы и лексического значения.2.Упражнения на формированиеумения сопоставлять по стилистической принадлежности словапаронимы. 3.Упражнения на формированиеумения использовать нужные паронимы в словосочетаниях и предложениях.4.Упражнения на формирование умениявыбора из паронимов одного нужного –правильного и точного; а также умения находить паронимы к заданному слову.Для разработки комплекса упражнений необходимо учитывать общедидактические и общеметодические требования: соответствие содержания упражнений теоретическим сведениям по словообразованию и лексике в пределах программы начальной школы, обеспечение духовнонравственного развития и воспитания школьников, формирование необходимых знаний, умений и навыков.Примерный комплекс заданий для работы по изучениюпаронимов.1.Какое из словпаронимов окликоткликимеет значение: ответ на зов, эхо?Какое из данной пары паронимов невежа –невеждаимеет значение:малообразованный человек, неуч?

2.Подумайте,как влияют на паронимы вбежать –взбежатьприставки в, вз. Объясните значение этих слов. 3.Соотнесите слова паронимы и их лексическое значение. Какое из этих слов имеет несколько значений, а какое –одно?1) Зрительный а) относящийся к зрению б) относящийся к зрителю, свойственный ему2) Зрительский в) такой, с помощью которого рассматривают чтолибо.4.Заполните таблицу, состоящую из двух колонок: 1) стилистически нейтральные паронимы; 2) разговорные паронимы. Паронимические пары: бессмысленность –бессмыслица, зубастый –зубатый, приютный –приютский, будничный –будний, простудный –простудливый, ребячий –ребячливый.5.Составьте словосочетания с данными паронимами: безответный –безответственный, бетон –бидон, гимнаст –гимназист, голод –голодовка, грецкий –греческий, девиз –дефис, жесткий –жестокий, кожаный –кожный, лось –лосось, оплатить –уплатить, восход –всход, высокий –высотный, единственный –единый, иголочный –игольчатый, наследие –наследство, обидный –обидчивый, охладеть –охладить.6.К данным словам подберите паронимические пары и определите

значениеподобранныхслов:злой, болотистый, стекольный, искусный, длительный, житель, белеть, гоночный, опечатки, подстричь, опечатки, проступок, разборочный, круговой, сытный, темнить, фантастический.7.Соотнесите слова паронимы с их значением.

Слова: вражеский, враждебный, чудной, чудный, листы, листья, обсуждать, осуждать. Значения: недружелюбный, находящийся в состоянии вражды; вызывающий удивление своей необычностью; неприятельский; у растений: зеленые пластинки различной формы на черенке; говорить с кемнибудь, разбирая чтолибо; странный, необычный; выражать неодобрение кому либо, считать что –либо дурным; тонкие, плотные куски какоголибо материала.8.

Найдите и исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.1)Мы готовим вкусовой обед на костре, когда ходим всей семьей в поход. 2) В банке было необходимо поставить роспись на всех документах. 3)За два часа мы достаточно укоротили наш путь. 4)Учеба в университете поддавалась ему очень нелегко. 5)

Длинный/длительный: палка, отсутствие, болезнь, платье, письмо, лечение, молчание, волосы, рукав ночь, жизнь, песня, реферат, история, тренировка, поиски.Представить/предоставить:кредит, к званию, заём, помощь, место, чьюлибо походку, гостя, участок, помещение, услугу, сцену из фильма, доказательства, выбор, права, сложность задачи, слово, отчёт, заключение, факты, список, справку, нового сотрудника, характеристику, возможность, к награде, должность, коголибо героем.15.Составьте словосочетания,используя слова темь –тень. Объясните их значения.1) Беспросветная … 2) абсолютная…3) …от дерева4) сидеть в …5) …минувшего 6)ночная…Содержание этих заданий должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностяммладших школьников, работа должна быть интересной, посильной и творческой. Эти упражнения укрепят знания детей о морфемах, значениях словпаронимов, их стилистической принадлежности, сочетаемостис другими словами, научат детей ориентироваться в лингвистических словарях, отличать паронимы от синонимов, антонимов и омонимов, а также сделают их словарный запас богатым и многообразным. Благодаря этому мы преодолеем смешения словпаронимов, что приведет их к правильному выражению свих мыслей в устной и письменной речи и тем самым повысит культурный уровень.

Ссылки на источники1.Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка.–М.: Рус. яз., 1984. – С.14. 2.Голуб И.Б. Русская риторика и культура речи: учебное пособие/ И.Б. Голуб, В.Д.Неклюдов. –М.: Логос, 2011. –С. 14. 3.Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. –М.: Рус. яз., 1984. – С.98, 110, 119.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Глава I . Развитие языкового чутья младших школьников как проблема в рамках новых стандартов образования

Обзор литературы по проблеме исследования …………………………6

Методические условия развития языковой компетенции и чутья к слову……………………………………………………………………….9

Научные основы изучения паронимов. ………………………………..13

Глава II . Развитие языкового чутья младших школьников в процессе работы с лексическими паронимами

Характеристика опытно-экспериментальной базы…………………….16

Организация опытно-экспериментальной работы……………………..18

нельзя верить, чтобы такой язык

не был дан великому народу!

И.С. Тургенев

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что на уроках русского языка возможно использовать паронимы в качестве материала для развития языковой чутья. В настоящее время мысль о неразрывной связи языка и культуры этноса ни у кого не вызывает сомнения, как и идея о том, что эту связь нельзя признать однонаправленной: язык и культура взаимообусловлены. Язык формирует и поддерживает представление индивидуума и общества о культуре, хранит информацию о ней, равным образом как культура народа определяет характер развития его языка.

Русский язык – язык велико русского народа, имеющего героическую историю, выдающиеся достижения в общественной мысли, науке, культуре, литературе. Во всех этих достижениях – большой вклад русского языка как средства общения, как формы национальной культуры. И это должен знать и помнить каждый обучающийся школы, ведь именно в стенах класса, на уроке русского языка учитель знакомит школьников с величием русского языка, а значит и с величием русского народа. Основой для постижения любого языка является богатая лексика: развитая система синонимии, омонимии, паронимии других пластов лексикологии говорит в первую очередь о сложной структуре языка и его внутренней силе.

В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящены научные труды, их стремятся решать с помощью различных учебников и методических пособий.

Развитие языкового чутья в рамках ФГОС и нового закона об образовании решает предметные и метапредметные задачи из области формирования универсальных учебных действий.

Противоречие. Слово – основа для понимания текста. Паронимы сложны для освоения младшими школьниками, но работа в этом направлении важна и необходима, так как понимание паронимов, их роли в языке способствует развитию чутья стиля, лексического значения слова. Очень часто в речи наблюдается смешение паронимов , что приводит к грубым лексическим ошибкам. Работа с паронимами на первой (начальной) ступени обучения даст возможность продлить временные рамки работы с данной категорией лексики.

Проблема состоит в том, чтобы выявить каковы педагогические возможности и условия для формирования навыка чуткости и понимания к проблеме паронимии в языке.

Цель исследования – изучить особенности освоение паронимов в речи и языке младшими школьниками.

Предметом исследования является формирование навыка понимания паронимов, их смысловой и стилистической роли.

Цель, объект и предмет исследования определили постановку гипотезы исследования : а декватно подобранные методы работы на уроках по лексикологии позволяют детям сформировать языковое чутье и правильно употреблять в речи паронимы.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи :

3. определить теоретическую базу по проблеме исследования, выявить основные положения ведущих лингвистов относительно проблем употребления паронимов в современном русском литературном языке;

4. выполнить опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.

Методологической и теоретической основой исследования являются работы в области лексикографии и стилистики ( Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. и др. ), методики преподавания (Бабайцева В.В., Баранов М.Т., Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. и др.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования .

Теоретические: систематизация, классификация, сравнительный анализ.

Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), метод анализа продуктов деятельности детей, методы статистической обработки полученных данных.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что паронимы требуют к себе особого внимания, поскольку в речи недопустимо их смешение, работа с паронимами развивает языковое чутье.

Практическая значимость состоит в том, что определены задачи и организована опытно-экспериментальная работа; исследованы особенности языковой компетенции; определены содержание и методика работы по развитию языкового чутья с использованием паронимов как лексического материала. Материалы исследования могут быть использованы в образовательной практике на начальной ступени обучения и в процессе повышения квалификации педагогов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и литературы.

Глава I . Развитие языкового чутья младших школьников как проблема в рамках новых стандартов образования

Обзор литературы по проблеме исследования

Развитие речи учащихся является важной проблемой современного лингвистического образования. Начальная школа, выступая особым этапом в жизни ребенка, связана с изменением его деятельности, освоением новой социальной роли и расширением коммуникативных связей. Решающее значение приобретает формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка, воспитание у них уважения к слову, развитие творческого потенциала и коммуникативной компетенции.

Начальное образование, направленное на формирование общей культуры, познавательное развитие, закладывает фундамент для самостоятельной реализации возможностей личности, а также обеспечивает социальную успешность человека в условиях информационного общества. Высокообразованный, грамотный в языковом отношении специалист может достигнуть больших успехов, так как горизонты его мышления и возможности для проявления творческих способностей расширяются.

Формирование у школьников прочных языковых компетенций – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотные письмо и речь – это составная часть общей языковой культуры, а языковое чутье – залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

К числу подобных явлений относится и языковое чутье, обеспечивающее языковую (речевую) способность человека. В методике Ф. И. Буслаева и К. Д. Ушинского это дар, величайшая ценность.

Формирование языковой личности по своей важности не уступает языковому чутью, является его следствием, его производной. Механизмы самоконтроля и выбора мало изучены но уже сегодня, как пишет М.Р. Львов, можно назвать главные признаки:

а) выбор своего личного языкового (речевого) идеала;

б) моментальное реагирование на ситуацию общения (дискурс);

г) бессознательный (подсознательный) механизм этой способности, что объединяет его с первичным языковым чутьем [13, с. 10].

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС нового поколения к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, где языковая компетенция отражена во всех трех группах планируемых результатов: предметных, метапредметных и личностных [23, с. 194].

Методические условия развития языковой компетенции и чутья к слову

Для формирования языковой компетенции и чуткости у младших школьников необходимо соблюдать следующие методические условия:

1) целенаправленный и тщательный отбор содержания нового дидактического текстоориентированного материала на основе выделенных методических критериев: когнитивность – обеспечение познавательного развития учащихся; креативность – обеспечение формирования и развития творческих способностей; сензитивность – соответствие психологическим особенностям возраста с учетом повышенной чувствительности и восприятия образной картины окружающей действительности; аксиологический критерий, подразумевающий приоритет ценностных ориентации ребенка (любовь к отчизне, уважительное отношение к отечественной и мировой культуре, воспитание толерантности); эмоционально-экспрессивная окраска текста, предполагающая работу над выразительностью речи и овладением изобразительно-выразительными средствами и стилистическими фигурами речи;

2) поэтапность презентации дидактического материала в соответствии с формированием речевых умений и навыков и особенностями развития речи младших школьников; последовательность в изложении материала;

3) строго закрепленная структура и системность в подаче материала;

4) приобщение к кругу изучающих словари младших школьников с целью расширения их кругозора, развития способности к дальнейшему совершенствованию речевых умений и навыков.

На уроках необходимо применять различные методы обучения в зависимости от вида содержания и характера познавательной деятельности учащихся:

частично-поисковый или эвристический;

метод проблемного изложения;

Для активизации учебного процесса и лучшего усвоения родного языка применяем различные формы обучения:

Игровую деятельность (дидактические игры - ребусы, кроссворды, разрезные картинки и т.д.).

Внеклассные занятия, КВНы.

Проведение олимпиад по русскому языку.

Проведение различных форм урока: урок - аукцион, урок - сказка, урок - путешествие.

Составление схем-опор, алгоритма правил, таблиц.

В современном русском языке активно идет процесс интеграции лексем, что ставит задачу формирования у детей в начальной школе умения адекватно использовать паронимы в определенных языковых ситуациях в устной и письменной речи.

На уроке можно выбрать следующем метод дописывания предложений: Художественное конструирование предметов – … Художник-конструктор – … Проектирование эстетического облика изделий – … Специалист по дизайну – … .

При работе по развитию речевой компетенции в использовании паронимов в речи преобладающим видом деятельности является исследовательская деятельность, развивающая умение самостоятельно анализировать словарные статьи, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, развивает художественный вкус и стимулирует мотивацию к чтению и изучению языка.

Обучающимся предлагается вопрос по паронимам или формулируется проблема, связанная с использованием определенных паронимов. К поставленному вопросу предлагается ряд аргументов из разнообразных источников, из которых ученик должен сам выбрать несколько, подтверждающих его точку зрения или опровергающих высказанную кем-либо другим.

Как вид исследовательской используется поисковая деятельность, предусматривающая формирование и развитие аналитических навыков. Задачей ставится формулирование учеником проблем по предложенным парам паронимов. Получая задачу от другого ученика (контролируется учителем), ребенок должен научиться найти способ ее решения, а на более поздних этапах обучения – оценить правильность постановки проблемы и найти несколько вариантов ее решения, если таковое возможно.

Проектная деятельность является неотъемлемой частью уроков по освоению паронимов. По желанию обучающихся работа может быть выполнена лично, в паре либо группой.

● тексты произведений, которые могут отсутствовать в библиотеке;

● карточки с заданиями (сгруппированы по тематике и по уровню сложности);

● проверочные работы в блоках на отдельных листах (сгруппированы по тематике и по уровню сложности);

● тематические наборы карточек с репродукциями картин, копиями исторических документов, рисунками произведений архитектуры того или иного периода и пр.;

► мини-библиотека (находится в классе в специально отведенном шкафу), в которой учениками и учителем собраны разные текстовые, аудио- и видеоматериалы, используемые на такого рода занятиях;

► галерея проектов, выполненных на ватманах разной величины.

1.3.Научные основы изучения паронимов.

Ребенок учится языку совершенно бессознательно. Потом человек говорит, столь же бессознательно подбирая нужные слова и составляя из низ предложения.

Первое, что человек дает о себе знать с помощью своей речи, – стилистическая чуткость. Это значит, он говорит так, как следует в данной обстановке. Язык как одежда: человек в резиновых сапогах на концерте в филармонии одет плохо, но плохо одет и человек в костюме и при галстуке у костра на рыбалке.

Второй показатель речи человека – чувство такта, которое требует принять в расчет и собеседника. Например, разговаривать с директором школы так же, как и с одноклассником, неправильно.

Сократ был прав, ведь речь человека – зеркало его общей культуры, его личности и его внутренней сущности. Речь культурного человека должна быть правильной, богатой и гибкой. В этом человеку помогают лексика: антонимы, синонимы, паронимы, омонимы, заимствования и др.

Важно, что дети должны уметь выделять правильно морфемы, чтобы увидеть различия в суффиксах паронимов.

Изучение паронимов актуально сегодня прежде всего в аспекте культуры речи. Их структурно-семантическая близость порождает речевые ошибки.

Писателями и поэтами паронимы используются в функциях гиперболизации, противопоставления, сопоставления, создания каламбуров и т.д. – для создания особенного стиля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы работы: исследовательский, эвристический.

Обоснование выбора технологии обучения на уроке:

практика преподавания русского языка показывает, что решать проблему разграничения значений и употребления паронимов возможно при условии осознания детьми этой проблемы, поэтому выявление проблемы, её постановка, разработка учебных действий - важные составляющие такого урока. Наблюдение над примерами употребления паронимов, соотнесение примеров правильного употребления с ошибочными вариантами, построение выводов являются необходимыми компонентами урока поисковой лаборатории.

  • Начало урока. Подготовка к восприятию, наблюдению и исследованию.

Учитель: Рассмотрите таблицу. Что общего в предлагаемых к

рассмотрению словах первой, второй и третьей группы

и чем они различаются? Работаем в группах.

студёный ключ -

стальной ключ

печальный, грустный, унылый

одевать ребёнка -

надевать плащ

горький лук -

тугой лук

и т. п.

праздничный день –

праздная жизнь

Изучение таблицы. Обобщение. Выводы.

Ученики предлагают свои варианты определения.

Выполнение творческого задания.

Ученики работают в парах, в случаях затруднений обращаются за помощью к толковым словарям паронимов (словари находятся на партах), читают составленные словосочетания.

Выводы, которые дети должны сделать в результате наблюдений:

Рефлексивная пауза. Осмысление учебных действий.

Учитель: Давайте подумаем, как мы пришли к выводу по теме урока?

Что мы для этого делали?

Закрепление. Творческая работа.

Ученики выполняют задание индивидуально.

Учитель: В литературе известен приём паронимического

противопоставления. Предлагаю для языкового анализа

четверостишие поэта К.Ваншенкина:

Пусть и впредь в нашей долгой судьбе

Гордость с нами идёт, как доныне.

Я желаю тебе и себе –

Больше гордости, меньше гордыни.

ГОУ гимназия № 1582

Разработка урока русского языка

для учащихся 6 класса

Тема урока: «Лексика. Паронимы. Разграничение значений

Автор урока: учитель русского языка и литературы

Тип урока: урок-исследование

Цель урока: научить различать значения паронимов и правильно употреблять

воспитывать чувство восхищения красотой грамотной русской речи;

развивать образное и абстрактное мышление, совершенствовать

Задачи урока:

обучение грамотной речи;

обучение правильному лексическому анализу;

обучение правильному формулированию проблемы;

развитие навыка планирования учебных действий;

пополнение и активизация словаря;

развитие монологической речи.

Виды учебной деятельности:

поисковая, познавательная деятельность;

чередование индивидуальной и групповой работы;

решение лингвистических задач; сопоставление;

работа со справочной литературой (с «Толковым словарём паронимов

Методы работы: исследовательский, эвристический.

Обоснование выбора технологии обучения на уроке:

практика преподавания русского языка показывает, что решать проблему разграничения значений и употребления паронимов возможно при условии осознания детьми этой проблемы, поэтому выявление проблемы, её постановка, разработка учебных действий - важные составляющие такого урока. Наблюдение над примерами употребления паронимов, соотнесение примеров правильного употребления с ошибочными вариантами, построение выводов являются необходимыми компонентами урока поисковой лаборатории.

Начало урока. Подготовка к восприятию, наблюдению и исследованию.

ДАВАЙТЕ ПОРАЗМЫШЛЯЕМ!

«Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и

Читайте также: