Изучение личности клиента кратко

Обновлено: 04.07.2024

Существуют различные типологии клиентов, знание и понимание которых практически определяет успешность консультативного процесса. Так, в основе классификации клиентов В.В. Столина (1989) лежит ориентационный критерий.

Деловая ориентация существует в двух основных видах:

Рентная (потребительская) ориентация также может быть разделена на два вида:

Таким образом, к успеху психологического консультирования может привести только адекватная деловая ориентация клиента. Следовательно, надо работать над изменением иных ориентаций. Однако проблема заключается в том, что проявление названных ориентаций может быть и не столь явным, манипуляция маскируется, причем не всегда осознанно.

Пять оснований для классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними выделяет Н.Н. Обозов (1993).

1. По характеру запроса на психологическую помощь можно выделить следующие типы клиентов:

♦ не уверенный в себе клиент – много размышляет над ситуацией и взвешивает, но никак не может принять решение, избавиться от сомнений. Цель обращения к консультанту – снять с себя ответственность в принятии необходимого жизненного решения. С точки зрения Н.Н. Обозова, консультант, работая с таким клиентом, должен быть максимально собранным, четким, даже категоричным в высказываниях и поведении. Он должен создать полюс уверенности в решаемых вопросах;

♦ уверенный в себе клиент – обращается для подтверждения правильности своего уже готового понимания затруднительного положения. Однако несмотря на то что этот человек уверен в себе, он на подсознательном уровне ощущает, что что-то идет не так. По отношению к такому клиенту консультанту следует принять на себя роль ведомого, который только подсказками, предположениями помогает разобрать все возможные варианты последствий действий, которые собирается совершить клиент;

♦ клиент все знающий и доверяющий только себе – все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте, склонен запускать свои проблемы. Позиция консультанта – доброжелательное участие и игнорирование тех особенностей, которые обычно отталкивают окружающих от этих людей. Люди выговариваются, расслабляются, у них повышается настроение. Многое из того, на чем они зацикливались ранее, отступает на второй план, что создает предпосылки для конструктивной дальнейшей работы;

2. По особенностям восприятия психических явлений можно выделить следующие типы клиентов:

♦ рационалистичный, прагматически ориентированный клиент – стремится к точному знанию информации о себе и окружающих. Обратной стороной такого стремления является то, что он склонен недооценивать, игнорировать все, что касается душевной жизни человека и трудно поддается объективации, рациональному анализу. Такого клиента интересуют количественные характеристики личности, факты, полученные в результате строгих научных экспериментов. Его интересует не то, что говорит в данный момент консультант, а на основании чего он это говорит;

♦ интуитивно ориентированный, эмоционально-утонченный, эстетизированный клиент. Его привлекают качественные, образные, художественные характеристики личности и ее жизненного пути, интересуют глубинные механизмы психики. Обратной стороной данной ориентации является неприятие рационального. Такой клиент оценивает то, что говорит консультант, прислушиваясь к своему внутреннему голосу и как бы взвешивая на своих глубинных внутренних весах, что близко к истине, а что нет. Это необходимо учитывать в работе с ним.

3. По способу работы со своими проблемами можно выделить следующие типы клиентов:

♦ клиент, который в ситуации затруднения стремится перестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане. Это наиболее желательный для консультантов тип клиентов;

♦ клиент, который в ситуации затруднения стремится сохранить хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей. Версии неуспешности чаще всего связываются с внешними обстоятельствами либо с низкой личной заинтересованностью в данном виде деятельности. Недовольство собой, порождаемое низкой самооценкой, может усложнять субъективно-личностную версию. Например, при неудаче на экзамене студентка ее может объяснять себе тем, что попался плохой преподаватель, а преподавателю объяснять свою неудачу физическим недомоганием. При этом противоречивость ситуации, которая часто возникает в случае создания субъективно-личностных версий, может быть не заметна. Можно обратить внимание клиента на противоречия в его рассказе. В более тяжелых случаях требуется психотерапия.

4. В зависимости от пола клиента. Согласно данным, приводимым Н.Н. Обозовым (1993), мужчины и женщины имеют разные ожидания относительно психологического консультирования. Соответственно консультанты-мужчины и консультанты-женщины по-разному видят себя в роли консультанта, готовят себя к этому. Женщины в большей мере стремятся к сопереживающему, сочувствующему стилю общения, обращая внимание в первую очередь на отзывчивость, чуткость. Можно сказать, что женщины более ориентированы на эмпатический контакт, чем мужчины. Мужчины в психологическом консультировании предпочитают эмоционально нейтральный, рабочий стиль общения. Они более ориентированы на когнитивные аспекты ситуации и на психологическую информацию. Женщине-консультанту при работе с мужчиной можно рекомендовать делать акцент на рабочий стиль отношений, подачу информации, когнитивный анализ ситуации. Мужчине-консультанту при работе с женщиной следует стремиться к сопереживанию, сочувствию, проявлению эмпатии. Мужчины-клиенты больше предпочитают работать с мужчинами. Позиция женщин-клиентов нейтральнее, хотя и с некоторым предпочтением тоже своего пола. Но главное тут не пол, а способность к сочувствию.

5. В зависимости от особенностей телосложения клиента можно выделить следующие типы клиентов:

♦ лица с атлетическим телосложением – обычно стремятся доминировать в общении и отношениях. Их шумное и самоуверенное поведение либо подавляет других, либо вызывает агрессивность со стороны таких же, как они. Все это может создавать проблемы в личной жизни и деловых контактах;

♦ лица с астеническим телосложением – чаще имеют затруднения в общественных и межличностных контактах за счет своего концентрированного, скрытого, субъективного мышления, своей интравертированности. Как правило, это люди с высоким уровнем развития самосознания, интеллекта, непохожие на большинство;

♦ лица с пикническим телосложением – с проблемами своей личной жизни справляются проще и сами, так как легкость в обращении и внешне выражаемые чувства упрощают отношения с другими людьми.

Одной из распространенных в использовании классификаций клиентов является модель, разработанная в рамках нейролингвистического программирования (НЛП). В основе этой классификации лежат репрезентативные системы – пути, по которым человек получает, хранит и кодирует информацию в своем мозге (картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы). Репрезентация определяет, как организован опыт клиента и как он описывает окружающий мир: в ощущениях (кинестетика), образах (визуализация), звуках (аудиальность). Зрительные образы, воспоминания об увиденном определяют визуальную модальность. Услышанное и сохраненное в слуховой памяти – основа аудиальной модальности. Опыт прикосновений, телесных ощущений, движений составляет базу кинестетической модальности. Внутреннее описание мира клиента находит свое отражение в тех словах (предикатах), которые клиент использует в своей речи. Исходя из этой классификации, клиентов подразделяют на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Есть еще одна категория – те, кто склонен опираться на логические построения, рациональные доводы, абстракции и символы. Их называют дигиталами или дискретами. Однако это обычно приобретенное, потому что в непосредственном переживании абстракции и символы человеку не даны. Определить тип клиента можно по доминированию различных предикатов в речи клиента: визуальных (ярко, выглядеть, выявить, казаться, наблюдать, смутно, мрачно, туманно, фокусироваться, смотреть, представлять и др.), аудиальных (бесшумно, гармония, жаловаться, звучать, мелодичный, резонанс, тихо, упоминать, шумный и др.), кинестетических (волнующий, давление, жесткий, застенчивый, комфортно, настроение, ранить, торопиться, страдать, теплый, удобно и др.) или дигитальных (быть осведомленным, знать, мотивировать, осознать, постигать, считать, бессмысленный и др.), а также по движению зрачков глаз.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА - психодиагностическое обследование психологом-консультантом клиента как личности с целью выяснения тех индивидуальных его особенностей, которые желательно знать для более глубокого понимания проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию. И.л.к. необходимо также для того, чтобы довести до сознания клиента суть его проблемы и найти наиболее эффективные пути ее решения при активном участии самого клиента.

Словарь терминов по психологическому консультированию . 2010 .

Смотреть что такое "ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА" в других словарях:

Исследования личности (personality research) — Основной интерес для И. л. составляет поведенческая вариативность, объясняемая влиянием скорее внутренних, нежели ситуативных факторов. Чтобы называться аспектами личности, эти внутренние факторы вообще то должны быть ментальными (напр.,… … Психологическая энциклопедия

Формы работы психолога с задержанными и содержащимися в СИЗО — Психологическая помощь в местах лишения свободы должна отражать, с одной стороны, уровень потребности в ней людей, лишенных свободы, а с другой адекватность использования в указанных условиях модифицированных психотерапевтических (а иногда и… … Энциклопедия современной юридической психологии

Чувство юмора (humor) — В психологии найдется немного понятий, способных сравниться по сложности с понятием Ч. ю. К изучению Ч. ю. подходили со стороны структуры вызывающего его стимула. Яв ся ли Ч. ю. обычной реакцией, и если да, то оценивается ли оно по внутренним или … Психологическая энциклопедия

Аналитик — (Analyst) Специалист, работник фирмы, банка Информация о сфере деятельности аналитиков, финансовая и бизнес аналитика, аналитика валютного и фондового рынка Содержание >>>>>>>> Аналитик это, оределение История Аналитика появилась тогда, когда… … Энциклопедия инвестора

Цицерон — (М. Tullius Cicero) римский оратор, философ и государственный деятель. Как по внутренним причинам (разносторонности его способностей и деятельности), так и по внешним (обилию источников), это самая богатая из всех завещанных нам древним миром… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

фрейдизм — названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.… … Большая психологическая энциклопедия

Маркетинг — (Marketing) Определение маркетинга, эры в истории маркетинга Информация об определении маркетинга, эры в истории маркетинга Содержание Содержание 1. Определения 1. Цель и обязаности маркетолога 2. Четыре эры в истории Эра производства Эра Эра… … Энциклопедия инвестора

Феодализм — Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Клиентоцентрированная терапия (client-centered therapy) — К. т. один из важнейших подходов в консультировании и психотер. Принципы К. т. были сформулированы Карлом Роджерсом в 1940 г., гл. обр. на основе опыта его работы в 1930 е гг. в качестве директора детского психокоррекционного центра в Рочестере… … Психологическая энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ — (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия

В данной статье в фокусе внимания будет представлен взгляд на портрет современного клиента в социо-культурном контексте. Какой он – современный клиент? С какими проблемами чаще всего обращается? Как он относиться к психологам/психотерапевтам и психологической помощи? Ответы на эти вопросы мы будем искать, анализируя опыт психотерапевтической практики своей собственный и опыт коллег.

В настоящее время бытует мнение, что клиент – это человек, у которого есть проблемы. Однако здесь не все так просто. Далеко не каждого человека, у которого есть какие-либо трудности, можно отнести к категории клиентов. Даже если признать тот факт, что проблемы есть у каждого человека, то, пожалуй, не все они относятся к проблемам психологического уровня. В свою очередь далеко не каждый человек, имеющих именно психологические сложности, осознает их как таковые.

Таких людей мы можем считать условными или потенциальными клиентами. Это вовсе не значит, что они будут спешить к вам на прием. И даже если такой человек окажется в вашем кабинете, то еще не факт, что он автоматически перейдет в разряд ваших клиентов. Есть еще ряд условий, наличие которых позволит вам определить человека, оказавшегося в вашем кабинете, как клиента. Попробуем выделить эти условия. На наш взгляд они следующие:

2. Признание авторства своих проблем;

3. Признание своих проблем как проблем психологических;

4. Признание того факта, что психотерапия помогает (наличие элементов психологической картины мира);

5. Признание психолога/психотерапевта как профессионала.

Только наличие всех вышеперечисленных условий дает нам основание определять человека, находящегося на приеме у психолога/психотерапевта, как клиента. То, как в дальнейшем сложится терапевтический контакт, зависит уже в большей степени от мастерства психолога/терапевта.

Рассмотрим примеры недостаточности (дефицитарности) условий:

И еще одно, на наш взгляд, важное условие: клиент должен сам за себя платить… Опыт показывает, что если клиент не платит сам, то он не принимает на себя ответственность за терапию. Оплата, как известно, создает дополнительную мотивацию для работы, а так же дает клиенту ощущение автономии от психолога/терапевта.

Попробуем сейчас дать рабочее определение клиента.

Клиент – это человек, добровольно обратившийся за психологической помощью к специалисту, идентифицирующий свои проблемы как проблемы психологические, признающий свои вклады в их возникновение, а также признающий психолога/терапевта, как специалиста, который может помочь их решить.

Попытаемся рассмотреть портрет современного клиента в типологическом и проблемном ракурсе. Типологический и проблемный подход к диагностике клиента не исключает, а дополняет друг друга, так как тип личности и характер проблемы суть соподчиненные категории. В частности, каждому типу личности будут релевантны свои психологические проблемы. Это вовсе не означает, что конкретные психологические проблемы строго привязаны к определенному личностному типу. Скорее, они соотносятся как диагностические категории и признаки, где каждая категория (тип личности) может проявляться разными признаками (проблемами), а за определенной проблемой может скрываться разный тип личности. И тогда суть диагностической задачи (понимание проблемы клиента) для терапевта состоит в нахождении за предъявляемыми клиентом симптомами-проблемами причин их вызывающих и поддерживающих.

Логика психотерапевтической диагностической работы проявляется в поиске за предъявляемыми клиентом проблемами (признаками-симптомами) категорий-причин, их определяющих. Клинико-феноменологический метод в рамках разрабатываемого авторами (Г.И. Малейчук, Н.И. Олифирович) системно-аналитического подхода в психотерапии предполагает процесс целостной, поэтапной диагностики, осуществляемый на нескольких уровнях, последовательно разворачивающийся от наблюдаемых терапевтом, и предъявляемых клиентом симптомов-проблем к структурно организованным личностным типам и от них к лежащим в основе их возникновения потребностям [1] . Терапевт, работая с клиентом, продвигается в плане понимания его проблем от симптома к характеру (типу личности) и от него к потребностям, фрустрированным в результате взаимодействия со значимыми людьми.

Клиническая картина личности клиента обусловлена социально (культурально) и индивидуально. Следовательно, процесс формирования проблемы и типа личности клиента необходимо рассматривать как в контексте его индивидуальной жизненной истории, так и в контексте истории развития социума.

В конкретной жизненной истории клиента это проявляется в том, что:

1. возникновение его психологической проблемы и стоящего за ней типа личности непосредственно связано с его характером отношений с другими людьми, в первую очередь с людьми для него значимыми;

2. их форма проявления определяется приемлемыми культурными и социальными рамками.

Первый тезис не нуждается в доказательстве. Наиболее основательно он разработан в теории объектных отношений. Суть его в том, что структура личности/характера человека определяется характером его отношений со значимыми для него объектами. Следовательно, и его психологические проблемы являются следствием нарушения этих отношений.

  • Нарциссический
  • Тревожный
  • Зависимый
  • Пограничный
  • Инфантильный

Нарциссическое и инфантильное расстройство личности не входят в рубрику основных личностных расстройств (в DSM-4 нарциссическое расстройство уже включено), тем не менее, таких клиентов все чаще можно встретить на приеме у психотерапевта. Содержательное описание вышеназванных типов личности представим в последующих публикациях.

С какими симптомами/проблемами чаще обращаются клиенты к психологу/психотерапевту?

  • Панические атаки
  • Ощущение пустоты и бессмысленности жизни
  • Созависимые отношения
  • Фобии
  • Навязчивости
  • Бессонница
  • Депрессии
  • Тревога
  • Психосоматические проблемы
  • Низкая самооценка
  • Вина и др.

Если их проранжировать, то среди основных проблем, с которыми обращаются к психологу/психотерапевту современные клиенты, безусловно, лидирует проблема отношений, на втором месте – страхи, тревожность и различные фобии. Далее по убывающей – проблемы поиска себя и самоопределения, самореализация, психосоматика, депрессии, неуверенность в себе, различные виды зависимости, кризис среднего возраста, стрессы, хроническая усталость, конфликтность, агрессивность и аутоагрессия.

Если говорить о динамике симптомов и проблем, то в последнее время увеличивается число клиентов с депрессивными, тревожными и фобическими расстройствами, а так же клиентов с психосоматическими проблемами и нарциссической неудовлетворенностью.

Отдельный интерес может представлять психологическая характеристика современного клиента.

Современный клиент, на наш взгляд:

Образованный. Образованные люди, с высоким уровнем рефлексии охотнее идут к психологу. Первыми моими клиентами и клиентами моих коллег были студенты либо выпускники психологических специальностей. И это не удивительно. В процессе профессионального обучения повышается уровень психологической культуры, появляются знания о душе, представления о психологических проблемах и способах их решения – формируется психологическая картина мира.

Вышеперечисленные качества современного клиента с определенными установками на психологическую помощь в основном связаны с пока еще невысокой психологической культурой населения. До сих пор в сознании современного человека – потенциального клиента – присутствует весьма смутное представление о психотерапии как о профессии, и о психотерапевте, как профессионале. Тем не менее, опыт психологической практики дает право утверждать, что в этом направлении наблюдаются позитивные тенденции. Потребности в психотерапии и психотерапевтах становятся частью реальности для современного человека.

1. Лоуэн, А. Психология тела. – М.: Институт Общегуманитарных исследований. – 256 с.

2. Малейчук, Г.И. Клинико-феноменологический метод в исследовании психологического здоровья личности. Псіхалогія “Адукацыя і выхаванне”, 2005 №2 с.43-48

3. Малейчук, Г.И. Психотерапия как явление современной культуры / Г. И. Малейчук, Б.А. Дробышевский // Психотерапия:ежемесячный рецензируемый научно-практический журнал.2012. – №8. – С.27-32

4. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ -10. – М.: смысл; Спб.: Речь. 2003. – 407 с.

5. Райх, В. Характероанализ.Техники и основные положения для обучающих и практикующих психоаналитиков / В. Райх – М. Когито-Центр, 2006. – 367 с.

В последние три десятилетия сформировалась гуманистическая теория социальной работы. Основные ее положения связаны с пониманием человека как целостной личности, находящейся в постоянном взаимодействии со своим окружением. Эта целостность связана с верой в человека как высшую ценность, высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать свои жизненные стратегии, изменяться под влиянием обстоятельств. Гуманистический подход в социальной работе здесь проявляется в осознании необходимости для нормального существования человека самостоятельно думать и действовать, возможности свободы, обеспечения гуманитарных отношений, выбора, конструктивного сотрудничества. Только на этой основе могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная индивидуальность и социальная субъективность. При этом огромная роль отводится представлениям человека о самом себе.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

Содержание.docx

2.Психологические подходы к клиенту……………………………….………..10

2.1.Психодиналитический подход к личности клиента……………….……… 11

2.2.Гуманистические подходы к клиенту…………………………………..…..13

3.Подходы к личности клиента в социальной работе……… ……………….15

3.1.Биопсихосоциальный подход… …………………………………………..16

Для теории и практики социальной работы важное значение имеет целостное осмысление проблемы человека в научном знании и в обыденном сознании.

Теория социальной работы проблему целостного постижения человека как объекта познания обосновывает в разных моделях практической деятельности по социальной защите нуждающихся, технологий социальной поддержки людей имеющих проблемы. Но это не значит, что в ТСР вовсе не учитываются требования целостного видения человека как явления общественной жизни, субъекта жизнеосуществления. Активная, творческая природа человека по-разному интерпретируется и учитывается в различных моделях теории и практической организации социальной работы.

Психосоциальная трактовка социальной работы – ориентирована преимущественно на обоснование индивидуально-личностной психологической и социальной помощи нуждающимся, хотя структурные ее разновидности, ориентированные на организационно-коллективные формы помощи, работу с группами нуждающихся, организациями, выполняющими разные виды социальной поддержки населения, по-прежнему не теряют своей действенности.

На основе психологических моделей ее организации возникли такие виды социальной работы как проблемно-ориентированная, функциональная, кризис-интервентная, это- ориентированная и др. Их основные особенности связаны с признанием огромной роли прошлого опыта индивида, уходящего корнями в детство и юность, воздействие которого обычно не вполне осознается людьми, – воздействие прошлого опыта на формирование стиля поведения человека, уровень его адаптации к окружающей среде.

Целостность человека в этой связи видится, во-первых, в его традиционной опоре на свой жизненный опыт, а также в том, как успешно гармонично он преодолевает конфликт своего прошлого опыта с настоящим решением текущих проблем. Объектом познания для социального работника в данном случае выступает клиент, имеющий проблемы. Изучение воздействия прошлого опыта человека на его современное состояние, проблемы, на противоречия этого опыта реалиям сегодняшнего дня нередко позволяет добиваться известных успехов.

Еще одной весьма распространенной традицией в развитии психологии – ориентированных моделей социальной работы является бихевиористский подход.. Он утверждает, что поведение человека определяется в его существенных чертах воздействием окружающей среды, которая контролирует его путем воздействия различного рода стимулов.

Психологическое содержание действий здесь сводится к следующему: большинство людей приобретают свой опыт через восприятие и осмысление получаемых впечатлений, копируя поведение других людей. Иначе говоря, человек по наблюдаемым образцам поведения моделирует и окружающий мир, и собственные действия. В основе социального обучения такого типа лежит процесс подражания, копирования образа жизни, культуры поведения. С другой стороны, человек как субъект социальной работы также может быть представлен как подражающий образцам поведения социальных работников, представляющих тот или иной опыт ее осуществления, реализации какой-либо модели оказания помощи нуждающимся. При этом социальный работник обязан учитывать психологию поведения, реакцию своих клиентов на стимулы.

В последние три десятилетия сформировалась гуманистическая теория социальной работы. Основные ее положения связаны с пониманием человека как целостной личности, находящейся в постоянном взаимодействии со своим окружением. Эта целостность связана с верой в человека как высшую ценность, высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать свои жизненные стратегии, изменяться под влиянием обстоятельств. Гуманистический подход в социальной работе здесь проявляется в осознании необходимости для нормального существования человека самостоятельно думать и действовать, возможности свободы, обеспечения гуманитарных отношений, выбора, конструктивного сотрудничества. Только на этой основе могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная индивидуальность и социальная субъективность. При этом огромная роль отводится представлениям человека о самом себе.

При этом обычно в социальной работе внимание концентрируется на партнерских отношениях клиента и социального работника, приоритетной рассматривается самопомощь нуждающихся, их активная роль в решении своих проблем.

Серьезное влияние на эволюцию теорий социальной работы в ХХ в. оказала Шарисистская социология. Большое значение для теории социальной работы имеет ориентация на изучение условий коллективного бытия людей, коллективистских ориентаций личности. Не случайно сущность личности здесь видится в концентрированном отражении совокупности общественных отношений.

Радикальные марксистские модели теории социальной работы представляют человека как объект с учетом прежде всего личностных социальных качеств, устойчивых связей, принадлежности к той или иной социально-классовой группе.

Диахроническая логика становления понятия связана со следующей последовательностью:

— открытие знака в существующих формах представлений;

1912 год. В центре внимания социальных работников — клиент, как правило, эмигрант, живущий в нищете и имеющий проблемы с адаптацией к новой культуре. Основной задачей социальных работников было приближение их к среднему классу (или — открытие знака на основе идентификации с уже существующим знаком).

1927 год. Происходит изменение субъектности клиента. Им делается субъект, имеющий проблемы с адаптацией в обществе. Действия социальных работников направлены на интеграцию его в существующую систему (или — расширение знака и его дифференциация).

1929—1933 годы. Великая депрессия. Экономический кризис. Нищета становится острой общественной проблемой. Клиент — малоимущий либо находящийся за чертой бедности. Основная задача — предоставление материальных средств нуждающимся (или — переосмысление знака и наполнение его новыми символами и смыслами).

1946 год. Клиент — представитель среднего класса. Основная проблематика: семья и дискомфортность в семейных отношениях. Семья рассматривается как некая целостность, требующая определенных подходов в осмыслении и помощи (или — знак как совокупность различных интерперсональных смыслов приобретает холистический смысл, наряду с такими понятиями, как парадигма, гештальт и другие).

1963 год. Клиент в кругу семейных вопросов. Рефлексия различных уровней проблем: социальных, экономических, психологических. Поиски возможных путей изменения сценариев жизни семьи и среды ее обитания (или — расширение знака по качественным характеристикам).

1987 год. Клиент— любой субъект, имеющий проблемы. Им может быть индивид, группа, сообщество. В центре внимания социальных работников — проблемы интеграции и нормального функционирования субъекта

Однако структурное изменение знака происходит и в логике синхронических подходов. Они диктуются повседневной практикой, повседневными интерактивными процессами.

— мифы клиента, тот запрос, с которым он приходит к социальному работнику;

—система поведения клиента — социального работника, как взаимодополняющих систем.

Все эти доминанты являются ситуационными переменными. Они формируют синхронические смыслы субъектности клиента и дают основу для формирования имплицитных концепций его типологии. Типология клиента связана со спецификой его запроса и видом помощи, которую оказывает социальный работник

Те социальные работники, которые ведут прием населения, сталкиваются с иными запросами, и потому у них иная классификация клиентов. В ее основе лежит экзистенциальная проблематика субъекта, которую он презентирует в той или иной форме:

Запрос клиента (базирующийся на данных доминантах) вызывает ответные чувства и как бы предопределяет поведение социального работника. (Оно связано с удивлением, раздражением, неприязнью, возмущением, жалостью.)

а несовпадении ожиданий, поведения, требований социального работника и клиента также может строиться имплицитная типология, поскольку это один из процессов, влияющих на формирование и расширение понятийного поля теории социальной работы.

Однако процесс взаимодействия социального работника и клиента осложняется тем, что нередко и логика запросов, и характерное поведение клиентов объясняются патологическими отклонениями от нормы. Это заставляет социального работника расширять свою имплицитную концепцию типологии субъекта за счет смыслов, понятий и подходов, выработанных теорией и практикой смежных дисциплин, таких, как медицинская психология, психопатология, психиатрия.

Психологический портрет личности

Что представляет собой методика

Поведение людей может быть разным. Иногда предположить возможные реакции и намерения человека крайне необходимо. Прием нового сотрудника на работу, выбор партнера для близких отношений – это лишь малая часть ситуаций, в которых понимание психологического портрета человека будет хорошей помощью в принятии важного решения.

Методика, о которой идет речь, включает в себя комплексную характеристику человека с точки зрения психологии. Портрет позволяет распознать привычную линию поведения личности, предугадать на что способен исследуемый оппонент.

Для чего нужен психологический портрет

Психологический портрет личности образец написания

Анализ помогает понять: можно ли положиться на человека или лучше держаться от него подальше, доверчив ли он или закрыт от других и прочее. К составлению подобной картины прибегают в работе многие специалисты: психологи, сотрудники полиции, учителя и другие. Этот метод актуален и для простого обывателя, который хочет разобраться в обстоятельствах и сделать верный шаг в отношении выбора общения с тем или иным человеком.

Одним из пионеров этой дисциплины в Испании является графопсихолог Мария Пилар Бесуман, которая более тридцати лет посвятила себя своей практике, начав обучение в Школе юридической медицины Мадридского университета Комплутенсе и расширив обучение во Франции и Германии. Он также получил многочисленные признания за свою работу по содействию распространению этого вопроса.

Ключевые моменты составления психологического портрета

Структура портрета состоит из несколько основных элементов.

Темперамент

Люди проявляют себя по-разному. Некоторые индивиды активны, импульсивны, склонны к бурным реакциям. Другие наоборот спокойны и невозмутимы. Темперамент демонстрирует работу психики человека в динамике.

Существует четыре основных типа:

  1. Холерик – подвижный, необузданный; характерна резкая смена настроения.
  2. Сангвиник – энергичный, жизнерадостный; стремится к частой смене впечатлений.
  3. Флегматик – спокойный, медлительный; эмоционально устойчив к обстоятельствам.
  4. Меланхолик – застенчивый, тревожный, впечатлительный; глубоко переживает разные события.

Стоит учитывать, что в человеке могут совмещаться сразу несколько видов темперамента, один из которых преобладает.

Характер

Индивидуальные свойства поведения человека в жизни отражают характер. Помимо этого, он проявляется в демонстрируемом отношении индивида к действительности, которое выражается в поступках. Основные черты характера закладываются уже в раннем возрасте, однако происходящие события и жизненные обстоятельства влияют на личность и могут привести к изменениям, иногда кардинальным.

Способности

Каждый человек наделен индивидуальными свойствами. Если взять нескольких людей, которые живут в одних и тех же условиях, совсем не обязательно, что они одинаково добьются успеха в одном и том же деле. Способностями можно назвать возможность заниматься определенной деятельностью и приходить к высоким результатам в этой области.

Направленность

У каждого человек существует желание, которое выходит на первый план. Своего рода приоритет. Настрой на конкретный выбор создает направление для движения и действий людей. Невозможно идти к двум противоположным деятельностям одновременно; повернуть и налево и направо. Направленность можно сравнить с конкретным выбранным путем.

Эмоциональность

Это способность человека отображать свои чувства: переживания, тоску, радость, удивление и другие. Эмоциональность характеризуется как ответная реакция на окружающий мир.

Интеллектуальность

Данное качество личности подразумевает накопление человеком знаний, и способность выражать их в жизни. Основные возможности интеллекта закладываются при рождении. Один индивид может уже в детском возрасте хорошо считать и писать. Другому же изучение базовых наук может даваться труднее. Но при желании человека, на интеллектуальность можно влиять и улучшать результаты в любом возрасте.

Умение общаться

Жизнь в социуме предполагает общение. Однако коммуникативные навыки у людей развиты неодинаково. Кто-то имеет способности к легкому выстраиванию диалога с окружением. Для кого-то подобная задача становится проблемой. Тем не менее, данный навык можно развивать. Коммуникабельность важна практически в любой сфере. Отличия лишь в специфике работы и количестве необходимого общения.

Самооценка

Люди имеют представление о самих себе. Подобное личное сформированное мнение называется самооценкой. Она может быть заниженной, завышенной и нормальной. К первой относится принижение своих способностей. Характеризуется склонностью к самобичеванию и желанием всем угодить. Завышенная самооценка подразумевает переоценивание индивидом собственного потенциала. Проявляется в нездоровом эгоизме и высоких требованиям к другим. Последний тип выражается в адекватном восприятии человеком самого себя.

Волевые качества

Возникающие препятствия на пути людей иногда заставляют их проявить силу воли по отношению к ситуации. Внутренний стержень, решимость не сдаваться во благо достижения цели помогают преодолевать трудности и характеризует волю как нельзя лучше.

Самоконтроль

Когда необходимо сдержаться и не выпустить лишние эмоции наружу, люди прибегают к навыку самоконтроля. Пример ситуации – активная провокация конфликта посторонним человеком. Как бы сильно агрессор не шел на скандал, важнее будет внутренне отстраниться от токсичного процесса и пройти мимо. Такой навык позволяет легче переживать трудности и беречь нервы.

Способность к коллективной работе

Умение согласовывать задачи, формировать общий план действий совместно с разными специалистами – это залог удачной работы в команде. Но такая способность проявляется не у всех. Именно поэтому некоторые люди отдают предпочтение индивидуальной деятельности.

Мотивация

Если получение конкретного результата вызывает у человека яркий интерес, вероятнее всего у него появится настрой действовать. Так возникает мотивация. Индивид становится способным раскрыть в себе новые ресурсы и найти силы, чтобы прийти к конечной цели.

Социальные установки

Психологический портрет личности готовый образец

Простыми словами – это образованная в течение какого-либо времени линия поведения человека, на основе которой он принимает решения как поступать. Если не видеть повторяющихся ошибок и не влиять на изменение убеждений, человек может всю жизнь следовать одному и тому же сценарию; попадать в похожие ситуации.

С помощью этой системы можно изменить поведение детей, сделав их в конечном итоге добрее, менее бунтарскими и агрессивными. Например, этот метод позволяет обнаруживать угловое письмо, тип каллиграфии, который обычно характерен для детей, подвергшихся злобным, эгоистичным и очень агрессивным реакциям.

Как составить правильный психологический портрет любого человека

Для того, чтобы получить результат, можно обратиться к специалисту или попробовать сделать это самостоятельно. При составлении портрета следует быть предельно внимательным и ответственно относиться к процессу изучения личности. Важно избегать собственной оценки человека и основываться на фактах; использовать разные методики.

Что нужно учесть при составлении психологической характеристики?

  1. Цель составления портрета.
  2. Персональные данные: возраст, пол, охарактеризовать внешность.
  3. Социальное положение: занимаемая должность, полученная специальность, семейный статус. (для составления психологического портрета ребенка учитываются такие характеристики: к какому возрасту относится (дошкольник, школьник, студент), проживание в полной или неполной семье, увлечения и прочее)
  4. Основная биография: место рождения, значимые события жизни.
  5. Анализ ключевых моментов.
  6. Вывод.

Пример:

Федор Михайлович Достоевский – русский писатель XIX века, автор известных литературных произведений. Анализ произведен на основе общедоступных биографических данных.

Цель составления – узнать, как повлияла линия поведения индивида на его творчество.

Заложенные природные данные писателя и его поведение, безусловно, повлияли на его жизнь и профессиональную деятельность. Сложные периоды привели к внутренним изменениям. Но благодаря этому, творцом были созданы крупные, ныне известные во всем мире произведения. Сама по себе личность сложная. Такой человек тяжело уживается с другими людьми, но индивидуальная работа для него лучший выбор. В данном случае, творчество. Его успех тому подтверждение.

Одной из относительно простых проблем, которые можно обнаружить с помощью этой системы, является проблема дислексии.

Пример и образец написания

Психологический портрет личности готовый образец написания

В основе примера для составления образца портрета будет некий молодой человек 25 лет, который устраивается работать менеджером в офис.

  • Цель – узнать, стоит ли принимать на работу данного индивида.
  • Особенности характера: открытость, общительность. Принимает решения быстро, склонен к импульсивности и вспыльчивости. Предпочитает активное времяпрепровождение. Не боится рисковать. Нуждается в новых впечатлениях.
  • Интеллектуальная сфера: по результатам пройденного юношей теста, способности в плане интеллекта значительно выше среднего. Сообразительный, имеет склонность к быстрой реакции и восприятию новой информации, собранный. Есть мотивация на достижение успеха. В тоже время, имеет склонность к нравоучениям.
  • Социальный статус: не женат. Живет один в собственной однокомнатной квартире.
  • Эмоционально-волевая сфера: не всегда спокоен и уравновешен, что говорит о средней степени эмоциональной стабильности. Не провоцирует конфликты, но и не умеет уходить от скандалов. Восприимчив. Часто неуступчив. Прослеживается эгоцентричность.
  • Коммуникативная сфера: довольно коммуникабелен, общителен и активен. Идейный и инициативный. Однако при любой нестыковке, достаточно быстро способен выходить из себя. При этом отходчив. Самостоятелен, склонен к лидерству. Умеет принимать решения. В нужный момент готов прийти на помощь. На него не всегда можно положиться.
  • Вывод. Испытуемый может достигать успехов в трудовой деятельности, но вспыльчивость приводит к проблемам. Из-за эмоциональных всплесков личность перестает мыслить рационально, в чем проигрывает перед внутренне устойчивыми людьми. Тем не менее, высокий интеллект и находчивость дадут результаты. Ко всему прочему, ценность такого человека в его истинных чистых помыслах по отношению к другим. Рекомендация для личности – работать над внутренним самоконтролем.

Вместо заключения

Роль составления психологического портрета человека велика. Он применяется во многих областях жизни: в профессиональной, личной, общественной. При грамотном подходе, расшифровка помогает в решении различных спорных вопросов, касаемо конкретной личности. Подобную технику можно выполнять и по отношению к себе, что позволит выявить новый подход в решении сложных задач.

Читайте также: