Изменения в научной картине мира кратко

Обновлено: 30.06.2024

Современное общество принято называть постиндустриальным, а современную культуру — постмодернистской. Поскольку общество, культура и наука представляют собой единый организм, наука не исключена из изменений, происходящих во всех сферах человеческой жизни — современная наука находится на этапе перехода от неклассической рациональности к постнеклассической рациональности.
В ходе развития науки в последней трети 20-го века были раскрыты основы для создания нового научного мировоззрения — эволюционно-синергетического. Она основана на принципах эволюции и системности, которые стали общенаучными принципами. Теоретическую основу этого мировоззрения составляют теории самоорганизации (синергетика) и систем (системология), а также информационный подход, в котором информация понимается как атрибут материи наряду с движением, пространством и временем. Пока рано оценивать полное содержание эволюционно-синергетического мировоззрения, но можно выделить некоторые его существенные черты. Во-первых, она рассматривает эволюцию как универсальный (происходящий везде и всегда) и глобальный (охватывающий все и всех) процесс. Эта особенность данного мировоззрения выражается в развитии концепции универсального (глобального) эволюционизма. Во-вторых, сама эволюция интерпретируется как самодетерминированный нелинейный процесс самоорганизации нестационарных открытых систем. Такое понимание процессов развития приходит из синергетики. В-третьих, утверждается фундаментальное соответствие основных законов и свойств Вселенной существованию в ней жизни и разума.

Эти особенности эволюционно-синергетического мировоззрения позволяют по-новому решить проблему единства мира, понять взаимосвязь между различными уровнями организации материального мира (мега-, макро- и микромиры), живой и неживой материи, природы и общества, по-новому увидеть место и роль духа во Вселенной.

Вышеперечисленные особенности формирующейся новой НКМ также отражают основные черты современной науки.

Во-первых, принцип развития (эволюции) в современной науке приобрел статус фундаментальной мировоззренческой и методологической константы. В общенаучной концепции универсального (глобального) эволюционизма принцип развития воспроизводится на уровне оснований науки, которая служит центром идеологической кристаллизации нового научного мировоззрения — эволюционно-синергетического.

В рамках универсального эволюционизма устраняется понятие изолированной системы, а вместе с ним и понятие абсолютного (ланласовского) детерминизма. Теперь любой локальный процесс эволюции (геологический, биологический, социальный и т.д.) может быть объяснен только как необходимый момент единого универсального процесса развития Вселенной в целом.

Научная картина мира ХХ -ХХІ столетий - Современные модели эволюционного подхода

Современные модели эволюционного подхода

Описанная схема — не более чем очень общий сценарий порождения и повышения системности той части мира, которая доступна научному знанию. И этот процесс осуществляется в форме развития.

Системный характер объектов, изучаемых наукой, основан на процессе развития. Системная парадигма во второй половине XX века приобрела статус общенаучной именно потому, что в этот период развития науки в подавляющем большинстве ее сфер была осознана историчность, изменчивость ее предметных областей.

Из этого факта вытекают выводы, имеющие принципиальное значение в перспективном и методологическом плане.

Современная наука рассматривает развитие как нелинейный, вероятностный и необратимый процесс, характеризующийся относительной непредсказуемостью результата. В силу указанных обстоятельств прогнозирование как необходимый элемент философского и научного знания в настоящее время воплощается в виде построения возможных миров, которые представляют собой набор предполагаемых будущих состояний того или иного объекта.

Антропные принципы

Наиболее важные результаты разработки

В современной науке, производной от синергетики, получила признание идея о том, что эволюционные процессы протекают в форме самоорганизации сложных систем. Синергетические исследования возникли в конце 1970-х годов в результате открытия способности неживых систем поддерживать свой порядок и переходить из менее упорядоченного состояния в более упорядоченное, например, при образовании турбулентных потоков. Ранее такие способности приписывались только социальным и живым системам. Другими словами, так же как в обществе и живой природе, процессы самоорганизации происходят и в неживой природе.

По мнению И. Пригожина, открытие явления бифуркации в неживых системах стало началом проникновения идеи развития в основы современного естествознания, что свидетельствует о тесной связи основных положений синергетики с принципами философской теории развития — диалектики. Таким образом, понятие бифуркации само по себе является научной конкретизацией диалектического понятия скачка.

Главный результат развития синергетики как междисциплинарного научного направления заключается в том, что самым разнообразным (как в природе, так и в масштабе) системам присущи процессы самоорганизации, и протекают они по общим для всех систем законам, основанным на взаимодействии противоположных тенденций: Стабильность (устойчивость) — нестабильность, хаос (беспорядок) — порядок (регулярность), энтропия — неэнтропия, необходимость — случайность и т.д. Синергетика основана на том, что во Вселенной процессы развития, одним из аспектов которых является самоорганизация, протекают в направлении возникновения более сложных систем.

В-пятых, современная наука характеризуется междисциплинарностью, которая является кумулятивной тенденцией, определяемой первыми четырьмя признаками. Именно усиление этой особенности в последующем развитии современной науки может стать центральным условием построения единой картины мира, синтезирующей научные представления о трех основных сферах мироздания — неживой природе, органическом мире и обществе.

Таким образом, можно ожидать, что в науке XXI века будет доминировать парадигма, основой которой станут универсальные законы эволюции и самоорганизации, инвариантные на каждом уровне организации реальности (физическом, химическом, геологическом, биологическом, социальном и т.д.).

Мировоззренческой основой развития культуроцентричного знания об обществе, понимания жизненных сил человека с точки зрения их культурного потенциала является соединение представлений о современной научной картине мира, сосуществование различных взглядов на природу, общество, человека, способов их познания.

Последняя треть XX века в социальных науках, особенно в социологии, ознаменовалась рядом кардинальных изменений, одним из важнейших из которых стало возвращение к теоретико-методологическим вопросам как основе понимания и совершенствования современного общества, построения стратегий его развития и механизмов оптимального функционирования. Этого требовали не только качественные методы социологического анализа в их новом сочетании с количественными, формализованными, но и новые темпы социокультурных изменений, новые противоречия, взаимозависимость глобального и регионального, общечеловеческого и национального, социального, социально-группового и личностно-индивидуального.

Стратегический смысл для социального знания приобрел кардинальные изменения в доминирующем типе общественного развития, в эволюции научных образов мира и способов их познания, в критике их традиционных, классических версий.

Научный взгляд на мир

Обобщая критику всех прежних научных взглядов на мир, можно сделать вывод, что наука в конце 20 века, несмотря на свои великие достижения, оказалась неспособной решить стратегические проблемы развития общества и человека, развития его жизненных сил. И не только потому, что ей не хватает аргументов и способности решать насущные проблемы. Наука настолько хорошо приспособилась к сложившемуся порядку жизни, к типу господствующей социальной культуры, приравнивающей истину к прибыли, что вывести ее из этого состояния можно, только нарушив классический характер общественного развития, классическую социологию, традиционно сложившийся и развивающийся социальный интеллект.

На индивидуально-личностном, социально-психологическом уровне эта доминирующая тенденция оказалась закрепленной в наборе типичных смысло-жизненных ориентаций, представлений о справедливом и несправедливом, характерных для классической истории, классического социального интеллекта, ориентированного на такие механизмы, как индустриализм, рационализм, индивидуализм, экономизм, демократия, ставившие в качестве главной цели удовлетворение потребностей выживания, обогащения, наслаждения, обеспечение прав личности, индивида на свободное развитие. Вехой этой классической философии жизни и социологии стало признание примата прав личности над всеми другими жизненными ценностями общества и человека.

Эта позиция критикуется с точки зрения нового, неклассического видения истории. Существуют веские аргументы, подробные теоретические доказательства, например, того, что конец XX века ознаменовался новым изменением доминирующего научного образа мира, формированием адекватного доминирующего способа познания, включая социальное знание в целом.

В системе научного знания нового времени и современности наибольшее влияние и признание имели по меньшей мере пять доминирующих научных мировоззрений и способов познания

  • схоластическое (можно также говорить о мифологическом мировоззрении как исторически первом), в рамках которого природа и общество рассматриваются как некий шифр, текст, поддающийся (или нет) прочтению, расшифровке, пониманию;
  • механистический, характеризующий природу и общество как механизм, машину, в которой все части выполняют строго отведенные им характерные функции;
  • Статистический, где общество и природа мыслятся как равновесие, баланс различных сил (природных, культурных, экономических, политических, социально-бытовых, общественных, групповых и личностно-индивидуальных);
  • системный, где природа и общество характеризуются как организованные системы, причем подсистемы состоят из элементов, которые могут изменяться, но в то же время обеспечивают целостность и устойчивость как подсистем, так и более крупных систем;
  • диатропическое мировоззрение и способ познания, в рамках которого реальность рассматривается как ярмарка, сад, в котором возникающие флуктуации, комбинации сил, образующие ряд тропов, знаков бытия, позволяют видеть мир многомерно, полицентрично, изменчиво.
    Синергетика, синергетическое видение мира, технологии его синергетического понимания активно развиваются на пересечении системного и диатропического мировоззрений и соответствующих им способов познания. Как и диатропия, синергетика сочетает в себе многое из западной и восточной социокультурных традиций.

Это обстоятельство мы рассматриваем как один из решающих факторов, стимулирующих переход истории от ее классического этапа к неклассическому (постклассическому), классической социологии к неклассической, что, несомненно, влияет на характер формирования современной социальной мысли в целом.

Ключевая идея, принцип, способствующий этому, — целостное понимание единства человека, общества и природы, материального и духовного, характеристика человека как развивающегося и функционирующего биопсихосоциального существа.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Чтобы познать мир, мы из частных знаний о явлениях и закономерностях природы пытаемся создать общее - научную картину мира. Содержанием ее являются основные идеи наук о природе, принципы, закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство знаний о природе, определяющие стиль научного мышления на данном этапе развития науки и культуры человечества.

В каждый период развития человечества формируется научная картина мира, которая отражает объективный мир с той точностью, адекватностью, которую позволяют достижения науки и практики. Кроме того, картина мира содержит и нечто такое, что на данном этапе наукой еще не доказано, т. е. некоторые гипотезы

Собственно наука проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический и постнеклассический, которые и отражали изменение понятия научной картины мира в процессе развития науки.

1. Классическая наука (XVII-XIX вв.). Доминирующий вид знания - классическая механика.

б) наука наглядна

в) мир качественно однороден; все его тела состоят из одной и той же материально-вещественной субстанции; между телами существуют только количественные различия. Законы небесного и земного миров одинаковы.

д) мир принципиально познаваем: в конечном счете можно найти абсолютную истину, то есть получить полное завершенное знание о мире.

е) в науке господствует антиэволюционистская установка. Материя представляет собой инертную, неэволюционирующую субстанцию; Существует конечный предел делимости материи

2. Неклассическая наука (конец XIX в. - последняя треть XX в.), Появляются релятивистская физика и квантовая механика,.

а) S – [Ср - О]. В описание объекта познания необходимо включать и описание средств познания.

б) наука утрачивает принцип наглядности. Все чаще наука имеет дело с математическим описанием,

в) мир начинает рассматриваться как многоуровневая система, в которой существует микромир, описываемый статистическими вероятностными законами, существует макромир, описываемой классической механикой и мегамир, описываемый релятивистской физикой.

г) случайность является формой проявления и дополнения необходимости. И кроме того, случайность рассматривается как фактор, который имеет место быть и на ряду с необходимостью.

д) абсолютной истины нет, реальность настолько многогранна и изменчива, что все теории могут быть только относительны, каждая теория в себе момент истины. Распространяется принцип дополняющих понятий.

е) Эволюционная идея становится нормой и идеалом научного объяснения в биологии, геологии, социальных системах, но в физике продолжает выстраиваться знание, абстрагированное от идеи эволюции.

3. Постнеклассическая наука (последняя треть XX в. - настоя­щее время). Доминирующими парадигмальными идеями стано­вятся идеи эволюции, самоорганизации и системности, на базе которых происходит формирование современной универсальной научной кар­тины мира.

а) [S –Ср - О]. Объект познания невозможно описать не только без средств и методов познания, но и без учета социальных целей и внутринаучных познаний.

б) усиление роли междисциплинарных исследований.

в) органичное соединение экспериментальных и теоретических, фундаментальных и прикладных знаний,

г) методологический плюрализм (множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу методологий)

д) истина рассматривается не только как относительная и конкретная, но и как конвенциальная.

е) на 1 место выходит не физика, а биология, антропология.

Как видно из этих этапов, научная картина мира уточняется и развивается на протяжении многих веков - проникновение в сущность явлений природы - бесконечный, неограниченный процесс, поскольку материя неисчерпаема. С развитием науки представления людей о природе становятся все более глубокими и адекватными, все более отражающими истинное, реальное состояние окружающего мира.

Современная научная картина мира

Основу для формирования современной картины мира обусловили серии открытий на рубеже XIX-XX веков: открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.

Фундаментальные основы новой картины мира:

а) общая и специальная теория относительности (новая теория пространства и времени привела к тому, что все системы отсчета стали равноправными, поэтому все наши представления имеют смысл только в определенной системе отсчета. Картина мира приобрела релятивный, относительный характер, видоизменились ключевые представления о пространстве, времени, причинности, непрерывности, отвергнуто однозначное противопоставление субъекта и объекта, восприятие оказалось зависимым от системы отсчета, в которую входят и субъект и объект, способа наблюдения и т.д.)

б) квантовая механика (она выявила вероятностный характер законов микромира и неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самых основах материи). Стало ясно, что абсолютно полную и достоверную научную картину мира не удастся создать никогда, любая из них обладает лишь относительной истинностью.

Появление квантовой механики привело к огромной революции не только в физике, но и в смежных дисциплинах. Квантовая теория помогла развитию и техники полупроводников, без которой совершенно немыслима современная электроника, а также способствовала созданию квантовых генераторов излучения — лазеров, прочно вошедших в повседневную жизнь человека. Важнейшее последствие открытий в квантовой физике, теории относительности и ядерной физике — овладение ядерной энергией.

Также стоит отметить появление новых революционных теорий. Например, теория струн, сочетающая в себе идеи квантовой механикиитеории относительностии основанная на гипотезе, что все элементарные частицы и ихфундаментальные взаимодействиявозникают в результате колебаний и взаимодействий ультрамикроскопическихквантовых струнна масштабах порядкапланковской длины10 −35 м.

В рамках новой картины мира произошли революции в частных науках и появление ряда новых междисциплинарных направлений (синергетика, астрофизика, генетики, кибернетика).

Синергетика. Не менее важную роль в формировании новой научной картины мира играет теория самоорганизации (синергетика). Синергетика— это междисциплинарноенаправление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принциповсамоорганизациисистем. Она изучает любые самоорганизующиеся системы, состоящие из многих подсистем (электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, органы, сложные многоклеточные организмы, человек, сообщества людей). Синергетика утвердила всеобщую взаимосвязанность мира и много вариантность развития систем.

Таким образом, на протяжении XX века наука очень сильно изменила свой облик, чем и было вызвано создание новой современной картины мира

Читайте также: