Города государства шумера кратко

Обновлено: 28.06.2024

В иллюстрациях можно наблюдать изображение людей с выраженными крупными глазами, изображения глиняных табличек со знаками.

Легенды

Термины

Двуречье (Междуречье) — территория между двумя реками Тигр и Евфрат. Шумеры — древний народ, создавший первые государства в Двуречье.
Клинопись — особое письмо Двуречья, при котором писали на табличке из мягкой глины, выдавливая знаки деревянной палочкой для письма.
Аккадцы — народы древнего Двуречья
Глиняные таблички для письма — таблички из мягкой глины для письма
Сыновья школы —ученики шумерских школ
Эа – бог воды
Шамаш — бог Солнца
Син – бог Луны
Иштар – бог любви
Аккад — город-государство в Двуречье;
Урук —город древнего Двуречья
Зиккурат — храм в виде многоступенчатой башни.
Гильгамеш — легендарный царь шумерского города Урука, герой шумерского эпоса.

События

1. Строительство городов из глиняных кирпичей

Здания строили из больших глиняных кирпичей. Кирпичи сушили на солнце. Необожженный кирпич легко крошился, поэтому оборонительную городскую стену делали очень широкой.

2. Возникновение орошаемого земледелия в долине Евфрата

Почвы плодородные. По берегам рек из-за сильного разлива приходилось сооружать ограждения, чтобы сохранить урожай на полях. Рыли каналы для орошения садов и полей .

3. Создание поэмы о Гильгамеше

Это история о царе города Урук, который прославился своими подвигами, но так и не смог осуществить свою мечту – обрести бессмертие.

4. Правление Гильгамеша в городе Урук

Царь и воин города Урук. Он совершал подвиги и ему никто не мог противостоять. Привез кедровое дерево в свой родной город.

5. Изобретение письменности на глиняных табличках

Древние шумеры изобрели самый первый материал, на котором можно было писать – глина. Они делали глиняные плитки прямоугольной формы, с помощью тростниковой палочки выдавливали на ней текст. После этого обжигали глиняные плитки на огне или сушили на солнце, чтобы они стали прочными.

6. Создание эпоса о приключениях царя Урука в поисках бессмертия

7. Возникновение ирригационного земледелия в Месопотамии

Орошение полей с помощью искусственных каналов. Данная система требовала организации коллективного труда большого количества людей.

8. Возникновение первых государств в Двуречье

Шумеры — древнейшие народы, которые создали первые государства в Двуречье. Многие поселения шумеров вырастали и превращались в города. Города обычно стояли на берегу реки или возле канала. Самыми крупными были города Ур и Урук.

9. Шумерские города-государства

Самыми крупными городами были Ур, Урук. Шумеры – жители городов. Во главе каждого государства стоял царь. Выполнение законов происходило через чиновников.

Географическое расположение

Между двумя великими реками Тигром и Евфратом лежит обширная долина — Междуречье.
Чтобы указать на карте сначала находим Аравийское море, потом Персидский залив и 2 реки — Тигр и Евфрат.


В уроке рассказывается о зарождении цивилизации на территории Месопотамии. Описываются шумерские города и особенности управления ими. Урок знакомит с главными изобретениями шумеров.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Шумерские города-государства"

В ходе занятия вы узнаете о шумерских городах-государствах, особенностях управления ими, борьбе шумерских правителей за власть и культурных достижениях шумеров.

Около IV тысячелетия до нашей эры в низовьях рек Тигр и Евфрат возникла цивилизация народов с высоко развитой культурой. Территория, где жили эти народы, получила название Месопотамия. Также она известна как Междуречье или Двуречье.


Местность в низовьях Тигра и Евфрата была очень заболочена. После приливов в Персидском заливе сюда попадала горько-солёная вода. Поэтому заниматься сельским хозяйством в Месопотамии было сложно. Долгие годы люди учились осушать болота с помощью дамб и каналов.

В конце IV тысячелетия до нашей эры в Южную Месопотамию пришли шумеры. Неизвестно, где находилась их прародина. Шумерский язык не похож ни на один известный учёным.

Развитие цивилизации шумеров связано с разными факторами. Земли там были плодородные, рост производства сельскохозяйственной продукции привёл к росту численности населения, а это сопровождалось увеличением расслоения и выделением знати.

У шумеров появились города-государства — это самоуправляющиеся города с прилегающей к ним территорией. Обычно каждый такой город имел свой храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни зиккурата, дворец правителя и глинобитные жилые постройки. Города Шумера строились на холмах и были окружены стенами. Они делились на отдельные посёлки, из соединения которых и появились эти города. В центре каждого посёлка находился храм местного бога. Бог главного посёлка считался господином всего города. В каждом из таких городов-государств жило приблизительно 40—50 тысяч человек.


Самыми крупными шумерскими городами-государствами были: Урук, Киш, Ур, Лагаш, Эреду, Ларса, Умма, Шуруппак, Исин, Ниппур.

В городах развивалось ремесло. Появились строители, металлурги, гравировщики, кузнецы, ювелиры. Кроме различных украшений шумеры делали культовые фигурки и амулеты в виде разнообразных животных: быков, овец, львов, птиц. Они возродили производство каменных сосудов, которые в руках талантливых мастеров становились настоящими произведениями искусства.


Правители шумерских городов-государств имели два разных титула: лугаль и энси.

Лугаль это ни от кого не зависимый глава города-государства, большой человек, как шумеры обычно называли царей.

Энси это правитель города-государства, признавший над собой власть одного из лугалей. Такой правитель лишь исполнял роль верховного жреца в своём городе, а политическая власть находилась в руках у лугаля, которому энси подчинялся.

Здесь важно помнить, что ни один лугаль не являлся царём над всеми другими шумерскими городами.

Правители городов-государств вели ожесточённую борьбу за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение её на соседние территории. Войско правителей городов-государств на раннем этапе обычно состояло из небольшого отряда тяжеловооружённых воинов. Вспомогательной силой были примитивные колесницы на сплошных колёсах, запряжённые ослами и приспособленные для метания дротиков.

Шумерское изобретение колесницы следует отнести к числу главных военных новшеств в истории. Шумерская колесница обычно была четырёхколесной, хотя существовали и двухколёсные экземпляры. Более точно это транспортное средство называют боевой повозкой из-за отсутствия многих усовершенствований, которые впоследствии сделали его эффективным в бою.

Один из источников указывает, что у правителя города-государства Умма был элитный отряд, состоявший из шестидесяти боевых повозок.

Голову шумерского воина защищал глубокий шлем. Шлемы рядовых бойцов отливались или выковывались из меди, а у военной аристократии они были сделаны из золота или природного сплава золота и серебра, известного под названием электрум.


Это мозаичная плита, посвящённая теме военного сражения и одержанной победе. Колёса боевых колесниц имеют форму цельного диска без спиц и составлены из двух половинок.

Обратите внимание на животных. Можно проследить их движение: сначала шагом, затем рысью, а потом они переходят на галоп. Под копытами животных тела поверженных врагов.

Пехота одета в кожаные накидки с металлическими бляхами. На головах воинов кожаные шлемы.

В центре верхнего яруса крупная фигура царя. Слева к нему приближается процессия с царской колесницей, оруженосцем и слугой. Справа воины несут трофеи и ведут рабов.

Вначале, в XXVIII—XXVII веках до нашей эры, успех в борьбе за власть был на стороне Киша, правители которого первыми приняли титул лугаля, стремясь тем самым подчеркнуть своё первенство среди остальных.

Затем возвысился Урук. Его правитель Гильгамеш стал героем шумерского эпоса. Гильгамеш был уважаемым правителем города Куллабы, расположенного рядом с Уруком. После свержения местной власти Гильгамеш провозгласил себя царём Урука и объединил оба города толстой стеной. Урук при Гильгамеше подчинил себе ряд соседей — Лагаш, Ниппур и некоторые другие города.

В XXV веке до нашей эры верховенства и титула лугаля добились правители Ура.

В начале XIV века до нашей эры возвысился Лагаш. Сначала его правитель Эанатум присоединил ряд соседних центров — Киш, Урук, Ларсу, что привело к усилению его военного и политического могущества. Власть правителей шумерских-городов государств к этому времени становилась всё слабее. Поэтому город Лагаш долго не продержался на лидирующих позициях.

О том, что произошло дальше, вы узнаете на следующих уроках. А пока давайте рассмотрим некоторые из городов-государств.

Древнейшим и самым крупным городом-государством был Урук. Его окружала прекрасная пальмовая роща. В Уруке находилось несколько храмовых комплексов, а сами храмы отличались значительными размерами.

Шумеры были великолепными строителями, хотя им не хватало камня и дерева. Для защиты от воздействия воды они облицовывали здания. Делали длинные глиняные конусы, обжигали их, красили в красный, белый или черный цвета, а затем вдавливали их в глиняные стены, образуя красочные мозаичные панно с узорами, имитирующими плетёнку. Так был украшен красный дом Урука — место народных собраний и заседаний совета старейшин.

Известно, что город Ур был разделён на районы. В одном жили купцы, в другом — ремесленники. Жители города собирались на большой и удобной площади. Вдоль длинных, узких, извилистых улиц стояли дома из обожжённого кирпича. Типичные дома включали открытый центральный двор с двумя или более основными жилыми комнатами, в которых проживали семьи. Кухни, рабочие помещения были частью хозяйственных построек.

В Уре был построен зиккурат Этеменнигуру, посвящённый богу луны Нанне. Зиккурат был призван служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом. С его вершины как на ладони можно было увидеть весь город.


Вообще, зиккураты — это важное архитектурное достижение шумерских городов.

Зиккурат — это многоступенчатый храм, представляющий собой башню из поставленных друг на друга кубических блоков.

Город Ниппур находился на берегах Евфрата и носил священный статус. Именно в Ниппуре построили храм главного шумерского божества Энлиля. Под холмами на территории священного города исследователи нашли остатки царского дворца, библиотеку глиняных текстов и зиккурат.

Шумеры вошли в историю благодаря изобретению письменности. Первоначально это было пиктографическое (или рисуночное) письмо. Каждый символ представлял собой небольшое изображение, необходимым свойством которого было сходство с изображаемым объектом. Древнейшим письменным документом является табличка из Киша.


Постепенно рисунки были заменены сложными геометрическими знаками. Треугольники, ромбы, полоски наносили на поверхность предметов. Комбинации таких знаков передавали важные для людей события и занятия.

Первоначально шумеры писали справа налево, но это было достаточно неудобно, и они перешли к письму слева направо.

Давайте подведём итоги.

В конце IV тысячелетия в Южную Месопотамию пришли шумеры.

У шумеров появились города-государства — это самоуправляющиеся города с прилегающей к ним территорией.

Самыми крупными шумерскими городами-государствами были: Урук, Киш, Ур, Лагаш, Эреду, Ларса, Умма, Шуруппак, Исин, Ниппур.

Правители шумерских городов-государств имели два разных титула: лугаль и энси.

Одновременно или даже немного раньше, чем в Египте, сложилась цивилизация в Южной Месо­потамии (Междуречье) — в низовьях рек Евфрата и Тигра. Эта земля обладала необычайным плодородием. Зарождение цивили­зации здесь было связано с необходимостью строительства и ис­пользовании оросительных сооружений.

В Месопотамии обитали разные народы. На севере жили семит­ские племена. На юге первыми появились племена, языковую принадлежности которых ученые не могут установить, поскольку они не оставили письменности. Эти племена начали земледельческое освоение юга Месопотамии. В V —IV тысячелетиях до н.э. сюда пришли шумеры — народ также неизвестного происхождения. Они построили города, создали древнейшую в мире письменность — клинопись. Шумеры считаются изобретателями колеса.

В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших государств, подобных египетским номам. Иногда их называют городами-государствами. Среди них самыми крупными были Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур. История Шумера делится на три периода: раннединастический, аккадский и позднешумерский.

В раннединастический период центром власти в каждом городе был храм главного бога. Верховный жрец (энси) являлся правите­лем города. Значительную роль продолжало играть народное со­брание. На время войн избирался вождь (лугаль). Роль лугалей уси­ливалась, чему способствовали частые войны между городами-государствами.

Иногда лугалям удавалось подчинить соседние государства, но в отличие от Египта единство Шумера было непрочным. Первую серьезную попытку создания единого государства предпринял в XIV в. до н.э. Сарган. Он происходил из низов общества, был семитом, которые все больше и больше селились в Шумере, Саргон стал основателем и правителем города Аккада. Он опирался на жителей шумерских городов-государств, недовольных всевлас­тием жрецов и знати. Аккадский царь объединил все эти города под своей властью, а затем завоевал обширные земли до побере­жья Средиземного моря. Саргон ввел единые для всех городов меры длины, площади и веса. По всей стране строили каналы и плоти­ны. Царство Саргона и его потомков просуществовало около 150 лет. Затем Шумер был завоеван племенами горцев, обитавших к вос­току от Месопотамии.

В XXI в. до н.э. жителям Месопотамии удалось сбросить тяжелое для них иго горцев. Возникло царство Шумера и Аккада (так на­зываемая 111 династия Ура). Это царство известно своей централи­зованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все работ­ники в государстве были объединены в отряды по профессиям. Они трудились на государственной земле под контролем чинов­ников. Царство Шумера и Аккада около 2000 г. до н. э. было захва­чено кочевыми семитскими племенами амореев.

Вскоре шумеры слились с семитами и другими народами Ме­сопотамии. Шумерский язык оставался языком письменности, науки, культуры еще на многие столетии.

Одновременно или даже немного раньше, чем в Египте, сложилась цивилизация в Южной Месо­потамии (Междуречье) — в низовьях рек Евфрата и Тигра. Эта земля обладала необычайным плодородием. Зарождение цивили­зации здесь было связано с необходимостью строительства и ис­пользовании оросительных сооружений.

В Месопотамии обитали разные народы. На севере жили семит­ские племена. На юге первыми появились племена, языковую принадлежности которых ученые не могут установить, поскольку они не оставили письменности. Эти племена начали земледельческое освоение юга Месопотамии. В V —IV тысячелетиях до н.э. сюда пришли шумеры — народ также неизвестного происхождения. Они построили города, создали древнейшую в мире письменность — клинопись. Шумеры считаются изобретателями колеса.

В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших государств, подобных египетским номам. Иногда их называют городами-государствами. Среди них самыми крупными были Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур. История Шумера делится на три периода: раннединастический, аккадский и позднешумерский.

В раннединастический период центром власти в каждом городе был храм главного бога. Верховный жрец (энси) являлся правите­лем города. Значительную роль продолжало играть народное со­брание. На время войн избирался вождь (лугаль). Роль лугалей уси­ливалась, чему способствовали частые войны между городами-государствами.




Иногда лугалям удавалось подчинить соседние государства, но в отличие от Египта единство Шумера было непрочным. Первую серьезную попытку создания единого государства предпринял в XIV в. до н.э. Сарган. Он происходил из низов общества, был семитом, которые все больше и больше селились в Шумере, Саргон стал основателем и правителем города Аккада. Он опирался на жителей шумерских городов-государств, недовольных всевлас­тием жрецов и знати. Аккадский царь объединил все эти города под своей властью, а затем завоевал обширные земли до побере­жья Средиземного моря. Саргон ввел единые для всех городов меры длины, площади и веса. По всей стране строили каналы и плоти­ны. Царство Саргона и его потомков просуществовало около 150 лет. Затем Шумер был завоеван племенами горцев, обитавших к вос­току от Месопотамии.

В XXI в. до н.э. жителям Месопотамии удалось сбросить тяжелое для них иго горцев. Возникло царство Шумера и Аккада (так на­зываемая 111 династия Ура). Это царство известно своей централи­зованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все работ­ники в государстве были объединены в отряды по профессиям. Они трудились на государственной земле под контролем чинов­ников. Царство Шумера и Аккада около 2000 г. до н. э. было захва­чено кочевыми семитскими племенами амореев.

Вскоре шумеры слились с семитами и другими народами Ме­сопотамии. Шумерский язык оставался языком письменности, науки, культуры еще на многие столетии.


Шумер — древнейшая из известных цивилизаций, существовавшая на юго-востоке Междуречья в IV-III тыс. до н. э. Население — шумеры, народ пришлого несемитского происхождение, есть версия об общности шумерской культуры с древними цивилизациями долины р. Инд — Мохенджо-Даро и Хараппа. Их традицию строить храмы на вершине искусственных холмов приписывают тому, что их родина находилась в горной местности, и воздавание почести богам осуществлялось на горных вершинах. Также их родина находилась рядом с обширными водными пространствами, поскольку у них было развитое судоходство, и по легенде, в Месопотамию они приплыли на кораблях. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества — остров Дильмун. Завоевав город Эреду, они постепенно продвинулись на север, возводя или завоевывая новые города.

зиккураты

Зиккураты (ziggurat — святая гора) — мощные культовые башни, квадратные по основанию, напоминали ступенчатую пирамиду. Они строились на искусственно насыпанных холмах-платформах, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от разливов, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Особенностью шумерских построек была ломаная линия стены, образуемая выступами. Возводились из сырцового необожженного кирпича из смеси глины, песка и соломы. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тыс. до н. э. Ступени зиккурата соединялись лестницами. Стены окрашивались в черный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Чаще здания освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Перекрытия в основном были плоские, но известен был и свод.

В XXIV в. до н. э. большая часть Шумера была завоевана аккадским царем Шаррумкеном (Саргон Великий). К середине II тыс. до н. э. Шумер был поглощен набиравшей силу Вавилонской империей.

Управление в государстве Шумер

Культовым центром шумеро-восточносемитских городов был Ниппур, хотя он никогда не был политическим центром. Там находился Э-кур — храм общешумерского бога Энлиля.

Если древнейшие правители были несомненно шумерами, то после укрепления другого пришлого первоначально кочевого народа — аккадцев-семитов — возникают аккадские династии в ряде номов.

Пришлые шумеры восприняли много из местной культуры и заложили основы общей древней месопотамской цивилизации, оказавшей влияние на все последующие культуры региона, в том числе в итоге и на европейскую. Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма, колеса, гончарного круга, обожженного кирпича, пивоварения, системы орошения. В Шумере получили развитие математика и астрономия. Продолжительность года составляла 365 дней 6 часов и 11 минут, что отличается от сегодняшних данных всего на 3 минуты. Шумерские астрономы знали о Плутоне — самой удаленной от нас планете Солнечной системы, открытой современными учеными только в 1930 г.

Шумерская религия

Шумерский пантеон состоял из пятидесяти божеств, которые вершили судьбу человечества. Также божества разделялись на креативные и некреативные. Креативные боги были ответственны за небо (Ан), землю (богиня-матерь Нинурсаг), море (Энки), воздух (Энли). Нижним миром правили боги: Нергаль и Еремнигаль. Боги дали людям правила поведения — мэ, их соблюдение гарантировало гармонию в функционировании сфер земли и неба.

Шумерские легенды

Энкиду был дик, царевич Гильгамеш решил сделать его культурным и познакомил с прекрасной женщиной. Влюбленный Энкиду стал умным и приятным в общении. Вместе друзья совершили много подвигов, типичных для героев древних эпосов, — убивали злодеев и чудовищ, чтобы освободить людей. Боги позавидовали их дружбе и умертвили Энкиду. Гильгамеш не смирился со смертью друга и пошел искать человека, который по слухам был бессмертен, в надежде, что он поможет ему оживить друга. Этим человеком был Утнапиштим, старец, единственный выживший после потопа.

Один из богов, не продумав своего шага, решил утопить людей, которые ему просто надоели. Другие боги его осудили, но поскольку бог был старший, не смогли изменить его решения, а решили спасти хотя кого-нибудь из людей для продолжения рода. Они сообщили Утнапиштиму о грядущей беде, и он соорудил корабль для семьи и своих животных. Этот сюжет послужил основой библейской истории о Ноевом ковчеге. Потом в честь заслуг Утнапиштима боги даровали ему бессмертие. Гильгамеш услышал эту историю от старца, который дал совет найти волшебный цветок. Шип этого цветка мог оживить Энкиду. Но царевич не уследил за цветком — его похитила змея.

Читайте также: