Изменения в идеологии западного общества в новое время кратко

Обновлено: 05.07.2024

Декартовский "субъект" положил начало Новому Времени.

В зависимости от того, кто или что ассоциируется с этим субъектом, возникают три больших идеологии.

Там, где субъект - это отдельная человеческая личность, индивидуум, мы имеем дело с так называемыми "индивидуализмом", "либерализмом", "анархизмом". Сразу оговоримся, что названия условные, так как различные идеологи выпячивают в своих памфлетах и работах ту или иную черту идеологии. "Любимыми" темами этой идеологии являются:
- признание свобод и прав и борьба за них,
- права меньшинств вплоть до индивидуальности,
- потребительство (потребности, счастье и удовольствие индивида есть крайняя цель)
- право на аборты,
- эвтаназию,
- выбор пола,
- выбор сексуального удовольствия,
- ненависть к государству,
- ненависть к армии,
- ненависть к церкви, религии любого рода,
- история видится как прогресс свободы, эмансипации, удовольствия и удовлетворения потребностей.
- отстаивание права на частную жизнь,
- право на коммерческую тайну,
- право на самооборону и проч.
- в экономике максимально свободный рынок
- в политике это либо крайний элитизм и презрение к демократии, крайний антиэтатизм или представительная и максимально прямая демократия с ограничением прав большинства и широкой представленности всех возможных меньшинств. Антитрадиционность, провокационность, постоянная готовность к протесту против любых норм, вмешательств и навязываний.
- борьба с "перенаселением" планеты, тема, "нехватки" ресурсов
- любая этика держится не на долге, а на счастье, свободе и удовольствии индивидуума.
- эстетика держится на удовольствии индивидуума, на " эффекте переживания" и на проявлении индивидуальной оригинальности и конфликте с любыми традициями, канонами и нормами.

Там, где субъект, это, прежде всего, общество, расширенное до человечества, мы имеем дело с социализмом, коммунизмом. Еще раз повторю, что названия условные.

"Любимые" темы этой идеологии это:
- борьба с эксплуатацией человека человеком, любыми формами неравенства,
- социальные гарантии (медицина, образование, пенсии),
- борьба с бедностью,
- культ науки и техники, технический прогресс, как средство решение проблемы " нехватки ресурсов" и " перенаселения"
- интересы общества и будущих поколений есть основание этики. Основное слово этики - долг, основная награда - прижизненная или посмертная слава, общественное признание вклада в дело эмансипации человечества
- искусство несет общественную функцию, часто идеологическую и воспитательную
- повышенное внимание к средствам информации и коммуникации. Прозрачность, открытость, транспорентность и общественный контроль абсолютно во всех сферах жизни
- негативное отношение к частной собственности и в том числе к интеллектуальной собственности, авторскому праву и проч.
- борьба с индивидуализмом, эгоизмом,
-борьба с нарушениями социальных норм, хулиганством, преступностью,
- борьба с "паразитарными" социальными институтами (церковь), классом рантье, аристократией, недоверие к художественной и гуманитарной интеллигенции, чей вклад в общество трудно оценить.
- в экономике - общественно-обоснованный план.
- в политике это демократия большинства, чаще плебисцитарная, демонстрация любых форм солидарности
- высокая оценка роли государства, как органа планирования и управления, выразителя общественных интересов, но низкая оценка государства как инструмента эксплуатации.

Там, где субъект трансисторичен и трансчеловечен, как например, Бог, какой-то иной абсолют и проч., мы можем говорить о так называемом "консерватизме", хотя этот ярлык придумали либералы, чтоб себя выставить сторонниками прогресса, а своих противников " тормозами прогресса", но оставим пока это имя для лучшей понятности. Видов консерватизма гораздо больше разнообразия, чем либерализма и коммунизма, потому что разнообразны трансисторические субъекты и связанные с ними религии и идеологии.

Любимые темы консерваторов:
- это традиции, ритуалы, духовные ценности, в зависимости от признаваемых религий,
- этика, но трансцендентного происхождения, а не человеческая, то есть заповеди, миссия человека, назначение движения истории, основной вопрос этики - спасение и выполнение предназначения, духовное развитие, реализация трансцендентного смысла
- настороженное отношение к техническому прогрессу,
- настороженное отношение к правам человека самим по себе, вне связи с трансцендентной реальностью,
- сакрализация роли государства, церкви, культа.
- против самоубийств, эвтаназии, абортов,
- настороженное отношение к человеческому или общественному и государственному планированию.
- борьба за свободу совести, в том числе и от посяганий государства и общества.
- в экономике - принцип разумной достаточности, пренебрежение материальным и подчинение экономики культурному, духовному и религиозному, экономика - есть средство для создания выдающегося и великого в культуре и трансчеловечесткой области.
- в политике это чаще всего монархия, различные виды теократии.
- революции признаются в духовной и личной сфере как саморазвитие, общество же вообще может быть неизменным, традиционным и статичным и обеспечивать духовную жизнь.
- в эстетике это следование четко обозначенному канону, имеющему религиозную подоплеку

Каждая из трех идеологий, как правило, видит две другие, ей противоположные, в одном цвете, не особо различая.
Так, либералы клеймят и консерватизм, и коммунизм единым словом "тоталитаризм" и всего лишь видят в них разновидности этого тоталитаризма.

Коммунисты видят в либералах и консерваторах единый феномен. Так, либо консервативная идеология видится всего лишь обслугой или ширмой либерального капитала, либо либерализм производен от крайне антиобщественных религиозных взглядов ("жидомасоны" и тп).

И наконец, консерваторы видят в либерализме и коммунизме одну и ту же идеологию атеизма, попытку сделать богом только человека, построить царство божье на земле, отрицать трансцендентные духовные измерения и погрязть в разновидностях материализма и гедонизма.

Кроме трех означенных крайних вариантов идеологий возможны еще ТРИ микса, и несколько промежуточных вариантов между миксами, в зависимости от того, как тактически и исторически три вышеозначенные идеологии заключали между собой союзы. В истории, как правило, мы редко имеем эти обозначенные идеологи в чистом виде, а чаще в виде миксов друг с другом и промежуточных вариантов.

Первый микс это - либерало-социализм, если так можно выразиться. А так же все промежуточные позиции между либерализмом и социализмом. Чистый либерал - социализм характерен негативным отношением любому консерватизму, к религии, церкви, к государству, традициям и духовным ценностям, он берет у социалистов веру в общественный и технический прогресс, уделяет огромное внимание средствам коммуникации, любит протест и революционность. Не чужд мерам социальной защиты и правам меньшинств. Аналоги из ближайшего столетия это либеральный коммунизм Троцкого-Ленина, сегодня это еврокоммунизм, идеология политкорректности, толерантности, либеральная демократия в США и Европе, с их широкой базой социальных прав и гарантий и бюрократией. Но это микс с уклоном в либерализм, если же уклон более социальный, то есть за субъект берется не человечество в целом, а отдельный народ, нация или раса, то мы имеем дело с разновидностями национализма и фашизма (особенно в их атеистическом, материалистическом варианте, лишенном трансцендентного измерения). Тогда к любимым темам такой идеологии добавляется тема демографии, сбережения и роста народа, войны (а значит, и тема милитаризма) за жизненное пространство, внутринациональной и расовой солидарности.

Второй микс - это либерал-консерватизм. Права человека и свободы, которые чтит либерализм, понимаются как данные Богом, накопление богатства, достижение успеха в политике в обществе и проч. воспринимаются как божественное или религиозное служение или как средство спасения.

Государство призвано охранять права и свободы в первую очередь и само либо является реализацией идеи свободы, как это было в идеологии либерал - консерваторов вроде Черчилля или Рейгана, либо государство имеет божественную сакральную основу, а рынок и свобода личности есть просто наиболее адекватное общественное устройство в условиях конечности человеческого бытия, которое не имеет права замахиваться на строительство рая на Земле, на всеобщее планирование и вообще подменять бога человеком. Так, например, обосновывал борьбу с социалистами Франко и др.

Третий микс - это социал-консерватизм. Здесь выполнение именно социальных норм и справедливая жизнь считается священной и религиозной обязанностью. Взаимопомощь не из прагматизма и общественного долга, а из религиозного и традиционного долга или с целью спасения, распространенность коллективных действий, ритуалов. Жертвенность, общинность, массовый героизм или массовый подвиг. Государство-корпорация строится по принципу государства-монастыря, так как идеальные или идеологические и духовные стимулы к труду преобладают над материальными и прагматичными. Бытовая экономика функционирует по принципу разумной достаточности, отрицается роскошь. И в экономике и в политике преобладают коллективные действия и проекты, носящие печать идеологии, поэтому господствует гигантомания, а не принципы прагматизма и удобства. Общественный и технический прогресс признается в отличие от чисто консервативных идеологий. Исторический аналоги: российская империя XIX века, особенно в период правления Александра Третьего. Из недавнего прошлого: СССР Сталина. Он собственно и демонстрирует переход от либерально - социалистического микса троцкизма - ленинизма и коммуно-консервативному. Недаром в позднем сталинском социализме и в период войны было реабилитировано православие. Безусловно, что идеология Александр Третьего это больше уклон в консерватизм, а позднесталинская идеология больше уклон в социализм, но это один и тот же микс.

Таким образом, мы выделили 6 идеологий Нового времени. Нельзя их путать с политическими режимами и способами государственного устройства. В зависимости от политических традиций и исторического момента, эти идеологии имеют разные названия. Например, американские республиканцы в этой классификации - типичные либерал - консерваторы, а демократы - либерал - социалисты. Тори в Великобритании так же либерал - консерваторы, а виги - либерал - социалисты. В Латинской Америке мы видим социал- консерватизм под маской христианского социализма, таким же поворотом к социал - консерватизму отмечена политика Путина, пришедшая на смену либеральному консерватизму 2000ых и либерал- социализму и либерализму 90ых.

Из шести выделенных идеологий и миксов - три задействуют слово консерватизм и их место в общем и целом в идеологической системе Нового Времени понятно.
Продолжение следует

Историки различных школ резко расходятся в периодизации новой истории. В советской историографии в рамках формационной теории её начало связывали с английской революцией середины XVII века, начавшейся в 1640 году. Среди других событий, которые принимаются в качестве исходного рубежа Нового времени, называют события, связанные с Реформацией (1517), открытие испанцами в 1492 году Нового Света, падение Константинополя (1453) или даже начало Великой Французской революции (1789) и др.

Новое время существенно изменило формы и темпы формирования политической теории. Усложнение политической сферы, постепенно выявлявшее зависимость государственной власти от области частной жизни человека, способствовало пониманию ее как определенной социальной сферы со своими специфическими основами и механизмами.

Итальянский мыслитель Н. Макиавелли первым совершил этот прорыв, разделив представления о политике и обществе. Введя в научный лексикон термин stato, он трактовал его не как отображение конкретного государства, а как особым образом организованную форму власти. В духе такого подхода Ж. Боден поставил вопрос о разработке методических оснований особой политической науки. Громадный вклад в развитие этой отрасли знания внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Милль, И. Бентам, А. Токвиль, К. Маркс и ряд других выдающихся мыслителей, разрабатывавших идеи рационализма, свободы, равенства граждан.

Эта эпоха дала миру имена А. Бентли, Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса, М. Вебера, В. Вильсона, Ч. Мерриама и других выдающихся теоретиков. Конечно, в разных странах развитие научного знания о политике шло неравномерно. Однако и в России труды Б. Н. Чичерина, П. А. Новгородцева, А. И. Строгина, М. М. Ковалевского, М. Я. Острогорского, Г. В. Плеханова и других ученых явились достойным вкладом в процесс формирования политической науки.

Мощный теоретический подъем на рубеже веков привел и к становлению политической науки в качестве самостоятельной дисциплины в учебных заведениях США (1857), а впоследствии в Германии и Франции. В 1903 г. была создана первая Американская Ассоциация политических наук, объединившая в своих рядах ученых, профессионально исследовавших сферу политики. Все это позволяло говорить о становлении политической науки в качестве особой отрасли знания, занявшей свое место в структуре гуманитаристики.

Т.Гоббс выступает теоретиком абсолютной, никому не подконтрольной власти. Однако необходимо иметь в виду, что этатистская концепция Гоббса явилась теоретической реакцией на революционные события в Англии 1641-1649 гг. Этот период четко обозначил, что в обществах в период хаоса снижается или утрачивается регулирующая роль традиций, указов и законов. Именно в этой связи единственную надежду на восстановление порядка и недопущение впредь гражданской войны и революции Гоббс возлагает на сильное государство.




Д.Локк разрабатывал идеи естественного права и договорного происхождения государства, разделения властей и народного суверенитета, неотъемлемых прав человека. Государство, по Локку, создается для того, чтобы совместными усилиями люди более надежно защищали право на жизнь, свободу и собственность. Впервые в политической мысли была четко сформулирована идея неотъемлемых прав человека, идея, которая с конца XVIII в. стала закрепляться в политико-правовых документах США и стран Европы, а с XX в. в международных документах: Декларация независимости (США, 4 июля 1776 г), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г), Всеобщая Декларация прав человека, утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН (10 декабря 1948 г.).

Эта идея в правовых документах нашей страны была отражена только к концу XX в. - в статье 17 Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 г.).

Далее Дж. Локк выдвигает и отстаивает идею верховенства закона в государстве. В государстве никто не может быть изъят из подчинения закону. Либеральные идеи Дж.Локка получили дальнейшее развитие в концепциях мыслителей XVШ-XX века.

Для политической свободы, как показывает Монтескье, необходимо также и особое состояние общества, т.е. наличие в нем таких социальных сил и институтов, которые были бы заинтересованы в свободе и могли защитить ее от посягательств власти.

Теоретическая мысль Европы ХVII - начала XVIII вв. лишь начинала выстраивать модели пределов государственному вмешательству в мирские дела, в частную жизнь. Руссо же окончательно снимает с государства божественные покровы, превращает его в обычное дело человеческих рук и разума. Начало этому процессу было положено разработкой теорий договорного происхождения государства (Г. Гроций. Т. Гоббс. Дж. Локк и др.).

С этого момента государству можно указывать не только пределы, его можно переделывать. Но отсюда оставался один шаг до идеи о том, что есть искусные мастера по переделке государства. Сама власть (государство) превратилась в политическую проблему. В Европе стали активно разрабатываться символические образы власти (идеологии), которые структурировали и интегрировали различные слои народа вокруг того или иного образа устройства и переустройства общества и государства.

Традиция в размышлениях Берка — это продукт истории, результат исторического опыта. История отбирает все ценное и лучшее, превращая это лучшее в основу дальнейшего развития, в опору мудрого правления.

В ХIХ-ХХ вв. на основе исследования цивилизационных детерминант политического процесса в общественной мысли сложилось культурологическое направление в анализе политики и власти, в рамках которого находит дальнейшее обоснование тезис о существенной обусловленности политико-властного и государственно-управленческого процесса состоянием и особенностями политической культуры и менталитета данного общества.

Политическая концепция Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) обращает внимание на связь государства, права и свободы воли человека.

Гегель четко различает гражданское общество и политическое государство. Характеризуя гражданское общество, немецкий мыслитель показывает, что это сфера проявления свободы человека, но здесь еще не достигается подлинная свобода, здесь каждый сам для себя цель, и лишь государство представляет собой шествие разума, подлинной свободы и права.

Опираясь на материалистические идеи, Маркс разрабатывает теорию классовой борьбы как главной движущей силы исторического политического процесса.

Историки различных школ резко расходятся в периодизации новой истории. В советской историографии в рамках формационной теории её начало связывали с английской революцией середины XVII века, начавшейся в 1640 году. Среди других событий, которые принимаются в качестве исходного рубежа Нового времени, называют события, связанные с Реформацией (1517), открытие испанцами в 1492 году Нового Света, падение Константинополя (1453) или даже начало Великой Французской революции (1789) и др.

Новое время существенно изменило формы и темпы формирования политической теории. Усложнение политической сферы, постепенно выявлявшее зависимость государственной власти от области частной жизни человека, способствовало пониманию ее как определенной социальной сферы со своими специфическими основами и механизмами.

Итальянский мыслитель Н. Макиавелли первым совершил этот прорыв, разделив представления о политике и обществе. Введя в научный лексикон термин stato, он трактовал его не как отображение конкретного государства, а как особым образом организованную форму власти. В духе такого подхода Ж. Боден поставил вопрос о разработке методических оснований особой политической науки. Громадный вклад в развитие этой отрасли знания внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Милль, И. Бентам, А. Токвиль, К. Маркс и ряд других выдающихся мыслителей, разрабатывавших идеи рационализма, свободы, равенства граждан.

Эта эпоха дала миру имена А. Бентли, Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса, М. Вебера, В. Вильсона, Ч. Мерриама и других выдающихся теоретиков. Конечно, в разных странах развитие научного знания о политике шло неравномерно. Однако и в России труды Б. Н. Чичерина, П. А. Новгородцева, А. И. Строгина, М. М. Ковалевского, М. Я. Острогорского, Г. В. Плеханова и других ученых явились достойным вкладом в процесс формирования политической науки.

Мощный теоретический подъем на рубеже веков привел и к становлению политической науки в качестве самостоятельной дисциплины в учебных заведениях США (1857), а впоследствии в Германии и Франции. В 1903 г. была создана первая Американская Ассоциация политических наук, объединившая в своих рядах ученых, профессионально исследовавших сферу политики. Все это позволяло говорить о становлении политической науки в качестве особой отрасли знания, занявшей свое место в структуре гуманитаристики.

Т.Гоббс выступает теоретиком абсолютной, никому не подконтрольной власти. Однако необходимо иметь в виду, что этатистская концепция Гоббса явилась теоретической реакцией на революционные события в Англии 1641-1649 гг. Этот период четко обозначил, что в обществах в период хаоса снижается или утрачивается регулирующая роль традиций, указов и законов. Именно в этой связи единственную надежду на восстановление порядка и недопущение впредь гражданской войны и революции Гоббс возлагает на сильное государство.

Д.Локк разрабатывал идеи естественного права и договорного происхождения государства, разделения властей и народного суверенитета, неотъемлемых прав человека. Государство, по Локку, создается для того, чтобы совместными усилиями люди более надежно защищали право на жизнь, свободу и собственность. Впервые в политической мысли была четко сформулирована идея неотъемлемых прав человека, идея, которая с конца XVIII в. стала закрепляться в политико-правовых документах США и стран Европы, а с XX в. в международных документах: Декларация независимости (США, 4 июля 1776 г), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г), Всеобщая Декларация прав человека, утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН (10 декабря 1948 г.).

Эта идея в правовых документах нашей страны была отражена только к концу XX в. - в статье 17 Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 г.).

Далее Дж. Локк выдвигает и отстаивает идею верховенства закона в государстве. В государстве никто не может быть изъят из подчинения закону. Либеральные идеи Дж.Локка получили дальнейшее развитие в концепциях мыслителей XVШ-XX века.

Для политической свободы, как показывает Монтескье, необходимо также и особое состояние общества, т.е. наличие в нем таких социальных сил и институтов, которые были бы заинтересованы в свободе и могли защитить ее от посягательств власти.

Теоретическая мысль Европы ХVII - начала XVIII вв. лишь начинала выстраивать модели пределов государственному вмешательству в мирские дела, в частную жизнь. Руссо же окончательно снимает с государства божественные покровы, превращает его в обычное дело человеческих рук и разума. Начало этому процессу было положено разработкой теорий договорного происхождения государства (Г. Гроций. Т. Гоббс. Дж. Локк и др.).

С этого момента государству можно указывать не только пределы, его можно переделывать. Но отсюда оставался один шаг до идеи о том, что есть искусные мастера по переделке государства. Сама власть (государство) превратилась в политическую проблему. В Европе стали активно разрабатываться символические образы власти (идеологии), которые структурировали и интегрировали различные слои народа вокруг того или иного образа устройства и переустройства общества и государства.

Традиция в размышлениях Берка — это продукт истории, результат исторического опыта. История отбирает все ценное и лучшее, превращая это лучшее в основу дальнейшего развития, в опору мудрого правления.

В ХIХ-ХХ вв. на основе исследования цивилизационных детерминант политического процесса в общественной мысли сложилось культурологическое направление в анализе политики и власти, в рамках которого находит дальнейшее обоснование тезис о существенной обусловленности политико-властного и государственно-управленческого процесса состоянием и особенностями политической культуры и менталитета данного общества.

Политическая концепция Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) обращает внимание на связь государства, права и свободы воли человека.

Гегель четко различает гражданское общество и политическое государство. Характеризуя гражданское общество, немецкий мыслитель показывает, что это сфера проявления свободы человека, но здесь еще не достигается подлинная свобода, здесь каждый сам для себя цель, и лишь государство представляет собой шествие разума, подлинной свободы и права.

Опираясь на материалистические идеи, Маркс разрабатывает теорию классовой борьбы как главной движущей силы исторического политического процесса.

Термин новое время означает, период с семнадцатого века до двадцатого (1914 год). До того как общество стало массовым оно прошло свой "вектор" развития.

Само понятие появилось в эпоху Ренессанса. Точка отсчёта нового времени начинается в 1640 году (начало английской революции), конечная точка эпохи, - начало первой мировой войны (1914-1918).

Эпоха Нового времени, так же подразделяется на 2 под периода:

- Венский конгресс (1814-1815 гг.). Система международных отношений, сложившаяся в Европе, державами победителями в Наполеоновских войнах. Она просуществовала около 35 лет, вплоть до начала Крымской войны 1854 году.

Новое время для развития России.

Но, для того что бы общество стало массовым, необходима свобода (где каждый будет в равной степени ответственен перед государством, где у всех есть равные права).

Общество в борьбе за права и свободы.

В общественной мысли Нового времени видное место занимает учение о естественных правах человека и теория общественного договора, которые развивались в творчестве многих известных европейских мыслителей (Гроций, Локк, Гоббс и др.).

Девятнадцатый век, дал массе многое, она идейно и физически оформилась. Самое главное что он дал ей так это социализм и учение К. Маркса. Рабочие (пролетарии) начинают объединятся для отстаивания своих экономических а позднее и политических устремлений.

В 1861 году, в России наконец то было отменено крепостное право, почти 95 миллионов стали свободными людьми.

Нужно сразу отметить, что истинное общество, это не есть масса. Однако именно масса в конце девятнадцатого и в двадцатом веке подменила общество (его желания и устремления).

Из-за корыстных интересов правительства Европы и США, потащили свои народы на войну (Первая мировая 1914-1918 гг). Учёные историки утверждают что на моменте начала войны (1 августа 1914 года), заканчивается этап нового времени и начинается новейшее.

Фашизм (от итальянского пучок), - крайне правое движение в Италии в 20-40 гг., двадцатого века. Предполагает именно диктаторскую форму правления.

Национал-социализм была государственной идеологией в Германии, являющаяся формой фашизма, ему присуще расизм и антисемитизм. Ориентируется только на диктатуру.

Большевизм, фашизм, национал-социализм, это всё массовые движения и идеология так же рассчитана на массу.


XXI век стал началом переломного периода, суть которого заключается в завершении эпохи Модерна, а, следовательно, и в коренном изменении всех фундаментальных основ общества. Прежняя парадигма со свойственной ей структурой мышления, идеалами, социальным и политическим устройством безвозвратно уходит в прошлое, в то же время понять, что придёт им на смену, дано лишь немногим интеллектуалам. Общество, как и следовало ожидать, к таким кардинальной ломке привычного ему мира не готово, поэтому ожидать, что она пройдет мягко и безболезненно не приходится. Люди, которым суждено будет пройти через жернова пост-модерна будут принципиально иными, от их прежних идентичностей и мировоззрений не останется ничего, потому что та обработка, которой неизбежно подвергнется их сознание, почти не оставит шансов для пути назад.

Начавшаяся на заре Ренессанса эпоха Модерна поставила перед собой задачу перемолоть традиционное общество, дабы построить на его костях новый мир, основанный на культе разума, рациональности и объективной реальности. Прогремевшие над Россией и Европой буржуазные и социалистические революции придали этому процессу ускорение, их устроители наивно полагали, что железной поступью современной позитивистской науки можно построить суровую утопию Ф. Бэкона через слом традиционного уклада всех народов.

Парадигма Модерна, мировоззрение эпох Возрождения и Просвещения как идейная база идеологий

Если прежде государство мыслилось как отражение небесной иерархии, то теперь оно провозглашено продуктом общественного договора свободных людей, стремившихся таким образом обезопасить себя и своё имущество. При этом государство мыслится как порочная машина, отчуждающая своих граждан от прав и свобод, но за счет этого обеспечивающая им безопасность. Модерн утверждает индивидуализм, номинализм, секуляризм, рационализм, эмпиризм, линейное восприятие времени (прогресс). Политика теперь воспринимается либо как механизм удержания власти (Макиавелли, Гоббс), либо как выражение суверенитета граждан (Локк).

XX в. как борьба трех проектов эпохи Просвещения

Однако после окончания Французской революции они редко выступают в единой связке. В XIX в. постепенно все три политические теории выкристаллизовывают свои политические проекты и вступают между собой в борьбу за их реализацию.

Либерализм положил в своё основание идеал автономного и самодостаточного индивида, мыслящего и действующего рационально и, следовательно, своими поступками он действует в первую очередь в собственных интересах; он может вступать во взаимодействие с иными индивидами, но только так, чтобы это соответствовало его интересам. Свобода, за которую ратует либерализм, имеет негативную природу, попытки придать ей положительное содержание, как правило, встречает отпор со стороны представителей данной идеологии. Государство, как было указано выше, является искусственным образованием, призванным охранять права и свободы граждан, вмешиваясь в их жизнь только в том случае, когда кто-то из них нарушает чужие права. Тем не менее, в той или иной мере негативное отношение к государству как институту свойственно всем либералам, не случайно в последнее время среди них всё большую популярность набирает идея отмирания государства и его полная замена рынком.

И первая, и вторая политические теории придерживаются отрицательной трактовки роли государства в истории. Либерализм ненавидит его за таможенные барьеры, налоговые сборы и за ограничение прав личности, поэтому мечтает о полной замене государственных институтов рынком; коммунизм рассматривает государство как инструмент в руках правящих классов, призванный держать эксплуатируемые массы в повиновении, а, следовательно, в новом, бессклассовм обществе ему нет места, так как в нём никто никого не будет подавлять и контролировать.

Третья политическая теория появилась позже всех и просуществовала менее остальных, будучи выбитой противниками в середине XX в. Национализм стремился стать альтернативой как либерализму (права и свободы только для граждан одной конкретной нации), так и коммунизму (отрицание пролетарского интернационализма). Очень часто встречается точка зрения, которая стремится увязать его с консерватизмом, однако подобная позиция в крайней степени ошибочна. Третья политическая теория провозглашает своей основной ценностью нацию, т. е. Искусственный концепт, возникший в результате буржуазных революций как новая форма идентичностей взамен традиционных (сословность, этничность). Нация есть насквозь буржуазное понятие, преследующее своей целью полностью стереть существовавшее до него культурное, языковое своеобразие, заменяя его изобретенными в столицах стандартами, которые, как показывает история, так никогда до конца в народе и не приживались. Как и либерализм, национализм признаёт принцип народного суверенитета и даже возводит его в абсолют, иными словами, государство для него также, как и для других идеологий, есть искусственное вторичное образование, не несущее за собой никакого сакрального значения. Не лишним будет отметить, что национализм есть явление исключительно западное, все попытки внедрить его в других цивилизациях заканчивались неизбежным провалом. Наиболее полно данная идеология проявила себя в фашистском режиме Б. Муссолини и национал-социализме А. Гитлера, эксцессы последнего привели к ее полному запрету и тотальному остракизму третьей политической теории, которая даже в самых умеренных своих проявлениях подпадает под подозрение в гитлеризме и нацизме.

Рассмотрев основные характеристики всех идеологий эпохи Модерна, перейдём к описанию их влияния на молодое поколение.

Молодёжь и Модерн

В традиционном обществе наибольшим почитанием пользуются люди старшего поколения, как наиболее опытные и умудрённые жизнью. Совершенно иначе обстоят дела при модернистской парадигме: там на первые роли выходят юноши как ударная сила идеологии (либерализма, коммунизма или фашизма). Все политические теории ориентированы именно на молодых, которые смогут вдохновиться ими на борьбу и пойдут проливать свою кровь за их торжество во всём мире. Также этому способствовал еще и тот факт, что все идеологии эпохи Модерна являлись по преимуществу революционными, что тоже делало их по большей части уделом молодого поколения, более расположенного к вере в необходимость радикального переустройства общества.

Символом эпохи Модерна становится молодой человек, который максимально открыт новым веяниям, активен и не особо обременен памятью о прошлых веках (последнее не во всём характерно для третьей политической теории, однако культ прогресса в ней бесспорно присутствует). Чтобы убедится в этом, достаточно обратить внимание на агитацию и пропаганду столетней данности, везде мы увидим этот образ юноши, смело прорубающего путь в светлое будущее. И либерализм, и коммунизм, и фашизм в одинаковой степени спекулировали на нём и тем создавали себе видимость авангардности. Также именно в этот период получил своё развитие и культ спорта, каждый режим в своей пропаганде не обходил тему физической подготовки и готовности обратить её в военную силу.

Цифровой Постмодерн не менее опасен для молодёжи, чем мёртвые идеологии Модерна, поскольку радикальным образом деформирует мышление, отучая его от рассмотрения целостных взаимосвязанных построений. Даже вставая на патриотические позиции молодой человек воспринимает свою страну как приложение в App store или Google play, лишённое чёткой формы и реального содержания. Это патриот, ведущий борьбу на просторах комментирования постов, делающий репосты в своём аккаунте и ставящий лайки. Конечно, в современном мире это подчас значит немало, но такой патриот в реальной жизни может оказаться беспомощным. Не стоит и забывать о том, что сетевые и цифровые технологии на данный момент являются в основном прерогативой западной цивилизации, поэтому, включаясь в них, люди невольно подпадают под её влияние, при ведении борьбы на информационном поле интернета они не понимают, что находятся на чужой, не подконтрольной им территории. Таким образом, подпадая под обаяние социальных сетей мы заранее обрекаем себя на поражение, потому что приобщаемся к чужому мышлению, без которого невозможно пользование интернетом.

Четвертая политическая теория как необходимая альтернатива постмодернизму

Единственным выходом из формирующегося нового мирового порядка может быть лишь обращение к собственным цивилизационным основаниям, выраженные в особом понимании каждой цивилизацией своей религии, культуры и государственности, которые в период Модерна были подвергнуты искажению. При этом следует раз и навсегда отказаться от апелляции к какой бы то ни было идеологии, поскольку они, во-первых, дефрагментированы и деконструированы Постмодерном, а, во-вторых, как уже неоднократно говорилось выше, сами были направлены на растворение и ликвидацию самобытности и оригинальности каждой культуры. Четвёртая политическая теория не является попыткой реанимировать либерализм, коммунизм или фашизм, в любой подобной попытке она будет видеть лишь бессильную злобу адептов культа разума против итогов своей нигилистической деятельности. Поэтому она констатирует наступление конца века идеологий.

Список литературы.

2. Дугин А.Г. Постфилософия. - М.:Евразийское движение, 2009. - 704 с.

3. Дугин А.Г. Философия политики. М.: Арктогея. - 2004. - 616 с.

4. Емельянов-Лукьянчиков М.А. Иерархия радуги: русская цивилизация в наследии К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского, О.А. Шпенглера, Ф.Дж. Тойнби. - М.: Русскiй Мiръ, 2008. - 704 с.

5. Емельянов-Лукьянчиков М.А. Распятая радуга. Россия и Европа на пути к Апокалипсису. - М.: Русскiй Мiръ, 2015. - 544 с.

6. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. В кн.: Славянофильство и грядущие судьбы России. - М.: Институт русской цивилизации, - 2010. - С. 34-173.

Читайте также: