Изгнание морисков из испании кратко
Обновлено: 01.06.2024
Официальный указ об изгнании был подписан Филиппом III 9 апреля 1609 г. Первыми подверглись выселению мориски Валенсии (в 1609), затем Арагона (весной 1610), Каталонии (осенью 1610) и Кастилии (в 1610-1614). Недвижимая собственность изгоняемых переходила к феодалам-землевладельцам, компенсирую потерю рабочей силы. Подавляющая часть морисков отправилась в Северную Африку, меньшая часть – в Южную Францию, Италию и Америку.
Общее количество депортированных морисков могло достигать 300 тыс. человек, но необходимо отметить, что часть из них (около 30 тыс. человек) всё же осталась на Пиренейском полуострове. В ряде областей это привело к заметному запустению, но, пожалуй, самое сильное влияние эти события оказали на положение феодалов, особенно в областях, где концентрация морисков была наиболее высока.
В 1609 году по указу испанского короля Филиппа III началась депортация морисков – мусульман, которых вынудили принять христианство – с Иберийского полуострова.
К началу XVII века проблем у Филиппа III накопилась куча: с одной стороны, Испания вела масштабную военную кампанию в Южной Америке, с другой стороны, на восточном побережье страны то и дело высаживались турки, которые разоряли местные поселения. В конце концов, не так давно испанцам пришлось признать потерю примерно половины своих владений в Нидерландах. Помимо всего перечисленного, в стране ещё чувствовались отголоски Альпухарского восстания, во время которого испанской армии пришлось силой подавить мятежников-мусульман. Рассеянные по всей стране после этих столкновений мавры снова давали о себе знать: формально они считались христианам, однако многие из них тайно исповедовали ислам и даже разными способами сотрудничали с мусульманскими пиратами и работорговцами из Магриба — так в то время называли большую часть Северной Африки.
Масла в огонь подливали протестантские страны: там считали, что вера испанцев мало чего стоит, пока в их стране тайно исповедуют ислам. От Филиппа III требовали решительных действий, и он на них пошёл: 9 апреля 1609 года он подписал эдикт, согласно которому начиналась насильственная депортация всех морисков из страны. При этом, по оценкам некоторых экспертов, в частности профессора Лондонского университета, специалиста по Испании Трэвора Дадсона, в то время численность морисков могла доходить до миллиона человек. В Арагоне, например, они составляли чуть ли не треть всего населения.
Выселять морисков в первую очередь решили из Валенсии, где они имели большое влияние. Между тем о подписании эдикта долгое время знали лишь приближенные к королю, обычным людям о нем не было известно ровным счетом ничего. Несколько месяцев испанские войска стягивались в Валенсию, занимая там стратегически важные позиции — так власти готовились к беспорядкам, которые могли вспыхнуть в городе. Официально обнародовали указ в конце сентября: согласно документу, морискам было позволено взять все, что они могли унести на руках. Их дома и земли должны были достаться испанской короне. Изгнанию не подверглись только самые маленькие дети — их мориски должны были отдать на воспитание священникам.
Первых морисков доставили в порты, где их в качестве последнего унижения заставили оплатить путешествие на корабле, который увозил их в Северную Африку. Проблема была также и в том, что на африканском континенте переселенцев никто не ждал — местные атаковали испанский флот, который перевозил морисков. Естественно, восстания на территории Испании не заставили себя ждать. Примерно через месяц после начала депортации мавров вспыхнул первый бунт, ещё через пару дней — второй. Более 20 тысяч повстанцев, однако, потерпели тяжелое поражение от регулярной испанской армии.
В начале 1610 года изгнание морисков перебрасывается на другие регионы Испании: их выселяют из Арагона, Каталонии и Андалусии. По оценкам историков, за несколько лет порядка 300 тысяч морисков были вынуждены покинуть Испанию. Впрочем, как отмечает профессор Дадсон, примерно 70 тысячам человек удалось впоследствии вернуться на полуостров, а многие мавры вообще не покинули его, спрятавшись от властей или скрыв свое происхождение.
Спустя десять лет после начала кампании по депортации морисков испанские власти должны были признать, что с точки зрения экономики эта затея оказалась полностью провальной. Поля, которые возделывали мавры, стояли неубранными, а города, в которых они составляли большую часть населения, потеряли львиную долю рабочей силы.
Мориски: история изгнания из католической Испании (Источник фото: e-news.su).
Кто такие мориски?
Несмотря на то, что они обратились в христианство, мориски продолжали тайно придерживаться ислама, отстаивать свою расовую и культурную идентичность через различные глубоко укоренившиеся культурные обычаи. Однако воспроизведение и увековечение их культурных традиций было воспринято католическими властями как угроза, их обвиняли в сохранении лояльности мусульманам Северной Африки и туркам Османской империи.
Один из свидетелей и сторонников изгнания – Педро Аснар Кардона, оставил вот такое описание этого насильственного исхода морисков из Валенсии:
Есть много противоречивых оценок количества изгнанных морисков, но ученые согласны с исследованием Анри Лапейра, который оценил их количество примерно в 300 тысяч человек. Мориски были изгнаны в массовом порядке в основном из-за недоверия и страха. После того, как Карл V, король Испании и император Священной Римской империи, принудил их обратиться в христианство между 1525 и 1526 годами, мориски сопротивлялись полной ассимиляции и сохраняли свою этническую и культурную идентичность, воплощенную в их мавританских формах одежды, музыке, кухне, языке, именах и других практиках.
До принятия решения о массовом изгнании морисков испанские власти и церковь широко пропагандировали идеологию религиозного единства и распространяли антиисламскую пропаганду. Позже они использовали это якобы для узаконивания высылки. Оскорбление ислама и мусульман принимало множество форм.
Сегодня большая часть диаспоры морисков рассеяна по странам Северной Африки. В Марокко потомки морисков живут в Рабате, Сале и северных городах Шефшауэн, Тетуан и Танжер. Когда они бежали из Испании, мориски оставили позади все, кроме своей культуры и традиций. Мориски привезли с собой андалузскую музыку, которая до сих пор очень популярна в Магрибе.
Влияние морисков все еще очень заметно в одежде, музыке, еде, торжествах и архитектуре. Город Шефшауэн, основанный в 1471 году Али Бен Рашидом, другом последнего правителя Гранады, архитектурно похож на город Гранаду и напоминает его переулки, минареты, мозаику, голубую окраску стен и стиль домов.
И в классической готике, и в нео-готике, если верить логике Дианы Дарк, получили свое дальнейшее развитие традиции исламской архитектуры. В чем же заключается секрет такой популярности этого стиля?
Сегодня диаспора морисков также существует за пределами Северной Африки, в таких разных местах, как Франция, Турция и Латинская Америка. Жестокость и несправедливость изгнания почти забыты, в то же время расовые и этнические меньшинства начинают получать признание и поддержку.
В октябре 2015 года нижняя палата парламента Испании приняла закон о предоставлении испанского гражданства евреям испанского происхождения. Хотя такой закон, безусловно, является позитивным шагом, однако политики Испании игнорируют морисков, которые тоже были аналогичным образом изгнаны из страны, что говорит о двойных стандартах в отношении жертв религиозного насилия в средневековой Испании.
Общественное мнение Испании является неотъемлемой частью вопроса о том, каким обществом стремится быть современная Испания и какой в нем может существовать плюрализм. Любые претензии Испании к культурному плюрализму или сосуществованию, которые не признают историческое положение морисков и не предоставляют их потомкам права на возвращение, будут неполными.
В XVIII веке испанская инквизиция еще преследовала за так называемое криптомусульманство (то есть тайное мусульманство) жителей Гранады, последнего оплота мавров.
Крещение морисков, кафедральный собор Гранады
Патио в Севилье
Морискам также предписывалось носить на шляпах отличительный знак — полумесяц из синего сукна величиною с апельсин.
В ответ на все эти запреты в Альпухаррас, в горах под Гранадой и в самой Гранаде поднимается восстание морисков, которое жестоко подавляется.
После восстания 80 тысяч гранадских морисков были депортированы в другие регионы Кастилии.
В XVI веке Севилье проживало примерно 7000 морисков, около 10% населения города.
Особенно много морисков жило в Триане, они были гончарами, строителями, ткачами, кожевенниками, ремесленниками по металлу, серебру, меди. Мориски жили обособленно, не пили вина, не ели свинины, предпочитали бобы и овощи, вместо сала использовали оливковое масло, рано женились и имели много детей.
Семья морисков, Христофор Вейдиц, XVI век
Изгнание морисков
В 1609 году король Филлипп III принимает решение об изгнании всех морисков из Испании. Королю мерещились заговоры морисков с берберами северной Африки, которые постоянно угрожали берегам Испании, с турками и даже с опальными гугенотами.
Было изгнано 300 тысяч человек! Их отправляли на кораблях на север Африки, откуда многие пытались вернуться назад в Испанию, многие погибали по дороге. Были изгнаны даже те, кто искренне исповедовал христианство на протяжении нескольких поколений и принадлежал к духовному сословию. Тех, кто возвращался, судили и отправляли на галеры или на серебряные рудники Альмаден. Многие мориски бежали в Новый Свет.
Изгнание морисков" — Габриэль Пуидж Рода
Некоторые мориски были рабами у христиан, и на них не распространялся указ об изгнании.
Особенно много морисков проживало в королевстве Валенсия, примерно 30% населения. Оттуда было изгнано более 100 тысяч человек.
Многочисленные апельсиновые рощи, которыми славится Валенсия — наследие трудолюбивых морисков, которые с помощью искусной системы орошения превращали в цветущий сад самые засушливые районы.
Мориски и фламенко
Почему хриплый голос кантаора фламенко, так напоминает пение муэдзина с минарета? В канте хондо (глубокое пение) — а это сердце фламенко — как будто звучит крик израненной души изгнанника.
Некоторые мориски смешались с кочевавшими цыганами, чтобы скрыться от инквизиции, и цыгане невольно впитали, среди прочих музыкальных влияний, североафриканские напевы морисков, их страдающий голос.
Кате хондо, рисунок Хоакина Араухо
Есть предположение, что само слово фламенко происходит от арабского феллах менгус, что означает безземельные бродячие крестьяне.
О языке и о привычках.
В испанском языке насчитывается четыре тысячи арабских слов!
Цыганки на севильской ярамарке пекут пончики.
Очень похожие сладости есть в странах Магриба. Некоторые потомки изгнанных морисков, живущие ныне в Марокко, Тунисе и Алжире, до сих пор хранят ключи от домов своих предков в Гранаде.
Традиционная керамика — также наследие искусных мастеров- морисков. Самая лучшая керамика в Триане, где когда-то проживало много морисков.
Приглашаю на экскурсию по Севилье и Андалусии!
Читайте на блоге:
-
14 февраля 2022Торквемада. Был инициатором преследования мавров и евреев в Испании(0)
По мнению Торквемады, отступничество маранов могло прекратиться только с изгнанием евреев из Испании, а так как евреи находили приют и покровительство в Грaнаде, то завоевание последнего оплота мавров тесно связывалось в глазах великого инквизитора с очищением родины от сомнительных религиозных […]16 мая 2021Дворец Пинело в Севилье. 600 лет истории и легенд(1)
Дворец Пинело - это здание как типичный образец средневековой застройки принадлежало семье из Генуи. Основатель Франциско Пинело.8 августа 2021Эрнандо де Эстурмио, художник ( 1515-1556)(0)
Эрнандо де Эстурмио, художник. ( 1515-1556) Существует множество предположений о фигуре этого фламандского художника, одного из самых ярких представителей эпохи Возрождения в городе Севилья .
Как же жаль, что мы не знаем об этом мастере почти ничего.
Пусть на этом блоге, на русском языке будет рассказ об Эрнандо де Эстурмио. Он оставил в Севилье прекрасные работы начала XVI века
После взятия Константинополя турками в 1453 году в Испаниюхлынула вторая волна цыган.
Многие из них воровали, занимались мошенничеством,попрошайничили, уводили скот.
К концу XV века уже доминирует враждебное отношение кцыганам, и начинают приниматься антицыганские законы повсей Европе.
Читайте также: