Изгнание морисков из испании кратко

Обновлено: 01.06.2024

Официальный указ об изгнании был подписан Филиппом III 9 апреля 1609 г. Первыми подверглись выселению мориски Валенсии (в 1609), затем Арагона (весной 1610), Каталонии (осенью 1610) и Кастилии (в 1610-1614). Недвижимая собственность изгоняемых переходила к феодалам-землевладельцам, компенсирую потерю рабочей силы. Подавляющая часть морисков отправилась в Северную Африку, меньшая часть – в Южную Францию, Италию и Америку.

Общее количество депортированных морисков могло достигать 300 тыс. человек, но необходимо отметить, что часть из них (около 30 тыс. человек) всё же осталась на Пиренейском полуострове. В ряде областей это привело к заметному запустению, но, пожалуй, самое сильное влияние эти события оказали на положение феодалов, особенно в областях, где концентрация морисков была наиболее высока.

В 1609 году по указу испанского короля Филиппа III началась депортация морисков – мусульман, которых вынудили принять христианство – с Иберийского полуострова.

К началу XVII века проблем у Филиппа III накопилась куча: с одной стороны, Испания вела масштабную военную кампанию в Южной Америке, с другой стороны, на восточном побережье страны то и дело высаживались турки, которые разоряли местные поселения. В конце концов, не так давно испанцам пришлось признать потерю примерно половины своих владений в Нидерландах. Помимо всего перечисленного, в стране ещё чувствовались отголоски Альпухарского восстания, во время которого испанской армии пришлось силой подавить мятежников-мусульман. Рассеянные по всей стране после этих столкновений мавры снова давали о себе знать: формально они считались христианам, однако многие из них тайно исповедовали ислам и даже разными способами сотрудничали с мусульманскими пиратами и работорговцами из Магриба — так в то время называли большую часть Северной Африки.

1.jpg

Масла в огонь подливали протестантские страны: там считали, что вера испанцев мало чего стоит, пока в их стране тайно исповедуют ислам. От Филиппа III требовали решительных действий, и он на них пошёл: 9 апреля 1609 года он подписал эдикт, согласно которому начиналась насильственная депортация всех морисков из страны. При этом, по оценкам некоторых экспертов, в частности профессора Лондонского университета, специалиста по Испании Трэвора Дадсона, в то время численность морисков могла доходить до миллиона человек. В Арагоне, например, они составляли чуть ли не треть всего населения.

2.jpg

Выселять морисков в первую очередь решили из Валенсии, где они имели большое влияние. Между тем о подписании эдикта долгое время знали лишь приближенные к королю, обычным людям о нем не было известно ровным счетом ничего. Несколько месяцев испанские войска стягивались в Валенсию, занимая там стратегически важные позиции — так власти готовились к беспорядкам, которые могли вспыхнуть в городе. Официально обнародовали указ в конце сентября: согласно документу, морискам было позволено взять все, что они могли унести на руках. Их дома и земли должны были достаться испанской короне. Изгнанию не подверглись только самые маленькие дети — их мориски должны были отдать на воспитание священникам.

Первых морисков доставили в порты, где их в качестве последнего унижения заставили оплатить путешествие на корабле, который увозил их в Северную Африку. Проблема была также и в том, что на африканском континенте переселенцев никто не ждал — местные атаковали испанский флот, который перевозил морисков. Естественно, восстания на территории Испании не заставили себя ждать. Примерно через месяц после начала депортации мавров вспыхнул первый бунт, ещё через пару дней — второй. Более 20 тысяч повстанцев, однако, потерпели тяжелое поражение от регулярной испанской армии.

3.jpg

В начале 1610 года изгнание морисков перебрасывается на другие регионы Испании: их выселяют из Арагона, Каталонии и Андалусии. По оценкам историков, за несколько лет порядка 300 тысяч морисков были вынуждены покинуть Испанию. Впрочем, как отмечает профессор Дадсон, примерно 70 тысячам человек удалось впоследствии вернуться на полуостров, а многие мавры вообще не покинули его, спрятавшись от властей или скрыв свое происхождение.

Спустя десять лет после начала кампании по депортации морисков испанские власти должны были признать, что с точки зрения экономики эта затея оказалась полностью провальной. Поля, которые возделывали мавры, стояли неубранными, а города, в которых они составляли большую часть населения, потеряли львиную долю рабочей силы.

Мориски: история изгнания из католической Испании (Источник фото: e-news.su).

Мориски: история изгнания из католической Испании (Источник фото: e-news.su).

Кто такие мориски?

Несмотря на то, что они обратились в христианство, мориски продолжали тайно придерживаться ислама, отстаивать свою расовую и культурную идентичность через различные глубоко укоренившиеся культурные обычаи. Однако воспроизведение и увековечение их культурных традиций было воспринято католическими властями как угроза, их обвиняли в сохранении лояльности мусульманам Северной Африки и туркам Османской империи.

Один из свидетелей и сторонников изгнания – Педро Аснар Кардона, оставил вот такое описание этого насильственного исхода морисков из Валенсии:

Есть много противоречивых оценок количества изгнанных морисков, но ученые согласны с исследованием Анри Лапейра, который оценил их количество примерно в 300 тысяч человек. Мориски были изгнаны в массовом порядке в основном из-за недоверия и страха. После того, как Карл V, король Испании и император Священной Римской империи, принудил их обратиться в христианство между 1525 и 1526 годами, мориски сопротивлялись полной ассимиляции и сохраняли свою этническую и культурную идентичность, воплощенную в их мавританских формах одежды, музыке, кухне, языке, именах и других практиках.

До принятия решения о массовом изгнании морисков испанские власти и церковь широко пропагандировали идеологию религиозного единства и распространяли антиисламскую пропаганду. Позже они использовали это якобы для узаконивания высылки. Оскорбление ислама и мусульман принимало множество форм.

Сегодня большая часть диаспоры морисков рассеяна по странам Северной Африки. В Марокко потомки морисков живут в Рабате, Сале и северных городах Шефшауэн, Тетуан и Танжер. Когда они бежали из Испании, мориски оставили позади все, кроме своей культуры и традиций. Мориски привезли с собой андалузскую музыку, которая до сих пор очень популярна в Магрибе.

Влияние морисков все еще очень заметно в одежде, музыке, еде, торжествах и архитектуре. Город Шефшауэн, основанный в 1471 году Али Бен Рашидом, другом последнего правителя Гранады, архитектурно похож на город Гранаду и напоминает его переулки, минареты, мозаику, голубую окраску стен и стиль домов.

И в классической готике, и в нео-готике, если верить логике Дианы Дарк, получили свое дальнейшее развитие традиции исламской архитектуры. В чем же заключается секрет такой популярности этого стиля?

Сегодня диаспора морисков также существует за пределами Северной Африки, в таких разных местах, как Франция, Турция и Латинская Америка. Жестокость и несправедливость изгнания почти забыты, в то же время расовые и этнические меньшинства начинают получать признание и поддержку.

В октябре 2015 года нижняя палата парламента Испании приняла закон о предоставлении испанского гражданства евреям испанского происхождения. Хотя такой закон, безусловно, является позитивным шагом, однако политики Испании игнорируют морисков, которые тоже были аналогичным образом изгнаны из страны, что говорит о двойных стандартах в отношении жертв религиозного насилия в средневековой Испании.

Общественное мнение Испании является неотъемлемой частью вопроса о том, каким обществом стремится быть современная Испания и какой в ​​нем может существовать плюрализм. Любые претензии Испании к культурному плюрализму или сосуществованию, которые не признают историческое положение морисков и не предоставляют их потомкам права на возвращение, будут неполными.

В XVIII веке испанская инквизиция еще преследовала за так называемое криптомусульманство (то есть тайное мусульманство) жителей Гранады, последнего оплота мавров.

Гид в Севилье, туры в Андалусии, экскурсии в Испании

Крещение морисков, кафедральный собор Гранады

 Патио в Севилье Гид в Севилье, туры в Андалусии, экскурсии в Испании

Патио в Севилье

Морискам также предписывалось носить на шляпах отличительный знак — полумесяц из синего сукна величиною с апельсин.

В ответ на все эти запреты в Альпухаррас, в горах под Гранадой и в самой Гранаде поднимается восстание морисков, которое жестоко подавляется.

После восстания 80 тысяч гранадских морисков были депортированы в другие регионы Кастилии.
В XVI веке Севилье проживало примерно 7000 морисков, около 10% населения города.

Особенно много морисков жило в Триане, они были гончарами, строителями, ткачами, кожевенниками, ремесленниками по металлу, серебру, меди. Мориски жили обособленно, не пили вина, не ели свинины, предпочитали бобы и овощи, вместо сала использовали оливковое масло, рано женились и имели много детей.

Семья морисков Гид в Севилье, туры в Андалусии, экскурсии в Испании

Семья морисков, Христофор Вейдиц, XVI век

Изгнание морисков

В 1609 году король Филлипп III принимает решение об изгнании всех морисков из Испании. Королю мерещились заговоры морисков с берберами северной Африки, которые постоянно угрожали берегам Испании, с турками и даже с опальными гугенотами.

Было изгнано 300 тысяч человек! Их отправляли на кораблях на север Африки, откуда многие пытались вернуться назад в Испанию, многие погибали по дороге. Были изгнаны даже те, кто искренне исповедовал христианство на протяжении нескольких поколений и принадлежал к духовному сословию. Тех, кто возвращался, судили и отправляли на галеры или на серебряные рудники Альмаден. Многие мориски бежали в Новый Свет.

Изгнание морисков.Гид в Севилье, туры в Андалусии, экскурсии в Испании

Изгнание морисков" — Габриэль Пуидж Рода

Некоторые мориски были рабами у христиан, и на них не распространялся указ об изгнании.

 Гид в Севилье, туры в Андалусии, экскурсии в Испании


Особенно много морисков проживало в королевстве Валенсия, примерно 30% населения. Оттуда было изгнано более 100 тысяч человек.

Многочисленные апельсиновые рощи, которыми славится Валенсия — наследие трудолюбивых морисков, которые с помощью искусной системы орошения превращали в цветущий сад самые засушливые районы.

Мориски и фламенко

Почему хриплый голос кантаора фламенко, так напоминает пение муэдзина с минарета? В канте хондо (глубокое пение) — а это сердце фламенко — как будто звучит крик израненной души изгнанника.

Некоторые мориски смешались с кочевавшими цыганами, чтобы скрыться от инквизиции, и цыгане невольно впитали, среди прочих музыкальных влияний, североафриканские напевы морисков, их страдающий голос.

Гид в Севилье, туры в Андалусии, экскурсии в Испании

Кате хондо, рисунок Хоакина Араухо

Есть предположение, что само слово фламенко происходит от арабского феллах менгус, что означает безземельные бродячие крестьяне.

IMG_20160311_180039 (1)

О языке и о привычках.

В испанском языке насчитывается четыре тысячи арабских слов!

Гид в Севилье, туры в Андалусии, экскурсии в Испании

Цыганки на севильской ярамарке пекут пончики.

Очень похожие сладости есть в странах Магриба. Некоторые потомки изгнанных морисков, живущие ныне в Марокко, Тунисе и Алжире, до сих пор хранят ключи от домов своих предков в Гранаде.

IMG_20160311_183557


Традиционная керамика — также наследие искусных мастеров- морисков. Самая лучшая керамика в Триане, где когда-то проживало много морисков.

Приглашаю на экскурсию по Севилье и Андалусии!

Читайте на блоге:

    14 февраля 2022Торквемада. Был инициатором преследования мавров и евреев в Испании(0)
    По мнению Торквемады, отступничество маранов могло прекратиться только с изгнанием евреев из Испании, а так как евреи находили приют и покровительство в Грaнаде, то завоевание последнего оплота мавров тесно связывалось в глазах великого инквизитора с очищением родины от сомнительных религиозных […]16 мая 2021Дворец Пинело в Севилье. 600 лет истории и легенд(1)
    Дворец Пинело - это здание как типичный образец средневековой застройки принадлежало семье из Генуи. Основатель Франциско Пинело.8 августа 2021Эрнандо де Эстурмио, художник ( 1515-1556)(0)

    Эрнандо де Эстурмио, художник. ( 1515-1556) Существует множество предположений о фигуре этого фламандского художника, одного из самых ярких представителей эпохи Возрождения в городе Севилья .

Как же жаль, что мы не знаем об этом мастере почти ничего.

Пусть на этом блоге, на русском языке будет рассказ об Эрнандо де Эстурмио. Он оставил в Севилье прекрасные работы начала XVI века

После взятия Константинополя турками в 1453 году в Испаниюхлынула вторая волна цыган.

Многие из них воровали, занимались мошенничеством,попрошайничили, уводили скот.

К концу XV века уже доминирует враждебное отношение кцыганам, и начинают приниматься антицыганские законы повсей Европе.

Читайте также: