Сергей эйзенштейн биография кратко

Обновлено: 27.04.2024

Сергей Михайлович Эйзенштейн (10 (22) января 1898, Рига — 11 февраля 1948, Москва) — советский режиссёр, сценарист, теоретик кино и педагог.

Содержание

Биография

Родился 10 (22) января 1898 года в семье инженера и архитектора, действительного статского советника Михаила Осиповича Эйзенштейна и Юлии Ивановны (урождённой Конецкой). Эйзенштейн получил буржуазное воспитание, с детства изучал три иностранных языка. В 1912 году родители разводятся, и мальчик остается с отцом. Окончил Рижское реальное училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Весной 1918 года Эйзенштейн вступает добровольцем в Красную армию.

Весной 1935 года Эйзенштейн начал работать над сценарием 1937 году по идеологическим соображениям приказом по Главному управлению кинематографии работа была прекращена.

С 1941 по 1946 год режиссёр снимал фильм « 1942 году, были продолжены в Алма-Ате. Главную роль сыграл Николай Черкасов. Картина вышла на экраны в начале 1945 года. За первую серию он получил Сталинскую премию, вторая серия была запрещена и вышла в 1958 году; съемки третьей прекращены.

Профессор ВГИКа, автор фундаментальных работ по теории кино.

Эйзенштейн Сергей Михайлович

Он был выдающимся режиссёром театра и кино, сценаристом, теоретиком искусства и театральным педагогом, его широкую образованность отмечали все современники.

В круг его серьёзных увлечений входили также рисование, игра на рояле, фотография. Его рисунки в 1961 г. вышли отдельной книгой, хотя как художник при жизни он не был оценен.

Детские годы

Его отец, Михаил Осипович Эйзенштейн (1867-1920), архитектор по специальности, родился в еврейской купеческой семье. Мать, Юлия Ивановна Конецкая (Эйзенштейн, 1875-1946), также происходила из купеческого сословия.

В раннем детстве с родителями

В раннем детстве с родителями

В 1912 г. родители С. Эйзенштейна развелись, мальчик остался с отцом. Несмотря на семейные распри, материальное благополучие семьи позволило ему получить хорошее домашнее образование: он занимался музыкой, верховой ездой, рисованием, изучил три иностранных языка.

В возрасте 9 лет стал учеником реального училища в Риге. Отец надеялся, что он продолжит его дело и станет архитектором. После окончания училища по настоянию отца юноша поступил в Институт гражданских инженеров в Петербурге. Октябрьская революция 1917 г. резко изменила его жизнь.

В детстве

Революция – старт к творчеству

В отличие от многих интеллигентов, не принявших революцию или отправившихся в эмиграцию, С. Эйзенштейн встретил её с большим энтузиазмом. Он считал, что она прервала традицию наследования семейной профессии и открыла ему путь к творчеству. Но этот путь не был прост.

В молодости

Краткая биография

Режиссер Сергей Эйзенштейн

Личная жизнь

Жена: Перл Моисеевна Фогельман (1900-1965). Режиссёр-документалист, сценарист, актриса, журналист (литературный псевдоним – Пера Аташева).

Пера Аташева

Она была верной соратницей мужа, разделяя с ним все сложности жизни и творческой деятельности. Сохранила для потомков два архива: Мейерхольда и Эйзенштейна.

После ареста Мейерхольда его архив спас С.М. Эйзенштейн. Он смешал его со своими рукописями и частично спрятал на даче. Разбирая его архив, Перл Моисеевна систематизировала и архив Мейерхольда. В настоящее время оба архива хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ).

Она участвовала в составлении собрания сочинений С.М. Эйзенштейна в 6 томах. Детей у них не было.

Вклад в отечественный и мировой кинематограф

Он формировал кинематограф как новый вид искусства и считал, что кино сможет разрешить все противоречия, которые до сих пор существовали в искусстве.

Сергей Эйзенштейн фотографии

Советский кинорежиссёр, теоретик кино, сценарист, педагог, художник, заслуженный деятель искусств (1935), профессор (1937), доктор искусствоведения (1939).

Путь в кинематограф.

Родился в семье рижского гражданского инженера и архитектора, действительного статского советника Михаила Осиповича Эйзенштейна и Юлии Ивановны (урождённой Конецкой). Он был единственным сыном.
Михаил Осипович знал европейские языки, отличался пунктуальностью. Юлия Ивановна происходила из купеческой семьи, владевшей компанией "Невское баржное пароходство".

Сергей получил традиционное буржуазное воспитание. он прекрасно рисовал, много читал, увлекался театром. С раннего детства изучал сразу три иностранных языка.
Однако его детство не было безоблачным: отец с матерью часто ссорились. В 1912 году родители развелись официально, и по решению суда мальчик остался с отцом.

Все ранние эксперименты и дерзкие теоретические заявления Эйзенштейна, направленные на слом традиционного театрального мышления, на самом деле свидетельствовали о том, что ему становилось тесно в условном искусстве театральной сцены, которое он намеренно делал ещё более условным. Поэтому переход режиссёра вместе со своим коллективом в кино, сближение с передовыми кинематографистами тех лет (Л.В. Кулешов, Д. Вертов, Э.И. Шуб, Л.Л. Оболенский), изучение опыта зарубежного кинематографа способствовали его быстрому освоению нового искусства.

В рамках социалистического реализма.

1925 — Международная выставка декоративных искусств в Париже (Золотая медаль, фильм "Стачка")
1926 — Американская Академия киноискусства (Лучший фильм года, фильм "Броненосец "Потёмкин")
1926 — Международная выставка декоративных искусств в Париже (Золотая медаль, фильм "Броненосец "Потёмкин")
1941 — Сталинская премия (I степени, фильм "Александр Невский")
1946 — Сталинская премия (I степени, фильм "Иван Грозный. 1-я серия")

Сергей Эйзенштейн

Сергей Эйзенштейн

Талантливый ученик Всеволода Мейерхольда, теоретик киноискусства, стоявший у его колыбели, новатор, добившийся синтеза изображения и действия, – Сергей Эйзенштейн умер на взлете, не успев воплотить в жизнь и половины задуманного.

Детство и юность

Родился будущий классик кинематографа в январе 1898 года в Риге, тогда Российской империи. Рос Сергей в зажиточной семье, где двое любящих родителей выполняли малейшее желание маленького сына, похожего на ангелочка с льняными волосами и серо-голубыми глазами. Рорик или Котик, как называли мальчика, летом отдыхал на Рижском взморье, в остальное время ходил в цирк, синематограф и театр.

Режиссер Сергей Эйзенштейн

Режиссер Сергей Эйзенштейн

В доме Эйзенштейнов бывали именитые гости, городские чиновники и купцы. Праздники отмечались с размахом. На Новый год – елка в золоченых украшениях до потолка, на дни рождения Рорика – сад в иллюминации, домашние спектакли и горы подарков. И если бы не постоянные ссоры родителей, детству мальчика мог бы позавидовать каждый ровесник.

Отец будущего лауреата Сталинских премий – Михаил Айзенштейн (позже Эйзенштейн) – происходил из еврейской купеческой семьи, обосновавшейся под Киевом. Михаил Осипович выучился на архитектора и устроился по специальности, дослужившись до чина статского советника и получив дворянское сословие. В Риге и сегодня остались десятки спроектированных им домов.

Сергей Эйзенштейн в детстве

Сергей Эйзенштейн в детстве

Хрустальный мир семейного благополучия разбился вдребезги. Скандальный бракоразводный процесс – Михаил Эйзенштейн 4 года в суде доказывал супружескую неверность жены – похоронил счастливое детство Рорика: в 11 лет, после расставания родителей, мальчик попрощался с детством. Мама уехала в Петербург, а сын остался с отцом в Риге.

Тоску по матери он выливал в письмах к ней, а Юлия засыпала Котика подарками, не имея возможности видеть его. Эйзенштейн-младший получил отличное образование: свободно владел тремя иностранными языками, играл на фортепиано, рисовал, фотографировал, держался в седле.

Сергей Эйзенштейн в молодости

Сергей Эйзенштейн в молодости

Осенью 1914 года Сергей Эйзенштейн окончил училище в Риге и в следующем году стал студентом инженерного вуза в Петербурге, который ранее окончил отец.

Сын покорился родителю, но архитектура не привлекала юношу: в его памяти яркой мозаикой запечатлелись картинки увиденных в детстве цирковых представлений и синематографа. А еще – кадры увиденного в Париже трюкового кинофильма, снятого французским режиссером Жоржем Мельесом, изобретателем спецэффектов и пионером кинофантастики.

Фильмы

Октябрьскую революцию Сергей Эйзенштейн, в отличие от отца, принял вдохновенно. Он вступил в ряды Красной армии добровольцем. В этот период и началась его творческая биография. Эйзенштейн готовил передвижные спектакли, рисовал шаржи и карикатуры на Антанту, радовался разрушению буржуазного уклада жизни.

Режиссер Сергей Эйзенштейн

Режиссер Сергей Эйзенштейн

В 1920 году будущего кинорежиссера отправили учиться в Академию генштаба. Сергей Эйзенштейн взялся изучать японский язык, но главное – он приехал в Москву, где кипела культурная жизнь, где ставились новые спектакли.

Вскоре Эйзенштейн занялся тем, о чем давно мечтал: ставил спектакли в пролеткультовском театре и учился на режиссерских курсах Всеволода Мейерхольда.

Сергей Эйзенштейн

Сергей Эйзенштейн

В декабре цензура одобрила ленту, а в ноябре Троцкий попал в немилость. От режиссера ждали немедленной переделки фильма, но он не спешил. За это Эйзена, как его звали друзья и коллеги, изгнали из Пролеткульта. Урок от советской власти Сергей Эйзенштейн не усвоил: он и дальше не спешил перекраивать снятые фильмы в угоду цензуре.

По пути в Соединенные Штаты Эйзенштейн побывал в Европе. Владевший тремя языками, он выступал по радио, читал лекции в Кембридже и Сорбонне, познакомился с Бернардом Шоу, Гретой Гарбо и Федором Шаляпиным.

Сергей Эйзенштейн на съемках

Сергей Эйзенштейн на съемках

Работу над фильмом прервала болезнь – режиссер заболел черной оспой. Пока он выздоравливал, эпизоды просмотрели чиновники управления и приказали полностью переделать ленту. Эйзенштейн отказался. Два года травли, разгромной критики и противостояния с чиновниками не прошли даром: Сергей Эйзенштейн оказался на грани самоубийства.

Из-за начавшейся войны съемки шли в Алма-Ате, работали ночью – электроэнергии не хватало. Грозного играл Николай Черкасов, ранее сыгравший Невского. Режиссер разбил ленту на 3 части. Первая вышла в 1944 году и понравилась генералиссимусу – Сергею Эйзенштейну вручили вторую Сталинскую премию.

Иосиф Виссарионович одобрил образ царя, расправившегося с опричниной: в образе главного героя Сталин видел себя. Но 2-ая часть вызвала гнев вождя: в ней Иван Грозный превратился в тирана и убийцу, в конце жизни мучимого совестью. Сергей Эйзенштейн предчувствовал катастрофу, но коверкать историю в угоду Сталину не стал.

В 1946 году у режиссера случился первый инфаркт. Известие о смерти матери и расстреле Мейерхольда окончательно подорвало здоровье, но Эйзенштейн взялся за съемки третьей части ленты.

Личная жизнь

Сергей Эйзенштейн в последние годы

Сергей Эйзенштейн в последние годы

В архиве Сергея Эйзенштейна сохранились сотни гомосексуальных рисунков мэтра, но убедительных сведений любовной связи режиссера с мужчинами нет. Незадолго до смерти Эйзенштейн снова женился на Аташевой, оказавшейся после кончины мэтра официальной вдовой и распорядительницей наследия.

Смерть

Эйзенштейн скончался от сердечного приступа февральской ночью 1948 года. Он умер в том же возрасте, что и отец – в 50. Похоронили режиссера на 4 участке Новодевичьего кладбища в столице.

Читайте также: