Иван 3 москва третий рим кратко
Обновлено: 18.05.2024
В истории народа большое значение имеет его самосознание, как он сам воспринимает и определяет свое место в мире, свои задачи, свои отношения с другими странами, значение своей деятельности. Эти представления отражаются в теориях, которые вырабатывают, озвучивают мыслители, глубоко думающие об этой теме. Некоторые со временем перестают быть актуальными, а другие, будучи давно озвученными, имеют значение в последующей истории народа. В русской истории такой теорией является Москва третий Рим.
Как появилась концепция
В конце пятнадцатого и в начале шестнадцатого века в целом завершается процесс формирования единого централизованного Московского государства. Оно объединило почти все русские земли. Очень важно, что в период наличия разных княжеств на Руси народ сохранял чувство своего единства. Духовное объединение русского народа в период политической децентрализации выполняла Русская православная церковь. С 1327 года ее глава митрополит имел центром своего пребывания Москву. Русь приняла крещение из Византии. Духовные связи с константинопольской церковью были очень сильны. Византия оказывала сильное влияние на русские земли в разных областях культуры. Поэтому когда в 1453 году Константинополь был взят турками-османами, это событие произвело глубокое впечатление на русский народ. Его мыслители думали о смысле произошедшего.
Большое значение Русской православной церкви в жизни народа, оформление единого централизованного Московского государства, падение Константинополя являются важными причинами появления теории Москва – третий Рим. Она выразила представление об историческом назначении России.
Суть идеи о том, что Москва - третий Рим
В 1520-х годах монах Филофей в письмах к великому князю московскому Василию III озвучил теорию Москва – третий Рим. Он говорил, что два Рима пали, один есть, а четвертому не бывать. Здесь в центре внимания находится история христианской церкви. Когда в Римской империи правил Константин Великий (306–337) христианство получило на государственном уровне свободу вероисповедания и его поддержку. Рим был столицей, его церковь имела большое влияние в христианском мире. Однако она со временем изменила догматическое учение. Восточная церковь осудила эти изменения как ересь. В результате в 1054 году произошел раскол западной и восточной церкви. Теперь в православном мире Византия стала самым влиятельным государством. Ее столица Константинополь еще называлась Новым Римом.
В XV веке возникла угроза завоевания Византии турками-османами. Тогда император обратился за помощью к западным странам. Римский папа обещал свое содействие при условии объединения церквей на основе уступок западу. Император согласился и в 1439 году была подписана Флорентийская уния. Однако в самой Византии многие церковные иерархи и верующий народ не приняли ее как содержащую латинское еретическое учение.
На Руси в письменных памятниках встречается мысль, что падение Константинополя в 1453 году могло произойти из-за попытки найти помощь у запада за счет уступок ему в вероучении. Русь приняла крещение из Византии, новой столицей ее единого государства была Москва. Ее Филофей поэтому назвал третьим Римом. Московское княжество оказалось в XVI веке единственным православным политически самостоятельным крупным государством. Первый Рим уклонился в ересь, Константинополь (второй Рим) был взят турками, Москва – третий Рим сохранила чистоту вероучения и стала столицей православного русского государства. Концепция Москва – третий Рим выражает духовную миссию России.
Развитие и укрепление теории
В XVI веке появились письменные сочинения, в которых рассказывались события, подчеркивающие духовную связь и преемство Руси по отношению к Риму и Константинополю. Поэтому эти сказания по содержанию имеют соответствие с теорией Москва – третий Рим. Исследователи оценивают ряд приводимых в этих памятниках сведений как вымышленные и легендарные. Некоторые из них были отвергнуты самой Русской православной церковью.
Одной из таких известных историй является рассказ о присылке великому киевскому князю Владимиру Мономаху особых знаков царского достоинства византийским императором. В первую очередь обычно говорят о знаменитой шапке Мономаха. Было составлено сказание, в котором летописный родоначальник древнерусских князей Рюрик назван потомком Пруса, в свою очередь по содержанию легенды бывшим братом первого императора древнего Рима Августа. Была написана повесть о белом клобуке, согласно которой это церковное облачение передавалось из Рима в Константинополь и из него в Новгород.
Москва, как и вся Русь, была названа третьим Римом не просто из-за размеров и внушительной боевой мощи. Это выражение имеет философский, духовный и исторический подтекст. Москва — не просто третий Рим, а последний.
Почему Москву называют третьим Римом?
Герб Священной Римской империи
Для того, чтобы понять, почему Москва — это третий Рим, необходимо вспомнить первые два. Римская империя, подарившая миру классическое право, архитектуру и искусство войны, была грозным противником вплоть до V века. Рим считался оплотом культуры и образования. В 313 году официальной религией римлян становится христианство, что положило конец религиозным распрям. Через сто лет Римская империя потерпела поражение. В 455 году, после длительной осады Рим был разграблен и разрушен.
Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)
Герб Российской империи
Как известно, Иван Грозный укрепил статус Руси как непобедимой державы, хранимой Богом. Православная Церковь перестаёт быть просто церковью, она возведена в ранг патриаршества, то есть практически поставлена на один уровень с Византией. На Руси стараются придерживаться её традиций. Так, в 1515 году в Москве под руководством итальянских архитекторов заканчивается модернизация Кремля — на византийский манер.
Третий Рим и православие
Общенациональная идея о том, что Россия — третий Рим, сплотила народ духовно. На политическом уровне это убеждение активно продвигалось именно из-за своей объединяющей силы. Правящей элите было выгодно поддерживать позицию, которая фактически укрепляла самодержавие (власть царя едина с властью Бога).
Исторические источники:
Дьяконов М. А. Власть московских государей: Очерк из истории политических идей древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889;
Малинин В. Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. К., 1901;
Кириллов И. Третий Рим: Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1914;
Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. 2-е изд. Сергиев Посад, 1914;
Дополнительная литература:
Medlin W. K. Moscow and East Rome. Gen., 1952. Westport, 1992;
Schaeder H. Moskau das Dritte Rom. Darmstadt, 1957;
Hösch E. Zur Rezeption der Rom-Idee im Rußland des 16. Jahrhunderts // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Wiesbaden, 1978. Bd 25;
Nitsche P. Translatio imperii? Beobachtungen zum historischen Selbstverständnis im Moskauer Zartum um die Mitte des 16. Jahrhunderts // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 1987. Bd 35. H. 3;
Идея Рима в Москве XV–XVI в.: источники по истории русской общественной мысли. Roma, 1993;
Raba J. Moscow – the Third Rome or the New Jerusalem? // Forschungen zur osteurop ̈aischen Geschichte. Wiesbaden, 1995. Bd 50;
Планы завоевания Константинополя, борьба староверов с Никоном, церковные интриги, мечты славянофилов, национальная идея и другие последствия трех слов из письма монаха XVI века в изложении американского историка
Успенский собор Московского Кремля (фрагмент фотографии) © Wikimedia Commons
Монах Филофей открывает Третий Рим
Об истинном смысле послания Филофея
Доктрина Филофея в XVI веке
Третий Рим на службе староверов
Третий Рим, о котором все забыли
Интерпретация доктрины в церковных кругах
Возникновение интереса к Третьему Риму
Первая философская интерпретация
Несколько лет спустя после публикации работ Филофея историк Владимир Иконников предложил радикально новую интерпретацию доктрины. Его толкование в дальнейшем окажет определяющее влияние на восприятие истории Московского княжества. Иконников предложил рассмотреть концепцию Третьего Рима в контексте развития имперской идеологии России, а не в рамках церковной дискуссии о проблемах греческой православной церкви под иноверным контролем. Появление доктрины Филофея в начале XVI века было истолковано Иконниковым как свидетельство рождения новой московской идеологии: Византия пала, Москва заняла ее место, а Филофей выразил новое понимание русским двором места Московии в системе мировых отношений в качестве третьей исторической империи. По его мнению, отрицание возможности существования четвертой исторической империи было знаком нарождающегося московского мессианства, а не просто пророчеством. Прочтение Иконниковым идеи Третьего Рима как идеи мировой империи — спасительницы человечества получит вскоре широкое распространение.
Растущая популярность Третьего Рима
Расцвет Третьего Рима: третий путь, русская идея
Третий Рим в Советском Союзе
Кремль. Фотография Михаила Прехнера. 1930-е годы © Мультимедиа-арт-музей
Современность
Маршалл По © Wikimedia Commons
Читайте также: