Христианизация чувашского народа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Чтобы крепче держать нерусских крестьян в повиновении, царское правительство решило их христианизировать, то есть заставить верить в единого бога и сына его Иисуса Христа. Такие попытки были еще при Иване IV. Окрестившимся давали разные льготы. При Петре I было издано несколько указов, где за принятие христианства давали награды, освобождали от налогов и рекрутской

повинности на 3 года. Но все это мало помогало. Крестились только богатые и приближенные к власти чуваши, т. к. священники объясняли суть христианского учения на русском языке, не понятном для чувашей, а сами чуваши прекрасно видели, что под строительство церквей и монастырей отводили их земли, их же заставляли работать и платить дополнительные налоги. К тому же уничтожались священные рощи чувашей и унижалась их старинная вера. Все это настраивало против христианизации, а часть чувашей даже стала принимать ислам и отатариваться.
Тогда царское правительство решило насильственно окрестить чувашей. Было решено, что за крещеных крестьян,

освобождаемых от налогов и рекрутства на 3 года, будут платить и поставлять солдат — некрещеные. Попы, чиновники, солдаты приезжали в чувашские деревни, избивали крестьян, сгоняли их в озера или реки, давали новые имена, вешали на шею крест. Таким образом, к середине XIX века большинство чувашей было окрещено.
За счет крестьян в чувашских деревнях было построено более 100 церквей, в них служили более 1000 попов и дьяков. Только в конце XIX века, когда православное христианское учение стали проповедовать на чувашском языке, чуваши стали по-настоящему принимать это учение.

Христианизация Чувашии.

В первые же годы массовой христианизации в чувашских селениях Чебоксарского уезда начали возводить церкви за счет средств населения. К заготовке лесоматериалов и строительным работам привлекали как крещеных, так и некрещеных. Для приобретения колоколов деньги также собирались с населения. К середине 60-х годов в местных населённых пунктах уезда было выстроено немало православных храмов. В 1766 году в Чебоксарском заказе насчитываласт 57 храмов, 88 попов, 37 дьяконов, 126 дьячков и пономарей. Строились в основном деревянные церкви. Так, в 1748 году возвели храм Святого Михаила Архангела в селе Тоганашево Чебоксарского уезда, в 1785 — церковь Святого Михаила Архангела в селе Чемурша Чебоксарского уезда, в 1798 — храм Святой Троицы в поселении Оточево Чебоксарского уезда и много где ещё.

Христианизация Чувашии-001

Христианизация Чувашии-002

В национальном придании чувашей отдельными главами идёт принудительное крещение, обстоятельства и всё что эти события окружает. В картинах событий описываемых в сказаниях, присутствуют драматические моменты, потому что не всё прошло гладко. Многие местные жители отказывались креститься, ссылаясь на рождение с верой языческой своих предков. Известен случай, когда насильно гнали чувашей к реке для крещения, один из местных жителей давая топор крестильной команде, говорил что могут отрубить ему голову и её крестить, так как он сам не желает этого ни в коей мере.

В политике царского правительства в отношении народов Среднего Поволжья важное место занимало из крещение. В России господствовало христианство греческого исповедания – православие, одна из классических религий феодальной эпохи. Оно представляло более высокую ступень религиозного сознания и идеологии, было связано с более высокой культурой, имело более совершенную организацию, вероучение (основанное на "Библии") и обрядность, чем традиционная религия. Оно обслуживало русское феодальное общество. Верой в потусторонний мир и божескую кару за грехи и преступления, учением о Христе-спасителе оно служило для верующих утешением и держало их в рамках общественной нравственности.

Ещё при Иване 4 Грозном было положено начало христианизации народностей Среднего Поволжья, в том числе и чувашей. И в 17 веке несколько раз издавались царские указы о мерах по их крещению, определялись льготы за принятие православия. Однако крестились в основном лишь представители феодальной прослойки. Массы чувашей, пронизанные традиционной идеологией и обрядностью, носившими народный характер, сопротивлялись христианизации. Они не могли понимать сущности учения Христа, поскольку им проповедовали его на старославянском и русском языках, которых они не знали. Кроме того, они видели, что монастыри и церкви являются землевладельцами, отнимают их земли, угнетают крестьян, что христианство старается распространять среди них правительство, царская администрация, монастырские власти, которые ими воспринимались как эксплуататоры. Напротив, господствовавшая в Казанском ханстве мусульманская религия, распространению которой нетатарские народы ханства прежде сопротивлялись, теперь, в Российском государстве, стала религией, оппозиционной царизму и русским феодалам. Принятие ислама ясачными чувашами, особенно левобережья Волги, и их отатаривание в 16–нач.17 веков получило широкий размах. Об этом рассказывается во многих исторических преданиях. В первой половине 18 столетия, в связи с резким увеличением феодально-крепостнического гнёта, усилилась классовая борьба нерусских народов Поволжья. Среди них активизировали свою деятельность мусульманские миссионеры, связанные с пантюркскими кругами. Всё это вызвало ответные меры со стороны царского правительства. В 1720–1722 гг. Пётр 1 издал несколько указов о христианизации народностей Поволжья, о наградах за крещение, о льготах новокрещенам от податей и сборов на 3 года, об освобождении от рекрутской повинности также на 3 года. Но заметных практических результатов правительство не добилось.

17.​ Участие чувашей в Отечественной войне 1812 г.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812–освободительная война России против агрессии наполеоновской Франции. Длилась с 10 июня по 14 декабря 1812. Её продолжением стали освободител. походы рус. армии 1813–14 в Запад. Европу и окончател. разгром наполеонов. империи. 6 июля 1812 император Александр I издал манифест о созыве народ. ополчения в помощь армии. По манифесту от 18 июля 16 губерний централ. части России были разделены на 3 ополченческих округа. Вятская, Казанская, Костромская, Нижегородская, Пензен­ская и Симбирская губерниивошли в состав 3-го (Поволж.) воен. округа со штабом в Нижнем Новгороде, призванного играть роль резерва для других двух. Ополчение комплектовалось преимущественно из помещичьих крестьян (в губерниях 3-го округа – по 4 ратника со 100 ревиз. душ; дворяне, освобождён. от выделения воинов, вносили 6,5 руб. с каждой ревиз. души). Небольшую часть ополченцев составили добровольцы из мещан, ремесленников и духовенст­ва; офицерами были избраны дворяне, имевшие опыт службы в армии, и чиновники. В ратники записывали мужчин от 17 до 45 лет без физич. недостатков. Они получали от своих помещиков оружие (по возможности), одежду по установлен. форме и провиант на 3 месяца в размере солдат. пайков (в Казан. губ. также по 5 руб. вознаграждения). Приёмы ратников проводились в уезд. городах. В Алатыре был сформирован 1-й пехот. полк Симбир. ополчения под командованием генерал-майора князя А.М. Оболенского. 21 октября 1812 в губерниях 3-го округа дополнительно был объявлен набор резерв. ополчения по 2 ратника со 100 ревиз. душ, на их содержание помещики были обязаны внести 12 руб. на каждого воина. Резерв. ополчения (в Казан. губ. – 2 пеших батальона и конная сотня общей численностью более 1000 чел., в Симбир. – двухбатальон. пеший полк) были размещены в губерн. городах, где находились до своего роспуска в сентябре–октябре 1813.




В период формирования до вступления в ряды регуляр. армии ополчения вооружались, снаряжались и содержались на средства мест. населения. Для мобилизации этих ресурсов были созданы губерн. комитеты пожертвований. Помещики Симбир. губ. выделили в фонд материал. помощи ополчению по 1,5 руб. с ревиз. души. Дворяне Казан. губ. на те же цели первоначально внесли по 1 руб. с ревиз. души, затем ещё по 1,25 руб.; помещики, имевшие менее 12 ревиз. душ, – по 5 руб. с каждой. Общество Цивильска пожертвовало 500 руб.; Ядрина – 1520 руб., духовенство города и 12 окрест. селений – 421,5 руб.; купцы и мещане Чебоксар собрали 7276,3 руб. К октябрю 1812 сумма взносов государствен. крестьян Цивил. и Ядрин. уездов составила, соответственно, 9,5 тыс. и 10,75 тыс. руб.

Осенью 1812 были сформированы основные Симбир. и Казан. (объединённое с Вятским) ополчения, куда вошли и уроженцы Чувашии. Казан. ополчение состояло из пехот. полка и 2 конных сотен общей численностью 2977 чел., Симбир. – из 3 пехот. и конного полка (всего 8871 чел.). В ноябре–декабре 1812 армия 3-го округа выступила в поход в Волын. губ. В мае 1813 она получила 15 тыс. трофейных ружей, прошла дополнител. воен. подготовку и влилась в состав Польской армии Л.Л. Беннигсена, где составила особый корпус. Поволж. ополчение участвовало в походе по территории Варшав. герцогства, Силезии, Богемии, Австрии, Саксонии, Пруссии, в осаде и штурме городов-крепостей Дрезден, Магдебург, Гамбург, Замостье, Бреслау, Глогау. После их падения казан. пехот. полки были введены в состав времен. гарнизона Дрездена, 2 симбир. – Бреслау, где находились до возвращения в Россию. За время походов и боёв ополчения понесли урон до 2/3 личного состава. В 1814 ополчение распущено. В феврале 1815 Казан. пешее ополчение вернулось на родину (конница прибыла в конце мая). По возвращении ратники-крестьяне бы­ли отправлены к своим помещикам, раненые и больные, признанные негодными к труду, определены на службу винвалидные команды. Часть ополченцев добровольцами вступила в регуляр. армию и дошла до Парижа.

Город. и сел. население Чувашии приняло участие в сборе оружия, домотканого холста, поставках фуража и продовольствия для нужд армии, особенно полков, следовавших через её территорию. В 1812–13 были проведены 3 дополнител. рекрут. набора, по к-рым на территории Чувашии было набрано солдат почти на 2 полка. Известно об участии более 70 уроженцев Чувашии в О.в. 1812 и заграничных походах 1813–14, многие из к-рых были отмечены боевыми наградами (см. Уроженцы Чувашии в войнах с наполеоновской Францией, Отечественной войне 1812).

18.​ Буржуазные реформы 60 – 70 гг. XIX века в Чувашском крае (в системе управления городами, просвещения, земства).

Такова уж история России. Приходит ли новый царь, происходят ли перевороты, революции, обязательно под видом обновления - новые реформы, реставрации, перестройки. То же произошло после распада СССР. Появились новые законы местного самоуправления. 20 сентября 1990 года Исполком городского Совета упразднен и образован Президиум. В соответствии с новыми законами с 30 марта 1992 года Президиум городского Совета народных депутатов упразднен и образован малый Совет, а 13 марта 1994 года городской Совет вообще прекратил свою деятельность. С 23 декабря 1996 года прекращены полномочия депутатов городского самоуправления. Цивильская городская администрация стала структурным подразделением администрации.

В 1812–14 в лазарете Чебоксар лечились больные солдаты и военнопленные транзитных воин. частей и партий пленных. В 1813 население чуваш. уездов Казан. губ. участвовало в поставке 500 лошадей для армейских кавалерийских резервов.

Последствиями О.в. 1812 в Чувашии стало уменьшение численности подат. населения из-за боевых потерь и падения рождаемости, а также массовое разорение и переход купцов в мещанство (напр., в Алатыре из 131 осталось 48 купцов). Война оставила глубокий след в народ. памяти, отразившись в чуваш. фольклоре.
19. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1860-х гг. – система законодательных актов и мер, отменивших крепостное право и ускоривших развитие капитализма в России.

Законодательство 19 февраля 1861 де-юре ввело в пространство владельческой деревни крестьянское обществен. самоуправление.

По закону 18 января 1866 на бывших государственных крестьян было распространено Общее положение 19 февраля 1861. В 1859 в Чувашии данная категория насчитывала 322524 чел., или 71,6%; из них чувашей – 299958, русских – 12991, татар – 9575. Они передавались из органов государствен. имуществ в ведение мировых посредников (позже – земских начальников). Закон 24 ноября 1866 положил начало их поземел. устройства. Согласно данному акту, государствен. крестьяне сохранили в своих руках существующие наделы. В малоземельных уездах их размеры не должны были превышать 8 дес., в многоземельных – 15 дес. По каждому крестьян. обществу составлялись владенные записи с указанием земел. угодий и суммы платимого за них оброка. Владельцы казённых наделов объявлялись крестьянами-собственниками. По закону 12 июня 1886 оброчная подать и лесной налог быв. государствен. крестьян были преобразованы в выкупные платежи. Он исчислялся путём 5% капитализации податей. Крестьяне обязывались погасить выкупные платежи в течение 44 лет (с 1887 по 1931). Государствен. крестьяне Чувашии получили в среднем по 4,9 дес. на ревиз. душу.

17.​ Участие чувашей в Отечественной войне 1812 г.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812–освободительная война России против агрессии наполеоновской Франции. Длилась с 10 июня по 14 декабря 1812. Её продолжением стали освободител. походы рус. армии 1813–14 в Запад. Европу и окончател. разгром наполеонов. империи. 6 июля 1812 император Александр I издал манифест о созыве народ. ополчения в помощь армии. По манифесту от 18 июля 16 губерний централ. части России были разделены на 3 ополченческих округа. Вятская, Казанская, Костромская, Нижегородская, Пензен­ская и Симбирская губерниивошли в состав 3-го (Поволж.) воен. округа со штабом в Нижнем Новгороде, призванного играть роль резерва для других двух. Ополчение комплектовалось преимущественно из помещичьих крестьян (в губерниях 3-го округа – по 4 ратника со 100 ревиз. душ; дворяне, освобождён. от выделения воинов, вносили 6,5 руб. с каждой ревиз. души). Небольшую часть ополченцев составили добровольцы из мещан, ремесленников и духовенст­ва; офицерами были избраны дворяне, имевшие опыт службы в армии, и чиновники. В ратники записывали мужчин от 17 до 45 лет без физич. недостатков. Они получали от своих помещиков оружие (по возможности), одежду по установлен. форме и провиант на 3 месяца в размере солдат. пайков (в Казан. губ. также по 5 руб. вознаграждения). Приёмы ратников проводились в уезд. городах. В Алатыре был сформирован 1-й пехот. полк Симбир. ополчения под командованием генерал-майора князя А.М. Оболенского. 21 октября 1812 в губерниях 3-го округа дополнительно был объявлен набор резерв. ополчения по 2 ратника со 100 ревиз. душ, на их содержание помещики были обязаны внести 12 руб. на каждого воина. Резерв. ополчения (в Казан. губ. – 2 пеших батальона и конная сотня общей численностью более 1000 чел., в Симбир. – двухбатальон. пеший полк) были размещены в губерн. городах, где находились до своего роспуска в сентябре–октябре 1813.

В период формирования до вступления в ряды регуляр. армии ополчения вооружались, снаряжались и содержались на средства мест. населения. Для мобилизации этих ресурсов были созданы губерн. комитеты пожертвований. Помещики Симбир. губ. выделили в фонд материал. помощи ополчению по 1,5 руб. с ревиз. души. Дворяне Казан. губ. на те же цели первоначально внесли по 1 руб. с ревиз. души, затем ещё по 1,25 руб.; помещики, имевшие менее 12 ревиз. душ, – по 5 руб. с каждой. Общество Цивильска пожертвовало 500 руб.; Ядрина – 1520 руб., духовенство города и 12 окрест. селений – 421,5 руб.; купцы и мещане Чебоксар собрали 7276,3 руб. К октябрю 1812 сумма взносов государствен. крестьян Цивил. и Ядрин. уездов составила, соответственно, 9,5 тыс. и 10,75 тыс. руб.

Осенью 1812 были сформированы основные Симбир. и Казан. (объединённое с Вятским) ополчения, куда вошли и уроженцы Чувашии. Казан. ополчение состояло из пехот. полка и 2 конных сотен общей численностью 2977 чел., Симбир. – из 3 пехот. и конного полка (всего 8871 чел.). В ноябре–декабре 1812 армия 3-го округа выступила в поход в Волын. губ. В мае 1813 она получила 15 тыс. трофейных ружей, прошла дополнител. воен. подготовку и влилась в состав Польской армии Л.Л. Беннигсена, где составила особый корпус. Поволж. ополчение участвовало в походе по территории Варшав. герцогства, Силезии, Богемии, Австрии, Саксонии, Пруссии, в осаде и штурме городов-крепостей Дрезден, Магдебург, Гамбург, Замостье, Бреслау, Глогау. После их падения казан. пехот. полки были введены в состав времен. гарнизона Дрездена, 2 симбир. – Бреслау, где находились до возвращения в Россию. За время походов и боёв ополчения понесли урон до 2/3 личного состава. В 1814 ополчение распущено. В феврале 1815 Казан. пешее ополчение вернулось на родину (конница прибыла в конце мая). По возвращении ратники-крестьяне бы­ли отправлены к своим помещикам, раненые и больные, признанные негодными к труду, определены на службу винвалидные команды. Часть ополченцев добровольцами вступила в регуляр. армию и дошла до Парижа.

Город. и сел. население Чувашии приняло участие в сборе оружия, домотканого холста, поставках фуража и продовольствия для нужд армии, особенно полков, следовавших через её территорию. В 1812–13 были проведены 3 дополнител. рекрут. набора, по к-рым на территории Чувашии было набрано солдат почти на 2 полка. Известно об участии более 70 уроженцев Чувашии в О.в. 1812 и заграничных походах 1813–14, многие из к-рых были отмечены боевыми наградами (см. Уроженцы Чувашии в войнах с наполеоновской Францией, Отечественной войне 1812).

18.​ Буржуазные реформы 60 – 70 гг. XIX века в Чувашском крае (в системе управления городами, просвещения, земства).

Такова уж история России. Приходит ли новый царь, происходят ли перевороты, революции, обязательно под видом обновления - новые реформы, реставрации, перестройки. То же произошло после распада СССР. Появились новые законы местного самоуправления. 20 сентября 1990 года Исполком городского Совета упразднен и образован Президиум. В соответствии с новыми законами с 30 марта 1992 года Президиум городского Совета народных депутатов упразднен и образован малый Совет, а 13 марта 1994 года городской Совет вообще прекратил свою деятельность. С 23 декабря 1996 года прекращены полномочия депутатов городского самоуправления. Цивильская городская администрация стала структурным подразделением администрации.

В 1812–14 в лазарете Чебоксар лечились больные солдаты и военнопленные транзитных воин. частей и партий пленных. В 1813 население чуваш. уездов Казан. губ. участвовало в поставке 500 лошадей для армейских кавалерийских резервов.

Последствиями О.в. 1812 в Чувашии стало уменьшение численности подат. населения из-за боевых потерь и падения рождаемости, а также массовое разорение и переход купцов в мещанство (напр., в Алатыре из 131 осталось 48 купцов). Война оставила глубокий след в народ. памяти, отразившись в чуваш. фольклоре.
19. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1860-х гг. – система законодательных актов и мер, отменивших крепостное право и ускоривших развитие капитализма в России.

Законодательство 19 февраля 1861 де-юре ввело в пространство владельческой деревни крестьянское обществен. самоуправление.

По закону 18 января 1866 на бывших государственных крестьян было распространено Общее положение 19 февраля 1861. В 1859 в Чувашии данная категория насчитывала 322524 чел., или 71,6%; из них чувашей – 299958, русских – 12991, татар – 9575. Они передавались из органов государствен. имуществ в ведение мировых посредников (позже – земских начальников). Закон 24 ноября 1866 положил начало их поземел. устройства. Согласно данному акту, государствен. крестьяне сохранили в своих руках существующие наделы. В малоземельных уездах их размеры не должны были превышать 8 дес., в многоземельных – 15 дес. По каждому крестьян. обществу составлялись владенные записи с указанием земел. угодий и суммы платимого за них оброка. Владельцы казённых наделов объявлялись крестьянами-собственниками. По закону 12 июня 1886 оброчная подать и лесной налог быв. государствен. крестьян были преобразованы в выкупные платежи. Он исчислялся путём 5% капитализации податей. Крестьяне обязывались погасить выкупные платежи в течение 44 лет (с 1887 по 1931). Государствен. крестьяне Чувашии получили в среднем по 4,9 дес. на ревиз. душу.

Читайте также: