Иудо христианский тип мировоззрения кратко

Обновлено: 30.06.2024

Основные положение христианского вероучения принимают в рели­гиозной философии и теологии форму руководящих установок, ко­торые определяют способ восприятия, осмысления и переработки мыслительного материала, то естьформу основных принципов ре­лигиозно-философского теоретизирования и мировоззрения.

Главенствующей идеей христианского мировоззрения явля­ется идея Бога. Если античное мировоззрение, по своей сущности, космоцентрично, то средневековое —теоцентрично . Реальностью, определяющей все сущее в мире для христианства, является не при­рода, космос,а сверхъестественное начало — Бог. Представление о реальном существовании сверхъестественного и возможность ус­тановления с ним определенных отношений является одним из су­щественных моментов всех развитых религий, в том числе и христи­анства. Христианские мыслители придают сверхъестественному роль определяющего начала во всех происходящих в мире процес­сах, ставят в зависимость от него существование и природы, и чело­века, и общества.

Представление о реальном существовании сверхъестествен­ного заставляет смотреть под особым углом зрения на развитие, смысл истории и мироздания, человеческие цели и ценности, прида­ет им свой особый, как бы надмировой ракурс, возвышающийся над конечными житейскими и историческими ситуациями, укоренения в чем-то непреходящем, абсолютном, вечном, находящемся за пре­делами всего земного, относительного, временного, переходящего. Такая точка зрения на все происходящее в мире, закрепленная в ве­роучении и культовой практике религиозных институтов, принима­ет в теологии и религиозной философии форму руководящей уста­новки, которая определяет способ восприятия, осмысления и пере­работки всего мыслительного материала, обретает статус главного принципа религиозно-философского теоретизирования —супрана­турализма (от лат. super — сверх и natura — природа). Принцип су­пранатурализма проводится в теологии и религиозной философии через всю систему понятий, мировоззренческих схем и более част­ных установок: креационизм, теизм, провиденциализм и т. д.

Конечно, нельзя категорично утверждать, что социальная ак­тивность человека, его познание и преобразование мира теряют в полной мере для религиозных мыслителей свой собственный смысл. В различных философско-теологических системах этим сторонам жизнедеятельности человека придается неодинаковое значение. Но главное, определяющее в них, отводится первому отношению, по­скольку именно в нем раскрывается смысл человеческой жизни, именно здесь приобретается все доброе, нравственное. Второе отно­шение приобретает значение для человека лишь постольку, по­скольку способствует формированию его духовного мира, выступает в качестве средства духовного восхождения к Богу.

С супранатурализмом и сотериологизмом тесно связан и дру­гой важный принцип осмысления и переработки мыслительного ма­териала в христианской теологии —ревеляционизм , или принцип богооткровенности (от лат. revelatio — откровение). Трансцендент­ность и непостижимость бога, конечность и греховность человека — таковы установки христианской философии, на основе которых функционирует ревеляционизм.

Христианская апологетика, предусматривающая развертыва­ние откровения во времени, признает возможность и право интерпре­тации его содержания со стороны церкви. А сама церковь рассматри­вается в качестве единственного и никогда не ошибающегося его толкователя. Признание исключительного права церкви на интер­претацию содержания откровения оформляется в признание такой формы откровения как Священная Традиция, закрепленная в Свя­щенном Предании. Эта тенденция получила наибольшее развитие в католической церкви, где в качестве Священного Предания начали рассматриваться не только сочинения отцов церкви, постановления первых семи Вселенских соборов (православие), но и документы па­пы римского. Догмат о непогрешимости папы римского явился логи­ческим продолжением и завершением этой практики.

Ревеляционизм предполагает отношение христианских фило­софов к исходному мыслительному материалу не как к результату теоретического исследования человека, а как к полученной извне, в готовом виде, вечной и неизменной истине, которую люди должны принять в силу авторитета того, от кого она получена — Бога, церкви. Такой подход неизбежно обусловливает авторитетный, догматичес­кий тип мышления. Характерным моментом отношения христиан­ских идеологов к содержанию своего мыслительного материала яв­ляется отношение веры, которая выражает не просто доверие к авто­ритету или согласие с ним, но полное подчинение ему, устранение собственной критической мысли, подавление всякой возможности сомнения.

Теоцентризм, как самая характерная черта христианского ми­ровоззрения, пронизывает все части философской теории: учение о бытии — онтологию, учение о человеке — антропологию, учение о познании — гносеологию и учение об историческом развитии — эсхатологию. В области онтологии теоцентризм раскрывается через принцип креационизма, в антропологии — через принцип антропо­логизма, в гносеологии —через принцип богоуподобления, в филосо­фии истории — через принцип провиденциализма и эсхатологизма. Дадим краткую характеристику этих основных моментов христианского мировоззрения.

В отличие от античных богов, которые были родственны природе и нередко отождествлялись с нею, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее, и поэтому является трансцендентным Богом. Таким образом, в христианском мировоззрении активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и пере­дается запредельной силе — Богу. Бог трактуется как абсолютное творческое начало. Ему приписываются все те атрибуты, которыми древнегреческие философы наделяли бытие: он вечен, неизменен, самотождествен, ни от чего другого не зависит и является источни­ком всего сущего. Однако христианская философия, как уже отмеча­лось раньше, имеет духовно-нравственную направленность, ориен­тирует человека на спасение его души. Поэтому христианская онто­логия строится на принципе, что Бог это не только высшее бытие, но и высшее Благо, высшая Истина и высшая Красота.

Антропоцентризм. В контексте религиозного мировоззрения, это совокупность взглядов, утверждающих исключительную роль человека среди творения Бога. Согласно христианскому учению, Бог сотворил человека не вместе со всеми существами, а отдельно, для него был выделен специальный день творения. Христианские фило­софы подчеркивают особое положение человека в мире. Если все другие материальные системы — лишь просто творения, то человек — венец творения. Он является центром Вселенной и конечной це­лью творения. Более того, он существо, господствующее на Земле.

Провиденциализм и эсхатологизм. В основе христианской концепции истории лежит представление о постоянной и необходимой связи человека с Богом. Человек трактуется как бытие, сотво­ренное Богом, спасенное Христом и предназначенное к сверхъесте­ственной судьбе. Исторический процесс при таком подходе предста­ет как раскрытие богочеловеческого отношения, характеризующе­гося, с одной стороны, упадком, регрессом, вызванным грехопадени­ем и отчуждением человека от Бога, а с другой стороны, восхождени­ем человека к Богу. Основная миссия истории характеризуется как спасительная, искупительная, испытательная и назидательная. При таком подходе исторический процесс получает как бы два измере­ния: горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное характеризу­ет исторический процесс с точки зрения его внутреннего развития: деятельности людей, их борьбы за власть, за улучшение благососто­яния и т. д. Вертикальное — характеризует влияние на историчес­кий процесс действия Бога, его вмешательство в ход исторического развития. Христианское мировоззрение по своей основе провиден­циально. Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию. Согласно этому мировоззрению, промысел Бога распространя­ется на весь окружающий мир и придает природным и обществен­ным процессам осмысленный и целенаправленный характер. В философии истории провиденциализм утверждает, что божест­венный замысел предопределяет историю людей, он пробивается через все события и факты. На долю людей остается либо содейство­вать осуществлению этого плана, и, таким образом, работать на спа­сение мира и человека, либо противодействовать ему, за что Бог под­вергает людей всевозможным наказаниям.


В конце X века воссиял на Руси свет православия, который принес сюда великий князь Киевский Владимир, причисленный впоследствии к лику святых как равноапостольный, то есть по величию своих деяний равный апостолам ― ученикам Христовым. Но новая религия стала для наших предков не только иной формой религиозного поклонения, принципы христианского мировоззрения в корне меняли установившиеся в то время отношения людей друг к другу и к окружающему их миру.

Принципы христианского мировоззрения

Религия любви

Незыблемые основы христианского мировоззрения базируются на принципах спасения и искупления, что в корне отличает их от постулатов ислама и иудаизма, где Бог представлен в первую очередь как грозный судия. На первый план в христианстве выводится милосердие Божье к человеку, созданному им по собственному образу и подобию, но в результате грехопадения повредившему в себе Божественную природу.

Христианская вера ― это прежде всего любовь к Богу, претерпевшему для спасения людей крестные муки. Результатом поисков более полного её осмысления стала появившаяся в первые века христианства система знаний, именуемая богословием, или теологией. Это не что иное, как совокупность умозрительных заключений, построенных на основе текстов, включённых в Священное Писание и являющихся, по убеждению адептов христианства, откровением Божьим.

Бог ― центр всего сущего

Христианское раннесредневековое мировоззрение

Христианство ― это религия монотеизма, исповедующая единого Бога. В её основе лежат два важнейших принципа, неизвестных философии языческого мира ― идея творения, ставшая фундаментом средневековой онтологии, и откровение, послужившее базой учения о познании мира. Согласно принятому в христианстве догмату, Бог сотворил мир из ничего, единственно воздействием собственной воли и благодаря всемогуществу, которое постоянно сохраняет его и поддерживает.Такая форма мировоззрения носит названия креационизма от французского слова creation - "творение".

Познание Творца мира

Несмотря на то что христианский Бог непознаваем, он тем не менее открывает человеку то, что тот способен вместить в своём сознании. Происходит это через тексты Священного Писания, толкование которых является основной задачей богопознания. Основные принципы средневекового мировоззрения строились на том, что всё сотворённое Богом хорошо и совершенно, как совершенен сам Творец. Отсюда вытекало следствие ― зло не создано Богом и не является сущностью, а лишь принимает его образ. Следовательно, миром правит добро, и это вселяло надежду на торжество добра, делая христианство оптимистичным по своей сути.

Возрождение христианского мировоззрения

Библия ― путь к богопознанию

Все принципы христианского мировоззрения подробно излагаются в Библии, своде священных текстов, разделённых на две группы ― Ветхий Завет, излагающий историю сотворения мира и взаимоотношения Бога с людьми до прихода в мир его сына Иисуса Христа, а также Новый Завет, повествующий о приходе Спасителя и создании на земле святой апостольской церкви.

Два начала, лежащие в основе творения человека

Основные принципы христианского мировоззрения построены на том, что при сотворении человека в основу его было положено два существенно различных между собой начала. Одно из них материальное ― это его тело, другое духовное ― душа. Библия учит, что первое из них плотское, связанное с этим миром и зависимое от него, является низшим и малозначительным, тогда как вторая, духовная его составляющая, доминирует и делает человека личностью. Именно это и определяет отношение христианина к окружающему миру.

Причина людских страданий

Библия, являясь откровением Божьим, даёт ответ на ключевой вопрос, волнующий людей на протяжении всей истории человечества: почему они страдают и испытывают неисчислимые потрясения? Ответ на него, изложенный в Библии, сводится к греховной природе человека, разорвавшего связь с Богом.

Согласно Священному Писанию, вначале человек заключал в себе гармонию душевных и телесных сил, обусловленную его единением с Творцом. Но после известного грехопадения, будучи проклятым и изгнанным из рая, он лишился внутренней гармонии, в нём иссяк приток Божественной силы, и, как следствие, наступила деградация.

Христианское мировоззрение о разводе

В то же время, будучи созданием Божиим, он не лишился способности поступать, руководствуясь собственной волей. Свобода выбора между добром и злом у него осталась, но в отрыве от Бога он стал пользоваться ею не во благо себе и ближним, а во вред. Это и привело к тому, что жизнь большинства людей являет собой бесконечную череду нравственных и физических страданий.

Тексты Нового Завета

О том, что было содеяно Творцом для спасения своих созданий, гибнущих в греховной тьме, повествуют четыре Евангелия, входящие в отдельную часть Библии, именуемую Новым Заветом. Написаны они были в конце I века, и тогда же последователями учеников Иисуса Христа были разработаны основополагающие принципы христианского мировоззрения, базирующиеся на главных христианских догматах.

Кроме упомянутых евангельских текстов Новый Завет включил в себя такую важную часть, как Послания Апостолов. Эти тексты, составленные ближайшими учениками и последователями Христа, стали основной идеологической и организационной базой для создания христианской церкви, со временем утвердившей себя как берущую начало от первых апостолов и получившую Божественные санкции. Именно она с момента своего образования исполняет роль представительницы Бога на земле и владеет правом толкования Божественного откровения, делая это на основании трудов святых отцов ― тех, через кого Господь открывает людям свою истину.

Ошибки в толковании Священного Писания

Справедливо отметить, что на протяжении веков не раз возникали противоречия внутри христианского мировоззрения. Святая церковь не пытается скрывать этот факт, но объясняет его тем, что в наши дни принято называть человеческим фактором. Не всегда даже признанные церковные авторитеты являются проводниками истины.

Противоречия внутри христианского мировоззрения

Они, как и прочие люди, подвержены тем же немощам физическим и духовным. Им также присуще свойство ошибаться, когда по тем или иным причинам внутри каждого из них слабеет глас Божий. В этих случаях возникают ложные учения. Как правило, церковь находит пути избавления от них, рассматривая мнения по спорному вопросу, возможно, большего числа богословов.

Уход в собственный внутренний мир

Несмотря на неизменность Божественного учения, принципы христианского мировоззрения за два тысячелетия претерпели определённые изменения. Они развивались и расширялись. Происходило это главным образом под воздействием церковной традиции, не являющейся в отличие от религиозных догматов чем-то раз и навсегда установившимся.

Важно отметить, что принципы христианского мышления и мировоззрения формировались в период глубокого кризиса античного мира и девальвации его общепринятых ценностей. Для многих, кто почувствовал разочарование в устройстве римской жизни, христианство стало притягательным ввиду того, что предлагало духовное спасение и уход внутрь себя от наполненного грехом внешнего мира.

Христианство противопоставляло грубым чувственным наслаждениям строгий аскетизм, а высокомерию ― смирение и покорность. Именно эти качества должны были вознаграждаться в Царствии небесном, достижение которого являлось целью земного существования. Это порождало сознание осмысленности бытия и ставило конкретную цель.

Научное и христианское мировоззрение

Общность всех последователей Христа

Христианское учение гласит, что человек, сотворённый по образу и подобию Божию, исказил своё богоподобие первородным грехом. Сын Божий искупил грехи людей, но для этого ему потребовалось принять крестные муки. По этой причине одной из основных христианских догм стала очистительная роль страданий и любых ограничений, добровольно налагаемых на себя для искоренения зла. Церковь учит, что, побеждая зло в самом себе, человек не только исполняет Божью заповедь, но и совершает восхождение к нему, становясь ближе к Царствию небесному, уготованному ему от сотворения мира.

Возврат к духовным корням

В России христианство прошло долгий и трудный путь. Воссияв в 988 году на берегах Днепра, оно создавало духовный импульс для развития страны на всём протяжении её многовековой истории. Даже неисчислимые бедствия, обрушившиеся на Россию в XX веке, и богоборчество, возведённое в ранг государственной политики, не смогли отвратить людей от религии. Возрождение христианского мировоззрения, наступившее в период демократических преобразований, явилось закономерным итогом.

В наши дни по всей стране возводятся сотни храмов и создаются новые церковные общины. Для миллионов людей основы концепции Русской православной церкви ― документ, принятый Архиерейским собором 2000 года, - стали законом жизни. На основе его положений сегодня строится христианское мировоззрение о разводе, абортах, отношении к недееспособным членам общества и многих иных проблемах, вызывающих общественный резонанс. Такой возврат к духовным корням является глубоко отрадным фактом.

Принципы христианского мышления и мировоззрения

Сегодня постепенно изглаживается противоречие, в которое входили научное и христианское мировоззрение в прошедшие времена. Люди начинают понимать, что окружающий нас мир не ограничивается лишь его видимой стороной ― он широк и многообразен. И светская наука, и богословие, не вступая в конфликт друг с другом, изучают разные его стороны ― духовную и материальную. Глубокое и всестороннее познание мира ― их общая цель.

В ней, в частности, говорится:

Протоиерей подчёркивает, что раб Божий в той же степени является рабом государства, судьи, полиции и чиновников.

Протоиерей пишет, что в церкви появились цены на свечи и крестики из-за жадности людей, которые не готовы давать милостыню, а богатство духовных лидеров должно быть для прихожан предметом гордости.

Прежде чем критиковать эти высказывания Чаплина, следует хорошенько проштудировать иудохристианскую Библию (Ветхий Завет и Новый Завет). Там как раз внушается верующим ровно то же самое.

Вот как их прокомментировал в ЖЖ историк Борис Юлин:

Огромную роль в становлении мировоззрения христианства сыграла античная, в первую очередь греческая философия. О нравственно-религиозном реформировании жизни, о душе, ее страдании в телесной оболочке и вечном блаженстве в загробной жизни говорили еще в VIII в. до н.э. орфики(их легендарным основателем считается поэт Ор­фей). На несколько столетий позже о гармонии мира. переселении душ и нравственном поведении человека размышляли последователи матема­тика и философа Пифагора (пифагорейцы).

Одним из первых в европейской традиции начал рассматривать че­ловека как нравственное существо, провозгласив умеренность доброде­телью, загадочный Сократ(V- IV вв. до н. э.). Великий мыслитель древности Платон Афинский,ученик Сократа, утверждал, что матери­альный мир вторичен, призводен от мира идей, что Бог (понимаемый им как высшая идея блага) сотворил мир, начав с мировой души, частью ко­торой является душа каждого человека. Душа, по Платону, бессмертна, а человек в жизни должен стремиться к добродетели.

Стоики— последователи философской школы, берущей свое нача­ло от Зенона (IV-III в. до н. э.), учили, что необходимо жить в свобо­де от страстей, в воздержании, сообразно с разумом и природой. Назва­ние этого течения происходит от афинского портика Stoa poikile, где собирались ученики Зенона. Иные воззрения проповедовали эпикурей­цы - последователи древнегреческого философа Эпикура, жившего в IV-III вв. до н. э. Они призывали к спокойствию, невозмутимости и от­давали предпочтение материальным радостям жизни.

Одним из позднейших в античной философии было течение неоплатоников(основатель Плотин, живший в III. н. э.). В этой философии со­единились элементы учения Платона, стоиков, пифагорейцев, а также мистические элементы восточных религий и раннего христианства. Ма­териальный мир — это лишь низшее звено, творение высшего духа, идеи. Следовательно, когда мы познаем мир, чувство, вера и интуиция выше и ценнее разума и человеческого опыта — утверждали неоплатоники.

От неоплатонизма был уже один шаг до ранней христианской патри­стики(то лат. Раtег - отец) - то есть учения первых христианских богословов, Отцов Церкви (как их стали потом называть). Многие из них были греками и творили в окружении еще существовавшей тогда, но доживающей последние дни античной культуры. Теологическая система христианства (основы христианского учения о Боге) сформировалась, таким образом, не на пустом месте, а на основе греческой философии. Конечно, это не было простым заимствованием. Христианские филосо­фы взяли за основу научный язык и понятийный аппарат своих античных предшественников, но наполнили философию новым и подчас противо­положным содержанием.

Вероучительная основа Христианства.

Огромную роль в становлении мировоззрения христианства сыграла античная, в первую очередь греческая философия. О нравственно-религиозном реформировании жизни, о душе, ее страдании в телесной оболочке и вечном блаженстве в загробной жизни говорили еще в VIII в. до н.э. орфики(их легендарным основателем считается поэт Ор­фей). На несколько столетий позже о гармонии мира. переселении душ и нравственном поведении человека размышляли последователи матема­тика и философа Пифагора (пифагорейцы).




Одним из первых в европейской традиции начал рассматривать че­ловека как нравственное существо, провозгласив умеренность доброде­телью, загадочный Сократ(V- IV вв. до н. э.). Великий мыслитель древности Платон Афинский,ученик Сократа, утверждал, что матери­альный мир вторичен, призводен от мира идей, что Бог (понимаемый им как высшая идея блага) сотворил мир, начав с мировой души, частью ко­торой является душа каждого человека. Душа, по Платону, бессмертна, а человек в жизни должен стремиться к добродетели.

Стоики— последователи философской школы, берущей свое нача­ло от Зенона (IV-III в. до н. э.), учили, что необходимо жить в свобо­де от страстей, в воздержании, сообразно с разумом и природой. Назва­ние этого течения происходит от афинского портика Stoa poikile, где собирались ученики Зенона. Иные воззрения проповедовали эпикурей­цы - последователи древнегреческого философа Эпикура, жившего в IV-III вв. до н. э. Они призывали к спокойствию, невозмутимости и от­давали предпочтение материальным радостям жизни.

Одним из позднейших в античной философии было течение неоплатоников(основатель Плотин, живший в III. н. э.). В этой философии со­единились элементы учения Платона, стоиков, пифагорейцев, а также мистические элементы восточных религий и раннего христианства. Ма­териальный мир — это лишь низшее звено, творение высшего духа, идеи. Следовательно, когда мы познаем мир, чувство, вера и интуиция выше и ценнее разума и человеческого опыта — утверждали неоплатоники.

От неоплатонизма был уже один шаг до ранней христианской патри­стики(то лат. Раtег - отец) - то есть учения первых христианских богословов, Отцов Церкви (как их стали потом называть). Многие из них были греками и творили в окружении еще существовавшей тогда, но доживающей последние дни античной культуры. Теологическая система христианства (основы христианского учения о Боге) сформировалась, таким образом, не на пустом месте, а на основе греческой философии. Конечно, это не было простым заимствованием. Христианские филосо­фы взяли за основу научный язык и понятийный аппарат своих античных предшественников, но наполнили философию новым и подчас противо­положным содержанием.

Читайте также: