Иттен иоханнес искусство цвета кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цвет и цветовое воздействие
Глаза и мозг могут прийти к четкому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов.
Белый квадрат на четном фоне будет казаться более крупным, чем черный квадрат такой же величины на белом фоне. Белый цвет излучается и выходит за свои пределы, в то время как черный ведет к сокращению размеров занимаемых им плоскостей.
Светло-серый квадрат кажется темным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на черном воспринимается светлым.
Желтый квадрат на белом фоне кажется темнее, производя впечатление легкого нежного тепла. На черном же становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер.
На белом красный цвет кажется очень темным и ослабленным. Но на черном тот же красный становится светлым и интенсивным.
Если синий квадрат изобразить на белом и черном фоне, то на белом он будет выглядеть темным, глубоким цветом, а окружающий его белый станет даже более светлым, чем в случае с желтым квадратом. На черном же фоне синий цвет посветлеет и приобретет яркий, глубокий и светящийся тон.
Если серый квадрат изобразить на ледяном синем и на красно-оранжевом фоне, то на ледяном синем он станет красноватым, в то время как в окружении красно-оранжевого – синеватым.

mone

Цветовая гармония
Гармония – это объективные закономерности. Это равновесие, симметрия сил.
Глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах.
Средний серый цвет создает в глазах состояние равновесия.
Я могу получить один и тот же серый цвет из черного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета – желтый, красный и синий в надлежащей пропорции. В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета:
Красный: зеленый = красный : (желтый и синий)
Синий: оранжевый = синий : (желтый и красный)
Желтый: фиолетовый = желтый : (красный и синий)
Таким образом, можно сказать, что если группа их двух и более цветов содержит желтый, красный и синий в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой.
Два и более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет. Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными.
Большое значение имеет не только расположение цветов относительно друг друга, но и их количественное соотношение, как и степень их чистоты и светлоты.
Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он дает систему расположения цветов.
На основании светлоты основных цветов Гете вывел следующую формулу их количественного соотношения: желтый : красный : синий = 3 : 6 : 8.
Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания трех цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.

Семь типов цветовых контрастов
Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте (большой – маленький, белый – черный, холодный – теплый – полярные контрасты). Впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.
7 типов цветовых контрастов:
1. Контраст по цвету (цвет-к-цвету)
2. Контраст светлого и темного
3. Контраст холодного и теплого
4. Контраст дополнительных цветов
5. Симультанный контраст
6. Контраст по насыщенности
7. Контраст по площади цветовых пятен

Двенадцатичастный цветовой круг
Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы желтый был у вершины, красный – справа внизу и синий внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, таким образом, цвета второго порядка:
Желтый + красный = оранжевый
Желтый + синий = зеленый
Красный + синий = фиолетовый
Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор. В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создается благодаря смешению цветов первого и второго порядка, и получаем:
Желтый + оранжевый = желто-оранжевый
Красный + оранжевый = красно-оранжевый
Красный + фиолетовый = красно-фиолетовый
Синий + фиолетовый = сине-фиолетовый
Синий + зеленый = сине-зеленый
Желтый + зеленый = желто-зеленый
Т.о., возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет свое неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре. Цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными.

Farbkreis_Itten_1961

Контраст по цвету
Самый простой из семи. Его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.

color-itten2

00d40f47c718

Боттичелли "Положение во гроб":

Шаронтон. Коронация Марии

Шаронтон "Коронация Марии":

47472513c4ecf402df376d99422a9ced

Матисс:

71599009_1145

Mondrian_003

Мондриан:

DSC_3989

Городецкая роспись (Ладья, март 2013, фото мои):

DSC_3986

DSC_3983

DSC_4042

Контраст светлого и темного

День и ночь, свет и тень. Эти противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в природе вообще.
Белое и черное во всех отношениях противоположны, но между ними расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета.
Число различимых глазом оттенков серого цвета зависит от чувствительности глаза и предела восприятия. Этот предел может быть снижен путем практических упражнений. Серый цвет – бесплодный, нейтральный цвет, жизнь и характер которого находится в зависимости от соседствующих с ним цветов.
Серый цвет может быть получен при смешении черного и белого или желтого, красного, синего и белого, или любой другой пары дополнительных цветов.
Вначале мы выстроим последовательный двенадцатиступенчатый ряд серых тонов, начиная от белого до черного. Подобная шкала может быть построена для любого хроматического цвета.

daaga

В европейском и восточно-азиатском искусстве мы находим много произведений, которые построены исключительно на чистом контрасте светлого и темного. Этот контраст имел огромное значение в живописи Китая и Японии. Основы этого искусства выросли из каллиграфического письма.
Способ изображения в гравюрах на дереве и на меди также основан на сопоставлении темного и светлого. Благодаря направлению штриха и тональным плоскостям гравер может добиться всех градаций темного и светлого.
Чрезвычайно важно научиться различать, насколько один цвет светлее или темнее другого. Упражнения: на разграфленном, подобно шахматной доске, листке бумаги одна из клеток заполняется желтой, красной или синей краской. Задача состоит в том, чтобы к каждому из этих цветов подобрать столь же светлые или столь же темные цвета. Не следует путать насыщенность цвета с его светлотой! Особенно трудно написать все цвета столь же светлыми, как желтый, т.к. тот факт, что желтый цвет очень светел познается не сразу.
Одинаковая светлота или темнота делают цвета как бы родственными. Благодаря одинаковой тональности они становятся как бы связанными и объединенными между собой.
Отношения светлоты/темноты: если разбить цвета на двенадцатиступенчатый ряд, то чистый желтый цвет соответствует третьей ступени серого цвета, оранжевый – пятой, красный – шестой, синий – восьмой, а фиолетовый – десятой. Насыщенный желтый является самым светлым из чистых цветов, а фиолетовый – самым темным.

0_6990d_464e3aba_XXL

Рембрандт. Мужчина с золотым шлемом

Рембрандт:

rembrandt-bathing

Сёра

Тончайшие тональные переходы Сёра:

Портрет Фридриха III Мудрого. 1524

Дюрер:

DSC_3967

Жостовский поднос (Ладья, март 2013):

DSC_3901

DSC_3991

Контраст холодного и теплого
Опыты показали разницу в 3-4 градуса в субъективном ощущении тепла или холода в мастерских, окрашенных в сине-зеленый цвет, и мастерских, окрашенных в красно-оранжевый.
Красно-оранжевый и сине-зеленый являются двумя полюсами контраста холода и тепла.
Желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть теплыми цветами, а желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый – теплыми. Однако все промежуточные цвета могут быть холодными или теплыми только в зависимости от того, контрастируют ли они с более теплыми или холодными цветами.

7746557aee8d

Витражи Шартрского собора:

шартрский собор

70845_or

Сезанн:

Mathis_Gothart_Grünewald_030

Грюневальд:

mone

Моне:

Моне

DSC_3940

Дымковская игрушка (Ладья, 2013):

мензенская роспись

Мензенская роспись:

Основы теории цвета Иоханнеса Иттена

Таблица световых волн

Если расположить хроматические цвета по окружности, то получится цветовой круг (рис. 1).

Цветовой круг И. Иттена


Рисунок 1. Двенадцатичастный цветовой круг Иоханнеса Иттена.

В центре цветового круга треугольником находятся цвета первого порядка. Они также называются первичными или основными. Эти колоры не могут быть получены смешением других: красный, желтый, синий. На следующем уровне круга располагаются цвета второго порядка (или вторичные). Они образуются при смешивании двух основных между собой: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Внешнюю часть круга составляют вторичные и третичные цвета. Последние получаются при смешивании первичных и вторичных колоров:

  • красно-оранжевый;
  • красно-фиолетовый;
  • желто-оранжевый;
  • желто-зеленый;
  • сине-зеленый;
  • сине-фиолетовый.

Согласно теории цвета Иоганнеса Иттена, гармония цветового сочетания и впечатление от него создаются при помощи правильно выстроенных отношений между оттенками в композиции . Особенности этих отношений помогают понять 7 типов контрастов, которые сформулировал ученый.

Виды контрастов в учении Иоханнеса Иттена о цвете

Глаза и мозг человека воспринимают оттенки цветов в сравнении друг с другом. Эта закономерность стала одной из основополагающих в учении Иоганнеса Иттена о цвете. Для определения разных типов контрастов теоретиком введено понятие дополнительных цветов. Это 2 колора, которые при смешении дают серый. В круге цветов Иттена они располагаются напротив.

7 типов контрастов:

1. По цвету. Максимальным уровнем контраста обладают основные цвета. По мере увеличения примесей он ослабевает. Так, контраст цветов второго уровня уже ниже.

2. По светлоте. Самый высокий уровень контраста предсказуемо наблюдается между ахроматическими белым и черным. Максимально контрастную по светлоте пару среди хроматических тонов представляют желтый и фиолетовый.

3. По цветовой температуре. Представляет отношения теплых и холодных оттенков в композиции. Этот вид контраста также позволяет создать ощущение объема или перспективы на картине, так как теплые тона кажутся визуально ближе, а холодные – дальше.

4. По насыщенности. Насыщенность уменьшается при добавлении к чистому колору ахроматического или дополнительного цвета. Использование контраста по насыщенности позволяет создать гармоничную композицию, подчеркнуть главное.

6. Симультанный контраст. Этот вид основан на явлении, вызванном субъективностью восприятия цветов человеческим зрением. При рассматривании какого-либо оттенка возникает ощущение присутствия его дополнительного колора.

7. По площади. Характеризуется соотношением размеров цветовых пятен. Числовые значения гармоничных пропорций были выведены другим знаменитым исследователем Гете.

Помимо описаний контрастов, Иттен разработал схемы гармоничных сочетаний. Для этого ученый снова обратился к цветовому кругу.


Схемы сочетания 2, 3, 4 цветов (слева) и 6 цветов.

Влияние работы Иоханнеса Иттена на искусство и в настоящее время по-прежнему огромно. Его теорию цвета изучают новые поколения художников, дизайнеров, фотографов. Она помогает стилистам, маркетологам и прочим специалистам творческой среды. Теория Иттена позволяет сформировать вкус и научиться использовать цвет для воплощения в жизнь различных идей.

*Снимки взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

11 ноября родился швейцарский художник и теоретик искусства Иоханнес Иттен (1888 —1967). Искусствовед Ксения Бандорина рассуждает о том, почему теория цвета эксцентричного преподавателя Баухауса определила развитие моды и дизайна на столетие вперед

Неоспоримая внутренняя связь цвета и формы — красного с квадратом, синего с кругом, а желтого с треугольником — кажется, существовала вечно. И даже модная в наше время тенденция в плоскостной раскраске стен, которую демонстрируют сегодня в своих работах самые актуальные дизайнеры, основана именно на этих постулатах. В том же, что они приобрели такое значение в последние годы, к 100-летию Баухауса, есть своя закономерность.

На вкус и цвет: Иоханнес Иттен (фото 1)

Именно Иоханнес Иттен (Johannes Itten), педагог, автор цветового форкурса в знаменитой школе, сформулировал логичный и структурированный подход к использованию цвета в дизайне.

Согласно теории Иттена, все цвета делятся на две базовые группы: хроматические (локальные цвета солнечного спектра) и ахроматические (белый и черный, а также все расположенные между ними оттенки серого).

Особенности этих цветовых отношений помогают понять 7 типов контрастов, которые и сформулировал Иттен: по цвету, по светлоте, по цветовой температуре, по насыщенности, по контрасту дополнительных цветов, по занимаемой площади и по симультанному контрасту.

Сейчас это кажется таким очевидным, что мы не задумываемся о том, что учению Иттена чуть меньше ста лет. Смелость современного дизайнера, использующего эти правила, будь то Доротея Мейлихзон (Dorothée Meilichzon), Тать­яна фон Штейн (Tatiana von Stein) или Гейл Нунан (Gayle Noonan), конечно же, подпитана успешными экспериментами таких легенд дизайна и искусства, как Пит Мондриан (Piet Mondriaan), Ив Сен-Лоран (Yves Saint-Laurent), Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass).

Так почему же сегодня снова на слуху эта система? Прошло 60 лет — и это определенный культурологический цикл, новый виток переосмысления моды середины прошлого века. Проверим: Иттена от Лорана отделяет столько же лет, сколько легендарную цветовую коллекцию кутюрье от сегодняшнего дня.

Бренды-трендсеттеры, такие как Vitra, Cassina, cc-tapis и др., в дизайне своих стендов на ведущих международных выставках и в своих коллекциях активно используют прием колор-блокинга — ярких и контрастных цветовых сочетаний. Сильные, вызывающие, активные, как манифест группы Memphis в 1980-х, монохромные цветовые выкрасы стен можно встретить сегодня и в дизайне интерьеров, в первую очередь, бутиков, кафе, салонов. Работы Индии Мадави (India Mahdavi), студии Sella Concept и Хайме Айона (Jaime Hayon) — красочное тому подтверждение.

Прием, казалось бы, прост, но позволяет решать множество задач, помимо создания wow-эффекта. Во-первых, это быстро, что важно для любого интерьерного обновления. Во-вторых, это универсальный способ зонирования пространства — он понятен для всех посетителей на интуитивном уровне: каждая зона имеет свой цвет.

А 100% простые несмешанные цвета (именно их применяют в колор-блоке) идеально формируют настроение — массовое увлечение психологией цвета в интерьере последние несколько сезонов стало главным инструментом дизайнеров и декораторов. Многие пошли дальше и экспериментируют со сложными оттенками цветов, что радикально отличается от теории цвета Баухауса, а вместо модернистской ясности пространства приобретают современную эмоциональность, а порой — драматизм.

Бесспорная связь цвета с определённой формой (красного с квадратом, жёлтого с треугольником, синего с кругом) стала своеобразным ключом к развитию цветовой культуры человека. На этих же принципах основана модная сегодня тенденция в плоскостной раскраске стен, которая прослеживается в работах современных дизайнеров. Так почему теория, которую вывел Иоханнес Иттен более полувека назад, и сейчас является основой при выборе цвета для интерьера?

Цветовой конструктор Иттена

Согласно теории мастера, все цвета делятся на две группы: ахроматические (белый, чёрный и все оттенки серого) и хроматические (все остальные цвета спектра). Кроме того, Иттен сформулировал 7 типов цветовых контрастов: по цвету, по глубине цвета, контраст холодного и тёплого, контраст цветового насыщения, контраст дополнительных цветов, контраст цветового распространения, симультанный контраст.

Использование методики цветового анализа в дизайне

Прошло 60 лет: это определённый жизненный цикл для культуры и новый виток переосмысления событий и моды середины прошлого столетия. Но почему эта система всё так же актуальна?

На первый взгляд приём кажется простым. Однако помимо создания WOW-эффекта, он помогает решить массу задач. Прежде всего, это возможность быстро обновить интерьер. К тому же, это универсальный способ деления пространства на зоны: он понятен для любого из нас, поскольку у каждой зоны свой цвет.

Чистые не смешанные цвета, которые обычно используются в колор-блоках, поднимают настроение и служат средством самовыражения. Повальное увлечение людей психологией цвета в интерьере вот уже несколько сезонов является главным критерием, который должны учитывать дизайнеры и декораторы. Многие отважились на смелые эксперименты со сложными оттенками цветов.

“Инстаграмность”, публикабельность современных интерьеров — ещё одна причина популярности данного тренда. Как показывает опыт, минималистические интерьеры с плоскостным декором выглядят в социальных сетях эффектнее всего.

Кроме того, изображения интерьеров в 2D-декоре практически не требуют компьютерной обработки, обязательной для публикации интерьеров в классическом стиле. Тут нельзя не упомянуть графический дизайн – самую продвинутую сферу, с которой начинали свои исследования цвета на только Иоханнес Иттен, но и представители поп-арта, и члены дизайн-группы Memphis.

Читайте также: