Итоги реформации в швейцарии 7 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Поражение революционного крестьянско-плебейского движения очень сузило социальную базу цвйнглианской реформации и в веской ступени предназначило её провинциальную ограниченность.

Это сказалось, однако, не сразу. Следующие несколько лет ознаменовались довольно большими фуррорами цвинглианской реформации в Швейцарии. В 1528 г. она была официально проведена в Берне, а затем в Базеле, Санкт-Галлене, Гларусе и Шафхаузене. Протестантские кантоны сделали необыкновенную компанию снутри конфедерации и стали проводить согласованную политику.

Окрылённые этими фуррорами сторонники Цвингли теснее приготовлялись приступить к соединению Швейцарии под главенством Цюриха. Но эти планы цвинглианцев, лишившихся поддержки народных масс, встретили враждебное отношение со стороны лесных кантонов и недоверчивое со стороны Берна, который опасался чрезмерного усиления Цюриха. В 1531 г. дело дошло до открытого военного столкновения Цюриха с пятью лесными кантонами. Цюрих вступил в войну неподготовленным и расколотым на злобные группировки. Битва при Каппеле в 1531 г. завершилась полным боевым поражением Цюриха. В бою пал и сам Цвингли.

После этого альянс протестантских кантонов распался, а проповедь цвинглианства в кантонах, оставшихся католическими, была воспрещена. Решение вопроса о государственном соединеньи и укреплении государственной общности страны задержалось на целые столетия.

Подавление крестьянско-плебейского движения сузило и без того не слишком прочную базу цвинглианской реформации, предопределило ее провинциальную ограниченность, хотя это сказалось и не сразу. Ближайшие годы даже ознаменовались серьезными ее успехами. В 1528 г . цвинглианство было введено в Берне, а затем в Базеле, Сен-Галлене, Гларусе и Шаффгаузене. Протестантские кантоны создали особый союз внутри конфедерации. Приверженцы Цвингли уже готовились к объединению Швейцарии под главенством Цюриха. Однако эти планы были враждебно приняты лесными кантонами и недоверчиво – Берном, который претендовал на такую же роль. В 1531 г . дело дошло до военного столкновения с пятью лесными кантонами. Плохо к этому подготовленный, расколотый внутренне, Цюрих проиграл войну. В битве при Каппеле его войска были разгромлены, погиб в ней и сам Цвингли.

Союз протестантских кантонов распался, решение вопроса о политической централизации и укреплении национальной общности страны задержалось на столетия. Центр реформационного движения переместился в юго-западную часть Швейцарии.

В Швейцарии

В Швейцарии Вопрос 11.31Чем прославился проповедник цюрихской церкви Святого Петра Иоганн Каспар Лафатер?И кто такой князь Северный, с которым Лафатер обстоятельно беседовал в 1782 году?Вопрос 11.32Русские путешественники, которым случалось в Цюрихе беседовать с Лафатером и

В Швейцарии

КОММУНИСТ ИЗ ШВЕЙЦАРИИ

КОММУНИСТ ИЗ ШВЕЙЦАРИИ Родился Шахт в рабочей семье: отец — маляр, мать — уборщица. Сам он с 14 лет пошел по стопам отца — начал работать маляром, затем три года — подручным электромонтера на заводе. В 1918 г. вступил в Коммунистический союз молодежи Швейцарии, быстро

1. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ

1. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ В XVI в. территория Швейцарского союза увеличилась за счет еще трех кантонов – Базеля, Шаффгаузена (1501) и Аппенцелля (1513), а также некоторых земель, присоединенных в ходе борьбы Берна с Савойей (Ваадт и др.). Теперь в союз входило тринадцать

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ В ШВЕЙЦАРИИ

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ В ШВЕЙЦАРИИ Реформационное движение в Швейцарии было частью того социально-политического и идеологического движения, которое охватило в той или иной мере большинство европейских стран в XVI в. Историческое значение двух реформационных

Под небом Швейцарии

Под небом Швейцарии В Швейцарии отчетливый русский след проступает с XVIII века. Двенадцатиметровый крест в углублении скалы близ города Андерматта с надписью на русском языке напоминает о легендарном переходе через Альпы войск А.В. Суворова в 1799 году. Есть неподалеку и

9. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ. КАЛЬВИНИЗМ

9. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ. КАЛЬВИНИЗМ В 20–30–е гг. XVI в. лютеранство проникает в Швецию, Норвегию и Данию. Но особенно благоприятную почву Реформация нашла в соседней Швейцарии и именно здесь сделала следующий шаг в идеологическом и организационном отношениях. Здесь были

Реформация в Швейцарии. Кальвинизм

Реформация в Швейцарии. Кальвинизм Начавшись в Германии, Реформация вскоре охватила Нидерланды, Англию, Скандинавию, Францию, Швейцарию. Не во всех странах реформа церкви проводилась по лютеранскому образцу. Появились новые теоретики Реформации и ее самостоятельные

Походы в Италии и Швейцарии

Походы в Италии и Швейцарии 1799 год. В ходе походов в Италии и Швейцарии А. В. Суворов громит лучших полководцев Франции.1799 год, 17 апреля. Собранные в кулак 50 000 ратников А. В. Суворова громят на р. Адда французские войска под командой генерала Ж. В. Моро (1763–1813). Ж. В. Моро бежит.

Русичи в Швейцарии

Русичи в Швейцарии Идеолог русского национализма Иван Александрович Ильин (16/28.03.1882, Москва -21.12.1954, Цюрих) – русский учёный, классик русской философии, составил идею воспитания нации, русского народа, на классических русских традициях и фундаментальных основах,

Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам

Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам Нам не раз уже случалось в истекшем (1908) году говорить о современном положении и течениях в буржуазной демократии в России. Мы отмечали покушение на

В Швейцарии

В Швейцарии

Особенности политического устройства Швейцарии и их влияние на Реформацию

В XV веке Швейцария только формально входила в состав Священной Римской империи. Фактически она была независимой, и ее государственное устройство резко отличалось от типичного в то время для Европы.

Швейцарские кантоны представляли собой самоуправляющиеся и самоорганизовывающиеся общины, почти независимые друг от друга. Общие вопросы решались коллегиально, собранием представителей кантонов. То есть, Швейцария представляла собой конфедерацию на республиканских началах.

При этом среди 13 кантонов наблюдались заметные различия в уровне экономического и общественного развития. Если некоторые из них находились еще на патриархальной стадии, то городские (например, Базель или Цюрих) развивали ремесла и торговлю, там уже появлялись мануфактуры. Соответственным было и управление – важную роль играл городской патрициат, состоящий в основном из крупных купцов и банкиров-ростовщиков.

Из-за этих различий в Швейцарии имелась социальная база как для Реформации, так и для католической реакции. Развитые городские кантоны тяготели к новому, а отсталые не видели причин отказываться от привычных религиозных норм.

Основные направления швейцарской Реформации

Хотя лидеры швейцарской Реформации контактировали с Лютером и его последователями, они не переняли учение Лютера буквально. В Швейцарии обнаружились свои проповедники-реформисты, и учение их получило даже большее распространение, чем лютеранство. Базой для развития этих учений стали богатые города с развитой буржуазной прослойкой – Цюрих и Женева.

Учение У. Цвингли и первая попытка утверждения реформации в Швейцарии

В 1523 году городской магистрат Цюриха предложил провести реформирование церкви в кантоне священнику Ульриху Цвингли (1484-1531). Он имел университетское образование и немалый практический жизненный опыт, общался с Лютером, но не во всем согласился с ним.

У. Цвингли

Религиозная община по Цвингли организовывалась на республиканских основах, проповедники и руководство избирались среди достойных ее членов. Община сама решала все вопросы, связанные с религией – в известном подчинении светским властям и под их контролем. Такую реформу Цвингли провел в Цюрихе, затем еще в нескольких кантонах.

Однако укреплению и дальнейшему распространению цвинглианства помешал известный радикализм его основателя. Цвингли во многом походил на чешских таборитов – он был сторонником республиканской формы правления, защищал права мелких собственников, требовал проведения не только церковных, но и некоторых социальных реформ. Из-за этого цвинглианские кантоны не были поддержаны протестантскими германскими князьями, когда у них разгорелся конфликт с лесными кантонами, оставшимися приверженцами католицизма. Цвингли погиб в этом конфликте, а его учение начало приходить в упадок.

Кальвинистская Реформация в Швейцарии

В 1536 году центр Реформации в Швейцарии переместился из Цюриха в Женеву, куда прибыл из Франции богослов-протестант Жан Кальвин (1509-1564). В отличие от Цвингли, он был выходцем из богатой семьи, однако вел аскетический образ жизни. Кальвин имел хорошее образование, а из Франции уехал, опасаясь преследований.

Ж. Кальвин и основы его учения

Этот проповедник разработал собственное учение, отличное от лютеровского. По Кальвину, человек не может спасти свою душу верой и безгрешным поведением, ибо божьим промыслом заранее предопределено, чья душа спасется, а чья – нет (догмат о предопределении). Однако человеку не дано постичь этот промысел, и потому он должен вести себя так, будто является божьим избранником и обязательно будет спасен. Недовольство не следует проявлять в любом случае, ибо это возражение божьей воле.

Церкви Кальвина не требовались священники и епископы. Верующие должны были избирать пресвитеров для руководства общиной, дьяконов для сбора и распределения благотворительных пожертвований и пастырей для чтения проповедей. В значительной степени Кальвин ставил светские власти в зависимость от пресвитеров.

собрание кальвинистских пресвитеров

В разных странах кальвинизм обретал разные отличия от собственно учения Кальвина – возникали более жесткие и более мягкие его варианты. Способствовало разнообразию и то, что остатки цвинглианцев влились в кальвинистские общины. К примеру, в Англии кальвинисты-пуритане опирались скорее на цвинглианство, чем на кальвинизм в чистом виде. Вскоре кальвинизм стал едва ли не более популярным и распространенным реформационным учением, чем лютеранство.

Контрреформация и религиозные конфликты в Европе

Католичество не собиралось просто так делиться своим влиянием с протестантами – это относится и к церковному руководству, и к монашеству, и к верующим мирянам. Кампания противодействия католиков распространению Реформации известна под названием Контрреформации.

Первым ее актом считается официальное отлучение папой Львом Х от церкви Лютера (1520 год). О завершении кампании говорить не приходится, хотя основной накал борьбы спал уже в конце XVI века.

В первые годы Реформации католическое руководство относилось к ней, как к очередной ереси – с уверенностью, что это учение можно будет быстро подавить силой и уговорами. Однако все же церковь отреагировала ограниченной критикой некоторых проступков своих служителей (в том числе пап) в далеком прошлом, а также созданием новых монашеских орденов. Они должны были послужить символами обновления церкви и укрепить ее авторитет.

Игнатий Лойола - основатель ордена иезуитов

В 1542 году появилась папская булла, расширяющая полномочия римского инквизиционного трибунала. После этого в католических странах усилились преследования протестантов, а в Италии было казнено несколько скептически настроенных ученых (самый известный пример – Дж. Бруно).

С 1545 по 1562 год (со значительными перерывами) заседал Тридентский церковный собор. Он был призван разработать меры по реформированию церкви. Собор отменил торговлю индульгенциями, ограничил возможности продажи церковных должностей и получения доходов с них. Однако и речи не шло о пересмотре основных католических догматов и об ограничении роли папского престола. Впрочем, набравшие силу светские правители (в том числе католики) уже не позволили папству восстановить свою светскую власть.

Кроме собственно церковных мероприятий, Контрреформация проявилась в открытых вооруженных конфликтах в Европе. Борьба католической Испании с реформаторскими движениями в Нидерландах стала толчком к Нидерландской буржуазной революции. Францию во второй половине XVI века раздирали религиозные войны между католиками и кальвинистами-гугенотами. Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 года, когда в Париже состоялась массовая резня протестантов, стала символом силового противостояния религий.

Варфоломеевская ночь в Париже - апогей Контрреформации

Религиозный фактор имел значение и в межгосударственных войнах – Тридцатилетней войне и войне Англии с Испанией, завершившейся разгромом Непобедимой армады. Нетерпимость ко всем верованиям, кроме католичества, в Речи Посполитой, стала одним из поводов для начала войны под предводительством Б. Хмельницкого на Украине – в это конфликт было втянуто Крымское ханство и Московское царство.

Итоги Контрреформации

В результате длительного противостояния католиков и протестантов в Европе сложилось региональное распределение религий. В ряде стран (Испания, Италия, Франция, южногерманские княжества, Речь Посполита) сохранились позиции католичества. Северная Европа, Швейцария, Северная Германия, Англия стали протестантскими государствами.

После периода религиозных войн отношения католиков с протестантами стали несколько спокойнее, хотя взаимная напряженность сохранялась довольно долго. Католики в протестантских странах и протестанты в католических подвергались ограничениям и преследованиям.

Зародившийся в Швейцарии кальвинизм стал одним из самых популярных протестантских учений. Его популярность вскоре догнала и даже превзошла популярность лютеранства и англиканства.

Орден иезуитов из-за своих методов вскоре был признан нежелательным во многих государствах и изгнан. Однако орден существует и сегодня. Кроме политических интриг, он известен организацией школ, где давали качественное образование и весьма специфическое, жестокое воспитание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КальвинизмРеформация в швейцарии

Описание презентации по отдельным слайдам:

КальвинизмРеформация в швейцарии

Кальвинизм
Реформация в швейцарии

Реформация не везде одержала победу. Не все страны проводили реформы по лют.

Реформация не везде одержала победу. Не все страны проводили реформы по лютеровскому образцу. Появились новые течения Реформации. На историческую арену вышли новые люди со своими представлениями о смысле жизни, о добре, зле, справедливости, т.е. со своими ценностями.

Кем были эти люди? Что легло в основу их идей – личный интерес или запрос вр.

Кем были эти люди?
Что легло в основу их идей – личный интерес или запрос времени?
Что двигало ими – материальные или духовные факторы?





Наша задача сегодня на уроке не только охарактеризовать и сравнить главные р.

Немецкий историк, политик, социолог М.Вебер утверждал, что не материальные.

Немецкий историк, политик, социолог М.Вебер утверждал, что не материальные, а духовные факторы носят определяющий характер в истории общества. Не интересы, а идеи господствуют над деятельностью людей. Так ли это? Среди историков нет единого мнения по этому вопросу. Но выводы Вебера, позволяют нам на сегодняшнем уроке взглянуть на эпоху Реформации по-новому.


Работа с картой и атласом: Определите, какие страны были охвачены Реформацией.

Работа с картой и атласом:
Определите, какие страны были охвачены Реформацией?
Часть Германии, Англия, Голландия, Дания, Норвегия, Швеция, Швейцария.
Какие страны оставались католическими?
 Австрия, Испания, Италия, Франция.
Итак, европейские страны разделились на протестантские и католические.

Экономическое и политическое положение Швейцарии во многом напоминало состоян.

Экономическое и политическое положение Швейцарии во многом напоминало состояние Германии накануне Реформации. Швейцария также состояла из нескольких независимых и слабо связанных между собой земель - КАНТОНОВ.

В Швейцарии католическая церковь имела сильные позиции. Эта горная страна, ра.

В Швейцарии католическая церковь имела сильные позиции.
Эта горная страна, расположенная в центре Европы, находилась на путях из южной Германии и Франции в Италию. Расположение страны на важных торговых путях способствовало тому, что швейцарцы были хорошо связаны с торговлей и промышленностью других стран. Поэтому, лютеранство, отражавшее, в первую очередь, взгляды буржуазии, нашло здесь благоприятную почву. Богатый и процветающий город Женева стал одним из центров европейской Реформации.
Именно в Женеве, по воле судьбы, оказался неизвестный никому француз-эмигрант Жан Кальвин, который стал виднейшим теоретиком нового направления в протестанизме

Кальвин в женеве

Кальвин в женеве

Он хотел, чтобы люди проводили больше времени размышляя над Священным Писание.

Он хотел, чтобы люди проводили больше времени размышляя над Священным Писанием. Чтобы они пребывали в постоянном страхе перед грехом и в раскаянии. Скромные тёмные одежды, простые причёски, пение псалмов вместо шумных карнавалов, театральных зрелищ – вот к чему призывал Кальвин. Жители Женевы должны были быть бережливыми, трудолюбивыми и серьёзными. Тех, кто не подчинялся, ожидало суровое наказание.


Некогда яркая и весёлая Женева оделась в чёрно-коричневые цвета и погрузилась.


Какая главная идея заложена в учение Кальвина?  « Идея божественного предоп.

Почему же столь пессимистическое, радикальное учение нашло сторонников? Кем о.

Закрепление: заполнение таблицы на доске «Распространение реформационных иде.

Читайте также: